Содержание
Введение. 3
Глава I. Обучение персонала. 7
1.1 Концепция обучения. 7
1.2 Принцип, положенный в основу обучения. 12
1.3. Методы и характеристика обучения. 20
Список литературы.. 34
Введение
Еще первые представители сообщества людей, объединенные в родовые общины, ежедневно решали проблемы использования собственных ресурсов, сталкивались с вопросами разделения труда, трудовой мотивации и дисциплины. Организации в древности имели формальные структуры управления, но с течением времени они становились все более сложными. В средние века с появлением цехов и гильдий (объединений ремесленников) одним из направлений деятельности руководителя организации (владельца) является забота об улучшении условий труда работников. Эпоха средневековья дает первые примеры планирования оплаты труда, стимулирования труда работников (первые планы участия наемных рабочих в прибыли), профессионального обучения (цеховые школы, система ученичества).
Промышленная революция XIX века изменяет характер экономических организаций. На смену мануфактурам и цехам приходят фабрики с большим количеством работников. Меняется характер труда - квалифицированный труд ремесленника вытесняется механическим трудом, работник становится «механическим придатком машины». Эти изменения привели к усилению интенсивности труда, отчуждению работников и собственников, обострению социальных конфликтов. Рост масштабов экономических организаций и усиление недовольства условиями труда большинства работников постепенно заставляли руководителей нанимать специалистов, занимающихся исключительно отношениями с рабочими.
Одно из ведущих противоречий современного мира непосредственно касается образования с одной стороны, в обществе существует понимание необходимости повышения компетентности, статуса и престижа образованности, того, что самыми необходимыми и выгодными инвестициями являются вложения в человека. Благодаря компетентности кадров становится возможным внедрение достижений научно-технического прогресса в экономику, обеспечивается рост производительности труда и благосостояния общества. Экономически дорогая научно-практическая подготовка специалистов входит как органическая и неотъемлемая часть в стоимость производительных сил. С помощью образования в человека закладывается и духовно-ценностная программа: система мировоззренческих, гражданских, нравственных, правовых, эстетических представлений, составляющих основу его духовной жизни.
Профессиональные качества персонала являются решающим фактором достижения максимального результата деятельности любого предприятия, его победы в конкурентной борьбе. Организация, имеющая высокий уровень профессиональной подготовки персонала, является хорошо управляемой, стабильной, готовой к внедрению новых технологий и методов работы. Поэтому процесс обучения персонала в современных условиях приобретает ключевые позиции в системе управления персоналом.
Возрастание роли обучения в процессах повышения конкурентоспособности предприятия и организационного развития обусловлено тремя факторами.
*Обучение персонала является важнейшим средством достижения стратегических целей организации.
*Обучение является важнейшим средством повышения ценности человеческих ресурсов организации.
*Без современного обучения персонала проведение организационных изменений сильно затрудняется или становится невозможным.
Профессиональные качества сотрудника определяются целым рядом факторов: общее базовое образование, специальное профессиональное образование, приобретенные навыки, стаж и опыт работы, а также личностными и социальными качествами.
За укомплектование штата организации высокопрофессиональными работниками отвечает служба управления персоналом. Отметим, что, комплектуя штат, служба управления персоналом не всегда имеет возможность принимать на работу профессиональных специалистов, готовых сразу же приступить к выполнению своих должностных обязанностей. Причем эта проблема тем более значима, чем более высокотехнологичной или наукоемкой деятельностью занимается организация. В этой связи возникает необходимость профессионального специального обучения или переобучения работников.
Проблема обучения возникает и при переходе организации на новый уровень деятельности или выпуск новой продукции.
Под профессиональным обучением следует понимать процесс получения и закрепления новых знаний и навыков для повышения производительности и эффективности труда.
Под тренингом персонала будем понимать периодическое повышение квалификации с целью улучшения качества выполнения работниками своих функций.
Для осуществления процесса профессионального обучения службе управления персоналом совместно с руководителями предприятия разных уровней необходимо определить его задачи.
Существуют четыре пути определения задач обучения:
*наблюдение за работниками, включая анализ их трудовой деятельности;
*проявление внимания к мнению работников как об их собственном труде, так и о других работниках;
*запрос мнения о потребностях в тренинге непосредственно у руководителей работников;
*исследование проблем, стоящих перед работниками, как производственного, так и социального характера.
Так предметом работы является тенденция влияния образованности персонала компании на экономические и финансовые результаты его деятельности.
Объектом исследования являются процессы обучения персонала для повышения эффективности деятельности предприятия, поставщика медикаментов в аптеки и больницы ООО “Шаклин” за 2003 –2004гг.
