Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

(филиал в г. Барнауле)


Факультет

Региональная кафедра

«Учетно-статистический»

Философии, истории и права





Контрольная работа на тему

Общественное мнение



Студентка


Специальность

Бухгалтерский учет, анализ и аудит


№ личного дела


Группа



Образование

Первое высшее

Дисциплина

Социология

Научный руководитель



Допускается к защите                                             «__» _______ 200_г._____________  (подпись)


Работа защищена                 ___________             «__» _______ 200_г._____________  (подпись)

(оценка)


 
Барнаул 2006

Введение.

    Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Оно относится к числу тех социальных явле­ний, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к се­бе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех об­ластей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители раз­личных рангов. Общественное мнение изучают,   формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управ­ления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

            Столь заметный рост интереса к общественному мнению имеет свое объяснение:

Во-первых, как своеобразное явление духовной жизни, общест­венное мнение непосредственно связано с материальным носите­лем, который определяет реальную силу этого мнения, его чер­ты и свойства. При этом, чем более широкие слои выступают носителем общественного мнения, тем большим социальным автори­тетом и действенностью оно отличается, тем в большей степени заставляет собой считаться.

Во-вторых, в каждом конкретном случае общественное мнение уходит своими корнями в те или иные потребности и интересы людей, заявляя самим фактом своего существования о важности их учета и удовлетворения.

В-третьих, общественное мнение как социально-психологический феномен является активным стимулятором социальных действий и поступков масс, способным придавать им широкий размах  и стабильность в течение различного, нередко довольно продол­жительного времени.

 В-четвертых, все более расширяющаяся практика действительных, неформальных выборов руководящих органов, хозяйственных руководителей всех рангов вольно или невольно заставляет держать руку на пульсе общественного мнения даже тех, кто пока недостаточно полно понимает важность изучения и учета общест­венного мнения в повседневной практической работе.

I. Понятие «Общественное мнение». Сущность и признаки общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения.

Феномен ”общественное мнение” принадлежит к числу  таких социальных явлений которые привлекают внимание мыслителей с давних времен . Макиавелли в своем  «Государе» особо указывал на исключительную важность этого феномена. В том виде, в каком данная категория употребляется нами, она встречается у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери. Происхождение словосочетания - англосаксонское, появилось оно в англии во второй половине XII в., а точнее в речи Солсбери в 1159 г. Из Англии этот термин пришел в другие страны, а в XVIII в. стал общепринятым.

Не обошел этот феномен своим вниманием и великий философ Г.Ф. Гегель.

Он писал в «Философии права»: «Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением». Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество.  Он выделил в нем целый ряд структурных элементов: первый - условия существования общественного мнения, второй - объект (содержание) общественного мнения , третий- носитель общественного мнения, четвертый - характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый   - соотношение “всеобщего” и «особенного» мнений, сочетание и «противоположность» в «явлении» элементов истины и лжи.

История возникновения общественного мнения[1].

Историческую реконструкцию первоначального типа общественного мнения следует соотнести с первыми объединениями коллективов людей, которые в истории называются праобщинами.

Ведущей характеристикой этого периода является установление социального (над биологическим, животным эгоизмом) приоритета в человеке, в общественных отношениях. Чтобы выжить и продолжить род, нужны были организованность, дисциплина, справедливое распределение общинного труда. Все, что этому мешало, подавлялось силой такого регулятора социальной жизни, как общественное мнение. Конечно, это было еще «стадное» мнение и проявлялось оно в сфере материальных потребностей с дальнейшим разделением труда, с осознанием своих интересов, поступков. Общественное мнение выступает как способ самоуправления общин.

Появление родовых общин (первобытнообщинный строй), крупные сдвиги в развитии производительных сил и, как следствие, изменение в организации общества общественное мнение начинает приобретать относительную самостоятельность как социальный феномен, включающий уже в себя интеллектуальную, эмоциональную и волевую стороны общественного сознания. Предельно простая иерархия управления родовыми отношениями выражалась в простом и демократическом самоуправлении, на вершине которого находилось общественное мнение. Общественное мнение формирует и утверждает традиции, нормы, обычаи, формы поощрения и наказания. Общественное мнение в этот период носит оценочный характер. Именно в этот период закладывались корни механизма действия общественного мнения и в наше время.

