Содержание

Организация документооборота. 3

Первичные учетные документы.. 6

Особенности оформления операций банка. 8

Операции с кредитными организациями. 10

Операции с клиентами. 10

Кассовые операции. 12

Хранение документов. 18

Список литературы.. 23


Организация документооборота

Данный отчёт по практике составлен по материалам прохождения производственной практики в кредитной организации ООО «Крузарус».

Целью данного отчёта – является освещение вопроса организации документооборота на ООО «Крузарус».

При разработке правил документооборота по нормативам МинФин РФ (5) должно обеспечиваться следующее.

1. Все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, в том числе из филиалов, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день. Бухгалтерскими проводками также оформляются операции по счетам аналитического учета внутри одного счета второго порядка.

Документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени определяется кредитной организацией и оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.

2. Если необходимо по принятым документам осуществить перевод денежных средств с корреспондентских счетов, открытых в учреждениях Банка России или в других кредитных организациях, то операции совершаются в порядке, установленном нормативными актами Банка России по расчетам.

Оплата денежно-расчетных документов производится в пределах наличия средств на счете плательщика на начало дня и по возможности с учетом поступления средств текущим днем или в пределах суммы "овердрафта", определенной договором.

3. Утром следующего рабочего дня документы передаются работнику, на которого возложено составление сводных платежных поручений для оплаты с корреспондентских счетов, и в этот же день эти платежные документы с описью передаются в РКЦ Банка России или другую кредитную организацию для оплаты с корреспондентских счетов. Реестры помещаются в документы текущего дня.

При наличии возможности оплаты документов с корреспондентских счетов, операции, указанные в настоящем пункте, могут проводиться текущим днем. Эти документы в реестры принятых документов не включаются.

Выписки из корреспондентских счетов кредитные организации должны получать из РКЦ Банка России, других кредитных организаций не позднее, чем на следующий день до начала рабочего дня кредитной организации. Полученные выписки разрабатываются и операции, отраженные в них, включаются в баланс кредитной организации днем их проводки по корреспондентскому счету.

4. Зачисление (списание) денежных средств по счетам клиентов производится на основании расчетных документов, послуживших основанием для совершения этих операций (если иное не предусмотрено в договоре с клиентом). В тех случаях, когда поступившие суммы не могут быть проведены по счетам клиентов, они отражаются на счетах по учету средств клиентов по незавершенным расчетным операциям при осуществлении расчетов через подразделения Банка России с последующим отнесением на счета клиентов либо на счета до выяснения.

Выписки по внебалансовым счетам по учету расчетов с Банком России по обязательным резервам кредитные организации получают в порядке, установленном для получения выписок из лицевых счетов по корреспондентским счетам.

Средства, зачисленные на корреспондентские счета без оправдательных документов, кредитная организация отражает или по счету учета сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, или на счета получателей средств. Порядок использования получателями средств, зачисленных без соответствующих подтверждающих документов, определяет кредитная организация по согласованию с клиентом.

          Кредитная организация принимает оперативные меры к зачислению средств по назначению.

          Если в течение 5 рабочих дней не выяснены владельцы средств, то суммы, зачисленные на счет по учету сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, откредитовываются РКЦ Банка России, в кредитные организации по месту ведения корреспондентских счетов.

Во взаимоотношениях с банками - нерезидентами документооборот регулируется договорами, заключаемыми с ними.

5. Прием расчетных документов на бумажных носителях, подписанных собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента, осуществляется бухгалтерским работником, которым на всех экземплярах документа проставляются подпись и штамп, содержащий текст:

1)    Если прием документов оформляется бухгалтерскими работниками различно, а зависимости от срока оплаты документа, то на документах, оплачиваемых в день приема, расписка, содержащая текст

 "Принято и оплачено "__" _____________ г.".

2)    На документах оплаченных на следующий рабочий день:

"Принято" __" _____________ г.".

 

"Оплачено" __" _____________ г.".

Последний экземпляр документа возвращается клиенту.

6. При подписании документов фамилия подписавшего работника банка должна быть также обозначена разборчиво (штампами) с указанием фамилии и инициалов. Даты и подписи могут оформляться комбинированными штампами.

7. Документы и письма, подлежащие направлению в другие банки, организации, должны быть отправлены в тот же день (оформления приема, подписания).

8. В целях улучшения обслуживания клиентов и равномерного распределения нагрузки в кредитной организации может разрабатываться по согласованию с клиентами график их обслуживания.

