Введение. 3

Раздел №1: Зарождение государства в Древнем Риме. 4

1.1.Первый этап образования государства: 4

1.2. Второй этап образования римского государства. 5

1.3. Третий этап образования римского государства. 13

Раздел №2: Реформы Сервия Туллия. 18

Раздел №3: Борьба патрициев с плебеями. 20

Заключение: 23

Библиография. 25




Введение

Изучение процесса образования государства в Древнем Риме имеет важное теоретическое и познавательное значение. Теоретическое значение заключается в осмысливании закономерностей возникновения государства в конкретно- исторических условиях. Всякая цель теоретического познания – выявление общих закономерностей общественного развития в конкретно- исторических условиях той или иной страны. Помимо этого важно выявить закономерности, свойственные развитию именно данной страны. Познавательное значение заключается в изучении интереснейших конкретных фактов о путях образования государства, на основании которых выявляются общие и специфические закономерности возникновения в этом регионе.

Первый этап: зарождение государства у первых пришельцев на территорию Лациума, которое условно можно назвать «Ромулово государство» (предположительно VIII век до н.э.).

Второй этап: объединение (синойкизм) трех соседних общин в единый римский народ (предположительно VIII- VII до н.э.).

Третий этап: образование патрицианского- плебейского государства в форме аристократической республики (предположительно VI- IV вв. до н.э.).

Проблемы образования государства в  Древнем Риме  освещены в работах многих историков, как прошлого, так и настоящего времени, в качестве примеров можно назвать работы Нечая Ф.М. «Образование римского государства», Кузищина В.И. «История Древнего Рима», Покровского И.А. «история римского права» и т.д.

Цель написания данной работы – изучить историю возникновения государства в Древнем Риме.

Задачей моей работы является освещение предпосылок и особенностей образования государства  в Древнем Риме, а так же изучить  структуры и порядок формирования органов власти и управления – царя, сената, народных собраний.




Раздел №1: Зарождение государства в Древнем Риме.

1.1.Первый этап образования государства:

Государство в Древним Риме образовалось в VIII- VI вв до н.э. в центре Апеннинскеого полуострова в нижнем течении реки Тибр на территории, называемой Лациум, которая расположена в 20-25 километрах от устья Тибра.

Длительное время о возникновении Рима имелись только легендарные сведения античных греческих и римских авторов (традиция). В свете археологических данных многие факты, считавшиеся ранее мифическими, приобрели более или менее достоверный характер

По мнению большинства древних авторов, на которых ссылается Плутарх, город получил название в честь Ромула. Ими же была указана дата освоение города- 753 г. до н.э. Ромул стал первым «царем» города. После него правили еще шесть «царей», что дает основание называть период от освоения города до провозглашения республики (условно 509 г. до н.э.) «царским периодом»

Шведский ученый Э. Гьерстад пришел к выводу, ч то около 800 г. до н.э. прочно оседают латины, и с этого времени начинаетяс договродская фаза развития истории Рима, длившаяся до 575 г. до н.э. В период с 800-750 гг до 750-700гг до н. э. существовало несколько небольших поселений хиженного типа на холмах Палатин, Эсквилин и Квиринал, а также возможно на Цели. В 700-625 гг до н.э. территория поселений  расширяется, начинается заселение долин между холмами, а в 625-575гг. до н.э. происходит слияние поселений в единый город. Именно с этого момента, по мнению Э. Гьерстада, начинается «царский период», закончившийся в середине V века.

Спорным является вопрос об  этническом составе населения древнейшего Рима. Однако исследвоания последнего времени подтверждают сообщения античных авторов о том, что население Рима «царского периода» в основном состояло из двух итальянских племен- латинов и сабинов, а с VII века до н.э. – этрусков, занявших в Риме господствующее положение. В науке нет определенного мнения, был ли Рим завоеван этрусками в VII веками до н.э. или имело их мирное проникновение.

  Становление римского государства нельзя рассматривать вне связи с окружающим его с окружающим его «италийским миром», вне тех структурных и функциональных изменений в экономике и обществе, которые происходили на территории образования  римского государства.[1]

В конце II- начале I  тыс. до н.э. народы Апеннинского полуострова находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Уже произошел переход от бронзы к железу, появились новые железные орудия труда, в частности соха с железным лемехом, что способствовало освоению новых посевных площадей, развитию земледелия и ремесел. Произошло первое крупное общественное разделение труда: земледелие отделилось от скотоводства. Зародилась торговля.