Рабовладение с расцветом культуры и делением общества на классы порождает и новые качества общественного мнения. Смена формации идет в жесткой борьбе внутри самого мнения. Консерватор по своей сути, оно отстаивало сохранение родоплеменных отношений, боролось со всеми новыми ростками прогресса. И одних экономических, организационных рычагов для его усмирения было недостаточно.

В этот период появляются первые манипуляторы общественного мнения – духовно-идеологические. Постепенно укрепляясь, приобретая гибкость и организованность воздействия, оно рождает особый слой идеологов, способных объяснить и показать правильность безраздельного господства меньшинства над большинством. Появляются и новые структурные компоненты общественного мнения: относительно самостоятельная идеология и общественная психология. Безусловно, существовало и второе общественное мнение – мнение порабощенного класса. Оно развивалось и определялось крайне медленно и основой для его объединения служила та часть мыслителей, писателей, ученых, которые поднимали вопросы о ценности человека, о Добре и Зле, Судьбы и Свободы, распространявшиеся на всех людей несмотря на классовую принадлежность.

Феодализм не только сохраняет, но и усиливает экономическое, политическое и идеологическое господство правящего класса. Однако и мнение «низов» также расширяется и активизируется. С одной стороны, оно изобилует иллюзиями и слепой верой в то, что «всë от бога», с другой – создает свои, народные традиции, обычаи, культуру. В конце средних веков общественное мнение играет значительную роль и в церковных реформах. К концу эпохи феодализма общественное мнение бесправного большинства как бы останавливается в своем социальном росте. Только следующая общественно-экономическая формация оживляет и активизирует его.

Капитализм с его всплеском в духовной культуре (книгоиздание, появление газет, расцвет наук, искусства), вольный дух буржуазных революций дает видимость того, что общественное мнение вот-вот займет то главенствующее место, которое оно занимало на заре возникновения человечества. Однако буржуазия, до этого активно использовавшая мнение большинства в борьбе с остатками феодальных отношений, укрепляет свои позиции и направляет все усилия на разработку идеологической системы, которая обеспечила бы ее власть и господство. Появляется идеология, мораль, в которой частный интерес (как основа предпринимательской деятельности) провозглашается как высшая цель и главный мотив человеческой жизни. Социальное неравенство закрепляется не только в идеологии, но и в праве. Наступает период манипулятивной пропаганды с использованием социально-психологических, пропагандистских и коммуникативных механизмов.

Капитализм – это и начало теоретического осмысления и изучения общественного мнения. Здесь в числе первых исследователей называют французского социолога Габриэля Тарда[2] (1843-1904 гг.). Он считал, что общественное мнение порождается публикой, которая возникает, как социальная общность, при капитализме. Это общность, с весьма подвижными и неясными границами, произрастает из особенностей массовых духовно-психологических процессов. Существуют различные виды публики, имеющие некоторые общие интересы и согласие по наиболее важным вопросам. Связь поддерживается через средства массовой информации. Взаимодействуя, публика формирует общественное мнение[3]. Тард замечает, что журналисты становятся настоящими лидерами общественного мнения. В отличие от толпы, общественность, уточняет Тард, существует исключительно с помощью прессы и для нее. Общественность действует посредством прессы, «она демонстрирует себя с ее помощью, навязывает себя государственным деятелям, которые становятся ее исполнителями. Именно это называют силой общественного мнения».

В середине XIX века общественное мнение анализируется не только социологами, но и, например, юристами. Можно отметить работу немецкого юриста Франца Гольцендорфа (1829-1889 гг.)[4] Он, поддерживая идею безличности общественного мнения, все же понимает, что его рождение связано с определенными сословиями населения.

В начале XX века появляется интересная работа нашего отечественного социолога Вениамина Михайловича Хвостова[5] (1868-1920 гг.) под названием «Общественное мнение и политические партии» (М., 1906). Не будучи марксистом, В.М.Хвостов связывает зарождение общественного мнения с интересами определенных социальных групп. Он рассматривает вопрос о взаимоотношениях общественного мнения и политических партий.  В.М. подчеркивал, что процесс формирования общественно значимых суждений зависит от интересов классов и социальных групп, в котором их представители осознают факт общности своего суждения. Только в этом случае консерватизм, наряду с другими идеологическими парадигмами имеет перспективы политического оформления. Консервативная идеология как совокупность общественных установок предполагает наличие общественного мнения представителей определенных социальных групп и слоев, чья социальная и политическая идентичность находится в соответствие с  таковыми. В настоящее время такие социальные группы и слои находятся только на начальной стадии своего формирования, и сам вопрос об их появлении в будущем в качестве самостоятельных субъектов политического процесса крайне проблематичен. Единственным индикатором этого процесса и будет способность к выработке группового общественного мнения “консервативными силами”, не зависимыми от государственной власти, ориентированной на легитимацию общественным мнением как  “мнением всех”.      

