Содержание


Введение_________________________________________________________ 3

Глава 1. Понятие и сущность права_________________________________ 5

1.1. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции_____ 5

1.2. Сущность права: эволюция представлений______________________ 9

1.3. Понятие права в отечественной юридической науке_____________ 15

1.4. Социальная ценность и функции права________________________ 18

Глава 2. Функции государства_____________________________________ 24

2.1. Внутренние функции государства_____________________________ 24

2.2. Внешние функции государства_______________________________ 30

Заключение_____________________________________________________ 35

Список использованной литературы________________________________ 37


Введение


Длительное время на предыдущем этапе отечественной юридической мысли право рассматривалось в неразрывном единстве с государством как продукт и инструмент государства, как основа осуществления классового господства в государственных формах. Например, утверждалось в 30-е годы, что право – это не только совокупность норм, установленных или санкционированных государственной властью, но еще и характеризуемых тем, что они осуществляются в принудительном порядке, защищают отношения, «выгодные и угодные господствующему классу». При желании любое нарушение правового предписания, каким бы оно ни было, можно было рассматривать как выступление против «государственно-организованного господства рабочего класса», как «подрыв социалистического строя».

В настоящее время необходимо рассмотреть правовое развитие российского общества как исторически длительной, насчитывающей не менее трех веков, имеющей свои этапы, но единственный процесс формирования все усиливающихся правовых начал, правовой государственности, правовой культуры в жизни России. Необходимо сформировать отечественную теорию права с учетом как собственных научных достижений, зарубежного опыта, так, впрочем, и провалов, искажений, которые были характерны для ее некоторых этапов. При этом надо осуществить и разумное, учитывающее конкретную правовую действительность и меру, включение отдельных положений, разработанных предыдущими выдающимися российскими учеными-юристами, в современное теоретическое научно-юридическое знание.

Кроме того, в настоящее время пора восстановить единый, хотя и противоречивый, но имеющий глубокую преемственность и продвижение к новым политико-правовым знаниям, длительный естественный процесс теоретического описания, объяснения и прогнозирования права в целом, права как важнейшего социального института.

Данная работа направлена на рассмотрение различных типов правопонимания, различных понятий сущности права и предпринята попытка, на основе анализа, приведенных в работе правовых учений, объединить все имеющиеся представления о праве в единое целое. Кроме того, автором раскрыта социальная ценность права и изучены функции, которые призвано осуществлять право.



Глава 1. Понятие и сущность права


1.1. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции


Для юриспруденции исходное и определяющее значение имеет лежащий в ее основе тот или иной тип понимания права. Это обусловлено научно-познавательным статусом и значением понятия в рамках любой последовательной, систематически обоснованной, развитой и организованной теории. Ведь только юридическая наука в целом (как совокупное понятийно-теоретическое знание о праве) и есть систематическое и полное раскрытие понятия права в виде определенной теории.

История и теория правовой мысли и юриспруденции пронизаны борьбой двух противоположных типов правопонимания. Эти два типа понимания права и трактовки понятия права условно можно обозначить как юридический и легистский типы правопонимания и понятия права.

Согласно легистскому подходу, под правом имеется в виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола): право – приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти. То есть право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам позитивного права (законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т.д.). Такое легистское отождествление права и закона является принципом и смыслом «юридического позитивизма». Подобное правопонимание присуще разного рода этатистским, авторитарным, деспотическим, диктаторским, тоталитарным подходам к праву.

Для юридического типа правопонимания характерна та или иная версия различения права и закона. При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения, т.к. определенное, отличное от других, социальное явление со своими объективной природой и спецификой, своей сущностью, отличительным принципом и т.д.[1]

В то же время, в рамках юридического типа правопонимания можно выделить два разных подхода:

естественно-правовой подход, исходящий из признания естественного права, которое противопоставляется праву позитивному;

либертарно-юридический подход, который исходит из различения права и закона и под правом имеет в виду не естественное право, а бытие и нормативное выражение принципа формального равенства. При этом под принципом формального равенства понимается единство трех основных компонентов правовой формы – всеобщность нормы и меры равенства, свободы и справедливости.

