Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра философии и социологии
По дисциплине «Социология»
Выполнил студент:
Понамарева Юлия Викторовна
Группа № 448
Студенческий билет № 05ФФД13015
Проверил:
Островский Эдуард Вениаминович
Москва 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и структура социологии……………………………………3
1.1. Социальная жизнь и её соотношение с другими сферами общественной жизни……………………………………………………………………………..3
1.2. Структура социальной жизни……………………………………………...4
1.3. Социальное действие как первооснова социальной жизни и всех её компонентов……………………………………………………………………..5
1.4. Социальное действие как совокупность акций (действий) и интеракций (взаимодействий). Источники активности людей…………………………….7
1.5. Основные проблемы и предмет социологии……………………………...8
1.6. Уровни социологического исследования и его методы………………….9
1.7. Социология и другие науки………………………………………………10
Тема 2. Становление социологической мысли……………………………..11
2.1. Позитивизм………………………………………………………………...11
2.2. Антипозитивизм…………………………………………………………...12
2.3. Марксизм…………………………………………………………………..13
2.4. Современная социология (ХХ-ХХI вв.)………………………………….14
Тема 3. Социальная жизнь и окружающая среда. Развитие социальной жизни……………………………………………………………………………..16
3.1. Социальная жизнь и окружающая её среда, как сложная система…….16
3.2. Функции основных элементов окружающей среды и их взаимоотношений с социальной жизнью…………………………………….17
3.3. Проблема этапов развития социальной жизни. Формационный и цивилизационный подходы. ………………………………………………….18
3.4. Проблема направленности социального развития………………………19
3.5. Основные варианты будущего социальной жизни……………………...20
Тема 4. Социальная структура общества. Социальная стратификация и социальная мобильность……………………………………………………...21
4.1. Структура социальной жизни. Три вида составляющих ее элементов..21
4.2. Понятие статусов и ролей. Социальная иерархия………………………23
4.3. Два подхода к определению значимости социальных различий: классовые и статусные………………………………………………………...25
4.4. Многообразие социальной структуры…………………………………...27
4.5. Статика и динамика социальной жизни. Социальная мобильность…...27
Тема 5. Типы социальной структуры. Социальная структура советской и пореформенной России………………………………………………………29
5.1. Особенности социальной структуры развитых и развивающихся стран…………………………………………………………………………….29
5.2. Социальная структура советской России………………………………..30
5.3. Социальная структура современной России и тенденция изменения ее……………………………………………………………………31
Тема 6. Социальные институты……………………………………………...34
6.1. Социальные институты…………………………………………………...34
6.2. Социальные организации…………………………………………………37
Тема 7. Социология семьи…………………………………………………….39
7.1. Двойственная природа семьи и ее задачи………………………………..39
7.2. Особенности семьи как группы людей и как социального института...40
7.3. Эволюция семьи…………………………………………………………...41
7.4. Жизнь семей в современной России……………………………………..41
Тема 8. Социология этнических общностей………………………………...43
8.1. Сущность этноструктуры…………………………………………………43
8.2. Три различных концепции признаков нации……………………………44
Тема 1. Предмет и структура социологии
· 1.1. Социальная жизнь и её соотношение с другими сферами общественной жизни
· 1.2. Структура социальной жизни
· 1.3. Социальное действие как первооснова социальной жизни и всех её компонентов
· 1.4. Социальное действие как совокупность акций (действий) и интеракций (взаимодействий). Источники активности людей
· 1.5. Основные проблемы и предмет социологии
· 1.6. Уровни социологического исследования и его методы
· 1.7. Социология и другие науки
1.1. Социальная жизнь и её соотношение с другими сферами общественной жизни
Социология – это одна из общественных наук. Она изучает социальную жизнь. Именно этим она отличается от наук изучающих экономическую жизнь, политическую жизнь и культурную жизнь. Отсюда вытекает возможность дать простейшее определение предмета социологии.
Социология – это наука, изучающая социальную жизнь. Слабость этого определения в том, что как не трудно заметить, оно содержит в себе определенное социальное понятие.
Такие определения содержат в себе моменты тавтологии.
Данное определение нужно дополнить разъяснением признаков социальной жизни.
Четыре признака социальной жизни:
1. Социальная жизнь – это то главное с чем связано отличие общества от природы;
2. Социальная жизнь – это основа, фундамент других многочисленных проявлений общественной жизни (экономической жизни, политической жизни и культурной жизни);
3. Социальная жизнь – это то, что характеризует общественную жизнь всегда (Политическая жизнь может и не существовать в обществе. Примером этого является первобытное общество. Без социальной жизни общество невозможно. Социальная жизнь – это необходимый атрибут общественной жизни);
4. Социальная жизнь – это сущность общества характеризующая его на любом этапе развития от древних времён и до современности, а любое конкретное общество – это форма социальной жизни.
Любое общество – это то или иное конкретное проявление социальной жизни.
Сущность
1.2. Структура социальной жизни
Под структурой любого явления понимаются элементы или компоненты, у которых оно состоит.
Таких элементов обычно выделяется пять (субъекты):
1. Семья;
2. Этнос (этическое социальное образование);
3. Поселенческие общности (города, села);
4. Профессионально – трудовые общности;
5. Демографические общности (половые и возрастные составляющие, имеющиеся в обществе).
Именно эти структуры социальной жизни предает человеческим сообществам свойство социальности, которое отличает их от животных. Именно эти структуры присутствуют во всех частных формах. Именно эти структуры присутствуют во всех других проявлениях общественной жизни (политической жизни, экономической жизни и культурной жизни).
Поэтому социология утверждает, что эти части (элементы) образуют ядро, сердцевину общества, его инвариант, его клетки или атомы.
Экономическая жизнь |
Политическая жизнь |
Культурная жизнь |
||
Социальная жизнь |
||||
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 |
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 |
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 |
||
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 |
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 |
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 |
||
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 |
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 |
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 |
||
Указанные структурные элементы образуют структуру социальной жизни. Ни она без них, ни они без нее существовать не могут.
Социальная жизнь воплощает их в единство, целостность, во взаимосвязь. Конечно в каждом конкретном обществе социальной жизни (в целом) и ее основные компоненты приобретают свой конкретно – исторический вид (национально окрашенную форму). Именно эти особенности социальной жизни предают обществу неповторимый колорит.
Указанные элементы, образующие структуру социальной жизни могут изучаться отдельно от других элементов социальной жизни, что и делают такие науки как: этнография, демография.
