Содержание
1. Категорический силлогизм. Основные фигуры и модусы категорического силлогизма. 3
2. На основе логического квадрата рассмотрите отношения между суждениями. 13
3. Сделайте заключение, определите модус и напишите его схему. 14
Список использованной литературы. 15
1. Категорический силлогизм. Основные фигуры и модусы категорического силлогизма.
Простой категорический силлогизм — это вывод некоторого категорического суждения из двух других категорических суждений. Существенно при этом для данного вывода наличие в посылках некоторого одного и того же термина (понятия), называемого средним термином силлогизма, через посредство которого выявляется связь между теми терминами (понятиями), которые составляют субъект и предикат заключения. Таким образом, это опосредованное умозаключение, то есть умозаключение, в котором связь между двумя понятиями (в заключении) устанавливается посредством третьего, имеющегося в обеих посылках. Например:
Всякое непосредственное умозаключение имеет одну посылку. Простой категорический силлогизм не является умозаключением с одной посылкой.
Простой категорический силлогизм не есть непосредственное умозаключение[1].
Теория умозаключения этого рода была первой в истории логики теорией умозаключений. Она разработана Аристотелем и составляет содержание одной из книг «Органона» I книги 1-й Аналитики. С возникновением символической логики появилось представление о том, что эти выводы являются частными случаями выводов исчисления предикат Однако это мнение оказалось неверным. выводы из категорических суждений, в том числе и категорический силлогизм, являются специфическими формами умозаключений в естественном языке. Специфичность их обусловлена хотя бы тем, что в обычных формализованных языках логики, в частности, в языке логики предикате и нет понятий вообще, тогда как они являются составными частями категорических суждений[2].
Состав категорического силлогизма.
В простом категорическом силлогизме имеется две посылки и заключение. В посылках имеются три термина — понятия. Два из них входят в состав заключения — крайние термины силлогизма. Одно понятие имеется в составе обеих посылок, но не входит в заключение — средний термин силлогизм а. Среди крайних терминов различают меньший термин — субъект заключения, и больший термин — предикат заключения. Соответственно различают и посылки — большую и меньшую. Большая посылка — та, в состав которой входит больший термин меньшая — та, что содержит меньший термин.
В приведенном примере имеем термины (понятия): «непосредственное умозаключение», «умозаключение с одной посылкой», «простой категорический силлогизм». Крайними терминами являются первый и третий. Первый — больший термин, третий — меньший. Второй — в данном перечислении — средний термин силлогизма. Большей посылкой является первая, меньшей — вторая (порядок посылок, как должен понять читатель, в умозаключениях не играет роли, хотя обычно, при стандартных записях умозаключений категорического силлогизма, в качестве первой посылки ставят большую, в качестве второй — меньшую посылку).
Фигуры силлогизма. Имеются различия в построении силлогических выводов, связанные с положением среднего термина. Эти разновидности называются фигурами силлогизма. Имеются четыре фигуры.
ПЕРВАЯ ФИГУРА. Средний термин играет в ней роль субъекта в большей посылке и предиката в меньшей. Если обозначить соответственно меньший, средний и больший термин посредством знаков М и Р, то схематически эта фигура выглядит так:
М- Р
S - M
S - Р
Приведенный выше пример относится как раз к фигуре этого типа.
ВТОРАЯ ФИГУРА. В ней средний термин играет роль предиката в обеих посылках. Схематически:
Р — М Все жидкости упруги
S — М Воск не упруг
S — Р Воск не жидкость
ТРЕТЬЯ ФИГУРА. Средний термин играет роль субъекта в обеих посылках. Ее схематическое изображение:
М-Р Все киты — млекопитающие
М — S Все киты — водные животные
S — Р Некоторые водные животные — млекопитающие
ЧЕТВЕРТАЯ ФИГУРА. Средний термин в ней является предикатом в большей и субъектом в меньшей посылке.
Р — М Все студенты дневных отделений — молодые люди
М — S Некоторые молодые люди изучают логику
S — Р Некоторые, изучающие логику, — студенты дневных отделений
Первая фигура простого категорического силлогизма используется в процессе познания как способ распространения некоторого общего знания (выраженного в большей посылке) на некоторые особые случаи (класс предметов S). И связи с этим ее характеризуют как способ подведения класса S под М, относительно которого имеется общее знание.