Таким образом, постепенно накапливался опыт осмысления такого явления, как общественное мнение.

Отечественная школа изучения общественного мнения относительно молода. Но эти научные исследования не были комплексными и рассматривали метод исследования, а не его предмет. Только в середине 60-х годов начинается всестороннее изучение этого уникального явления. Среди основополагающих работ следует назвать работы Уледова А.К. «Общественное мнение советского общества» (М., 1963); Грушина Б.А. «Мир мнений и мнения о мире» (М., 1967). В это же время активизируются и прикладные исследования общественного мнения.

В 90-е годы появляется значительное число исследований, посвященных как анализу эмпирических исследований общественного мнения, так и теоретико-методологическому анализу гносеологической и социологической сущности этого феномена.

Наиболее интересными и комплексными являются работы Гавры Д.П. «Формирование общественного мнения: ценностный аспект» (СПб., 1995); «Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт» (СПб., 1995).

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения. «Стержнем одних является фиксация субъекта и объекта общественного мнения, других – его нацеленность на решение имеющихся в обществе проблем, третьих – родовой связи общественного мнения и общественного сознания, четвёртых – его качественно – количественных признаков – распространенности, интенсивности. На эмпирическом уровне предлагается определять общественное мнение через: отношение, оценочные суждения или практические действия социальных общностей, в которых выражается их ответная реакция  на различные факты, события или явления общественной жизни. Для более полного понимания приведу несколько определений, которые можно встретить в различных источниках: Так В. Н Лавриненко пишет, что «общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях»[6]; Из определения, которое приведено в учебном пособии по социологии Елсукова следует, что «общественное мнение – это специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и не в вербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом»[7]. А в энциклопедическом словаре понятие «общественное мнение» определятся как состояние массового сознания, заключающего в себе отношение к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей[8].  Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение социальной общности есть специфический способ проявления состояния сознания этой общности, в котором опосредственно и обобщенно отражается отношения большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссий, и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности.

В строгом же смысле слова  общественное мнение - это совокупность индивидуальных мнений, отношений, и, возможно, верований определённой группы людей, чаще употребляется в отношении населения определённого государства либо его территориальной единицы.

Следует заметить, что термин «общественное мнение» используется в двух смыслах: 1)мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями отдельной социальной группы и субкультуры в данном обществе 2) доминирующее мнение, среди всех представителей общественности.

Исходя, из первого определения, «общественного мнения может быть много, и их число зависит от степени гетерогенности и степени неравенства в обществе»[9]. По второму определению можно сделать вывод, что «общественное мнение представляет собой лишь мнение большинства представителей общественности, некий консенсус большого количества  точек зрения по обсуждаемой проблеме. В научной литературе понятие «общественное мнение» может применяться как в первом, так и во втором смыслах»[10].

Общественное мнение выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп, насаждает определённые нормы общественных отношений[11]. Из всего выше сказанного можно выделить некоторые логические варианты, которые включают в себя некоторые существенные признаки этого феномена.

Во-первых, следует иметь в виду, что общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у отдельных индивидов, а лишь связанные с вопросом или ситуацией, в отношении которой данная совокупность выступает как общность.

Во – вторых, общественное мнение по конкретному вопросу и в конкретной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения по другому вопросу и в другой ситуации или даже по тому же конкретному вопросу, но в другой ситуации. Иными словами, не существует абстрактного и внеисторического общественного мнения.

В-третьих, общественное мнение должно быть публично выражено, доведено до сведения общества или какой-либо общности людей, ибо в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных лиц (хотя этих лиц может быть и достаточно много).

В-четвёртых, общественное мнение дает о себе знать тогда, когда оно высказывается по проблемам, интересующих конкретное общество или конкретную общность людей.