Что же касается социологии, то она изучает эти элементы в их совокупности. Она изучает их конкретные проявления в конкретных обществах. Однако, именно на сложность структуры социальной жизни, она имеет свою единую первооснову, единый фундамент, первопричину, первокирпичик во всех ее субъектах. Именно первокирпичик – это и есть социальное действие.
1.3. Социальное действие как первооснова социальной жизни и всех её компонентов
Эта первооснова социальной жизни имеет свою сущность и свою структуру, через которую эта сущность проявляется.
Социальное действие - это особая форма активного отношения человека окружающей среде. Есть его осмысление, изменение и преобразование.
Социальная деятельность – это идеальная деятельность человека и предметно – практическая деятельность. Поэтому социальная деятельность подчеркивается через ее особые структуры, ее элементы, которые образуются в сомом простом социальном действие.
Четыре элемента социального действия (структуры), (эти элементы присутствуют в любом проявлении человеческой активности: индивидуальной и коллективной деятельностях):
1) Субъект социальной деятельности (человек).
Субъектом социальной деятельности называется ее наиболее активное начало. Субъектом может выступать: отдельная личность, объединение личностей (организации, партии). Эта активность субъекта направлена на объект социальной деятельности;
2) Объект социального действия.
Объект – это более пассивная составляющая социального действия.
Существует 2 вида объекта:
- вещи (орудия труда);
- люди (врач, учитель, преподаватель, артист).
Эти 2 элемента достаточно хорошо отличаются друг от друга.
Есть еще два элемента, менее заметны и очевидны:
3) Взаимоотношение субъектов и объектов (их связи, взаимодействия)
Два вида взаимодействий:
- люди с вещами, с природой;
- человеческое общение.
Они могут иметь два характера:
- созидательный;
- разрушительны.
4) Символы, знаки, информация, используемая человеком, которая может иметь форму:
- религиозных установок;
- национальный характер;
- художественные ценности.
Эта сторона социального действия опирается на духовную культуру, куда опирается любое культурное действие.
В социальном действии, его структуре наиболее четко проявляется главное свойство социальности.
1.4. Социальное действие как совокупность акций (действий) и интеракций (взаимодействий). Источники активности людей
Социальное действие имеет двусторонний характер: субъект или объект. Социальный субъект имеет большую активность, а так же активность объекта (акции субъектов). Эти акции существуют не сами по себе, они тесно связаны друг с другом. Поэтому эти акции субъекта и объекта называются интеракциями (взаимодействиями). Интеракции большое значение имеют тогда, когда объектом взаимодействия являются люди. Все основные социальные субъекты (семья, этнос и другие) представляют собой совокупность акций и интеракций.
В социальном действии первооснову социальной жизни впервые увидел французский ученый Огюст Конт (XVIII-XIX вв.). Этот вклад вслед за Контом внес немецкий ученый Макс Вебер. Крупный вклад внес Карл Маркс, а так же Питирим Сорокин (XX в.).
Рассматривая проблему социального действия, ученые поставили вопрос об источниках акций и интеракций людей, т.е. социологи поставили следующий вопрос: Что же побуждает людей к активности?
Перечисленные социологи указали, что такими источниками являются их потребности, желания или испытываемые ими чувства, чувства неудовлетворенности, дискомфорта, недовольства. Причем потребности могут носить не только материальный характер, но и духовный источник, статусные причины. Потребности могут быть хорошо осознанными и смутными. Хорошо осознанные потребности человека именуются человеческими интересами.
Интересы могут быть:
- индивидуальными;
- личностными;
- социально групповыми;
- общественными.
Поэтому иногда социальные действия людей определяются, как действия людей преследующих свои интересы. Причем социальные интересы определяются, как наиболее устойчивые потребности людей, которые связаны с их принадлежности к тем или иным социальным объектам, семейные интересы, национальные интересы, поселенческие интересы, профессионально-трудовые интересы, принадлежность к социологии.
Общественные интересы менее устойчивые, которые связаны с интересами к принадлежности их к общественным группам.
1.5. Основные проблемы и предмет социологии
Четыре Проблемы:
1. Социальная структура общества.
Эту проблему называют социальной стратификации («страт» - слой).
Социальная структура общества его стратификации очень сложна.
2. Отдельные элементы социальной структуры общества.
3. Взаимодействия социальных субъектов между собой бывают:
- национальными отношениями;
- социально-классовыми.
4. Взаимоотношение социальной жизни всех социальных субъектов с окружающей общество природной средой.
Эта проблема иногда называется Проблемой социальной экологии. Учитывая их содержание. Предметом социологии является совокупность этих четырех проблем.
Социология – это наука о социальной структуре общества, акциях и интеракциях составляющих ее субъектов. Этим содержанием проблем и предметом определяются уровни социологического исследования и ее методы.
1.6. Уровни социологического исследования и его методы
Указанные предметы социологии могут изучаться с разных позиций на разных уровнях.
Два уровня:
1) Обобщенный;
2) Конкретный.
Иногда выделяется и три уровня исследования:
1) Высший уровень, определяется как общая социологическая теория (Фундаментальный уровень). На нем дается общая оценка понятия социальной жизни. На этом уровне социальная жизнь оценивается «с высоты птичьего полета»;
2) Средний уровень, представляет собой частные (прикладные) социологические теории. На этом уровне исследуются отдельные социальные субъекты: семья, этнос, социология отдельных профессиональных групп;
3) Низкий уровень (Эмпирический уровень). Исследования результатом, которого является получение знаний о конкретных явлениях социальной жизни.
Все указанные уровни тесно связаны между собой (конкретная информация, которая на третьем уровне обобщает первый уровень, а первый уровень служит для третьего общей методологической основой). На всех этих уровнях применяются различные методы (приемы, способы) получения социологического исследования. На третьем уровне используется: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование и т.д.
Другие методы применяются на первом уровне (теоретические методы): структурный анализ, генетический анализ, прогностический анализ.
Существует еще более простой подход к представлению о социологическом предмете.
Два раздела структуры:
1) Фундаментальная социология;
2) Прикладная социология (Два этапа: частная и эмпирическая).
В любом случае все уровни социологического исследования обеспечивают глубокое познание социальной жизни; надежное социальное прогнозирование; предвидение будущих социальных изменений.
