Содержание

Теоретическая часть. 3

Реакция потребителя на изменение дохода и цен. Эффект дохода и замещения. 3

Тесты.. 13

Список литературы.. 15

Теоретическая часть

Реакция потребителя на изменение дохода и цен. Эффект дохода и замещения

Для рассмотрения поставленного вопроса существуют 2 модели:

·        Статическая модель – исследуют по методу при прочих равных условиях. Такой метод называется сравнительная статика.

·        Динамическая модель – при этом применяется несколько управляющих элементов. Исследование динамики – очень сложный вопрос.


Но для начала рассмотрим, что такое спрос:

Спрос – это количество товара, которое потребители готовы приобрести при данной цене (4, стр. 17). Спрос – однофакторная функция: .

 – на самом деле, спрос зависит от многих условий, но мы берем только условие изменения цены, т.е. условие ceteris paribus – при прочих равных условиях. Спрос всегда платежеспособный и всегда реальный.

Рисунок 1.

 










Закон спроса: имея данную функцию спроса, мы можем сказать, что небольшому увеличению цены сопутствует уменьшение спроса. Это для большинства товаров – нормальных товаров (4, стр. 17).

Если не выполняется условие ceteris paribus, т.е., например, доход потребителя меняется, то мы наблюдаем сдвиг функции спроса. Так допустим, что доход потребителя увеличивается, тогда кривая спроса – кривая D1.

Всегда нужно смотреть, выполняется ли условие ceteris paribus. Если это условие не выполняется, то функция спроса может измениться, следовательно, изменение закупок может произойти не по причине изменения цены, а вследствие других факторов – меняется сам спрос. Если условие ceteris paribus выполняется, то спрос или функция спроса остаются неизменным, а изменение закупок есть всегда изменение цены.

Факторы, влияющие на изменение функции спроса:

·        Доход потребителя – R.

·        Цены других товаров – Pj.

·        Ожидание.

·        Сезонность (т.е. спрос зависит от сезона, т.к. например зимой россияне потребляют на 50% больше хлеба и хлебобулочных изделий, чем летом).

·        Количество продавцов и покупателей на рынке и т.д.


Рассмотрим теорию поведения потребителя:

На рынке существует один вид продукта. Всех покупателей мы можем объединить в одного покупателя, а всех продавцов – в одного продавца. Продавец и покупатель имеют заданную функцию спроса и предложения соответственно. Мы рассматриваем короткий период времени, когда выполняется условие ceteris paribus. И покупатель, и продавец могут, как угодно изменять цену.










Рисунок 2.




 



Пусть в начальный момент времени цена равна P1. Тогда Q1>Q2. Существует некоторое избыточное предложение Q1 – Q2 = A. Для того, чтобы продать А, нужно уменьшить цену. Пусть начальная цена равняется P2. В этом случае Q1>Q2 – избыточный спрос дефицит. Возникает желание увеличить цену.

Если же в начальный момент времени цена равна PE. Если на рынке установилась ситуация, которая задается парой чисел (PE, QE), то А=0 и, если выполняется условие ceteris paribus, то рынок находится в равновесии. Отраслевое равновесие всегда задается парой чисел, а именно: равновесная цена и равновесный объем закупок (равновесный объем продаж).

Закон спроса и предложения для монопродуктовой модели: при условии свободного ценообразования избыточный спрос стремится к 0 (4, стр. 18).

Рисунок 3.















Предположим, что на рынке действует много покупателей, и каждый из них покупает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих покупателей последовательно. Самый первый был готов купить по самой высокой цене, второй – по цене, чуть ниже первой и т.д. Рассмотрим положение покупателя посередине: он был готов купить по довольно высокой цене, а купил по равновесной. Эта разница между ценами называется выигрышем потребителя. Сумма выигрышей называется потребительским излишком.

