Содержание
Вопрос 1. 4
Вопрос 2. 6
Задача 3. 12
Задача 4. 13
Тесты.. 13
Список литературы.. 15
Вопрос 1
Потребительский излишек или излишек покупателя – это разница между максимумом цены, которую потребитель готов заплатить за единицу некоего товара, и той реальной величиной цены, которую он заплатил фактически.
Излишек продавца – это добавочная прибыль в результате высокого уровня или непредвиденного повышения цен (7, стр. 142).
Рассмотрим использование понятия «излишка» при анализе формирования равновесной цены.
Рыночная цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения. Совместим данные, приведенные в таблице, характеризующей спрос и предложение на рынке яблок.
Таблица. Цена, спрос и предложение
Объем предложения в месяц (ц/мес.) |
Цена за 1 ц. (усл. ед.) |
Объем спроса в месяц (ц/мес.) |
Излишек (+) или дефицит (-) (ц/мес.) |
50 |
5 |
10 |
+40 |
45 |
4 |
20 |
+25 |
40 |
3 |
40 |
0 |
25 |
2 |
70 |
-45 |
10 |
1 |
120 |
-110 |
Дадим графическую интерпретацию формирования рыночной цены. Совместим кривые спроса и предложения на одном графике.
Рисунок. Рыночное равновесие
Рыночное равновесие (Е) характеризуется равновесной ценой (в нашем примере 3 усл. ед.), которая уравнивает величину спроса и предложения на рынке, а также равновесным объемом продаж (в примере - 40 ц. в мес). Любое отклонение от цены равновесия вызывает либо дефицит на рынке (при снижении цены против равновесной), либо излишек (при завышении цен). Вместе с тем, при наличии конкуренции одно лишь отклонение от равновесной цены приводит в действие рыночные силы, которые возвращают рынок в прежнее равновесное состояние.
Однако, изменения спроса или предложения под воздействием неценовых факторов вызывают изменения параметров рыночного равновесия. Так, увеличение спроса приводит к росту рыночной равновесной цены и увеличению объема продаж (излишек продавца), а снижение предложения - к снижению цены равновесия и сокращению количества продаваемых товаров на данном рынке (излишек потребителя).
Вопрос 2
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое ЦБ, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.
Денежно-кредитной политики более быстрая и гибкая по сравнению с фискальной, обладает слабой зависимостью от политического давления, но в то же время она лишь косвенно влияет на коммерческие банки.
Являясь посредником между государством и банковской системой страны, ЦБ призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью определенных инструментов. Использование различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств.
Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты денежно-кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по своей форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе (2, стр. 229).
Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов. Оба эти направления денежно-кредитной политики реализуются с помощью специфических методов.
По форме инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка и направленные на ограничения сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся государствах. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается отход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным.
По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, а именно – стоимости банковских кредитов.
По срокам воздействия инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.
Основными инструментами денежно-кредитного регулирования: установление минимальных резервных требований, рефинансирование коммерческих банков, регулирование официальной учетной ставки и операции на открытом рынке. Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитного регулирования. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничение и др. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит, прежде всего, от задач, которые решает центральный банк на том ил ином этапе экономического развития.
Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к кредитным средствам центральных банков, которые предоставляются под определенные проценты. Дисконтная, или учетная, ставка, применяемая центральными банками в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций и переучету коммерческих векселей и других отвечающих требованиям центрального банка видов ценных бумаг, называется официальной учетной ставкой. Иными словами, официальная учетная ставка – это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.
Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов.
Посредством манипуляций с официальной учетной ставкой центральные банки воздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и со стороны небанковских кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Таким образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной стоимости ценных бумаг. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость. Таким образом, учетная политика центрального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом. Изменение официальных ставок играет роль сигнала для всего рынка ссудных капиталов: повышение ставок означает начало политики кредитной рестрикции, снижение – кредитной экспансии
Изменение процентной ставки центрального банка особенно активно используется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов.