Методология анализа обучения персонала производственного и начальников среднего звена на хозяйственную деятельность предприятия представляет собой комплексное изучение влияния обучения на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными методами системы показателей статистической и бухгалтерской отчетности, а также других источников информации с целью выявления направлений повышения экономической эффективности работы предприятия.
В процессе подготовки дипломной работы анализировались отчеты о производственно-хозяйственной деятельности предприятия ООО “Шаклин” за 2003 –2004гг. и другие материалы бухгалтерской и статистической отчетности. Кроме того, обобщались методические рекомендации по повышению экономической эффективности деятельности компаний поставщиков, монографическая научная литература, публикации в периодической печати. При этом изучались научные труды следующих авторов: Морченко О.И., Раицкий К.А., Кравченко Л.И., Шеремет А.Д., Лихачев Б.Т., Кибанов А.Я., Савицкая Г.В., Ефимова О.П., Журавлевой Л.А., Бука Л.Ф.
Глава I. Обучение персонала.
1.1 Концепция обучения.
Под образованием в Законе “Об образовании” понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.[1]
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствий с законодательством Российской федерации и нормами международного права.
Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституции Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Федеральные законы в области образования, включая настоящий Закон:
разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов, государственный власти субъектов Российской Федерации;
регулируют в рамках установленной федеральной компётенции вопросы отношений в области-образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;
вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.
Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:
1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;
2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
4) определение прав, обязанностей, полномочий у ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пила, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.[2]
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.
В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.
Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации.[3]
Также Закон “Об образовании” устанавливает государственные образовательные стандарты.
1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.
Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
3. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом.
5. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.
6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.[4]
Закон “Об образовании” основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине; семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) советский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
1.2 Принцип, положенный в основу обучения.
Обучение является сердцевиной общественного явления воспитания. Оно всегда существовало и существует в реальной практике взаимоотношений между взрослыми и детьми. Его цель в том, чтобы обеспечить приспособление ребенка к действительности, сориентировать его в разнообразных жизненных условиях и ситуациях, подготовить к трудовой деятельности. Родители и окружающие ребенка взрослые люди с раннего детства по мере необходимости оказывают ему помощь, показывают, как и что нужно делать, чтобы удовлетворить свои потребности, выполнить общественные обязанности, приобрести необходимые для участия в труде знания, умения и навыки. Такое обучение проявляется в форме научения ребенка конкретным действиям путем показа, рассказа, контроля за результатами. В процессе научения дети усваивают необходимую информацию и приобретают нужные навыки. Этот процесс в повседневной жизни носит эпизодический, стихийный, бессистемный характер. Однако сам факт существования научения детей общественным отношениям и деятельности создает объективную основу для возникновения и организации осознанного, целенаправленного и систематического процесса обучения.[5]
Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры производительного, труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе. Содержанием обучения являются основные формы общественно, о сознания, прежде всего •наука, искусство, право, мораль, а также культура, производственный опыт и навыки к труду. Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и взрослых, их содержательное познавательное общение.
Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания взрослых и учебной трудовой деятельности, именуемой учением детей. Преподавание есть специальная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения. Общая структура этой специфической педагогической деятельности включает в себя педагогическую обработку передаваемых детям знаний, умений и навыков; искусство их воспроизведения и разъяснения; выявление детских задатков, способностей, дарований; стимулирование детской познавательной деятельности; осуществление диагностики; получение и обработку обратной информации; коррекцию усвоенного материала; организацию практической деятельности (учения) детей, решение комплекса обучающих, развивающих и воспитательных задач. Учение •—• специально организованная, активная, самостоятельная познавательная, -трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на освоение знаний, умений и навыков, развитие психических процессов и способностей. Общая структура активной познавательной деятельности детей включает в себя восприятие материала, его осмысление, сознательную творческую переработку, ясное выражение, самопроверку и применение как в системе учебных упражнений, так и в решении жизненных задач. Обучение как единство преподавания и учения — органически целостный и вместе с тем противоречивый процесс. Противоречия возникают в нем как внутри явлений преподавания и учения, так и между ними. Разрешение противоречий составляет суть обучения.
Всякое целенаправленное обучение дает ребенку определенное образование. Понятие образования может быть рассмотрено в двух планах, Прежде всего образование есть относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у детей системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни. Вместе с тем образование представляет собой и процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни; ускоряющимся научно-техническим прогрессом, Образование — не только сумма знаний, но и основа психологический готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их переработке и совершенствованию.
