Содержание
1. Охарактеризуйте основные направления и цели Федеральной Программы развития образования на 2000 – 2005 годы.. 3
2. В чем суть и содержание советской модели системы здравоохранения? 6
3. Перечислите основные направления политики занятости. 11
4. Охарактеризуйте основные виды социального страхования. 17
5. Охарактеризуйте советскую модель социальной политики государства…………………………………………………………………….21
Список литературы.. 26
1. Охарактеризуйте основные направления и цели Федеральной Программы развития образования на 2000 – 2005 годы
Главная цель Программы - развитие единой образовательной информационной среды в целях [6,с . 134]:
· повышения качества российского образования на основе использования новых информационных технологий;
· предоставления условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней.
Для создания и эффективного использования единой образовательной информационной среды необходимо комплексное решение следующих наиболее значимых задач:
1. Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки и сопровождения. Обеспечение качества, стандартизация и сертификация средств информационных технологий учебного назначения.
2. Создание и развитие нормативной базы единой образовательной информационной среды.
3. Подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
4. Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными электронными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.
5. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность, роль в мировом сообществе.
На этом международном фоне состояние информатизации российской школы можно расценить как неудовлетворительное.
Основные направления программы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные направления реализации Федеральной программы развития образования на 2000- 2005 годы [7,с . 155]
Наименование направления |
|
1 |
Компьютеризация сельских школ Российской Федерации, в том числе разработка электронных учебных пособий |
2 |
Федеральные экспериментальные площадки по оптимизации сети малокомплектных сельских школ в регионах с различными социо-географическими условиями, включая обеспечение сельских школ учебно-методической литературой |
3 |
Федеральные экспериментальные площадки для апробации новой структуры и содержания общего образования |
4 |
Авторские экспериментальные школы |
5 |
Федеральные экспериментальные площадки для введения единого государственного экзамена |
6 |
Федеральные экспериментальные площадки для отработки формирования и функционирования элементов системы независимой оценки качества образования |
7 |
Федеральные экспериментальные площадки развития открытого образования в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенные в различных территориально-географических условиях, включая разработку профессиональных образовательных программ для открытого образования |
8 |
Федеральные экспериментальные площадки создания и развития университетских комплексов и исследовательских университетов, включая разработку сопряженных профессионально-образовательных программ различного уровня |
9 |
Реализация на условиях софинансирования инвестиционных проектов развития приоритетных направлений в системе образования, в том числе программы "Индустрия образования" |
В результате выполнения Программы получит существенное развитие, будет апробирована и введена в эксплуатацию единая образовательная информационная среда, которая позволит:
Создать условия для повышения качества российского образования за счет эффективного использования современных информационных технологий. Довести число компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения: один компьютер - на 80 учащихся [8, с. 189].
1) Создать условия для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней; обеспечить доступ учащихся и преподавателей 50% общеобразовательных учреждений и 70% профессиональных учебных заведений России к сетевым информационным ресурсам. Обеспечить высокоскоростное подключение вузов к высокоскоростным каналам с пропускной способностью не менее 256 Кб/с.
2) Повысить качество обучения в сельской местности путем организации доступа отдаленных школ к образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для сельской школы.
3) Создать индустрию производства электронных учебных материалов и программно-методического обеспечения. Разработать и тиражировать современные электронные учебные материалы по основным предметам общеобразовательной школы (физика, химия, биология, математика, история, география и др.), осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения.
4) На территории России создать систему доступа к глобальным образовательным ресурсам; создать условия для развития технологии интерактивного дистанционного обучения; развить фундаментальные и прикладные исследования для реализации открытого образования. Реализовать возможность персонализации образования путем создания и реализации индивидуальных образовательных траекторий.
5) Создать систему методической поддержки преподавателей учебных учреждений всех уровней, провести подготовку и переподготовку 80% преподавателей общеобразовательных учреждений в области новых информационных технологий.
6) Создать условия гражданам России с ограниченными возможностями здоровья получать полноценное образование и необходимую специальную (коррекционную) помощь; создать благоприятные условия для их социальной адаптации и реабилитации средствами образования.
7) Создать условия для получения традиционного российского образования на русском языке зарубежным соотечественникам.
