Содержание


1. Охарактеризуйте  основные направления и  цели  Федеральной  Программы развития  образования на 2000 – 2005 годы.. 3

2. В чем  суть и содержание советской модели  системы здравоохранения?  6

3. Перечислите основные направления  политики занятости. 11

4. Охарактеризуйте основные виды социального страхования. 17

5. Охарактеризуйте советскую модель социальной политики  государства…………………………………………………………………….21

Список литературы.. 26





















1.     Охарактеризуйте  основные направления и  цели  Федеральной  Программы развития  образования на 2000 – 2005 годы

Главная цель Программы - развитие единой образовательной информационной среды в целях [6,с . 134]:

·        повышения качества российского образования на основе использования новых информационных технологий;

·        предоставления условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней.

Для создания и эффективного использования единой образовательной информационной среды необходимо комплексное решение следующих наиболее значимых задач:

1.     Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки и сопровождения. Обеспечение качества, стандартизация и сертификация средств информационных технологий учебного назначения.

2.     Создание и развитие нормативной базы единой образовательной информационной среды.

3.     Подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

4.     Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными электронными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.

5.     Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность, роль в мировом сообществе.

На этом международном фоне состояние информатизации российской школы можно расценить как неудовлетворительное.

Основные направления программы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные направления реализации  Федеральной программы  развития образования на 2000- 2005 годы [7,с . 155]

Наименование направления

1

Компьютеризация сельских школ Российской Федерации, в том числе разработка электронных учебных пособий

2

Федеральные экспериментальные площадки по оптимизации сети малокомплектных сельских школ в регионах с различными социо-географическими условиями, включая обеспечение сельских школ учебно-методической литературой

3

Федеральные экспериментальные площадки для апробации новой структуры и содержания общего образования

4

Авторские экспериментальные школы

5

Федеральные экспериментальные площадки для введения единого государственного экзамена

6

Федеральные экспериментальные площадки для отработки формирования и функционирования элементов системы независимой оценки качества образования

7

Федеральные экспериментальные площадки  развития открытого  образования в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенные в различных территориально-географических условиях, включая разработку профессиональных образовательных программ для открытого  образования

8

Федеральные экспериментальные площадки создания и  развития университетских комплексов и исследовательских университетов, включая разработку сопряженных профессионально-образовательных программ различного уровня

9

Реализация на условиях софинансирования инвестиционных проектов развития приоритетных направлений в системе образования, в том числе программы "Индустрия образования"


В результате выполнения Программы получит существенное развитие, будет апробирована и введена в эксплуатацию единая образовательная информационная среда, которая позволит:

Создать условия для повышения качества российского образования за счет эффективного использования современных информационных технологий. Довести число компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения: один компьютер - на 80 учащихся [8, с. 189].

1) Создать условия для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней; обеспечить доступ учащихся и преподавателей 50% общеобразовательных учреждений и 70% профессиональных учебных заведений России к сетевым информационным ресурсам. Обеспечить высокоскоростное подключение вузов к высокоскоростным каналам с пропускной способностью не менее 256 Кб/с.

2) Повысить качество обучения в сельской местности путем организации доступа отдаленных школ к образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для сельской школы.

3) Создать индустрию производства электронных учебных материалов и программно-методического обеспечения. Разработать и тиражировать современные электронные учебные материалы по основным предметам общеобразовательной школы (физика, химия, биология, математика, история, география и др.), осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения.

4) На территории России создать систему доступа к глобальным образовательным ресурсам; создать условия для развития технологии интерактивного дистанционного обучения; развить фундаментальные и прикладные исследования для реализации открытого образования. Реализовать возможность персонализации образования путем создания и реализации индивидуальных образовательных траекторий.

5) Создать систему методической поддержки преподавателей учебных учреждений всех уровней, провести подготовку и переподготовку 80% преподавателей общеобразовательных учреждений в области новых информационных технологий.

6) Создать условия гражданам России с ограниченными возможностями здоровья получать полноценное образование и необходимую специальную (коррекционную) помощь; создать благоприятные условия для их социальной адаптации и реабилитации средствами образования.

7) Создать условия для получения традиционного российского образования на русском языке зарубежным соотечественникам.

