Содержание
1. Назовите основные задачи пенсионной реформы.. 3
2. Сравните основные социальные технологии. Что их объединяет и чем они отличаются?. 7
2.1. Социальное прогнозирование. 7
2.2. Социальное проектирование. 8
2.3. Социальное планирование. 10
3. Назовите и охарактеризуйте основные функции заработной платы. Какие из этих функций выполняются в российском обществе?. 11
4. В чем суть и содержание социального партнерства?. 13
5. Перечислите негативные тенденции демографической ситуации в России 17
Список литературы.. 21
1. Назовите основные задачи пенсионной реформы
Пенсионная реформа - крупнейшая затея государства по изменению экономической и социальной сферы страны после коренных институциональных преобразований начала 90-х. Однако все ли продумано в ней? И нет ли опасности, что она приведет к таким же последствиям, что и политика реформаторов первой волны?
Основной задачей пенсионной реформы является создание пенсионной системы, которая обеспечила бы своевременную выплату заработанных пенсий нынешним пенсионерам и гарантировала бы обеспеченную старость молодому поколению граждан. Пенсионная реформа касается каждого взрослого человека: и пенсионеров, и имеющих определенный стаж работы, и тех кто впервые приступил к трудовой деятельности [3, с 28].
Повысить пенсию в настоящее время и гарантировать ее выплату в будущем можно только повысив доходы пенсионной системы, которые складываются из отчислений, производимых страхователями (работодателями) за каждое застрахованное лицо (работника). А чтобы застрахованному лицу было небезразлично, сколько за него уплачивается взносов, в новой пенсионной модели предусмотрен механизм, стимулирующий уплату отчислений, предлагающий перспективу зарабатывания пенсии, учитывающий персональный вклад в пенсионную систему каждого участника в течение всей трудовой деятельности. Проще говоря, львиная доля будущей пенсии молодых людей, за исключением ее базовой части, зависит от уплачиваемых в Пенсионный фонд сумм страховых взносов. Поэтому нам нужно уже сегодня, сейчас, задуматься о будущей пенсии, так как завтра может быть поздно. Нужны совместные усилия граждан, контролирующих органов (налоговых органов, Пенсионного фонда), профсоюзов и судов по выводу заработной платы из тени. Если удастся заставить работодателей уплачивать страховые взносы со всего фонда оплаты труда и граждане активно примут участие в формировании и инвестировании своих пенсионных накоплений, то достойное пенсионное обеспечение нынешних и будущих пенсионеров несомненно будет достигнуто.
Позитивные результаты перемен не заставили себя ждать. С началом действия новых пенсионных законов работающие пенсионеры получают пенсию без ограничения, тогда как по нормам старых законов им выплачивалась только часть пенсии. Также работающие пенсионеры получили возможность ежегодно повышать пенсию за счет ее перерасчета с учетом сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд в течение расчетного периода. Значительно улучшилось пенсионное обеспечение у пенсионеров преклонного возраста, инвалидов первой группы. Также повысились пенсии у инвалидов первой и второй групп с детства, детей инвалидов, круглых сирот, родителей, потерявших детей на военной службе. За полтора года реализации пенсионной реформы средний размер пенсии в нашей республике повысился в полтора раза и на протяжении всего периода он стабильно превышает прожиточный минимум пенсионера на 12-19 %.
В настоящее время осуществляется очередное мероприятие пенсионной реформы - это информирование застрахованных лиц о состоянии их лицевых счетов в Пенсионном фонде, направленный также на легализацию заработной платы. Впервые государство открыто объявило гражданам о пенсионных обязательствах перед каждым конкретным человеком. Население узнало о суммах страховых взносов, уплаченных за них в Пенсионный фонд на будущую пенсию, в том числе на ее накопительную часть. Одновременно застрахованные лица получили право самостоятельно распоряжаться пенсионными накоплениями для получения доходов путем их инвестирования через доверительные управляющие компании [5,с . 178].