8) Создать программное обеспечение сетевого тестирования; создать банки данных с тестовыми заданиями.
9) Создать систему центров информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса, а также осуществляющих обслуживание программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды
2. В чем суть и содержание советской модели системы здравоохранения?
Советская медицина имела характер бюджетный и корпоративный.
Государственно-корпоративная система организации медицины в СССР родилась не на пустом месте, а основывалась на самых передовых идеях и опыте в сфере организации медицины начала прошлого века. Еще до 1917 года общественные клиники в России преобладали над частными, а идея организации поликлиник очень нравилась врачам и реализовалась бы вне зависимости от социалистических революций - просто потому, что русские врачи, так или иначе усвоившие православно-коллективистский стереотип культуры, не очень любили и любят брать на себя всю ответственность за бизнес, и чаще предпочитают делегировать эти функции некоему пусть даже и начальству, но чтобы ничто не отвлекало от чисто лечебной деятельности [10, с. 133].
Абсолютное обобществление медицины и провозглашенное равенство прав на медицинские услуги сделало самой удобной формой страхования формирование медицинского фонда в национальном масштабе, что и было осуществлено советским правительством. Этот единый больничный фонд и был консолидирован в государственный бюджет. Так произошло огосударствление здравоохранения, лежавшее в русле давнего национального стремления к огосударствлению любых общественных функций и перекладыванию с гражданина на государство максимума ответственности.
Такое положение дел имело плюсы и минусы в сравнении с западной организацией медицины. Начнем с тех плюсов, которые неизменно держали эту конструкцию на плаву и до сих пор позволяют ей сопротивляться всем изменениям в обществе и государственной политике.
Прежде всего, преимущество поликлинического типа диспансеризации населения перед частнопраксисным давно очевидно всем, кто хоть немного анализировал функционирование этих систем. Главной претензией советского населения были большие очереди к врачу, несмотря на наличие системы предварительной записи. Эта проблема существует в Европе в том же объеме и в тех же формах. На ожидание в приемной врача люди тратят больше времени, чем на ожидание в других приемных - об этом говорит статистика всех стабильных периодов существования европейской истории последних полутора столетий (ранее такой статистики не имеется, но вряд ли она существенно бы отличалась). В 1980-е годы время ожидания в советских поликлиниках превысило время ожидания в германских праксисах почти в два раза (с тех пор оно увеличилось и в Германии), но в то время количество посещений врача на душу населения в СССР превысило число посещений врача на душу европейца в два с половиной раза. А количество посещений врачом на дому было выше в пять раз.
Количество мест в больницах на советскую душу превышало количество мест на душу европейскую почти в полтора раза. Правда, стояли эти койки часто в неремонтированных палатах, подсобках и коридорах.
Итак, советская система обеспечивала существенно большее, чем на западе количество приемов у врача, количество человеко-дней в больнице. Она выдерживала напряжение, с которым западная система не способна справляться.
А что с качеством медицины в СССР? Она традиционно уступала качеству западноевропейской (но не восточноевропейской) медицины. Если квалификация врачей и качество их подготовки до 1994 года не уступали европейскому уровню и даже превышали его по некоторым показателям, то материальная база здравоохранения не позволяла оказывать медицинские услуги на европейском уровне. В советских больницах на одного больного приходился недостаточный метраж помещений, один туалет на стометровом этаже, в десять раз меньше (по стоимости) оборудования.
Минусом советской медицины, как и всего советского общества и советской экономики было отсутствие независимого и финансово ответственного контроля за качеством и объемом предоставляемых медицинских услуг. В силу этого количество неправильных диагнозов и неправильного лечения было существенно больше, чем на западе - но не катастрофически больше, так как в советском обществе недостатки социальной организации частично компенсировались высокой квалификацией врачей и этическими моментами. Но все же, уверенность в качестве медуслуг могла быть лишь у родственников сотрудников той самой больницы. Огромный объем осложнений и смертельных исходов имел место по причине совершенно недостаточного ухода со стороны среднего медицинского персонала, численность которого была недостаточна, а безответственность с конца 70-х годов стала притчей во языцех.
Учитывая все эти факторы (превосходящее количество медуслуг, их низкое качество и т.п.) с разными весами, различные экспертные оценки сводятся к тому, что советское медицинское обслуживание уступало по интегральной стоимости услуг европейскому в два раза.
