Содержание



1.      Основные фонды предприятия: понятие, классификация,  структура. Формы учета  и методы оценки основных фондов. 3

2.      Товарная политика предприятия. 11

3.      Задача. 17

Список литературы.. 19























1.     Основные фонды предприятия: понятие, классификация,  структура. Формы учета  и методы оценки основных фондов

Любая организация обладает определенным имуществом. Имущество организации представляет собой активы предприятия, числящиеся на его балансе. Имущество любой организации подразделяется на две основные части, каждая из которых по- разному действует в производственном процессе: основные средства (капитал), оборотные средства (капитал). Эти две части по- разному участвуют  в процессе производства в силу разной экономической роли и места в производственном процессе. Они также по- разному переносят свою стоимость на себестоимость конечного продукта в течение всего срока их полезного использования.

Согласно действующему законодательству каждая организация обязана вести учет  имущества, используемого в процессе предпринимательской деятельности.

Основной капитал- это часть имущества организации, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказания услуг либо для управления в организации в течение периода, превышающего двенадцать месяцев  [2, стр. 38].

Основные средства организации используются в течение определенных сроков, которые определяются по каждому виду или объекту основных средств организации самостоятельно и называются сроками полезного использования основных средств.

Таким образом, экономическую сущность основных средств и их назначение наиболее четко можно выразить в следующих выводах  [7, c.89]:

-         основные средства участвуют в процессе производства свыше двенадцати месяцев;

-         основные средства частями переносят свою стоимость на себестоимость конечного продукта в виде амортизации в течение срока их полезного использования;

-         основные средства не изменяют своей натурально- вещественной формы в процессе  производства.

Основные средства играют очень большую роль в деятельности любой организации  [4, c.107]:

-         основные средства - часть имущества, отражаемая в первом разделе баланса организации;

-         основные средства  в организации формируют налогооблагаемую базу по налогу на имущество;

-         при заключении крупных контрактов (тендеров, организации торгов) всегда запрашивается информация о количестве и качестве основных средств организации;

-         основные средства - самая дорогая часть имущества организации, для того, чтобы инвестировать средства в данную организацию, необходимо знать, прежде всего, состав, структуру, а также использование основных средств.

Основные фонды являются наиболее значимой составной час­тью имущества предприятия и его внеоборотных активов.

Для учета, оценки и анализа основные средства (фонды) классифицируются по ряду признаков (рис. 1).

Основные средства (фонды)

Группировочные признаки

Функциональное назначение


Отраслевой признак


Вещественно-натуральный состав


Принадлежность


Использование

Рис. 1. Признаки классификации основных фондов

По функциональному назначению основные фонды делятся на производственные и непроизводственные. К производст­венным основным фондам относятся те средства труда, ко­торые непосредственно участвуют в производственном про­цессе (машины, оборудование и т.п.), создают условия для его нормального осуществления (производственные здания, сооружения, электросети и др.) и служат для хранения и пере­мещения предметов труда. Непроизводственные основные фонды — это основные фон­ды, которые непосредственно не участвуют в производствен­ном процессе (жилые дома, детские сады и ясли, школы, больницы и др.), но находящиеся в ведении промышленных предприятий.

По отраслевому признаку основные фонды делятся на основные средства промышленности, основные средства сельского хозяйства и т.д.

По принципу вещественно-натурального состава они под­разделяются на: здания, сооружения, передаточные устройства (теплосети, электросети, газопроводы, трубопроводы; передаточные устройства относятся к пассивным ОФ), рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяй­ственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктив­ный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные до­роги и прочие основные средства, а также земельные участки, находящиеся в собственности предприятия, учреждения.

По принадлежности основные фонды подразделяются на собственные и арендованные.

По использованию основные фонды подразделяются на находящиеся в эксплуатации и находящиеся в запасе (консервации)

По степени участия в производственном процессе основные фон­ды делятся на активные и пассивные. Активная часть (машины, обо­рудование) непосредственно влияет на производство, количество и качество продукции (услуг). Пассивные элементы (здания, сооруже­ния) создают необходимые условия для производственного процесса.

Для анализа качественного состояния основных средств на предприятии необходимо знать их структуру. Различают производственную (видовую), технологическую и возрастную структуру основных средств.