1.7. Социология и другие науки
Социология тесно взаимодействует с другими науками, особенно с общественными (история, экономическая теория, политология, культурологи, философия, психология, экология). Причем разные уровни социологии взаимодействуют наиболее тесно с разными уровнями (группами наук). Фундаментальная связана с всемирной историей, философией (социальной философией), экономической теорией, культурологией, психологией). Частная связана с другими группами: этнографией, демографией, антропологией (социология личности).
Вся социология связана с: математикой, статистикой, информатикой. Без них сегодня невозможно социальное исследование. Эта связь взаимная.
Пример:
Социология использует общие выводы философии, этнографии, а социологическую информацию используют все науки, которые занимаются обществом.
Тема 2. Становление социологической мысли
· 2.1. Позитивизм
· 2.2. Антипозитивизм
· 2.3. Марксизм
· 2.4. Современная социология (ХХ-ХХI вв.)
Социология как наука сложилась к середине ХIХ века. Ее создателем считается французский ученый Огюст Конт (1798-1857). С тех пор разработка предмета социологии и ее методов ведется в русле три основных направлений:
· Позитивизм
· Антипозитивизм
· Марксизм
2.1. Позитивизм
Крупнейшие представители: Огюст Конт («отец социологии»), англ. Социолог Герберт Спенсер.
Содержание их концепции сводится к следующим принципам:
1. Понимание сущности социального (антропологическая сторона позитивистской социологии). Для них все социальное как бы оно не выражалось, есть одно из проявлений, одна из форм природы.
2. Методы изучения социального мира (гносеологическая сторона) сводится к утверждению «что познание общества (социума) должно вестись такими же методами, как и в естественных науках.
3. Практика деятельности социолога. Задача социолога состоит в том, чтобы возможно точно отразить изучаемые социальные факты, явления.
4. Все выводы социологии должны основываться на количественных показателях. И по возможности опытно, экспериментально проверяться.
Отталкиваясь от этих концепций, Огюст и последователи предложили называть его социальной физикой.
2.2. Антипозитивизм
Другой позиции придерживалось другое течение социологии – «антипозитивизм». Крупнейший представитель – немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920). Как видно из названия направления – это направление во многом состоит в противопоставлении с позитивизмом.
Это видно из основных установок:
ü Они рассматривают социальные явления как качественно отличную форму бытия.
ü Эту уникальность всего социального антипозитивисты видят, прежде всего, в характере действий/акций и взаимодействий/интеракций людей. Эта уникальность активности людей проявляется в таких явлениях, как: информация, культура, психика.
ü По их мнению, у социологов в отличие от физиков, химиков и т.д. должен быть свой особый отличный от естественных наук исследовательский метод. Этот метод должен быть направлен на постижение мотивов, т.е. причин этой активности людей, сознания внутреннего мира индивидов. И поэтому социологию называть надо не социальной физикой, а «понимающей» социологией.
Антипозитивисты, поясняя свою мысль, определяли методы, как процедуры понимания людей (процедура «вживания» исследователя в духовный мир людей – «влезание в душу»).
Основой метода социологии является понимание смысла человеческих действий. Оно состоит в признании важной роли социологической науки самого субъекта исследований, его способностей к сопереживанию. Эти способности по своему характеру близки к способностям, которыми должен обладать любой художник. Социолог должен уметь как художник, писатель и т.д. перевоплощаться в объекты своего исследования, проникнуть в их духовный внутренний мир.
Антипозитивисты считали, что социология близка к различным формам искусства: музыка, живопись и т.д., которые нацелены на понимание и выражение психологии людей.
До сих пор эти два направления критикуют друг с другом. Противники позитивистов критикуют их за преувеличение роли объекта исследования – объективизм, т.е. за игнорирование личности субъекта исследования. Иначе позитивисты критикуют других за субъективизм, за излишнюю роль психологии в исследованиях. Учитывая противостояние, появилось к концу ХIХ века еще одно направление – марксистская социология.
2.3. Марксизм
Марксизм как социология представляет собой попытку объединить, интегрировать обе указанных крайностей. Эта попытка преодолеть их недостатки и использовать их достоинства. Марксистская социология оценивается как еще один шаг в развитии социальной мысли.
Содержание марксистской ориентации социологической науки:
1) Социальное – есть особая форма природного, материального. Общество и природа являются однопорядковыми явлениями и тем самым выражают свою близость к позитивизму. Однако, социальное – есть особая форма природного. Из этого следует близость к антипозитивизму.
2) Социальное обладает некоторыми над природными свойствами. Огромная роль информации, всего идеального, психического, сознательного – чего нет в природе. Таким образом, марксизм подчеркивает, что природное в обществе – есть лишь фундаментальное основание социального, а есть еще огромная культурная надстройка, которой нет в природе. Социальное далеко не тоже самое, что и природное – антипозитивизм.
Социология и другие науки
естественные науки, математика ←П – А-П → гуманитарные науки, искусство, психология
естественные науки, математика ←МС → гуманитарные науки, искусство, психология
2.4. Современная социология (ХХ-ХХI вв.)
Современная социология в ее многочисленных вариантах является результатом интеграции синтеза: позитивизм, антипозитивизм и марксизм. Для современной социологии характерно признание заслуг Маркса, Конта, и Вебера. Вебер, по мнению современных социологов, обосновал роль психологии, сознания, рационального мышления в понимании социальных действий людей.
Эмиль Дюркгейм – французский социолог – внес много нового в уяснение специфики методов социологического исследования. Он подчеркнул то, что «социальное нужно проверять социальным». Он отличался от Конта и подчеркивал этим выражением то, что общество нужно изучать методом, который отличается от естественных наук.
Таким образом, современная социология характеризуется:
v Современная социология базируется на идеях своих одноположников: Конта, Вебера, Маркса, Дюркгейма.
v Она так или иначе сводится к указанным трем направлениям: позитивизму, антипозитивизму, марксизму.
v Каждое направление включает в себя много течений и школ, групп ученых, которые предлагают свои оценки.
Почему так много направлений, школ и т.д.?
Существует две причины:
1. Сложность, многообразие того объекта, который изучает социология – социальная жизнь.
2. Ученые используют разные теоретические платформы, методологические процедуры для того, чтобы проникнуть в суть этого сверхсложного объекта.
Значительный вклад в развитие социологии внесли ученые России – Питирим Александрович Сорокин (1889-1968). Он оказал большое влияние на развитие всех направлений современной социологии. Был избран президентом международной социологической ассоциации. Сорокин придерживался в оценке социальной жизни в многофакторной теории. Эта теория признает роль в развитии общества как духовных, а также материальных и природных факторов. Мыслительные и смысловые элементы лежащие в основе любой культуры можно рассматривать с двух сторон: внешней и внутренней. Внутренняя сторона – это сфера разума, смысла. Внешняя сторона состоит из предметов, событий, в которые облекается внутренний смысл. Из этого следует, что внутренняя сторона культуры управляет внешней.