Обучение по отношению к воспитанию является его органической властью, духовным стержнем сердцевиной. Оно формирует духовное ядро личности — ее мировоззрение, нравственно-эстетическое отношение к действительности. Вместе с тем, в отличие от воспитания, обучение имеет свои специфические особенности. Они состоят прежде всего в строгом отборе содержания культуры научного материала, в своеобразии познавательного материала, в своеобразии форм и методов познавательной деятельности.[6]
Обучение как органическая часть воспитания подвержено действию его наиболее общих закономерностей. Как и воспитание, оно зависит от конкретно-исторических условий. Различные эпохи я цивилизации оставляют свой отпечаток на организации обучения: отборе содержания материала для различных социальных групп, подборе методов идеологической обработки и манипуляции сознанием.
Социальная, педагогическая, психологическая сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его практически целесообразных функциях. Среди них на первом месте наиболее существенная—вооружение детей знаниями, умениями и навыками. Обучение готовит ребенка к активному участию в производстве и общественных отношениях. Оно раскрывает перед нами картину реального мира, жизни природы и общества, готовит практической деятельности. Эта функция решает в единстве проблему общеобразовательной политехнической и профессиональной подготовки при ведущей роли общеобразовательной. Без общего образования и развития невозможно создать в человеке основу для овладения профессией, для непрерывного обновления знаний. Вместе с тем без профессиональных знаний в современных условиях невозможно осуществить политехническое образование, соединение обучения с производительным трудом.
В неразрывной связи с предыдущими функциями находится функция общего психического, интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей в процессе обучения. Развитие ребенка есть количественный и качественный рост его физических, физиологических, психических структур. Количественные накопления ведут к возникновению новых качественных состояний, а качественные изменения формируют новые условия для дальнейшего количественного роста. Развитие обеспечивает ребенку возрастание его способностей, расширение возможностей совершенствования физических сил, психических функций, умственных операций, речевой деятельности. Существует и действует объективный закон: чем организованнее и интенсивнее обучение, тем интенсивнее и эффективнее развитие ребенка. Обучение как" социальный процесс изначально являете ведущим фактором развития детей. В процессе жизни обучение и развитие взаимодействуют между собой: обучение ведет за собой развитие, становление способностей, дарований, а развитие расширяет возможности обучения.
С функцией развития в процессе усвоения знаний, умений и навыков органически связана функция по формированию в детской личности основ духовной жизни — духовных потребностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер. Обучение обеспечивает пищу для духовно-эмоциональной жизни, формирует черты характера, прежде всего волю. Развитие духовных потребностей и воли преследует цель приоритетного развития в человеке подлинно человеческого духовного начала. Обучение всегда закономерно влечет за собой развитие у детей познавательного интереса, разнообразных способностей, глубоко эмоционального отношения к процессу и результатам познавательной деятельности, волевого напряжения в практической деятельности по приобретению знаний. Это неизбежно способствует углублению в ребенке познавательной потребности, нужды в приобретении новых знаний об окружающем мире, жизни природы и общества. Удовлетворение познавательной потребности требует от человека напряжения воли, серьёзных трудовых, особенно интеллектуальных усилий. Постепенно процессы познания и трудового напряжения сливаются воедино, а потребность в расширении знаний в духовном обогащении с потребностью в волевой трудовой деятельности. Приобретение новых знаний, самоопределение в учебном труде доставляют глубокое удовлетворение и радость влекут за собой переживание эстетических чувств и, следовательно, укрепляют потребность в духовно-познавательной радости. Высшая духовная потребность, которая возникает и крепнет на основе познавательной, трудовой, эмоциональной потребности, заключается в развитии духовно-творческой потребности. Возникновение у детей потребности творчества в области техники, искусства, организаторский деятельности властно подчиняет себе познавательные, эмоциональные, трудовые потребности, углубляет и ведет за собой их развитие. Именно в этом процессе, формирования духа ребенка, его духовно-эмоциональных и трудовых потребностей коренятся внутренние стимулы учебной деятельности детей.
Актуальное звучание приобрела и профориентационная функция обучения. Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей. В этих целях организуются спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, дифференциация обучения, классы и группы углубленного изучения отдельных предметов. Немалую роль в этом деле играет хорошо поставленное соединение обучения с производительным трудом. С учащимися старших классов проводится специальная профориентационная работа в специальных кабинетах профориентации и на предприятиях. В процессе обучающего и производительного труда, приобретая конкретные знания и навыки в области той или иной профессии, акцентируя личный интерес на определенных общеобразовательных знаниях, школьник получает возможность ориентации и выбора профессии, непосредственного перехода в сферу производства или продолжения образования в высшей школе.[7]
Все основные функции обучения, выражающие его глубинную сущность, тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Знания являются основой мировоззрения, профессиональных интересов, материалом для психического развития и формирования духовных потребностей; духовные потребности стимулируют расширение познания и профориентационные искания; психическое развитие облегчает процесс освоения знаний; эмоционально-волевое и действенно-практическое развитие выступает в качестве сильного стимула учебного, общественно полезного, производительнго труда.
