Содержание

Введение. 4

Практическое занятие 3. Конституционное право как отрасль Российского права. Основы конституционного строя. Правовой статус человека и гражданина. Федеративное устройство Российской Федерации. 5

3.1.Предмет, метод, система и источники конституционного права. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. 5

3.2.Основы конституционного строя Российской Федерации. 6

3.3.Конституционно-правовые основы правового статуса человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. 6

3.4.Федеративное устройство Российской Федерации. Правовой статус Российской Федерации и ее субъектов. 7

3.5.Местное самоуправление в Российской Федерации. 8

Практическое занятие 5. Административное право как отрасль российского права. 9

5.1.Предмет, метод, система и источники административного права. Административные правоотношения. Субъекты административных правоотношений. 9

5.2.Структура федеральных органов исполнительной власти. 10

5.3. Органы торговли в системе административных правоотношений. 10

Практическое занятие 7. Гражданское право как отрасль российского права. 11

7.1.Предмет, метод, система гражданского права. 11

7.2.Гражданские правоотношения: понятие, виды, основания возникновения. 12

7.3.Источники гражданского права. 13

Практическое занятие 15. Трудовое право как отрасль российского права. 13

15.1.Предмет, метод, система и источники трудового права. 13

15.2.Социальное партнерство в сфере труда. Коллективные договоры и соглашения. 14

15.3.Трудовые правоотношения: стороны, основания возникновения. 15

15.4.Трудовой договор. Заключение, изменение и прекращение трудового договора. 16

Практическое занятие 3. Задача 1. 17

Практическое занятие 5. Задача 3. 18

Практическое занятие 7. Задача 4. 19

Практическое занятие 15. Задача 1. 20

Заключение. 21

Список литературы. 22


Введение.

В условиях перехода России к рыночным отношениям, вместе с изменениями общественных отношений между людьми, менялось и право, регулирующее их. Изменению подверглись все сферы общественной жизни, все отрасли и сферы, где правит право.

Любая отрасль права находиться в тесной взаимосвязи с другими отраслями права, будь то земельное, гражданское, трудовое, уголовное, административное право. Нельзя выделить какую-то отрасль права в качестве главенствующей. В своей совокупности все отрасли права образуют систему права, которую и изучает правоведение.

Актуальность работы в том, что на фоне рыночных отношений право приобретает одну из важных ролей в жизни общества, встает необходимость в законодательном регулировании всех отношений.

Без урегулирования общественных отношений нормами права наступит хаос, так же если в экономике пренебрегать правилами, которые в ней существуют и по которым она развивается.

Одной работой не охватить все право в целом. Можно лишь определить основные понятия наиболее распространенных отраслей права.

Цель работы:

ознакомиться с основными понятиями конституционного, административного, гражданского и трудового права.

Задачи работы:

-       усвоить эти понятия;

-       научиться решать задачи;

-       научиться применять нормы права на практике;

-       научиться пользоваться законами и кодексами.




Практическое занятие 3. Конституционное право как отрасль Российского права. Основы конституционного строя. Правовой статус человека и гражданина. Федеративное устройство Российской Федерации.

3.1.Предмет, метод, система и источники конституционного права. Конституция Российской Федерации – основной закон государства.

Предметом конституционно-правового регулирования являются общественные отношения, обусловленные конституционным строем.

Методы конституционно-правового регулирования – это способность, при помощи которой регулируются конституционно-правовые отношения. Существует два диаметрально противоположных способа регулирования – императивный и диспозитивный. В конституционном праве используются оба метода правового.[1]

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющими: 1)основы конституционного строя; 2)основы правового статуса человека и гражданина; 3)федеративное устройство государства; 4)систему государственной власти и систему местного самоуправления.[2]

Ведущим источником конституционного права России является Конституция Российской Федерации, принятая референдумом (всенародным голосованием) 12 декабря 1993 года. На втором месте среди источников конституционного права России стоят федеральные конституционные законы.