О разложении первобытнообщинного строя свидетельствовало возникновение частной собственности, имущественного неравенства и рабства.       

1.2. Второй этап образования римского государства.

Второй этап образования римского государства охватывает период от «Ромуловых времен», и правления второго царя Нумы. являющегося уже более или менее реальной Исторической личностью (конец VIII начало VП вв, до н.э.) до второй половины VII в. до н. э., точнее до установления в Риме власти этрусков. В этот период происходит дальнейшее увеличение и уплотнение населения Рима связанное с присоединением других притибрских холмов, а также переселением на его территорию народов, потерпевших поражение в войнах с Римом,

Согласно традиции в Ромуловы времена римляне вели многочисленные  войны со своими соседями присоединяя новые территории.

С сабинами война закончилась объединением двух племен и поселением их в одном городе, получившим якобы тогда и название в честь Ромула. Все жители города должны были называться квиритами в честь родины военного предводителя сабинов Тация

Античные авторы сообщают что все население Рима было разбито на три часта, или племени (трибы); рамны —якобы в честь Ромула, в которое входили латины; тиции—в честь предводителя сабинов; луцеры — от лат слова роща в которой многие укрывались, пользуясь правом убежища

После присоединения сабинов количество родов было удвоено и достигло 200, а следовательно стало и 200 сенаторов. Однако затем количество родов сократилось до 150, а при Тарквини Приске опять удвоилось. На этом рост родов прекратился, родовая организация приобрела характер замкнутой общины.

В конце царского периода эта организация выглядела следующим образом; римский народ состоял из 300 родов, которые распределялись по ЗО куриям (по 10 родов), а курии распределялись по трем трибам, или племенам (по 10 курий).

Основу организации римского народа составлял экзогамный отцовский род. Формально род это объединение лиц происходящих от единого предка мужского пола, связанных кровнородственными,  личными узлами, сложившиеся естественным путем. Однако в начале царского периода как уже говорилось, значительная часть родов отличалась от такого рода, поскольку родовая структура была создана искусственно. Бесспорно, что с течением временем в силу естественных причин искусственно созданная родовая организация превратилась в естественную кровнородственную, но печать искусственности ее происхождения лежала на ней до конца.

Первичной ячейкой рода была большая отцовская семья— фамилия объединявшая  несколько поколений прямых родственников по нисходящей линии во главе с отцом, дедом и прадедом — домовладыкой. В состав семьи входи ли также жен дети сыновей и внуков. -

Семья получала от рода в коллективное владение землю, которая обрабатывалась совместно всеми членами семьи собственно и было совокупностью фамилий, но не простой их арифметической суммой. Единство большесемейных домовых общин сплачивалось не только общностью происхождения, имени и культа, но и верховной собственностью на основное средство производства По существу, фамилия являлась общи ной низшего порядка по сравнению с родовой общиной и общиной всего римского народа.

Выделившаяся внутри рода семья сразу же стала предметом внимания зародившегося государства. Именно она в первую очередь подверглась законодательному регулированию.  С именем Ромула связывают издание законов:

1) о заключении брака путем религиозного обряда.

2) о запрещение жене оставлять мужа (но разрешавших мужу прогнать жену);

З) о запрещении убивать детей,  доживших до трех лет, кроме явных уродов, что должно было удостоверяться пятью свидетелями.

При Нуме отцу было запрещено продавать своих женатых сыновей, если брак был заключен с его одобрения.

Помимо рода, основной ячейкой Римского общества этою периода была курия.

У курий были общие земли, одинаковые религиозные обряды, святыни, праздники. Они избирали жреца (куриона), который был высшим должностным лицом курии. Одновременно курии представляли собой народное собрание — куриатную комицию. В которое включались все мужчины, способные носить оружие. Каждая курия имела один голос. В первую очередь это собрание рассматривало вопросы, интересовавшие  членов родов, входивших в курию, и курию в целом, а так же общеобщинные дела.

Согласно римской традиции, каждые 1100 родов составляли трибу которая выбирала своего предводителя — трибуна.

Римское общества «царского периода» носило аграрный характер. Это было общество скотоводцев и земледельцев. Основное средство производства — земля находилась в коллективной. В то же время уже в очень раннее время часть земель, по-видимому, находилась во владении отдельных лиц. Право владения землей сперва основывалась несомненно только на фактическом пользовании. Та земля, которая не находилась в распоряжении рода, курии и племен (очевидно и «№царя», принадлежала всему римскому народу.

