Содержание
Тема 1. Основы теории управления социальными системами. 3
2. Понятие стратегия и стратегическое управление. 3
Тема 2. Понятие развития и динамики социальных систем. 4
4. Различия стратегического менеджмента в производственно- хозяйственных организациях и стратегического управления в территориальных системах. 4
Тема 6. Состав, структура и порядок разработки организационных проектов реализации стратегических программ. 6
2. Принципы формирования организационных проектов реализации стратегических программ. 6
Тема 7. Состав, структура и порядок разработки организационных планов реализации организационных проектов. 7
3. Специфика текущего планирования в социально- организованных системах различного уровня. 7
Тема 8. Технико – экономические расчеты и обоснования стратегических решений. 9
4. Учет временного фактора. 9
Список литературы.. 11
Тема 1. Основы теории управления социальными системами
2. Понятие стратегия и стратегическое управление
Стратегия - система управленческих решений, опред. перспективное направление развития организации, а также методов и способов ее функционирования в условиях изменяющейся окр. среды.
По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. объектом стратегического управления является динамика социальных организованных систем во времени и в пространстве изменений внешней ситуации.
Стратегическое управление [4, с. 178]:
— анализ и прогноз динамики внешней ситуации (описание во времени и в пространстве будущих возможных, предполагаемых, проектных, прогнозных этапных состояний объективного мира (окружающей среды, инфраструктуры) и организации жизнедеятельности общества на различных уровнях их организованности);
— определение целей организованных социальных систем как возможных желаемых будущих состояний организации;
—разработка стратегических программ (основных, генеральных вариантов направлений поэтапного достижения целей);
—разработка организационных проектов реализации стратегических программ (описание технологии, последовательности и способов поэтапного достижения целей вариантов стратегической программы);
—разработка организационных проектов реализации оргпроектов ("привязка" организационных проектов к календарному времени, к договорным условиям и к исполнителям);
— технико-экономическое обоснование стратегических. решений на всех уровнях стратегического управления
Тема 2. Понятие развития и динамики социальных систем
4. Различия стратегического менеджмента в производственно- хозяйственных организациях и стратегического управления в территориальных системах
В отличие от организаций деятельностного типа, где в структуре специфической системы деятельности четко выделены и очерчены субъект и объект управления, все элементы деятельности (материалы, персонал, техника, организационные условия деятельности, информация, финансы, результат деятельности (готовый продукт) функционально непосредственно взаимосвязаны в процессе организационной деятельности, социальные территориальные системы структурно состоят только из органов территориального управления (власти) и объекта управления как такового, непосредственно, функционально связанного с системой управления территорией, не имеют. Именно поэтому "управление" в территориальных социальных системах реализуется в форме трех ветвей власти: законодательной, судебной и исполнительной), подкрепляемых силовыми структурами (МВД, ФСБ и др.)
В качестве основных средств воздействия выступают универсальные нормативно-правовые акты общего социального назначения (законы), налоговая система и обобществленные финансовые средства. При этом, в отличие от управленческих воздействий, где в основе лежит понимание смысла, здесь понимание, в принципе, не требуется — необходимо исполнение, причем беспрекословное. И чтобы это исполнение состоялось, используются силовые методы воздействия. Другой особенностью "управления" социальными территориальными системами является то, что властные воздействия направляются обезличенно не какому-то конкретному объекту управления, а обезличенно всем элементам этих систем, включая и граждан. С этой точки зрения в структуре государственного "управления" присутствуют не все составляющие понятия "управление". Здесь отсутствует регулирование или руководство социальными процессами жизнедеятельности общества[5, с. 134].
Основным назначением органов "управления" социальных территориальных систем является обеспечение условий жизнедеятельности населения, защита территории государства, обеспечение физической и экономической безопасности населения и экономики государства в целом, решение проблем социального обеспечения.
Деятельностные системы— производственные организации —- в рамках территориальных систем разного уровня взаимосвязаны между собой транспортными, энергетическими, информационными коммуникациями, ресурсными, продуктовыми (обменом материальной и идеальной продукцией) потоками. Таким образом, материальная структура территориальных систем представлена, с одной стороны, деятельностными системами (производственные, жилищно-бытовые, социально-культурные, образовательные и т.п. организации), с другой стороны — территориальными инфраструктурными системами: транспортными коммуникациями (автомобильные, железные дороги), энергетическими коммуникациями (кабельные сети, водопровод, канализация, тепловые сети, газопровод, линии электропередач и т.д.), средствами информационных коммуникаций (почта, телеграф, линии электронной, радио- и спутниковой связи), а также экологическими (природными) объектами (парки, леса, горы, океаны, реки, моря, поля, сады, недра, флора, фауна, воздушные пространства и т.д.)[3,с . 167].