Таким образом, согласно либертарно-юридическому правопониманию, право – это форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений. Везде, где есть принцип формального равенства, есть право. Все, выходящее за рамки этого принципа и противоречащее ему, является неправовым и антиправовым.

Для сторонников же естественно-правовых идей естественное право – это единственно настоящее, исходно подлинное право, коренящееся в объективной природе – в природе Бога или человека, в физической, социальной или духовной природе и т.д. Оно воплощает начала разумности, нравственности и справедливости.

С легистских позиций, сводящих с самого начала право к закону и отождествляющих их, невозможно сказать что-либо содержательное о законе (позитивном праве), поскольку с этой точки зрения в принципе безразлично, формой выражения какого именно содержания является закон. Тут существование закона в роли права предшествует той правовой сущности, выражением чего этот закон как носитель права должен быть.

Для легизма весьма характерны пренебрежение правами человека и гражданина. В этом смысле легизм представляет собой нормативное выражение авторитарного правопонимания. Устремления легизма – подчинение всех властно-приказным правилам и установлениям.

Вообще, легизм, по существу, отвергает собственно правовые ценности и признает лишь ценность закона (позитивного права). Причем признаваемая позитивистами «ценность» закона на самом деле лишена собственно ценностного смысла. Позитивистская «ценность» закона – это его официальная общеобязательность, властная императивность, а не его общезначимость по какому-либо объективному основанию.

Что касается естественно-правового подхода, то универсальным принципом естественного права является принцип противопоставления в области права «естественного» «искусственному», включающий в себя их ценностную оценку и приоритет «естественного» над «искусственным».

В рамках этого принципа «искусственное» уже дано в виде позитивного права, поэтому «естественное» трактуется как предданное (Богом, разумом, природой вещей, природой человека и т.д.), предпозитивное (допозитивное, надпозитивное).

Смысловое содержание универсального принципа естественного права, а вместе с тем и общего понятия естественного права включает в себя следующие моменты:

данный принцип, определяя право как сферу своего применения и действия, отрицает правовой смысл позитивного права и утверждает наличие естественного права как собственно права в исходном, безусловном и подлинном смысле этого явления и понятия;

этот принцип – в своем противопоставлении естественного и позитивного права – обозначает противоположность двух качественно разных сфер – противоположность «естественного» и «искусственного»;

естественное право и позитивное право выступают как взаимосвязанные противоположности;

этот принцип является принципом универсальной модели естественного права, которая выступает как универсальный образец для всех отдельных видов естественного права.

Вообще, естественное право – это везде и всегда наличное, извне предданное человеку, исходное для данного места и времени право, которое как выражение  объективных ценностей и требований человеческого бытия является единственным и безусловным первоисточником правового смысла и абсолютным критерием правового характера всех человеческих установлений, включая позитивное право и государство.[2]

Различные определения понятия права, представляющие собой разные направления конкретизации смысла принципа правового равенства, выражают единую сущность права. Причем каждое их этих определений предполагает и другие определения в общесмысловом контексте принципа правового равенства. Отсюда и внутренняя смысловая равноценность таких внешне различных определений, как: право – это формальное равенство, право – это всеобщая справедливость.

В либертарной концепции речь идет об оценке с позиций права правового смысла и значения закона и наличного, эмпирически реального государства, об их правовом качестве, об их соответствии целям, требованиям, императивам права как ценностно-должного. Право при этом выступает как цель для закона и государства. Это означает, что закон и государство должны быть ориентированы на воплощение и осуществление требований права; поскольку именно в этом  состоят их цель, смысл, значение. Закон и государство ценны лишь как правовые явления. Цель права как должного в отношении закона и государства можно сформулировать в виде следующего императива: закон (позитивное право) и государство должны быть правовыми. Правовой закон и правовое государство – это правовые цели – ценности реального закона и государства.

