Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Определение и место адвокатуры в системе правоохранительных органов________________________________________________________ 4
Глава 2. История образования и развития адвокатуры_______________ 8
Глава 3. Основные направления деятельности_____________________ 15
3.1. Система органов адвокатуры______________________________ 16
3.2. Правовое положение адвокатов_____________________________ 17
Глава 4. Соотношение профессиональной этики юриста и общегражданской этики________________________________________________________ 19
Заключение____________________________________________________ 27
Использованная литература____________________________________ 28
Введение
В условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране определился курс на формирование правового государства, который предполагает всеобщее без каких-либо исключений подчинение закону всех субъектов общественных отношений, последовательную и решительную борьбу с любыми правонарушителями, т. е. всемерное укрепление законности.
В последние годы в условиях перехода к рыночным отношениям и проведения судебной реформы, небывалого роста преступности резко возросла потребность в квалифицированных адвокатах. Начался новый виток развития адвокатуры.
Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам.
Адвокатура — самоуправляющееся объединение (сообщество) юристов-профессионалов, основной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи населению, включая участие в различных видах судопроизводства в качестве защитников либо представителей потерпевшего, истца, ответчика и других лиц, отстаивающих свои интересы. Организационной формой адвокатуры в РФ выступают коллегии адвокатов.
Адвокатура правоохранительный орган, она является системой. Адвокатура реально существует и выполняет следующие функции: оказывает юридическую помощь физическим и юридическим лицам.
Глава 1. Определение и место адвокатуры в системе правоохранительных органов
Одной из правозащитных систем является адвокатура. Ее деятельность регулируется Положением, утвержденным Постановлением Верховного Совета РСФСР в 1980 г[1]. Адвокатура представляет собой добровольное объединение людей, занимающихся адвокатской деятельностью.
За последние полтора века престиж профессии адвоката в России то взлетал на захватывающую дух высоту, то падал, разбиваясь вдребезги при резких поворотах нашего нелегкого пути. В 60-е годы двадцатого столетия на самом высоком уровне обсуждалась идея передачи организации адвокатов в ведение профсоюзов и даже проводилась подготовительная работа в этом направлении. Но адвокатура выжила.
Бурное развитие адвокатской деятельности в прошлом веке связано с судебной реформой 1864 г., с введением суда присяжных. Не случайно в конце прошлого и начале нынешнего столетия в судах звучали блестящие речи известных не только в столице, но и по всей России адвокатов: П. А. Александрова, С. А. Андреевского, М. Г. Казаринова, Н. П. Карабачевского, Ф. Н. Плевако, В. Д. Спасовича, А. И. Урусова[2].
В последние годы в условиях перехода к рыночным отношениям и проведения судебной реформы, небывалого роста преступности резко возросла потребность в квалифицированных адвокатах. Начался новый виток развития адвокатуры.
Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг.
Адвокатура занимает важное место в системе правоохранительных органов и организаций. Однако она не является правоохранительным органом, т. к. у адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально иной основе: он - защитник, т. е. защищает. Защита нужна для того, чтобы не допустить следственных и судебных ошибок особого рода: привлечения к уголовной ответственности, предания суду и осуждения невинного либо осуждения виновного по закону, предусматривающему ответственность за более тяжкое преступление, чем в действительности им совершенное или назначения чрезмерно сурового наказания, а также в других случаях.
Устранение таких ошибок является прерогативой долностных лиц и органов, ответственных за производство по уголовному делу либо осуществляющих надзорные полномочия. Задача же защитника состоит в том, чтобы своими ходатайствами, жалобами, возражениями, объяснениями обращать внимание компетентных должностных лиц на допущенные следственные и судебные ошибки и требовать их устранения.
Обращая внимание в своих ходатайствах на грубые нарушения законности, допущенные сотрудниками милиции или следователями, адвокаты способствуют не только устранению ошибок по конкретному делу, но и улучшению стиля работы правоохранительных органов.