Организуя процесс обучения, необходимо учитывать следующие основные принципы.
1. Обучаемый должен быть заинтересован в результатах. Данный принцип определяется рядом факторов: благоприятная обстановка для работы; убежденность в необходимости обучения, в том числе и материальная; убежденность в своих способностях; убежденность в профессиональном росте.
2. Обучение должно подкрепляться определенным вознаграждением. Это объясняется тем, что по достижении определенных результатов обучаемый должен быть поощрен (премирование, продвижение, увеличение зарплаты).
3. Обучение должно включать практику. Предприятию необходимы именно практические знания у обучаемого.
4. Представляемый материал должен быть осмыслен. Для эффективности учебного процесса используются специализированные материалы (примеры, вопросы для обсуждения, материалы для самостоятельной работы).
5. Методы обучения следует разнообразить, сочетая традиционные и современные методы. То есть процесс обучения подкрепляется материально и технической базой.
6. Имеющийся материал должен быть осмыслен учащимися. Это означает, что на усвоение материала должно быть выделено достаточно времени. Закрепление усвоения должно сопровождаться контролем знаний и корректировкой процесса обучения по результатам промежуточного контроля.
7. Теорию следует приблизить к реальной рабочей обстановке. Обычно при комплектовании учебных групп возникает проблема различий у обучаемых в уровне образовательной базы. Эту проблему необходимо учитывать при комплектовании учебных групп.
Более полный учет различий в уровне подготовки обучающихся позволяет добиться снижения расходов организации и более рационально использовать время работников, проходящих обучение.
Эффективность обучения определяется рядом факторов и условий, которые оказывают влияние на способность обучающихся к усвоению материала. Среди этих факторов в первую очередь следует отметить:
• учет содержания профессиональной деятельности слушателей;
• четкая постановка задач обучения;
• учет индивидуальных характеристик обучающихся;
• характеристики изучаемого материала;
• используемые методы обучения;
• опыт, квалификация и установки преподавателя.[8]
1.3. Методы и характеристика обучения.
Как эффективно использовать некоторые распространенные методы обучения.
Его основные разделы:
1. Лекция.
2. Обсуждение лекции и основные принципы поведения участников.
3. Анализ конкретных ситуаций.
4. Деловые игры.
5. Эксперименты и моделирование. Упражнения для развития практических навыков.
6. Типовые упражнения с карандашом в руке.
7. Задания.
8. Использование письменного материала.
9. Резюме (подведение итогов).
10. Наглядные пособия.
11. Программное обучение и конспекты.
12. Практическая работа в реальных условиях.
13. Аудиторные занятия.
14. Использование компьютеров.
Лекция.
Изложение информации в виде публичного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории до сих пор остается необходимым и потенциально эффективным методом обучения.
Информацию, которую слушатели не имеют, но хотели бы получить, часто бывает полезно подать ясным и четким образом.
Однако совершенно не желательна такая ситуация, когда лектор излагает материал, не интересующий аудиторию, или в котором слушатели с большим успехом разобрались бы самостоятельно. Злоупотребление лекционной формой обучения – чаще всего встречающееся нарушение основных принципов обучения взрослых.
Следует подумать о лекционной форме…
· если лектор обладает обширными знаниями, которых нет у слушателей;
· если лектор пользуется доверием как источник информации;
· если при таком способе подачи материала экономится время, которое слушатели могут потратить с большей пользой для себя;
· если лектор умеет выступать и располагает достаточным временем (существует слишком много примеров тому, как лекция фактически принимает вид огромной читки заранее подготовленных записей или статей).
Недостатки лекции:
ü может быть скучной;
ü слабая обратная связь;
ü пассивность слушателей;
ü быстро забывается;
Характерной чертой многих программ обучения является то, что лекции используются чаще, чем это необходимо, и длятся дольше, чем это планируется. Из-за этого уменьшается активность слушателей и доля их непосредственного участия в учебном процессе.