Под всем терминологическим разнообразием лежит идея, смысл которой формулируется как различение и соотношение права и закона. Речь при этом идет не только о терминологической унификации понятийного словаря разных подходов к праву, но и, что более существенно, о переосмыслении этих разных подходов с новой позиции, под новым углом зрения и в новом их качестве – как различных  вариантов одного типа правопонимания, как специфических концепций в рамках общей для них всех теории различения и соотношения права и закона, как отдельных направлений разработки по существу единого предмета философии права.

Таким образом, в мировой и отечественной юриспруденции существует два типа понимания права: юридический, при котором различают естественное право и нормативное выражение принципа формального равенства, и легистский, в основе которого лежит понятие права как приказа, как принудительных установлений государства совокупности обязательных правил, предписанных официальной властью.

С учетом недостатков естественно-правовой трактовки понятия права следует признать правомерность ряда критических положений, высказанных представителями легизма в адрес естественно-правовой доктрины. Речь идет о таких недостатках, как смешение права и морали, формального и фактического при трактовке естественного права.

Последовательное преодоление недостатков естественно-правового подхода ведет не к позитивизму и легизму, а к теоретически более развитой форме юридического правопонимания и соответствующего толкования понятия права и ценностно-правового значения закона и государства.


1.2. Сущность права: эволюция представлений


Основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие от всех других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для всех тем к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения.

Эти основные характеристики права и составляют сущность права, его устойчивое ядро.

Проблема сущности права имеет несколько теоретических аспектов. Один из них – гносеологический (познавательный) заключается в философской проблеме познания сущего. Со времен Платона ответ сводится к признанию приоритета логического, понятийного знания.

Второй аспект проблемы сущности права заключается в попытке выделить уже в самой сущности главный, основополагающий, определяющий компонент. Марксистская концепция права выделяла классово-волевой компонент.

И еще один аспект сущности права. Не во все времена и не во всех обществах ученые юристы соглашались с нормативной природой права и другими сущностными характеристиками права. Можно выделить такие, которые разводят право и закон, и понимают право то, как справедливость, то, как разумное распределение интересов, то, как особое психологическое переживание, психологическое отношение, то, как саму упорядоченность общественных отношений, то, как конкретные судебные решения споров, то, как сознательно творимое устройство общественной жизни, то, наконец, как нечто стихийное, развивающееся независимо от воли и общественного сознания регулятивное явление.

Вообще, взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.

Но, несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

право – это социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересом общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

право частной собственности является основой всех прав человека;

право – это мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Коркунов же, в свою очередь, возразил этому определению, отмечая, что определение права как нормы свободы применительно к положительному, исторически развивающемуся праву требует уточнения. Юридические нормы, так или иначе, ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, которые связаны с интересами других лиц. Разграничивая эти интересы, право тем самым устанавливает пределы их осуществления и, следовательно, ограничивает в этом отношении свободу человека.

Мнения того, что почвой права, его необходимым пунктом является свободная воля, мир духа, рожденный им самим как некоторая вторая природа, придерживался Гегель. Наши современники также приходят к выводу, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т.е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

Что касается эволюции представлений о праве, то все правовые учения можно классифицировать по определенным школам, среди которых можно наиболее ярко выделяются следующие:

1. Теория естественного права.

Разработку данная теория получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей. Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.[3]

Теория естественного права возникла еще в древности и ее суть состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом, которое, в свою очередь, основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства.

                                    2. Историческая школа права.

Данная школа возникла в целях защиты уже познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средневековья.

Представителями исторической школы были Г. Гуго, К. Савиньи, Ф. Пухта, Шталь и другие, которые считали, что законодатель не может творить нормы по своему субъективному усмотрению. Его задача состоит в том, чтобы познать объективные потребности общественного развития, интересы отдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права. Представители этой школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе исторического процесса. Право – это продукт народного духа, народного правового убеждения. Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает не в виде формальных прав, а в виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи. Юристы же лишь извлекают правило нормы путем анализа и изучения опыта существующего права.[4]

                                    3. Реалистическая школа права.