Античные авторы сообщают, что 1/3 земель побежденных противников переходила к римлянам и либо подвергалась разделу, либо обращалась в общественное поле. Каждый член рода, помимо наследственного участка, занимал землю под пашню только потому, что он был членом рода.

Члены рода жили родовыми поселками (или кварталами города). Как свидетельствуют те же авторы, римляне поселяли в побежденные города колонистов, а завоеванное население зачастую переселялось в Рим. Из общее фонда «цари» наделяли землей как переселенцев, так и неимущих и безземельных. Колонисты, переселенцы и вновь наделенные землей обычно теряли свою связь с родом и жили на новых землях в поселениях уже не как родственники, а как соседи. Таким образом, наряду с родовыми общинами существовали и территориальные, соседские общины. Такое сосуществование двух общин являлось своего рода единством противоположностей, борьба между которыми привела к ликвидации родового устройства и окончательному образованию государства.[2]

Собрание представителей родов составляло сенат. Сенат являлся формально совещательным учреждением власти при царе. Число сенаторов соответствовало числу родов: сначала их было 100, затем-200 и только в этрусский период-300. главы родов выбирались в сенат пожизненно. В Риме сложился обычай избирать в сенат «всегда из одной и той же семьи каждого рода». Данные семьи назывались патрициями и претендовали на исключительное право входить в состав сената и занимать все другие должности. Это была родовая знать.

Роль сената по отношению к царю являлась чисто совещательной: сенат обсуждает по предложению царя те или другие вопросы, и его заключения имеют принципиально значение советов, для царя юридически не обязательных, но имеющих огромную фактическую силу.  Еще одной формой деятельности сената стало утверждение законов по полномочию. По, преданию законы принимали сами цари. Однако по мнению некоторых исследователей, царские законы принимались в виде постановлений, которые действовали только в правление данного верховного властителя- царя.

Самой важной функцией сената являлась организация «избрания» царя. После смерти царя верховная власть переходила в руки сената. Он избирал из своей среды 10 человек, которые поочередно в течение пяти дней управляли Римом, пока не намечали кандидатуру нового «царя». Такой порядок назывался междуцарствием.[3]

Все мужчины, способные носить оружие, собирались по куриям и составляли народное собрание- куриатное собрание. Каждая из 30 курий имела по одному голосу. Куриатные собрания собирались по инициативе «царя»., который и вносит свои предложения. Предложения эти в собрании не дебатируются, а лишь просто принимаются или отвергаются открытою устной подачей голосов (простым «да» или «нет». Большинство голосов в данной курии давало голос курии, а большинство голосов этих последних давало решение народного собрания. Предметы ведомства народных собраний едва ли могут быть определены с достаточной ясностью. Можно предположить, что в санкции народных собрании нуждались все новые законы, затрагивающие более или менее существенно правовой строй общества. В народном собрании, далее, происходит принятие кого- либо в состав патрициев, а также некоторые важнейшие акты частно- правовой жизни- усыновление и завещание. Наконец, вероятно, в собраниях же решались и важнейшие вопросы текущей внутренней  и внешней политики- например, вопрос об объявлении войны, о заключении мира и т.п. Но, вообще, передать или не передать тот или иной вопрос на решение народного собрания зависело всецело от воли царя, ибо и само собрание без его воли состояться не могло.

Патриархальный характер древнеримского государства устраняет мысль о каких бы то ни было юридических  (конституционных) правах народных собраний по отношению к царя. Фактичеки, конечно, царь Во всех важнейших случаях должен был искать опоры в народе, но юридически его личная воля, его верховная власть ничем не была связана. Вместо того, чтобы вносить свои предложения , царь мог и самостоятельно повелеть то,ч то находил нужным, и такое начальственное предписание было для граждан так же обязательно, как и закон- с тем разве только различием, что закон, принятый в народном собрании обязателен навсегда (до отмены в таком же порядке); меж тем как личное предписания царя имеет силу лишь до тех пор, пока этот царь находится у власти, и следовательно, со смертью его он перестает быть обязательным.[4]

В данный период сенат и народное (куриатное) собрание являлись зачаточными государственными учреждениями.

Во главе римского народа стоял царь «рекс». Царь являлся верховной владыкой государства; в его руках сосредотачиваются все функции государственной власти. Он является и верховным полководцем народа и блюстителем внутреннего порядка, а предстателем за народ перед богами. В качестве полководца он распоряжался военными силами народа, назначал командиров и т.д.. В качестве блюстителя внутреннего порядка он имеет право суда и наказания над всеми гражданами вплоть до права жизни и смерти. Будучи посредником между богами и своим народом, царь облечен был специальными функциями верховного жреца.