Тема 3. Социальная жизнь и окружающая среда.
Развитие социальной жизни
· 3.1. Социальная жизнь и окружающая её среда, как сложная система
· 3.2. Функции основных элементов окружающей среды и их взаимоотношений с социальной жизнью
· 3.3. Проблема этапов развития социальной жизни. Формационный и цивилизационный подходы.
· 3.4. Проблема направленности социального развития
· 3.5. Основные варианты будущего социальной жизни
3.1. Социальная жизнь и окружающая её среда, как сложная система
Любая система включает в себя те или иные части, элементы подсистемы. Основными такими частями большой системы, в которую входит и социальная жизнь, являются два элемента:
1. Люди, которые ведут особый социальный образ жизни;
2. Среда их обитания. В этой среде выделяются 2 подсистемы:
- природная среда обитания
- искусственная среда обитания.
Люди
Люди – это центральная часть большой системы, причем люди всегда объединены в какие – то группы и эти группы связаны общность потребностей, интересов. Поэтому каждая группа отличается своими признаками (социальными, экономическими, политическими, духовными).
Окружающая людей среда
В этой структуре три среды:
1. Естественная природа – это литосфера, гидросфера, атмосфера;
2. Искусственная часть среды – это среда созданная человеком:
- вещи, материальные ценности созданные людьми для выполнения их потребностей. Особую роль в вещной среде играет орудие труда, с помощью которого создаются вещи;
- духовные ценности (искусство, религия, философия).
Социальная жизнь + среда
3.2. Функции основных элементов окружающей среды и их взаимоотношений с социальной жизнью
Каждый элемент возникает неслучайно, а для выполнения тех или иных задач. Каждый элемент имеет свое предназначение.
Каждая из задач выполняемая тем или иным элементом имеет незаменимое значение для социальной жизни людей.
Задачи основных указанных элементов:
1) Естественная природа
Она выполняет роль естественной первоосновы постоянного условия социальной жизни, без нее мы не можем обойтись;
2) Мир вещей
Вещами люди не только пользуются, но и обращают их в собственность и владеют ими. Эти вещи оказывают решающее влияние на взаимоотношение людей. Из-за этих вещей люди иногда убивают друг друга.
Абсолютизация вещей в социологии называется – вещизмом.
Создание крупной частной собственности ведет к появлению контрастов в социальном, материальном развитии группы. Подобные контрасты ведут к ухудшению взаимоотношений между людьми и могут привести к социальному взрыву.
3) Мир идей
Мир духовной деятельности (религия, культура, наука, образование, облагораживание и просвещение людей)
Эта сфера выполняет социализаторскую функцию и выполняет противодействие психологии вещизма. Вся эта система постоянно развивается и изменяется. Меняются люди и природная среда.
Особой подвижностью отличаются люди. Они преобразуют свои объединения в группы. Именно они двигают эту группу (систему).
Вывод: Структурный анализ должен быть дополнен анализом историческим, так как социальная жизнь людей постоянно развивается.
3.3. Проблема этапов развития социальной жизни. Формационный и цивилизационный подходы.
Об историческом пути это системы ученые судят по-разному.
Существует два основных подхода к вопросам этапов развития:
1) Формационный;
2) Цивилизационный.
Сторонниками формационного этапа развития являются марксисты. Они полагаю, что социальная жизнь развивается путем перехода от одной общественно – экономической формации к более высокой (от рабовладельческой к коммунистической).
Всего таких формаций в истории пять:
1) Первобытно – общинный;
5) Коммунистическая.
Существует и другой цивилизационный подход. Основателем этого подхода является Николай Данилевский (XIX в.). Поддержал его Освальд Шпенглер (XX в.). Вслед за ними Арнольд Тойнби.
Эти ученые считают, что социальная жизнь развивается путем возникновения отдельных цивилизаций, т.е. культуры (Древняя Греция, Западно – Европейская культура и т.д.).
3.4. Проблема направленности социального развития
В решение проблемы направленности социального развития существует два течения:
1) Детерминизм;
2) Индетерминизм.
В социологии рассматривают направленность развития, степени его упорядоченности.
Одни социологи считают, что социальное развитие не имеет никакой организованности, общей цели, а представляет собой хаотичное движение лишенное какой либо цели. Это движение называется Индетерминизмом (учение о неопределенности).
Другая направленность считает, что не хаос, а космос упорядоченное, целенаправленное. Это движение называется Детерминизмом (учение об определенности).
Сегодня большинство социологов детерминистов (социальная жизнь развивается прогрессивно). Они утверждают, что социальная жизнь развивается не по прихоти отдельных людей, а под влиянием мощных природных и социальных сил. Такой характер развития общества доказывается тем, что мир, природа в целом развивается организованно, следовательно, и общество должно развиваться так же.
В детерминистическом развитии выделяется четыре этапа:
1. Развитие от небытия к бытию вследствие большого взрыва;
2. Развитие от неживой природы к живой;
3. Развитие от животных к человеку;
4. Развитие от первобытного общества к обществу цивилизованному.
Сторонники детерминистического развития утверждают, что она этот процесс сказывается, то, что он осуществляется людьми. Поэтому этот факт не может не сказываться на общую направленность исторического развития.
3.5. Основные варианты будущего социальной жизни
Современная социология допускает возможность трех вариантов развития социальной жизни:
1) Финалистский вариант
Его суть – признание неизбежности, катастрофического конца общественного развития;
2) Неопределенный (индетерминистический) вариант
Наше будущее туманно и неизвестно;
3) Оптимистический
Считает неизбежным поступательное прогрессивное развитие истории. Такой вариант предлагает марксистская социология, которая предлагает коммунистический идеал. Для обоснования всех этих прогнозов используются различные теоретические концепции. Для третьего используется естественно – научные достижения (клонирование).
Экологическая наука – есть возможность перейти от биосферы к ноосфере. Существует гуманистический вариант, в нем человечество идет от современного человека, с его грехами (развитие от человека к Богу – человеку). Еще одной концепция является: возможность перехода к миру киборов и роботов по средствам информации.
Тема 4. Социальная структура общества.