В-пятых общественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации, касающегося конкретного вопроса или группы вопросов. Необходимо при этом иметь ввиду, что общественное мнение может возникать на основе информации, как отражающей реальное положение вещей, так и искажающей действительность.

В-шестых, общественное мнение не является чем-то неизменным, должно обладать, тем не менее, достаточной интенсивностью, определенностью и сохраняться на протяжении определённого отрезка времени, что и дает возможность фиксировать его в качестве общественного феномена»[12].

         Нужно так же упомянуть ещё об одной очень важной стороне анализируемого вопроса – сущность и содержание общественного мнения. По этому поводу можно сделать следующее:

1.Общественное мнение есть конкретный вывод определённой общности людей по тем или иным проблемам, своего рода итог мыслительной деятельности людей;

2.Критерием отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения.

3.Массовые суждения обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе, как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений.

4.Общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность.

5.Общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, изменённых, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений[13].

При решении проблемы субъекта общественного мнения необходимо различать понятия субъект и объект общественного мнения .

Субъект – это народное большинство. Оно обладает внутренней структурой, учёт которой важен в прикладных исследованиях. Элементы этой структуры – классы, социальные слои, нации, другие социальные общности и отдельные личности. В рамках этих общностей формируется общенародное мнение, и они же являются его выразителями. Включённость то или иной социальной группы в структуру субъекта общественного мнения обусловлены значимостью обсуждаемой проблемы, её важности для данной группы. Специфика восприятия происходящего, разница в интересах и социальном опыте отдельных выразителей общественного мнения обуславливают разнообразие реально функционирующих мнений, столкновение интересов, их борьбу и изменение в сторону согласования или поляризации разных точек зрения. Так же, в зависимости от предпочтений субъекта общественное мнение может иметь позитивную или негативную направленность. Складываясь по поводу конкретного социального вопроса, общественное мнение проявляет достаточную подвижность. Однако, будучи сформированным, оно в течение длительного периода может быть стабильным. Более того, общественное мнение, существующее в течение длительного периода, закрепляется в обычаях, нормах, традициях.

Объект общественного мнения то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем большей степенью значимости обладает объект, чем сильнее затрагивает общие потребности и интересы, тем рельефнее проявляется общественное мнение. Так, в современных условиях в центре внимания общественного мнения находятся проблемы улучшения экологической ситуации, укрепление мира и т.д. В зависимости от сложности внутренней структуры и организации объектов общественного мнения, различают мнения о фактах, событиях, явлениях и процессах, характеризующие общественное бытие.

Можно выделить следующие функции общественного мнения, как социального института:

- адаптирующая (включая функции социализации и воспитательную). Возможность прививать индивидам нормы, ценности, правила поведения в изменяющихся условиях;

- регулятивная. Обеспечивает реализацию определенных норм общественных отношений;

- консультативная. Общественное мнение может давать советы, рекомендации другим социальным институтам по выбору способов разрешения тех или иных проблем;

- контрольная. Контролирует деятельность органов власти и управления по вопросам, затрагивающим интересы субъектов общественного мнения;

- защитная. Общественное мнение «берет под опеку» либо отдельных лиц, либо официальные институты;

- директивная. Через референдум или путем прямого давления, предписывает способы проведения политики в интересующих общественное мнение вопросах;

- номенклатурная. Возможность общественного мнения участвовать в формировании политической и управленческой номенклатуры.[14]

Общественное мнение, реализуя совокупность функций, действует во всех сферах жизни общества.

Наиболее значимыми характеристиками общественного мнения являются такие как распространенность, интенсивность, стабильность.

Важнейшим компонентом общественного мнения является «выразитель общественного мнения»- то либо кто выражает какую-нибудь идею, мысль, чувство общества (Н.р. классы, соц.слои, содружество классов, народ).

Итак, не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям - социальный интерес, дискуссионность, компе­тентность. А его выразители - классы, социальные слои, со­дружество классов, народ. Значит, мнение можно классифици­ровать как индивидуальное; групповое, или общее; мнение об­щественности, или общественное.

 Мнение общества - суждение, выражающее  оценку общества  о чем-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь.