8) Создать программное обеспечение сетевого тестирования; создать банки данных с тестовыми заданиями.

9) Создать систему центров информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса, а также осуществляющих обслуживание программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды

2. В чем  суть и содержание советской модели  системы здравоохранения?

Советская медицина имела характер бюджетный и корпоративный.

Государственно-корпоративная система организации медицины в СССР родилась не на пустом месте, а основывалась на самых передовых идеях и опыте в сфере организации медицины начала прошлого века. Еще до 1917 года общественные клиники в России преобладали над частными, а идея организации поликлиник очень нравилась врачам и реализовалась бы вне зависимости от социалистических революций - просто потому, что русские врачи, так или иначе усвоившие православно-коллективистский стереотип культуры, не очень любили и любят брать на себя всю ответственность за бизнес, и чаще предпочитают делегировать эти функции некоему пусть даже и начальству, но чтобы ничто не отвлекало от чисто лечебной деятельности [10, с. 133].

Абсолютное обобществление медицины и провозглашенное равенство прав на медицинские услуги сделало самой удобной формой страхования формирование медицинского фонда в национальном масштабе, что и было осуществлено советским правительством. Этот единый больничный фонд и был консолидирован в государственный бюджет. Так произошло огосударствление здравоохранения, лежавшее в русле давнего национального стремления к огосударствлению любых общественных функций и перекладыванию с гражданина на государство максимума ответственности.

Такое положение дел имело плюсы и минусы в сравнении с западной организацией медицины. Начнем с тех плюсов, которые неизменно держали эту конструкцию на плаву и до сих пор позволяют ей сопротивляться всем изменениям в обществе и государственной политике.

Прежде всего, преимущество поликлинического типа диспансеризации населения перед частнопраксисным давно очевидно всем, кто хоть немного анализировал функционирование этих систем. Главной претензией советского населения были большие очереди к врачу, несмотря на наличие системы предварительной записи. Эта проблема существует в Европе в том же объеме и в тех же формах. На ожидание в приемной врача люди тратят больше времени, чем на ожидание в других приемных - об этом говорит статистика всех стабильных периодов существования европейской истории последних полутора столетий (ранее такой статистики не имеется, но вряд ли она существенно бы отличалась). В 1980-е годы время ожидания в советских поликлиниках превысило время ожидания в германских праксисах почти в два раза (с тех пор оно увеличилось и в Германии), но в то время количество посещений врача на душу населения в СССР превысило число посещений врача на душу европейца в два с половиной раза. А количество посещений врачом на дому было выше в пять раз.

Количество мест в больницах на советскую душу превышало количество мест на душу европейскую почти в полтора раза. Правда, стояли эти койки часто в неремонтированных палатах, подсобках и коридорах.

Итак, советская система обеспечивала существенно большее, чем на западе количество приемов у врача, количество человеко-дней в больнице. Она выдерживала напряжение, с которым западная система не способна справляться.

А что с качеством медицины в СССР? Она традиционно уступала качеству западноевропейской (но не восточноевропейской) медицины. Если квалификация врачей и качество их подготовки до 1994 года не уступали европейскому уровню и даже превышали его по некоторым показателям, то материальная база здравоохранения не позволяла оказывать медицинские услуги на европейском уровне. В советских больницах на одного больного приходился недостаточный метраж помещений, один туалет на стометровом этаже, в десять раз меньше (по стоимости) оборудования.

Минусом советской медицины, как и всего советского общества и советской экономики было отсутствие независимого и финансово ответственного контроля за качеством и объемом предоставляемых медицинских услуг. В силу этого количество неправильных диагнозов и неправильного лечения было существенно больше, чем на западе - но не катастрофически больше, так как в советском обществе недостатки социальной организации частично компенсировались высокой квалификацией врачей и этическими моментами. Но все же, уверенность в качестве медуслуг могла быть лишь у родственников сотрудников той самой больницы. Огромный объем осложнений и смертельных исходов имел место по причине совершенно недостаточного ухода со стороны среднего медицинского персонала, численность которого была недостаточна, а безответственность с конца 70-х годов стала притчей во языцех.

Учитывая все эти факторы (превосходящее количество медуслуг, их низкое качество и т.п.) с разными весами, различные экспертные оценки сводятся к тому, что советское медицинское обслуживание уступало по интегральной стоимости услуг европейскому в два раза.

