Содержание

Введение.. 3

1. Средства массовой информации в системе международных отношений.. 8

1.1 Роль международных информационных агентств в международных отношениях. 8

1.2 Механизм воздействия средств массовой информации на международное сотрудничество. 11

Список литературы... 24


Введение

Постановка и актуальность темы обусловлена, прежде всего, необходимостью научного осмысления деятельности средств массовой информации как одного из наиболее существенных факторов стабильности межнациональных и федеративных отношений реформирующейся России. Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, власти и государства (особенно   государства,   претендующего   на демократический статус) приобретает особое значение.

Поскольку СМИ играют в международных отношениях существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают информационный обмен через радио, телевидение и прессу) и продуктивную (творящую) функции, то они в той же степени, что и творцы политики несут ответственность за происходящие в обществе процессы. А если это так, то они должны руководствоваться в первую очередь интересами общества и государства[1].

Но это, если следовать формальной логике. На деле же проникновение  СМИ  в  международное  сообщество чрезвычайно многоаспектно. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические роли, те или иные из которых - в зависимости от определенного   числа   типичных   социально-политических ситуаций - приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя.  Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.

Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются  в   сознании людей. А в кризисные периоды исторического развития, как отмечал Г.Блумер, люди в состоянии социального беспокойства   особенно   подвержены   внушению,   легко откликаются на различные новые стимулы и идеи, а также более податливы к пропаганде[2].

Объединение   наций   в   сильные   централизованные государства часто оказывалось возможным во многом благодаря появлению прессы, которая создала новый вид социальной общности - публику отдельно взятой газеты. Члены этой агрегации разделены расстояниями, но объединены потребляемой информацией[3]. Пресса ускорила и поставила на «поток» выработку единых символов и значений в национальном масштабе. Сегодня СМИ не только непрерывно воспроизводят этот процесс, но и выводят его на глобальный уровень. В этом особая актуальность проблемы, особенно, если иметь в виду, что роль средств массовой информации будет и впредь неизменно расти и усиливаться, влиять на все стороны жизнедеятельности обществ и государств. И в этом процессе не последнее значение имеет выявление и систематизация СМИ как фактора стабильности межнациональных и федеративных отношений в российском государстве.

Степень изученности проблемы. В целом, исследованию деятельности СМИ посвящено множество работ в различных сферах науки: философии, социологии, политологии, истории, психологии и др. За последние годы накоплен большой эмпирический материал. В то же время следует отметить, что публикации по данной проблеме носят преимущественно  общетеоретический характер. Более того, проблемы деятельности СМИ, как правило, рассматриваются не столько как составная часть   общегосударственных   процессов,   сколько   как   ее иллюстративная составляющая. Такие подходы, разумеется, имеют право на жизнь. Можно сказать даже, что они служат достаточно убедительной аргументацией в доказательствах разного рода научных инвектив, но недостаточны для углубленного «внутрисистемного» анализа СМИ.

Наиболее активно и основательно с точки зрения теории массовых информационных процессов проблема рассматривается в работах отечественных ученых в области политической философии    Н.Бердяева,    Б.Бессонова,    Д.Ольшанского, Г.Шахназарова; в области политологии В. Комаровского, А.Панарина, С.Рогачева; в области социологии, в том числе социологии СМИ: Ф.Бурлацкого, А.Бутенко, Е.Коробейников, Е.Прохорова, Ж.Тощенко.

В то же время в работах многих авторов, опубликованных до 90-х годов, проблемы хотя и рассматриваются в тесной привязке к реалиям нашей страны, однако эти реалии в основе своей ушли в прошлое и руководствоваться теоретическими и особенно практическими выводами следует весьма и весьма осторожно: лишь отдельные из названых авторов начали переосмысливать свои теоретические постулаты в соответствии с изменившимся международными отношениями и статусом СМИ постперестроечного периода.