Существует целый ряд вспомогательных средств, подготовка которых не доставляет особых хлопот, эффективность же даже краткого выступления, а учебной лекции особенно, при их использовании может значительно возрасти. Среди них:
§ рисунки, плакаты, диаграммы;
§ меловая доска;
§ макеты и модели;
§ тезисы выступления;
§ наглядные примеры;
§ краткие комментарии экспертов и оппонентов;
§ использование графопроектора.
Обязательно нужно избегать применения таких вспомогательных средств, которые создают путаницу, не несут в себе никакой смысловой нагрузки, нельзя разглядеть или сделаны наспех и кое-как.
Примеры, забавные истории, пояснения также важны, потому что они придают выступлению игровой характер и делают его интересным, помогают слушателям понять идею, помогают продемонстрировать ее состоятельность, помогают слушателям увидеть, каким образом эту идею можно применить в конкретной ситуации, способствуют запоминанию сути вопроса, так как примеры наглядны и легко запоминаются.
Также очень важно чтобы приводимые примеры …
· не казались ребяческими и незрелыми
· не казались случайными воспоминаниями о том, что когда-то делал тот или иной менеджер
· не казались не относящимися к сути излагаемого материала или конкретной управленческой ситуации
· не были слишком длинными
· не были слишком персонифицированными
· не были устаревшими
Без удачных примеров лекция превратится в нудное изложение теорий и перечисление неинтересных данных
Обсуждения (дискуссия).
Подходы к обучению взрослых людей основаны на высоком уровне взаимодействия и активности учащихся. Опыт показывает, что менеджеры и руководители проявляют большее понимание и успешнее воспринимают новые идеи в процессе конструктивной дискуссии. Обсуждение может подтолкнуть слушателей к использованию общих идей применительно к собственной конкретной ситуации, к решению сделать что-то иначе в своей непосредственной работе.
Когда занятия проходят в форме дискуссии, преподаватель выступает в роли ведущего дискуссии. Эта роль состоит в том, чтобы помочь слушателям:
Ø изучить вес аспекты вопроса, ситуации, проблемы, предлагаемых практических приемов или методов
Ø изменить существующие мнения или представления
Ø развить новые идеи или по-новому взглянуть на старые
Ø разработать, понять и принять принципы, решения, методы, процедуры, которые, по мнению слушателей, могут помочь им в работе
Среди множества разновидностей общего обсуждения в курсах менеджмента наиболее часто используются следующие:
ü обсуждение темы или вопроса, предложенные преподавателем или слушателем
ü обсуждение конкретной ситуации или проблемы, предложенной преподавателем или слушателем
ü обсуждение деловых игр, демонстраций, моделирования управленческих ситуаций и других «экспериментальных мероприятий»
ü обсуждение фильма, прочитанной книги, лекции
ü выполнение типового упражнения в процессе обсуждения
Приведем некоторые распространенные формы дискуссии:
q Собрание – группа сообщает о проделанной работе или предлагает свои идеи.
q Жестко регламентированное обсуждение – все выступления проходят через ведущего дискуссии.
q Свободный обмен мнениями – люди поочередно говорят друг с другом. Выступления не обязаны проходить через ведущего дискуссии.
q Небольшие группы работают обособленно
q Абсолютно неформальное, нерегламентированное обсуждение.
Для того чтобы дискуссия прошла эффективно, необходимо тщательно ее распланировать. Кроме того, необходимо направлять обсуждение в нужное русло, подталкивать слушателей к творческой работе.
Метод конкретных ситуаций.
Метод конкретных ситуаций основан на следующем утверждении: понимания механизмов управления и профессионализма в менеджменте можно добиться путем рассмотрения, изучения и обсуждения конкретных ситуаций.
Существует довольно много разновидностей данного метода. В общем случае учащийся получает текст с описанием конкретной организационной проблемы. Его просят изучить ситуацию в домашней обстановке и наметить оптимальное решение. Затем учащиеся объединяются в небольшие группы, обсуждают достоинства и недостатки предложенных решений и пытаются установить, каким законам управления подчиняется данная ситуация.
Обычно учащемуся предлагается рассмотреть краткое описание, в том числе и количественные данные, реальной управленческой ситуации.
Метод конкретных ситуаций предназначен для того, чтобы помочь учащемуся лучше разобраться в основных законах и принципах управления. В большинстве случаев не существует какого-то одного, единственно верного решения. Одновременное существование нескольких альтернативных решений и возможность выбора формируют у менеджера определенную гибкость подхода к рассмотрению организационных проблем. Перед учащимся возникает задача не столько найти единственный ответ, сколько поставить правильные и полезные вопросы, которые могут предполагать существование нескольких альтернативных решений.