Успешный выбор и реализация защиты обвиняемого во многом зависит от профессионального мастерства адвоката, от его умения анализировать материалы дела, вести допрос, формулировать вопросы к экспертам. В распоряжении защитника находятся различные средства, с помощью которых он спорит с обвинением. Он может, в частности[3]:
- обращать внимание суда на недостаточность доказательств, положенных в основу обвинения;
- указывать на неисследованность версии, опровергающей или ставящей под сомнение версиюобвинения;
- опровергать обвинение путем критики лежащих в его основе доказательств;
- доказывать факты, несовместимые с теми, которыми обосновано обвинение.
Выбор способа действий зависит от защитника, который должен учитывать доказательственную ситуацию по делу.
Однако следует подчеркнуть, что защита обвиняемого ни при каких обстоятельствах не может превращаться в защиту преступления. Адвокат не может по просьбе обвиняемого прибегать к незаконным методам защиты, несоответствующим правилам процесса. Из деятельности адвоката совершенно исключены подтасовка фактов, их искажения, подговор свидетелей или постановка им наводящих вопросов.
В соответствии со статьей 23 Основ уголовного судопроизводства[4] адвокат не может отказаться от защиты. Он не только не вправе использовать свою информацию во вред подзащитному, но и прямо обязан в силу односторонности выполняемой им функции максимально использовать предусмотренные законом средства и способы для выяснения всего, что оправдывает обвиняемого или смягчает его ответственность.
В силу специфики функций, возложенных на адвокатуру, ее альтернативности органам государственной власти, отношение к ней менялось в различные периоды истории России. Поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, небезынтересно будет обратить внимание на историю зарождения и развития этого института в нашей стране. Путь становления российской адвокатуры был сложным, предпринимались различные поиски лучших форм и способов организации адвокатуры.
Глава 2. История образования и развития адвокатуры
При самодержавии развитие адвокатской деятельности тормозилось нежеланием государства разрешить создание профессиональных адвокатских объединений. Все цари, от Петра I до Николая I, были настроены решительно против создания в России адвокатской корпорации западного образца. В течение всего дореформенного периода правовые представители были аморфной группой без соответствующего профессионального обучения, организации и названия. Адвокатской практикой занимались в основном государственные служащие невысокого ранга в свое свободное время или находясь в отставке.
Судебная реформа 1864 года заложила основы компетентной и самоуправляемой организации адвокатов. Сформировалась адвокатская профессия, обладавшая как западными, так и традицинно русскими чертами.
Адвокаты подразделялись на две группы: присяжных поверенных - корпорацию, дававших профессиональную присягу адвокатов - и частных поверенных, занимавшихся адвокатской практикой индивидуально. Присяжные поверенные играли среди адвокатов ведущую роль и набирались из наиболее образованной части русской элиты. Обязательным условием вступления являлся законченный университетский курс юридических наук и не менее 5 лет работы в судебном ведомстве. Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку. Совет и Общее собрание являлись органами самоуправления.
В отличии от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение. Законодательство, регулирующее деятельность частных поверенных, сохраняло их дореформенный статус. Все вопросы, касавшиеся деятельности частных адвокатов, включая членство и дисциплинарные вопросы, решались в первую очередь судами. Более общий контроль осуществлялся Министерством Юстиции. Работа адвоката заключалась в ведении тяжб и выступлениях перед судом и подготовке документов по уголовным и гражданским делам. С 1890 года стала развиваться коллективная форма работы в виде юридических консультаций.
Кроме случаев ведения дел по назначению суда, вознаграждение за которые выплачивалось из общего фонда, оплата труда адвоката производилась по договоренности с клиентом. Хотя Министерство Юстиции и установило размеры оплаты услуг, они были необязательны и применялись лишь в случаях разногласий между адвокатом и клиентом.
3 марта 1890 года был принят закон, ограничивающий допуск в адвокатуру евреев. Принятие дискриминирующего евреев закона было тем редким случаем, когда присяжные поверенные не выступили с коллективным протестом против введенного сверху ограничения их полномочий.
Сразу после падения старого режима были отменены все ограничения на прием евреев, а 1 июня 1917 года Временное правительство приняло закон, позволяющий заниматься адвокатской практикой женщинам.