Теперь обратимся к показателям финансирования (расходов общества на медицинские нужды). В СССР расходы эти в начале 80-х составляли 14-15 млрд. руб. из госбюджета и 5-6 млрд. руб. из других источников, то есть в целом порядка 20 млрд. рублей. ППС бюджетного рубля оценивается на этот период разными экспертами в 2,9-3,1 доллара, то есть объем финансирования здравоохранения в СССР приближался к эквиваленту 60 млрд. долларов или 220 долларов на душу населения в год.

Итак, советская система при в ДЕСЯТЬ раз меньшем финансировании обеспечивала ВДВОЕ меньший агрегатный объем услуг. Таким образом, экономическая эффективность  советской системы здравоохранения превышала эффективность западной  системы в ПЯТЬ раз [8, с. 133].

Этот арифметический результат может показаться парадоксальным людям, выросшим на ежедневном вскармливании мифами о тотальной неэффективности советской экономической и социальной системы, которые пятнадцать лет массированно вгоняются в мозги молодежи "министерством правды" в целях оправдания разграбления материальной базы этой системы в 90-е годы. Однако, на самом деле все было существенно сложнее, советская система имела как зоны глубокой неэффективности, так и вполне эффективные и перспективные формы институциональной организации. Организация  системы здравоохранения относилась к сильным сторонам советского  общества.

Какие же мероприятия должны были бы стоять за этим увеличением финансирования. ЧТО надо было финансировать?

Первое. Переоснащение клиник. Необходимы были существенные капитальные вложения - как в строительство новых больниц (здесь нужен был не очень большой прирост), так и в техническое их переоснащение (а вот тут надо было денег заметно поболее плюс инвестиции в развитие отечественной медико-технической индустрии в рамках конверсии ВПК).

Второе. Увеличение численности среднего и низшего медперсонала на 40%.

Третье. Формирование системы независимого контроля за действиями врачей, переподчинение Минюсту системы патолого-анатомической службы, разработка современной системы отчетности, введение системы специального прокурорского контроля за конфликтами по поводу лечебной деятельности.

Четвертое. Введение небольшой платы за обращение к врачу и вызов его на дом. Эта плата не должна была бы покрывать стоимость услуги, но зато она бы дисциплинировала при обращении к врачу - попусту к нему бы не шли, а при серьезны подозрениях или плохом самочувствии эта плата бы казалась незначительной. Пенсионерам следовало бы не давать льготы в этом вопросе, но дать прибавку к пенсии, компенсирующую необходимый объем процедур. Для болезненных людей вопрос компенсации этих расходов можно было бы решать в индивидуальном порядке по данным ВТЭК. Ясно, что злостным симулянткам ВТЭК бы справок не давал. Это повлекло бы снижение числа обращений к врачу до европейского уровня.

Пятое. Существенное увеличение требований к медицинскому персоналу следовало бы компенсировать увеличением реальной зарплаты на 50%. Напомню, что зарплата врача тогда составляла 180 руб ($540 ППС), среднего медперсонала - 120 руб ($360 ППС), младшего медперсонала - 80 руб ($240 ППС), то есть в 5 раз выше нынешнего. Рост этой зарплаты на 50% поднял бы ее относительно других слоев населения на уровень, соответствующий статусу медработника в желающем иметь хорошее медобслуживание обществе.

Шестое. Поскольку эта медицинская система ориентирована на массовое лечение и профилактику, необходимо было параллельно с ней допустить создание частной VIP-медицины, не жизненно важных медицинских услуг, и вообще создать условия свободной конкуренции для врачей, желающих иметь частную практику. Скорее всего, последняя расцвела бы только в столицах, где живет много лиц с западной ментальностью, а в глубинке существовала бы как экзотика. Но конкуренция необходима, чтобы карась не дремал.

Эти простые меры, которые я предлагал в 80-е годы, и которые были разработаны вплоть до необходимых нормативных документов, не были приняты ни советским руководством, ни позже ельцинским руководством. Вместо этого был принят другой подход - разрушить советскую медицину и заменить ее западной.