Социальная стратификация и социальная мобильность
· 4.1. Структура социальной жизни. Три вида составляющих ее элементов
· 4.2. Понятие статусов и ролей. Социальная иерархия
· 4.3. Два подхода к определению значимости социальных различий: классовые и статусные
· 4.4. Многообразие социальной структуры
· 4.5. Статика и динамика социальной жизни. Социальная мобильность
Социальная жизнь и среда образуют вместе сложную систему, но ядром всей этой системы является сама социальная жизнь.
Центром этой системы являются живые люди. Так как они живут в группах, то можно сказать, что центр – это социальные группы.
4.1. Структура социальной жизни. Три вида составляющих ее элементов
Любое общество с одной стороны представляет собой целостность, единство, а с другой стороны – всякое общество не монолитно, а разделено, дискретно, расчленено, структурно имеет те или иные части в своем составе. Причем в любом обществе существует множество социальных групп, слоев, общностей людей. Чтобы разобраться в этом бесконечном многоцветии в социологии выделяются три основных вида социальных образований. Причем в качестве критерия их выделения берется критерий их устойчивости. Поэтому первый вид социальных образований – это самые устойчивые, стабильные социальные общности, т.е первый вид - это такие социальные образования, которые вытекают из самой природы человека, из характера его деятельности, т.е такие без которых человек просто не может существовать. Именно принадлежность к этим группа определяет существенные отличия человека от животных. Поэтому говорят, что они общности собственно человеческие.
Таких общностей пять:
1) семейные
2) этические
3) профессионально-трудовые
4) поселенческие
5) демографические
Поэтому данные группы и являются стабильными. Они существуют в любом обществе и образуют наиболее прочную, стабильную основу социальной структуры любого общества. Однако это только основа, а не вся структура.
Второй вид – среднеустойчивые группы, менее стабильные, чем первые. Среднеустойчивые - это такие группы, которые существуют в социуме не всегда, а связаны только с определенными этапами развития общности. Эти группы в социологии называются социетальными группами, т.е. такие, которые связаны лишь с определенными экономическими условиями или политическими условиями, которые сложились в обществе в данный исторический момент (классовое расчленение общества, политические и партийные группы).
Третий вид – малоустойчивые социальные образования. Это такие социальные слои (страны), которые попросту смоделированы учеными, т.е. гипотетически представлены ими. Этот вид групп моделируется с учетом существующей в обществе реальной дифференциации деления (Например: группы людей, различающиеся уровнем образования; существуют люди, имеющие высокий доход; люди среднего достатка; нищие; люди, имеющие большую власть в обществе; не имеющие никакой власти). Эти группы хоть и трудно выявляемые, но реальные. Эти группы существую, но не явно, а скрыто, как бы в рассеянном состоянии, в связи с эти рассмотреть их нелегко. Эти различия могут быстро меняться, они подвижны и текучи. В социологии малоустойчивые группы называются стратами, т.е. слоями. Иногда их называют виртуальными, т.е. увидеть их и описать очень не просто.
В то время как социальные образования, относящиеся к первым двум группам, достаточно различны, они часто привязаны к одному месту и носят локальный характер. Третий вид не привязан к конкретному месту, это скрытые динамичные группы.
Различия можно представить в виде схем:
1. Локальные общности
семейные |
этические |
Профессионально-трудовые |
поселенческие |
демографические |
2. Социальные
Экономические условия |
Политические условия |
Культурные условия |
3. Страты (слои)
По доходу:
Высокий доход
Средний доход
Низкий доход
Ясно, что все эти виды социальных образований состоят из конкретных людей. Поэтому люди в силу своей принадлежности к разным социальным образования оказываются в различных по статусу и по социальной роли группах.
4.2. Понятие статусов и ролей. Социальная иерархия
Существование всех указанных социальных образований, их три разновидности, приводит к тому, что входящие в эти образования люди получаются определенную социальную позицию или социальный статус, причем эти различия между людьми в позиции, статусе определяются с помощью следующих терминов:
- высокий статус
- низкий статус.
В зависимости от социального статуса каждый человек играет ту или иную вытекающую из его статуса социальную роль. С позиции социальной роли он оценивается с помощью терминов:
- человек может играть важную роль
- человек, не имеющий важной роли.
Из этих характеристик статусных и ролевых и вытекает их различия. Они происходят из двух причин:
1. Общество состоит из разных слоев.
2. Общество состоит также из неравноценных по своей роли слоев.
В результате такого социального устройства в любом обществе люди оказываются в зависимости от их позиций, статуса, роли. Они оказываются в отношениях соподчинения, субординации друг к другу, иначе говоря, они оказываются на разных ступенях социальной лестницы, причем верхние слои, контролируют, командуют нижними слоями.
В обществе существует сложная структура, существуют общности, группы, слои (страны). Между людьми в обществе существуют социальные различия. Эти различия порождают социальную иерархию в обществе, социальную лестницу статусов и ролей. Поэтому важной характеристикой любого общества является определение существующих в нем социальных дистанций между людьми, слоями. Эти дистанции между людьми могут быть значительными, они могут приобретать характер социальных контрастов и даже социальной пропасти между людьми. Существование в той или иной степени различных дистанций признают все ученые, однако разные ученые видят эти дистанции, эту социальную иерархию по-разному. Поэтому в современной социологии существуют два основных подхода по поводу значимости тех или иных социальных различий между людьми.
4.3. Два подхода к определению значимости социальных различий: классовые и статусные
Классовый подход наиболее четко представлен марксизмом. Здесь, в марксизме, уделяется главное внимание социетальным характеристикам социальной структуры. Особенно большое внимание уделяется классовому делению, возникающих на основе экономических условий.
Классовые деления возникают под влиянием экономического положения людей, в результате различий между людьми по их отношению к собственности, особенно на орудия как средства производства (рабочие и капиталисты, помещики и крепостные).
Схематически этот подход можно изобразить так:
1. классовое деление
2. этическое деление
3. поселенческие общности
4. демографические
5. семейные проблемы
6. профессионально-трудовые противоречии
7. политические
8. религиозные и т.д.
Существует еще и другой подход к оценке значимости социальных различий – статусный.
Статусный подход
Представителем данного подхода является Питирим Сорокин.
Этот подход преобладает в современной социологии. Главные различия между людьми по отношению к собственности – это не различия между обществом, а главными является другие различия: по статусу людей, по их роли в обществе. Эти различия определяются не только собственностью, но и большим комплексом признаков (по уровню образования различия по уровню дохода, по наличию власти, по престижности своей профессии).
