Содержание

Вопрос1. Функции  налогов, роль налогов в формировании финансов в обществе. 2

Вопрос 2. Расходы, учитываемые при налогообложении прибыли.. 8

Задача 1. 10

Задача 2. 12

Список литературы.. 13




















Вопрос1. Функции  налогов, роль налогов в формировании финансов в обществе

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все.

Общественное назначение налогов проявляется в их фикциях. Их две- «фискальная» и «экономическая».

Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендию студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т.п.[1]

 Экономическая фикция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально- экономические процессы в обществе. Налоги в этой фикции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль. Так, те предприятия, которым представлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы государство решает серьезные, порой стратегические задачи.

Социальная функция налогов- осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения.  Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются прогрессивная шкала, налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Регулирующая функция налогов посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.[2] 

Суть регулирующей функции состоит в том, что налогами облагается ресурсы, направляемые   на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие:

·        Стимулирующая подфункция, проявляющая через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей;

·        Дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т.д., и воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.    

Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность.

Фикции налогов  взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов.

Каждый налог содержит обязательные элементы.

 В нем указывается:

·        «кто» является плательщиком, т.е. субъектом данного налога;

·        что выступает объектом налогообложения(доход, имущество, наследство);

·        из какого источника уплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденд,  т.п.);

·        в каких единицах измеряется объект налогообложения (например, денежная единица страны – в  подоходном  налоге, налог на прибыль; гектар или акр – в поземельном, человек – в подушном налоге);

·        величина налоговой ставки (если она выражена в процентах, то ее называют «квотой») представляет собой величину налога, приходящуюся на единицу налогообложения;

·        налоговые льготы, учитывающие специфические условия хозяйствования.

В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов: «кадастровый», «у источника», «по декларации».[3]

Первый из них основан на использовании кадастров, т.е. реестров, содержащих классификацию типичных объектов по их внешним признакам. Именно по этому такой способ устанавливает доходность объекта весьма неточно, в среднем. Для оценки доходов, которые можно получить, например, от использования земли, необходимо иметь кадастровые карты по регионам.

Налог «у источника» взимается до получения дохода налогоплательщиком. Этот способ наиболее распространен в нашей стране: бухгалтерия предприятия до выплаты зарплаты или любого другого дохода вычитает из него налог и перечисляет в бюджет соответствующую сумму.

Способ взимания налога, срок и сумма платежа должны определяться государством таким образом, чтобы его удобно было платить, чтобы он был легок, а способ его начисления позволял бы каждому вести расчеты самостоятельно.

Переход России к новым, рыночным условиям потребовал и новой налоговой политики, нового налогового законодательства. К основным его принципам можно отнести следующие: активная поддержка предпринимательства, целостность системы налогообложения, ее прироста, механизм защиты от двойного налогообложения, строгое и четкое разграничение налогов по уровням управления, учет национальных и территориальных интересов.

В российской Федерации принят Закон «Об основах налоговой системы».  Он определяет не налоги, а организацию налоговой системы, понятия:«налог»,  «сбор»,  «пошлина», «плательщики»; и др.

Зарубежный опыт показывает, что наиболее рационально это противоречие разрешает выделение и жесткое закрепление за администрацией каждого уровня определенных налогов с тем, чтобы средства, обеспечивающие ее деятельность, непосредственно поступали в соответствующую казну. В соответствии с этим к федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акции, налоги на доходы банков, страховых обществ, на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, подоходный налог с предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения.

·        Налоговая система России практически создается заново, поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной.

При формировании налоговых систем исходя из ряда принципов. Все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов или неправильное исчисление утверждаются в законодательном порядке. Это позволяет, с одной стороны, использовать налоговую систему в качестве инструмента экономической политики государства, имеющей силу закона, а  с другой, защитить права налогоплательщика.

