Содержание


Тема 3. Анализ проблем и проблемных ситуаций. 3

3.1. Приведите пример социально значимой проблемы. Выделите  факторы соответствующей  проблемной ситуации. 3

3.2. Перечислите типы  неопределенности и рисков, возникающие в ситуации принятия решений о расширении ассортимента услуг в коммерческом предприятии. 3

3.3. Чем определяется выбор метода анализа проблемной ситуации? Приведите пример. 4

Тема 7. Организация и контроль исполнения решения. 5

7.1. Как обеспечить взаимоувязку долгосрочных и  краткосрочных оперативных планов?. 5

7.2. По каким показателям можно осуществить контроль качества обучения в школе?. 8

7.3. Разработайте показатели измерения целевой эффективности деятельности муниципальной библиотеки. 10

Список литературы.. 12













Тема 3. Анализ проблем и проблемных ситуаций

3.1. Приведите пример социально значимой проблемы. Выделите  факторы соответствующей  проблемной ситуации.

Классифицируйте факторы, используя таблицу 1.

Таблица 1

Факторы

Управляемые факторы

Неуправляемые факторы

Внешние факторы

Значительный уровень индустриализации общества

Широкое использование неограниченных источников энергии

Неустойчивое экономическое развитие при невысоком ВВП

Внутренние факторы

Вера общества в рациональное научное знание  как основы прогресса

Плюралистическая демократия

 Отсутствие политического консенсуса

Идеологизация общественной жизни, усиливающая  социальные конфликты


Неразвитые управленческие и политические структуры

Неразвитая профессионально- отраслевая структура

Низкий уровень  и качество жизни


          Снижение уровня жизни, проблема бедности в той или иной мере  стоит перед всеми странами мира. Но в большей степени от нее страдают развивающиеся страны.

3.2. Перечислите типы  неопределенности и рисков, возникающие в ситуации принятия решений о расширении ассортимента услуг в коммерческом предприятии

Экономические риски [4,с 178]. 1) Падение цен на продукцию (долгосрочные контракты, расширение ассортимента выпускаемой продукции) ; 2) Понижение спроса на продукцию (понижение цен, повышение качества, реклама, расширение ассортимента) ; 3) Повышение налогов (повышение цен на выпускаемую продукцию) ; 4) Запрещение определенного вида деятельности (перепрофилирование, преобразование в государственное предприятие) ; 5) Монополизация экономики (антимонопольные комитеты).

Природные риски. 1) Стихийные бедствия; 2) Техногенные катастрофы (мониторинги, правильный выбор места, качественные строительные материалы).

Политические риски. 1) Смена политического режима (преобразование предприятия в государственное) ; 2) Война (перепрофилирование, эвакуация).

3.3. Чем определяется выбор метода анализа проблемной ситуации? Приведите пример

Существует множество разнообразных методов анализа данных, применяемых маркетологами и социологами. Выбор того или иного метода анализа в первую очередь зависит от поставленных гипотез, т. е. вопросов, на которые мы хотим получить ответ. Исследование может носить описательный либо объяснительный характер. В первом случае достаточно сделать одномерный анализ - описать одну характеристику выборки в определенный момент времени. Во втором случае требуется многомерный анализ - установление взаимосвязей между двумя и более переменными с целью проверки причинных связей [4,с . 123].

Выбор метода анализа зависит еще и от уровня измерения (шкалы) переменных: номинальный, ранговый, интервальный и метрический. Чем выше уровень шкалы, тем более сложные методы анализа данных можно применить. Так, для интервальных шкал применяется, например, регрессионный, факторный и кластерный анализ, а для номинальных шкал одномерные частотные распределения, таблицы сопряженности.

Посредством статистических методов анализа решается два основных класса задач: дескриптивной (описательной) статистики и индуктивной статистики. Первый класс задач состоит в описании распределения переменной – признака в выборочной совокупности. Методы дескриптивной статистики позволяют также устанавливать взаимосвязи между переменными. Задачей индуктивной статистики является нахождение свойств большой совокупности (генеральной), основываясь на знании характеристик выборочной совокупности. Маркетолог пытается определить, соответствуют ли закономерности, полученные на выборочной совокупности, закономерностям генеральной совокупности.

Рассмотрим пример, когда компания планирует провести акцию в Москве для стимулирования продаж. Для того чтобы правильно спланировать акцию, нам необходимо располагать некоторой информацией.

Разрабатываются инструкция, план и методы контроля над проведением анкетирования.

Выбор метода анализа

Полученные данные анализируют при помощи компьютерного обеспечения SPSS 10. Данное исследование не является комплексным, и для получения результатов используется таблица пересечений (Cross tabs) по всем переменным исследования и проводится тестирование значимости (Significance Testing).

Тема 7. Организация и контроль исполнения решения

7.1. Как обеспечить взаимоувязку долгосрочных и  краткосрочных оперативных планов?

При организации системы планирования очень важно определить взаимосвязь задач и шагов по созданию иерархии, предусмотреть систему контроля работы организации и необходимых корректив.

