Содержание




1. В чем, по мнению Бердяева, заключается практическая задача философии?  3

2. Можно ли определить философию как максимально рационализированное в данную эпоху мировоззрение?. 4

3. Какие два понимания «материальной причины» были в Древней Греции?  4

4. Дайте определение понятия «движение». Докажите, что движение абсолютно, а покой относителен. Приведите примеры: количественных изменений; качественных изменений; развития. Что такое прогресс и регресс? Является ли регресс развитием?. 7

5. Расположите в порядке возрастания уровня сложности следующие формы отражения: представление, раздражимость, чувствительность, мышление. Охарактеризуйте каждую из них и приведите примеры их проявления в живой природе. 8

6. Какова связь сознания и языка?. 9

7. Какие философские методы называл В.Соловьев?. 11

8. Почему, на ваш взгляд материалистические  философские учения в древневосточной философии не получили такого развития, как в античной Греции?. 13

Список литературы.. 14


1. В чем, по мнению Бердяева, заключается практическая задача философии?

Главная проблема и задача философии Бердяева - смысл существования человека и с связи с ним смысл бытия в целом. Ее решение, по мнению писателя, может быть только антропоцентрическим - философия “познает бытие из человека и через человека”, смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования. Осмысленное существование - это существование в истине, достижимое человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, социальной политикой).

По мнению русского философа Г.П. Федотова, “четыре понятия, взаимно связанных, в сущности разные аспекты одной идеи, определяют религиозную задачу философии Бердяева: Личность, Дух, Свобода и Творчество”.[1]

Философия Бердяева носит персоналистический характер; он сторонник ценностей индивидуализма. “Истинное решение проблемы реальности, проблемы свободы, проблемы личности - вот настоящее испытание для всякой философии”, - считает он. Н.О. Лосский пишет: “В особенности же Бердяев интересуется проблемами личности... она не часть общества, напротив, общество - только часть или аспект личности. Личность - не часть космоса, напротив, космос - часть человеческой личности.”  Бердяев был поглощен экзистенциальным интересом к человеку, в “Самопознании” он отмечает: задача философии - познание человеческого существования и познание мира через человеческое существование...”. Однако, в отличие от других философов-экзистенциалистов, писатель не удовлетворяется сопереживанием, его волнует не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода человеческой личности и человеческого творчества. “Свобода для меня первичнее бытия. Своеобразие моего философского типа, прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу”.  “Свобода, личность, творчество лежат в основе моего мироощущения и миросозерцания”,- пишет Бердяев. Он онтологизирует свободу, выводит за рамки обычных проблем философии. Cвобода, своими корнями уходящая в иррациональную и трансцендентную безосновность, является для него исходной и определяющей реальностью человеческого существования. Бердяев пишет: “Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать”.

Задача философии свободы есть творчество - вот идея Бердяева. Творчество - это цель жизни человека на земле - то, для чего Бог создал его. Если христианство есть религия спасения, то это спасение через творчество, а не только через аскетическое очищение от греха”, - пишет Бердяев. В книге “О назначении человека. Опыт парадоксальной этики” (1931) он утверждает, что не только этика искупления, но также этика творчества есть путь в царство небесное.


2. Можно ли определить философию как максимально рационализированное в данную эпоху мировоззрение?

Нет, есть более рационализированные виды мировоззрений в данную эпоху – это, прежде всего, научное. Философское мировоззрение в своей основе полагается на веру или на внутреннее убеждение и т.п. Например, можно сколько угодно правильно и логично доказывать первичность или вторичность сознания или материи, но до конца это никак не проверить, остается только верить. Можно доказывать и приводить факты в защиту существования Бога, но окончательно это доказать нельзя, в это можно только верить.

Таким образом, любая, даже самая рациональная философия основывается на аксиоматичных апостериорных знаниях.

3. Какие два понимания «материальной причины» были в Древней Греции?

В философии Древней Греции можно выделить два варианта понимания «материальной причины»: с одной стороны – это милетская школа, которая в основу ставила какое-либо вещественное, материальное первоначало: вода, воздух, апейрон, огонь; с другой стороны – это учение Левкиппа и Демокрита, в котором, материальным первоначалом, выступал Атом – «неделимый».[2]

Первая философская школа возникла в г. Милете - прибрежный город, один из центров торговли (7-6 в до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины "архе". 

Фалес считал первоосновой воду - "все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - "познай самого себя".

Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат "О природе". В качестве "архе" Анаксимандр считал "оперон" - "то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности  - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени).

Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.

Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную".

Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали что все возникло из одного начала).