Едва ли найдутся такие учащиеся, взгляды которых на предложенную ситуацию будут в точности одинаковыми. В целом, они, конечно, сойдутся во мнениях и признают существование определенных проблем, однако их индивидуальные интерпретации скорее всего будут различными. Чтобы как следует разобраться в ситуации, рассмотреть ее со всех сторон, учащимся придется применить свои аналитические способности.
Метод конкретных ситуаций предназначен для того, чтобы развить навыки менеджеров и руководителей, позволяющие им определять первостепенные проблемы в обучении и в управлении организации. Менеджеры и руководителя также учатся определять, с чего необходимо начинать поиск ответов, и составлять правильный план действий.
Менеджеры и руководители изучают ситуацию, приходят к собственным выводам о том, что следует предпринять, а затем обсуждают ситуации в группах.
В некоторых курсах обучения менеджменту используется исключительно метод конкретных ситуаций, но более распространен случай, когда данный метод используется наряду с другими методами обучения.
Метод конкретных ситуаций – удобный способ раскрыть перед учащимся все многообразие как бизнеса вообще, так и организационных ситуаций и проблем в частности.
ü Он упорядочивает знания и факты
ü Он совершенствует умение учащихся анализировать проблемы, общаться и принимать решения
ü Он формирует собственное мнение, заставляет осознать, что в области человеческого поведения не бывает ничего безоговорочно верного или неправильного
Деловые игры.
Деловые игры встречаются в различных вариациях, но все они по сути являются методом конкретных ситуаций в действии. Вместо того, чтобы «обсуждать» возможное развитие ситуации, учащиеся получают определенные роли и общаются друг с другом, выступая от имени конкретного действующего лица – участника данной ситуации.[9]
Например: «Вы – директор, вы – заместитель. Вы встретились для того чтобы обсудить доводы в пользу изменения сроков предоставления отчета».
Деловые игры – очень эффективная форма проверки пройденного до того материала, к тому же данный метод дает учащимся хорошую возможность применить полученные знания в условиях близких к реальным.
ü Деловые игры дают отличную возможность почувствовать, «что происходит, когда происходит вот это».
ü Они подчеркивают значение чувств и эмоций в различных ситуациях, особенно в тех, которые связаны с человеческими взаимоотношениями.
ü Позволяют менеджеру или руководителю взглянуть на проблему с новой для себя точки зрения
ü Повышают интерес учащихся, придают занятиям определенную динамику, благодаря чему слушатели могут изменить свое отношение к тем или иным вопросам.
Деловые игры наиболее эффективны в тех случаях, когда учащиеся чувствуют себя легко и свободно, когда они действительно «играют».
Существует много разновидностей метода деловых игр:
Ø Роли расписанные и не расписанные
Ø Ролевые игры, в которых учащиеся волны принимать («разыгрывать») собственные решения
Ø Ролевые игры, в которых учащиеся копируют («заучивают») определенный стиль руководства или поведения.
Деловые игры можно организовать по-разному: иногда проводится только одна деловая игра, и большинство слушателей просто наблюдают. Однако более приемлем такой вариант, когда учащиеся разбиваются на небольшие группы, которые одновременно и независимо друг от друга проводят игры по одному и тому же «сценарию».
Метод конкретных ситуаций и деловые игры имеют друг с другом много общего. Но между ними существуют определенные различия:
Метод конкретных ситуаций |
деловые игры |
||
1 |
Проблема выносится на обсуждение |
1 |
Проблема рассматривается в обстановке, приближенной к реальной |
2 |
Проблему определяют предшествующие события |
2 |
Проблема определяет развитие событий |
3 |
Проблема затрагивает других людей |
3 |
Проблема затрагивает самих учащихся |
4 |
Эмоциональный аспект и отношение к происходящему рассматривается только гипотетически |
4 |
Эмоциональный аспект и отношение к происходящему оказывают существенное влияние на результат |
5 |
Подчеркивается значение фактов |
5 |
Подчеркивается значение субъективных впечатлений |
6 |
С точки зрения психологии, дискуссия – это взгляд на проблемную ситуацию «снаружи» |
6 |
Психологически учащиеся видят проблемную ситуацию «изнутри» |
7 |
Предполагается мысленное участие |
7 |
Создаются условия для эмоционального участия |
8 |
Совершенствуется умение анализировать проблемы |
8 |
Совершенствуется умение взаимодействовать с другими людьми |
9 |
Предназначается для разработки гипотез и идей |
9 |
Предназначается для проверки гипотез и идей |
1 |
Тренируется умение правильно разобраться в ситуации |
1 |
Тренируется эмоциональный контроль |
1 |
Действия или решения только обсуждаются |
1 |
Действия или решения приводятся в исполнение |
1 |
Последствия предложенных действий обычно не определяются |
1 |
Устанавливается непрерывная обратная связь |
Деловая игра позволяет учащимся почувствовать себя в реальной управленческой ситуации и перепробовать все, что угодно, без страха совершить ошибку.