Теперь обратимся к показателям финансирования (расходов общества на медицинские нужды). В СССР расходы эти в начале 80-х составляли 14-15 млрд. руб. из госбюджета и 5-6 млрд. руб. из других источников, то есть в целом порядка 20 млрд. рублей. ППС бюджетного рубля оценивается на этот период разными экспертами в 2,9-3,1 доллара, то есть объем финансирования здравоохранения в СССР приближался к эквиваленту 60 млрд. долларов или 220 долларов на душу населения в год.
Итак, советская система при в ДЕСЯТЬ раз меньшем финансировании обеспечивала ВДВОЕ меньший агрегатный объем услуг. Таким образом, экономическая эффективность советской системы здравоохранения превышала эффективность западной системы в ПЯТЬ раз [8, с. 133].
Этот арифметический результат может показаться парадоксальным людям, выросшим на ежедневном вскармливании мифами о тотальной неэффективности советской экономической и социальной системы, которые пятнадцать лет массированно вгоняются в мозги молодежи "министерством правды" в целях оправдания разграбления материальной базы этой системы в 90-е годы. Однако, на самом деле все было существенно сложнее, советская система имела как зоны глубокой неэффективности, так и вполне эффективные и перспективные формы институциональной организации. Организация системы здравоохранения относилась к сильным сторонам советского общества.
Какие же мероприятия должны были бы стоять за этим увеличением финансирования. ЧТО надо было финансировать?
Первое. Переоснащение клиник. Необходимы были существенные капитальные вложения - как в строительство новых больниц (здесь нужен был не очень большой прирост), так и в техническое их переоснащение (а вот тут надо было денег заметно поболее плюс инвестиции в развитие отечественной медико-технической индустрии в рамках конверсии ВПК).
Второе. Увеличение численности среднего и низшего медперсонала на 40%.
Третье. Формирование системы независимого контроля за действиями врачей, переподчинение Минюсту системы патолого-анатомической службы, разработка современной системы отчетности, введение системы специального прокурорского контроля за конфликтами по поводу лечебной деятельности.
Четвертое. Введение небольшой платы за обращение к врачу и вызов его на дом. Эта плата не должна была бы покрывать стоимость услуги, но зато она бы дисциплинировала при обращении к врачу - попусту к нему бы не шли, а при серьезны подозрениях или плохом самочувствии эта плата бы казалась незначительной. Пенсионерам следовало бы не давать льготы в этом вопросе, но дать прибавку к пенсии, компенсирующую необходимый объем процедур. Для болезненных людей вопрос компенсации этих расходов можно было бы решать в индивидуальном порядке по данным ВТЭК. Ясно, что злостным симулянткам ВТЭК бы справок не давал. Это повлекло бы снижение числа обращений к врачу до европейского уровня.
Пятое. Существенное увеличение требований к медицинскому персоналу следовало бы компенсировать увеличением реальной зарплаты на 50%. Напомню, что зарплата врача тогда составляла 180 руб ($540 ППС), среднего медперсонала - 120 руб ($360 ППС), младшего медперсонала - 80 руб ($240 ППС), то есть в 5 раз выше нынешнего. Рост этой зарплаты на 50% поднял бы ее относительно других слоев населения на уровень, соответствующий статусу медработника в желающем иметь хорошее медобслуживание обществе.
Шестое. Поскольку эта медицинская система ориентирована на массовое лечение и профилактику, необходимо было параллельно с ней допустить создание частной VIP-медицины, не жизненно важных медицинских услуг, и вообще создать условия свободной конкуренции для врачей, желающих иметь частную практику. Скорее всего, последняя расцвела бы только в столицах, где живет много лиц с западной ментальностью, а в глубинке существовала бы как экзотика. Но конкуренция необходима, чтобы карась не дремал.
Эти простые меры, которые я предлагал в 80-е годы, и которые были разработаны вплоть до необходимых нормативных документов, не были приняты ни советским руководством, ни позже ельцинским руководством. Вместо этого был принят другой подход - разрушить советскую медицину и заменить ее западной.