Вторая фигура используется, в основном, как средство опровержения некоторых неправильных подведений чего либо под некоторое понятие. Пример, который приведен, может рассматриваться как пример опровержения того, что воск является жидкостью.
Третья фигура может применяться в качестве способа опровержения необоснованных обобщений. В приведенном примере — опровержение утверждения «Ни одно водное животное не является млекопитающим».
Четвертая фигура представляет собой искусственное построение и не имеет никаких определенных познавательных функций.
Модусы простого категорического силлогизма. Модусы — это разновидности силлогизма внутри каждой фигуры, различающиеся характером суждений, — посылок и заключения, — составляющих силлогизм. Учитывая наличие четырех типов категорических суждений, можно подсчитать, что в каждой фигуре имеется 64 модуса, а всего — 256. Однако не все они, конечно, представляют собой правильные умозаключения Таких — правильных модусов — всего лишь 24 (по 6 модусов в каждой фигуре). Среди них выделяется 19 основных, так называемых сильных модусов. Остальные — слабые модусы — могут быть представлены как сложные выводы: сочетания выводов в форме категорического силлогизма с выводами по правилам логического квадрата.
Теория силлогизма в традиционной логике была разработана настолько детально, что все правильные модусы получили специальные названия, которые при этом составлены так, что содержат, в частности, информацию о характере составляющих данный модус суждений.
Так, сильные модусы первой фигуры носят названия: Barbara, Celarent, Darii, Ferio (а слабые: Barbari, Celaront)[3].
Гласные буквы в них указывают на типы суждений, играющих соответственно роль большей посылки, меньшей посылки и заключения. Например, Ferio указывает, что большая посылка — суждение типа Е (общеотрицательное), меньшая — типа I (частноутвердительное), заключение — типа О (частноотрицательное).
Основные правильные модусы второй фигуры: Cesare, Ca-mestres, Festino, Baroko. (Слабые модусы: Cesaro, Camestros.)
В третьей фигуре имеем: Darapti, Disamis, Datisi, Felapton, Bokardo, Ferison.
И, наконец, модусы четвертой фигуры: Bramantip, Came-nes, Dimaris, Fesapo, Fresison. (Слабый модус — Camenos.) Однако, учитывая неосмысленность общих суждений с пустым субъектом, надо иметь в виду, что Camenes в четвертой фигуре правилен только при непустом S.
Круговые схемы категорических суждений как средство проверки правильности умозаключении категорического силлогизма и отбора правильных модусов. Указанные выше способы изображения смыслов категорических высказываний могут служить средством проверки правильности выводов из категорических суждений, а тем самым и способом отбора упомянутых выше правильных модусов в пределах различных фигур, а также и средством решения вопроса о том, какое заключение (следствие) можно правильно вывести из некоторых данных категорических высказываний. Наиболее важное является третий тип задач, поскольку умение решать задачи этого типа является достаточным условием для решения и других задач указанных типов. Но чаще всего ее решение сводится как раз к решению задач других двух типов. Кстати, вспомните, что согласно понятию логического следования, следствием из некоторого множества посылок является, в частности, каждая из посылок этого множества, а также следствия отдельных его посылок, но нас здесь интересуют не все возможные следствия, а лишь те, в которых выражаются связи между крайними терминами, опосредованные средним термином.
Для того, чтобы решить вопрос, какие следствия относительно связи крайних терминов выводимы из двух посылок категорического типа со средним термином с помощью круговых схем, вообще говоря, надо:
1) составить круговые схемы для каждого из данных суждений;
2) объединить их в одну схему;
3) рассматривая возможно различные варианты связи относительно крайних терминов (5 и Р), посмотреть, есть ли такие отношения между ними, которые обязательно имею место, то есть детерминированы данными посылками. Все суждения, которые соответствуют детерминированным отношениям, и будут искомыми следствиями. Если же между крайними терминами нет отношений, детерминированных посылками, то нет и следствий интересующего нас вида.