Наилучшая увязка всей совокупности планов, обеспечение единого процесса формирования системы планов, где специфика - долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных - достигается благодаря подчинению требованиям обеспечения общей целенаправленности работы управляемого объекта. При этом большое значение имеет система количественных и качественных показателей, применяемых в планировании.

Показатели первого года долгосрочных и среднесрочных планов должны совпадать с показателями краткосрочных планов и бюджетов. Однако показатели последних предельно детализируются. Достижение наилучшей увязки планов требует взаимообусловленной работы менеджеров, участвующих в общем процессе планирования, несмотря на различия в видах планов. От • в долгосрочных планах большое внимание уделяется финансовой стороне. Вся запланированная деятельность выражается финансовыми характеристиками и отражается в соответствующих документах [1, с 109].

Когда работа по определению стратегических целей всей организации завершена и цели сформулированы, они задаются в конечном итоге в виде агрегированных показателей.

Таблица 2

Агрегированные показатели планов

 

Цели корпорации

1.

Прибыли. Поддерживать темп роста прибылей до вычета налогов как минимум А% в год.

2.

Продажи. Увеличить суммарный объем продаж минимум на В%. Доля рынка Увеличить на С%.

3.

Доля рынка. Увеличить на С%

4.

Производительность труда. Повысить производительность труда

(снизить соотношение суммарной зарплаты к сумме продаж) на D%.

5.

Прибыль на вложенный капитал. Повысить до Е% (после вычета налогов) и поддерживать на этом уровне.

6.

Новые инвестиции. Ожидаемая прибыль от новых капиталовложений должна быть минимум Р% (после вычета налогов).

7.

Новая продукция. Продукция с возрастом менее 5 лет должна составлять минимум 6% общего объема продаж.

8.

Безопасность. Показатели должны позволить войти в десятку лидирующих фирм химической промышленности.


Это укрупненные стандартные показатели, используемые в системе управления производственной организацией.

В среднесрочных планах показатели даются более детализировано под углом зрения выбора средств для выполнения намеченных целей, определяемых долгосрочным планом, и нахождения эффективного использования ресурсов.

Исходными данными для среднесрочного (тактического) планирования являются предполагаемый спрос на продукцию, техническая характеристика продукции, бюджетные ограничения и сведения о возможных неожиданных изменениях.

Решения, принимаемые в процессе разработки среднесрочных планов, имеют подчиненный характер по отношению к стратегическим решениям и ориентированы на более близкое будущее.

Краткосрочное планирование имеет дело с решением конкретных внутренних проблем, определяет предстоящие действия непосредственно в сфере производства и выделение производственных ресурсов [7, с. 145].

Решения, принимаемые в ходе краткосрочного планирования, имеют своей целью разработку календарных программ производства и осуществление контроля за их выполнением, управление товарно-материальными запасами, расширение предоставляемого потребителям кредита.

Краткосрочное планирование обычно охватывает несколько ближайших недель, а оперативное определяет каждодневную работу организации. Функция краткосрочного планирования заключается в определении детальной последовательности действий, установлении начала и конца всех работ, в перераспределении выполняемых работ при включении в планы новых заказов, в разрешении возникающих конфликтов. От успешного разрешения конфликтов зависит достижение компромисса между экономичностью объема партий выпускаемой продукции, ограниченностью ресурсов, установленными сроками, выравниванием потребностей в рабочей силе и использованием производственных мощностей.

Итак, одним из необходимых условий создания эффективной системы планирования является взаимосогласованное сочетание долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, наилучшим образом определяющих в совокупности разносрочные задачи фирм, подчиненных выполнению главных целей. Для этого необходимо не только понимание менеджерами предмета планирования, но и наличие у них аналитического инструментария, облегчающего построение планов, их последующую модернизацию и реализацию. Применение современной информационной технологии открыло путь к построению более обоснованных планов, наиболее тесному увязыванию разносторонних планов и действенному контролю за их выполнением.

7.2. По каким показателям можно осуществить контроль качества обучения в школе?

         Основные показатели  контроля качества  обучения  представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели качества обучения

Показатели качества обучения

Значение

1

Дидактические параметры учебной дисциплины

 

2

Кадровое обеспечение учебного процесса.

 

3

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

 

4

Методическое обеспечение учебной дисциплины

 

5

Дидактическое обеспечение учебной дисциплины

 

6

Организационное обеспечение учебного процесса.

 

7

Уровень освоения содержания учебной дисциплины.

 

К дидактическим параметрам относятся: наименование учебной дисциплины, цель учебной дисциплины, объём учебной дисциплины, место учебной дисциплины в графике учебного процесса, структура учебной дисциплины, формы проведения занятий по учебной дисциплине, формы контроля усвоения учебного материала по дисциплине. Для каждого параметра устанавливается соответствие между его значением по учебному плану и требованиями ГОС ВПО и утверждённой программы учебной дисциплины. Результат сравнения оценивается относительным числом положительных ответов в процентах.