Эксперименты, моделирование и другие “эмпирические учебные методы”.
Среди подобных методов встречаются:
ü Упражнения по сравнительному использованию односторонней и двусторонней моделей общения, в процессе которых слушатели определяют для себя сильные и слабые стороны этих моделей
ü Моделирование неких реальных явлений, при котором «команды» учащихся соревнуются в выполнении каких-либо «производственных» заданий. При этом слушатели «набираются опыта», выполняя различные управленческие и организационные функции при наличии обратной связи среди участников эксперимента
ü Активное изучение или моделирование конкретных ситуаций. Команда учащихся изучает представленную информацию, принимает ряд решений, получает в ответ информацию и продолжает работу в новых условиях, проходя, таким образом, через последовательность различных ситуаций
ü «Упражнение с корзиной» создает типичный дневной объем работы менеджера с помощью гипотетической «корзины», которая содержит документы и другие бумаги, имеющие отношение к самым разнообразным управленческим проблемам
ü Типовые, но вполне реальные проблемные ситуации – например, самые разнообразные проблемы «выживания». Команда проверяет свое умение справляться с ними и принимать решения, способность использовать все коллективные ресурсы для нахождения верного ответа
ü Ситуации, рассчитанные на интерактивное решение проблемы. Эти ситуации обычно предполагают проведение экспериментов «лабораторного» типа, в процессе которых команды работают над задачей, проблемой или упражнением, быть может, несколько искусственными, но зато с высоким соревновательным накалом.
ü «Головоломки». В процессе многих экспериментов и занятий по моделированию учащимся приходится решать трудные, приводящие в замешательство задачи. Работа над ними, самостоятельная или в составе группы, должна помочь слушателям лучше понять методы решения проблем, их сильные и слабые стороны.
Приведем некоторые особенности «эмпирического» обучения в сравнении с другими методами:
Параметры сравнения |
Методы |
|||
Лекция |
Обсуждение лекции |
Анализ конкретной ситуации |
Эмпирические методы обучения |
|
Время |
Требуется относительно мало времени |
Больше |
Требуется много времени |
Требуется много времени |
Степень участия |
Как правило, низкая (за исключением лектора) |
Выше |
Высокая |
Крайне высокая |
Энтузиазм |
Обычно низкая |
Переменный |
Переменный |
Высокий |
Контроль |
Контролирует лектор |
Распределенный |
Распределенный |
Распределенный: больше контроля со стороны слушателей |
Гибкость |
Жесткие рамки |
Больше гибкости |
По-разному |
Высокая гибкость; даются лишь общие указания |
Ответственность |
Главным образом на лекторе |
Распределенная: в основном на лекторе |
Больше ответственности на слушателях |
Ответственность в основном на слушателях |
Уровень изучения |
Удовлетворительный для приобретения информации |
Хороший для понимания информации |
Сконцентрирован на аналитических навыках |
Высокий уровень изучения, но трудно сфокусироваться на предмете. Уровень изучения неоднороден и варьируется от индивидуума к индивидууму. |
Успех этого метода, как и других, зависит от:
Ø ясности целей
Ø выбора рассматриваемых вопросов
Ø умения объяснить слушателям значимость данного метода обучения
Ø умения контролировать ход процесса
Ø умения создать благоприятные условия для успешного обучения и применения знаний в реальной ситуации
Типовые упражнения с использованием вспомогательных материалов.
Существует целый ряд методов обучения, которые включают в себя выполнение учащимися упражнений “с карандашом в руке”, за ними следует коллективная работа и (или) в результате выполнения этих заданий устанавливается обратная связь.
Например:
ü опросники или анкеты, заполняемые слушателями для повторения материала, пройденного самостоятельно или во время аудиторных занятий
ü «Лабиринт» или ситуации «разветвленного» типа
ü Выбор одного варианта из нескольких предложенных
ü Образцовые модели типа «стиль менеджмента», которые показывают учащемуся отличие его работы от образца.
Задания.
Здесь необходимо отметить следующие ключевые моменты:
1. Задания должны соответствовать теме, не стоит использовать задания без необходимости
2. Задания должны быть увлекательными и веселыми
3. Задания можно давать как в индивидуальном порядке, так и для целой группы
4. Необходимо приблизительно знать, сколько времени потребуется на выполнение задания. Если отведенного времени недостаточно, нужно разбить его на несколько частей.