Источником конституционного права России являются федеральные законы и акты палат Федерального Собрания Российской Федерации – Совета Федерации и Государственной Думы[3]

3.2.Основы конституционного строя Российской Федерации.

Основы конституционного строя – это принципы, которые определяют формы государства, то есть формы правления, государственного устройства и особенно политического режима в той или иной стране. Основы конституционного строя закреплены в главе 1 конституции Российской Федерации.

Все основы (принципы) конституционного строя условно можно разделить на: 1)Основы (принципы) конституционного строя, определяющие правовой статус человека и гражданина (ст. 2, 6 КРФ). 2)Основы (принципы) конституционного строя, определяющие функционирование гражданского общества (ст. 7, 8, 9, 12, 13, 14). 3)Основы (принципы) конституционного строя, определяющие организацию государственной власти (ст. 1, 3, 4, 5, 10, 11). 4)Принцип верховенства права и основанного на нем закона (ст. 15).[4]


3.3.Конституционно-правовые основы правового статуса человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации.

Основные права человека и гражданина – это такие права и свободы, которые закреплены Конституцией Российской Федерации, в отличие от остальных субъективных прав, закрепленных текущим законодательством. Основные (конституционного) права и свободы являются определяющими для всех других прав человека и гражданина.

Право и свободы человека – это такие права и свободы, которые принадлежат каждому человеку независимо от его гражданства. В Российской Федерации подобными правами и свободами обладают не только ее граждане, но также иностранцы и лица без гражданства.

Права и свободы гражданина – это те права и свободы, которые принадлежат исключительно гражданину Российской Федерации.[5]

Обладание гражданством – предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами. Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основанная правами и свободами человека.[6]


3.4.Федеративное устройство Российской Федерации. Правовой статус Российской Федерации и ее субъектов.

Федеративное устройство России – это национально-территориальная организация государственной власти. Ее характеризует субъектный состав, их правовое положение, а также взаимоотношения с государством в целом.

Согласно Конституции РФ Российская Федерация – суверенное, федеративное государство, которое состоит из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Особенностью федеративного устройства России является совмещение двух принципов: национального и территориального.

Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.1 Конституции РФ).[7]

Все субъекты РФ имеют равный конституционный статус. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики. Конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономных округов определяется Конституцией РФ и их уставами.

Конституция РФ предусматривает возможность изменения статуса субъекта.[8]


3.5.Местное самоуправление в Российской Федерации.

Местное самоуправление одна из двух форм организации публичной власти в административно-территориальных единицах государства. Второй формой при этом является местное самоуправление.

Местное самоуправление означает, что публичная власть на местах осуществляется выборными от местного населения органами, которые называются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своей компетенции, не подчиняются иерархически органам государственной власти и не входят в систему органов государственной власти.

Осуществление публичной власти органами местного самоуправления связано с таким принципом правового государства, как свободное и автономное функционирование гражданского общества.

Признание местного самоуправления государством есть необходимый признак правового государства и демократического политического режима.[9]


Практическое занятие 5. Административное право как отрасль российского права.

5.1.Предмет, метод, система и источники административного права. Административные правоотношения. Субъекты административных правоотношений.

Административное право – совокупность правовых норм, с помощью которых государство регулирует общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.[10]

Система административного права делится на общую и особенную части. Общая – нормы, охватывающие управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.).

Наиболее значительна роль следующих источников административного права: 1)Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ. 2)Законодательные акты РФ и ее субъектов. 3)Нормативные акты Президента РФ, а также аналогичные акты глав государств либо глав исполнительной власти в субъектах Федерации. 4)Нормативные постановления Правительства РФ, аналогичные акты правительств республик или администрацией субъектов РФ. 5)Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, а также акты таких же органов в субъектах РФ. 6)Межгосударственные соглашения. 7)Нормативные акты руководителей государственных предприятий и учреждений.

