Содержание
Тема 5. Прогнозирование в принятии решений. 3
5.1. Какие методы можно применить для среднесрочного прогнозирования института частного образования в России? Обоснуйте ответ. 3
5.2. Как обеспечить соблюдение принципа непрерывности прогнозирования в работе администрации города?. 4
5.3. Постройте прогнозную модель детской беспризорности в современной России. 4
Тема 6. Методы выбора альтернатив. 7
6.1. Приведите пример использования платежной матрицы.. 7
6.2. Как описываются выгоды в методе «стоимость- выгода». 8
6.3. Приведите пример использования метода экспертного ранжирования. 10
Список литературы.. 11
Тема 5. Прогнозирование в принятии решений
5.1. Какие методы можно применить для среднесрочного прогнозирования института частного образования в России? Обоснуйте ответ
Наиболее надежным методом прогнозирования института частного образования остается экспертная оценка перспектив реального процесса развития частного образования при условии, что она опирается на верные теоретические представления о нем, использует результаты, полученные с помощью других методов, и дает этим результатам правильную интерпретацию [3,с . 189].
Поисковые прогнозы (иногда их называют «изыскательскими» или «реалистическими») составляются непосредственно для того, чтобы выявить, каким может быть будущее частного образования в России, отправляясь от реалистических оценок существующих в данное время тенденций развития в образовательной сфере.
Нормативные прогнозы, ориентированные на достижение в будущем определенных целей частного образования, содержат различные практические рекомендации для осуществления соответствующих планов и программ развития частного образования.
Аналитические прогнозы, как правило, делаются для того, чтобы в научных целях определить познавательную ценность различных методов и средств исследования будущего.
Прогнозы-предостережения составляются для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее частного образования.
Конечно, различия между этими основными типами прогнозов развития частного образования условны; в одном и том же конкретном социальном прогнозе могут сочетаться признаки нескольких видов.
5.2. Как обеспечить соблюдение принципа непрерывности прогнозирования в работе администрации города?
Прогнозирование в работе администрации города, являясь важнейшим элементом управления, определяет основные направления развития политики города, отражает всю совокупность сложных внешних и внутренних связей и зависимостей между различными сферами городской жизни. Поэтому прогнозирование в работе администрации города должно основываться на принципах: альтернативность, системность прогнозирования, непрерывность , верификация (проверяемость) [3, с. 190].
Основное требование принципа непрерывности вытекает из самого названия. В задачу субъекта – администрации города, разрабатывающего прогноз, входит непрерывное корректирование прогнозных разработок по мере поступления новой информации. Например, любой долгосрочный прогноз в первоначальном варианте неизбежно носит крупномасштабный характер. С течением времени та или иная тенденция проявляется более явственно и обнаруживает себя со многих сторон. В связи с этим информация, поступающая к прогнозисту и содержащая новые данные, позволяет с большей точностью предсказать наступление политического события: необходимость созыва съезда политической партии, проведение различных политических акций, митингов, забастовок и т.д.
5.3. Постройте прогнозную модель детской беспризорности в современной России
Детская беспризорность- отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Причины беспризорности носят социально-экономический характер. Беспризорность возникает в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, а также конфликтная обстановка в семьях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми и прочее. Беспризорность неизбежно сопутствуют тяжёлые социальные последствия: рост правонарушений, преступность несовершеннолетних, детская проституция, алкоголизм, наркомания. Традиционно помощь беспризорным детям в большинстве стран оказывают благотворительные общества, частные лица и религиозные организации. Наиболее прогрессивные представители научной общественности изучали Б. как социальное явление [7, с. 123].
В России беспризорность приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской Революции 1917 (к 1922 насчитывалось около 7 млн. беспризорных). Проблемами беспризорности занимались Государственный совет защиты детей (1919, председатель А.В. Луначарский), Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК (1921, Деткомиссия ВЦИК, председатель Ф.Э. Дзержинский), социальные инспекции на местах, "Фонд имени В.И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям" (1924). В 1926 приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР "О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью".
Система ликвидации беспризорности включала выявление и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, социальную помощь и профилактику беспризорности. Организовывались детские воспитательные учреждения интернатного типа - детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки и пр. Применялись патронат, усыновление, опека и попечительство.