Основателем данной школы был Р. Иеринг, который говорил, что право – это защищенный государством интерес и принадлежит оно не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Задачей же права является гарантия пользования правом.

Создатели реалистической теории, такие как С.М. Муромцев, Е. Трубецкой и другие, считают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов, которыми являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права. Право как средство достижения цели выступает необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества. Право без государственной власти, пустой звук. Борьба за право – это обязанность лица, правомочного перед самим собой, а защита права, т.е. противодействие правонарушению, - обязанность не только по отношению к самому себе, но и по отношению к целому обществу, государству: каждый, защищая свое право, отстаивает тем самым нормы объективного права, на которых зиждется его субъективное право.

4. Социологическая школа права.

Данная школа является основным направлением правоведения XX века. Ее основателем стал Эрлих. Кроме того, эту школу представляли Г.Ф. Шершеневич, Р. Паунд, Л. Дюги.

Социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», т.е. системы правоотношений, поведения людей в сфере права. Социологическая теория наполняет право социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

5. Нормативистское направление.

Поддерживали данное направление Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие. Они считали, что право – это внешнее регулирование социальной жизни, целью которого является удовлетворение потребностей людей. При этом правовые нормы должны соподчиняться по степени их юридической силы.

Согласно данной теории юридическая наука должна изучать право «в чистом виде», вне связи с политическими, нравственными и другими оценками, т.к. в ином случае наука теряет объективный характер и превращается в идеологию. Вся система права имеет ступенчатое строение, т.е. последовательно выводится из основной нормы, образуя иерархию норм.

Заслуга нормативистской теории состоит в том, что она вычленила формальные признаки права, которые и составляют его юридическую сущность, т.е. право – нормативный регулятор общественных отношений.

                                    6. Психологическая теория.

Распространение данная теория получила в начале XX века. Ее представителями явились Л.И. Петражицкий, Мэрилл, Росс, Эллиот.

Данная теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность. Если наш долг в этическом сознании представляется связанным по отношению к другому человеку, психически закреплен за ним как принадлежащий ему, а этот другой имеет притязание на наш долг, на исполнение нами обязанности, то в этом случае речь идет о юридическом долге. Если же обязанность не представляется нам принадлежащей другому, а этот другой не имеет притязания на исполнение нами нашего долга, то в этом случае налицо нравственная обязанность.

                                    7. Материалистическая теория права.

Ее основоположниками стали К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи. В основе данной теории лежит тезис о том, что право – это выражение и закрепление воли экономически господствующего класса.

Марксистско-ленинское учение видело сущность права в его классовости и материальной обусловленности. Право - явление, производное от государств, в полной мере определяемое его волей.

ВЫВОД:

Разнообразие взглядов на право позволяет выделить его специфические признаки как государственного регулятора общественных отношений:

правовые нормы в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах;

нормы права охраняются принудительной силой государственного аппарата;

право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства;

право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимоотношении.

Таким образом, право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.


1.3. Понятие права в отечественной юридической науке


Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытнообщинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период зарождались моральные и религиозные нормы. Право возникло гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство.

Юридическая наука в России формировалась под заметным влиянием западноевропейской юриспруденции. Важную роль при этом сыграли реформы Петра I. Заметной вехой в становлении и развитии русской юриспруденции стала «Энциклопедия законоведения» К.А. Неволина. Большую роль в развитии дореволюционной русской юриспруденции и ее ориентации на философско-правовые исследования сыграла пропаганда Новгородцевым идей нравственного идеализма и возрождения естественного права. Затем, в борьбе против государственности и права в их действительном значении и смысле, против «юридического мировоззрения» как сугубо буржуазного, проходил процесс формирования и развития советской марксистско-ленинской теории права и государства и юридической науки в целом. Заметным достижением постсовесткой юриспруденции является формирование и функционирование целого ряда новых научных дисциплин и исследовательских направлений, отвечающих актуальным потребностям и задачам радикальных преобразований в стране в духе правовой демократии, рыночной экономики, политического плюрализма и конституционно-правовой государственности.