Общеизвестно, что средства пенсионных накоплений являются долговременными инвестиционными ресурсами, которые могут существенно ускорить экономический рост в стране, что в свою очередь приведет по цепочке к повышению доходов населения, поступлений в пенсионную систему и пенсий. Таким образом, пенсионная реформа создает неразрывную взаимосвязанную цепь механизма по улучшению пенсионного обеспечения. Более того, в случае достижения в перспективе стабильного развития экономики и повышения благосостояния народа можно ожидать роста рождаемости и преодоления демографического кризиса. Дети – самая лучшая пенсионная система для родителей и будущее надежного функционирования пенсионной системы страны
Основной задачей пенсионной реформы является создание законодательных условий и стимулов, при которых каждый работающий гражданин имел возможность и желание с молодых лет накапливать деньги на будущую пенсию. Для этого, во - первых, с 01.01.2002 года отчисления работодателей в Пенсионный фонд России (28 % от фонда оплаты труда) делятся на две части: одна половина идет на выплаты пенсионерам, вторая половина накапливается на именном счете каждого работающего. В конце года каждый работающий гражданин сможет по своему выбору либо оставить свою накопительную часть пенсии в Пенсионном фонде России, либо вкладывать ее в любой Негосударственный пенсионный фонд с целью получать в будущем негосударственную пенсию [10, с. 166].
Во - вторых, негосударственные пенсионные фонды включаются в общую систему пенсионного обеспечения России. Их задачей является помочь каждому работающему гражданину накапливать деньги на негосударственную пенсию, которая выплачивается вне зависимости от государственной пенсии. Имеются две возможности формирования негосударственной пенсии.
Первая. Каждое предприятие может вносить пенсионные взносы на именные счета своих работников. Предприятию это выгодно, поскольку помогает осуществлять долговременную кадровую политику. При этом предприятие не ущемляется экономически, поскольку имеется налоговая льгота: пенсионные взносы в НПФ, не превышающие 12 процентов фонда оплаты труда, входят в себестоимость продукции (работ, услуг).
Вторая. Каждый работающий может самостоятельно заключить договор с НПФ и вносить ежемесячно или ежеквартально пенсионные взносы, постепенно накапливая деньги на будущую пенсию.
Успех пенсионной реформы будет зависеть от двух тесно увязанных факторов. Накопительная часть пенсии должна накачать фондовый рынок, а оттуда деньги должны растечься в виде инвестиций по всей экономике, вызвав экономический рост. Затем этот бумеранг должен вернуться пенсионерам, увеличивая их будущие пенсии. Согласно оценкам, приход 1 млрд. пенсионных средств увеличит капитализацию рынка ценных бумаг на 15 млрд. рублей. Но это в теории, так как в какие прибыльные активы могут быть вложены средства, пока не ясно. Их просто не существует в природе в нужном количестве. Президент УК «Аллор-Инвест» Анатолий Григоренко говорит, что на протяжении многих лет фондовики настойчиво призывали правительство развивать фондовый рынок, в том числе предвидя грядущую пенсионную реформу. Но сделано было крайне мало. Вот и оказывается пенсионная реформа на бобах. По мнению представителей частных УК, она замышляется таким образом, что в выигрыше окажутся государственные структуры, прежде всего ПФ. Сомнительно, что он добровольно станет делиться деньгами со своими коллегами из частных структур.
На самом деле основная задача пенсионной реформы заключается не столько в том, чтобы люди сами бы копили на свою старость, а в том, чтобы пенсионные деньги стали бы мощным инвестиционным ресурсом экономики. Если этого не произойдет, то накопления сгорят синим пламенем, как это случилось с вкладами в Сбербанк в начале 90-х годов. А для этого пенсионные накопления должны вкладываться в широкий спектр активов: прежде всего в акции, корпоративные облигации, ипотечные ценные бумаги, то есть в те сферы, где будет создаваться дополнительный валовой продукт. Если же основная часть денег будет находиться на счетах ПФ, то они преимущественно поглотятся государственными долговыми обязательствами, которые практически не работают на экономику.
2. Сравните основные социальные технологии. Что их объединяет и чем они отличаются?
2.1. Социальное прогнозирование
Социально-экономическое предвидение основных направлений общественного развития предполагает использование специальных вычислительных и логических приемов, позволяющих определить параметры функционирования отдельных элементов производительных сил в их взаимосвязи и взаимозависимости. Систематизированное научно обоснованное прогнозирование развития социально-экономических процессов на основе специализированных осуществляется с первой половины 50-х годов, хотя некоторые методики прогнозирования были известны и ранее. К ним относятся: логический анализ и аналогия, экстраполяция тенденций, опрос мнения специалистов и ученых [5,с . 144 ].