Вывод: Общественное мнение – такое проявление общественного сознания, в котором отражается отношение (оценка) больших социальных групп, народа в целом к актуальным явлениям, представляющим общественный интерес, на основе существующих общественных отношений. Оценка окружающей действительности отражает классовую позицию слоев и групп населения, выражающих общественное мнение. Так как общественное мнение отражает коллективную позицию, проявляющуюся как в отношениях, так и в поведении людей, то оно возникает только по проблемам, представляющим общественный интерес. В качестве субъекта общественного мнения выступают классы, группы, слои населения.

Так же мы смогли заметить, что у общественного мнения есть своя структура, сущность, критерии, функции и т.д., как и любого социального явления. Это в очередной раз доказывает, что общественное мнение представляет собой социальный институт. А что касается его функций, то они направлены на более точное и обусловленное социальными законами развитие общественного мнения.

II. Формирование общественного мнения. Средства манипулирования общественным мнением

Общественное мнение формируется там и тогда, когда на  обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное практическое значение, т. е. проблема (вопрос), которая затрагивает социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни). Это - первый очень важный момент.

Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, правом, моралью или искусством, где больше спорного и затрагивающего наши интересы. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т. е. заключают в себе момент дискуссионности. Это второе условие появления общественного мнения.

Кроме того, нельзя забывать и о третьем условии формирования общественного мнения - уровне компетентности. Если человек незнаком с каким-либо обсуждаемым вопросом, то на просьбу высказать мнение чаще всего отвечает: «Я не знаю». Но возможен и такой вариант, когда человеку просто не хватает знаний для спора, обсуждения вопроса.

Общественное мнение формируется в определенной последовательности, проходит в процессе становления несколько стадий, этапов. Они одинаково характерны для всех видов мнений и отличаются, друг от друга продолжительностью во времени, особенностями функционирования и развития. Выяснение и последующее выделение таких этапов имеет важное практическое значение в работе партийных, государственных и общественных организаций для правильного руководства и управления общественным мнением.

Каждая стадия с учетом ее специфичности предполагает действия со стороны субъекта формирования общественного мнения. Выделяется 4 основных этапа в процессе формирования общественного мнения:

1)Первый этап характеризуется возникновением чувств и представлений о событиях, фактах, явлениях в сфере индивидуального сознания. Первоначально проблема, представляющая общественный интерес находит отражение в сознании людей и порождает оценки, суждения. Характеристики и т.д. На этой стадии происходит индивидуальное осмысление полученной информации, непосредственное ее восприятие и оценка, формируется личное мнение.

2)На втором этапе в ходе общения происходит обмен индивидуальными мнениями, взглядами, чувствами, мыслями, оценками людей и формирование групповых.

3)На третьем – осуществляется синтез, консолидация  разрозненных индивидуальных и групповых мнений вокруг общих принципиальных основ обсуждаемых проблем, особо значимых для коллектива, общества, выделяются и кристаллизуются типичные мнения, формируется единое общественное мнение.

4)На четвертом - общественное мнение проявляется и функционирует, воздействует на реальные явления с целью их сохранения или изменения.

Все этапы формирования общественного мнения общественного мнения находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Только придерживаясь их последовательности можно правильно сформировать общественное мнение. Например, оно не может сформироваться, если нет фактов и событий, которые связаны с интересами определенной общности людей, индивидуальные мнения не перерастут в общественное, если оно не будут сопоставляться с другими, публично выражаться.[15]

Можно выделить основные стадии формирования и функционирова­ния общественного мнения:

1. Рождается

2. Достигает определенной степени развития

3. "Умирает" или реализует себя в конкретных проявлениях жизни. [16]                 

Практика показывает, что если необходимые меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения или на начальном этапе формирования общественного мнения его значительно легче сориентировать в позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие действия и проявления в жизни.

Общественное мнение имеет следующие формы:[17]

·        Проведение съездов, конференций, обсуждений, симпозиумов, семинаров, тренингов, коллоквиумов  

·         Участие в выставках, торговых шоу, ярмарках      

·        Собрания акционеров, встречи с общественными и государственными организациями, лоббирование    

·        Ответы на вопросы, публичные выступления, беседы, лекции, форумы, круглые столы, доклады;         

·         Митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д. (т.е. массовые поведенческие проявления общественного мнения);

  Общественным мнением постоянно манипулируют различные политические субъекты.

Существует  3 пути влияния на людей: власть, покровительство и убеждение.