На протяжении всего исторического периода становления и развития правовой мысли, в определение права в отечественной юридической науке вкладывались различные понятия. Но среди них можно выделить ряд специфических признаков, характерных для права:

1. Право состоит из норм, т.е. из правил поведения, которые являются обязательными для тех людей, которым они адресованы.

Степень обязательности правовых норм может быть различной и зависит от того, насколько широк круг лиц, на который та или иная норма распространяется. Так, например, норма, устанавливающая налог на физических лиц, общеобязательна для всех лиц, получающих доход, а положения, касающиеся местных налогов, имеют силу только в отношении субъектов, проживающих или осуществляющих свою деятельность на определенной территории.

2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством.

Большинство правовых норм исполняется и соблюдается добровольно. Но за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также ответственность за ее нарушение. Государство в прямом смысле охраняет право. Государственная охрана может быть разноплановой и выражаться не только в виде наложения мер юридической ответственности или санкций, но и в виде осуществления различных организационных, организационно-технических, превентивных, восстановительных, воспитательных и других мер государственных органов.

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме.

Правовые нормы закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Иная его часть, по объему превосходящая, существует в других формах. Право шире законодательства по объему и соотносится с ним как целое и часть.

4. Юридические нормы отличаются формальной определенностью.

Формальная определенность проявляется не только в том, что правовые предписания письменно выражены в юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т.е. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения и использования правил законодательной техники. Формальная определенность позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм.[5]

Нормы права образуют не совокупность, а именно систему, причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. Системность в право привносится именно законодателем, хотя эта его деятельность и имеет объективные предпосылки и основания. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку большинство из них специализируется на регулировании того или иного вида общественных отношений. Причем, чем теснее увязка и согласованность юридических норм между собой, их противоречие приводят к тому, что многие юридические нормы «не работают», не действуют.

Таким образом, право – это система обязательных правил поведения, формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Современный уровень теории права позволяет определить право как имеющую большую социальную ценность регулятивную систему, которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил поведения), выраженных в нормативных актах, судебных прецедентах, других формах и обеспеченных возможностью государственного принуждения, воздействует на общественные отношения с целью их упорядочения, стабилизации либо социально необходимого развития.

1.4. Социальная ценность и функции права


В связи с развитием того направления философской мысли, которое называется аксиологией (учением о ценностях), стало возможным охарактеризовать место и роль права в жизни общества более четко и основательно.

Право в обществе в условиях цивилизации с аксиологической точки зрения – это не только необходимость, средство социального регулирования, но и социальная ценность, социальное благо.

Исходным для понимания права как ценности являются его особенности как институционного образования. Право обладает рядом высоко значимых свойств – общеобязательной нормативностью, формальной определенностью, высокой обеспеченностью и другими, раскрывающими его миссию существенной социальной силы общества, носителя значительной социальной энергии.

Результативные качества права характеризуют три момента:

1) возможность (способность) обеспечить всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях. Решающую роль в данной плоскости играет нормативность права, отличающаяся общеобязательностью, всеобщностью. Это позволяет добиться такого состояния жизни общества, когда регламентированный юридическими нормами порядок одинаково действует во всей стране, притом постоянно, неизменно, непрерывно во времени.

2) возможность или способность достигнуть определенности, точности в самом содержании общественных отношений. Здесь главная роль принадлежит формальной определенности права. Правовое регулирование вследствие этого приобретает многие черты, которые делают его высоко социально ценным: оно не только способно охватывать все необходимые формы социальной жизни, не оставляя «дыр» и «пустот» в регулировании, но и позволяет резко отделить правомерное поведение от произвола и своеволия.

3) возможность достигнуть «гарантированного результата». Рассматриваемая особенность права выражается в позитивных юридических обязанностях и в высокой степени их обеспеченности, опирающейся на государственное принуждение. Эта сторона ценности права во многом связана с прямым государственным воздействием.