До середины 20-х гг. в педагогических кругах шла дискуссия о природе беспризорности. Ряд педагогов и психологов придерживались точки зрения, распространённой также в Западной Европе и Америке, что основные причины беспризорности связаны с врождённой дефективностью и психологическими отклонениями подростков. Беспризорных причисляли к дефективным детям и антисоциальным элементам, предлагали воспитывать их в закрытых исправительных учреждениях. П.П. Блонский в статье "О так называемой моральной дефективности" (1923; Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х тт., т. 1, 1979) выступил с критикой подобных взглядов. Во 2-й половине 20-х гг. было признано, что беспризорные дети - это в большинстве нормальные подростки, в силу социально-экономических обстоятельств вынужденные самостоятельно бороться за своё существование. Беспризорные дети отличались от своих сверстников из нормальных семей более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, привычками к наркотикам, алкоголю и т.п., некоторые из них преждевременно начинали половую жизнь. Опытные педагоги стремились создавать беспризорным детям максимальные возможности для нормального развития, проявления самостоятельности, инициативы, полезной творческой деятельности. Успешный опыт работы был накоплен в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко, Болшевской трудовой коммуне (М.С. Погребинский), Школе им. Ф.М. Достоевского (В.Н. Сорока-Росинский) и школе-колонии "Красные зори" (И.В Ионин) и др. К середине 30-х гг. массовая беспризорность была в основном ликвидирована. Опасность беспризорность вновь возникла в годы Великой Отечественной войны, но благодаря своевременным мерам была быстро ликвидирована.
В 50-60-е гг. считалось, что в индустриально развитых странах с беспризорностью покончено ещё в 19 в. Однако в конце 20 в. возник феномен новой волны беспризорности (т.н. дети улиц).
Особенность современной беспризорности в том, что к её причинам добавились урбанизация и техническая цивилизация, вызывающие усиливающуюся миграцию населения в города, разрастание городов, а вследствие этого - неуправляемость городской инфраструктуры, а также распад семьи, тяжёлое положение женщины, неудовлетворённость потребностей детей и молодёжи в образовании. В последние 10 лет в России произошло снижение реального уровня социально-правовой и экономически обеспеченной защиты детства и как следствие - рост беспризорности (по некоторым данным к концу 2000 насчитывалось свыше 2 млн. беспризорных детей). Беспризорные дети не включаются в систему ценностей общества, становятся лишь наблюдателями чужой жизни. Постоянный страх перед окружающей средой в свою очередь порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в каких-либо группах (шайках, бандах и т.п.), где дети также часто подвергаются эксплуатации (в том числе сексуальной), втягиваются в преступный бизнес. Такие группы представляют собой серьёзную опасность для общества [1, с. 176].
Ликвидация и профилактика беспризорности требуют гуманного подхода к личности на основе сотрудничества и координации усилий государственных, общественных и частных организаций. Во многих государствах наряду с общими социальными существуют специальные попечительские программы. Большую работу в реализации программ помощи беспризорным детям ведёт ЮНИСЕФ.
Тема 6. Методы выбора альтернатив
6.1. Приведите пример использования платежной матрицы
Для анализа олигополистического поведения используются методы теории игр. Тория игр представляет собой науку, исследующую математическими методами поведение участников в вероятностных ситуациях связанных с принятием решений.
Простейшим примером такого использования является платежная матрица. Платежная матрица представляет собой двухстороннюю таблицу, образованную множеством квадратов, каждый из которых каждый из которых представляет результат решения одного из двух продавцов.
Игры могут быть классифицированы по свойствам платежных функций. Играми с нулевой суммой (антагонистическими) называется ситуация, когда выигрыш одного из игроков равен проигрышу другого. Противоположностью играм с нулевой суммой являются игры с постоянной разностью, в которых игроки выигрывают и проигрывают одновременно, так что им выгодно действовать сообща. Игры с ненулевой суммой представляют собой промежуточный случай, где имеются конфликты и согласованные действия игроков [7, с. 190].
По характеру предварительной договоренности игры делятся на кооперативные (когда существует сговор) и некооперативные (когда каждый за себя).
Например, уже известная нам модель Курно представляет собой некооперативную игру с ненулевой суммой.
Если фирмы будут конкурировать, то положение равновесия будет достигнуто в квадрате D, где прибыль каждого будет равна нулю. Такое решение получило название равновесия Нэша.
Таблица 1
Платежная матрица
Цена 2-го Цена 1-го продавца продавца |
10 |
5 |
10 |
А 100 100 |
В 200 - 100 |
5 |
С -100 200 |
D 0 0 |
Если фирмы будут конкурировать, то положение равновесия будет достигнуто в квадрате D, где прибыль каждого будет равна нулю.