Бытие вечно, по мнению Демокрита, что следует из самого этого понятия, а вечное не может быть делимым, так как то, что состоит из частей, существует не всегда (если части вместе, оно существует, если же они разъединятся, то его не будет). Каждая вещь состоит из частей, считал Демокрит, но и каждая ее часть, в свою очередь, тоже состоит из частей, и так все делится сколь угодно долго. Но если деление возможно до бесконечности, если все вообще состоит из частей и все делимо, то тогда что же можно назвать Бытием? Делимое не вечно, а всё является делимым, значит всё не вечно, но Бытие может быть только вечным, следовательно, его вообще нет. Но Бытия не может не быть, что следует из самого понятия. Поэтому необходимо предположить, что всё делится не до бесконечности, а до некого определенного предела, за которым деление невозможно. То есть, что существует некая частица, пусть очень маленькая, но неделимая дальше. Будучи неделимой, она не может уничтожиться, потому что не состоит из частей, на которые может распасться. Она существует вечно, а значит и является действительной основой Бытия, его носителем, представляет собой само Бытие. Делимое по-гречески звучит как “томoс”. Отрицательная частица в греческом – “а”. Поэтому неделимое – это “aтомос” или “атом”. Это слово, как видим, впервые употребил Демокрит, и вот уже две тысячи лет оно существует во всех западных языках.

Для иллюстрации атомистической картины мира Демокрита приведем аналогию. Всем хорошо известен такой вид изобразительного искусства, как мозаика: есть набор цветных стеклышек или фишек, из которых можно составить один узор или орнамент или другой, ту или иную комбинацию. Сделаем из них какую-нибудь картинку, потом сломаем ее и построим другую и так далее. Существуют ли реально все эти рисунки? Нет, не существуют, они – только возможность. А что же существует реально? Только этот набор мозаичных стеклышек и больше ничего! Так и мироздание по Демокриту представляет собой не вещи и их свойства, но только сумму атомов, которая и есть единственная реальность.


4. Дайте определение понятия «движение». Докажите, что движение абсолютно, а покой относителен. Приведите примеры: количественных изменений; качественных изменений; развития. Что такое прогресс и регресс? Является ли регресс развитием?

Движение – в широком смысле – всякое изменение, в узком смысле - изменение положения тела в пространстве.

Движение абсолютно, т.к. это любое изменение. Изменяется всегда все. В каждое мгновение, любой предмет или сознание подвергается какому-либо изменению. В следующее мгновение это будет уже другой предмет, поэтому Гераклит и говорил, что "все течет, все изменяется". Мир динамичен - "нельзя дважды войти в одну и ту же реку".

Понятие «покой» можно применять как относительную категорию, т.к. покоящийся предмет покоится только относительно чего-нибудь в данный момент времени, т.е. в определенной системе отсчета, в другой системе отсчета он все равно изменяется, а значит движется. Так, например, стоящий автомобиль покоится только в плане физического движения, но он изменяется, т.е. движется в других смыслах: относительно других космических тел, в нем происходит коррозия метала и т.д.

Примером качественного изменения может служить изменение температуры при нагревании жидкости, а качественное изменение будет, когда вода начнет испаряться.

Примером развития может служить рост человека, когда по мере взросления он приобретает все больше знаний и жизненного опыта, которые он использует в практической деятельности.

Прогресс – поступательное движение; развитие людей и человечества в направлении к лучшему, высшему, более совершенному состоянию.

Регресс – движение назад, в направлении свертывания потенциальных возможностей, деградация, упрощение.

Регресс не является развитием, т.к. развитие – изменение в направлении «развертывания» потенциальных возможностей, усложнение системы.[3]


5. Расположите в порядке возрастания уровня сложности следующие формы отражения: представление, раздражимость, чувствительность, мышление. Охарактеризуйте каждую из них и приведите примеры их проявления в живой природе.

1. Раздражимость – возбудимость; возрастающая восприимчивость и встречное действие по отношению к раздражению. Примером раздражимость может служить реакция дикого животного на какие-либо угрозы, резкие движения и т.п.

2. Чувствительность – склонность к трогательным ощущениям и представлениям, склонность сопровождать каждое переживание избытком чувств. Примером чувствительности может служить бурная реакция человека на какой-либо природный пейзаж, которая выражается в бесконечных эмоциональных восхищениях.

3. Представление – предмет мышления чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается поставить его перед собой как нечто воспринимаемое. Примером представления может служить процесс творчества художника, когда он выражает свое представление на бумаге.

4. Мышление – внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли и т.п. с целью, что бы получить необходимую для овладения ситуацией директиву. Примером мышления может служить процесс решения обычной школьной задачки по физике.[4]


6. Какова связь сознания и языка?

Сознание —  это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь — это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и т.п., который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения. Язык — это система содержательных, значимых форм: всякое слово светится лучами смыслов.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Справедливо и обратное: мы организуем речь в соответствии с логикой нашей мысли. «Образ мира, в слове явленный», — эти слова Б. Пастернака емко характеризуют суть единства мысли и слова. Когда мы прониклись идеей, когда ум, говорит Вольтер, хорошо овладел своей мыслью, она выходит из головы вполне вооруженной подходящими выражениями, облаченными в подходящие слова, как Минерва, вышедшая из головы Юпитера в доспехах. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.[5]

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность не только подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект, но главное, передать их. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Недаром говорится: если возникла мысль, надо изложить ее, тогда она станет яснее, а глупость, заключенная в ней, — очевидней. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете отражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство — это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь — это не мышление, иначе, как заметил Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Например, стиль мышления в немецкой философской культуре иной, чем, скажем, во французской, что в известной мере зависит и от особенностей национальных языков этих народов. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной, как считают некоторые лингвисты: мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, осуществляет своего рода «тиранию» над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы вгоняя в их общие рамки постоянно переливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоционально окрашенные мысли. Именно это общее только и возможно адекватно передать другим.