Однако ценность права не исчерпывается возможностями или способностями, заложенными в его свойствах. Право представляет собой глубинный элемент цивилизации и культуры, который не только призван реализовать ряд основополагающих требований цивилизованного общества, но и вбирает в себя ценности цивилизации и культуры, более того, сам становится такой в высшей степени значимой ценностью. Это и связано как раз с характеристикой права в качестве социального феномена, обладающего инструментальной и собственной ценностью.

Инструментальный характер ценности права выражается в том, что оно является посредствующим звеном при реализации высоко значимых ценностей – товарно-рыночных институтов, управления, демократии, морали, культуры, средством их воплощения в жизнь.

Право выступает как высокоэффективный и целесообразный социальный регулятор и обладает такими свойствами, благодаря которым возможно ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строго определенную по содержанию, гарантированную государством систему типовых масштабов поведения, функционирующую постоянно и непрерывно во времени. В обществе в условиях цивилизации нет такой другой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить целесообразное регулирование экономических, государственно-политических, организационных и ряда иных отношений, реализуя при этом демократические, духовные, нравственные ценности.[6]

Следовательно, право как высокоэффективный и целесообразный социальный регулятор – это, прежде всего инструментальная, или, иначе, служебная ценность, т.е. ценность, выступающая в качестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающего функционирование других социальных институтов (государства, социального управления, морали и пр.), иных социальных благ.

Вместе с тем право имеет и собственную ценность, которая в демократическом обществе приобретает доминирующее значение. Собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе и в пределах организованных, упорядоченных отношений и в соответствии с нравственностью, справедливостью. Иными словами, право в идеале – это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной социальной свободы и справедливости. В этом своем качестве право может предоставлять людям, их коллективам в виде субъективных прав простор для свободы, для активности в поведении, и в то же время оно направлено на то, чтобы исключить произвол и своеволие, противостоять им, сообразовать поведение с нравственностью, со справедливостью.

Таким образом, право является уникальной социальной ценностью, основанной на том, что воплощает цельный сплав фундаментальных устоев цивилизованной организации жизни общества, их нормативных требований, причем таких, которые, казалось бы, отличаются известной несовместимостью или, во всяком случае, разнородностью, отдаленностью друг от друга.

Право по своим свойствам – такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок, основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности, и потому по своей природе сопротивляется произволу и беззаконию. Именно как явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время, обеспечивающее простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает высоко значимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса.

Собственная ценность права выражается в том, что может быть названо правовыми началами или духом права. Правовые начала и есть тот заложенный в праве потенциал, реализация которого означает и утверждение, проведение в жизнь обеспеченной свободы в обществе, и достижение нужной организованности в общественной жизни, и торжество высокой нравственности, действительного гуманизма. Главное же – все это вместе, в одном сплаве. В рассматриваемом отношении право является ближайшим выражением и показателем цивилизации, ее нормативных требований, действительно цивилизованной организации социальной жизни.

Вообще, право – такой социальный и духовный феномен, который не просто противостоит произволу, своеволию, беззаконию, не просто является антиподом им, а представляет собой именно противостоящую, противоборствующую силу, активно их отторгающую. Право – показатель такого состояния общества, когда из него устраняется произвол.

Активная роль права в жизни общества выражается в его функциях – основных направлениях воздействия на общественные отношения, на поведение людей.[7]

Так как право неразрывно связано с государством, то его функции во многом совпадают с функциями государственной власти. Все основные направления деятельности государства осуществляются в правовых формах, на основе законодательных актов, которые определяют характер и содержание этой деятельности. С одной стороны, можно выделить экономическую, социальную, экологическую и другие функции права, что соответствует идентичным функциям государства. С другой стороны, по субъектам государственной власти можно различать законодательную, исполнительную и судебные функции права.

Функции права могут подразделяться на виды в зависимости от того, какие основные задачи они решают.