В древнейший период царя избирали, поэтому на время вакантного состоянии царской власти верховное управление переходило сенату. На период междуцарствия из числа сенаторов выбирали 10 человеке (интеррегес), которые поочередно в течение 5 (пяти) дней осуществляли верховную власть в стране. Царь избирался специальным уполномоченным народным собранием и после обряда инагуарации получал полный царский империум, т.е высшие властные полномочия.[5]

Считалось, что римлянин с его обязательными молитвами и поклонением богам связан с ним договором. Жрецы,  как и у многих народов, представляли собой слой наиболее образованных людей. Они обладали сравнительно большими сведениями не только в области религии и культов, но и во многих других областях — астрономии, медицине, праве. В Риме дол гое время, примерно на протяжении столетия после принятия Законов ХII таблиц,  наукой толкования  законов и составлением судебных формул ведали понтифики Один из них специально назначался для руководства по вопросам частных лиц. Поэтому первый период в истории римското правоведения иногда именуют периодом жреческой юриспруденции. У религиозных Верований древних римлян была еще одна особенность обожссгвление понятий. Таким понятиям, как «достоинство», «свобода», «верность», «согласие», «правосудие»,  посвящали отдельные храмы

Религиозная организация включала специальную иерархию жрецов, установленную еще в эпоху правления первых царей. Среди жреческих должностей важнейшими были фламины, понтифики, авгуры фециалы, а также жрицы-весталки. Коллегия из пятнадцати фламинов была хранительницей культа главных римских богов: трое старших ведали культом Юпитера, Марса и Квирина, двенадцать младших отвечали за другие богослужения Фламияы избирались из патрициев и облекались полномочием давать сове ты царям (впоследствии магистратам). Коллегия из пяти понтификов  вела наблюдение за сохранностью моста через Тибр, за его разборкой в случае нападения, а также вела хронологию событий в городе, хранила архив, объявляла счастливые и несчастливые дни для народных собраний и осуществляла надзор за соблюдением норм сакрального права и обычаев. Она же составляла календарь слушанья; судебных дел и хранила формулы судебных исков.

Были еще жрецы-авгуры, которые гадали по внутренностям птиц и животных, и коллегия из 20 фециалов, ведавших ритуалом объявления войны и заключения мира. Объявлению Войны предшествовали дипломатические переговоры фециалов с противниками

Весталки круглосуточно дежурили в храме Весты и поддерживали священный огонь. Их служение длилось 30 лет, и на все это время давали обет девственности и акстетизма. Они сохраняли независимость от отца и пользовались большим уважением в обществе. Если Вовремя движения по городу в сопровождении ликтора, расчищавшего ей дорогу, весталка встречалась с процессией выводящей преступника на казнь, то преступнику сохранялась жизнь.[6]

В историко- правовой  литературе при рассмотрении процесса возникновения публичной власти обычно почти не уделяется внимания такому ее компоненту, как судебная власть.

В отличие от древнегреческих басилевсов, которые только председательствовали в суде, но не выносили приговоров, Ромул поставил себя в положение судьи высшей инстанции. Он учредил суд, независимый от родов учреждений и попадали под его контролем. Этот суд созывался только по усмотрению «царя»

 В традициях упоминается и о наличии общей казны. Она пополнялась за чет штрафов и имущества, захваченного у неприятеля. Уже при Ромуле известна пеня как мера наказания в виде взимания быков и овец. В это же время кровная месть была заменена штрафом в виде очистительной  жертвы и взноса в общественную казну.

При «царе» Нуме важным преобразованием было деление населения по роду занятий. Он создал цеха флейтистов, золотых дел мастеров, плотников, красильщиков, дубильщиков, медников и гончаров, а остальные были сведены в один цех. Каждому цеху были назначены религиозные обряды. Плутарх так объяснил это нововведение. Хотя латины и сабины объединялись, реально они не слились в один народ.  Плутарх в своем сочинении писал, чтобы смещать эти народы, Нум «решил разбить весь народна множество разрядов, чтобы заставить первоначальное и основное различие исчезнуть, рассеявшись среди менее значительных». Хотя это деление и не укоренилось , оно, бесспорно, подрывало родовую организацию.