Если говорить об ученых, специально исследующих проблемы массовых информационных процессов обмена, то среди них наиболее известны работы таких отечественных исследователей, как  В.Афанасьев,    Б.Борев,    Г.Вачнадзе,    Б.Грушин, И.Дзялошинский,     Е.Дугин,     В.Егоров, А.Суханов, рассматривающие вопросы гласности, свободы печати А.Ахнезер, А.Грабельников, М.Жагер, А.Заблюк, Н.Козлова, А.Чичановский

Тем не менее специальных работ, в которых были бы глубоко и всесторонне проанализированы связи и отношения СМИ в системе международных отношений, раскрыты возможности стабилизирующей и интегрирующей сущности СМИ в данном измерении, их системообразующей роли в трансформации современной России нет. Вот почему в данной работе акцентируется внимание именно на этих проблемах.

Цель работы состоит в анализе деятельности СМИ с точки зрения выявления факторов, способствующих стабильности международных отношений в Российской Федерации.

Задачами работы можно выделить в следующем:

1. рассмотрение особенностей средств массовой информации в системе международных отношений;

2. анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность  средств массовой информации в  международных отношениях;

3.анализ влияния деятельности средств массовой информации на  международные отношения.

Предметом исследования является деятельность СМИ как одного из важнейших факторов стабильности международных отношений, тенденции возрастания роли в расширении и укреплении взаимодействия межгосударственных отношений.

Объектом исследования   является деятельность СМИ в системе международного сотрудничества.

В ходе исследования используются такие методы как: сравнительный анализ, системный анализ,  метод обработки и  контент- анализа  документов.

Структура работы. Работа состоит из Введения, трех глав,  шести параграфов. В первой главе  рассматривается  средства массовой информации в системе международных отношений, а во второй главе – анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность средств массовой информации в международных отношениях, в третьей главе – анализ влияния деятельности средств массовой информации на международные отношения. В  Заключении даются выводы и рекомендации. Отдельные  данные вынесены в Приложения.

Практическая значимость. Для адекватной интерпретации деятельности средств массовых информации, а также  для анализа  системы международных отношений  необходимо вводить в научный оборот   и рассматривать такой элемент  системы как плюрализм взглядов информационных агентств в международной деятельности, влияющих на политическое самосознание граждан и политическую стабильность государственных отношений на международной арене. Данная работа является вкладом  в  исследование этого явления. Результаты работы  имеют практическую значимость для   государственных органов, ответственных за выработку и реализацию внешнеполитического курса страны, а выводы  могут быть  учтены в деятельности государственных структур, департаментов  и подразделений, осуществляющих информационное обеспечение внешней политики и дипломатии России. Часть материалов может быть полезной при разработке учебных курсов в ВУЗах соответствующего профиля.

Выводы и рекомендации. Следует отметить, что характер данной работы имеет направленность на изучение роли средств массовой информации в международном обмене и его значимость в международном сотрудничестве.

1. Средства массовой информации в системе международных отношений

1.1 Роль международных информационных агентств в международных отношениях


Когда политики, социологи, культурологи рассуждают о международном сотрудничестве, зрителю всегда хочется увидеть ситуацию с точки зрения "простого человека". "Простой человек" - это абстрактная модель, тем не менее подобное "заземление" наших рассуждений позволяет понять реальные механизмы формирования "общественного мнения".

В структуре повседневного опыта обычного россиянина, не включенного в программы международных обменов, не имеющего личных контактов за рубежом, "международное сотрудничество" представлено теми образами, которые создают средства массовой информации. Какие значимые факторы в этом влиянии СМИ можно выделить?

Во-первых, можно констатировать растущую интеграцию российских медиа в глобальный информационный контекст: мировые события в режиме реального времени зафиксированы на лентах информационных агентств и в электронных СМИ. Но если рассматривать ситуацию за пределами Садового кольца, отвлекаясь от существования элитных аудиторий, то оказывается, что глобальные тенденции в российских регионах проявляются довольно противоречиво: и действуют и не действуют. К примеру, для "продвинутых аудиторий", живущих в Екатеринбурге в режиме on line, доступны почти все мировые новости и, при желании, аналитические обзоры международной жизни. В off line они могут посмотреть теленовости "Евроньюс" (в Екатеринбурге они представлены в эфире "Областного телевидения"), получить концентрированный обзор международных связей в местном деловом еженедельнике "Деловой квартал" и пролистать региональные приложения столичных изданий ("Эксперт" и др.)[4]

С другой стороны, изучая роль информации в повседневном опыте значительной части населения, можно получить такую картину: из общенациональной прессы на тысячу россиян доступен 1 экземпляр ежедневной газеты; региональная пресса представлена главным образом бесплатными еженедельниками, где основным содержанием являются местные политические новости и информация рекламно-развлекательного характера.