Физические лица - вкладчики обслуживаются в течение всего операционного дня, при возможности и позже.

9. Поручения клиентов на перечисление средств с их счетов могут представляться в кредитные организации в виде платежных документов на бумажных носителях, подписанных собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента, а также в виде электронных платежных документов, передаваемых по каналам связи или иным образом (на магнитных, оптических носителях). Кредитная организация в договоре банковского счета в соответствии с Положением Банка России "О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями" определяет порядок приема электронных документов клиентов, их защиты, оформления и подтверждения. Порядок отражения в учете и помещения подтверждающих документов в документы дня определяется в правилах документооборота кредитной организации.

Первичные учетные документы.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (2, стр. 21).

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

        а) наименование документа;

        б) дату составления документа;

        в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

        г) содержание хозяйственной операции;

        д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

        е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

        ж) личные подписи указанных лиц;

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Особенности оформления операций банка.

Все операции осуществляются кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и перечнем операций, установленных лицензией Банка России.

Документы, являющиеся основанием для совершения операций по начислению и перечислению налогов, должны при этом оформляться также с учетом требований Минфина РФ и Госналогслужбы РФ.

Операции проводятся, как правило, на основании принятых к исполнению документов клиентов. Операции, совершаемые без документов клиентов банка, оформляются документами, составляемыми кредитной организацией согласно требованиям нормативных документов Банка России по отдельным операциям, на бланках действующих форм. Сюда относятся, в частности, приходные и расходные кассовые и мемориальные ордера, распоряжения уполномоченных сотрудников и др. Указанные документы составляются на бланках действующих форм или программным способом и оформляются в установленном порядке работниками бухгалтерии.

В мемориальных ордерах на частичную оплату инкассовых или платежных поручений, в кассовых ордерах и мемориальных ордерах на оприходование и списание ценностей и документов, хранящихся в кладовой, итоговые суммы повторяются прописью.

Для сокращения записей в лицевых счетах по ряду операций составляются сводные ордера. Если к сводному ордеру прилагаются первичные документы, на основании которых составлен этот ордер, в нем делается ссылка на количество приложенных документов.

Каждый из документов, на основании которых совершаются бухгалтерские записи, должен иметь:

- контировку, то есть обозначение номеров счетов по дебету и кредиту, по которым должна быть проведена эта запись в необходимых случаях и другие реквизиты;

- дату проводки;

- подпись бухгалтерского работника, оформившего документ, а по операциям, подлежащим дополнительному контролю, - подписи бухгалтерского и контролирующего работников, и по операциям кредитной организации, связанным с перечислением средств клиентам, другим организациям, - подписи руководителя кредитной организации и главного бухгалтера или уполномоченных ими лиц. Если основанием для совершения бухгалтерской записи послужило распоряжение, подписанное руководителем кредитной организации и главным бухгалтером, то в этом случае выписанный платежный документ подписывается бухгалтерским и контролирующим работниками, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Совершение операций в кредитной организации может происходить на основании электронного платежного документа, а в случаях, установленных действующим законодательством и договором, - его бумажной копии, заверенной уполномоченным лицом. Электронные платежные документы должны содержать все реквизиты платежных документов, предусмотренные утвержденными форматами и нормативными актами Банка России.

Бумажные копии электронных платежных документов, предназначенные для хранения в качестве оправдательных документов по совершенным операциям, а также подлежащие приложению к выпискам из счетов, заверяются штампами ООО «Крузарус» и подписями ее работников.


Операции с кредитными организациями.

Документы по операциям, связанным с перечислением средств через учреждения Банка России, оформляются в соответствии с установленным порядком Банка России и требованиями РКЦ, принимающего документы к исполнению.

Расчетные операции через другие кредитные организации (их филиалы) осуществляются на основании договора о корреспондентских отношениях, в котором должны найти отражение следующие вопросы (2, стр. 30):

- какими документами оформляются расчеты между банками - корреспондентами;

- порядок направления документов и используемые технические средства;

- способы удостоверения права распоряжения денежными средствами;

-         контроль и выверка расчетов.


Операции с клиентами.

Распоряжения клиентов на перечисление (выдачу) средств с их расчетных (текущих) счетов принимаются к исполнению на основании документов, оформленных в соответствии со следующими требованиями:

- представляемые клиентами документы на осуществление расчетов по их поручению в безналичном порядке должны быть заполнены в соответствии с требованиями правил Банка России по осуществлению расчетов.