Под производственной структурой понимается соотношение различных групп основных производственных фондов (ОПФ) по вещественно-натуральному составу в их общей среднегодо­вой стоимости.

Важнейшим показателем производственной структуры ОПФ является доля активной части в их общей стоимости. Это связано с тем, что объем выпуска продукции, производствен­ная мощность предприятия, другие экономические показатели работы предприятия в значительной мере зависят от величины активной части ОПФ. Поэтому повышение ее доли до оп­тимального уровня является одним из направлений совершен­ствования производственной структуры ОПФ на предприятии. Производственная структура ОПФ на предприятии зависит от следующих факторов: специфики предприятия; ускорения НТП; уровня концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства; географи­ческого местонахождения и др.

Технологическая структура ОПФ характеризует их распре­деление по структурным подразделениям предприятия в про­центном выражении от их общей стоимости. В «узком» плане технологическая структура может быть представлена, напри­мер, как доля отдельных видов станков в общем количестве станочного парка или как доля автосамосвалов в общем коли­честве автотранспорта, имеющегося на предприятии.

Возрастная структура ОПФ характеризует их распределение по возрастным группам (до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 15 лет; от 15 до 20 лет; свыше 20 лет). Средний возраст оборудо­вания рассчитывается как средневзвешенная величина. Такой расчет может быть осуществлен как в целом по предприятию, так и по отдельным группам машин и оборудования.

Основная задача на предприятии должна сводиться к тому, чтобы не допускать чрезмерного старения ОПФ (особенно активной части), так как от этого зависят уровень их физичес­кого и морального износа, а следовательно, и результаты работы предприятия.

В условиях рыночных отношений политика в области вос­производства основных фондов играет исключительно важную роль, так как именно она определяет количественное и качест­венное состояние основных фондов.

Эта политика должна осуществляться как на макро-, так и на микроуровне. Основная задача воспроизводственной поли­тики на макроуровне заключается в создании для всех хозяй­ственных субъектов благоприятных условий для простого и расширенного воспроизводства, приобретения новой техники, реконструкции и технического перевооружения производства. Эта задача решается путем осуществления соответствующей амортизационной, инвестиционной и налоговой политики.

Воспроизводство основных фондов — это непрерывный про­цесс их обновления путем приобретения новых, реконструк­ции, технического перевооружения, модернизации и капиталь­ного ремонта.

Основная цель воспроизводства основных фондов — обес­печение предприятий основными фондами в их количествен­ном и качественном составе, а также поддержание их в рабо­чем состоянии.

В процессе воспроизводства основных фондов решаются следующие задачи:

·        возмещение выбывающих по различным причинам ос­новных фондов;

·        увеличение массы основных фондов с целью расширения объема производства;

·        совершенствование видовой, технологической и возраст­ной структуры основных фондов, т.е. повышение технического уровня производства.

Высокая стоимость оборудования, инструментов и длительность отвлечения денежных средств в больших размерах вынуждают предприятия уделять боль­ше внимания лучшему использованию основных фондов в процессе их эксплуатации. Но это также требует выполнения ряда условий, прежде всего необходимости ведения четкого учета наличия и дви­жения основных фондов на предприятии. Этот учет должен обеспе­чить знание общей величины основных фондов, их динамики, степени их влияния на уровень издержек производства и др.

Анализ основных фондов может проводиться по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использования основных средств и долгосрочных инвестиций.

Таблица 2

Основные направления и задачи анализа основных средств

Основные направления

Задачи анализа

Анализ структур­ной динамики основных средств


Оценка размера и структуры вложений капитала в основные средства

Определение характера и размера влияния из­менения стоимости основных средств на финан­совое положение предприятия и структуру ба­ланса.

Анализ эффектив­ности использова­ния основных средств


Анализ движения основных средств

Анализ показателей эффективности использова­ния основных средств

Анализ использования времени работы оборудо­вания

Интегральная оценка использования оборудова­ния

Анализ эффектив­ности затрат по содержанию и эксплуатации оборудования

Анализ затрат на капитальный ремонт

Анализ затрат по текущему ремонту

Анализ взаимосвязи объема производства, при­были и затрат по эксплуатации оборудования

Анализ эффектив­ности инвестиций в основные средства

Оценка эффективности капитальных вложений

Оценка эффективности привлечения займов для инвестирования

Выбор направлений анализа и решаемых аналитических задач определяется потребностями управления.

