Содержание
1. Местонахождение муниципального образования, его территориальные границы и смежества. 3
2. Характеристика населения муниципального образования. 3
3. Виды деятельности муниципального образования. 5
4. Структура органов местного самоуправления. 5
5. Проблемы и перспективы развития муниципального образования. 7
Список литературы.. 12
1. Местонахождение муниципального образования, его территориальные границы и смежества
Город Омск, основанный 2 августа 1716 года, обладающий статусом города с 1782 года, является открытым городом, входит в состав Омской области и является административным центром области - субъекта Российской Федерации.
Городское самоуправление осуществляется в пределах административной границы (городской черты), очерчивающей внешние границы земель города Омска. Земли в границах города независимо от форм собственности и целевого назначения составляют территорию города и находятся в ведении органов городского самоуправления.
Городская черта установлена в соответствии с исторически сложившейся границей города и постановлением Главы администрации Омской области от 21.03.94 г. N 129-п "Об установлении границ земель, находящихся в ведении администрации города Омска".
Изменение границ территории города производится с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов городского самоуправления, а также органов государственной власти Омской области в порядке, установленным законодательством Омской области.
Изменение границ территории города не допускается без учета мнения населения города, выраженного в порядке, установленном Уставом в соответствии с законодательством Омской области.
2. Характеристика населения муниципального образования
Численность постоянного населения на начало 2004 года - 1 145 200 человек.
Основные показатели естественного движения населения г. Омска в январе-сентябре 2004 года приведены в таблице:
Январь – сентябрь |
|||||
человек |
на 1000 человек населения |
||||
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2004 г. в % к 2003 г. |
|
Родившиеся |
8489 |
8275 |
10,0 |
9,9 |
99,0 |
Умершие |
11933 |
11782 |
14,1 |
14,0 |
99,3 |
из них дети в возрасте до 1 года |
82 |
61 |
10,3 1) |
7,4 1) |
71,8 |
Естественная убыль |
-3444 |
-3507 |
-4,1 |
-4,1 |
100,0 |
Браки 2) |
7274 |
6916 |
8,4 |
8,1 |
96,4 |
Разводы 2) |
4466 |
4028 |
5,2 |
4,7 |
90,4 |
1) На 1000 родившихся.
2) Включая населенные пункты, подчиненные администрации г. Омска.
Коэффициенты рождаемости и смертности в январе – сентябре (промилле)
Общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста (-убыли) в январе-сентябре по административным округам г. Омска представлены в таблице:
Общий коэффициент рождаемости |
Общий коэффициент смертности |
Общий коэффициент естественного прироста (- убыли) |
||||
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
|
г. Омск, всего |
10,0 |
9,9 |
14,1 |
14,0 |
-4,1 |
-4,1 |
в том числе: |
||||||
Кировский |
10,6 |
10,2 |
13,0 |
13,3 |
-2,4 |
-3,1 |
Ленинский |
10,9 |
10,4 |
15,1 |
14,9 |
-4,2 |
-4,5 |
Октябрьский |
9,9 |
9,7 |
14,5 |
13,5 |
-4,6 |
-3,8 |
Советский |
9,3 |
9,3 |
14,5 |
14,3 |
-5,2 |
-5,0 |
Центральный |
9,8 |
9,8 |
13,9 |
14,2 |
-4,1 |
-4,4 |
Число браков, зарегистрированных в органах загса, в январе–сентябре 2004 года уменьшилось на 3,6 процента по сравнению с соответствующим периодом 2003 года. На 1000 зарегистрированных браков приходилось 582 развода.
Официальная безработица в городе остается на низком уровне (3,7 тыс. человек на конец августа 2004 года), составляя 0,3-0,4% от численности населения трудоспособного возраста.
Численность работников крупных и средних организаций г. Омска1) в сентябре 2004 года составляла 341,1 тыс. человек, что на 1,3 процента меньше, чем в сентябре 2003 года.
Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию к концу сентября 2004 года составляла 0,38 человека (сентябрь 2003 года – 0,30 человека).
3. Виды деятельности муниципального образования
Омск – крупнейший промышленный, научный и культурный центр Западной Сибири, обладающий высоким социальным, научным, производственным потенциалом.
Сейчас основу экономики города составляют предприятия машиностроения, топливно-энергетических отраслей, химической и нефтехимической промышленности, пищевой, легкой, а также лесной и деревообрабатывающей промышленности. Омск – крупный транспортный узел. В городе действуют воздушный, речной, железнодорожный, автомобильный и трубопроводный виды транспорта, аэропорт.
4. Структура органов местного самоуправления
Представительным органом городского самоуправления является Омский городской Совет.
Из числа депутатов Омского городского Совета формируются комиссии (комитеты) и другие рабочие органы по отдельным направлениям деятельности Омского городского Совета. Функции, полномочия и порядок работы комиссий (комитетов) определяются Регламентом Омского городского Совета.