Этот подход не удалось реализовать. Удалось добиться деградации советской медицины путем сокращения ее финансирования в пять раз, пропорционально сократился и стоимостной объем предоставляемой ей услуг, хотя почти пятикратный уровень экономический эффективности (по сравнению с западной) странным образом сохранился.

3. Перечислите основные направления  политики занятости

Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости [2,с . 187].

Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.

Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений в целом, зависят в определенной степени от уровня эффективности правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации.

Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада в других странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала.

В процессе дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующий комплекс стимулов и санкций.

Гражданам РФ принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность и т.п.).

Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) это [1, с. 211]:

o     совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;

o     мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;

o     обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;

o     активный поиск и подбор рабочих мест;

o     финансирование создания новых рабочих мест;

o     организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.

Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на:

o      развитие людских ресурсов для труда;

o      обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

o      создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

o      поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

o      обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

o      предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

o      поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

o      сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;

o      координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

o      координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

o      международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.

Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения:

o      федеральный или общегосударственный,

o      субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д. — всего 89 программ);

o      местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Каждая из этих программ состоит из четырех крупных блоков:

o      аналитического (сбор статистической и аналитической информации о занятости, установление актуальности проблемы занятости в конкретной местности, регионе или на уровне государства в целом);

o      программно-целевого (формулировка конкретной цели и составление программы обеспечения занятости);

o      ресурсно-обеспечивающего (своевременное и полное обеспечение всех программ необходимыми материальными, людскими и другими видами ресурсов);

o      организационно-координирующего (организация, контроль и, при необходимости, координация выполнения программы).

Политика занятости на федеральном уровне включает определение совокупности правовых, экономических, организационных мер и нормативных актов, необходимых для создания и регулирования отношений между субъектами рынка труда, а также определение меры допустимых социально-экономических последствий перехода к рынку в сфере занятости — предельно допустимый уровень и продолжительность безработицы, размеры квот и стимулирование приема на работу социально незащищенных групп населения, минимально допустимый объем бюджетных средств на выплату пособий, целесообразный уровень переподготовки и создания общественных работ. Политика занятости предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. С этой целью разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские и региональные программы занятости. Определяются территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. С целью реализации политики занятости на всей территории России формируется Федеральная государственная служба занятости населения. Для финансирования мероприятий по реализации политики занятости создан Государственный фонд занятости населения [5,с . 200].

Главными направлениями политики занятости на федеральном уровне сегодня становятся:

o      преодоление макроэкономических тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объемов производства, инфляцией и имеющих следствием нестабильность системы рабочих мест;

o      сдерживание массового высвобождения работающих, прежде всего, на градообразующих предприятиях;

o      создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики;

o      обеспечение эффективной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения;

o      дополнительное содействие занятости групп трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством;

o      смягчение последствий долговременной безработицы.

Основная задача политики государства по экономике и поддержке занятости — сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места путем проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ.

Кроме того политика занятости федерального уровня предусматривает создание системы правового регулирования и организации межгосударственных отношений со странами СНГ и другими зарубежными государствами по поводу миграционного обмена и пенсионного обеспечения в случаях добровольного и вынужденного переселения, по вопросам найма и социальной защиты при выезде на временные заработки или откомандирование на работу в другое государство, т.е. к функциям федерального уровня относится выработка правовых норм, обеспечивающих включение России как равноправного партнера в международный рынок труда.

На региональном уровне политика занятости означает содействие полной, продуктивной работе и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на труд на территориях, находящейся в пределах компетенции органов власти соответствующего уровня (республики, края, области, автономной области, автономного округа, р-на и города). Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

Обычно региональные программы занятости населения делятся на три уровня:

o      республиканская проблема занятости населения, которая содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики;

o      областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня, например, выделение городов приоритетного развития;

o      районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда.

4. Охарактеризуйте основные виды социального страхования

Варианты сочетания добровольного и обязательного страхования [4, с. 13]:

ДМС как дополнение ОМС.

Программы ДМС включают услуги, выходящие за рамки программы ОМС.

ДМС как частичное замещение ОМС.

Предметом ДМС выступают услуги, как  дополнительные к базовой программе ОМС,  так и включенные в эту программу. Соответственно программы ДМС могут быть как дополняющими, так и охватывающими базовую программу ОМС.