Во многих случаях искомые следствия очевидны даже без особого анализа. Если даны, например, высказывания вид. «Все S суть М» и «Ни одно М не суть Р», то их схемы[4]
а объединенная схема
из которой сразу видно, что данные посылки детерминируюn отношение внеположенности (несовместимости) между S и Р и, значит, принуждают нас принять утверждения (вывести следствия): «Ни одно S не есть Р» и «Ни одно Р не есть S»
В иных случаях требуется, по крайней мере, перебор вариантов объединенных схем, допустимых посылками. Например, для выявления следствий из посылок вида «Все М суть Р» и «Все М суть S» надо учитывать возможности, по крайней мере, таких вариантов:
Первый из этих вариантов наводит на мысль, что «Все S суть Р», второй, что «Все Р суть S», но каждый из них опровергает друг друга, а третий опровергает как первый, так и второй. Остаются лишь возможности: «Некоторые S суть Р» и «Некоторые Р суть S». Легко показать, что никакие другие возможности не опровергают этого и не дают ничего нового.
Поскольку при таких переборах возможностей мы выдвигаем некоторые гипотезы типа «верно ли, что "Все S суть Р"» или «Ни одно S не есть Р» и т. д. задача сводится к другой, а именно, к решению вопроса о том, следует ли некоторое высказывание из посылок, то есть правильно ли некоторое умозаключение? Здесь удобен метод рассуждения «от противного»; предполагаем, что заключение ложно при истинности посылок, и смотрим, возможна ли схема контрадикторно-противоположного (противоречащего) высказывания. Бели она невозможна, значит, умозаключение правильно (его заключение действительно детерминировано посылками). В противном случае — нет. Этим методом возможен, собственно, и отбор правильных модусов.
Спрашивается, например, следует ли из посылок видов: «Некоторые S не есть М» и «Все М суть Р» суждение вида «Некоторые S не есть Р»?
Проверим, следует ли из посылок «Ни одно Р не есть М» и «Некоторые М есть S» суждение «Некоторые 5 не есть Р». Контрадикторно-противоположным (противоречащим) этому суждению будет «Все S суть Р». Попробуйте построить круговую схему, удовлетворяющую посылкам и содержащую отношение, соответствующее этому высказыванию. Убедитесь, что это невозможно! Это будет означать, что умозаключение правильное.
Можно поступить иначе: взять высказывание, противоречащем заключению, в качестве посылки вместо одной из данных и посмотреть, получается ли из него в сочетании с другой данной посылкой заключение, противоречащее исключенной посылке. Если получается, то значит, исходное умозаключение правильно.
Рассуждая «от противного», в нашем примере возьмем суждение, противоречащее заключению, «Все S суть Р» вместо первой и данных посылок (то есть вместо «Ни одно Р не есть М»). Тогда и него («Все S суть Р») и второй посылки «Некоторые М есть S» еле дует высказывание «Некоторые Р есть М», которое противоречив исключенной (первой) посылке
Значит, предположение «от противного» неверно, а проверке мое умозаключение правильно.
Очевидно, что именно подобными способами первоначально осуществлялся отбор правильных модусов, а также устанавливались и другие критерии правильности выводов из категорических суждений.
Правила построения категорического силлогизма. Основная цель изучения разделов темы «Умозаключение» состоит, очевидно, в том, чтобы приобрести определенные навыки построения правильного умозаключения. Для достижения этой цели надо уметь выделять правильные формы умозаключений, отличать правильные от неправильных.
Что касается рассматриваемых здесь форм выводов, то само по себе знание того, какие именно формы являются правильными, очевидно, не достаточно и даже, отнюдь, не суть главное. Важнее знать критерии, условия правильности умозаключений. Такие критерии дают общие правила категорического силлогизма.
Эти правила таковы, что каждое из них является необходимым условием, а все вместе они являются достаточным условием правильности вывода. Причем последнее справедливо с учетом условия относительно осмысленности общих суждений. А именно, требования непустоты их субъектов. Это добавление затрагивает лишь один — уже упоминавшийся — модус силлогизма: Camenes четвертой фигуры.