Смена политической власти в России привела к изменению направления развития адвокатуры. Марксистская теория порвала с вековой традицией, согласно которой на правовую систему налагались этические ограничения. Право стало истолковываться как продолжение политической власти, а правовые институты становились инструментами, которые пролетариат использовал так, как он считал нужным.
Каково же было отношение большевиков к адвокатуре? Многие выдающиеся революционеры досконально знали тонкости адвокатской професии, т. к. практиковала в качестве адвокатов при старом режиме. П. Красиков, Н. Крестинский, П. Стучка, Д. Курский да и сам Ленин были до революции членами адвокатуры. После получения диплома юриста в Санкт-Петербурге в 1891 году в возрасте 21 года без особого энтузиазма проработал в течение полутора лет помощником адвоката в провинциальном городе Самаре. Будучи под началом присяжного поверенного Хардина, он провел всего 10 дел о незначительных преступлениях, и во всех случаях его клиенты были осуждены[5].
Придя к власти, большевики поняли, что тактика работы в зале суда, оказавшая большую помощь в разоблачении и ослаблении системы царизма, может быть использована и против нового режима.
24 ноября 1917 года был принят Декрет о суде, который упразднял адвокатуру, прокуратуру, отделы уголовных расследований и практически всю судебную систему. И если большинство юридических учреждений должно было быстро реорганизоваться на революционных началах, то адвокатской корпорации законодательство замены не предусматривало. Интересы личности в суде было разрешено представлять любому, обладающему гражданскими правами, не опороченному гражданину.
Издание нового Декрета N 2 о суде не привело к немедленной замене старой адвокатуры коллегиями правозащитников. Декрет N 2 предписывал создание при местных советах коллегий правозащитников, но он не оговаривал того, какими они должны быть и не обязывал местные советы исполнять его положения.
На первом Всероссийском съезде комиссаров юстиции в Москве в апреле 1917 года было принято решение об установлении для правозащитников государственных окладов, разорвавшая таким образом связь материального свойства между адвокатом и его клиентом. Однако остался нерешенным вопрос о том, каким образом полностью содержащийся на окладах адвокатский корпус будет финансироваться из и без того скудной государственной казны.
Распад старой правовой системы привел к массовому уходу из адвокатской корпорации.
30 ноября 1918 года ВЦИК принял Положение "О народном суде", которое заменило существовавшие законы о судах и адвокатуре. Коллегии правозащитников заменялись коллегиями с еще более неудобоваримым названием - коллегия обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе. Члены новых коллегий становились государственными служащими на окладе, назначаемыми местными советами, причем размер окладов приравнивался к размерам судей народных судов. Клиенты должны были вносить плату за услуги на счет Комиссариата юстиции, из бюджета которого предполагалось выплачивать зарплату.
Закон запрещал гражданам обращаться за юридической помощью к адвокату лично. Необходимые прошения и по уголовным и по гражданским делам должны были направляться руководству коллегии или в суд, и тогда эти инстанции назначали адвокатов. Таким образом, государство приобретало возможность влиять на дело еще до рассмотрения его в суде. О саморегулировании коллегий в законе не упоминалось.
С конца 1918 года защитника, за редким исключением, перестали допускать к участию в предварительном следствии. Если по Декрету N 2 о суде присутствие адвоката разрешалось на слушаниях всех уголовных дел в народных судах, то по Положению "О народном суде" 1918 года судьи имели право не допускать защитника в суд с целью представления интересов клиента, за исключением небольшого числа случаев, когда присутствовал государственный обвинитель или когда дело рассматривалось судом в составе 6 заседателей.
29 июня 1920 года Третий всероссийский съезд работников юстиции утвердил план привлечения адвокатов к трудовой повинности. Вместо коллегии обвинителей и защитников была введена система, в соответствии с которой юристы, работавшие в частных или государственных учреждениях, периодически привлекались к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности. Это означало ликвидацию адвокатской корпорации.
Ничтожное число консультантов, работавших в местных отделах юстиции, не могло удовлетворить потребности населения, что привело к распостранению подпольной адвокатской практики.