В развитии методологии прогнозирования социально-экономических процессов большую роль сыграли научные разработки отечественных и зарубежных ученых А.Г. Аганбегяна, И.В. Бестужева-Лады, Л. Клейна, В. Гольдберга. В работах этих ученых рассматривается значение, сущность и функции прогнозирования, его роль и место в системе планирования, исследуются вопросы методологии и организации экономического прогнозирования, показываются особенности научного прогнозирования. Развитие работ, освещающих вопросы прогнозирования, осуществляются по таким основным направлениям: углубление теоретических и прикладных разработок нескольких групп методик, отвечающих требованиям разных объектов и разных видов работ по прогнозированию; разработка и реализация на практике специальных способов и процедур использования различных методических приемов в ходе конкретного прогнозного исследования; поиск путей и способов алгоритмизации методик прогнозирования и реализация их с использованием ЭВМ. [4, с. 41]
Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития. [16, с. 29]
По оценкам отечественных и зарубежных ученных, в настоящее время насчитывается свыше 20 методов прогнозирования, однако число базовых значительно меньше (15-20). Многие из этих методов относятся скорее к отдельным приемам и процедурам, учитывающим нюансы объекта прогнозирования. Другие представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от базовых или друг от друга количеством частных приемов и последовательностью их применения.
В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования. Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим – способ получения прогнозной информации.
2.2. Социальное проектирование
Этапы социального проектирования:
1. Выявление сущности общественной потребности данного проекта. Иначе говоря, насколько идея, заложенная в проекте, в принципе отвечает социальным потребностям. Если мы, например, возьмем проект нового города, то насколько предлагаемая идея будет отвечать интересам и запросам будущих жителей, насколько он будет удобен для отдыха, работы, жизни и пр. Понятно, что уже сама по себе эта задача оказывается достаточно сложной.
2. Сбор социологической и социальной информации как исходной для реализации социального проекта. Здесь решаются задачи исследования реального контингента людей, занятых на производстве, и его соответствия по выделенным параметрам решаемых задач, если это происходит на реконструируемом заводе. Определяются возможности имеющейся социальной совокупности для отбора необходимых членов будущего коллектива. Так, например, если для проектируемого завода в данном городе, местности нет соответствующих по уровню образования, культуре, квалификации кадров, то вряд ли имеет смысл строить здесь этот завод.
3. Определение исходных параметров трудового коллектива и построение его оптимальной модели.
Понятно, что насколько бы грамотно не была разработана концепция социального проекта или модели трудового коллектива, насколько логической и красивой она не была, насколько бы не была обоснована, все же она всегда остается возможно истинной, как и любая другая концепция. Нельзя быть уверенным в том, что она в целом, а тем более в деталях, будет истинной. Поэтому всегда необходима тщательная проверка концепции социального проекта. Можно выделить две формы проверки: «Концепция проекта может проверяться (прежде, чем будет принята окончательно) двояким образом: посредством теоретического анализа и при помощи эксперимента» .
Социальный проект по существу представляет собой проект регулирования социальных отношений, ибо только в результате социального взаимодействия реализуются интересы человека и образуется социальное бытие, иначе говоря, реализуется задача, поставленная перед коллективом [3,с . 178].
Социальный проект это, по существу, создание такой системы, такого пакета формальных предписаний, которые регулировали бы социальные отношения на конкретном предприятии и для решения конкретной задачи, отвечая интересам, потребностям каждого человека, всех социальных групп. Эта задача практически не разработана. Но зато имеется целая серия наработанных документов, которые по сути дела выполняют эти функции. Практика социального управления, и в том числе социологическая, показывает, что если эти документы правильно, грамотно разработаны, это может дать и большой социальный эффект.
Социопроект по сути дела представляет собой концептуальную разработку организации некоторой социальной общности. В этом плане социопроект, разработанный для всей системы, выражает закон поведения своих элементов. Так, если вышел приказ, запрещающий нарушать трудовую дисциплину и предписывающий беспрекословно слушаться начальство, то это положение выступает как некоторый общий закон, регулирующий поведение всех членов группы.