Таким образом, при первых «царях» шел двуединый процесс с одной стороны, несмотря на разложение экономических основ первобытнообщинного строя (рост производительных сил и дальнейшее разделение труда, возникновение частной собственности и имущественного неравенства) функционировала искусственно созданная родовая организация, а с другой – формировались и развивались институты, противостоящие родов организации и отрицавшие ее (собственность, территориальное деление населения, публичная власть). Этот длительный процесс завершился полным крахом родовой организации, который, по всей вероятности, был связан с образование патрицианской и плебейской общин и борьбой между ними. Общество, основанное на родах, существовало рядом с обществом, основанное на территории и собственности; последняя организация в течение 200 лет постепенно вытесняла первую;    [7]

1.3. Третий этап образования римского государства.

Во второй половине VII века до н.э. Рим оказался под властью этрусков. Традиция сохранила нам имя первого этрусского царя -тарквиняи Прииска.

Этруски находились на более высокой стадии общественно- экономического и политического развития. У них уже сложилось классовое рабовладельческое общество и государство. Современная наука не может ответить на вопрос, был ли Рим завоеван этрусками или произошло «мирное проникновение2 соседнего государства с более развитой цивилизацией и политическое системой. Можно утверждать, что этруски ускорили социально- экономическое и политическое развитие Рима.

Археологические данные свидетельствуют об изменении лица города в период этрусского владычества. Произошло слияние разрозренных поселений в единую общину. Была осушена болотистая  низина между Палатином и Капитолием и на ней возник политический и торговый центр города- форум. В черту города входил капитолийский холм, который стал крепостью и средоточием религиозных святынь; город украсился общественными постройками. Все это говорит о том, что наблюдается переход от примитивных «деревенских» форм жизни к этрусской городской культуре.

В этот период продолжался рост населения, углублялись имущественные и социальные различия в обществе. Наиболее примечательным является складывание двух общин: патрицианской и плебейской.

Патриции – полноправные члены римской общины. Но эта община не была однородна. Из родовой знати формировался сенат. Причем «только одно из многих семейств рода имело свою главу в сенате, - и таким образом только эти лица были отцами и только их потомки – патрициями, а не все члены каждого рода, то есть не весь римский народ был патрициями. Используя свое привилегированное положение, родовая знать присваивала себе родовую землю, родовое имущество, а своих обедневших по той или иной причине сородичей низводила до положения зависимых людей- клиентов. Клиенты носили родовое имя, принимали участие в отправлении родовых культов и имели право на погребение в родовой усыпальнице, на участие в родовых военных операциях и пр. Как члены рода они имели право на получение участка земли из общественных земель. Но клиенты находились в личной и наследственной зависимости от патриция, считавшегося патроном. Эта зависимость выражалась в том, что клиент должен был следовать за патроном на войну, помогать ему материально при выдаче замуж дочери, при выкупе из плена, в иной другой материальной нужде. В свою очередь патрон долен был защищать клиента, выступать от его имеет  в суде и т.п. Клиенты занимались земледелием, скотоводством и ремеслом.

Клиентами являлись также принятые в род чужаки.

С принадлежностью к патрицианской общине было связано пользование определенными правами: право принимать участие в куриатных собраниях, избираться на должности, право доступа в жреческие коллегии и особенно право на завладение участком земли, принадлежащей римскому народу.

Плебеи- свободные люди, не входившие в родовую организацию. В отличие от патрициев, которые были коллективными собственниками земли, принадлежащей римскому народу, плебей никакого права на эту землю не имели; они также не имели права на завладение участками общественной земли. «Цари» наделяли плебеев небольшими земельными участками на праве частной собстквенности. Малоземелье, а чаще безземелье плебеев заставило из заниматься ремеслом и торговлей.

Римская община допускала плебеев к несению военной службы, но не давала им политических прав: они не могли участвовать в куриатном собрании и в релегиозных родовых церемониях, занимать должности и быть жрецами.

Проблема происхождения плебеев- до сего времени одна из самых сложных и спорных в науке. Еще до конца прошлого века русский историк римского права В.В. Ефимов все возможные гипотезы свел к пяти: 1).плебей- свободные иностранцы; 2) свободное коренное население; 3) побежденное коренное население; 4)побежденные иностранцы; 5)смешанный состав коренных жителей и иностранцев. В.В. Струве считал, что плебей и патриции- это различные этнические группы населения. Широко распространено мнение, что наоборот, патриции- коренное население, а плебей- пришлое. [8]