- документы на получение (выдачу) наличных денежных средств должны быть составлены в соответствии с требованиями положений Банка России о порядке ведения кассовых операций.

- для осуществления валютных операций клиентами представляются документы, предусмотренные соответствующими нормативными актами Банка России.

Клиент обязан указывать в тексте платежных (расчетных) документов, а также на обороте денежных чеков назначение сумм платежа. Предприятия, организации и учреждения, которые в установленных случаях по условиям своей деятельности не расшифровывают свои расходы, представляют в кредитные организации платежные поручения и денежные чеки без указания назначения сумм платежа. Сведения о назначении платежа на обороте денежных чеков заверяются подписями чекодателя.

Чеки и платежные поручения принимаются банком в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня выписки, без исправления даты, обозначенной на документе. В объявлениях на взнос наличных денег должна быть указана дата фактического представления их в банк.

Каждый документ, предъявляемый в кредитную организацию на бумажном носителе, и каждый отдельный лист сводного документа, оформленного на бумажном носителе, например, сводного платежного поручения, должен иметь подписи уполномоченных должностных лиц клиента и оттиск его печати и соответствовать заявленным образцам. Подписи на всех документах должны быть сделаны чернилами или пастой шариковой ручки. Объявления о взносе наличных денег подписываются вносителями. В сводном документе незаполненные отрезные части должны быть прочеркнуты.

При передаче распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных документов должно быть обеспечено использование в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей или иных средств, подтверждающих, что распоряжение составлено уполномоченным на это лицом.

Кредитная организация отказывает в приеме платежного (расчетного) документа, если удостоверение прав распоряжения счетом будет признано сомнительным либо при нарушении требований по оформлению документа.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы, при приеме распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных документов, а также при осуществлении межбанковских расчетов внесение каких-либо исправлений в поступившие документы не допускается.

Платежные (расчетные) документы, принятые кредитной организацией к исполнению, должны оформляться подписью бухгалтерского работника, осуществившего их прием и проверку, с указанием даты приема.

Убытки, возникшие вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, возлагаются на кредитную организацию или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены.


Кассовые операции.

Кассовые расходные операции, выполняемые бухгалтерскими работниками, контролируются централизованно контролером, рабочее место которого размещается по возможности в непосредственной близости от кассы. Этот контролер ведет кассовый журнал по расходу. Контроль расходных операций должен быть организован так, чтобы была исключена возможность:

а) оплаты неправильно оформленных документов, оплаты чеков с подписями и оттиском печати, не соответствующими заявленным образцам, и чеков, выписанных из книжки, не принадлежащей данному клиенту;

б) поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя соответствующих бухгалтерских работников и контролера банка;

в) внесения необоснованных исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.

Кассовый журнал по расходу составляется бухгалтерским работником (контролером) на соответствующих бланках в двух экземплярах.

При ведении бухгалтерского учета с применением компьютеров для передачи информации на обработку направляются отдельные листы кассового журнала по расходу по мере их заполнения либо, при незначительном объеме операций, одновременно все листы кассового журнала с подписью кассира о сверке оборотов с кассой.

Направление расходных кассовых документов контролером в кассу для оплаты производится внутренним порядком. Передача документов в кассу оформляется в специальном журнале под расписку.

Журнал ведется ежедневно по следующей форме:


Номер чека или ордера


     Сумма

Подпись контролера

Расписка кассира в приеме чека или ордера


Если кассовый журнал по расходу ведется в двух экземплярах под копирку, то расходные документы можно передавать в кассу под расписку кассира на первом экземпляре журнала. При таком порядке передачи расходных документов в кассу второй экземпляр кассового журнала остается у контролирующего работника, который проверяет, не внесено ли каких-либо исправлений и дописок в первый экземпляр. Первый экземпляр кассового журнала помещается в кассовые документы дня, второй экземпляр прикладывается к бухгалтерскому журналу.

Если рабочее место лица, контролирующего кассовые расходные операции, находится рядом с кассой либо соединено с кассой предохраненным от доступа извне транспортным устройством, то по усмотрению руководителя кредитной организации может быть установлен порядок передачи кассовых расходных документов контролером кассиру, без его расписки.

