Содержание


Тема 1. Основы теории  управления социальными системами. 3

Понятие « система управленческой деятельности», типология и классификация управленческой деятельности. Место стратегического  управления в  системе управленческой деятельности. 3

Тема 4.  Целеопределение – проектирование  целей социальных организованных систем. 4

5. Методология формирования и декомпозиции целей производственных  систем (организаций) 4

Тема 5. Состав, структура и порядок разработки стратегических программ  5

3. Состав, структура и  порядок разработки стратегических программ государственных систем. 5

Тема 7. Состав, структура и  порядок разработки организационных планов реализации организационных проектов. 7

1. Сущность и объективная необходимость планирования развития  социально- экономических систем. 7

Тема 8. Технико- экономические расчеты и обоснования стратегических решений. 8

2. Технико- экономическое обоснование стратегических решений  методом интегрального экономического эффекта. 8

Список литературы.. 10









Тема 1. Основы теории  управления социальными системами

Понятие « система управленческой деятельности», типология и классификация управленческой деятельности. Место стратегического  управления в  системе управленческой деятельности

Под системой управления, или системой управленческой деятельности, понимается совокупность материальных, технических, кадровых, информационных, финансовых ресурсов и условий деятельности, реализуемых как система только в процессе управленческой деятельности. Именно результат управленческой деятельности, который выражается в результате организационной производственной деятельности — готовой продукции (услугах), является признаком целостности системы управления.

Соответственно, составными элементами системы управления, как и любой деятельности, являются [5, с. 178]:

—   субъекты управленческой деятельности

—   средства управленческой

—   предмет управленческой деятельности

—   результат или содержание управленческой деятельности, отражающие аналитическое состояние и прогнозную, проектную и плановую динамику всех элементов производственно - хозяйственной деятельности и окружающей среды, представляемые в форме документированных управленческих решении;

—   административно-бытовые   и   организационно - экономические условия  деятельности

В структуре менеджмента как специализированной системе управленческой деятельности можно выделить следующие виды управленческой деятельности:

— управление производством (основными и вспомогательными производственными процессами);

— управление готовой продукцией;

— управление реализацией продукции;

— управление материальными ресурсами;

— управление персоналом;

— управление техническими средствами;

— управление информационным обеспечением;

— управление финансами;

— управление условиями труда.

Соответственно в структуре системы управленческой деятельности можно выделить два типа деятельности: творческую — стратегическое управление и функциональную — текущее управление, в рамках которых— соответствующие классы управленческой деятельности

Разделение управленческой деятельности на функциональную и творческую (нефункциональную) является условным, так как  в "чистом" виде ни той, ни другой не существует, и в каждой в определенной степени присутствуют "элементы" функциональности и творчества, только степень, удельный вес этого "присутствия" различные.

Тема 4.  Целеопределение – проектирование  целей социальных организованных систем

5. Методология формирования и декомпозиции целей производственных  систем (организаций)

Методика системного анализа, процесс формирования целей укрупнено представляется тремя этапами [3, с.145]:

1)    Анализ исходной информации. Анализу подлежат, нормативные документы, различные государственные программы, дынные о территории, схемы развития и размещения производительных сил, мировой и отечественный опыт и т.д.;

2)    Написание сценария. Сценарий представляется как инструмент упорядоченности нашего представления о будущем. Систематизация черт этого будущего в едином документе. Систематизация черт этого будущего в едином документе. Сценарий как модель содержит два важных аспекта: а) описание существующих позитивных и негативных тенденций, т.е. разрабатывается модель современного состояния;                 б) разрабатывается модель будущего состояния. Это анализ тенденций будущего в зависимости от ситуаций которые могут возникнуть и оказать влияние на развитие системы. Общесистемные цели задаются в качественном виде  и определяются какими видами деятельности будет заниматься организация. Рассматриваются два варианта представления о будущем:

·        Опорное представление, на основе экстраполяции и факторного анализа;

·        Целевое представление. То есть, то чего хочет добиться компания в будущем. При этом целевое отношение рассматривается в трех аспектах: писсемистическим, реалистическом и оптимистическом.

            Задача сценария состоит в анализе всевозможных ситуаций, выборе наиболее вероятного состояния и путей его достижения.

3)    Декомпозиция целей. Основываясь на главных свойствах целей, развертываемости и подчиненности, конечная цель раскладывается на составляющие подцели, таким образом, чтобы коньюнкция этих подцелей определялась в конечную цель. Инструментом с помощью которого осуществляется систематизация целей является модель – “дерево целей”. 

Тема 5. Состав, структура и порядок разработки стратегических программ

3. Состав, структура и  порядок разработки стратегических программ государственных систем.

         Целевая стратегическая программа- это скоординированное по целям, срокам, содержанию текущее и перспективное планирование комплекса мер, направленных на решение тех или иных социальных проблем, на основе рационального использования материально- технических, кадровых и финансовых ресурсов. Такая программа  предусматривает целенаправленное взаимодействие всех  ее участников, определенных исполнителями намеченных программных мероприятий.