Плебеи обрабатывали небольшие участки земли, занимались торговлей и ремеслами. Они жили в своей основной массе в деревнях, окружающих Рим, имели собственную общинную организацию, систему взаимопомощи. Плебеи как мелкие земледельцы  представляли собой основную часть формирующегося  общинно- крестьянского сектора римского общества, В их среде довольно быстро произошло расслоение и выделился зажиточный  слой. Общее гражданское бесправие объединяло всех плебеев на борьбу с патрициями Однако если масса плебеев добивалась получения земли и отмены кабального рабства, то зажиточные и богатые плебеи боролись в первую очередь за политичексое равноправие с патрициями

В раннеримском обществе многочисленной прослойкой были клиенты —несостоятельные и политически бесправные люди. Клиентами могли быть или отпущенные на волю рабы, или переселившиеся в Рим иноплеменники, которые были вынуждены искать защиту и покровиельство у патрициев и поступали под их патронат Клиенты вступали как бы в родовую организацию патрициев на правах зависимых членов, получали родовое имя своих покровителей. На них накладывалась обязанности работать на землях патронов и выполнять различные повинности: сопровождать своего патрона в походе, на выходах в город. Имущество клиента, если он не оставлял завещания. после его смерти наследовалось патроном. В случае неповиновении патрону клиента по решению суда могли обратить в рабство В свою очередь, патрон был обязан защищать клиента от притеснений других знатных лиц, представляя его интересы в суде. Клиенты, входившие в род своих патронов связанные с ними различными, в том числе религиозными, обязательствами, были отделены от ,плебеев и в социальной борьбе, происходившей в Риме в  V- IV вв, до н. э., выступали вместе со своими патронами-патрициями. Но ослабление родовых связей в патрианских родах и развитие новых социальных отношений постепенно изменяло положение клиентов, К III в. до н. э. большая часть их уже освободилась от своей зависимости от патронов, получив от государства землю, и превратилась в свободных земледельцев[9]

Следует ометить, что традиция очень мало говорит о рабстве в тот период, но оно, хоть и было развито слабо, бесспорно существовало и носило патриархальный характер.

 В VI- III— вв до н.э. рабский труд проникает в различные отрасли хозяйства — рабы обрабатывают поля, трудятся  в ремесленных мастерских, в домашнем хозяйстве

В рабов обращали военнопленных, рабами становились кабальные должники Запрещение долгового рабства в Риме в 326 до н.э. сделало порабощение пленных основным источником пополнения класса рабов.

Раннерабовладельческие отношения называют патриархальным рабством и   отличают от классического рабства. При патриархальном   рабстве производство направлено на создание не товара, а лишь средств  существования господина и его фамилии, господствует натуральное хозяйство, а связи с рынком находятся в зачаточном состоянии. Поскольку товарные отношения были слабые, а необходимость в прибавочном труде раба ограничена потребностями господина и его семьи, то эксплуатация раба не достигала крайних пределов Несмотря на использование рабов в разных отраслях производства в целом их было мало и они еще не стали основными производителями.

       Рядом с рабами трудились и сам хозяин, и его дети.

Раб не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые (хотя и самые минимальные) права человеческой личности. Раба не включали в инвентарь имения, рабы отвечали за некоторые поступки перед судом (в более поздний период его наказывал хозяин), могли выступать поручителями и быть усыновленными. Они имели право участвовать в некоторых религиозных культах и празднествах. Согласно религиозным представлениям, рабам давался отдых в праздники, а слишком жестокое обращение с рабами, напрасное проливание крови признавались неугодными богам.

Грань между свободой и рабским состоянием не была резкой, она смягчалась и затушевывалась существованием переходных от рабства к свободе разных категорий зависимости: клиентской связи, домашнего рабства, кабального должничества

Самым бесправным было положение рабов- военнопленных, поскольку их господина не связывали с ними ни племенные ни родственные, ни религиозные, ни какие- либо другие отношения. Поэтому в раннем Риме противоречия .между рабами и рабовладельцами не обнажились, были скрыты, тесно переплетались с социальными  антагонизмами других зависимых прослоек населения: обедневших плебеев, кабальных должников, клиентов.

От периода VI-III— вв. до н.э.. не дошло известий о массовых восстаниях рабов; они еще не выступали самостоятельно, а вели борьбу в скрытых формах (бегство, порча орудий) или принимали активное участие в волнениях полусвободных и разоряющихся слоев населения

Раздел №2: Реформы Сервия Туллия.

Важнейшим преобразованиями, положившими конец родовому устройству Рима, были реформы приписываемые второму, и предпоследнему этрусскому «царю»- Сервию Туллию. Следует отметить, что реформы, которые приписывают ему античные авторы, считаются не его личным творением, а результатом длительных преобразований в течение VI-III вв. до   н. э.