Вспомните, что означают достаточные и необходимые условия. В данном случае необходимость каждого правила означает, что если оно не выполняется в некотором умозаключении, то умозаключение неправильно. Достаточность же всех общих правил выражается в том, что выполнение каждого из них свидетельствует о правильности умозаключения. Иными словами силлогизм правильный, если выполнены все правила простого категорического силлогизма, и силлогизм неправилен, если не выполнено хотя бы одно из них. Учитывая сказанное, эти правила можно характеризовать не только как критерии, но и как определенные требования к умозаключениям этого типа, выполнение которых гарантирует получение истины из истины. Имеется пять таких правил, два из них относятся к терминам, а три других касаются посылок и заключения.
Первое правило. Средний термин должен быть распре делен хотя бы в одной из посылок.
Второе правило. Если термин не распределен в посылы то он не должен быть распределен в заключении.
Третье правило. По крайней мере одна посылка должна быть утвердительной (из двух отрицательных не может, быть правильного вывода).
Четвертое правило. Если одна посылка отрицательная то заключение должно быть отрицательным.
Пятое правило. Если обе посылки утвердительные, то заключение должно быть утвердительным.
Наряду с основными полезно иметь в виду два произвольных — выводимых из основных — правила:
Шестое правило. По крайней мере, одна из посылок силлогизма должна быть общим суждением (из двух частных заключение не следует).
Седьмое правило. Если одна из посылок частное суждение, то и заключение частное[5].
2. На основе логического квадрата рассмотрите отношения между суждениями.
2.1. Ни один студент не является предпринимателем. Некоторые студенты являются предпринимателями.
А Е
I O
Все студенты предприниматели – А
Ни один студент не является предпринимателем – Е
Некоторые студенты являются предпринимателями – I
Ни один не студент не является предпринимателем - О
Совместимое суждение.
В данном случае подчиненное и подчиняющее суждение - ложно, таким образом, подчиненное неопределенно: оно может быть как истинным, так и ложным.
Если ложно, что «некоторые студенты являются предпринимателями», то тем более ложно А, что «Все студенты предприниматели». В данном случае суждение истинно.
Если ложно, что «Ни один не студент не является предпринимателем», то тем более ложно, что «Ни один студент не является предпринимателем» - суждение истинно.
3. Сделайте заключение, определите модус и напишите его схему.
3.1. Если студент знает основные положения логики, то он успешно решает логические задачи. Этот студент не может решать задачи по логике……
Если студент знает основные положения логики, то он успешно решает логические задачи
Этот студент не может решать задачи по логике
Это студент не знает основные положения логики.
Р - М
М - S
S - Р
Список использованной литературы.
1. Асмус В. Логика. – 1999. – 362 с.
2. Анисомов А. Современная логика. – М., 2003. – 416 с.
3. Брюшинкие В. Логика. – М., Проспект, 2002. – 416 с.
4. Войшвилло Е.К., Дегтяренко М.Г. Логика. – М.: Владос – Пресс, 2001. – 564 с.
5. Иванов Е.И. Логика. – М.: БЕК, 2001. – 368 с.
6. Ивин А.А. Логика. – М.: Гардарики, 2003. – 352 с.
7. Ивлев Ю. Логика для юристов. – М.: БЕК, 2001. – 416 с.
8. Кириллов В.И. Логика для юристов. – М., 2001. – 374 с.
9. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокин Н.И. – Логика. – М.: Проспект, 2004.
10. Челпанов Г.И. Учебник логики. – М., 1996. - 296 с.
[1] Ивин А.А. Логика. – М.: Гардарики, 2003. – С. 112
[2] Войшвилло Е.К., Дегтяренко М.Г. Логика. – М.: Владос – Пресс, 2001. – С. 371
[3] Войшвилло Е.К., Дегтяренко М.Г. Логика. – М.: Владос – Пресс, 2001. – С. 375
[4] Ивин А.А. Логика. – М.: Гардарики, 2003. – С. 116
[5] Челпанов Г.И. Учебник логики. – М., 1996. – С. 145