Этот подход не удалось реализовать. Удалось добиться деградации советской медицины путем сокращения ее финансирования в пять раз, пропорционально сократился и стоимостной объем предоставляемой ей услуг, хотя почти пятикратный уровень экономический эффективности (по сравнению с западной) странным образом сохранился.
3. Перечислите основные направления политики занятости
Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости [2,с . 187].
Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.
Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений в целом, зависят в определенной степени от уровня эффективности правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации.
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада в других странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала.
В процессе дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующий комплекс стимулов и санкций.
Гражданам РФ принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность и т.п.).
Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) — это [1, с. 211]:
o совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;
o мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;
o обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;
o активный поиск и подбор рабочих мест;
o финансирование создания новых рабочих мест;
o организация новых рабочих мест через систему общественных работ.
В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.
Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.
Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на:
o развитие людских ресурсов для труда;
o обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
o создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
o поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
o обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
o предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
o поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
o сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
o координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
o координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
o международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.
Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения:
o федеральный или общегосударственный,
o субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д. — всего 89 программ);
o местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).
Каждая из этих программ состоит из четырех крупных блоков:
o аналитического (сбор статистической и аналитической информации о занятости, установление актуальности проблемы занятости в конкретной местности, регионе или на уровне государства в целом);
o программно-целевого (формулировка конкретной цели и составление программы обеспечения занятости);
o ресурсно-обеспечивающего (своевременное и полное обеспечение всех программ необходимыми материальными, людскими и другими видами ресурсов);
o организационно-координирующего (организация, контроль и, при необходимости, координация выполнения программы).
Политика занятости на федеральном уровне включает определение совокупности правовых, экономических, организационных мер и нормативных актов, необходимых для создания и регулирования отношений между субъектами рынка труда, а также определение меры допустимых социально-экономических последствий перехода к рынку в сфере занятости — предельно допустимый уровень и продолжительность безработицы, размеры квот и стимулирование приема на работу социально незащищенных групп населения, минимально допустимый объем бюджетных средств на выплату пособий, целесообразный уровень переподготовки и создания общественных работ. Политика занятости предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. С этой целью разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские и региональные программы занятости. Определяются территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. С целью реализации политики занятости на всей территории России формируется Федеральная государственная служба занятости населения. Для финансирования мероприятий по реализации политики занятости создан Государственный фонд занятости населения [5,с . 200].
Главными направлениями политики занятости на федеральном уровне сегодня становятся:
o преодоление макроэкономических тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объемов производства, инфляцией и имеющих следствием нестабильность системы рабочих мест;
o сдерживание массового высвобождения работающих, прежде всего, на градообразующих предприятиях;
o создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики;
o обеспечение эффективной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения;
o дополнительное содействие занятости групп трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством;
o смягчение последствий долговременной безработицы.
Основная задача политики государства по экономике и поддержке занятости — сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места путем проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ.
Кроме того политика занятости федерального уровня предусматривает создание системы правового регулирования и организации межгосударственных отношений со странами СНГ и другими зарубежными государствами по поводу миграционного обмена и пенсионного обеспечения в случаях добровольного и вынужденного переселения, по вопросам найма и социальной защиты при выезде на временные заработки или откомандирование на работу в другое государство, т.е. к функциям федерального уровня относится выработка правовых норм, обеспечивающих включение России как равноправного партнера в международный рынок труда.
На региональном уровне политика занятости означает содействие полной, продуктивной работе и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на труд на территориях, находящейся в пределах компетенции органов власти соответствующего уровня (республики, края, области, автономной области, автономного округа, р-на и города). Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.
Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.
Обычно региональные программы занятости населения делятся на три уровня:
o республиканская проблема занятости населения, которая содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики;
o областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня, например, выделение городов приоритетного развития;
o районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда.
4. Охарактеризуйте основные виды социального страхования
Варианты сочетания добровольного и обязательного страхования [4, с. 13]:
ДМС как дополнение ОМС.
Программы ДМС включают услуги, выходящие за рамки программы ОМС.
ДМС как частичное замещение ОМС.
Предметом ДМС выступают услуги, как дополнительные к базовой программе ОМС, так и включенные в эту программу. Соответственно программы ДМС могут быть как дополняющими, так и охватывающими базовую программу ОМС.