Но самой важной тенденцией последнего десятилетия при определении информационной нищеты и информационного богатства населения является доминирование телевидения в предпочтениях аудиторий: "читающая нация" постепенно превратилась в "нацию телезрителей". 91 % городского населения ежедневно смотрит телевизор. Телевидение стало одним из основных способов структурирования домашнего досуга, вытесняя другие источники информации. Среднесуточное время телесмотрения в 2000 г. - 189 минут. Большая часть городского населения может смотреть от 1 до 6 каналов, "путешествуя" с помощью пульта дистанционного управления. 40 % населения России ежедневно смотрят новости по федеральным телеканалам. Их освещение мировых событий задает "базисную матрицу" понимания международного сотрудничества. Может ли местное телевидение, на которое ориентируется 40 % населения, повлиять на мнение своей аудитории?

Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать "повестку дня" местных теленовостей. Обычный мониторинг позволит нам убедиться, что мировые события представлены в них только в том объеме, в каком это затрагивает реальную жизнь их основной аудитории: сотрудничество организаций региона с зарубежными партнерами, возможное "эхо" мировых событий для жителей данного региона.

В "повестке дня" местных телекомпаний такая новость появится 5-ым - 8-ым сюжетом в основном блоке новостей. В зависимости от профессионализма редакции эта информация может быть прокомментирована экспертами, а может пройти и без комментария. Причина этого проста - информационные отделы региональных телекомпаний не считают освещение международных событий и международного сотрудничества своим делом. Это задача и дело федерального телевидения, у которого есть собственные корпункты за рубежом и профессиональные комментаторы. Минимизация "глобального" содержания и аналитической информации в местных теленовостях - особенность не только российского ТВ. Телевидение ориентировано на массового усталого и ленивого зрителя и создает инфотейнмент, увеличивая зрелищность и развлекательность, структурируя эмоции, а не понимание. Если учесть, что эмоциональность и зрелищность плохих новостей выше, чем хороших, то можно не удивляться содержанию выпусков новостей местных телестанций. Аналитическую составляющую теленовостей можно было бы увеличить, используя убедительные визуальные модели, созданные с помощью компьютерной графики (мне довелось видеть такие приемы в работе местной английской станции, когда с помощью графической модели объясняли историю экономических связей Франции и Алжира).

Таким образом, мозаичная поверхностная телевизионная картина международных связей вытекает из самой сути телевидения и вполне естественно порождает разрыв контекстов в мнениях массовой аудитории. Именно поэтому телевизионная аудитория так восприимчива к воспроизводству стереотипов, доступна влиянию манипулятивных технологий, некритична. По данным опросов общественного мнения, из всех СМИ наибольшее доверие у аудитории вызывает телевидение - 36 %, тогда как газетам доверяют только 13 % жителей России.[5]

Это критичное отношение к газетам можно рассматривать как тревожный симптом кризиса доверия к СМИ вообще, а можно рассматривать как разную степень социальной зрелости разных аудиторий. Аудитория телевидения доверчива и социально инфантильна, аудитория качественных печатных СМИ недоверчива, поскольку рассуждает аналитически рефлексивно, готова сравнивать информационные картины, создаваемые разными СМИ, и лишь затем формулировать собственную позицию.