Документооборот по приходным кассовым операциям должен быть организован так, чтобы выдача квитанций клиентам и зачисление сумм на их счета производились только после фактического поступления денег в кассу, за исключением взносов во вклады граждан, которые могут записываться в лицевые счета вкладчиков до приема денег. При этом документы, подтверждающие взнос во вклад, и (или) банковская книжка выдаются вкладчику только после фактического поступления денег в кассу.

Прием денежной наличности производится по объявлению на взнос наличными, представляющему собой комплект документов, состоящий из объявления на взнос наличными, квитанции и ордера. Объявление на взнос наличными принимается бухгалтерским работником, который подписывает его, отражает в кассовом журнале сумму, а также необходимые реквизиты, предусмотренные кассовым журналом, и внутренним порядком передает в кассу. Объявление на взнос наличными помещается в кассовые документы дня, квитанция выдается вносителю денег после приема их в кассу. Получив обратно из кассы ордер с подписью кассира, свидетельствующей о приеме кассиром денег, бухгалтерский работник проверяет подлинность подписи кассира на ордере с образцами подписей, делает условную отметку в кассовом журнале о возврате ордера из кассы, передает кассовый журнал для отражения операций в бухгалтерском учете, после чего прилагает ордер к выписке соответствующего лицевого счета клиента.

При приеме денежной наличности от работника банка для зачисления на внутрибанковские счета выписывается приходный кассовый ордер под копирку в трех экземплярах, из которых первый - помещается в кассовые документы дня, второй - выдается вносителю после приема денег в кассу, а третий - помещается в мемориальные документы дня после документов по дебетуемым балансовым счетам и в бухгалтерский журнал (ленту подсчета) не включается. При этом, получив обратно из кассы третий экземпляр приходного кассового ордера с подписью кассира, свидетельствующей о приеме кассиром денег, бухгалтерский работник проверяет подлинность подписи кассира на этом документе путем сверки с образцами подписей, делает условную отметку в кассовом журнале о возврате документа из кассы, после чего передает кассовый журнал для отражения операций в бухгалтерском учете.

Кассовый журнал по приходу кассы может вестись централизованно (2, стр. 35).

Суммы государственных доходов и платежей по обязательному страхованию, поступающие наличными деньгами, могут записываться в кассовый журнал на основании сводного приходного кассового ордера (ленты подсчета документов), составляемого в конце дня бухгалтерским работником (ответственным исполнителем), ведущим эти операции на основании оставленных им у себя уведомлений первичных кассовых документов.

Кассовый журнал по приходу по операциям вечерней кассы в ООО «Крузарус» (1) разрешается составлять на листе бумаги на компьютере в двух экземплярах с выведением частных итогов по лицевым счетам и общего итога по журналу с тем, чтобы записи в лицевые счета производить итоговыми суммами. Вторые экземпляры журнала, разрезанного на ленты, после проверки записей в лицевые счета прилагаются вместе с ордерами к объявлениям о взносе денег в вечернюю кассу к выпискам по счетам клиентов. Правильность заполнения этих ордеров проверяется бухгалтером - контролером вечерней кассы, а при применении кассовых аппаратов - ответственными исполнителями утром следующего дня. Факт этой проверки удостоверяется подписью бухгалтера - контролера или ответственного исполнителя на ордере к объявлениям.

Неиспользованные денежные чеки по закрываемым счетам, а также по счетам, передаваемым в другой банк, принимать от клиентов имеет право только главный бухгалтер или его заместитель или начальник отдела, который одновременно должен немедленно погасить каждый сданный чек путем вырезания части чека, предназначенной для подписи. Лишь после этого чеки передаются соответствующему бухгалтерскому работнику, который обязан составить ордер на закрытие счета и представить его для проверки и подписания главному бухгалтеру или его заместителю или начальнику отдела. Неиспользованные расчетные чеки при наличии остатка на счете по учету задепонированных средств принимаются от клиентов и погашаются в таком же порядке бухгалтерским работником, который одновременно проверяет и подписывает платежное поручение клиента на закрытие лицевого счета по учету задепонированных оставшихся неиспользованных средств. Сданные неиспользованные денежные и расчетные чековые книжки, погашенные в указанном выше порядке, помещаются соответственно в кассовые и мемориальные документы дня.

Объявления на взнос наличными и чеки, как денежные, так и расчетные, должны быть обязательно заполнены одновременно вручную или на ЭВМ (кроме денежных чеков) с сохранением всех реквизитов бланка. Наименование владельца счета, номер счета и наименование кредитной организации в чеках и объявлениях могут обозначаться штампами.