Административно-правовые отношения представляют собой урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Сторонами этого правоотношения могут быть граждане России, иностранцы и лица без гражданства, общественные объединения, государственные и негосударственные предприятия и учреждения, государственные служащие, органы исполнительной власти.[11]

Круг таких субъектов многообразен. Однако имеется особое юридическое качество, которым необходимо обладать для того, чтобы быть таким субъектом. Это качество – административная правосубъектность.[12]


5.2.Структура федеральных органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами административного права.

В ст. 110 Конституции РФ прямо устанавливается, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Система федеральных органов исполнительной власти включает в себя: Правительство РФ; министерства РФ (федеральные министерства); государственные комитеты РФ; федеральные комиссии России; федеральные службы России; российские агентства; федеральные надзоры России; иные федеральные органы исполнительной власти.


5.3. Органы торговли в системе административных правоотношений.

Торговля – основной товаропроизводящий канал, в наибольшей степени подверженный воздействию перехода к рыночным отношениям.

Министерство торговли РФ (Минторг России) – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в сфере торговли и общественного питания, неправленую на удовлетворение потребностей населения в товарах массового потребления и торговых услугах, организация торгового обслуживания, защиту прав и интересов покупателей.

Соответственно в функции министерства входят: разработка и реализация государственной политики торговли и общественного питания; координация работы по защите потребительского рынка о качественных отечественных и импортных товаров; организации конкурсного размещения заказов на поставку товаров народного потребления; организация федеральных ярмарок по оптовой продаже товаров народного потребления и т.д.[13]


Практическое занятие 7. Гражданское право как отрасль российского права.

7.1.Предмет, метод, система гражданского права.

Гражданское право – система правовых норм, составляющих основное содержание частного права и регулирующих имущественные и связанные с ними личные не имущественные отношения.

В понятие предмета входят отношения: личные имущественные, личные неимущественные (честь, достоинство, репутация), организационные, семейные (отношения, возникающие из брака), предпринимательские (возникающие с целью прибыли), наследственные.

Если понятие предмета гражданского права связано с вопросом о том, какие общественные отношения регулируются гражданским правом, то понятие метода – с вопросом о том, как эти общественные отношения регулируются нормами гражданского права. В гражданском праве применяется метод юридического равенства сторон.[14]

Система гражданского права состоит из общей части и особенной части. Общая часть гражданского права, включает основные положения о понятии, возникновении, осуществлении и защите гражданских прав, субъектах и объектах гражданского оборота, а также о сроках и некоторые другие правила общего порядка. Все остальные нормы составляют особенную часть гражданского права. Разновидность договоров, собственность, наследство и т.д.


7.2.Гражданские правоотношения: понятие, виды, основания возникновения.

Гражданское правоотношение – это не что иное, как само общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права.

В зависимости о того, какое общественное отношение урегулировано нормой гражданского права, различают имущественные и личные неимущественные правоотношения.

В зависимости от структуры межсубъектной связи все гражданские правоотношения делятся на относительные и абсолютные.

В зависимости от способа удовлетворения интересов управомоченного лица различают вещные и обязательственные правоотношения.

Содержащиеся в гражданском законодательстве правовые нормы сами по себе не порождают, не изменяют и не прекращают гражданских правоотношений. Для этого необходимо наступление предусмотренных правовыми нормами обстоятельств, которые называются гражданскими юридическими фактами.[15]


7.3.Источники гражданского права.

Нормы гражданского права могут быть закреплены как в законах, так и в подзаконных нормативных актах. Все эти нормативные акты в зависимости от юридической силы расположены по определенной системе, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой.

Среди федеральных конституционных законов, содержащих нормы гражданского права, наиболее высокой юридической силой обладает Конституция РФ. Далее идет Гражданский кодекс РФ, Законы РФ «О страховании», «О защите прав потребителей» и т.д. Среди подзаконных нормативных актов источниками гражданского права являются правовые акты издаваемые Президентом (указы) и Правительством РФ (постановления). Источниками гражданского права являются нормативные акты министерств и ведомств содержащие нормы гражданского права (Правила, инструкции, приказы).[16]


Практическое занятие 15. Трудовое право как отрасль российского права.