Таким образом, если сопоставить разные типы аудиторий и содержание их информационных источников, то можно получить и почти различные версии международного сотрудничества, словно живущие в одном городе люди живут в разных мирах. "Модель мира" и "модель властных сил" одной аудитории строится на основе официальных моделей, транслируемых федеральным ТВ, где главные ньюсмейкеры мира воплощают масштабные политические пиар-проекты. "Модель мира" недоверчивой аудитории строится из сложной картины взаимозависимостей между разными решениями в сфере технологий, экономики, политики, когда падение доллара может угрожать благосостоянию рабочих Верхне-Салдинского металлургического завода в Свердловской области, тесно связанного с авиаиндустрией компании "Боинг". Непростота этой системы международного сотрудничества и роль СМИ отражена в случайно услышанной фразе из разговора: "Смотрел я, смотрел телевизор и никак не понял: Ну почему укрепление нашей экономики и рубля по сравнению с баксом нам всем угрожает?!"[6]

1.2 Механизм воздействия средств массовой информации на международное сотрудничество

Типологическая палитра средств массовой информации Рос­сии изменилась за последнее десятилетие достаточно основатель­но. Это объясняется влиянием двух основных факторов: во-пер­вых, переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми техно­логическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный про­цесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью нахо­дилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестроечные и постперестроечные реформы.

От вертикальной и партийной — к горизонтальной и ком­мерческой структуре. Преобразование вертикальной и партийной парадигмы было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, ушла в прошлое КПСС, определявшая основные параметры со­ветской печати, и вместе с ней исчезло подавляющее большин­ство партийных изданий, на базе которых возникли независимые газеты журналистских коллективов. Во-вторых, распалась админи­стративно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевиде­ния. Нет больше вертикали прессы от «Правды» до районной газе­ты. Вместо этого получила развитие горизонтальная структура, со­ответствующая современным демократическим принципам (функ­ционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций).

Ставшие независимыми издания, ранее входившие в структу­ру центральной прессы, такие, как «Труд», «Комсомольская прав­да», «Известия», распространяются по всей территории России, но тиражами, во много раз меньшими, чем в начале 90-х гг. Тип центральной газеты трансформировался, утратив директивность. Кроме того, доступ к издающимся в Москве газетам сегодня край­не ограничен, что отрицательно сказывается на цельности рос­сийского информационного пространства. Нишу, освободившую­ся таким образом, занимают региональные и местные издания, уделяющие значительно меньше внимания общероссийским и международным проблемам.

Получившие независимость газеты недолго оставались в руках журналистских коллективов и скоро в большинстве своем стали добычей банков и корпораций. На смену партийной прессе при­шли коммерческие издания, принадлежащие различного рода хол­дингам, банкам, корпорациям, а это в свою очередь привело к появлению новых типов и видов изданий

Новые грани и границы типологии: пресса финансовая и бульварная. Появилось новое деление прессы, которое отсутство­вало в советское время или было обозначено пунктирно: пресса элитарная, прежде всего финансово-экономическая, и пресса мас­совая, которая перешла по существу в категорию бульварной.

Эти изменения не во всем соответствуют тем переменам, кото­рые произошли и в мировой печати. В большинстве стран умень­шается влияние массовой, бульварной прессы, во всяком случае бульварной ежедневной газеты. Больше становится качественных газет, рассчитанных на более образованные круги населения. Это связано с несколькими причинами и прежде всего с изменением социального статуса многих групп в обществе, с возрастанием роли так называемых белых воротничков, которые предпочитают серь­езную во всех отношениях прессу. В то же время сама качественная пресса также меняется, расширяя круг своих интересов и охваты­ваемых проблем: наряду с традиционными разделами, посвящен­ными искусству, печатаются материалы о возможности приобре­тения произведений искусства, которые могли бы представлять интерес для богатых читателей, появляются многочисленные пуб­ликации о спорте, музыке, телевидении и кино. То есть происхо­дит некое опрощение элитарных газет.

Что касается бульварной прессы, то она маргинализируется во всех странах, за исключением Англии и Германии. В Англии, в Лон­доне, издается несколько традиционных бульварных газет, таких, как «Star». В то же время их число уменьшается, тиражи сокращают­ся. В Германии выходит одна крупная бульварная массовая газета — «Bildzeitung», во Франции практически нет ежедневных бульварных газет. То же относится и к США, где бульварная пресса себя изжила еще раньше, ее заменили «мужские» и «женские» журналы и много­численные развлекательные еженедельники.