Чтение специальной литературы.
Чтение специальной литературы может составлять значительную часть учебного процесса. К сожалению, большинство менеджеров и руководителей избегают чтения в процессе учебы. Да и многие преподаватели пренебрегают этим методом или используют его неправильно, либо, что еще хуже, загружают слушателей огромным количеством материала «на будущее».
Однако в будущем, подобный материал используется редко, а «перегрузка» порой мешает учащимся усвоить несколько простых и полезных принципов, которые должны были бы стать частью их повседневного стиля работы.
Несколько примеров использования специальной литературы:
1. Предварительное чтение
2. Чтение публикаций, относящихся к только что проделанной на занятии работе
3. Ознакомление с более подробной специальной информацией
4. Предоставление перечня материалов «для дополнительного чтения», или относящихся к той части вопроса, которая не была рассмотрена во время занятия.[10]
Список литературы
1. ФЗ “Об образовании” (новая редакция). – М.: Издательский дом ИНФРА-М, 2002. – 52 с.
2. Бука Л.Ф., Зайцева О.П. Экономический анализ. Ч. II.: Учебное пособие. – Новосибирск, 2002. – 198 с.
3. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – Минск “Вышэйшая школа”, 2000. – 245 с.
4. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2002. – 258 с.
5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск ООО “Новое знание”, 2001. – 354 с.
6. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 456 с.
7. Управление персоналом: Учебное пособие / Под ред. к.э.н., проф. О.И. Марченко. – М.: “Ось-89”, 2004.-224 с.
8. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учебное пособие. – М.: ЮРАЙТ-М, 2003. – 607 с.
9. Управление персоналом организации. Практикум: Учебное пособие / Под.ред. д.э.н. проф. А.Я Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2002 – 296 с.
10. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. – Н.Новгород: НИМБ,2003. – 720 с.
11. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. – М.: Издательство “Экзамен”, 2003. – 368 с.
12. Иванов П.В., Костылев В.И. Управление персоналом: 100 экзаменационных ответов. – М. 2003 – 256 с.
13. Журавлева Л.С. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов- Новосибирск, 2002 – 236 с.
14. Белозерова С. Как расширить социальные функции заработной платы // Человек и труд, 2000, № 7, с. 315 с.
15. Бершова Л.В. Современная служба управления персоналом // Справочник кадровика, 2002, № 5, 245 с.
16. Витман В., Бок Л. От управления кадрами - к управлению персоналом // Служба кадров, 2002, № 1, с. 258 с.
17. Герчиков В. Миссия организации и особенности политики управления персоналом // Управление персоналом, 1999, – 159 с.
18. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия // Менеджмент в России и за рубежом 2002, - 95 с.
19. Дернова Н. Обучение на предприятии // Служба кадров, 2003 №1, с. 88-93.
20. Дряхлое Н., Куприянов Е. Система мотивации персонала в Западной Европе и США // Теория и практика управления, 2002 № 2, с. 84.
21. Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. - М.: Дело, 2004, - 258 с.
22. Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами // Стратегия развития персонала. Материалы конференции.-М., 2002, - 456 с.
23. Егоршип А.П. Управление персоналом. - Нижний Новгород: НИМБ, 2001 – 125 с.
24. Иванцееич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. - М.: Дело, 2003, - 195 с.
[1] Бука Л.Ф., Зайцева О.П. Экономический анализ. Ч. II.: Учебное пособие. – Новосибирск, 2002. – 18 с.
[2] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – Минск “Вышэйшая школа”, 2000. – 145 с.
[3] ФЗ “Об образовании” (новая редакция). – М.: Издательский дом ИНФРА-М, 2002. – 3 с.
[4] ФЗ “Об образовании” (новая редакция). – М.: Издательский дом ИНФРА-М, 2002. – 6 с.
[5] Управление персоналом: Учебное пособие / Под ред. к.э.н., проф. О.И. Марченко. – М.: “Ось-89”, 2004.-124 с.
[6] Управление персоналом: Учебное пособие / Под ред. к.э.н., проф. О.И. Марченко. – М.: “Ось-89”, 2004.-134 с.
[7] Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учебное пособие. – М.: ЮРАЙТ-М, 2003. – 427 с.
[8] Управление персоналом организации. Практикум: Учебное пособие / Под.ред. д.э.н. проф. А.Я Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2002 – 196 с.
[9] Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. – М.: Издательство “Экзамен”, 2003. – 268 с.
[10] Журавлева Л.С. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов- Новосибирск, 2002 – 136 с.