Не все выразимо с помощью языка. Тайны человеческой души настолько глубоки, что невыразимы обычным человеческим языком: здесь нужны и поэзия, и музыка, и весь арсенал символических средств.

Человек получает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразнейших событий внешнего мира. Дым сигнализирует о том, что горит костер. Но тот же дым приобретает характер условного знака, если люди заранее договорились о том, что он будет означать, например, «обед готов». Знак — это предмет, процесс, действие, выполняющие в общении роль представителя чего-то другого и используемые для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации. Знаковые системы возникли и развиваются как материальная форма, в которой осуществляются сознание, мышление, реализуются информационные процессы в обществе, а в наше время и в технике. Под значением знаков имеется в виду та информация о вещах, свойствах и отношениях, которая передается с их помощью. Значение является выраженным в материальной форме знака отражением объективной действительности. В него входят как понятийные, так и чувственные и эмоциональные компоненты, волевые побуждения, просьбы — словом, вся сфера психики, сознания.


7. Какие философские методы называл В.Соловьев?

Началом и Принципом в теософии Соловьева выбраны  живой Бог и божественный Логос. После этого выбора задача сводилась к тому, чтобы  Бога, в его трех ипостасях Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого и божественный  Логос определить в философских понятиях с помощью известных методов (способов) познания и дать миру живого Бога как знание, в форме всеединства.

Такими методами познания теософия В. Соловьева называет диалектику, анализ и синтез и дает им свои определения: «Под диалектикой я разумею такое мышление, которое из общего принципа в форме понятия выводит все конкретное содержание; так как это содержание, очевидно, должно уже заключаться в общем принципе (ибо иное мышление было бы творчеством из ничего), но заключаться только потенциально, то акт диалектического мышления состоит именно в приведении этого потенциального содержания в актуальность, так что начальное понятие является как некоторое зерно или семя, последовательно развивающееся в идеальный организм».[6]

«Под анализом я разумею такое мышление, которое от данного конкретного бытия как факта восходит к его первым общим началам».«Под синтезом я разумею такое мышление, которое исходя из двух различных сфер конкретного бытия через определение их внутренних отношений приводит их к высшему единству».

  Из этих трех диалектика есть по преимуществу метод органической логики, анализ органической метафизики, а синтез – органической этики.

Поскольку божественный Логос не исчерпывается указанными методами познания, в том числе указанной диалектикой, так как божественное остается за их пределами, то теософия дополняет их самым существенным – мистическим опытом – вдохновением, откровением как действием внешних идеальных существ на человеческий дух, то есть посредством идеальной интуиции, которая и поставляет необходимое содержание для чистого диалектического мышления. «то есть мышление изнутри развивающееся, не зависимое ни от каких случайных элементов».

8. Почему, на ваш взгляд материалистические  философские учения в древневосточной философии не получили такого развития, как в античной Греции?

В истории человечества существовало множество типов цивилизаций. Подавляющее большинство их были традиционными обществами: Древняя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон и Древний Египет и т.д.

Их культуры были самобытными и вместе с тем характеризовались некоторыми общими чертами; они были ориентированы, прежде всего, на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию исторически сложившегося образа жизни, господствующего часто на протяжении многих столетий. Инновационная деятельность в этих культурах не воспринималась как высшая ценность. Приоритет имели традиционные образцы и нормы, аккумулирующие опыт предков. Виды деятельности их средства и цели менялись очень медленно, столетиями воспроизводясь в качестве одних и тех же устойчивых стереотипов. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированный стиль мышления, ориентированный, прежде всего, на сохранение сложившегося уклада социальной жизни. Первые формы научных знаний, возникших в культуре традиционных обществ, вырабатывались и излагались преимущественно как рецептура для существующих форм деятельности. В этих обществах еще не сложилось и в силу особенно социальной практики не могла сложиться развитая наука, включающая теоретический уровень  исследований и способная систематически открывать новые объекты и их связи, выходящих за рамки предметных структур производства и обыденного опыта соответствующей истерической эпохи.

Таким образом, именно по этой причине в Древней Греции сильно распространились материалистические направления философии:  в Древней Греции был больший спрос на изучение и применение в жизни физических законов природы. Именно по этому и все науки оформились в Древней Греции.

Список литературы

1.     Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002.

2.     Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004.

3.     Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.

4.     Чанышев А.Н. Курс лекций по философии. - М.: Высшая школа, 2003.

5.     Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.



[1] Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002. – с. 394.

[2] Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004. – с. 157.

[3] Чанышев А.Н. Курс лекций по философии. - М.: Высшая школа, 2003. – с. 209.

[4] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 597.

[5] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 508.

[6] Чанышев А.Н. Курс лекций по философии. - М.: Высшая школа, 2003. – с. 118.