Омский городской Совет, в случае необходимости, может создавать временные комиссии и рабочие группы, привлекать к работе на платной основе необходимых специалистов.
В Омском городском Совете могут создаваться постоянные и временные депутатские объединения. Порядок образования и регистрации депутатских объединений, а также их права и обязанности определяются Омским городским Советом.
Организационное, правовое, информационное, материально - техническое обеспечение деятельности Омского городского Совета осуществляет аппарат Омского городского Совета, в составе которого образуются структурные подразделения: управления, отделы, сектора.
Исполнительным органом городского самоуправления является администрация города Омска, возглавляемая главой городского самоуправления - Мэром города Омска.
Администрация города Омска для реализации своих полномочий образует структурные подразделения. Структура администрации города Омска определяется Мэром города Омска по согласованию с Омским городским Советом и в соответствии со схемой управления городом Омском. Деятельность структурных подразделений администрации города Омска осуществляется в соответствии с положениями об этих подразделениях, утверждаемыми Мэром города Омска. Деятельность структурных подразделений администрации города Омска финансируется за счет средств городского бюджета. Руководители структурных подразделений администрации города Омска по вопросам своего ведения издают распорядительные документы, которые могут быть отменены Мэром города Омска в случае несоответствия законодательству, актам Омского городского Совета или Мэра города Омска.
Мэр города Омска является высшим выборным должностным лицом городского самоуправления, избираемым на должность населением города.
Мэр города Омска представляет город Омск во взаимоотношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также осуществляет повседневное управление городскими делами, обеспечивает выполнение решений Омского городского Совета. Мэр города Омска избирается на 5 лет жителями города на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Мэр города Омска в соответствии с законодательством подотчетен Омскому городскому Совету.
Глава исполнительной власти избирается на должность непосредственно населением, однако при этом он не становится главой данного представительного органа. Таким образом, выглядит модель развития местного самоуправления.
5. Проблемы и перспективы развития муниципального образования
ЖКХ Омска
Первое, что планируется было сделать – это превратить ЖКХ в систему, работающую без сбоев, по определенным правилам. Должно быть понятно, кто оказывает услуги и кто их оплачивает. Только добившись этого можно привлечь в отрасль инвесторов и выстроить рыночные механизмы хозяйствования. Инвесторам должно быть четко понятно, что, вложив в дело денежные средства, они получат экономический эффект.
Необходимо на первом этапе провести централизацию управления, и только затем приступать к формированию рынка услуг по обслуживанию жилого фонда и выстраивать систему «Заказчик – Подрядчик». Поэтому сегодня программа действий состоит, главным образом, в построении четкой вертикали управления ЖКХ города, разведении финансовых и хозяйственных функций, налаживании жесткого контроля на всех уровнях.
Программа газификации
Цена этого вопроса на сегодня как минимум 800 млн.руб., которые уплачиваются в виде дотаций котельным, не считая субсидий и льгот, которые создают дополнительную нагрузку на бюджет.
В городе разработана программа газификации до 2010 года, основными целями которой являются:
- оптимальное решение вопросов снабжения потребителей социальной сферы теплом и горячей водой;
- снижение затрат бюджета города, энергоснабжающих предприятия и потребителей на услуги теплоснабжения;
- сокращение вредного воздействия на окружающую среду.
В ходе реализации программы газификации г. Омска предполагаются следующие направления:
Первое – поэтапная реконструкция существующих муниципальных и ведомственных котельных с переводом их на природный газ. В 2004 году был реализован первый инвестиционный проект в рамках программы газификации – реконструкция котельной Сибзавода. Это позволило снизить существующий тариф почти на 250 руб. Экономия для городского бюджета составила 40 миллионов рублей в год.
Второе и главное направление – это строительство котельных малой мощности на природном газе. Осуществление программы газификации муниципальных котельных – это глубокая реформа ТКЭ – одного из узловых предприятий муниципальной энергетики.
Третье направление программы газификации– перевод жилья на природный газ.
Реорганизация муниципальной энергетики
С целью защиты прав населения и бюджета, оптимизации финансовых взаимоотношений муниципалитета и ведомств, муниципальных предприятий и потребителей, городская администрация создала свою муниципальную энергосбытовую компанию. ОмЭСКо – не коммерческая структура и не посредник между потребителями и теплоснабжающими организациями, на нее сегодня возложены функции:
- проведения единой энергосбытовой политики в городе;
- контроль надежности энергоснабжения населения и прочих городских потребителей;
- единый расчетный центр по платежам населения;
- обеспечение своевременной и в полном объеме оплаты абонентами потребленной энергии.
Абонентская работа, расчеты за отпущенное тепло выходят на качественно новый уровень. Если раньше работы сборы с населения за горячую воду и тепло «растворялись» в расходах на производственные нужды предприятия, то теперь у муниципалитета есть возможность проследить, чтобы эти платежи направлялись только на нужды котельной, на теплообеспечение жилых домов.