Следующий принцип- множественность объектов налогообложения. Использование этого принципа при создании налоговых систем в большинстве стран объясняется, во- первых, тем, что таким образом удается расширить налогооблагаемое поле, во- вторых, тем, что много «мелких» налогов психологически легче выдержать, чем один, но высокий.

Одним из основных принципов налоговых систем является стабильность правил применения налогов. Это касается как порядка расчета и изъятия налогов, так и налоговых ставок.

С изменением экономических условий могут и должны меняться ставки, правила  и виды налогов, а также элементы налоговой системы, но эти изменения должны быть по возможности крайне редкими.

В налоговой системе также должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Наконец, налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, муниципальный и т.п.

Действующая налоговая система российской федерации введена в хозяйственную практику с 1992года законом РФ «об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27 декабря 1991г., № 2118) с учетом последующих дополнений и изменений. В указанном законе установлены основные принципы налогообложения, состав налогов и налоговая ответственность.

Налоговая система России содержит более 40 налогов, которые можно разделить на три группы в зависимости от того, каким органом власти они вводятся и в какой бюджет поступают. В ней выделяют «федеральные», «субъектные» и «местные» налоги.

Федеральные налоги, их состав, размер налоговых ставок, плательщики налогов и объекты налогообложения, а также порядок и сроки зачисления налогов в бюджет определяются Законом РФ. Они взимаются на всей территории России по одинаковым правилам.[4]

По налогам субъектов Федерации и местным налогам в Законе определены лишь основные принципы их формирования, а также предельный размер налоговых ставок.

Плательщики представлены тремя группами: «юридические лица», «физические лица», зарегистрированные в качестве предпринимателей» и «физические лица».

В структуре налогов РФ применительно к юридическим лицам ведущую роль играют «налог на прибыль», «налог на добавленную стоимость», «налог на имущество».









Вопрос 2. Расходы, учитываемые при налогообложении прибыли

   

Порядок исчисления и уплаты налога определен Налоговым  кодексом РФ (часть вторая, гл. 25 НК РФ «налог на прибыль организаций»), а также Методическими   рекомендациями по применению гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ.

Под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты(в случаях, предусмотренных ст. 25 НК РФ,  убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Затраты могут быть признаны в качестве расходов при  соблюдении следующих условий:

·        Затраты должны быть экономически оправданными;

·        Оценка затрат выражается в денежной форме;

·        Затраты должны подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·        Затраты должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в соответствии с Налоговым кодексом подразделяются на три вида:

1.     расходы, связанные с производством и реализацией (материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы);

2.     внереализационные расходы;

3.     расходы не учитываемые в целях налогообложения.

При определении налоговой базы не учитываются, например расходы в виде сумм выплачиваемых налогоплательщиком дивидендов и других сумм распределяемого дохода, а так же некоторые др.

Доходы и расходы могут учитываться и признаваться в целях налогообложения прибыли по методу начисления и кассовому методу в зависимости от учетной политики организации.

Однако существует ограничение на применение организациями кассового метода в целях налогообложения прибыли. Организации ( за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода 9осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг)    этих организаций без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысил 1 млн. рублей за каждый квартал.[5]

Налоговой базой является денежное выражение прибыли, подлежащее налогообложению.

Ставки налога. Для большинства организаций ставка налога на прибыль установлена в размере 24 %. При этом в 2004г. Сумма зачисляется:

·        5% - в   федеральный бюджет;

·        17% - в бюджеты Российской Федерации;

·        2 % - в местные бюджеты;










Задача 1.

Дано:

1.     Товарооборот   с НДС 10 % - 400000 рублей.

2.     Покупная стоимость  - 140000 рублей.

3.     Расходы на оплату труда – 36000 рублей.

4.     Расходы на ремонт  основных средств – 30000 рублей.

5.     Представительские расходы – 24000 рублей (ФОТ -32000 рублей)

6.     Другие расходы по реализации – 39000 рублей.

7.     Внереализационные доходы – 84000 рублей.

8.     внереализационные расходы  - 20000 рублей.