Новый закон об адвокатуре, вышедший к середине лета 1922 года, предусматривал возрождения института защитника в каждой губернии. Но об организации общероссийской коллегии адвокатов в законе не говорилось. Обязанность надзора возлагалась на суды и прокуратуру, куда без промедления должны были высылаться стенограммы всех заседаний коллегий. Как и до революции, делами губенских коллегий должен был руководить президиум, избираемый на определенный период общим собранием. Частная адвокатская практика законом в целом не регулировалась. За государственными органами закреплялось право исключать адвокатов из корпорации.
Значительное большинство членов новых коллегий были так называемыми буржуазными специалистами - членами профессиональной корпорации, получившими образование при царском режиме. Цифры за 1923 год свидетельствуют, что приблизительно 75% всех вступивших в коллегии получили высшее юридическое образование в царских учебных заведениях.
Партия начала вводить в состав коллегий коммунистов, пытаясь установить таким образом контроль за деятельностью корпорации изнутри. Но многие принятые в адвокатуру коммунисты были адвокатами только на бумаге и вступали в коллегию только для того, чтобы занять руководящие посты.
Юридические факультеты сразу после революции были ликвидированы. Юридическое образование, пришедшее в упадок в период революции, было восстановлено весной 1935 года с созданием Всесоюзной правовой академии. Но адвокатуре было отведено периферийное место в схеме восстановления правового образования. Ведущие юридические факультеты готовили студентов для работы в прокуратуре, судах и других государственных учреждениях. И предназначенных для работы в государственном секторе студентов не обучали вопросам правовой защиты. Те же, кто хотел поступить в адвокатуру, проходили подготовку в других, менее престижных институтах.
Юридическая пресса стала нетолько менее обстоятельной в освещении правовых вопросов, начиная с 1930 года, но и многие журналы, публиковавшие такую информацию, исчезли. После 1927 года перестали публиковаться ежегодные отчеты коллегии защитников.
22 декабря 1938 года, через 9 месяцев после того, как в результате начавшейся чистки были произведены замены в руководстве, Наркомюст СССР выпустил директиву "О работе коллегий защитников", ознаменовавшую начало кампании по окончательной трансформации адвокатуры в верноподданническое советское учреждение[6].
Новое Положение об адвокатуре 1939 года являлось моделью для всех последующих законов о корпорации. Самостоятельность адвокатских коллективов теперь считалась "вредной" для общества и их предполагалось распустить. Адвокатские услуги отныне должны были оказываться через местные юридические консультации, административно подчиненные президиуму коллегии адвокатов. Президиум наделялся правом определять местонахождение и состав консультаций, а также назначать заведующих. Заведующие, отчитывающиеся непосредственно перед президиумом, а не перед членами консультации, контролировали профессиональную деятельность адвокатов. Они также распределяли нагрузку среди адвокатов и устанавливали размер оплаты, пока не были определены твердые тарифы.
Положение 1939 года подвело итог длительным спорам о взаимоотношениях между адвокатурой и юрисконсультурой. Было запрещено сочетатьработу в госучреждениях на полную ставку с работой в адвокатуре, что вынудило адвокатов выбирать между работой в госсекторе и работой в адвокатуре.
Надзор за деятельностью адвокатру со стороны государственных органов были переданы Наркомату юстиции СССР, республиканским Наркоматоам юстиции и региональным управлениям Наркомюста. Помимо осуществления надзорных функций и роли последней инстанции при решении вопросов состава и профессиональной дисциплины эти органы периодически издавали обязательные к исполнению коллегиями адвокатов директивы.
В последующие десятилетия были приняты новые законы об адвокатуре. В начале 60-х годов общесоюзное Положение об адвокатуре СССР 1939 года было заменено республиканскими законами. Адвокатам все-таки удавалось сохранить определенную ведомственную автономию. Они не стали придатком бюрократической иерархии советского государства, оказывая по возможности засилью партии в корпорации, они остались, по крайней мере, формально, самоуправляемой копрорацией. Однако современная корпорация адвокатов продолжает функционировать на основах, заложенных в первые десятилетия советской власти. Ограничения организационнной независимости корпораций и право адвоката представлять интересы своего клиента в системе безраздельно господствующей государственной власти остались нетронутыми. В современной адвокатуре остается еще много нерешенных вопросов. Далее мы рассмотрим некоторые из них.