ОмЭСКо уже становится эффективной системой сбора коммунальных платежей, ориентированная на интересы жителей города, поскольку обеспечивает: централизацию платежей; контроль надежности и качества поставляемых коммунальных услуг; координацию программы установки в жилом секторе приборов учета.
Жилищный фонд
В настоящее время готовится проект по технологиям «Мирового банка реконструкции и развития» по реконструкции «хрущевок» серии 335.
По договору с владельцами жилья устанавливаются приборы учета, проводится утепление домов специальным материалом и производится надстройка мансард, за счет этого жилплощадь увеличивается на 40%. Под эти проекты инвесторами выступают банки, средства возвращаются за счет продажи мансардной части. В связи с этой реконструкцией расходы воды и тепла уменьшаются на 30-40%. Рентабельность реконструкции домов составляет 25%, платежи населения сокращаются на 33% в связи с экономией на тепле и 50% на воде. В результате происходит экономия средств населения, а также бюджетных средств, которые в дальнейшем направляются на финансирование городских социальных программ.
Дорожное хозяйство
Очевидной проблемой города на протяжении последних лет является состояние улично-дорожной сети. Основные причины – стремительный рост числа машин и хроническая нехватка средств на ремонт дорог.
Политика муниципалитета в части дорожного хозяйства города основана на новом подходе. Он включает:
1) организационный контроль окружных муниципальных унитарных предприятий;
2) оперативное управление финансовыми потоками в этой сфере;
3) техническое оснащение дорожных работ;
4) совершенствование технологии проведения работ и их качества.
Реорганизация системы управления дорожным хозяйством и благоустройством в городе Омске, в виде создания окружных муниципальных унитарных предприятий по благоустройству и дорожному хозяйству позволит улучшить содержание дорог и объектов благоустройства городского значения, а также создать жизнеспособную систему благоустройства в административных округах города Омска. Для осуществления работ по благоустройству важнейшее значение имеет техническое оснащение.
Для централизации финансовых потоков и контроля за их расходованием, Администрация тщательно подошла к выбору подрядчиков. Сегодня на ремонтах городских дорог работают только те предприятия, у которых есть собственные асфальтобетонные заводы. Это позволяет не только экономить средства, но и строго контролировать качество. Поставщики асфальта и щебня для дорожных служб округов города определялись на открытых торгах по системе муниципального заказа. Результат – цены были сохранены на уровне прошлого года, а дорожники получили гарантии поставок качественных материалов в необходимых объемах.
Специалисты четко следят за соблюдением технологии работ, в особенности при ямочных ремонтах. Это касается не только качества асфальта, но и подготовительных работ. Повышены требования к строительству и ремонту водоотводов у дорог. Их отсутствие - это одна из главных причин разрушения полотна. Там, где нет возможности поставить водоотвод, делаются поперечные уклоны, либо поднимается ось дороги. При ремонтах применяется новая техника. К примеру, рецайклер, который снимает верхний слой асфальта и укладывает новый.
Политика в социальной сфере
Городская администрация строит социальную политику на принципах партнёрства с бизнесом, привлекая городскую элиту, людей, обладающих высокой активностью, статусом и возможностями, к сотрудничеству, взаимной договорённости ради общего дела.
Так, в рамках мероприятий по совершенствованию здравоохранения в 2004 году началось приобретение медицинского оборудования по лизинговой схеме, и освоение более 30 миллионов рублей. Благодаря чему решена проблема обеспечения автотранспортом муниципальных лечпрофучреждений, в первую очередь городской станции медицинской помощи.
В этом году запланированы значительные поступления медицинского оборудования, причем в первую очередь в амбулаторное звено. В каждом из 5 округов определены базовые поликлиники, в которые в первую очередь пойдет новая техника.
Многие спортсооружения также возводятся на внебюджетные средства. Для этого создан и успешно работает городской общественный Фонд поддержки детского и массового спорта. Созданный по инициативе городского управления физической культуры и спорта, Фонд сумел объединить энтузиастов физкультурно-массового движения, крупных инвесторов в лице бизнесменов и предпринимателей. Проекты Фонда – это и программа «Каждому двору – спортивную площадку», и финансирование таких полюбившихся омичам соревнований как «ВелоОмск», «День стритбола» и многих других. За 2002 год на средства спонсоров построено семь комплексных спортплощадок.
Кроме того существуют программы в области молодежной политики, занятости и культуры.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. – Справочная система Гарант.
2. Устав г. Омска от 20 сентября 1995 года N 92 (в ред. Решений Омского городского Совета от 15.11.95 г. N 125, от 16.10.96 г. N 246, от 04.12.96 г. N 277).
3. Рубан В.В., Марченко Е.В., Краковская М.Я. Система муниципального управления: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2003.