Добровольное страхование по программе, предмет которой включает и превосходит состав видов медицинской помощи, гарантируемых базовой программой ОМС (программа ДМС, охватывающая базовую программу ОМС), будет означать, что лицо, застрахованное по такой программе ДМС, является одновременно застрахованным у того же страховщика по ОМС. Соответственно страховщик берет на себя обязательства по обеспечению застрахованного всей медицинской помощью, предусмотренной программой ОМС, а также другими услугами, включенными в данную программу ДМС.
Часть взносов за каждого застрахованного по программе ДМС, охватывающей базовую программу ОМС, возмещается из средств ОМС. Возмещение производится в размере, равном нормативу финансирования оказания медицинской помощи в расчете на одного застрахованного в системе ОМС.
Многоуровневая система страхования с добровольным страхованием соплатежей населения в ОМС.
Программа ОМС формируется как двухуровневая программа. Первый уровень составляют медицинские услуги, предоставляемые всем категориям населения бесплатно и полностью финансируемые за счет средств ОМС.
Второй уровень программы ОМС охватывает медицинские услуги, предоставляемые одним группам населения бесплатно, а другим группам – при условии соплатежей, и соответственно лишь частично финансируются из средств ОМС.
Программы ДМС выступают в качестве программ третьего и последующих уровней. Предметом ДМС являются соплатежи за медицинские услуги, включенные в программу ОМС второго уровня, а также услуги, дополняющие или охватывающие программу ОМС.
Многоуровневая система страхования с обязательным дополнительным страхованием соплатежей населения в ОМС.
В рамках программы ОМС выделяются два уровня, аналогично варианту 3.
Соплатежи за медицинские услуги, предусматриваемые программой ОМС второго уровня, являются предметом обязательного страхования, но выбор страховщиков, и страховых программ производится самими гражданами на рынке страховых медицинских услуг.
Предметом ДМС выступают услуги, дополняющие и охватывающие программу ОМС.
Первый вариант – ДМС как дополнение ОМС – соответствует той идеальной модели сочетания ДМС и ОМС, которая отражена в действующем законе о медицинском страховании. Этот вариант выделен нами как теоретически возможный. На практике, как уже не раз отмечалось, программы ДМС не только включают услуги, не предусматриваемые базовой программой ОМС, но и содержат те виды услуг, которые перечислены в программе ОМС. Таким образом, реализация варианта № 1 означала бы стремление свернуть уже существующую практику ДМС, ограничить рамки его развития. Такой путь не будет способствовать решению проблемы финансовой необеспеченности государственных гарантий.
Второй вариант - ДМС как частичное замещение ОМС – обладает следующими преимуществами по сравнению с первым вариантом и с существующим положением дел:
· происходит легализация существующей практики ДМС, и создаются условия для ее рационального регулирования;
· возмещение из средств, уплаченных в систему ОМС, части стоимости программ ДМС в случае, если они охватывают базовую программу ОМС, будет способствовать снижению размеров страховых взносов, уплачиваемых при страховании по ДМС, расширению круга лиц, которые смогут купить такие страховки и за счет легальной доплаты обеспечить для себя получение полноценной медицинской помощи.
Недостатками данного варианта являются:
· усложнение системы медицинского страхования и неизбежное увеличение административных расходов;
· возможность сговора медицинских учреждений и страховых медицинских организаций с целью понуждения граждан к приобретению страховых программ по ДМС, охватывающих базовую программу ОМС;
· необходимость усиления контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, обоснованностью расчета ими размеров взносов на программы ДМС.
Третий и четвертый варианты предполагают пересмотр государственных гарантий бесплатного медицинского обслуживания. В условиях недостаточности государственного финансирования для обеспечения программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения и роста объема медицинских услуг, оказываемых на платной основе, крайне важно, чтобы поступающие в медицинские учреждения средства не увеличивали теневой оборот в экономике, а расходовались в целях развития системы здравоохранения. Перспективным способом решения этой задачи является формирование системы многоуровневого медицинского страхования. Варианты №3 и №4 характеризуют две ее разновидности.
Преимуществами третьего и четвертого вариантов по сравнению с первыми двумя вариантами являются:
· возможность достижения в короткие сроки реальной сбалансированности государственных гарантий оказания медицинской помощи населению с источниками их финансирования;
· создание условий для легализации частного софинансирования общественной системы здравоохранения.