2.3. Социальное планирование
Планирование при разработке социальных программ следует рассматривать как процесс выбора целей и технологий решений социальных проблем. Этот выбор должен быть ориентирован на отдаленные результаты, и осуществляться на основе оценки структурных преобразований общественной системы, ее социальных институтов с учетом интересов субъектов социальной политики. Центральными субъектами являются государство и человек, в интересах которого осуществляется эта политика. Объективная необходимость планирование развития социально – экономических систем связана с социальным прогнозированием и социальным проектированием. Социальное прогнозирование позволяет определить наиболее значимые подходы к планированию. Социальное проектирование используется как один из методов предплановой деятельности, когда разрабатываются возможные варианты решений, принимаемых относительно различных социальных явлений и процессов. Социальное проектирование в отличие от социального планирования, являющегося следующим этапом стратегического планирования, в меньшей степени детерминировано. Социально прогнозирование - определенный связующий элемент между социальным проектированием и социальным планированием с точки зрения осуществления намеченных целей.
Таким образом, социальное планирование позволяет рассматривать различные тенденции развития тех или иных социальных явлений или процессов как наиболее, так и наименее вероятные, но реально возможные тенденции [6, с. 188].
Социальное планирование, которое предполагает определенные цели, ее количественную и качественную характеристику применительно к объекту планового воздействия, следует рассматривать как единство познавательной и общественно- преобразовательной деятельности, а также как возможность видеть специфику в различных сферах общественной жизни- экономике, политике, духовной жизни и так далее. При планировании необходимо учитывать территориально- административные, национальные и географические особенности, что требует рассмотрения региональных особенностей социального планирования.
3. Назовите и охарактеризуйте основные функции заработной платы. Какие из этих функций выполняются в российском обществе?
Оплата труда в нашей стране играет двоякую функцию: с одной стороны, является главным источником доходов работников и повышения их жизненного уровня, с другой - основным рычагом материального стимулирования роста и повышения эффективности производства. При более подробном рассмотрении, можно выделить следующие функции заработной платы в России [1, с. 167]:
1. Обеспечивает воспроизводство рабочей силы, иными словами поддержание, а то и улучшение условий жизни работника, который должен иметь возможность нормально жить (платить за квартиру, пищу, одежду, т.е. предметы первой необходимости), у которого должна быть реальная возможность отдыхать от работы (pелаксиpоваться), чтобы восстанавливать силы, необходимые для работы. Также работник должен иметь возможность pостить и воспитывать детей, будущие трудовые ресурсы.
2. Материальное стимулирование
- повышение квалификации. Работник должен быть заинтересован в повышении своей квалификации, так как более высокая квалификация выше оплачивается. Предприятия - же заинтеpесованны в более высококвалифицированных кадрах.
- повышения производительности труда;
- улучшения качества продукции.
Основным направлением совершенствования всей системы организации заработной платы в России является обеспечение прямой и жесткой зависимости оплаты труда от конечных результатов хозяйственной деятельности трудовых коллективов. В решении этой задачи важную роль играет правильный выбор и рациональное применение форм и систем заработной платы.
Формы и системы заработной платы представляют собой способы установления зависимости величины заработной платы рабочих от количества и качества затраченного ими труда с помощью совокупности количественных и качественных показателей, отражающих результаты труда. Основным назначением форм и систем оплаты труда является обеспечение правильного соотношения между мерой труда и мерой его оплаты.
Формы и системы заработной платы рабочих предопределяют: способ оценки меры труда и измерение труда для его оплаты (через рабочее время, выработанную продукцию, индивидуальные, коллективные и конечные результаты); характер функциональной зависимости, установленной между мерой труда и его оплатой, пропорции изменения заработной платы в зависимости от тех или иных количественных и качественных результатов труда.
3. регулирует рынок труда.
4. регулирует прибыльность фирмы.
Рассмотрим эти два пункта вместе, так как в общем они, можно сказать, имеют много общего. Естественно, что при прочих равных условиях, работник наймется на работу в ту фирму, где больше платят. Hо, существует и обратная ситуация, что фирме невыгодно платить слишком много, иначе ее рентабельность снижается.
4. В чем суть и содержание социального партнерства?