Методика проведения анализа основных средств нацелена на выбор наилучшего варианта их использования. Поэтому глав­ными особенностями анализа являются

1)    вариантность реше­ний по использованию основных средств

2)    нацеленность на перспективу.

Перспективный анализ - основной вид анализа инвестиций, которому должен предшествовать анализ имеющихся на балансе основных средств и эффективности их использования.

Качество анализа зависит от достоверности информации, т.е. от качества постановки бухгалтерского учета, отлаженности сис­темы и регистрации операций с объектами основных средств, точности отнесения объектов к учетным классификационным группам, достоверности инвентаризационных описей, глубины разработки и ведения регистров аналитического учета.

Информационные источники анализа:

·        ф. 11 «Отчет о наличии и движении основных средств»;

·        ф. БМ «Баланс производственной мощности»;

·        ф, № 7-ф «Отчет о запасах неустановленного оборудования»;

·        инвентарные карточки учета основных средств.

Возможности анализа основных средств на предприятиях огра­ничены низким уровнем организации оперативно-технического учета времени работы и простоев оборудования, их производи­тельности и степени загрузки. Отсутствует аналитический учет фи­нансовых результатов по операциям с объектами основных средств. Аналитический учет капитального строительства объектов и мощ­ностей ограничен информацией паспорта стройки, который к тому же в большинстве случаев по полной форме не заполняется.

Данные о наличии, износе и движении основных средств служат основным источником информации для оценки произ­водственного потенциала предприятия.

Анализ движения основных фондов проводится на основе сле­дующих показателей—коэффициентов поступления (ввода) основ­ных средств; обновления; выбытия; ликвидации; расширения. Для характеристики технического состояния основных фондов рас­считываются коэффициенты годности; износа; замены.

Источником исходной информации для расчета показателей является бухгалтерская отчетность (форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»). Для расчета коэффициентов обновле­ния и ликвидации необходимы данные первичного аналитиче­ского учета о поступлении нового и ликвидации изношенного оборудования.

Обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондоотдача. Фондоотдача основных средств определяется по формуле:

Фо = N / S

где S – средняя первоначальная стоимость ОС

Важным условием роста рентабельности при увеличения фондоотдачи является равенство объемов выпуска и реализации продукции, так как фондоотдача рассчитывается по показателям выпуска продукции, а рентабельность отражает финансовый результат от реализации. В этом смысле фондоотдача отражает технологическую эффективность производства, а рентабельность экономическую эффективность.

Другим показателем эффективности использования средств является фондоемкость, которая определяется отношением средней стоимости основных средств к объему выпуска продукции (показатель, обратный фондоотдаче):

Фе = S / N

Особый смысл приобретают расчет и оценка фондоемкости в динамике. Изменение фондоемкости показывает прирост ил снижение стоимости основных средств на 1 руб. готовой продукции и применяется при определении суммы относительной экономии или перерасхода средств в основных фондах.

Соотношение темпов прироста стоимости основных средств и темпов прироста объема выпуска позволяет определить предельный показатель фондоемкости, т.е. прирост основных средств на 1 % прироста продукции. Если предельный показатель фондоемкости меньше единицы, имеют место повышение эффективности использования основных средств и рост коэффициента использования производственной мощности.

При наращивании производственного потенциала на pecyрсоемких этапах развития технологических систем возможен рост фондоемкости.

2.     Товарная политика предприятия

Товарная политика является ядром маркетинговых решений, вокруг которо­го формируются другие решения, связанные с условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному покупателю.

 Товарная политика — это маркетинговая деятельность, связанная с плани­рованием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по фор­мированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик товара, которые делают его постоянно ценным для потребителя и тем самым удовлет­воряют ту или иную его потребность, обеспечивая соответствующую прибыль фирме.

   К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно “работает” на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на решающих направлениях.