Добровольное страхование по программе, предмет которой включает и превосходит состав видов  медицинской помощи, гарантируемых базовой программой ОМС (программа ДМС, охватывающая базовую программу ОМС), будет означать, что лицо, застрахованное по такой программе ДМС, является одновременно застрахованным у того же страховщика по ОМС. Соответственно страховщик берет на себя обязательства по обеспечению застрахованного всей медицинской помощью, предусмотренной программой ОМС, а также другими услугами, включенными в данную программу ДМС. 

Часть взносов за каждого застрахованного по программе ДМС, охватывающей базовую программу ОМС, возмещается из средств ОМС. Возмещение производится в размере, равном нормативу финансирования оказания медицинской помощи в расчете на одного застрахованного в системе ОМС.

Многоуровневая система страхования с добровольным страхованием соплатежей населения в ОМС.

Программа ОМС формируется как двухуровневая программа. Первый уровень составляют медицинские услуги, предоставляемые всем категориям населения бесплатно и полностью финансируемые за счет средств ОМС.

Второй уровень программы ОМС охватывает медицинские услуги, предоставляемые одним группам населения бесплатно, а другим группам – при условии соплатежей, и соответственно лишь частично финансируются из средств ОМС.

Программы ДМС выступают в качестве программ третьего и последующих уровней. Предметом ДМС являются соплатежи за медицинские услуги, включенные в программу ОМС второго уровня, а также услуги, дополняющие или охватывающие программу ОМС.

Многоуровневая система страхования с обязательным дополнительным страхованием соплатежей населения в ОМС.

В рамках программы ОМС выделяются два уровня, аналогично варианту 3.

Соплатежи за медицинские услуги, предусматриваемые программой ОМС второго уровня, являются предметом обязательного страхования, но выбор страховщиков,  и страховых программ производится самими гражданами на рынке страховых медицинских услуг.

Предметом ДМС выступают услуги, дополняющие и охватывающие программу ОМС.

Первый вариант – ДМС как дополнение ОМС – соответствует той идеальной модели сочетания ДМС и ОМС, которая отражена в действующем законе о медицинском страховании. Этот вариант выделен нами как теоретически возможный. На практике, как уже не раз отмечалось, программы ДМС не только включают услуги, не предусматриваемые базовой программой ОМС, но и содержат те виды услуг, которые перечислены в программе ОМС. Таким образом, реализация варианта № 1 означала бы стремление свернуть уже существующую практику ДМС, ограничить рамки его развития. Такой путь не будет способствовать решению проблемы финансовой необеспеченности государственных гарантий.

Второй вариант - ДМС как частичное замещение ОМС – обладает следующими преимуществами по сравнению с первым вариантом и с существующим положением дел:

·        происходит легализация существующей практики ДМС, и создаются условия для ее рационального регулирования;

·        возмещение из средств, уплаченных в систему ОМС, части стоимости программ ДМС в случае, если они охватывают базовую программу ОМС, будет способствовать снижению размеров страховых взносов, уплачиваемых при страховании по ДМС, расширению круга лиц, которые смогут купить такие страховки и за счет легальной доплаты обеспечить для себя получение  полноценной медицинской помощи.

Недостатками данного варианта являются:

·        усложнение системы медицинского страхования и неизбежное увеличение административных расходов;

·        возможность сговора медицинских учреждений и страховых медицинских организаций с целью понуждения граждан к приобретению страховых программ по ДМС, охватывающих базовую программу ОМС;

·        необходимость усиления контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, обоснованностью расчета ими размеров взносов на программы ДМС.

Третий и четвертый варианты предполагают пересмотр государственных гарантий бесплатного медицинского обслуживания. В условиях недостаточности государственного финансирования для обеспечения программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения и роста объема медицинских услуг, оказываемых на платной основе,  крайне важно, чтобы поступающие в медицинские учреждения средства не увеличивали теневой оборот в экономике, а расходовались в целях развития системы здравоохранения. Перспективным способом решения этой задачи является формирование системы многоуровневого медицинского страхования. Варианты №3 и №4 характеризуют две ее разновидности. 

Преимуществами третьего и четвертого вариантов по сравнению с первыми двумя вариантами являются:

·        возможность достижения в короткие сроки реальной сбалансированности государственных гарантий оказания медицинской помощи населению с источниками их финансирования;

·        создание условий для легализации частного софинансирования общественной системы здравоохранения.