Порядок нумерации объявлений на взнос наличных денег, а также квитанций к ним устанавливается главным бухгалтером банка или его заместителем в тех случаях, когда при приеме денег плательщику выписывается квитанция, в объявлении работником банка проставляются 3 последних знака номера выданной вносителю квитанции. В выдаваемых банком квитанциях сумма прописью начинается обязательно в самом начале строки, свободное место в реквизите "сумма цифрами" и после суммы прописью прочеркивается двумя линиями. Квитанции в приеме наличных денег должны заполняться только от руки чернилами или пастой шариковой ручки.

Кредитная организация «Крузарус» определяет документооборот по выдаче (продаже) чеков (чековых книжек) клиентам. При этом из кассы чеки должны выдаваться оформленные штампом банка, выдающего чеки, с указанием на каждом чеке номера счета, с которого будет оплачиваться чек, при выдаче чеков за плату - после внесения (перечисления) денежных средств. Выданные (проданные) за день чеки списываются с внебалансового счета по их учету на основании мемориального ордера, выписанного бухгалтерским работником.

Другие бланки строгой отчетности и разные документы и ценности выдаются из кассы на основании переданных внутренним порядком в кассу мемориальных ордеров. На ордерах делается расписка получателя бланков, ценностей и документов.

При работе с бланками строгой отчетности в описываемой организации рекомендуется осуществлять контроль за получением, хранением, выдачей и использованием бланков строгой отчетности, обеспечивающий своевременное и полное отражение их движения в учете. Пачки (посылки) с бланками строгой отчетности проверяются. Бланки в пачках с поврежденной упаковкой пересчитываются полистно. При обнаружении в упаковках недостач или излишков бланков составляется акт за подписями лиц, участвовавших в приеме бланков. Бланки строгой отчетности хранятся в хранилище ценностей. При выдаче бланков строгой отчетности для использования производится полистный пересчет бланков, проверка правильности их нумерации, а также приемка по качеству. О выявленных при этом недостачах и излишках бланков, а также об обнаружении в них дефектов составляются акты и вносятся исправления в учете.


Хранение документов.

Кредитные организации обязаны обеспечить сохранность бухгалтерских документов. Кредитные организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

Кредитная организация вправе организовать хранение бухгалтерских документов в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. При этом должна обеспечиваться возможность распечатывания бумажных копий бухгалтерских документов по формам, установленным нормативными актами Банка России.

Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов возлагается на руководителей и главных бухгалтеров банка. Руководитель и главный бухгалтер должны проинструктировать сотрудников банков и вневедомственной охраны по этим вопросам, распределить и закрепить за сотрудниками определенные места для хранения документов в шкафах и других хранилищах, установить на случай необходимости порядок и очередность выноса документов в безопасные места.

Сформированные в установленном порядке и сброшюрованные бухгалтерские документы за рабочий день после составления ежедневного баланса и проведения сплошной проверки передаются на хранение в архив с ограничением к ним доступа. В архиве документы текущего года и года предшествующего хранятся отдельно в металлических шкафах (сейфах). После сдачи годового отчета документы года, предшествующего отчетному, перемещаются в архиве для хранения на общих основаниях.

Кассовые документы хранятся в порядке, предусмотренном нормативными актами Банка России.

Порядок хранения документов постоянного пользования (юридические и кредитные дела, договоры, контракты, срочные обязательства и т.п.) определяется руководителем банка и главным бухгалтером, имея в виду обеспечение их сохранности.

Бухгалтерские (мемориальные) документы хранятся подшитыми за каждый рабочий день в возрастающем порядке номеров дебетованных балансовых счетов. Подборка документов осуществляется работником, на которого возложено формирование документов дня. Допускается формирование мемориальных документов по пачкам, формируемым для передачи информации на обработку. При этом документы помещаются в папку вместе с лентами их подсчета.

Документы, затрагивающие по дебету более одного счета, помещаются в конце папки, впереди документов по внебалансовым счетам.

В отдельные сшивы (папки) помещаются кассовые документы, документы по вкладам граждан, по кредитам индивидуальным заемщикам, по операциям с драгметаллами, инвалютой, по хозяйственным и другим операциям банка, с различными сроками хранения.

Сброшюрованные документы подсчитываются, и сумма их сверяется с итогом оборотов по бухгалтерскому журналу. Если общие итоги и итоги по пачкам не совпадают, то производится выверка документов и оборотов по отдельным балансовым счетам.