Кадровое обеспечение при изучении учебной дисциплины считается оптимальным, если выполняются следующие условия. Лекционные занятия проводятся профессорами или опытными доцентами; семинарские и лабораторные занятия - доцентами, старшими преподавателями, ассистентами; преподаватели имеют средний возраст 40-45 лет, принимают активное участие в научно-исследовательской, учебно-методической работе, что характеризуется их научными и научно-методическими публикациями, участием в проведении научно-исследовательских и научно-методических работ. Интегральный показатель кадрового обеспечения выражается качественными характеристиками: соответствует, частично соответствует, не соответствует.

Материально-техническое обеспечение по каждой учебной дисциплине оценивается по следующим показателям: количество учебных площадей, приходящихся на одного студента; оснащение учебных аудиторий мебелью; наличие лекционной аудитории, оснащённой необходимым дидактическим оборудованием; наличие аудитории для семинарских занятий; наличие лабораторного практикума, компьютерного класса и доступа к нему студентов; наличие библиотеки, читального зала, условий для выполнения самостоятельной работы студентов, курсовых, реферативных работ.

Методическое обеспечение по каждой учебной дисциплине оценивается по следующим показателям: наличие рабочей программы, учитывающей требования стандарта, достаточного количества обязательной учебной литературы, дополнительной учебной литературы, тематического и календарного планирования, требований к уровню усвоения студентами учебного материала, разработанных методик преподавания учебной дисциплины, учитывающих специфику контингента студентов. При проверке соответствия содержания рабочей программы требованиям ГОС ВПО следует сравнивать формулировки дидактических единиц программы и дидактических единиц стандарта. Если все дидактические единицы стандарта входят в содержание программы, то последняя считается соответствующей стандарту. Если расхождение превышает 5% от числа дидактических единиц стандарта, то программа не соответствует стандарту. Количество учебных пособий по перечню обязательной литературы считается достаточным, если суммарное число учебных пособий в библиотеке вуза равно половине численности студентов, изучающих учебную дисциплину. Сведения о наличии учебной литературы предоставляются библиотекой вуза.

7.3. Разработайте показатели измерения целевой эффективности деятельности муниципальной библиотеки

Эффективность деятельности муниципальной библиотеки можно представить в виде следующих показателей [7,с . 177]:

    1) как степень влияния библиотеки на внешнюю среду общества, выражающуюся в удовлетворении прогрессивных духовных потребностей читателей;     2) как превышение доходов над расходами;     3) как отношение выгод к величине расходов;     4) как сумму выгоды от какой-либо деятельности.

Для определения эффективности  деятельности  и выбора приоритетов в работе некоторые зарубежные библиотеки  используют экономико-математические методы, позволяющие решить, какие виды услуг, в каком объеме будет предоставлять библиотека  различным категориям читателей, показывающие как распределить вводимые ресурсы, денежные средства, фонды, оборудование между отдельными видами услуг. Экономико-математические методы дают возможность установить зависимость между экономическим эффектом, предоставляемыми услугами и вводимыми ресурсами. Их использование при определении эффективности работы библиотек позволяет достичь максимального экономического эффекта в рамках бюджетных ограничений и имеющихся в наличии технологий. Некоторые из методов можно использовать и в отечественной практике.        Экономическая эффективность выражается в доходах библиотек, снижении себестоимости продукции, уменьшении стоимости и сроков доведения информации до пользователей. 

 В условиях развития и внедрения НИТ эффективность библиотечной деятельности однозначно определить не предоставляется возможным. Эффективность складывается из разных видов: экономической, функциональной, социальной и эффективности, связанной с гуманизацией библиотеки. Каждый вид эффективности требует своих оценок, критериев, методов. Окончательный критерий эффективности  < деятельности  современной библиотеки , оснащённой НИТ, должен вобрать в себя сумму разных видов эффективности .




















Список литературы

1.     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4 изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 461 с.

2.     Бланк И.А. Торговый менеджмент. – Киев: Украинский институт менеджмента и бизнеса, 2001. – 408 с.

3.     Берзинь И.Э. Экономика фирмы.- М.: Институт международного права и экономики, 2003. – 408 с.

4.     Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. прогнозирование- планирование. Теория экспериментов. – Железнодорожный: ТОО НПЦ Крылья, 2003. – 400 с.

5.     Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учеб. пособ.- М.: Русская деловая литература, 2001. – 288 с.

6.     Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – М.: Дело, 2000. – 392 с.

7.     Мищенко А.П. Разработка управленческих решений.: Учеб. пособ.- Казань, 2003. – 67 с.

8.     Речман Д.Дж., Мескон М.Х., Боуви К.Л., Тилл Дж. В. Современный бизнес. Т.2/ Пер с англ.- М.: Республика, 2001. – 479 с.

9.     Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учеб. пособ. – М.: Интел- Синтез, 2000. – 208 с

10.                       Юкаева В.С. Управленческие решения: Учеб. пособ. – М.: Дашков и К0, 2000. – 292 с.