Недостатками данных вариантов являются:

·        высокие политические издержки, необходимость пересмотра конституционной нормы о бесплатности медицинской помощи;

·        высокие уровень затрат на разработку, введение, регулирование системы многоуровневого страхования и обеспечение соблюдения ее участниками установленных правил ее функционирования.

Четвертый вариант более сложен в реализации, чем третий. Его главное сравнительное преимущество состоит в том, что он обеспечивает более равномерное распределение рисков затрат, связанных с лечением, между застрахованными, чем третий вариант.

Главным ограничением для реализации третьего и четвертого вариантов является политическая возможность их осуществления. Они требуют пересмотра конституционной нормы о бесплатном предоставлении медицинской помощи для всех граждан в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Эта норма давно стала декларативной, но ее официальный пересмотр будет связан с большими политическими издержками. Вполне очевидно, что он может состояться не ранее начала нового президентского срока.

В целом, учитывая совокупность сравнительных экономических  и политических выгод и издержек можно рекомендовать выбор в настоящее время второго варианта. Его реализация позволит подготовить условия для перехода через несколько лет к многоуровневой системе медицинского страхования, сначала в форме, представленной выше вариантом №3; затем, после отработки этой схемы и накопления необходимого опыта регулирования данной системы можно будет реализовать ее в форме, представленной выше в варианте №4.

5. Охарактеризуйте советскую модель социальной политики  государства

Следует признать, что советская модель социальной политики была чрезвычайно эффективной при жесточайшей нехватке ресурсов, то есть во время индустриализации, Гражданской и Отечественной войн, в послевоенный период. Так что к 60-м годам ХХ в. в СССР была создана одна из самых лучших на тот момент систем социального обеспечения в отношении равенства доступа, объема и качества услуг.

Однако, даже в 60-е - 70-е годы, когда социальная политика была приоритетной в политической деятельности советского государства, проблемы гендерного равенства, наличие структурного неравенства в доступе и распределении ресурсов между женщинами и мужчинами не обсуждались и не становились направлениями социальной политики [3,с . 190].

Социальная политика советского государства была основана на идеологеме равенства, в том числе и равенства полов. Но социальная практика осуществления политики равенства полов сталкивалась с реалиями демографической ситуации и последствий государственной экономической политики. Демографическая ситуация на протяжении почти всего периода существования Советской власти связана с существенным демографическим "перекосом" полов - реальной нехваткой мужчин. Из-за войн, революций и репрессий многие поколения советских женщин выросли и прожили жизнь в условиях конкуренции за мужчину. А это значит, что, не смотря на усвоение женщинами моделей самостоятельного поведения в публичной сфере, в приватной сфере женщины вынуждены были ориентироваться на традиционные гендерные стереотипы женского поведения.

В конце 60-х годов этот демографический перекос начал выравниваться. На сегодняшний день практически впервые в советской и постсоветской истории России выросло поколение женщин, не испытывающих сложностей, вызванных недостатком мужчин. Соотношение полов в обществе среди поколения нынешних 30-34-летних таково, что на каждые 1000 мужчин приходится 954 женщин

К 60-м годам в СССР была создана не просто одна из самым лучших систем социального обеспечения в мире, но практически одна из самых первых эмансипаторских и дефамилизационных систем социального обеспечения. Речь идет о широком спектре социальных гарантий и льгот, существовавших в СССР, как всеобщих (их сегодня называют гендерно-нейтральные нормы социальной политики), так и специфически женских (гендерно-чувствительные нормы и практики социальной политики). Перечисление даже основных из них займет немало времени, укажу лишь на некоторые: гарантированный государством доступ к всеобщему среднему образованию, бесплатное высшее образование и трудоустройство, помощь в получении квартиры, профессионального образования и роста, существование сети государственных дошкольных и школьных учреждений, системы внешкольного образования и развития школьников, не говоря уже о гарантированных и оплачиваемых больничных, отпусках по беременности, родам и т.д.