    Товарную политику невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия – изготовителя, специфики его профиля. Вместе с тем, как показывает практика, находящиеся примерно в одинаково тяжелых условиях сложившейся рыночно – экономической обстановки в России промышленные предприятия по – разному решают свои товарные проблемы: одни проявляют полное неумение и беспомощность, а другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути, которые рассмотрены в данной курсовой работе.

        В условиях рынка предприятие самостоятельно принимает решение о выборе стратегии и тактики проведения товарной политики. Каждое предприятие может предложить рынку один товар или несколько его видов, одну или несколько товарных линий, совокупность которых представляет собой товарную номенклатуру, или товарный микс фирмы [4,с . 167].

        Товарная линия-это группа продуктов либо с тождественными принципами функционирования, либо предназначенных для одних и тех же категорий потребителей, либо поставляемых через однотипные магазины, либо продаваемых в рамках определенного диапазона цен [5,с . 189].

        Товарная линия может быть короткой или длинной. Товарная линия называется короткой, если предприятие может увеличить свою прибыль за счет расширения ассортимента продукции, которая входит в товарную линию. Товарная линия называется длинной, если увеличение прибыли  возможно за счет сужения ассортимента.

       Увеличение товарной линии осуществляют путем удлинения или наполнения товарной линии.

       Удлинение товарной линии, как правило, применяется, когда предприятие ищет новые сегменты рынка и/или пытается изменить ситуацию в конкурентной борьбе в свою пользу. Это достигается благодаря освоению выпуска продукции, не производимой предприятием в настоящее время. Удлинение товарной линии может осуществляться ’’вниз’’(выпуск более простого и дешевого товара), или ’’вверх’’(выпуск сложного и дорогого товара), или одновременно в обоих направлениях.

       Наполнение товарной линии осуществляется для более полного использования производственных мощностей и поставок на рынок товаров широкой номенклатуры. Такое увеличение длины товарной линии производится благодаря расширению ассортимента товаров данной линии.

       Товарная номенклатура, или товарный микс, как совокупность всех товаров фирмы характеризуется широтой, длиной, глубиной и согласованностью. Широта товарной номенклатуры определяется числом товарных линий предприятия, длина - общим числом конкретных товаров фирмы, глубина - числом вариантов каждого товара определенной товарной линии, согласованность - степенью близости различных линий с точки зрения конечного использования товаров.

       Товарная номенклатура должна постоянно находиться под контролем, который необходимо осуществлять на каждой стадии жизненного цикла товара, с тем чтобы включать в нее продукты, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла. Такая              балансировка товарной номенклатуры позволяет обеспечивать стабильный объем сбыта и постоянство в получении прибыли.

       При разработке товарной номенклатуры могут потребоваться решения, связанные с установлением количества предлагаемых товаров, товарных линий, их ширины и глубины, с сохранением или расширением существующей структуры товарного предложения. Соответственно потребуется решить, какую структуру товарного микса следует принять в зависимости от числа товарных линий, отдельных товаров, а также от ширины и глубины товарной номенклатуры. Так, для товарного микса, в котором число товарных линий равно 3, а общее число товаров – 12, глубина товарной линии А равна 4, товарной линии Б – 2, товарной линии В – 6, средняя глубина товарной номенклатуры составит 4 товара фирмы.

        Проведение эффективной товарной политики фирмы связано с двумя крупными проблемами. Во-первых, фирма должна рационально организовать работу в рамках имеющейся номенклатуры товаров с учетом стадий жизненного цикла; во-вторых, - заблаговременно осуществлять разработку новых товаров для замены товаров, подлежащих снятию с производства и выводу с рынка.

       Таким образом, фирме необходимо иметь и постоянно совершенствовать товарную стратегию, что позволит ей обеспечить устойчивую структуру ассортимента, постоянный сбыт и стабильную прибыль.

       Товарная стратегия разрабатывается на перспективу и может включать три стратегических направления по улучшению привлекательности имеющегося на фирме товарного .

       Стратегия инновации товара определяет программу разработки и внедрения новых товаров. Однако выражение ’’новый товар’’ имеет самое различное толкование и используется как для обозначения усовершенствования, обновления существующих товаров, так и для характеристики абсолютно новых потребительских благ, которые впервые предоставляются потребителям. Необходимо правильно оценить значимость и назначение инновации, так как от этого зависит качество оценки риска, связанного с ее внедрением [4, с. 189].