1. Власть держится на авторитете. Один источник власти – законы; другой – влияние друзей, их просьбы и т.п.

2. Покровительство, например, включать плату кому-либо ради рекламы, вклад в какой-либо проект и т.д.

3. Убеждение. Здесь решающим фактором будет информация (или ее нехватка), а также способ, каким она подается (или сокрыта). Информация должна тщательно отбираться.

СМИ тем больше влияют на значимость информации, чем больше они отводят времени на нее, чем чаще повторяют.

При формировании общественного мнения используются разные методы и не все они честные. Есть много путей для обмана, известных как пропаганда. Например:

1. Наклеивание ярлыка. Может быть позитивным и негативным.

2. Звучные выражения, хотя и туманные («энтузиазм масс», «толпа приветствующих»).

3. Свидетельство. Известные люди (артисты, спортсмены говорят, что они голосуют за…; используют такой-то крем для бритья…).

4. Простота. «Я такой же простой человек», как и вы, несмотря на свое положение.

5. Подтасовка. Односторонняя подача фактов.

6. Эмоциональные стереотипы. Использование образов всех видов (добрый человек, отличная хозяйка…).

7. Умалчивание (намеки, клевета и пр.)[18]

  Манипуляция может происходить при помощи агитации или  убеждения. Возможны 2 вида агитации: человека человеком и через СМИ. Первое более эффективно, потому что опирается на прямые и обратные информационные связи, на возможность одобрять (поощрение) и быть недовольным (наказывать). Задача же СМИ – формировать установки и образцы поведения в определенном направлении.

Существуют устные и письменные средства убеждения.

Через речь оказывается личностное эмоциональное воздействие на людей. Его сила связана с простотой, точной адресностью и гибкостью благодаря обратной связи. Нет нейтральных речей. Все они в чем-то убеждают (преподаватель, например, в правильности теории, а продавец – в качестве своего товара).

Слово несет одновременно и информацию, и воздействие. Малая информативность, но частая повторяемость простых и привлекательных истин связана с пропагандой, которая внушает то, что нужно агитатору.

Работа с общественностью предполагает цивилизованные формы убеждения, основанные на партнерстве и взаимной выгоде. Но, вместе с тем, партнеры всегда имеют личный интерес и стремятся отстоять его. Поэтому в устном сообщении следует четко представлять свои цели и говорить только то, что нужно и только тогда, когда нужно.

Еще одним залогом успеха является эмоциональная и логическая убедительность. Речь должна быть простой и эмоционально яркой (без избытка). Но самый главный «двигатель» убеждения – логическая доказательность, аргументированность.

Факты манипуляции этим феноменом позволяют некоторым социологам утверждать, что общественного мнения не существует, по крайней мере в том виде, в каком его представляют все, кто заинтересован в утверждении его существования. Однако манипуляции имеют свои границы, каковыми являются противоречия между интересами классов, социальных групп, политической элиты и людей наемного труда.

Изучение общественного мнения может проводиться  в виде: прямого наблюдения (прямая регистрация событий очевидцем), опроса (незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях), анализ документации (информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке)[19].

Вывод: Общественное мнение не может формироваться вне системы экономических, социально-политических, идейно-нравственных отношений. Оценочные суждения, содержащиеся в этом феноме­не, имеют социальный характер. Общественное мнение формируется там и тогда, когда на  обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное практическое значение, т. е. проблема (вопрос), которая затрагивает социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни). Оно формируется в определенной последовательности, проходит в процессе становления несколько этапов, которые тесно связаны между собой. Однако формирование общественного мнения, особенно на ранних этапах подвержено манипулированию, в результате чего складывается неверное общественное мнение. Более точное изучение общественного мнения, я считаю, поможет избежать многих проблем, с которыми сталкиваются власти при управлении государством.

III. Сравните понятия «субъект общественного мнения» и «выразитель общественного мнения». Как вы понимаете термин «мнение общества»

В качестве выразителя общественного мнения могут выступать как отдельные члены общества, так и группы, общности людей,  в качестве же субъекта - народное большинство, общество в целом, народ, которые в свою очередь состоят из выразителей общественного мнения. Т.е. выразители являются элементами субъекта общественного мнения, и именно они  его формируют.

       Я считаю, что мнение общества – это отношение общества к какому-либо вопросу в политической, социальной, культурной и иных сферах, взгляд на какие либо вопросы и проблемы, оценка поступков и действий правительства, деятелей и просто людей.