Важнейшая задача системы права любой цивилизованной страны – упорядочение общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Эту задачу право решает посредством регулятивной функции.

Регулятивная функция – это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни, возникающими в сфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений.

Регулятивная функция права воздействует на общественные отношения путем закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах, а также право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие. Такое воздействие права проявляется в непосредственном регулировании организации общественных отношений в экономическом, социальном строительстве и других сферах.

Второй важной задачей права является охрана регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с помощью охранительной функции права.

Охранительная функция – это такое направление правового воздействия, которое направлено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения.

Охранительное воздействие права выражается в следующем:

в определении запретов на совершение противоправных деяний;

в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний;

в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушения.

Право является социальной ценностью. Обладая как нормативное институционное образование рядом высоко значимых объективных свойств, оно выступает в качестве существенного общественного блага, отвечающего коренным потребностям цивилизации, культуры и морали. Право имеет кроме инструментальной и собственную ценность, т.е. такую, которая присуща ему как своеобразному, уникальному социальному явлению и которая состоит, прежде всего, в том, что право обеспечивает упорядоченную свободу и справедливость, выступая силой, способной противостоять произволу.









Глава 2. Функции государства


2.1. Внутренние функции государства


К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:

                     Охранительная.

                     Экономическая.

                     Социальная.

                     Культурно-воспитательная.

                     Природоохранительная.

 

Реализация функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства. Функция всегда первична по отношению к выполняющей ее государственной организации. Функция - это идея,  необходимость деятельности, ее направление, а государственная организация - это та материальная сила, которая воплощает  данную идею, материализует ее.

Государственная функция - это очень широкое направление деятельности и она не может быть реализована какой-то одной государственной организацией. Каждая из государственных организаций в отдельности имеет свои особенные функции, отличающиеся по масштабу от государственных функций. Функции государства выполняются своей совокупностью государственных организаций [8].

Существуют два вида государственных организаций. К первому  виду относятся государственные организации,  которые осуществляют властную, организационно-регулятивную деятельность.

Второй вид представляют государственные организации, основным назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются органами государства и управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной деятельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной) действуют государственные организации, они  подразделяются на три вида.

В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные  государственные организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения  вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.

 В экономической сфере действуют государственные организации - предприятия и учреждения, основным назначением которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные заводы и фабрики,  сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др. ), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т.д.

 Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.

Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями. Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют частные и общественные организации и объединения.

В различных современных  государствах степень развития частной инициативы и частной предпринимательской деятельности неодинакова и зависит от общественного строя, политических,  экономических и исторических традиций, определяется национальной психологией и особенностям быта и многими другими факторами. Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере действуют негосударственные организации, такие, как, например, частная полиция и охрана, частные детективные организации, объединения и организации общественности по охране общественного порядка и самозащите и некоторые другие.

1. Охранительная функция:

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

а) Под общественным порядком понимается система общественных отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)

Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой систему общественных отношений, которые складываются главным образом в общественных местах и по своему обеспечивают свободу  и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций.

Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.

За все виды правонарушений посягающие на общественный порядок установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации  и другими нормативно-правовыми актами.

Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации  пункт 1 сказано, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общеуказаным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией”.[9] Основные принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64 Конституции Российской Федерации.

В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется законом.

Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой административные и уголовные наказания.

 2. Экологическая функция:

 Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях[10].

Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.[11]”

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 )

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (статья 39 пункт 3).

Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.

4. Культурно - воспитательная функция:

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без  уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

5. Природоохранительная функция:

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания.

Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории.” [12]

Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся  в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах.

В основе осуществления функции лежат следующие принципы:


1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

2. Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.

3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение.

Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды (статьи 50 - 87) [13].

Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

 

2.2. Внешние функции государства

 

1. Функция защиты из вне

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской  Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.[14]”

Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

Согласно статье 59 пункт 3 Конституции Российской Федерации: “Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.” Также граждане достигшие 17-летнего возраста имеют право учится в военно-учебных заведениях. В этом случае, они не несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно статье 87 конституции Российской Федерации “Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение...”