Мемориальные ордера и другие документы по внебалансовым счетам подбираются в возрастающем порядке номеров сначала дебетуемых внебалансовых счетов, кроме счетов N N 99998 и 99999, затем кредитуемых внебалансовых счетов, кроме счетов N N 99998 и 99999, помещаются в документы дня после мемориальных документов по балансовым счетам и брошюруются вместе с ними. Документы по внебалансовым счетам также подсчитываются, и суммы их сверяются с бухгалтерским журналом.

Работники, на которых возложено формирование документов, должны тщательно проверять наличие в мемориальных ордерах, имеющих приложения, ссылки на количество приложенных листов и наличие самих приложений.

Документы за истекший день после проведения контроля должны быть оформлены в указанном выше порядке и не позднее, чем на следующий день переданы в архив. До утра следующего дня несброшюрованные документы должны храниться обязательно в несгораемом шкафу.

В основную папку бухгалтерских документов в конце сшива помещается второй экземпляр бухгалтерского журнала.



На лицевой стороне обложки папки сброшюрованных документов помещается следующий текст:


Срок хранения    ___________________________________

 Архивный индекс          ___________________________________

                      

______________________________________________

           (наименование кредитной организации (филиала)

 

   Бухгалтерские документы за "__" __________________ г.

             по балансовым счетам / по внебалансовым счетам

 

 Бухгалтерские документы на сумму

                                       ______ руб. ___ коп.    / ______ руб. ___ коп.  

Из них находится в отдельных папках:

кассовые документы

                                        ______ руб. ___ коп.    / ______ руб. ___ коп.

       по операциям с инвалютой:

бухгалтерские документы

                                         ______ руб. ___ коп.    / ______ руб. ___ коп.

       срок хранения ____________________

   кассовые документы   ______ руб. ___ коп.    / ______ руб. ___ коп.

       срок хранения ____________________

       по операциям с драгметаллами:

   бухгалтерские документы

                                         ______ руб. ___ коп.    / ______ руб. ___ коп.

       срок хранения ____________________

   кассовые документы  _______ руб. ___ коп.  / _______ руб. ___ коп.

       срок хранения ____________________

   и т.д. по документам с разными сроками хранения.

В  каждой  папке  должна  быть  лента подсчета по балансовым и внебалансовым счетам, о чем делается надпись:


       документы сброшюрованы и

       подшиты в количестве:           ___________________.         

 

 

 

                                  (подпись) ____________/____________.



На обложке основной папки делается надпись: "с данными бухгалтерского учета сверено", подпись главного бухгалтера или его заместителя или начальника отдела.

Изъятие бухгалтерских документов производится органами предварительного следствия, органами дознания, органами налоговой полиции, таможенными органами, прокуратурой, если прокурор участвует в производстве дознания и предварительного следствия, на основании постановления о производстве выемки; налоговыми инспекциями и Счетной палатой Российской Федерации на основании постановлений (актов об изъятии) должностных лиц этих органов в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности; судом (судом общей юрисдикции и арбитражным судом) по делам, находящимся у них на рассмотрении. При изъятии подлинного документа составляется в 2-х экземплярах акт или протокол изъятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за подписями руководителя кредитной организации или его заместителя, главного бухгалтера и представителя органа, проводящего изъятие документа. В акте или протоколе должно быть указано, по чьему требованию и разрешению производится изъятие и какой документ изымается. Главный бухгалтер или, по его поручению, другое уполномоченное лицо вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять копии с изымаемых документов с указанием на них основания и даты изъятия. На место изъятого подлинного документа помещается заверенная главным бухгалтером копия документа, первый экземпляр акта или протокола и требование на изъятие документа с распиской представителя органа, проводящего изъятие, о получении подлинного документа. Главный бухгалтер на обложке папки с документами делает за своей подписью надпись об изъятии документов. Второй экземпляр акта или протокола вручается представителю органа, проводившего изъятие.

Список литературы

1.     Уставные документы ООО «Крузарус».

2.     Кудрявцев В.А. и др. Организация работы с документами. - М.: «ИНФРА-М», 2003.

3.     Самыкина И.В. Практическое руководство для секретаря. - М.: «БИНОМ», 2004.

4.     Секретарское дело, спецвыпуск журнала, М.: №11, 2004.

5.     www.minfin.ru