С конца 1991 г. в практику регулирования социально-трудовых отношений вошел термин «социальное партнерство».
Социальное партнерство - это система взаимоотношений между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями), позволяющая учитывать взаимные интересы сторон при всей их противоположности и на этой основе достигать согласия по социально-трудовым и социально-экономическим вопросам, которое закрепляется в коллективных договорах и соглашениях.
Социальное партнерство не должно вести к соглашательству с работодателями или, напротив, к постоянной острой конфронтации. Оно должно способствовать выработке позиций и договоренностей, позволяющих удовлетворить интересы сторон в конкретных условиях, достичь компромисса, способного привести к установлению социального мира в организации, регионе, отрасли, стране в целом.
Впервые и наиболее полно принципы социального партнерства воплощены в деятельности Международной организации труда (МОТ), созданной в 1919 г. Это организация с уникальным принципом трехстороннего представительства. Она объединяет делегатов правительств, предпринимателей и трудящихся. Данный принцип получил название трипартизма. Трехсторонность пронизывает всю деятельность МОТ при решении трудовых и других социально-экономических вопросов. На практике трипартизм означает, что государство, предприниматели, профсоюзы являются различными частями, независимыми одна от другой, каждая из которых выполняет специфические функции и несет свою ответственность.
Термин «трипартизм» охватывает все вопросы, системы социального партнерства [6,с . 189]:
· двухсторонние коллективные договоры;
· трехсторонние консультации и переговоры между правительством, предпринимателями и трудящимися; трудовые конфликты и их урегулирование;
· участие трудящихся в принятии решений на предприятиях и др.
Среди различных видов деятельности МОТ, наряду с исследовательской, аналитической, информационной, образовательной, техническим сотрудничеством, центральное место занимают международные трудовые нормы. Деятельность МОТ в данной области воплощается в документы двух видов: Международные трудовые конвенции и рекомендации. Предмет таких международных актов — люди и их труд. В настоящее время приняты более170 конвенций и 180 рекомендации МОТ, которые в совокупности составляют «Международный трудовой кодекс». Международные трудовые нормы в форме конвенций и рекомендаций, принимаемые ежегодной Международной конференцией труда, называемой Международным парламентом труда, образуют Международный трудовой кодекс. Конвенции являются обязательными для ратифицировавших их государств. Рекомендации дают ориентиры для национальной политики, законодательства и практики.
Из сущности социального партнерства вытекает его содержание:
· совместное рассмотрение и согласование работниками и работодателями социально-трудовой политики на всех уровнях общественного производства на основе повышения эффективности труда;
· выработка критериев социальной справедливости и установление гарантированных мер защиты эффективного труда субъектами социального партнерства;
· преимущественно переговорно-договорный характер взаимоотношений между представителями работников и работодателей;
· при подготовке соответствующих соглашений, а также при разрешении возникающих разногласий.
Основы складывающихся цивилизованных отношений между партнерами должны составлять принципы, выработанные Международной организацией труда (МОТ). Их достаточно много, назовем лишь основные из них.
Первый принцип: всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.
Второй принцип: не предоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся.
Третий принцип: свобода слова и свобода объединения являются необходимыми условиями постоянного прогресса.
Четвертый принцип: нищета в любом месте является угрозой для всеобщего благосостояния.
Пятый принцип: все люди независимо от расы, веры и пола имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, устойчивости в экономике и равных возможностей.
Шестой принцип: полная занятость и повышение жизненного уровня.
Седьмой принцип: в социально-нравственном понимании труд не является товаром.
В целом социальное партнерство реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений на федеральном, территориальном, отраслевом и профессиональном уровнях и коллективных договоров на предприятиях (в организациях, учреждениях).
Сторонами в соглашениях, как правило, могут быть:
· работники, интересы которых представляют профсоюзы, иные уполномоченные ими органы;
· работодатели, их интересы представляют союзы работодателей или соответствующие министерства, ведомства и другие органы управления;
· государственные органы исполнительной власти, выступающие как представители общегосударственных интересов.
Соглашения и коллективные договоры выполняют три функции.
Первая — защитная для наемных работников — заключается в том, чтобы работодатель не может, используя свою власть и силу, изменить условия труда в ущерб работнику.