В то же время наблюдается достаточно активное усиление га­зет, которые раньше считались специализированными и рассчи­танными на биржевиков и экспертов-аналитиков в этой сфере, — «Financial Times» в Англии, «Handelsblatt» в Германии, «Wall Street Journal» в США, «Les Echo» во Франции. Они занимают нишу каче­ственной прессы первой категории — для управляющей элиты.[7]

Эти же тенденции проявляются в типологии российских изда­ний. Сейчас Россия переживает бум финансовых газет, и некото­рые из них по своему уровню приближаются к элитарным издани­ям, выпускающимся на Западе. Первой попыталась занять нишу элитарной прессы газета «Коммерсантъ», но она не сумела объе­динить вокруг себя читателей из кругов финансовой элиты и стала газетой более массовой, рассчитанной в том числе и на тех, кто просто интересуется финансовыми вопросами.

Попытку пересадить на российскую почву совместный продукт двух элитарных качественных газет предприняли крупнейшие за­падные финансово-экономические и издательские концерны — американский Доу Джонс и английский Пирсон. Газету «Ведомо­сти» издают соперники, объединившиеся для совместных действий в России, — «Financial Times» и «Wall Street Journal». И этим под­тверждается, что типология российской прессы, в первую очередь газеты, развивается примерно в том же направлении, что и в меж­дународной практике, — сказываются изменения, которые про­исходят в мире и в России. Это отнюдь не означает, что российс­кая пресса унифицируется под западные модели, но и не свиде­тельствует об антагонистическом противопоставлении основных типологических структур СМИ России и развитых стран Запада, тем более что западные модели сами очень существенно разнятся между собой. Английская, французская, немецкая, шведская мо­дели сильно отличаются друг от друга и еще больше от американ­ской. Российская модель приближается к европейской, частью ко­торой она и является. За последние десять лет резко вырос инфор­мационный компонент российских СМИ, но важнейшей частью нашей журналистики остаются аналитика, интерпретация собы­тий, публицистика в отличие от американской газетной фактогра­фичное.

В мире нашей прессы, механизм воздействия средств массовой информации наряду с некоторым его  уве­личением качественных изданий наблюдается процесс бульваризации, «пожелтения» многих газет, даже таких, как «Комсомольская правда» и «Известия». Бульварной в полном смысле это­го слова ежедневной газеты нет, зато существует множество буль­варных еженедельников весьма примитивного уровня типа «Мега­полис Экспресс».

Особое место занимают издания, объединяющие в себе несколь­ко типов, — газеты, включающие как серьезные информацион­ные и аналитические блоки, так и разделы, граничащие с бульварщиной, рассчитанные на широкие массы читателей, позволя­ющие обслуживать разные слои населения и тем самым привлекать рекламу и широкий набор рекламодателей. К типу таких газет можно отнести «Московский комсомолец», который сегодня пользуется вниманием самой большой читательской аудитории в Москве и Московской области.

Реклама стала настолько важным действующим фактором в мире российских СМИ, что способствовала появлению нового вида бес­платных газет, в свою очередь распадающихся по крайней мере на два типа — чисто рекламные, как «Экстра-M» и «Центр-Плюс», и информационно-рекламные, как «Метро».

Многие тенденции международной типологии связаны с влиянием глобализации и развития новых технологий, которые позволяют ускорить передачу сигнала в раз­ные точки земного шара. С одной стороны, создаются глобальные газеты. Их немного, всего четыре: «Wall Street Journal», «Financial Times», «USA Today», «International Herald Tribune». Все они изда­ются на английском языке — языке общения международного биз­неса. Не возникло пока глобальных газет на французском, немец­ком и других языках. Нет такой газеты и на русском языке.[8]

Глобализация сопровождается также усиленным развитием местной прессы и малых по тиражу, но весьма влиятельных для небольших населенных пунктов и общин изданий. Подобная тен­денция наблюдается и в России, где растет число малотиражных газет для небольших групп.