        Инновация товара понимается как процесс получения новых идей по поводу имеющегося продукта, а также разработки и вывода на рынок новых продуктов.

       Инновация товара является основой устойчивости и стабильной деятельности предприятия. Потребность непрерывного обновления товарного ассортимента обусловлена следующими внешними и внутренними факторами окружающей среды [1,с . 190]:

·        внутренние факторы- необходимость надежного функционирования, снижение затрат, распределение риска, загрузки производственных мощностей, обеспечения персонала работой;

·        внешние факторы- развитие техники и технологий, развитие рынка производительных сил и рынка сбыта, изменение отношения потребителей к товару, постоянные изменения конкуренции и конкурентных отношений.

       Инновация товара предполагает разработку и внедрение новых товаров и по форме осуществления подразделяется на дифференциацию и диверсификацию товара.

       Дифференциация товара представляет собой процесс разработки ряда существенных модификаций товара, которые делают его отличным от товаров- конкурентов [7,с .177].

       Дифференциация основана на улучшении привлекательности товара за счет его разнообразия. Концептуально дифференциация- это разработка различных вариантов товарного предложения на двух уровнях: между конкурентами по однотипным товарам и между товарами одного изготовителя, ориентированными на разные сегменты рынка.

       Целью дифференциации товара является увеличение его конкурентоспособности, повышение привлекательности товара за счет учета особенностей отдельных рынков или сегментов рынка, предпочтений потребителей.

       В маркетинге под дифференциацией товара понимают разработку и подготовку к продаже, выводу на рынок вариантов товара, дополнительных к уже имеющимся на рынке. Дифференциация может осуществляться по двум направлениям: сосредоточение на возможностях своего товара (изменение упаковки, цены, вывод на вторичный рынок) и учет характера товарного предложения конкурентов (цена, каналы сбыта, имидж и т.д.).

        Эффективность использования товара основывается на принципе непрерывного исследования и оценки характеристик предлагаемого товара с учетом потребностей целевого рынка и в сравнении с товарами фирм- конкурентов. Критерием оценки эффективности использования товара является качество его функционирования, т. е. качество выполнения товаром основной функции в процессе его потребления. Для перспективной оценки эффективности использования товара уровень качества проверяется на длительном отрезке времени. Такое прогнозирование качества исполнения основной функции товара может быть ориентировано на увеличение прибыли и расширение доли рынка за счет постоянного улучшения качества, или за счет поддержания качества на заданном уровне, или за счет понижения с течением времени качества товара. Выбор того или иного варианта поддержания эффективности использования товара зависит от внутренних и внешних условий окружающей среды. Однако в любом варианте в первую очередь должны учитываться не столько цели производителя товара, сколько потребности покупателей.

       Уровень комфортности – относительная характеристика товара, которая формируется при создании и производстве товара, а оценивается в потреблении. Оценка комфортности связана с субъективным восприятием потребителем степени соответствия товара его заявленным характеристикам. Чем выше оценка уровня комфортности, тем выше репутация фирмы- производителя товара у покупателя, тем больший круг реальных и потенциальных клиентов может иметь фирма.

        Надежность товара характеризуется его свойством выполнять заданные функции в заданном объеме при определенных условиях функционирования. Надежность товара – это комплексный показатель функционирования продукта. Она определяется такими показателями, как долговечность, ремонтопригодность, безопасность товара и т. д.

        Долговечность товара – это свойство товара сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе эксплуатационного обслуживания и ремонтов. Долговечность определяет для покупателя предполагаемую продолжительность нормальной эксплуатации, использование товара. При оценке долговечности товара следует учитывать его назначение и обращать внимание на сроки его физического и морального износа.

        Ремонтопригодность товара – важнейшая характеристика товара, связанная с возможностью предупреждения и обнаружения причин возникновения его отказов, повреждений и устранения их последствий путем проведения технического обслуживания и ремонтов. Ремонтопригодность товара отражает уровень будущих (после приобретения) в период его эксплуатации затрат потребителя на восстановление работоспособности вышедшего из строя продукта. Чем меньше забот и затрат потребитель будет иметь при использовании товара, чем выше уровень до- и послепродажного обслуживания, тем выше для потребителя уровень ремонтопригодности товара.