15.1.Предмет, метод, система и источники трудового права.

Предметом трудового права являются следующие девять общественных отношений, связанных с трудом на производстве:

1) отношения по содействию занятости и трудоустройству у данного работодателя;

2) трудовые отношения работника с работодателем по использованию и условиям его труда.

3) отношения по организации труда и управлению трудом, участию в управлении организацией;

4) отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и социально-партнерских соглашений;

5) отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

6) отношения надзорных и контрольных органов (Рострудинспекции, государственных специализированных и профсоюзных инспекций и т. д.) с работодателем, администрацией производства по вопросам соблюдения трудового законодательства и охраны труда;

7) отношения по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

8) отношения по материальной ответственности сторон трудового отношения за вред (ущерб), причиненный по вине одной стороны другой. Данные отношения могут быть двух видов в зависимости от того, какая сторона причинила вред: а) по материальной ответственности работодателя за вред, нанесенный работнику трудовым увечьем или нарушением его права на труд, в том числе за моральный вред и б) по материальной ответственности работника, причинившего ущерб имуществу работодателя. Данные отношения возникают только у тех работников, которые нанесли ущерб или которым причинен вред. Большинство же работников их не имеют;

9) отношения по разрешению индивидуальных или коллективных трудовых споров, возникающие лишь у некоторых работников и отдельных рабочих коллективов. Когда появляется такой трудовой спор, второй стороной этих отношений является орган, решающий данный спор (комиссия по трудовым спорам, суд и т. п.).

Все отношения предмета трудового права возникают у работников в связи с их трудовыми отношениями, и поэтому мы говорим, что предметом трудового права являются трудовые отношения работников производства и остальные восемь – непосредственно с ними связанные общественные отношения.

Методом трудового права называется комплекс следующих шести способов правового регулирования, т. е. воздействия законодателя через нормы права на волю людей, их поведение в труде на производстве в нужном для общества направлении:

1) сочетание централизованного и локального (местного) регулирования, нормативного (трудовым законодательством) и договорного. Соотношение ныне изменяется все больше в сторону расширения локального и договорного способов, а централизованное нормативное устанавливает минимальный уровень гарантий трудовых прав, который не может снижаться;

2) договорный характер труда и установление его условий. Статья 9 ТК «Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке» предусматривает, что это регулирование осуществляется путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров;

3) равноправие сторон трудовых отношений при заключении и расторжении трудовых договоров и подчинение их в процессе труда трудовому законодательству и правилам внутреннего трудового распорядка данной организации;

4) участие трудящихся через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы в правовом регулировании труда (в установлении и применении норм трудового права), контроле за соблюдением трудового законодательства;

5) специфичный способ защиты трудовых прав, сочетающий действие органа трудового коллектива (комиссии по трудовым спорам) с судебной защитой по индивидуальным правам и паритетного органа (примирительной комиссии) и третейского (трудовой арбитраж или посредник) по коллективным трудовым правам, вплоть до забастовки;

6) единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда. Единство выражается в общих для всех производств на всей территории страны, закрепленных в ст. 2 ТК, принципах правового регулирования труда и в единых для всех работников основных трудовых правах и отражается в общих нормах трудового законодательства.

Источником трудового права называется Закон и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли. Весь комплекс источников трудового права называется трудовым законодательством, или законодательством о труде.

Системой отрасли трудового права называется структура данной отрасли. В ней нормы классифицируются по предмету отрасли в однородные группы (институты, подинституты) и последовательно располагаются по динамике возникновения и развития трудового отношения. Вся система отрасли делится на две части: общую и особенную.

Вся система источников трудового права РФ состоит из: федерального законодательства, регионального (субъектов Федерации), локального (на предприятии, в организации) и международных актов, которые имеют преимущество перед национальными актами в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ.[17]


15.2.Социальное партнерство в сфере труда. Коллективные договоры и соглашения.