Схематически этот подход можно изобразить так:
1 – доход
2 – образование
3 – власть
4 – престиж
5 – собственность
4.4. Многообразие социальной структуры
Все рассмотренные виды социальных образований вся их совокупность охватываются понятием - социальная структура. Однако существуют различия между естественными (природными), устойчивыми социальными общностями и искусственными виртуальными слоями (стратами). Поэтому в социальной литературе используется термин «социальная структура» и в ином более узком смысле слова.
В этом смысле под социальной структурой иногда понимаются только естественные деления социальной общности (первый вид социального деления). В связи с этим используется термин «социальная стратификация», он дополняет термин социальная структура в узком смысле. Под ним понимаются только искусственные, виртуальные деления, существующие в обществе (страты). Однако, иногда под «социальной стратификацией» понимается вся совокупность социального расчленения, т.е. все три вида социальных структур. Сложность социальной жизни усугубляется не только множеством страт, но она и усложняется тем, что социальная жизнь изменчива, динамична, не статична (динамична). Все отношения постоянно изменяются, развиваются.
4.5. Статика и динамика социальной жизни. Социальная мобильность
Эти группы могут развиваться в разных формах. Формы развития динамики могут рассматриваться с точки зрения масштабов этих взаимоотношений.
Многообразие взаимоотношений могут различаться по их формам:
1) Они могут изменяться в направлении интеграции.
2) В направлении дезинтеграции могут принимать враждебный характер
3) Могут различаться по темпам своего развития (характер изменения может носить эволюционный характер)
4) Развитие социальных групп может различаться по направлению, происходящих социальных изменений.
Социальные изменения могут происходить по горизонтали, а могут по вертикали. Эти социальные изменения называют социальной мобильностью.
Горизонтальными изменениями называют перемещение людей без изменения (в пределах одной и той же группы), их социального статуса и их социальной роли.
Вертикальными изменениями называют положения, люди, которые связаны с изменением их статуса и их социальной роли.
Эти изменения (горизонтальные и вертикальные) можно проиллюстрировать:
Горизонтальное движение
Этнические группы – диаспоры (живущие в иной социальной среде)
Демографические группы –
Поселенческие группы –
Семейные группы –
Профессионально – трудовые группы –
Вертикальные перемещения
связаны с изменением роли и статуса (вверх/вниз по социальной лестнице)
Богач академик олигарх
Доход образование собственность
Бедняк безграмотный нищий
И горизонтальная и вертикальная мобильность присуща любому обществу. Оба вида движения накладываются друг на друга, что создает сложную систему социальной мобильности.
Тема 5. Типы социальной структуры.
Социальная структура советской и пореформенной России
· 5.1. Особенности социальной структуры развитых и развивающихся стран
· 5.2. Социальная структура советской России
· 5.3. Социальная структура современной России и тенденция изменения ее
По социальному положению различаются не только отдельные люди, но и отдельные общества, социумы. Различают социальные структуры развитых и развивающихся стран.
5.1. Особенности социальной структуры развитых и развивающихся стран
Структуру развитых (цивилизационных) стран обычно изображают схематически в виде ромба:
1) высшие слои
2) средние слои
3) низшие слои
В развитых странах основную часть населения составляют средние слои общества (60-80%). Такая структура придает ему высокий уровень стабильности, устойчивости даже во время кризиса.
Иную картину представляет собой структура развивающихся стран и изображается в виде пирамиды:
1) богатые
2) средний слой
3) нищий слой
В этих особенностях кроется причина нестабильности (Пример: массовое пиратство в Сомали).
5.2. Социальная структура советской России
В Советской России долгое время декларировалось, проводилась на практике политика стирания социальных различий между городом и деревней, преодолевалась разница в образовании, проводилась политика выравнивания з/п.
Эта политика дала определенный результат. Советское общество к 90-м. годам стало более или менее однородным, тем не менее, в реальной жизни в скрытом виде происходили противоположные процессы, т.е. усиление социальных различий, что проявлялось в растущих контрастах по доходам между бюджетниками и людьми, которые «оказались» в теневой экономике.
Возрастали социальные различия между людьми, которые принадлежат к властной элите (верхушка, политические партии, государство). Эта элита получила больше привилегий. Подобного рода социальные развития были тесно связаны с тоталитарной системой, распределительной системой (все в руках государства). Поэтому социальный статус людей зависел не столько от уровня з/п, не столько от их трудового вклада, а от их статуса, положения людей в этой системе. Тем не менее, в советской социологии социальная структура изображалась довольно примитивно.
Все общество состоит из трех групп:
1 – рабочий класс,
2 – крестьянство,
3 – интеллигенция
Статусный подход в современной социологии не применялся. Поэтому анализ социальной структуры был поверхностным, он не учитывал многих других важных аспектов реальной жизни и не выявлял их.
С
5.3. Социальная структура современной России и тенденция изменения ее
Глубокие изменения в
структуре начались с
В результате этих изменений произошли глубокие социальные изменения:
* изменился состав социальных групп
* изменились взаимоотношения между этими группами.
Первое изменение состоит в появлении новых социальных групп (предпринимательская капиталистическая).
Второе состоит в изменении положения, статуса, роли ранее существовавших социальных групп (часть рабочих стала акционерами своих предприятий; среди интеллигенции появились люди, которые стали заниматься частной практикой: юристы, врачи, преподаватели и др.). Были возрождены религиозные объединения. Они стали более свободны. Их перестали преследовать. В состав социальной структуры вошли некоторые категории людей, которые ранее отсутствовали в социальной структуре нашего общества: беженцы, безработные, бродяги и т.д.
Увеличилось число групп населения, которые занимаются криминальной деятельностью: рэкетиры, мошенника, рейдеры. Произошла смена элиты (лидирующих групп). Теперь элитой стала буржуазия. Эта элита наиболее заинтересована в развитии капиталистических и рыночных отношений.
Изменились отношения между работниками рабочей сферой и правящей буржуазией – напряженные отношения. Основными причинами являются контрасты в уровне жизни между низшими и высшими классами. По уровню жизни низшие классы отстают от высших в 40 раз. В то время как нормальным признается расхождение в 15 раз.
Основными направлениями в развитии социальной структуры общества являются:
1) Дальнейшее усиление классового разобщения, углубляются социальные противостояния бедных и богатых.