После принятия брежневской Конституции 1977 года на сессии ВС СССР 30 ноября 1979 года был принят общесоюзный Закон об адвокатуре. Соответственно были введены в действие более подробные законы об адвокатуре на уровне союзных республик. В Российской Федерации Положение об адвокатуре РСФСР было утверждено на сессии ВС РСФСР Законом от 20 ноября 1980 года[7].
Глава 3. Основные направления деятельности
Адвокаты участвуют в гражданском и уголовном процессах. В первом — в качестве представителей интересов истца, ответчика и третьих лиц, во втором — как защитники прав и интересов обвиняемого, подсудимого и представители потерпевшего, гражданского истца и ответчика.
Являясь представителем той или другой стороны в гражданском споре, адвокат не только выступает в судебном заседании, но и помогает в сборе доказательств, оформлении документов, при необходимости составляет жалобу на решение суда. Представительство осуществляется на основе договора заинтересованного лица с соответствующей юридической консультацией. К помощи адвокатов прибегают как отдельные граждане, так и юридические лица, не имеющие штатных юристов. Адвокаты выступают и в судах общего назначения и в арбитражных судах.
Оплата труда адвокатов производится юридической консультацией за счет средств клиентов. Предусмотрена и бесплатная юридическая помощь.
Особую значимость имеет адвокатская деятельность в уголовном процессе. Каждый человек вправе прибегнуть к помощи адвоката с момента задержания, заключения под стражу, привлечения к уголовной ответственности в качестве обвиняемого. Таким образом, помощью адвоката можно воспользоваться задолго до судебного разбирательства, что немаловажно с точки зрения обеспечения защиты прав лиц, вовлеченных в уголовно-процессуальную процедуру.
В судебном заседании адвокат имеет возможность знакомиться со всеми материалами дела, задавать вопросы, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства и т. д. Речь адвоката на заключительном этапе судебного процесса помогает суду учесть все обстоятельства, благоприятные для подсудимого. Эмоциональное воздействие такого выступления имеет далеко не последнее значение в судах с участием присяжных заседателей.
Помимо участия в судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в обязанности адвокатов входит консультационная работа, а также составление разного рода юридических документов (исковые заявления, жалобы, ходатайства и т. д.)[8].
Представительство в судебных
органах по гражданским и уголовным делам
Защита по уголовным делам на
предварительном следствии и в суде
Адвокат Консультации и разъяснения по юридическим
вопросам
Выдача устных и письменных справок
Составление заявлений и документов
правового характера
3.1. Система органов адвокатуры
Систему адвокатуры составляют две организационные формы: коллегии адвокатов и юридические консультации. Коллегии создаются либо по заявлению группы учредителей (граждан Российской Федерации с высшим юридическим образованием), либо по инициативе органов исполнительной власти соответствующего территориального образования.
Существуют коллегии адвокатов субъектов Российской Федерации, крупных городов и др.
Коллегия является юридическим лицом. Высший орган управления — общее собрание (конференция) членов коллегии, созываемое не реже одного раза в год. Оно избирает президиум и контрольно-ревизионную комиссию сроком на три года.
Президиум и его председатель осуществляют руководство деятельностью коллегии. Для работы на местах организуются юридические консультации. Они могут создаваться в районах крупных городов, а при необходимости и в сельских районах.
3.2. Правовое положение адвокатов
Адвокатом (членом коллегии) может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет. При приеме в члены коллегии допускается испытание продолжительностью до трех месяцев. В испытательный срок не засчитывается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия на работе по уважительным причинам. Выпускники высших учебных заведений, не имеющие необходимого стажа работы, принимаются после прохождения стажировки (6—12 месяцев).
Хотя адвокаты считаются лицами так называемых свободных профессий, на них распространяется действие многих норм трудового законодательства, они подлежат социальному страхованию и пользуются правом на пенсии и пособия наравне с наемными работниками. Время работы в качестве адвоката включается в стаж, необходимый по условиям пенсионного обеспечения.
