Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Филиал в г. Туле
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Прикладная социология»
на тему «Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи»
Вариант №20
\
Выполнил: студент 3 курса
Учетно-статистического факультета
Специальности БУА и А, группа – вечерняя
Лебедева А. Ю.
Номер личного дела: 04убд13315
Проверила: Савина Л. В.
Тула,
План
Введение
1. Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы.
2. Социальная защита семьи.
3. Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России? Что вы думаете по этому поводу? Приведите свои аргументы.
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Семья - своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи. В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения. Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации. Сегодня семьи, имеющие детей, как правило, находятся на самой низкой ступени по уровню реальных доходов, принадлежат к бедным слоям общества. Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства - не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи. Поэтому объектом изучения контрольной работы является современная семья.
1. Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы.
Положение семьи и детей в Российской Федерации в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Практически все денежные доходы указанных семей используются на покупку продуктов, питания. Минимальная заработная плата обеспечивает только пятую часть минимального потребительского бюджета. Беспристрастная статистика констатирует, что семьи с несовершеннолетними детьми наименее обеспеченная часть населения России. Их доходы ниже, чем у остальных семей. Пособия на детей индексируются в меньшей степени, чем пенсии и стипендии, и от одной индексации до другой сокращаются в реальном выражении. Отрасли социальной сферы постоянно снижают объемы предоставляемых семьям услуг, которые становятся все менее доступными из-за их платности и роста цен. Очевидно, что замедленное, непоследовательное построение государственности России, серьезные ошибки в реформировании социально-экономической жизни, нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительного отдыха детей. Система эта позволяла родителям совмещать семейные обязанности с участием в структурах рынка труда, приобщала молодежь к различным видам творчества, помогала ей в выборе жизненного пути.
В последние годы наблюдается заметная эволюция тех норм, которые традиционно были связаны с качествами "идеального" мужа и "идеальной" жены. Специфика требований, предъявляемых ныне к супругу, определяется столкновением двух противоположных подходов: глубоким проникновением в сознание людей идей равноправия мужчин и женщин в семье и обществе, с одной стороны, и давлением традиционных стереотипов мужа-кормильца и жены хранительницы домашнего очага с другой. Российская семья находится на пути перехода от авторитарного уклада к более демократическому. В его основе почти всеобъемлющая вовлеченность женщин в сферу общественного труда, растущая материальная независимость жен от мужей. Нестабильность экономического положения в семье, задержки выплат заработной платы ( на 1.07.02 г. 850,7 млн. руб., в том числе за счет отсутствия собственных средств предприятий и организаций –718,8 млн. руб. ) и другие трудности создают напряженную психоэмоциональную атмосферу. Те семьи, которые не могут справиться с конфликтами, в которых слабы созидательные процессы, распадаются. Сравнительные статистические данные в целом по стране, Дальнему Востоку и Приморью приведены в таблице.
БРАКИ, РАЗВОДЫ И ОБЩИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ
БРАЧНОСТИ И РАЗВОДИМОСТИ в
Территория |
Браки |
Разводы |
На 1000 населения |
|
браков |
разводов |
|||
Российская Федерация |
1001589 |
763493 |
6.9 |
5.3 |
Дальневосточный регион |
48603 |
42316 |
6.9 |
6.0 |
Приморский край |
14775 |
12264 |
6.9 |
5.7 |
В
Уровень цивилизованности общества, авторитет государства, нации сегодня, как никогда, ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимают в обществе дети. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем детства зависит будущее России. А проблем этих в России немало. Ухудшилось качество питания детей, обострились проблемы обеспечения их одеждой, общедоступной медицинской помощью. Ежегодно растет число детей-инвалидов и сирот, социально-экономическое Положение которых является особенно тяжелым. Постоянно увеличивается численность детей, проживающих в неполных семьях. Растет число внебрачных детей. В последние годы значительно возросло число детей с врожденными аномалиями развития и наследственными заболеваниями. Вызывают тревогу дети с девиантным поведением. Растет число несовершеннолетних, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.