Вторая — организационная — означает стандартизацию трудовых отношений и наглядность расходов на содержание штатов.
Третья — мирная — направлена на то, чтобы на период действия договора не допустить трудовых конфликтов и выдвижения новых требований по вопросам, которые уже включены в соглашения и коллективные договоры (см. государственное и договорное регулирование заработной платы).
Социальное партнерство практически немыслимо без участия государства, выступающего, как правило, в лице правительства, его органов и представителей. Таким образом, третьей стороной в системе партнерских отношений является государство. Место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно выступает в трех лицах: основного собственника, законодателя и арбитра (посредника).
Государство было и продолжает оставаться крупным собственником и работодателем. В условиях социального партнерства роль государства заключается, в частности, в разработке соответствующего трудового и социального законодательства.
В социальном партнерстве государство выступает в функциях:
· гаранта гражданских прав;
· регулятора системы социально-трудовых отношений;
· участника в переговорах и в консультациях в рамках трехсторонних социально-трудовых отношений;
· крупного работодателя, формирующего политику социально-трудовых отношений в государственном секторе;
· разрешения коллективных конфликтов при помощи примирения, посредничества и трудового арбитража;
· законодательного закрепления соглашений, достигнутых социальными партнерами;
· координатора в процессе разработки и реализации региональных соглашений;
· арбитража, примирения и посредничества в рамках социального партнерства.
5. Перечислите негативные тенденции демографической ситуации в России
Вся территория России, за исключением некоторых арктических районов, практически заселена, но заселена крайне неравномерно. Средняя плотность населения - 8.5 человек на 1 кв. км. Средняя плотность населения по европейской части России составляет 27 человек на кв. км, а в азиатской - около 2 человек на кв. км. Наибольшая плотность населения наблюдается в Центральной России, которая уменьшается постепенно к северу, югу и востоку.
Демографические показатели - наиболее верные (с точки зрения объективности отражения) индикаторы жизни общества. Они отражают наиболее глубинные тенденции происходящих изменений в социальной сфере жизни общества. Сложность в проведении экономической реформы отразилась в изменении социальной структуры общества и демографической ситуации [8, с. 133].
Численность населения Российской Федерации (по данным Госкомстата России) на конец 2003 года составила 149,4 млн. человек, в том числе 109,5 млн. горожан (73,2%) и 39,9 млн. жителей села (26,8%). В 2003 году статус официально зарегистрированных безработных имели 1,6% трудоспособного населения (общие размеры скрытой безработицы оцениваются в 14-16%). Неблагоприятны тенденции развития демографической обстановки. Сокращение общего числа россиян за 2003 год превысило 350 тыс. человек (т.е. уменьшилось на 0.3%). В 2004 г. на 1000 человек населения приходилось: родившихся-13 и умерших-11.Уменьшение численности населения отмечается в 49 регионах страны (из 89 субъектов РФ), где проживает 61% всего населения страны. Наиболее заметно уменьшилось за последний год население Чукотки (на 9%), Магаданской (на 6%), Камчатской (на 3.7%), Мурманской, Сахалинской областей.
Естественный прирост населения сохраняется только в Калмыкии, Дагестане, Алтае, Туве, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечне, Тыве, Сахе, а также Тюменской области. Общий коэффициент естественного прироста по России в среднем равен -0,3.
Для современного этапа демографического развития России характерно повсеместное сокращение рождаемости, особенно интенсивное в больших городах. Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения) - 13. Столица-Москва не является исключением. Уровень рождаемости составляет 7.7 промилле (7.7 на 1000 жителей). Такая рождаемость не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. При этом растет общий коэффициент смертности (13,3 человека на 1000 родившихся); в том числе младенческая смертность, наиболее наглядный индикатор уровня социально-экономического благополучия населения, качества жизни, уровня медицинского обслуживания. Число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся, - 24,4. Общие коэффициенты брачности - 7,9, разводимости - 3,7.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин - 57,7, для женщин - 71,3 года.
По приведенным цифрам видно, что государству необходимо принять и запустить в действие программы, способствующие повышению уровня рождаемости, повышению эффективности полового воспитания и оказывать помощь молодым семьям.