Определить налоговую базу и налог на прибыль.

 

Решение

Доходы:

1.      От реализации  товаров 400 000 рублей +  внереализационные доходы 84 000 рублей = 484 000 рублей.

Расходы:

2.     Себестоимость товаров 140 000 рублей +  расходы на оплату труда 36 000  рублей +  расходы на ремонт основных средств 30 000 рублей  + представительские расходы 1280 рублей ( представительские расходы в течение отчетного периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный период  32000 * 4% = 1280 рублей)  + другие расходы 39000 рублей + внереализационные расходы 20000 рублей = 266280 рублей

Налоговая база:

      484 000 рублей – 266280  рублей = 217720 рублей


Налог на прибыль:

Ставка налога на прибыль  в 2004г. установлена в размере 24 %

217720 * 24 % = 52252 рубля 80 копеек

из них:

·        5 %  в федеральный бюджет и составит 10886 рублей;

·        17 % в бюджеты субъектов Российской Федерации  и составит 37012рублей 40 копейки;

·        2% в местные бюджеты и составит 4354 рублей 40 копеек.


 





















Задача 2

Дано:

1.     Товарооборот за месяц  с НДС 10 % - 800 000 рублей

2.     Товарооборот за месяц с НДС 18 % - 750 000 рублей.

3.     Поступили товары от поставщика   - 1 800 000 рублей, в том числе НДС 18%.

4.     Оплачены счета поставщиков – 900 000 рублей, в том числе НДС 18 %.

Определить НДС подлежащий уплате в бюджет.


Решение

Налоговой базой при исчислении НДС являются выручка от реализации товаров и услуг, которая определяется из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров, полученных  в денежной и натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Налоговый период – календарный месяц.

Налоговые ставки:

10 %  и 18 % с 01.01.2004г.

   Определим  НДС подлежащий уплате в бюджет:

( 800000 / 110*10) + ( 750000 / 118 * 18) + (1800 000 / 118 * 18) – ( 900 000 / 118 * 18) = 72727 +114407+274576 – 137288 = 324 422 рубля.   


НДС подлежащий уплате в бюджет составляет 324 422 рубля.








Список литературы 

1. Евстигнеев Е.Н., Вмкторова Н.Г. «Основы налогообложения и налогового законодательства». – СПб.: Питер, 2004.- с17

2. Стерликов Ф.Ф. и другие «Современная экономика». Общедоступный курс. Ростов –на-Дону, издательство «Феникс», 1995.- 605стр

3.  Новодворский В.Д.,  Пономарева Л.В. «Бухгалтерская отчетность     организации» ; Москва «бухгалтерский учет», 2002г.-286с

4. Самохвалова  Ю.Н,«Бухгалтерский учет»; М.: ИНФРА-М, 2003г.-144с

5.«Учет по новому Плану счетов», разъяснения и рекомендации. Типовые проводки/Под ред. И.Д.Юцковской.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.,ИД ФБК-ПРЕСС,2002,-368с

6.Черник Д.Г. «Налоги и налогообложение». 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: ИНФРА –М 2003. – с 37











[1] Стерликов Ф.Ф. и другие «Современная экономика». Общедоступный курс. Ростов –на-Дону, издательство «Феникс»,2000.- 299стр

[2] Евстигнеев Е.Н., Вмкторова Н.Г. «Основы налогообложения и налогового законодательства». – СПб.: Питер, 2004.- с15

[3]  Евстигнеев Е.Н., Вмкторова Н.Г. «Основы налогообложения и налогового законодательства». – СПб.: Питер, 2004.- с17


[4] Стерликов Ф.Ф. и другие «Современная экономика». Общедоступный курс. Ростов –на-Дону, издательство «Феникс», 1995.- с 364


[5] «Учет по новому Плану счетов», разъяснения и рекомендации. Типовые проводки/Под ред. И.Д.Юцковской.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.,ИД ФБК-ПРЕСС,2002-с156