Сегодня в России насчитывается около 500 учреждений социального обслуживания семей, открытых в основном в республиканских, краевых и областных центрах. Во многих территориях предпочтение отдается многопрофильным территориальным центрам социальной помощи семье и детям. В ряде мест открываются специальные приюты для детей и подростков, центры реабилитации детей с ограниченными возможностями. В этом новом деле много проблем, ошибок, нерешенных вопросов. Но оно чрезвычайно важно, так как помогает наладить помощь семьям на профессиональном уровне. Кадровое обеспечение системы социального обслуживания семьи и детства является актуальнейшей задачей современной России. Масштабы и качество подготовки кадров социальных работников, практических психологов и других специалистов сегодня не удовлетворяют потребности формирующейся системы социального обслуживания. Многие социальные службы, оказывающие помощь населению, а также органы государственного управления в значительной степени не укомплектованы профессионалами. По расчетам существующая потребность в кадрах социальных работников системы социального обслуживания составляет примерно 150-200 тыс.человек, в том числе 30-50 тыс. специалистов высшей квалификации.
Исходя из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, руководствуясь пониманием важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, достижении общественной стабильности и прогресса, признавая необходимость учета коренных интересов семьи и детей и принятия специальных мер их социальной поддержки в период перехода к рыночным отношениям, учитывая общественную потребность в определении идеологии, основных целей и первоочередных мер в области социальной политики в отношении семьи органов законодательной и исполнительной власти и управления, разработана настоящая концепция государственной семейной политики Российской Федерации. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики России и представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационно- пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи. Объектом семейной политики является сама семья, а также государственные и общественные институты, функционирование которых непосредственно влияет на жизнедеятельность семьи.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ 1. Семья - один из основных объектов социальной политики. При планировании изменений в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении, политике доходов и занятости, в аграрной и жилищной политике следует учитывать необходимость обеспечения позитивного воздействия принимаемых мер на семью. 2. Семья автономна в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры семейной политики должны не регламентировать ее поведение, а способствовать самостоятельному развитию семьи, предоставлять ей возможность выбора форм поддержки. 3. Государство обеспечивает разработку правовых основ семейной политики и предоставление семье установленных законодательством Российской Федерации на федеральном уровне социальных гарантий и льгот при их дополнении и развитии субъектами федерации. Государство заинтересовано в максимально широком участии органов местного самоуправления в проведении семейной политики. 4. Государство строит семейную политику на принципах социального партнерства, разделяя ответственность за семью с гражданскими институтами и всеми гражданами на основе сотрудничества с общественными организациями, церковью, благотворительными организациями и предпринимателями, выражающими интересы различных социальных групп населения. 5. Государство признает равенство каждой семьи и всех ее членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений. 6. Государственная поддержка должна быть направлена на оказание помощи семьям в осуществлении ими своих функций, а не на подмену семей в выполнении таких функций. 7. Государство осуществляет социальную защиту семьи, исходя из дифференцированного подхода: предоставление гарантий поддержания социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи и создание условий экономически активным членам семьи для обеспечения благосостояния на трудовой основе. 8. Государство принимает на себя обязательства по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, природными и технологическими катастрофами. 9. Государственная семейная политика направлена на формирование в семье равноправных отношений между мужчиной и женщиной, на достижение более справедливого распределения семейных обязанностей и возможностей в выборе форм занятости. 10. Приоритетом в семейной политике являются интересы каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Ее меры должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития.
2. Социальная защита семьи.
С 1 января 2007 года вступил в силу ряд
законов, направленных на социальную защиту семьи и детей. Теперь размер ежемесячного пособия по уходу
за ребенком до полутора лет исчисляется по-новому: право на получение пособия
получают на равных мать, отец, другие родственники, опекун, а также
неработающие родители. Для застрахованных (работающих) оно будет составлять 40%
среднего заработка, но не меньше 1500 руб. при уходе за первым ребенком и 3000
руб. при уходе за вторым и последующими детьми, при этом максимальный размер
пособия - 6000 руб. Для неработающих детское пособие будет выплачиваться в
размере 1500 руб. по уходу за первым ребенком, 3000 руб. - за вторым и
последующими детьми.