2) Усиливается социальная дифференциация:
- по уровню материальной жизни;
- усиливается противоборство в политической сфере;
- по религиозным взглядам (Кавказ, Дагестан);
3) Прекращение (ослабление) процесса сближения, интеграция этических общностей. Социологи отмечают уменьшение числа смешанных по своему составу социальных образований (уменьшилось число межэтнических браков; трудовых коллективов; интернационального состава.)
Тема 6. Социальные институты
· 6.1. Социальные институты
· 6.2. Социальные организации
Социальная жизнь осмысливается с помощью трех основных понятий несколько меньшей общностью:
1) Социальная структура, т.е. расчленение общества;
2) Характеристика отдельных элементов (социальные общности, среднеустойчивые группы и слабо устойчивые). Все эти образования динамичны.
3) Социальная деятельность, которая предает обществу, группам подвижность. Социальная деятельность протекает не беспорядочно, не хаотично, а осуществляется людьми сознательно, упорядоченно, целенаправленно.
Норберт Винер по этому поводу говорил: «В этом мире наша первая обязанность состоит в том, чтобы устраивать произвольные островки порядка в океане беспорядка».
Поэтому, хотя и не сразу, но все же, в конце концов, люди выполняют свою задачу в упорядочение организации социальной жизни. Свидетельством этого является создание людьми в процессе своей истории, создание социальных институтов и социальных организаций.
6.1. Социальные институты
Социальные институты – это:
1. Устойчивый комплекс правил, норм, законов, которые вырабатываются людьми;
2. Соответствующие этим нормам способы человеческой деятельности, поведения.
Сущность социальных институтов.
Социальные институты – это воспроизведение в социальной жизни повторяющихся, устойчивых образов поведения, привычек, традиций, которые передаются из поколений в поколения.
Социальные институты возникают неслучайно, небесцельно, они возникают с определенной целью, а именно выполнение людьми определенных задач, функций.
Поэтому выделяют четыре группы социальных институтов в любом обществе:
1) Для воспроизводства членов общества, т.к. без такого воспроизводства не может быть общества.
Именно с этой целью возникает социальный институт, который называется – семья, а так же регулирующие его нормы, установки, законы и правила семьи.
2) Социализация членов общества. Для выполнения этой задачи возникает институт образовательной деятельности, который включает целую совокупность развитых организаций, обеспечивает передачу подрастающему поколению социально значимых норм и правил. Различные учреждения в современном обществе становятся ведущими, т.к. установкой общества является не образование на всю жизнь, а образование через всю жизнь. Поэтому этот институт выдвигается на первый план.
3) Для обеспечения материального производства, а так же распределение материального блага возникают экономические институты.
4) Для поддержания порядка законности в обществе, защиты благосостояния людей создается политический институт.
Ядром этих институтов является государство, хотя существуют и другие политические институты (партии, профсоюзы и др.). В связи с многообразием различных институтов они являются одними из важных объектов проблем социальной науки. В связи с тем, что роль социальных институтов очень, важна в современной социологии, выделялось особое направление, ортосоль которых называется институциональная социология.
Крупнейшими представителями являются:
1)
Французский
социолог Морис Дюверже (1917). Особенно активно он занимался политическим
институтом. Одна из основных работ Дюверже это «Социальные политики» (
2) Американский социолог Райт Миллс (1916 – 1962 гг.). Он занимался проблемами политических институтов. Особенно занимался характером деятельности высших органов власти. Его работа: «Властвующая элита» (1959).
Институциональная социология рассматривает общество как совокупность социальных институтов. Свою главную задачу представители этого направления видят в изучении особенностей социальных институтов, сложившихся в тех или иных конкретных условиях. Изучая это, специалисты делают вывод, что каждый социальный институт возникает под влиянием интересов той или иной социальной группы.
Каждый социальный институт служит удовлетворением социальной группы, ее интересов.
Пример:
Профсоюзы отстаивают интересы рабочих, а профсоюзы работодателей отстаивают свои интересы.
Поэтому именно различные социальные институты, выражающие противоположные интересы различных групп, участвуют в различных социальных конфликтов.
Причиной этого является ущемление интересов различных социальных групп.
6.2. Социальные организации
Понятие социальные институты близко примыкает и дополняет понятие социальной организации.
Можно так определить сущность социальной организации:
Социальная организация – это группа людей, возникшая в результате их добровольного соглашения по поводу выполнения определенной деятельности и соответствующего распределения между людьми конкретных задач, для повышения общей эффективности организации в целом.
В социологии организации выделяют две особенности:
1) Организация характеризуется определенной структурой или иерархией (субординацией);
2) Наличие в ней единых целей, которые порождают эту организацию.
В процессе классификации организации, выделяется два типа социальной организации:
1. Формальные организации;
2. Неформальные организации.
Каждая из этих организаций различаются между собой, т.к. они имеют свои особенности.
Особенности формальной организации:
v Она имеет специальный административный аппарат;
v Члены организации имеют четко определенную инструкцию, т.е. они выполняют определенные социальные роли;
v Связана с типичными болезнями – бюрократизм. Суть этой болезни состоит в преобладании приоритетных административных целей, над целями организации в целом.
Поэтому появляются неформальные организации.
Особенности неформальной организации:
Ø Они не имеют официальных руководителей, однако имеют авторитетных лидеров;
Ø Они часто возникают внутри формальных организаций. Причем, возникая в формальных организациях, они могут выполнять как деструктивную, так и конструктивную роли.
Конструктивная роль состоит в том, что она может сглаживать конфликты, возникающие в организации с формальным руководителем (сплоченность, уровень сотрудничества);
Ø Они могут удовлетворять индивидуальные склонности, интересы, укреплять самоуважение людей и таким образом они могут укреплять формальные организации в целом.
Тема 7. Социология семьи
· 7.1. Двойственная природа семьи и ее задачи
· 7.2. Особенности семьи как группы людей и как социального института
· 7.3. Эволюция семьи
· 7.4. Жизнь семей в современной России
7.1. Двойственная природа семьи и ее задачи
Семья – это:
1) Особая, специфическая, узкая группа лиц, которые тесно связаны между собой духовными, материальными и кровно – родственными отношениями;
2) Социальный институт, социальная ячейка, которая выполняет в обществе определенные социально – экономические и другие функции.
Социальные задачи, выполняющиеся семьей:
ü Репродуктивная (детородная). Если эта задача не будет выполняться, то общество сойдет на «нет».
ü Социализаторская (воспитание). Здесь начинается передача накопленного в семье социального опыта.
ü Хозяйственная. Особенно относится к сельским семьям.