6.2. Как описываются выгоды в методе «стоимость- выгода»
Научное доказательство выгоды может оказаться сложным, поскольку очень часто оказывается непрактичным, или не этичным предпринимать рандомизированные испытания с использованием людей в качестве испытуемых. Например, невозможно случайным образом разбить людей на группы курильщиков и не курящих, поэтому за исключением некоторых моделей, выполненных на животных, исследователь ограничен обсервационными наблюдениями, которые по большей части, не так убедительны, как эксперимент [4,с . 177].
В большинстве программ проходит длительный период времени между началом программы и временем, когда появится положительный результат.
Даже если можно продемонстрировать, что данная программа приведет к разумной экономической выгоде , чрезвычайно важно знать, где будут накапливаться положительные результаты от этой программы. Например, страховая компания находящаяся не в лучшей финансовой форме, или организация по поддержанию здоровья, может начать покрывать из страховки профилактические воздействия, если финансовый эффект будет таким, или даже большим, чем стоимость программы и если большая часть всех финансовых выгод будет направлена на улучшение состояния данной страховой компании. Если большая часть финансовых выгод будет возникать у застрахованных, а не у страхователей, тогда программа будет рассматриваться только как финансовые затраты данной страховой компании.
Те же самые принципы являются справедливыми для еще более ограниченных финансов – государственных бюджетов, таких как местные бюджеты, бюджеты штатов и федеральные бюджеты. Если экономия от профилактических мероприятий идет напрямую к индивидууму, а не в правительственный бюджет, избранные представители могут не поддержать профилактическое вмешательство, даже если польза от них явно перевешивает расходы. Выбранные представители хотят продемонстрировать результаты до следующей предвыборной кампании.
Если вмешательства проводятся в настоящий момент данным правительством, то расходы на него – это расходы на сегодняшний день, но экономия может не наступить до тех пор, пока не пройдет значительное количество лет. Даже если экономия накапливалась бы в том же самом бюджете, который и предоставлял деньги для программ, отсрочка в экономическом возврате означает, что эта выгода стоит меньше, чем те деньги, которые потрачены в настоящий момент. На жаргоне экономистов нынешняя цена данной выгоды должна быть взята с дисконтом, и поэтому продемонстрировать стоимость -эффективность, или положительное отношение выгоды -расходы значительно сложнее.
6.3. Приведите пример использования метода экспертного ранжирования
В области экспертного ранжирования был разработан программный продукт. Целью создания программного продукта является систематизация и обобщение основных теоретических наработок в данной области. Область применение программы - обработка экономической, социологической и др. информации на основе статистических данных.
Средой реализации методов и алгоритмов был выбран один из известных языков визуального программирования фирмы “Borland” - “Delphi 5”.Программный продукт называется “Эксперт” и написан под наиболее распространенную операционную систему Windows 95(98). На данном этапе разработки было реализовано два метода построения экспертного ранжирования некоторых объектов: “Правило большинства” и “Правило Бордо”. Возможно динамически задавать количество опрашиваемых экспертов и количество ранжируемых объектов, а так же задавать параметры результирующего ранжирования. Программа предусматривает дальнейшие доработки, связанные с реализацией иных методов.
Список литературы
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4 изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 461 с.
2. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – Киев: Украинский институт менеджмента и бизнеса, 2000. – 408 с.
3. Берзинь И.Э. Экономика фирмы.- М.: Институт международного права и экономики, 2000. – 408 с.
4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. прогнозирование- планирование. Теория экспериментов. – Железнодорожный: ТОО НПЦ Крылья, 2000. – 400 с.
5. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учеб. пособ.- М.: Русская деловая литература, 2000. – 288 с.
6. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – М.: Дело, 2000. – 392 с.
7. Мищенко А.П. Разработка управленческих решений.: Учеб. пособ.- Казань, 2001. – 67 с.
8. Речман Д.Дж., Мескон М.Х., Боуви К.Л., Тилл Дж. В. Современный бизнес. Т.2/ Пер с англ.- М.: Республика, 2001. – 479 с.
9. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учеб. пособ. – М.: Интел- Синтез, 2001. – 208 с
10. Юкаева В.С. Управленческие решения: Учеб. пособ. – М.: Дашков и К0,2000. – 292 с.