         Формирование целевой программы  требует проведения следующих  поэтапных разработок [7, с. 144]:

1)    формулирование и экспертный анализ  проблемной ситуации

2)    концептуальная разработка планируемой программы

3)    информационный поиск  вводимых данных

4)    собственно формирование программы

5)    прогнозирование результатов реализации программы

6)    разработка стандартизированных показателей эффективности программных мероприятий

7)    разработка управления реализацией программы

Экспертный анализ включает:

-         определение структурно- функциональной, правовой и  организационной  основы  сложившихся подходов к решению комплекса социальных вопросов, определяющих проблему, подлежащую решению в рамках данной программы

-         выявление принципов реализации используемых мер

-         оценку вариантности и  инвариантности мер

-         выявление ранее принимаемых решений, реорганизаций, перестроек в службах социального комплекса (эффективность внедрения, запаздывание, несостоятельность)

-         прогнозирование дальнейшего  использования сложившихся подходов

Тема 7. Состав, структура и  порядок разработки организационных планов реализации организационных проектов

1. Сущность и объективная необходимость планирования развития  социально- экономических систем

         Планирование при разработке социальных программ следует рассматривать как процесс выбора целей и  технологий решений  социальных проблем. Этот выбор должен быть ориентирован на отдаленные результаты,  и осуществляться на основе оценки структурных преобразований  общественной системы, ее социальных институтов с учетом интересов субъектов социальной политики. Центральными субъектами являются  государство и человек, в интересах которого осуществляется  эта политика.  Объективная необходимость планирование  развития  социально – экономических систем связана с  социальным  прогнозированием и социальным проектированием. Социальное прогнозирование  позволяет определить  наиболее значимые подходы к планированию. Социальное проектирование используется как один из методов предплановой деятельности, когда разрабатываются возможные варианты решений, принимаемых относительно различных социальных явлений и процессов.  Социальное  проектирование в отличие  от социального планирования, являющегося следующим этапом стратегического планирования, в меньшей степени детерминировано.  Социально прогнозирование -  определенный связующий элемент между социальным проектированием и  социальным планированием с точки зрения осуществления намеченных целей.

         Таким образом, социальное планирование позволяет рассматривать  различные тенденции развития тех или иных социальных явлений или процессов как наиболее, так и  наименее вероятные, но реально  возможные тенденции [6, с. 188].

         Социальное планирование, которое  предполагает определенные цели, ее количественную и   качественную характеристику применительно к объекту планового воздействия, следует рассматривать как  единство познавательной и общественно-  преобразовательной деятельности, а также как возможность видеть специфику в различных сферах общественной жизни- экономике, политике,  духовной жизни и так далее.  При планировании  необходимо учитывать территориально- административные, национальные и географические особенности, что требует рассмотрения региональных особенностей социального планирования.

Тема 8. Технико- экономические расчеты и обоснования стратегических решений

2. Технико- экономическое обоснование стратегических решений  методом интегрального экономического эффекта

    Метод  приведенной стоимости основан на расчете интегрального экономического эффекта от инвестиционного проекта. Этот показатель выступает в качестве критерия целесообразности (или нецелесообразности) реализации проекта. В западной литературе этот показатель носит название чистой текущей стоимости (NPV - Nеt Prеsеnt Valuе)  [7, с. 198].

Интегральный экономический эффект рассчитывается как разность дисконтированных денежных потоков поступлений и платежей, связанных с реализацией инвестиционного проекта, за весь инвестиционный период:

Положительное значение NPV свидетельствует о целесообразности принятия инвестиционного проекта, а при сравнении альтернативных проектов более экономически выгодным считается проект с наибольшей величиной экономического эффекта.    В данном методе значение экономического эффекта во многом определяется выбранным для расчета нормативом дисконтирования - показателя, используемого для приведения по фактору времени ожидаемых денежных поступлений и платежей.    Выбор численного значения этого показателя зависит от таких факторов, как: цели инвестирования и условия реализации проекта; уровень инфляции в национальной экономике; величина инвестиционного риска; альтернативные возможности вложения капитала; финансовые соображения и представления инвестора.

Считается, что для различного класса инвестиций могут выбираться различные значения норматива дисконтирования. В частности, вложения, связанные с поддержанием рыночных позиций предприятия, оцениваются по нормативу 6 %, инвестиции в обновление основных фондов - 12 %, вложения с целью экономии текущих затрат - 15 %, вложения с целью увеличения доходов предприятия - 20 %, рисковые капиталовложения - 25 %

Для обычных проектов приемлемой нормой является ставка 16 %, для новых проектов на стабильном рынке - 20 %, для проектов, базирующихся на новых технологиях - 24 %.    

Хотя в конечном счете выбор значения дисконта, который играет роль порогового (минимального) значения норматива рентабельности капиталовложений, является прерогативой инвестора, в практике проведения инвестиционных расчетов часто в качестве ориентира используют ставку процента государственных ценных бумаг. Считается, что при этой ставке государство гарантирует хозяйственным субъектам возврат инвестируемого капитала без какого-либо риска.















Список литературы


1)     Андреев А.А., Радичка Д.м. Стратегическое управление: Учеб. пособ. – Омск. : ЦОАУ, 2002.- 160 с.

2)     Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. – СПб.: Спецлит, 2000.- 300с .

3)     Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. – М.: Финпресс, 2001.- 286 с.

4)     Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.в. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – 2 изд. – М.: Филин, 2001.- 245 с.

5)     Менеджмент организации: современные технологии  / Под ред. В.А. Кузнецова. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.- 480 с.

6)     Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. – СПб.: Питер, 2001.- 684 с.

7)     Минцберг Г и др. Школа стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегии менеджмента. – СПб.: Питер, 2000. – 331с.

8)     Попов С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров. – М.: Инфра- М, 2003.- 321 с.

9)     Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации/ Пер с анг. – М.: Инфра- М, 2000.- 412 с.

10)                      Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий / Пер с .анг. М.: ЮНИТИ, 2001. – 506 с