Недостатками данных вариантов являются:
· высокие политические издержки, необходимость пересмотра конституционной нормы о бесплатности медицинской помощи;
· высокие уровень затрат на разработку, введение, регулирование системы многоуровневого страхования и обеспечение соблюдения ее участниками установленных правил ее функционирования.
Четвертый вариант более сложен в реализации, чем третий. Его главное сравнительное преимущество состоит в том, что он обеспечивает более равномерное распределение рисков затрат, связанных с лечением, между застрахованными, чем третий вариант.
Главным ограничением для реализации третьего и четвертого вариантов является политическая возможность их осуществления. Они требуют пересмотра конституционной нормы о бесплатном предоставлении медицинской помощи для всех граждан в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Эта норма давно стала декларативной, но ее официальный пересмотр будет связан с большими политическими издержками. Вполне очевидно, что он может состояться не ранее начала нового президентского срока.
В целом, учитывая совокупность сравнительных экономических и политических выгод и издержек можно рекомендовать выбор в настоящее время второго варианта. Его реализация позволит подготовить условия для перехода через несколько лет к многоуровневой системе медицинского страхования, сначала в форме, представленной выше вариантом №3; затем, после отработки этой схемы и накопления необходимого опыта регулирования данной системы можно будет реализовать ее в форме, представленной выше в варианте №4.
5. Охарактеризуйте советскую модель социальной политики государства
Следует признать, что советская модель социальной политики была чрезвычайно эффективной при жесточайшей нехватке ресурсов, то есть во время индустриализации, Гражданской и Отечественной войн, в послевоенный период. Так что к 60-м годам ХХ в. в СССР была создана одна из самых лучших на тот момент систем социального обеспечения в отношении равенства доступа, объема и качества услуг.
Однако, даже в 60-е - 70-е годы, когда социальная политика была приоритетной в политической деятельности советского государства, проблемы гендерного равенства, наличие структурного неравенства в доступе и распределении ресурсов между женщинами и мужчинами не обсуждались и не становились направлениями социальной политики [3,с . 190].
Социальная политика советского государства была основана на идеологеме равенства, в том числе и равенства полов. Но социальная практика осуществления политики равенства полов сталкивалась с реалиями демографической ситуации и последствий государственной экономической политики. Демографическая ситуация на протяжении почти всего периода существования Советской власти связана с существенным демографическим "перекосом" полов - реальной нехваткой мужчин. Из-за войн, революций и репрессий многие поколения советских женщин выросли и прожили жизнь в условиях конкуренции за мужчину. А это значит, что, не смотря на усвоение женщинами моделей самостоятельного поведения в публичной сфере, в приватной сфере женщины вынуждены были ориентироваться на традиционные гендерные стереотипы женского поведения.
В конце 60-х годов этот демографический перекос начал выравниваться. На сегодняшний день практически впервые в советской и постсоветской истории России выросло поколение женщин, не испытывающих сложностей, вызванных недостатком мужчин. Соотношение полов в обществе среди поколения нынешних 30-34-летних таково, что на каждые 1000 мужчин приходится 954 женщин
К 60-м годам в СССР была создана не просто одна из самым лучших систем социального обеспечения в мире, но практически одна из самых первых эмансипаторских и дефамилизационных систем социального обеспечения. Речь идет о широком спектре социальных гарантий и льгот, существовавших в СССР, как всеобщих (их сегодня называют гендерно-нейтральные нормы социальной политики), так и специфически женских (гендерно-чувствительные нормы и практики социальной политики). Перечисление даже основных из них займет немало времени, укажу лишь на некоторые: гарантированный государством доступ к всеобщему среднему образованию, бесплатное высшее образование и трудоустройство, помощь в получении квартиры, профессионального образования и роста, существование сети государственных дошкольных и школьных учреждений, системы внешкольного образования и развития школьников, не говоря уже о гарантированных и оплачиваемых больничных, отпусках по беременности, родам и т.д.