В области профессиональной деятельности как субъект, которому предоставлено право защищать права и интересы физических и юридических лиц, адвокат через юридическую консультацию может запрашивать необходимые для осуществления своего профессионального долга документы и материалы.
Он обязан использовать все, допускаемые законом средства и способы для защиты прав, свобод и законных интересов своих клиентов, не разглашать сведения, полученные в связи с адвокатской деятельностью.
Закон запрещает допрос адвоката об обстоятельствах, ставших ему известными при исполнении обязанностей защитника. Президиум коллегии поощряет адвокатов за успешную и добросовестную работу, привлекает к дисциплинарной ответственности, вплоть до исключения из числа членов коллегии, за нарушение профессиональных обязанностей.
Глава 4. Соотношение профессиональной этики юриста и общегражданской этики
Уже сегодня наше общество достигло такого уровня демократичности и цивилизованности, что и в таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы, нравственность и культура (эти два понятия в мировоззренческих установках личности тесно взаимосвязаны) сотрудников приобрели огромную значимость. Как показывают социологические исследования и как это отмечается в целом ряде документов руководства, соблюдение законности и служебной дисциплины определяется прежде всего не только и, может быть, не столько требовательностью руководителей, сколько нравственными установками и культурной воспитанностью сотрудников. Во многих случаях эти качества оказывают на эффективность служебной деятельности большее воздействие и играют здесь даже большую роль, чем профессиональная компетентность (что, конечно же, нисколько не умаляет необходимость постоянного повышения профессионализма). Не случайно сегодня настоятельно выдвигается требование проводить подробный анализ нравственных качеств и культуры сотрудников при их переаттестации или при их выдвижении на более высокую должность. Иными словами, нравственность и культура сотрудника рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его готовность к обеспечению любых служебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наиболее результативным эффектом.
Схема 1. Духовные барьеры, препятствующие совершению преступных деяний.
Недооценка этих факторов порождается довольно распространенным мнением, что служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов настолько строго регламентирована законами, подзаконными актами, уставными положениями, инструкциями, требованиями служебной дисциплины и т. д., что при должном уровне требовательности руководства любой сотрудник будет успешно выполнять свои функциональные обязанности. Мнение это глубоко ошибочно по целому ряду причин.
Во-первых, современное общество, в том числе и деятельность правоохранительных органов, находится в условиях постоянного изменения, причем эта динамика носит исключительно интенсивный, подчас даже непредсказуемый характер, в силу чего административно-правовые документы и приказы могут определить деятельность сотрудника только в самых общих чертах. Их интерпретацию применительно к той или иной конкретной ситуации зачастую определяет руководитель служебного коллектива (где не последнюю роль играет нравственный компонент), а порой и сам исполнитель.
Во-вторых, все документы служебно-правового характера (в том числе приказы и приказания) не содержат четко определенных решений для любой ситуации, но лишь предписывают рамки, в которых эти решения должны быть приняты. Рамки эти бывают зачастую настолько широки, что в зависимости от уровня культуры и нравственной воспитанности сотрудника поставленная задача может быть решена как казенно, формально-бюрократически, так и творчески — максимально результативно и с "человеческим лицом".
В-третьих, функциональные обязанности можно выполнять по-разному. Можно в минимально допустимом объеме, так сказать, "от сих до сих", компенсируя это созданием видимости кипучего энтузиазма, а можно, как сказал поэт, "не знать ни зим ни лет", а работать с максимальной отдачей, вызывая "огонь на себя", самоотверженно превращая интересы службы в главный смысл своей жизни. Определяет характер выполнения служебного долга в этом случае лишь нравственность сотрудника, его совесть.
В-четвертых, в деятельности любого сотрудника правоохранительных органов обязательно наличествует элемент секретности, конспиративности, причем, как уже указывалось выше, во многих ситуациях здесь отсутствует решение, четко определенное служебными документами, нормами права (особенно это характерно для оперативно-розыскных служб). Поэтому во многих случаях он вынужден действовать в соответствии со своими моральными понятиями добра и зла, справедливости, долга, чести и др. И здесь существует важное отличие деятельности сотрудника от всех других сфер социальной жизнедеятельности: отсутствие морального контроля со стороны общественного мнения. Таким образом, в данном случае единственным судьей правильности, т. е. подлинной моральности его действий, оказываются его культура и его нравственность, его совесть.