Вместе с тем удовлетворение разнообразных потребностей человека и осуществление деятельности специализированных организаций по производству продуктов потребления обязательно предполагает обмен продуктами деятельности, которые в сфере обращения принимают форму товара. С этой точки зрения все без исключения деятельностные организации производят только товары (точнее, продукты в форме товаров, т.е. имеющих стоимостную, экономическую оценку). Поэтому все отношения продуктообмена (включая и труд человека как результат его вклада в производство продуктов потребления) обязательно имеют экономическую интерпретацию (через всеобщий универсальный эквивалент соизмерения затрат — деньги). Таким образом, все деятельностные организации объективно являются производственно - экономическими системами. Причем экономическими системами, как с точки зрения внутриорганизационных отношений, так и межорганизационных. Все составляющие элементы готовой продукции — результата производственной деятельности — могут включаться в ее состав только как материальные, трудовые, технические и организационные затраты, выраженные в стоимостной форме. В то же время все продуктовые (как материальные, так и идеальные продукты человеческой деятельности) взаимоотношения производственных организаций между собой и с потребителями также могут осуществляться только через стоимостные, но не натуральные, показатели. Именно в таких производственных организациях управление может обозначаться как менеджмент, т е как управление производственно-хозяйственной деятельностью. Поэтому основными задачами систем управления всех производственных организаций является осуществление производства продукции в соответствии с установленными социально приемлемыми номенклатурой, ассортиментом и качеством продукции, нормативными параметрами времени и уровня затрат.
Тема 6. Состав, структура и порядок разработки организационных проектов реализации стратегических программ
2. Принципы формирования организационных проектов реализации стратегических программ
Организационный проект должен таким образом соответствовать[6,с . 188]:
а) научным (методологическим) знаниям о Деятельности;
б) знаниям о способах организации Деятельности;
в) опыту функционирования и изменения организаций;
г) возможностям коллектива и его желанию изменяться;
д) сценариям изменения объемлющих систем и деятельностных контекстов;
е) зоне ближайшего развития систем деятельности;
ж) горизонтам развития систем мыследеятельности и т.д.
Это предполагает, что оргпроектировщик помимо мышления и мыслительного проектирования сумеет оценить: восприимчивость коллектива организации к инновациям, подвижность (мобильность) сознания и навыков данной профессиональной (межпрофессиональной) группы, решит на уровне руководства организации и коллектива проблему идентичности организации (учреждения) и реалистичность реализации программ замещающей инновативности, включит требования самих организационных структур в контекст проектируемого “сдвига” и реорганизации при оргпроектировании обязательно должны учитываться[7,с . 132]:
а) отношение между создаваемыми организованностями и развертывающейся на них деятельностью;
б) отношение между создаваемыми вновь организованностями и прошлыми организуемыми деятельностями;
в) возможности преобразования и развития деятельности;
г) существующая система разделения труда и требований к нормальному функционированию деятельности;
д) вопросы инерции деятельности.