Вводится новый вид государственного
пособия - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью
усыновителя, опекуна (попечителя) и приемного родителя в размере 8 тыс. руб.
Часть родительской платы за содержание ребенка в государственных и
муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (детских садах) будет
компенсироваться: на первого ребенка - в размере 20% родительской платы, на
второго - 50%, а на третьего и последующих детей - в размере 70% этой платы.
Максимальный размер платы не может
превышать 20% затрат на содержание ребенка в данном образовательном учреждении.
Если в семье трое и более несовершеннолетних детей, то плата не должна быть
выше 10% этих затрат. А если у ребенка отклонения в развитии или туберкулезная
интоксикация, то плата с родителей взиматься не будет.
С 1 января вступил в силу закон о
материнском (семейном) капитале, который дает право на государственную
поддержку при рождении (усыновлении) второго, третьего или последующих детей.
Ее размер составляет 250 тыс. руб., однако этими средствами можно будет
воспользоваться, начиная с
3. Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России? Что вы думаете по этому поводу? Приведите свои аргументы.
За 10 лет реформ стабильность семьи упала почти в два раза. Каковы причины? Поистине, в каждой несчастливой и распадающейся семье они свои. Однако есть общее, о чем бы хотелось поделиться соображениями. Среди причин разводов называют взаимное неуважение и непонимание друг друга. Почему вдруг после притяжения и страсти наступает столь разительное отчуждение? Ведь при взаимной любви семья сохраняется. Нам видится мотивом создания семьи стремление найти родную, близкую душу, продлить свой род, увидеть себя в потомках. Бездуховность, вседозволенность нравов, как показали исследования американского психолога Дж. Анвина, изучившего историю 88 цивилизаций, неминуемо приводят к падению государства. Ибо слабеет семья, слабеет государство.
Прочность государству придают мужчина и женщина, их дети, семья, народ.
И они - предмет заботы государственной власти, ее приоритетные задачи, а не
экономика, которая вторична. Сейчас все чаще молодые пары отказываются от
официальной регистрации брака, распространяются добрачные сожительства и
гражданские браки. Почему, какое несоответствие видят и чувствуют они в себе и
вокруг? Какое знание и сознание утрачено? Тревожны цифры роста внебрачной
рождаемости. В Приморском крае в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные в 90-е годы преобразования оказали неоднозначное воздействие на жизнедеятельность семьи, происходящие в ней экономические и духовные процессы. Следует отметить, что в ходе проводимых в стране реформ права и интересы семьи целенаправленно не учитывались, не решены многие проблемы, возникшие в переходный период. В частности, очевидна недооценка роли семьи в рамках осуществления приватизации, реформирования налогообложения, создания институтов собственности, малого предпринимательства. Кризисное состояние социального института семьи требует от государства неотложных и решительных мер по его фундаментальной поддержке и стабилизации. Международный и отечественный опыт свидетельствует о том, что проблемы семьи гораздо эффективнее решаются с помощью государственной семейной политики.
В нашей стране политика в отношении семьи до сих пор четко не сформулирована, носит пассивный характер, не охватывает необходимого комплекса практических мер. Семейная политика во многих своих аспектах отождествляется с социальной защитой и регулированием брачно-семейных отношений. Другие ее направления должного развития не получили.
Положение социального института семьи в обществе, его социально-правовой статус принижены. Семья, как правило, не правоспособна. В реальности ее права подменяются (или отождествляются) с семейными правами граждан. Семья как социальная единица, как правило, не является субъектом и объектом государственной деятельности. Решения, принимаемые на правовом уровне, адресованы не семье как социальной общности, а индивидууму. В целом нарушен баланс прав и интересов в системе “индивидуум – семья – государство”, причем не в пользу семьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 2001.
2. Борисов В.А,
Синельников А.Б. Семья и демографические тенденции. Сер: Социальная помощь
семье и детям. 2005. Вып.
3. Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. М.: НИИ семьи Минсоцзащиты РФ, 2006.
4. Социология. Учебник для вузов/под ред. проф. Лавриненко, 2004
4. Социально–экономическое положение России № 10 – М., 2006.