И, наконец, в-пятых, общеизвестно, что между правопослушным и преступным поведением пролегает довольно широкая "пограничная полоса", которую непременно проходит личность и где она духовно деформируется, прежде чем начинает совершать преступные деяния. Об этой деформации мы уже говорили выше, когда анализировали духовные барьеры, возникающие перед человеком, решившем стать на путь достижения цели путем свершения преступного деяния.
Подытоживая сказанное, можно дать определение такого понятия, как "профессиональная этика". Профессиональная этика - область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии; это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытующих в данной профессиональной группе.
При этом профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов принципиально отличается от этики абсолютного большинства других профессий (исключение составляют профессия военнослужащего, медика, моряка, летчика, специалистов некоторых других профессий, работающих в условиях риска или связанных со здоровьем и жизнью людей) своим преимущественно деонтологическим характером (от греч. deontos - должное). Одно из основных отличий морали от других форм общественного сознания заключается в том, что в силу своего аксиологического характера ее нормы не являются строго обязательными, предоставляют право широкого выбора и санкционируются исключительно силой воздействия общественного мнения. Но применительно к требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов, эти условия оказываются во многих случаях недостаточными, и этические нормы приобретают здесь строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями. В качестве примера можно сослаться на Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом министра внутренних дел России, несоблюдение которого может иметь для сотрудника весьма существенные негативные последствия — вплоть до увольнения из органов на основании статьи 58-в Положения о службе в органах внутренних дел. К деонтологическим нормам относятся также, например, требования дисциплинарных уставов и других документов, определяющих формы поведения и общения.
Профессиональная деонтология — часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определенной профессиональной сфере и носящих конкретно-императивный характер; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т. е. правовыми) санкциями.
Соответственно, к сотруднику правоохранительных органов предъявляется ряд специфических моральных требований. Частично они содержатся в служебных нормативных документах - таких, как, например, уже упоминавшийся Кодекс чести, и тогда они носят деонтологический характер, а частично вырабатываются в процессе накопления служебного опыта и складывания служебных традиций морально-психологическим климатом коллектива сотрудников той или иной службы правоохранительных органов. В обобщенном виде моральные требования к сотруднику правоохранительных органов состоят в следующем:
— отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;
— глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как работника правоохранительной системы, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности больших масс людей;
— разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику правоохранительных органов прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;
— принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений;
— безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации работника правоохранительных органов;
— сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях;
— постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.
Перечисленные требования дают достаточно наглядное представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать сотрудник правоохранительных органов. Это гуманность, терпимость, справедливость, чувство долга, смелость, мужество, выдержка, честность, патриотизм. Однако о некоторых из них стоит поговорить поподробнее.
Одно из главных требований, предъявляемых к сотруднику правоохранительных органов, — это требование гуманности и терпимости. Сотрудник органов должен постоянно помнить, что его работа - это работа врача. Так же, как и у врача, его служебная деятельность включает лечение и профилактику заболеваний. Разница лишь в том, что врач лечит болезни физические и психические, а работник органов - социальные. Но так же, как и врачу, ему приходится иметь дело с людьми, попавшими в беду, людьми больными, хотя и не всегда осознающими это. Конечно, есть преступники и есть потерпевшие. Последние вызывают сочувствие и желание оказать им помощь и поддержку.
Всякое профессиональное качество сотрудника правоохранительных органов имеет моральную окрашенность. И если принимать это во внимание, то оказывается, что любое такое качество, даже самое "профессионально необходимое" - такое, как, скажем, мужество, порождает не только результативность, но еще и подлинное благородство, без которого немыслима ни одна профессия, непосредственно связанная с судьбами людей. Приведем в подтверждение этого еще один пример. Майор милиции А. С. Лендин (г. Подольск) возвращался после дежурства глубокой ночью домой. Внезапно в свете фар он увидел, как по дороге бежит полураздетая женщина, а за ней гонится вооруженный громадным тесаком мужчина. А. С. Лендин остановил машину и потребовал, чтобы тот прекратил преследование. С яростным ругательством бандит бросился на майора. Поскольку последний был вооружен табельным оружием, ему ничего не стоило его применить, тем более, что закон о милиции (статья 15) предоставлял ему на это в данных обстоятельствах полное право. Однако майор не стал стрелять. Рискуя жизнью (бандит физически по всем статьям превосходил майора), майор сумел скрутить преступника, надел на него наручники и произвел задержание.