Практики социальной политики советского государства были эмансипаторскими по сути, и дефамилизационными по направленности, ибо стимулировали и поддерживали советских женщин в получении образования, в работе, в карьере, в системе организации дошкольного и школьного образования. В то же время система социально-этических представлений о месте женщины в экономическом, социальном, политическом и идеологическом пространстве в советское время была амбивалентной, двойственной, хотя и поддерживалась системой государственного обеспечения.
Если в советское время функционирование традиционных гендерных стереотипов, часто сексистских, имело скрытую форму и маркировалось как предубеждения, которые не осмеливались публично озвучивать за их откровенно сексистский, мизогинистский, дискредитирующий женщин характер, то в постсоветское время имеет место широкое распространение сексизма в СМИ на фоне свертывания и отмены многих социальных программ и льгот по дефамилизации.
Необходимыми составляющими осуществления социальной политики гендерного равенства являются следующие элементы:
1. политическая воля к реализации мер по достижению равного распределения экономических, социальных и политических ресурсов между женщинами и мужчинами;
2. наличие ресурсов для осуществления этой политики;
3. наличие публичной рефлексии необходимости проведения социальной политики гендерного равенства.
Именно последний аспект представляется мне наиболее важным, ибо как показывает история советской социальной политики, дефамилизационные практики социальной политики не приводят к гендерному равенству. Поэтому для преодоления существующего структурного неравенства в положении отдельных групп женщин и мужчин необходима общественное осознание и обсуждение гендерного неравенства в публичной сфере. Этот этап является, на мой взгляд, первоначальным в социальном механизме реализации и продвижения политики гендерного равенства.
Конечно, изменения в самоидентификации индивидов и социальных групп связаны с изменением системы ценностей, приоритетов и ориентаций социальных групп и индивидов. Это сложный и достаточно болезненный процесс, осложнённый изменениями во всех сферах жизни, с одной стороны, а, с другой, тем, что многие социальные группы в современном российском обществе дезориентированы, и "в силу своего неясного социального положения просто не осознают собственных интересов, что позволяет им легко навязать чужие интересы под видом их коренных, а соответственно и систему ценностей, стереотипы поведения".
Таким образом, осознание социальными группами женщин и мужчин своей коллективной идентичности является важнейшим шагом в достижении гендерного равенства и осуществлении гендерно-ориентированной социальной политики. Актуальной задачей становится публичная рефлексия гендерных проблем в поле российской социальной политики.
Если говорить об уровнях реализации социальной политики в гендерном измерении, то следует указать на значительный потенциал регионов, как самостоятельных структур, осуществляющих эту социальную политику. Дело в том, что собственно "социальная" составляющая социальной политики, в рамках которой производится финансирование программ, защищающих интересы женщин и мужчин с несовершеннолетними детьми, находится или в ведении самого региона, или в ведении региона совместно с федеральным центром. Этот факт часто интерпретируют как отрицательный, так как, во-первых, снижается общий уровень бюджетного финансирования, а во-вторых, все сводится только к финансированию государственных служащих и объектов федеральной собственности (музеи, вузы, и т.д.)8. Однако следует указать, что региональный уровень позволяет реализовывать дефамилизационные программы социальной политики. То есть, речь в данном случае идет не столько о структуре наполнения консолидированного бюджета, сколько о направленности программ и практик их реализации.
Список литературы
1. Бурджалов Ф. Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: учеб. Пособ. – М.: Гардарики, 2002. – 272 с.
2. Борисов В.А. Демография: Учеб .для вузов. – 2 изд., испр. – М.: Nota Bene, 2001. – 272с.
3. Дятченко Л.Я., Иванов В.Н. и др. Социальные технологии. – Москва- Белгород, 2001. – 354 с.
4. Жуков В.И. Социальная политика. – М.:Дело, 2002. – 345 с.
5. Малева Т и др. Государственная и корпоративная политика занятости. – М.: Экстра, 2001. – 146 с.
6. Политика доходов и заработной платы: Учебник\ Под ред. П.В. Савченко. – М.: Юрист, 2000. – 156 с.
7. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. - М., 2001. – 245 с.
8. Социальное партнерство: мировой опыт и российская практика. – М. : институт перспектив и проблем страны, 2000. – 134 с.
9. Социальная политика: Учебник\ Под общ. Ред. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2002. – 202 с
10. Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. Пособ. – М.: Инфра-М, 2001. – 204 с.