Заключение.

Подводя итог всему вышесказанному, нужно заметить, что общественное мнение это такое социальное явление, которое только начинает развиваться, как самостоятельный общественный феномен. Так же можно сказать о том, что общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества и культурных ценностей.

Так же мы смогли заметить, что у общественного мнения есть своя структура, сущность, критерии, функции и т.д., как и любого социального явления. Это в очередной раз доказывает, что общественное мнение представляет собой социальный институт. А что касается его функций, то они направлены на более точное и обусловленное социальными законами развитие общественного мнения.

Понимание обществом нужности и значимости такого явление, как проявление свободного (не загнанное ни в какие рамки существующего режима) общественного мнения, поможет развиваться общественному мнению с большей интенсивностью и точностью, что постепенно приведёт к пересмотрению некоторых общественных и индивидуальных точек зрения на ту или иную общественную проблему.




Литература.

1.     Актуальные проблемы изучения и формирования общественного мнения, его использование в управлении социальными процессами. М; 2003, 178с.

2.     Аникеев В.И. «Общественное мнение как духовно-практическое образование.» Ростов-на-Дону; 1998., 206с.

3.     Гавра Д.П. «Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт.» СПб; 1995.

4.     Гольцендорф Ф. «Общественное мнение» СПб; 1899

5.     Гормонов М.К. Общественное мнение. История и современ­ность. М; 1998., 218 с.

6.     Горшков М. К. «Основы прикладной социологии», М: ИНТЕРПАКС; 2002, 184с.

7.     Грушин Б. А. «Мнение о мире и мир мнений», М: Изд-во политической литературы; 1967, 401с.

8.     Елсуков А. Н. «История социологии», М: Высшая школа; 1997, 381с.

9.     Лавриненко В. Н. «Социология» М: ЮНИТИДАНА; 2000, 407с.

10.                       Общественное мнение: роль, возможности, пути и методики изучения и формирования. Барнаул; 1999, 187с.

11.                       Тард Г. «Личность и толпа» СПб; 1903.

12.                       Тард Г. «Общественное мнение и толпа» М; 1905.

13.                       Тощенко Ж.Т. «Общественное мнение: методологические рекомендации для про­ведения социологических опросов». М; 2002, 223с.

14.                       Укледов А.К.  «Общественное мнение и пропаганда» М; 2000, 448с.

15.                       Фролов С. С. «Социология» М: «Логос» 2002, 360с.

16.                       Хвостов В.М.«Общественное мнение и политические партии», М; 1906

17.                       Энциклопедический Словарь (под ред. Прохоров А. М.) М: 2000, 1600с.


[1] Гормонов М.К. Общественное мнение. История и современ­ность. М., 1998.


[2] Тард Г. «Личность и толпа» СПб; 1903.

[3] Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1905

[4] Ф. Гольцендорф «Общественное мнение» СПб., 1899

[5] В.М. Хвостов «Общественное мнение и политические партии» М; 1906.

[6] Лавриненко В. Н. «Социология» М: ЮНИТИДАНА 2000г

[7] Елсуков А. Н. «История социологии М: Высшая школа 1997

[8] Энциклопедический Словарь (под ред. Прохоров А. М.) М: 2000г.

[9]  Фролов С. С. «Социология» М: «Логос» 2002г.

[10] Фролов С. С. «Социология» М: «Логос» 2002г.

[11] Энциклопедический Словарь (под ред. Прохоров А. М.) М: 2000г

[12] Елсуков А. Н. «История социологии М: Высшая школа 1997

[13] Лавриненко В. Н. «Социология» М: ЮНИТИДАНА 2000г


[14] Горшков М. К. «Основы прикладной социологии» М: ИНТЕРПАКС 2002г.

[15] Общественное мнение: роль, возможности, пути и методики изучения и формирования. Барнаул. 1999.

[16] Актуальные проблемы изучения и формирования общественного мнения, его использование в управлении социальными процессами. М., 2003

[17] Аникеев В.И. Общественное мнение как духовно-практическое образование. Ростов-на-Дону, 1998.

[18] Укледов А.К.  общественное мнение и пропаганда. М, 2000.

[19] Общественное мнение: методологические рекомендации для про¬ведения социологических опросов/Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2002.