Сущность и характер власти «царя» при этрусках изменились. «Царь» являлся верховным властителем, наделенным всей полнотой власти, которая называлась «империум» и означала верховную и неограниченную власть, имел право приказывать гражданам именем всей общины.

Реформы, начало которым, очевидно, положил Сервий Туллий, были направлены на организации регулярного сбора податей  с населения Рима и введение новой военной организации с целью привлечения к военной службе всех, способных к такой службе. Но объективно они привели к ликвидации в Риме родовой организации.

С этой целью территория города была разбита на четыре территоральных округа (трибы). Каждая триба имела свое название и свои границы. Все население: и патриции, и плебеи, проживавшие на территории трибы, приписывалось к ней и платило налог- трибу.

Для установления размера подати была проведена перепись населения и его имущества («ценз»). Все население было распределено по трибам в зависимости от имущественного положения на шесть классов (разрядов). Очевидно, первоначально в оснвоу имущсетвенного деления был положен размер землевладения. К первому разряду относились те, кто владел «полным наделом», ко второму- владельцы 3/4 «полного надела»; к третьему- владельцы ½ «полного надела», к четвертому- владельцы ¼ «полного надела»; к пятому- малоземельные, владевшие 1/10 « полного надела». Все остальные, неимущие или малоимущие, не включенные в пятый разряд, составляли шестой разряд и не платили подати.

Разделение населения по имущественному принципу имело огромное военное и политическое значение. Прежде всего оно было использовано для новой организации вооруженных сил.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии- сотни. Всадники составляли центурии-сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды- тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды- легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос . из общего числа -193 центурий-98 составляли самые богатые граждане (плебеи и патриции), входившие в первый разряд, и всадники. При обсуждении всех вопросов сначала голосовали всадники (18 голосов), затем пехота первого разряда (80 голосов). Если их мнения совпадали, то вопрос решался окончательно, и остальные центурии к голосованию не привлекались[10] Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ- деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских  и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название трибы. В трибу входили и патриции, и плебей, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.[11]

Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав «римского народа», допустив их к участию в центуриатцом и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями.

Раздел №3: Борьба патрициев с плебеями.

Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями. В истории борьбы плебеев с патрициями выделяют три этапа:

1). Середина VI в до н.э. -494 до н.э.  – от реформы Севия Туллия до установления народного трибуната;

2) 494-444 гг до н.э. – от учреждения должности народных трибунов до законов Канулея;

3). 385-287гг до н.э. от движения Манлия и законов Линиция- Секстия до плебисциста Гортензия.

В начале V в. до н. э. плебеи уже составляли основную часть римского войска, в котором патриции занимали все командные посты. Опираясь на большинство граждан воинов, плебей поведи борьбу свои права, угрожай уйти из Рима и основать новы город. (Такие уходы плебеев из Рима получили название сецессии. В момент серьезных Военных осложнений плебейское войско предъявляло  патрициям свои требования и удалялось на Священную гору (холм, расположенный в окрестностях Рима).

Уход из Рима большей части воинов, естественно, ставил государство в катострафическое положение, и патриции вынуждены были вступив в переговоры с плебеями идти на уступки. Важнейшей из них было создание новой магистратуры  (должности) народных трибунов, которые могли при останавливать все решения патрицианских магистратов, произнося слово  veto -pапрещаю. (494 г. до н. э.)

Борьба плебеев с патрициями была ожесточенной и кровопролитной.  Она проходила с переменным успехом. Если плебей вырывали у патрициев должности народных трибунов, то им не удалась провести аграрные законы которые были предложены Спурием Кассием (486 г- до н. э). Он предложил разладать нуждающимся плебеям завоеванные у племени герников земли. Однако его законопроект не прошел, сам он был обвинен в стремлении к царской власти и казнен. В 454 г по предложению народного трибуна Ицилия были разделены земли на Авентине (в то время пригородный район Рима) среди беднейших граждан.

В середине V в- до н.э. gод давлением плебеев патриции были вынуждены создать комиссию из 10 человек для записи судебных постановлений- до сих пор должностные лица в Р проводили суд, руководствуясь обычаями, восходящими е к родовому прошлому и уже устарела. К тому же магистраты - патриции злоупотребляли в судах, опираясь на свое толкование обычного права, которое не было опубликовано и не могло быть проверено. Комиссия децемвиров приступила  к выработке письменных законов Однако в процессе работы ее члены стали злоупотреблять полученной ими неограниченной властью, что вызвало возмущение плебеев и повторное удален их на Священную гору (449 г. до н. э.—так называемая вторая сецессия) Патриции снова пошли на уступки: был установлен закон, по которому каждый осужденный на смерть римский гражданин мог обращаться за зашитой к народному собранию. Одновременно были опубликованы письменные законы получившие название «Законы XII  таблиц» , в которых было зафиксировано правовое различие патрициев и плебеев, патронов и клиентов, свободных и рабов.