Одним из наиболее активно применяемых центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования являются резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков.
Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке. Посредством изменения нормы минимальных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. Повышение норм обязательных банковских резервов (политика кредитной рестрикции) означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах ЦБ и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышается курс национальной валюты, а также проценты по ссудам. Снижение норм банковских резервов (политика кредитной экспансии) увеличивает возможности расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению курса национальной валюты и уровня рыночного процента.
Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном порядке.
Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как средний за определенный период. Как правило, расчетный период составляет один месяц – подобная схема используется в Японии, Франции и других странах; в США расчетный период равняется двухнедельному сроку, в Канаде он составляет два полумесячных периода.
Большое значение в практике применения резервных требований имеет возможность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер – этот механизм используется в США и Франции. Существуют также возможности варьирования расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, а следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане. Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет один месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды – до одного дня – способствуют установлению жесткого контроля центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал между расчетным периодом и периодом хранения не превышает двух недель.
Политика установления минимальных резервных требований в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы заметно утратила свое значение.
Задача 3
Решение:
1. Рассчитаем объём продукта для каждой из трёх технологий, для этого в производственную функцию подставим приведённые значения:
Технология А:
Q = 2K + 14L = 2 * 3 + 14 * 5 = 76;
Технология Б:
Q = min(2K; 14L) = 6;
Технология В:
;
2. Найдём значение предельной производительности капитала, для этого разделим полученные значения объёма продукта на капитал:
Технология А:
К” = Q / K = 76 / 3 = 25,33;
Технология Б:
К” = Q / K = 6 / 3 = 2;
Технология В:
К” = Q / K = 3,87 / 3 = 1,29;
3. Вычислим значения средней производительности труда, для этого разделим полученный продукт, на труд, затраченный на его изготовление:
Технология А:
Технология Б:
Технология В:
Задача 4
Решение:
Исходя из формулы ВНП (4, стр. 139):
ВНП = С + I + Xn, где
С – частные сбережения;
I – частные валовые инвестиции;
Xn – чистый экспорт;
Xn = ВНП – C – I = -10 – 35 – 15 = -60, т.е. внешнеторговое сальдо государства является отрицательным.
Тесты
5. в), если товар А – низшей категории, т.е. повышение спроса вызывает рост цены, так называемый эффект Гиффена (4, стр. 394).
6. а)
Рисунок. Максимизация прибыли монополистом.
Равновесие монополиста интерпретируется точкой Еm. При Qm фирма - монополист максимизирует прибыль. Продукция реализуется по цене Pm. Поскольку в данном случае ATCm < Pm , то прибыль, исчисленная по формуле Pr = (Pm - ATCm) * Qm принимает положительные значения.
7. в), исходя из определения регрессивного налога: Регрессивный налог – такой налог, ставка, которого понижается по мере роста дохода, т.е. ставка максимальна при минимальных доходах (4, стр. 125).
8. в), т.к. по определению: Активные операции банка – размещение имеющихся финансовых ресурсов, с целью пустить их в оборот (7, стр. 17).
9. д), потому что реальный объём капитала в стране зависит от чистых, а не валовых инвестиций.
10. д), т.к. движение ценных бумаг (увеличение/уменьшение объёма) и ставки рефинансирования связано прямой зависимостью.
Список литературы
1. Агапова С.Ф. Макроэкономика. – М.: Изд-во «ДИС», 2001г.
2. Бугаян И.Р. Макроэкономика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003г.
3. Бункина А.М. Семёнов М.К. Макроэкономика. – М.: «Дело и Сервис», 2003г.
4. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: «Инфра». – М., 2003г.
5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: пер. с английского со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 2003г.
6. Эдвин Дж. Долан. Макроэкономика. – Санкт-Петербург: «Литера плюс», 2004г.
7. Современный экономический словарь. – М.: «Инфра-М», 2002г.