Согласно статье 23 ТК РФ социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.[18] Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Стороной его может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления, если он является работодателем.

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).[19] Сторонами коллективного договора являются работники одной какой-то организации, т. е. трудовой коллектив, от имени которого выступают их представители, и работодатель, представителем которого по уставу организации является ее руководитель.

Соглашение – это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории.

Виды социально-партнерских соглашений (в зависимости от уровня и их содержания): генеральное соглашение на федеральном уровне; региональное соглашение на уровне субъекта РФ; отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение; территориальное соглашение. Все эти виды соглашений по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двух- или трехсторонними (трипартизм), когда третьей стороной является соответствующий орган исполнительной власти.[20]


15.3.Трудовые правоотношения: стороны, основания возникновения.

Трудовое правоотношение – это добровольная юридическая связь работника с работодателем, по которой работник обязан лично выполнять регулярно оговоренную трудовую функцию в общем трудовом процессе производства (работать по определенной специальности, квалификации, должности), подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка данного производства, а работодатель обязан своевременно и систематически оплачивать его труд по реальному вкладу и создавать условия труда не ниже предусмотренных законодательством, трудовым и коллективными договорами, соглашениями. Субъектами трудового правоотношения являются работник – с одной стороны и работодатель – с другой.

Основанием возникновения трудового правоотношения является такой юридический факт (акт), как заключение трудового договора. Для некоторых работников основание возникновения трудового правоотношения превращается в сложную многоступенчатую процедуру, когда трудовому договору должен предшествовать или последовать за ним какой-то другой акт.[21]


15.4.Трудовой договор. Заключение, изменение и прекращение трудового договора.

Статья 56 Трудового кодекса РФ дает легальное понятие трудового договора как индивидуального соглашения: «соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату; а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка».[22]

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.

Изменение трудового договора – это перевод на другую постоянную работу в той же организации, то есть изменение трудовой функции или изменения существенных условий трудового договора, а равно перевод на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией. Данное изменение допускается только с письменного согласия работника.

Трудовой договор может быть прекращен, а работник уволен лишь по основаниям и в порядке, указанном в законе.

Трудовой договор прекращается только при наличии определенных оснований его прекращения и соблюдения правил увольнения работника по данному конкретному основанию. Основанием прекращения трудового договора называется жизненное обстоятельство, которое закреплено в законе как юридический факт для прекращения трудовых отношений работников.

Прекращение трудового договора означает одновременно увольнение работника. Прекращение трудового договора и увольнение работника имеют единое основание и порядок, поэтому данные термины – синонимы, но прекращение относится к трудовому договору, а увольнение – к работнику.[23]


Практическое занятие 3. Задача 1.

В Конституционный Суд Российской Федерации поступил запрос Правительства Республики Алтай, в котором оспаривается конституционность следующих положений Конституции Республики Алтай: о суверенитете Республики Алтай, который распространяется на всю его территорию; об объявлении достоянием (собственностью) Республики Алтай всех природных ресурсов, находящихся на территории; о конституционном долге родителей обеспечить получение детьми среднего (полного) общего образования; о том, что городские и районные суды Республики Алтай образуются и действуют в соответствии с федеральным законом и законом Республики Алтай.

Соответствуют ли Конституции Российской Федерации указанные положения Конституции Республики Алтай? Если не соответствует, то каким принципам конституционного строя Российской Федерации, по вашему мнению, они противоречат? Какое решение должен вынести Конституционный Суд Российской Федерации?


Решение.

Положение о суверенитете республики Алтай не соответствует Конституции РФ. Оно не соответствует принципу верховенства Конституции РФ и федеральных законов РФ на всей территории России (ст. 4 Конституции РФ).

Положение об объявлении достоянием (собственностью) Республики Алтай всех природных ресурсов, находящихся на территории не соответствует Конституции РФ. Согласно пункту «В» ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Данное несоответствие противоречит принципу верховенства Конституции РФ.