В том же 449 году до н. э. консулы Валерий и Горапий провели в интересах плебеев еще три закона: подтверждались неприкосновенность личности народных трибунов, право апелляции к народному собранию осужденного патрицианским магистратом на смерть или телесное наказание гражданина и самое важное — решения плебейских собраний получали силу закона обязательного и для патрициев.

Было удовлетворено важное требование плебеев занимать высшую должность однако патриции добились того, что представители плебеев получили право выбираться не на должность консулов а на должность военных трибунов с консульской властью.

В 326 г. до н, э. плебей добились очень важной реформы, По закону трибуна Петелия долговая кабала для римских граждан и членов их семей была отменена. С этого времени римский гражданин отвечал за задолженность только своим имуществом. В рабов тсперь можно было обращать преимущественно военнопленных.

В 300 г до н.э. были приняты законы, допускавшие выбор плебеев в состав жреческих коллегий. Наконец, в 287 г. до н.э. вновь было подтверждено, что плебесцисты (т.е. решения плебейских собраний) суть законы, обязательные для всех граждан ,в том числе и для патрициев (закон диктатора Гортензия).287 год до н.э. считается последним годом долголетней борьбы плебеев с патрициями за свое политическое равноправие.[12]

Заключение:

Рассмотрев в своей курсовой работе порядок и условия образования государства в Древнем Риме можно сделать следующий общий вывод:   

Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.

Все полноправное население Рима - римский народ, делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д.

Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на народных собраниях,), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

 Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) реформу общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав римского народа. Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.

Во всемирно- историческом развитии роль истории Древнего Рима очень велика. Именно в древнем Риме античная формация достигла наибольшей законченности и глубины, выявила с наибольшей полнотой все свои характерные признаки, раскрыла все свои потенции.

В рамках древнеримской истории была создана одна из самых великих многонациональных держав в мировой истории. Вобрав в себя многие народности, племена и этносы Средиземноморья и Западной Европы, феноменальное государственное образование оставалось достаточно прочным в течение нескольких столетий, достигло устойчивого баланса сильной центральной власти, авторитетного среднего провинциального звена, в истории политических образований всего мира история римской государственности занимает одно из выдающихся мест.








Библиография

1.     Б.С.   Громов «История рабовладельческого государства и права       (Афины и Рим), М.1986г.

2.     В.Г. Графский «Всеобщая история права и государства», М.2001г.

3.     Остерман Л. «Римская история в лицах», М.1997г.

4.     И.А. Покровский «История Римского права», СПб 1999г.;

5.     Всеобщая история государства и права, под ред. К.И. Батыра М.1993г.;

6.     История государства и права зарубежных стран, часть 1 , под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенниникова, М.2000г.;

7.     История древнего Рима, под ред. В. И. Кузищина, м. «Высшая школа», 2002 г.




[1] Стр.39 Б.С. Громаков «История рабовладельческого государства и права» (Афины и Рим), М.1986г.

[2] стр.47 Б.С. Громаков «История рабовладельческого государства и права» (Афины и Рим), М.1986г.


[3]стр.177  В.Г. Графский «Всеобщая история права и государства», М.2001г.


[4] стр.40 И.А. Покровский «История римского права», М.1999г.

[5] Стр.177 В.Г. Графский «Всеобщая история права и государства», М.2001г.

[6] стр.176 В.Г. Графский «Всеобщая история права и государства», М.2001г.


[7] стр.49 Б.С. Громаков «История рабовладельческого государства и права» (Афины и Рим), М.1986г.


[8] стр.52 Б.С. Громаков «История рабовладельческого государства и права» (Афины и Рим), М.1986г.


[9] стр.54 Кузищина «История Древнего Рима», М.2002г.

[10] стр.55 Б.С. Громов «История рабовладельческого государства и права (Афины и Рим), М.1986г.

[11] стр.163 «Истрия государства и права зарубежных стран», под ред. О.А. Жидкова, н.А. Крашенниниковой.

[12] Стр.58 История Древнего Рима, под ред В.И. Кузищина, М. «Высшая школа» 2002г.