        Существенным свойством товара, которое также может определять его дополнительные возможности, является безопасность товара. Это свойство товара отражает недопустимость ситуаций, опасных для людей и окружающей среды. Например, защита от поражения электрическим током при использовании электроприборов или утилизация отходов, имеющих место при использовании продуктов питания и промышленных товаров.

       Таким образом, цена надежности как комплексной характеристики товара в процессе его использования выступает важным фактором дополнительных возможностей товара. С одной стороны, она отражает уровень вероятности нормального функционирования товара, а с другой , - уровень затрат потребителя не только при приобретении товара, но и, что, как правило, важнее, при использовании товара в течении определенного периода времени.

       Диверсификация товара занимает особое место в товарной политике фирмы. Эта стратегия применяется, когда фирма начинает производить дополнительные товары, которые планируется предложить на новые рынки сбыта. Диверсификация выступает как эффективное средство для обеспечения роста устойчивости деятельности фирмы. С помощью диверсификации фирма может получить хорошие результаты по возрождению оборота и прибыли благодаря новым товарным предложениям для новых рынков, что в конечном счете способствует, кроме всего прочего, эффективной политике по снижению предпринимательского риска.

3.     Задача

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         На предприятии стоимость  основных производственных фондов на начало  отчетного года составила 8 136  тыс. руб. С 1 мая  выбыло основных фондов на общую сумму 1235 тыс. руб., а с 1  ноября того же года введены  в действие новые фонды стоимостью 1450 тыс. руб. Объем реализованной продукции составил  9132 тыс. руб., а общая численность персонала – 250 человек.

         Рассчитайте среднегодовую стоимость основных фондов, фондоотдачу, фондоемкость продукции и фондооснащенность труда.




РЕШЕНИЕ

1)    Стоимость основных фондов на конец периода равна:

где    Ф нач – стоимость фондов на начало периода, тыс. руб.

         Фпi -  стоимость фондов поступивших в отчетном периоде, тыс. руб.

         Фвj – стоимость фондов, выбывших в отчетном периоде, тыс. руб.

         i-   количество  полных месяцев, следующих  за месяцем поступления фондов

         j- количество  месяцев, следующих  за месяцем выбытия фондов

Ф = 8136 +  1450 * 2\12 – 1235*8\12 = 8136+241-823 = 7554 (тыс. руб.)

2)    Среднегодовая стоимость фондов:

Фср = (Фнач+Фкон)\ 2

Ф ср = (8136 + 7554 )\ 2 = 7845 (тыс. руб.)

3)    Фондоотдача равна:

Фонт = О\Фср

Где    О – объем реализованной продукции, тыс. Руб.

         Фонт = 9132\7845 = 1, 16

4)    Фондоемкость – показатель обратный фондоотдаче:

Фем = Фср \ О = 1\ Фонт

Ф ем = 1\1,16 = 0,86

5)    Фондооснащенность труда:

Фот = Фср \ Ч

Где    Ч -  численность персонала, чел.

Фот = 7845 \ 250 = 31,38 (тыс. руб.)

ОТВЕТ

         Среднегодовая стоимрость фондов ранвна 7845 тыс. руб.. Фондоемкость равна 0,86. Фондоотадача равна 1,16. Фондооснащенность трнуда ранва  31,38 тыс. руб.

Список литературы

1.     Волков Ф.М., Кашкин И.Т. Повышение эффективности основных производственных фондов в процессе интенсификации. Изд- во московского университета, 2002. – 362 с.

2.     Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.

3.     Ковалев   А.И.,   Привалов   В.П.   Анализ   финансового   состояния предприятия. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.-188 с.

4.     Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 639с.

5.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 344 с.

6.            Справочник финансиста предприятия / Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. и др. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 558с.

7.     Финансы предприятий: Учеб. для вузов/ Под ред. Н.В.Колчиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 413с.

8.     Финансовый менеджмент: теория и практика: Учеб. для вузов/ Под ред. Е.М.Стояновой. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2002. - 656с.

9.            Финансовый     менеджмент:     Учеб.     для     вузов/ Под ред. Н.Ф.Самсонова. - М.: ЮНИТИ, Финансы, 2000.- 495с.

10.   Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 342с.