Остальные положения Конституции республики Алтай не противоречат Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ должен вынести решение об отмене положения о суверенитете республики Алтай и об объявлении достоянием (собственностью) Республики Алтай всех природных ресурсов, находящихся на территории, и приведение данных положений в соответствие с Конституцией РФ.


Практическое занятие 5. Задача 3.

Акционерное общество «Хлебозавод №5», осуществляющее закупку и переработку зерна, отказало представителю органа государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки Бруснину в проведении отбора проб зерна и выпеченных из него хлебобулочных изделий с целью определения их качества. Тогда Бруснин в присутствии двух понятых составил протокол о совершении предприятием «Хлебозавод №5» административного правонарушения и наложил на его директора административный штраф.

Подлежит ли деятельность по закупке зерна и его переработке государственному контролю? В чем состоит сущность такого государственного контроля и в каких формах он осуществляется? Законно ли решение о наложении на директора предприятия административного штрафа? Возможно ли обжалование действий Бруснина?


Решение.

Деятельность по закупке зерна и его переработке подлежит государственному контролю.

На основании пункта 1 статьи 19.4 КоАП РФ решение о наложении на директора предприятия административного штрафа законно, так как «Хлебозавод №5» воспрепятствовал осуществлению Брусниным, который является должностным лицом контролирующей организации, служебных обязанностей.

На основании пункта 1 статьи 30.3 действие Бруснина предприятие «Хлебозавод №5» может обжаловать в десятидневный срок со дня вручения или получения копии постановления. Жалобу на основании пункта 3 статьи 30.1 необходимо подавать в арбитражный суд, так как правонарушение, совершено юридическим лицом.


Практическое занятие 7. Задача 4.

После десяти лет совместной жизни супруги Сидоровы расторгли брак. В судебном заседании при разделе совместно нажитого имущества Сидорова просила признать за ней право на половину гонорара, который причитается мужу за издание его книги, написанной им в период их совместной жизни.

По мнению Сидорова, гонорар нельзя считать общей собственностью супругов, предусмотренной ст. 256 ГК, поскольку данный гонорар им еще не получен. Сидорова обратила внимание суда на статью доктора юридических наук, в которой говорится, что авторский гонорар становится совместной собственностью супругов уже с момента его начисления, а не с момента получения его одним из супругов. Аналогичное разъяснение дается в комментарии ст. 256 ГК. Кроме того, ей известно, что суд соседнего района, рассматривая дело о разделе начисленного, но не полученного гонорара, иск удовлетворил.

Чем должен руководствоваться суд при вынесении решения по данному делу?


Решение.

При вынесении решения по данному делу суд должен руководствоваться ст. 34 Семейного Кодекса РФ.

Объекты совместной собственности супругов – это денежные доходы и иные выплаты, полученные каждым супругом в результате его трудовой, предпринимательской, интеллектуальной деятельности, а также пенсии и пособия. Законодатель говорит не о причитающихся, а об уже полученных пенсиях, пособиях и иных денежных выплатах, не имеющих специального целевого назначения. Моментом возникновения совместной собственности супругов следует считать момент получения названных выплат.[24]


Практическое занятие 15. Задача 1.

В коллективный договор АО «Турбина» включены следующие условия: о полной материальной ответственности всех категорий работников за материальный ущерб, причиненный по вине работника; о предоставлении льгот женщинам, имеющим детей дошкольного возраста; о выделении работникам огородных и садовых земельных участков; о выдаче ссуд на жилищное строительство; об отказе всех работников от рассмотрения трудовых споров в судебном порядке, кроме споров об увольнении по инициативе администрации.

Какие из этих условий противоречат трудовому законодательству и почему?


Решение.

Трудовому законодательству противоречат:

1.Условие о полной материальной ответственности всех категорий работников за материальный ущерб, причиненный по вине работника. Оно противоречит, так как на основании ст. 244 ТК РФ перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2.Условие «об отказе всех работников от рассмотрения трудовых споров в судебном порядке, кроме споров об увольнении по инициативе администрации». На основании статьи 21 ТК РФ работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами. Ограничение этого права нарушает установленный ст. 2 ТК РФ принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке. Данное положение так же ограничивает конституционное право человека, предусмотренное п. 1 ст. 46 Конституции РФ, на судебную защиту его прав и свобод.