В 1995 году началась работа над глобальным проектом "Половое воспитание российских школьников", который финансировал фонд ООН по народонаселению. 22 апреля 1997 года проект был приостановлен приказом Министерства образования. Фонд ООН по народонаселению заморозил финансирование; из обещанных 750 тысяч долларов не было израсходовано и двадцатой части...
Вот еще некоторые тревожные цифры (по данным ООН): в 2004 году почти 240 тысяч девушек-подростков сделали аборт. Заболеваемость сифилисом выросла среди подростков 15-17 лет - в 70 раз, до 14 лет - в 89 раз, от 18 до 19 лет - в 56 раз. Легализовав в 1955 году аборты, Советская власть не позаботилась предложить своим гражданам какую-либо альтернативу. Клиник планирования семьи в СССР не было. В 1972 году Минздрав СССР разослал специальное письмо о вреде гормональных таблеток. В результате к 1990 году меньше 19% женщин пользовались гормональными контрацептивами и внутриматочными спиралями, а по сегодняшнюю пору из 34 миллионов россиянок фертильного возраста 5 миллионов бесплодны - в основном из-за последствий абортов.
Для того, чтобы изменить что-то к лучшему в России, в 1991 году возникла Российская ассоциация планирования семьи. Начала РАПС с обучения врачей современной гормональной контрацепции, а к середине 90-х РАПС приняла участие в разработке проекта закона "О репродуктивных правах граждан" и в реализации федеральной программы "Планирование семьи".
Первый фактически должен был стать конституцией в области репродуктивного здоровья: в нем впервые в истории России законодательно закреплялись права на деторождение, планирование семьи, использование контрацепции, информацию обо всех ее способах. Документ революционный для нашей страны: в нем впервые прозвучало понятие "репродуктивные права", которое ныне применяется во всем мире. Однако этот документ уже пять лет лежит под сукном в Госдуме, и шансов на принятие у него никаких.
Федеральной программе "Планирование семьи" повезло больше: с 1994 года она шла в бюджете отдельной строкой. Упор в ней делался в соответствии с названием на создание по всей стране сети центров планирования семьи, где и взрослые, и подростки могли анонимно и бесплатно пройти медосмотр, поговорить с психологом, получить всю информацию о контрацептивах, а главное - сами контрацептивы. Малообеспеченные, многодетные и студенческие семьи бесплатно обеспечивали самыми современными гормональными таблетками, разумеется, только по желанию и после консультации с врачом. Результаты оказались потрясающими: за 4 года действия программы количество абортов в России снизилось почти на 30% - как у взрослых, так и у подростков. Ведущие специалисты- медики признали "Планирование семьи" одной из самых эффективных программ в области здравоохранения за все десятилетие.
А 2 февраля 1998 года в Госдуме "Планирование семьи" была исключена из бюджета абсолютным большинством голосов.
Некоторое время центры планирования семьи работали на старых запасах и втайне надеялись, что депутаты одумаются и вернут программу на следующий год. Потом грянул кризис и программу так и не вернули.
Как видно из приведенных данных, демографическая ситуация в России крайне неблагоприятная. Учитывая нынешнее состояние экономики, безрезультатную демографическую политику государства можно сделать вывод о продолжении неблагоприятных тенденций в демографической сфере.
Список литературы
1. Бурджалов Ф. Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: учеб. Пособ. – М.: Гардарики, 2002. – 272 с.
2. Борисов В.А. Демография: Учеб .для вузов. – 2 изд., испр. – М.: Nota Bene, 2001. – 272с.
3. Дятченко Л.Я., Иванов В.Н. и др. Социальные технологии. – Москва- Белгород, 2001. – 354 с.
4. Жуков В.И. Социальная политика. – М.:Дело, 2002. – 345 с.
5. Малева Т и др. Государственная и корпоративная политика занятости. – М.: Экстра, 2001. – 146 с.
6. Политика доходов и заработной платы: Учебник\ Под ред. П.В. Савченко. – М.: Юрист, 2000. – 156 с.
7. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. - М., 2001. – 245 с.
8. Социальное партнерство: мировой опыт и российская практика. – М. : институт перспектив и проблем страны, 2000. – 134 с.
9. Социальная политика: Учебник\ Под общ. Ред. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2002. – 202 с
10. Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. Пособ. – М.: Инфра-М, 2001. – 204 с.