Практики социальной политики советского государства были эмансипаторскими по сути, и дефамилизационными по направленности, ибо стимулировали и поддерживали советских женщин в получении образования, в работе, в карьере, в системе организации дошкольного и школьного образования. В то же время система социально-этических представлений о месте женщины в экономическом, социальном, политическом и идеологическом пространстве в советское время была амбивалентной, двойственной, хотя и поддерживалась системой государственного обеспечения.

Если в советское время функционирование традиционных гендерных стереотипов, часто сексистских, имело скрытую форму и маркировалось как предубеждения, которые не осмеливались публично озвучивать за их откровенно сексистский, мизогинистский, дискредитирующий женщин характер, то в постсоветское время имеет место широкое распространение сексизма в СМИ на фоне свертывания и отмены многих социальных программ и льгот по дефамилизации.

Необходимыми составляющими осуществления социальной политики гендерного равенства являются следующие элементы:

1.     политическая воля к реализации мер по достижению равного распределения экономических, социальных и политических ресурсов между женщинами и мужчинами;

2.     наличие ресурсов для осуществления этой политики;

3.     наличие публичной рефлексии необходимости проведения социальной политики гендерного равенства.

Именно последний аспект представляется мне наиболее важным, ибо как показывает история советской социальной политики, дефамилизационные практики социальной политики не приводят к гендерному равенству. Поэтому для преодоления существующего структурного неравенства в положении отдельных групп женщин и мужчин необходима общественное осознание и обсуждение гендерного неравенства в публичной сфере. Этот этап является, на мой взгляд, первоначальным в социальном механизме реализации и продвижения политики гендерного равенства.

Конечно, изменения в самоидентификации индивидов и социальных групп связаны с изменением системы ценностей, приоритетов и ориентаций социальных групп и индивидов. Это сложный и достаточно болезненный процесс, осложнённый изменениями во всех сферах жизни, с одной стороны, а, с другой, тем, что многие социальные группы в современном российском обществе дезориентированы, и "в силу своего неясного социального положения просто не осознают собственных интересов, что позволяет им легко навязать чужие интересы под видом их коренных, а соответственно и систему ценностей, стереотипы поведения".

Таким образом, осознание социальными группами женщин и мужчин своей коллективной идентичности является важнейшим шагом в достижении гендерного равенства и осуществлении гендерно-ориентированной социальной политики. Актуальной задачей становится публичная рефлексия гендерных проблем в поле российской социальной политики.

Если говорить об уровнях реализации социальной политики в гендерном измерении, то следует указать на значительный потенциал регионов, как самостоятельных структур, осуществляющих эту социальную политику. Дело в том, что собственно "социальная" составляющая социальной политики, в рамках которой производится финансирование программ, защищающих интересы женщин и мужчин с несовершеннолетними детьми, находится или в ведении самого региона, или в ведении региона совместно с федеральным центром. Этот факт часто интерпретируют как отрицательный, так как, во-первых, снижается общий уровень бюджетного финансирования, а во-вторых, все сводится только к финансированию государственных служащих и объектов федеральной собственности (музеи, вузы, и т.д.)8. Однако следует указать, что региональный уровень позволяет реализовывать дефамилизационные программы социальной политики. То есть, речь в данном случае идет не столько о структуре наполнения консолидированного бюджета, сколько о направленности программ и практик их реализации.
























Список литературы

1.      Бурджалов Ф. Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: учеб. Пособ. – М.: Гардарики, 2002. – 272 с.

2.      Борисов В.А. Демография: Учеб .для вузов. – 2 изд., испр. – М.: Nota Bene, 2001. – 272с.

3.      Дятченко Л.Я., Иванов В.Н. и др. Социальные технологии. – Москва- Белгород, 2001. – 354 с.

4.      Жуков В.И. Социальная политика. – М.:Дело, 2002. – 345 с.

5.      Малева Т и др. Государственная и корпоративная политика  занятости. – М.: Экстра, 2001. – 146 с.

6.      Политика доходов и заработной платы: Учебник\ Под ред.  П.В. Савченко. – М.: Юрист, 2000. – 156 с.

7.      Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. - М., 2001. – 245 с.

8.      Социальное партнерство: мировой опыт и российская практика. – М. : институт перспектив и проблем страны, 2000. – 134 с.

9.      Социальная политика: Учебник\ Под общ. Ред. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2002. – 202 с

10. Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. Пособ. – М.: Инфра-М, 2001. – 204 с.