ü Эмоционально – эротическая. Т.е. в рамках семьи мы удовлетворяем потребность во всех формах общения и потребность любви.
ü Рекреационная. Т.е. удовлетворение потребности в совместном отдыхе семьи.
Оба указанных сущностных качества семья, т.е. качество семья как узкого круга и социального института.
Эти группы тесно связаны между собой, предопределяют друг друга, влияют друг на друга. Поэтому исторические особенности семьи, как узкой группы, влияют на ее задачи.
Основные функции семьи – это проживание большими группами людей (бабушки, дедушки, папы, мамы и др.).
Главной задачей этого института является детородная функция, без ее выполнения семья теряет свое главное социальное предназначение и ставит под удар развитие социального общества в целом.
7.2. Особенности семьи как группы людей и как социального института
Т.к. семья является узкой группой людей, ей свойственна изолированность от общества. Эта автономия (независимость) является не полной. Семья зависит от общества.
Особенность автономности:
· Объясняется наличием в каждой семье уникальных отношений, существующих между членами каждой семьи;
· Зависимость от общества. Поэтому все взаимоотношения в семье, как бы небыли они уникальны, все же являются объектом правового государственного регулирования (Семейное право).
Поэтому в семье отражаются все особенности, с которыми она связана.
Схематично это можно изобразить так:
Важную роль в жизни семей играет вся окружающая среда, причем в каждые моменты и в каждой стране это сказывается на жизни семей.
Схематично это выглядит так:
1. семья
2. группы
3. общество в целом
4. особенности данной
цивилизации,
эпохи существующей в мире
7.3. Эволюция семьи
Семья – это исторически эволюционирующая группа. Она меняется вместе с обществом и средой.
В результате эволюции семьи приняла следующие особенности в современном времени:
1. Демократизация семейных отношений, т.е. равенство друг к другу;
2. В профессиональной, общественной деятельности участвуют оба супруга;
3. Эмансипация жизни, т.е. расширение их свободы;
4. Новая половая мораль отличается от традиционной.
7.4. Жизнь семей в современной России
Особенности современной российской семьи во многом зависит от глубоких социально – экономических реформ 90-х гг.
Особенности современной российской семьи:
1) Благополучие семей стало зависеть от принадлежности людей к определенной социальной общности, это разница между ними, которая стала весьма значительной. Верхний слой (дицил) общества отличается от нижнего в 15 раз.
2) Произошло вместе с увеличением контрастов, ухудшение положения значительной части семей, что привело к падению рождаемости, морали, это привело к отказу от младенцев. Число беспризорных детей определяется в миллионах. Появилось усыновление детей иностранными гражданами.
3) Недостаточно разработана база по защите матери и ребенка. Некоторые особенности современной российской семьи определяются рядом особенностей эпохи, цивилизации. Современная цивилизация воздействует на семьи нашей эпохи.
Особенности семейной жизни нашего времени:
v Семьи во многих странах становятся все более малодетными. Перепись населения показала, что семьи, у которых три ребенка составляют 17%, а 20% семей вообще не имеют детей. Такая картина во всех странах Европы и США.
v Нестабильность семей, которая проявляется в частых разводах. На 100 зарегистрированных браков приходится 30 разводов.
v Появляются семьи состоящие из матерей одиночек, которые сказываются на социальзаторской функции семей. В обществе все больше людей, которые не имеют семей: мужчины – 1/3, женщин – 1/5 части активного населения.
Тема 8. Социология этнических общностей
· 8.1. Сущность этноструктуры
· 8.2. Три различных концепции признаков нации
· 8.3. Национальная жизнь современной России
8.1. Сущность этноструктуры
Важной частью социальной структуры многих стран, особенно России, является общности людей, которые различаются национальными чертами и которые называются этносом.
Этносы могут быть:
- большими
- малыми.
Малые народы существуют в виде небольших этнических групп.
Нациями обычно называют такие, и только такие этносы, которые являются продуктом современного экономического общественного развития (с 17 века).
Однако о сущности этноса в целом в социологии ведутся споры. Об этих спорах свидетельствует то обстоятельство, что до сих пор существуют разные теории, объясняющие возникновение и эволюцию этноса.
Главными из таких теорий являются три:
1. Общественническая;
2. Природническая;
3. Эволюционистская.
Особенности общественнической теории:
Эта теория рассматривает историю этнических форм социальной жизни в зависимости от: социально – экономических, общественных условий.
В первобытном обществе этнос имел родоплеменную форму. В рабовладенческом обществе – территориальные связи, этносы превратились в народности. Капитализм с его тесными рыночными связями, появились нации.
Особенности природнической теории:
Она связывает появление и развитие этносов не с общественной средой, а с природой. С ее точки зрения: различия между этносом связаны с особенностями климата, в котором они живут, а так же с биологической зрелостью. Каждая нация имеет свой возраст.
Ее развитие можно изобразить так:
исчезновение
1500 лет - пик
зарождение
Такой точки зрения придерживается Лев Гумилев.
Особенности эволюционистской теории:
Она отражает общественническую и природническую теории и считает, что развитие этноса – это выражение вселенских процессов. Она считает, что развитие нации – это один из моментов универсальной эволюции.
8.2. Три различных концепции признаков нации
Здесь тоже ведутся споры. Существует разные концепции признаков нации.
Три концепции:
1. Комплексная;
2. Монистическая (выделяет один признак)
3. Культуристическая
С точки зрения комплексной концепции этнос нации – это сложная социальная общность, которая отрицается рядом признаков.
Таких признаков четыре:
1) общий язык;
2) общая территория проживания;
3) общие черты национальной психологии, культуры;
4) общая экономическая жизнь.
В качестве главного выделяется – общий язык. Эта концепция поддерживается марксисткой социологией.
Общая теория проживания. Духовно монистическая признает все четыре признака. Только главным является третий признак.
Культуристическая теория:
Она считает, что нация – это общность культуры, причем основа – это общий язык и единый образ мысли, единый национальный менталитет.
Сегодня все три концепции активно используются в политике, но с разными целями:
- Вторая концепция используется для сохранения государственности России;
- Третья для суверенизации тех или иных народов.
- С точки зрения современной социологии наиболее оптимальной концепцией является первая.
Нации, как мы видим, сегодня обнаружили свою устойчивость, стабильность как социальные общности. Как говорят социологи: «Нации обнаружили свой концентрирующий характер» (Свойства накопления опыта своей национальной жизни).