Предположим, что на рынке действует много продавцов, и каждый из них продает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих продавцов последовательно. Первый был готов продать по очень низкой цене, второй – по цене, чуть выше первой и т.д. Но все они продали по равновесной цене. Разница между равновесной ценой и ценой, за которую был готов продать продавец, называется выигрышем продавца. Сумма всех выигрышей называется излишком продавца. Сумма излишка потребителя и излишка продавца называется выгодой торговли.

Рассмотрим неоклассическую теорию потребления, т.е. известны потребительские предпочтения, заданы потребительский бюджет и система цен. Определим оптимальный план закупок для данного потребителя

Решив соответствующую задачу получим график:

Рисунок 4.
















Что влияет на объем закупок отдельного товара qj? Предпочтения не меняются. Тогда, в общем виде:  – функция от (N+1) переменных.

Спрос на отдельно взятый товар – функция от цен и дохода – это функция покупательского спроса.

Метод сравнения статики заключается в следующем: берем один из аргументов, остальные считаем заданными: .

Рассмотрим влияние изменения дохода на покупательский спрос .

Рисунок 5.

 







R





Графики функции

 
 






Давайте рассматривать непрерывное изменение дохода. Тогда мы много раз решаем неоклассическую задачу и находим точки равновесия.






Рисунок 6.













Эта линия содержит точки равновесия, она называется «доход–потребление». Это геометрическое множество точек (ГМТ) равновесия, полученных при решении задач  при различных уровнях дохода. Каждая точка этой линии дает оптимальный покупательский набор для заданного значения дохода. Она также называется «кривая Энгеля».

Что можно сказать про соотношение q1 и q2?

При R1 закупки примерно в одинаковой пропорции. До R2 – некоторое предпочтение q1. Начиная с R2 потребитель практически перестает потреблять q2, т.е. происходит насыщение товаром q2.

Если доход увеличивается на единицу и при этом стали потреблять q1 больше, чем q2, то q1 ценнее. Ценность товара имеет относительное значение и в существенной мере определяется уже достигнутым уровнем потребления.

Можно построить другой график:

Рисунок 7.


 













Кривая Энгеля в интерпретации Торнквиста: необходимо рассмотреть всевозможные зависимости вида  и определить характерный вид кривых Энгеля по группам товаров.

Торнквист вывел, что все товары можно грубо разделить на 3 группы:

·        товары первой необходимости;

·        в точке А – переключение спроса, т.е., начиная с уровня RA, товары первой необходимости перестают доминировать в его потребительской корзине (этот порог часто отождествил с уровнем бедности);

·        предметы роскоши. Их потребление начинается на достаточно высоком уровне R и уже неограниченно. В точке B предмет роскоши начинает превалировать над товарами первой необходимости.


Задача вида , все остальные цены и доход заданы. Для простоты введем условие: p1 уменьшается.

Рисунок 8.




 













Теперь рассмотрим всевозможные изменения p1. Получилась линия EE1, которая сплошь состоит из точек равновесия; она называется линия «цена–потребление». Это множество точек равновесия, полученных при решении задачи .


Рисунок 9.



 














Построим еще один, дополнительный, график:

Рисунок 10.


D

 
 









Получилась кривая спроса. Ее экономический смысл: любая точка кривой D соответствует решению задачи потребителя (4, стр. 19).

Мы уже рассмотрели неоклассическую теорию. Пусть p1 изменилась, т.е. тот же самый товарный набор можно приобрести дешевле. Это равнозначно образованию некоторого дополнительного дохода. Можно предположить, что сохраненный доход будет направлен на увеличение закупок q1, но это не обязательно. Он может быть направлен, например, на приобретение q2.

Для анализа этой ситуации понадобятся термины:

·        номинальный доход – доход, который выражается в сумме денег;

·        реальный доход – доход, который выражается в количестве товаров, которые можно приобрести за данный потребительский бюджет при данных ценах.

Если цены упали, то номинальный доход не изменился, а реальный доход повысился за счет закупок 1–ого и 2–ого товаров.

Нам необходимо выявить:

1.      Насколько потребитель увеличит закупки товара, который подешевел, т.е. эффект переключения спроса.