Заключение.

Одной контрольной работой не охватить все право в целом. Можно лишь определить основные понятия наиболее распространенных отраслей права.

В данной работе кратко изложены основные понятия таких дисциплин права, как конституционное право, административное право, гражданское право и трудовое право. По каждой дисциплине решена задача.

Мы узнали, что ведущим источником конституционного права России является Конституция Российской Федерации, принятая референдумом (всенародным голосованием) 12 декабря 1993 года; согласно Конституции РФ Российская Федерация – суверенное, федеративное государство, которое состоит из равноправных субъектов; Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; осуществление публичной власти органами местного самоуправления связано с таким принципом правового государства, как свободное и автономное функционирование гражданского общества; административное право – совокупность правовых норм, с помощью которых государство регулирует общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти; гражданское право – система правовых норм, составляющих основное содержание частного права и регулирующих имущественные и связанные с ними личные не имущественные отношения; коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей; основанием возникновения трудового правоотношения является такой юридический факт, как заключение трудового договора и т.д.


Список литературы.

1.     Конституция Российской Федерации. – СПб.: Издательство «Литера», 1998. – 48 с.

2.     Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ. – Новосибирск: «РИПЭЛ плюс», 2002. – 208 с.

3.     Полный сборник кодексов Российской Федерации. – М.: «ДЖОНИОР», 2004. – 672 с.

4.     Административное право: Учебник. / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 1999. – 728 с.

5.     Гражданское право. Учебник. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2001. – 632 с.

6.     Основы государства и права. Учебное пособие. – Томск: Типография ТГУ, 1998. – 222 с.

7.     Григонис Э., Григонис В. Конституционное право России: Курс лекций. – СПб.: Питер, 2002. – 460 с.

8.     Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – 520 с.

9.     Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – 320 с.

10.Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации – М.: "Юридический Дом "Юстицинформ", 2003. – 540 с.

11.Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.–320 с.


[1] Григонис Э., Григонис В. Конституционное право России: Курс лекций. – СПб.: Питер, 2002. – с.7,11

[2] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – с.23

[3] Григонис Э., Григонис В. Конституционное право России: Курс лекций. – СПб.: Питер, 2002. – с.12-15

[4]. Григонис Э, Григонис В.. Конституционное право России: Курс лекций. – СПб.: Питер, 2002. – с.52-53

[5] Григонис Э., Григонис В. Конституционное право России: Курс лекций. – СПб.: Питер, 2002. – с. 71-73

[6] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – с.155,156

[7] Конституция Российской Федерации. – СПб.: Издательство «Литера», 1998. – с.4

[8] Основы государства и права. Учебное пособие. – Томск: Типография ТГУ, 1998. – с.51,55

[9] Григонис Э., Григонис В. Конституционное право России: Курс лекций. – СПб.: Питер, 2002. – с.222-223

[10] Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – с. 13, 26, 27

[11] Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – с. 41-43

[12] Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 1999. – с.41

[13] Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – с.277

[14] Гражданское право. Учебник. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2001. – с. 8

[15] Гражданское право. Учебник. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2001. – с. 83

[16] Гражданское право. Учебник. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2001. – с. 28

[17] Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – с. 13, 15, 17, 28

[18] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ. – Новосибирск: «РИПЭЛ плюс», 2002. – с. 16

[19] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ. – Новосибирск: «РИПЭЛ плюс», 2002. – с. 22

[20] Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – с. 73, 78, 82

[21] Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – с.61, 62

[22] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ. – Новосибирск: «РИПЭЛ плюс», 2002. – с. 29

[23] Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – с. 103, 126

[24] Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. – М.: "Юридический Дом "Юстицинформ", 2003. – Комментарий к статье 34