За воинское преступление - преступления против установленного порядка несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность (уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений предусмотрены в статьях 238 - 269 Уголовного Кодекса РСФСР.

Практическое исполнение функции защиты из вне так же возможно на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.

2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

2. Функция сотрудничества с другими странами.

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества [15].

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

1. Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство (статья 61 пункт 2 Конституции Российской Федерации). Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

2. Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

3. Культурные отношения: Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.

3. Борьба с международной преступностью

В последнее время все более широкие масштабы приобретает  международная преступность.

Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями  государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.

4. Участие в охране окружающей Среды

В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.

В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.


Заключение


Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни складывались длительное время. Довольно четко юридическая наука определяет свойства права, те характерные черты, которые придают праву качество государственного регулятора общественных отношений: а) нормативность, т.к. право состоит из правил поведения общего характера; б) неразрывная связь с государством, т.к. нормы права исходят от государства и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.

Сущность права видится в «обеспечении» или «разграничении» жизненных интересов людей, в «выражении их воли», в «установлении» определенного порядка общественной жизни. Имеются и другие научные взгляды на сущность права.

Новый подход к праву состоит в попытке установить различие между правом как объективным явлением общественной жизни и законом как формой выражения права и на этой основе сформулировать понятие правового закона. Такой тип правопонимания исходит из того, что право и закон не всегда совпадают. Закон может полностью, частично или вообще не выражать сути права как объективного мерила человеческой свободы. Последнее подтверждают примеры недавней истории: фашистская Германия, сталинский период в Советском государстве, расистские режимы в странах Африки. Несмотря на обилие законов, нормативных предписаний исполнительной власти в этих странах, нельзя даже с приблизительной вероятностью говорить об их правовом характере. Это были антиправовые законы, не имеющие ничего общего с правом, справедливостью, свободой человека.

Концепция современного правопонимания исходит из естественно-правовых, материалистических и других прогрессивных взглядов, которые стремились выявить в праве специфический принцип регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных отношений. В рамках историко-материалистической концепции права таким специфическим принципом признается принцип формального равенства.

Таким образом, заслуга представителей современного правопонимания состоит в том, что они объединили формальные признаки права и те объективные факторы, которые придают праву качество справедливого регулятора общественных отношений, обеспечивающего всеобщий масштаб и равную меру свободы для всех, кто находится в сфере правового регулирования.

Список использованной литературы


1.     Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994

2.     Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть 2. Теория права. Том 1. – М.: Юристъ, 1996

3.     Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник. – М.: Издательская группа ИНФРА*М-НОРМА, 1997

4.     Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА*М-НОРМА, 1997

5.     Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. Для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа ИНФРА*М-НОРМА, 1998

6.     Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под редакцией В.Г. Стрекозова. – М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995

7.     Трубецкой Е. Н. Лекции по Энциклопедии права. М., 1909.

8.     Теория государства и права. /Под ред. В.М. Корельского. - М.: НОРМА-ИНФРА М, 1998.

9.     Мазутов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. - М., 1999.




[1] Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994


[2] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть 2. Теория права. Том 1. – М.: Юристъ, 1996

[3] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под редакцией В.Г. Стрекозова. – М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995

[4] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть 2. Теория права. Том 1. – М.: Юристъ, 1996

[5] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под редакцией В.Г. Стрекозова. – М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995

[6] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под редакцией В.Г. Стрекозова. – М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995

[7] Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994

[8] Теория государства и права.- ч.1 / Под ред. Венгерова  А.Б..- М., 1995.-С,103-107.

[9] Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1993. С.91.

[10] Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки// Государство и право. 1993. № 7. С. 12.

[11] Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1993. С.112.

[12] Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1993. С.65.

[13] Кодексе РСФСР об административных правонарушениях. М.: Юрист 1996. с.39-86

[14] Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1993. С.156.

[15] Общая теория права: Учеб.- М., 1993.-С.-12.