Совокупность нравственных качеств образует нравственную культуру сотрудника. Ее характер условно подразделяется на три уровня: высокий, средний и низкий. Высокий уровень характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве и взаимодействии, глубокими этическими знаниями в тесном единстве с богатством нравственных чувств и практическим действием. Средний уровень характеризуется частичной сформированностыо компонентов нравственной культуры, хорошо усвоенными этическими знаниями, не являющимися, однако, всегда руководством к действию, достаточно обостренным чувством добра и зла, справедливого и несправедливого, но зачастую при этом отсутствует воля для практической его реализации. Низкий уровень характеризуется несформированностью отдельных компонентов, поверхностными этическими знаниями, недисциплинированным поведением, относительно низкими моральными качествами, слабым развитием моральных чувств, неблагоприятным воздействием сотрудника на морально-психологический климат служебного коллектива.
Заключение
Адвокатура занимает важное место в системе правоохранительных органов и организаций. Однако она не является правоохранительным органом, т. к. у адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально иной основе: он - защитник, т. е. защищает. Защита нужна для того, чтобы не допустить следственных и судебных ошибок особого рода: привлечения к уголовной ответственности, предания суду и осуждения невинного либо осуждения виновного по закону, предусматривающему ответственность за более тяжкое преступление, чем в действительности им совершенное или назначения чрезмерно сурового наказания, а также в других случаях.
Несмотря на крайне редкое сочетание благоприятствующих факторов, возникновение адвокатуры в юриспруденции представляет тем не менее закономерный результат длительного процесса развития надсистемы. Адвокатура возникает в юриспруденции когда субъекты системы не могут допустить, что бы был наказан человек не осознававший свои действия, также нельзя говорит, что человек виновен не доказав этого. Такие принципы появляются в достаточно высоко организованной системе, юриспруденция прошла достаточно длинный путь развития. А сама юриспруденция появляется в государстве прошедшем достаточно длинный путь развития.
Использованная литература
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 2002.
2. Богданова Н.А. Конституционное право (общая часть). Учебное пособие в 2-х частях. — М.: Изд-во “Юридический колледж МГУ”, 1996.
3. Гражданский процесс. Учебник. /Под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной. - М.: Проспект, 1998.
4. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. - М.: Издательство БЕК, 2001.
5. Иванов, А.Н. Костюков, В.Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. - Омск, 1995.
6. Конституция Российской Федерации. Коментарий /Под общей ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: Юрид. лит.,2001.
7. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992.
8. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / общ. Ред. А.С. Пиголкина 2-е изд. - М.: МГТУ, 2000.
9. Теория государства и права: Курс лекций. /под редакцией Н.И. Мазутова. - М.: Юрист 2001 г.
10. .Гущенко К.Ф., Ковалев М.А., "Правоохранительные органы", М., 2000.
11. Правоохранительные органы Российской Федерации", под ред. Ботьева В.П., М., 1996.
12. .Хаски Ю., "Российская адвокатура и советское государство", М., 1993.
[1] Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980.
[2] См. Сборник Речи известных русских юристов. М.: Юрид. лит., 1985.
[3] Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. - М.: Издательство БЕК, 1997. С.261.
[4] Ст. 51 УПК РСФСР
[5] Полянский Н. Н., Строгович М. С., Савицкий В. М., Мельников А. А. Проблемы судебного права. - М., 1983. с.38.
[6] Общая теория права: Учебник для юридических вузов / общ. Ред. А.С. Пиголкина 2-е изд. - М.: МГТУ, 1996. с. 162.
[7] Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. с.31.
[8] Иванов, А.Н. Костюков, В.Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. - Омск, 1995. с. 251.