Тема 7. Состав, структура и порядок разработки организационных планов реализации организационных проектов
3. Специфика текущего планирования в социально- организованных системах различного уровня
Специфика текущего (функционального) планирования[4, с. 198]:
— планирование и организация, т.е. эксплицированное описание планов и технологии производственных процессов, порядка, способов и графиков реализации стратегических напралений и достижения целей организации во времени и в пространств;
— координация направлений, усилий и руководство (регулирование) деятельности как сознательных разумных актов воздействия субъектов управления (человека или группы людей) на объекты управления (человека или группу людей) для побуждения их к активным действиям с целью "перевода" плановых и проектных организационных производственно-технологических предварительных представлений в реальный процесс деятельности (производства);
— систематический, периодический или эпизодический контроль, учет и анализ соответствия реальных фактических состояний плановым и проектным представлениям изменения процессов организации жизнедеятельности и окружающей среды;
- оперативная корректировка целей, проектов или планов реализации процессов организации жизнедеятельности общества
Объектом функциональной деятельности текущего планирования соответственно являются[3, с. 122]:
— производственные и трудовые процессы;
— производственные подразделения и организации внешней среды;
— элементы производственной деятельности:
· предмет производственной деятельности, выступающий в форме сырьевых и материальных ресурсов, конструкций, комплектующих изделий, деталей, полуфабрикатов, технологических топливно-энергетических ресурсов (ГСМ, электроэнергии, пара, воды, газов, и т.п.);
· вспомогательные материалы (ветошь, масла, смазки, эмульсии и т.п.);
· средства деятельности, включающие в свой состав:
1. трудовые ресурсы (рабочие основных и вспомогательных процессов, обслуживающих и подсобных хозяйств различных профессий и квалификации), технические средства (технологическое оборудование, инструмент, приспособления, оснастка, транспортные, грузоподъемные машины, механизмы, средства малой механизации и т.д.);
2. финансовые ресурсы в виде денежных средств, ценных бумаг, платежно-расчетных документов и т.п.; информация в виде нормативно-справочной, инструктивно-методической и рабочей управленческой документации; производственно-бытовые, санитарно-гигиенические условия труда, организационно-экономические условия деятельности: производственные здания, помещения, мебель, пространственное размещение и оборудование рабочих мест, система оплаты труда и т.п.;
— результат производственной деятельности в форме готовых изделий, предметов, вещей, услуг, производственных заделов, незавершенного производства и т.п.
Тема 8. Технико – экономические расчеты и обоснования стратегических решений
4. Учет временного фактора
Обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов по фактору времени осуществляется исходя из посылки, что "сегодняшний рубль дороже завтрашнего". Владея сегодня, например, 100 условными единицами валюты и положив их в банк на депозит, через год вкладчик будет иметь при процентной ставке, равной 10% годовых, 110 условных единиц, через два года - 121, через три - 133,1 и т.д. (по сложным процентам)[5,с . 189].
Для учета фактора времени прошлые затраты приводятся к будущему году пуска объекта в эксплуатацию (или к году реализации мероприятия, к расчетному году) при помощи умножения номинальных прошлых затрат (Зн) на коэффициент дисконтирования (Кд).
Пример учета фактора времени покажем на данных, приведенных в таблице 1
Таблица 1
Исходные данные для учета фактора времени при оценке эффективности вариантов строительства объекта при процентной ставке, равной 0,1
Вари- |
Годы вложения инвестиций |
Суммарные |
|||||||||
анты инвес- |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 - пуск |
инвестиции |
||||||
тиций |
Зн |
Зп |
Зн |
Зп |
Зн |
Зп |
Зн |
Зп |
Зн |
Зп |
|
Первый |
50 |
66,55 |
50 |
60,50 |
50 |
55 |
50 |
50 |
200 |
232,05 |
|
Второй |
- |
- |
50 |
60,50 |
50 |
55 |
100 |
100 |
200 |
215,50 |
|
Третий |
- |
- |
- |
- |
50 |
55 |
150 |
150 |
200 |
205,00 |
|
Анализ таблицы 1 позволяет сделать следующий вывод: за счет сокращения сроков строительства в два раза и, соответственно, "замораживания" инвестиций на менее короткий период третий вариант инвестиций в строительство объекта эффективнее первого на 27,05 условных единиц (232,05 - 205,00) или на 13.5%.
Таким образом, для учета фактора времени все затраты следует приводить к одному году. Если будущие затраты необходимо привести к прошлому году, номинальные будущие затраты делятся на коэффициент дисконтирования.
Список литературы
1) Андреев А.А., Радичка Д.м. Стратегическое управление: Учеб. пособ. – Омск. : ЦОАУ, 2002.- 160 с.
2) Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. – СПб.: Спецлит, 2000.- 300с .
3) Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. – М.: Финпресс, 2001.- 286 с.
4) Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.в. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – 2 изд. – М.: Филин, 2001.- 245 с.
5) Менеджмент организации: современные технологии / Под ред. В.А. Кузнецова. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.- 480 с.
6) Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. – СПб.: Питер, 2001.- 684 с.
7) Минцберг Г и др. Школа стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегии менеджмента. – СПб.: Питер, 2000. – 331с.
8) Попов С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров. – М.: Инфра- М, 2003.- 321 с.
9) Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации/ Пер с анг. – М.: Инфра- М, 2000.- 412 с.
10) Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий / Пер с .анг. М.: ЮНИТИ, 2001. – 506 с