2.      Эффект дополнительного дохода.

Рассмотрим эту ситуацию на графике:

Рисунок 11.



 












Предположим, мы хотим остаться на первой кривой безразличия. Реальный доход на ней неизменен.

Цены были заданы углом  теперь – . Найдем такую линию бюджетного ограничения, которая имеет угол  и касается первой кривой безразличия. Когда цены изменятся с  на , а потребитель решит остаться на кривой безразличия, т.е. он сохранит реальный доход, то он перейдет из E в E||, в этой реальный доход неизменен, а номинальный доход снижается. Переход из E в E|| называется «эффект переключения D».

Перейдя из E в E|| по кривой Энгеля, потребитель потратил изменение потребительского бюджета на прирост и q1, и q2.

Рассмотрим задачу в общем виде:

           – данная функция. Нас интересует чистая прибыль.

Это задача Слуцкого-Хикса и формула Слуцкого.


Изменение спроса в ответ на изменение дохода:Пусть доход повышается,  этот товар ценный;  малоценные; Среди малоценных товаров могут быть такие, спрос на которые в результате повышения цен растет (знак > 0). Это «эффект Гиффена».

Гиффен изучал потребление в Ирландии: цены на картофель повысились в результате действия правительства, но закупки картофеля возросли. Парадокс. Разгадка проста: картофель – малоценный продукт, но это основной продукт потребления у низкообеспеченных слоев населения.



Тесты

1.На рисунке изображена линия «доход-потребление» для воображаемого потребителя. Мы можем сказать, что:

a)     Товар х является на всём её протяжении товаром низкого качества;

b)    Товар у является на всём её протяжении товаром низкого качества;

c)     Товар х является до точки К нормальным товаром, а после неё – товаром низкого качества;

d)    Товар у является до точки К нормальным товаром, а после неё – товаром низкого качества;

Ответ: c.


2.Кривая Энгеля показывает:

a)     Как изменяется доля расходов на благо в бюджете потребителя;

b)    Как изменяются абсолютные величины расходов на благо в бюджете потребителя;

c)     Как должен изменятся доход, чтобы расходы на благо были постоянными;

d)    Как зависит спрос на благо от изменения реального дохода потребителя.

Ответ: а.


3.Чтобы построить линию «цена-потребление» для товара х, мы должны:

a)     Изменять доход и исследовать изменение равновесия потребителя;

b)    Изменять цену товара х и исследовать изменение равновесия;

c)     Изменять цену обоих товаров одновременно и исследовать изменение равновесия;

d)    Изменять доход и цены и исследовать изменение равновесия.

Ответ: b.


4.Закон спроса нарушается, если:

a)     Эффект замены и эффект дохода противоположны по знаку и эффект замены больше эффекта дохода;

b)    Эффект замены и эффект дохода одного знака и эффект замены больше эффекта дохода;

c)     Эффект замены и эффект дохода одного знака и эффект дохода больше эффекта замены;

d)    Эффект замены и эффект дохода противоположны по знаку и эффект дохода больше эффекта замены;

Ответ: c.


5.Товар Гиффена это:

a)     Товар, спрос на который падает при росте денежного дохода потребителя;

b)    Товар, спрос на который растёт при росте цены этого товара;

c)     Товар, спрос на который растёт при падении реальных доходов потребителей и неизменности относительных цен товаров;

d)    Товар, спрос на который не изменяется при изменении цены этого товара.

Ответ: b.


Список литературы

1.     Агапова С.Ф. Микроэкономика. – М.: Изд-во «ДИС», 1997г.

2.     Бугаян И.Р. Макроэкономика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000г.

3.     Бункина А.М. Семёнов М.К. Микроэкономика. – М.: «Дело и Сервис», 2000г.

4.     Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: «Инфра-М». – М., 1997г.

5.     Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: пер. с английского со 2-го изд. М.: «Дело ЛТД», 1993г.

6.     Эдвин Дж. Долан. Макроэкономика. – Санкт-Петербург: «Литера плюс», 1994г.