Еще в большей степени это проявляется в журнальном деле, где увеличивается число специализированных изданий. По тиражам они мало уступают развлекательной продукции или специализирован­ным, например медицинским, популярным изданиям. Современ­ные же информационные еженедельники, которые выпускаются концерном «Мост медиа» («Итоги»), издательским домом «Коммерсантъ» («Власть», «Деньги»), существенно уступают им по тиражу, хотя их можно отнести к изданиям, непосредственно связанным с участием в политическом процессе. Круг реально участвующих в по­литике лиц в России пока слишком мал, чтобы создать почву для действительно массовых информационных еженедельников.

Глобализация во многом меняет философию радиовещания. Цифровой радиосигнал позволяет соединять вешание глобальное и местное, вплоть до общинного. Одна из главных тенденций се­годня — бурный рост местного радио благодаря удешевлению рас­пространения сигнала и быстроте его передачи через Интернет или спутники связи. Типология радио также существенно измени­лась. Резко сокращается доля национальных радиовещательных компаний и увеличивается число местных станций, работающих в диапазоне FM в таких городах, как Нью-Йорк или Москва. В Рос­сии пока наблюдается существенная регионализация радио и его переход на местное вещание.

Местные российские станции уже обозначили свое присутствие на российском радиорынке и сейчас пытаются создать свои сети, даже общероссийские. Так действует в Москве радиостанция «Эхо Москвы», которая так же, как и некоторые другие московские компании, распространяет свой сигнал через Интернет по России и за ее пределами.

Существенные изменения происходят и в типологии телевиде­ния, хотя они в большей степени затронули мировое телевидение, чем российское. Прежде всего, надо отметить разделение труда между эфирным ТВ и кабельным. В России кабельное телевидение сосре­доточено на сугубо местной аудитории. В Москве оно действует на уровне районного или даже квартального вещания и включает два элемента — районные или квартальные местные новости, к кото­рым иногда подверстывают и городские, и видеофильмы (далеко не всегда лицензионные). Этот канал активно эксплуатируют мес­тные власти — префектуры и управы.

В отличие от прессы, утратившей общероссийскую аудиторию, вещающие из Москвы каналы телевидения сохраняют доступ прак­тически ко всем регионам России и остаются в этом смысле глав­ным стержнем общероссийского информационного пространства. Таким образом, телевидение в России представлено эфирным фе­деральным вещанием и региональными и местными эфирными каналами, а также локальными кабельными программами. В боль­шинстве случаев общенациональный экран, который рассчитан на национальную аудиторию и постоянное освещение развиваю­щихся в течение дня событий, привлекает большие аудитории и в регионах, но удаленность московского телевидения от местных проблем позволяет успешно развиваться региональным телеком­паниям.

В европейских странах сложилась иная сеть вещания. Во Фран­ции и Англии существует как общественно-правовое, так и част­ное эфирное телевидение. В Германии все эфирное телевидение — общественно-правовое, а кабельное и спутниковое — преимуще­ственно частное.

Общественно-правовое телевидение освещает проблемы поли­тической жизни, в нем большое место занимают новости, в то вре­мя как в передачах частного ТВ доминируют массовая культура, спорт и, конечно же, реклама. В данном случае типология эфирного теле­видения не может быть представлена как единая для всех стран.

В России ТВ развивается несколько иным путем: нет обществен­но-правового телевидения, хотя имеется канал, который называ­ется общественным российским телевидением (ОРТ), но он на 51% принадлежит государству, на 49% — частному капиталу. Та­ким образом, типологически это своего рода государственно-част­ный канал.

Главное же отличие состоит в том, что в странах Запада и не­которых восточных, например, в Китае, наряду с наличием эфир­ного ТВ существенно развито кабельное и спутниковое телевиде­ние, которое имеет собственное информационное и развлекатель­ное программирование. Современные кабельные и спутниковые каналы на Западе представляют прежде всего развлекательные про­граммы, которые делятся на специализированные каналы, посвя­щенные кино, музыке, политике, спорту, новостям и т.д. Кабель­ное телевидение — это специализированное ТВ, к которому предъявляются несколько иные требования. К кабельным сетям можно применить типологию видеотелевизионных журналов. В Рос­сии развитого кабельного ТВ сейчас в полном смысле этого явле­ния нет, отсутствуют прежде всего программные компании, кото­рые обслуживали бы кабельные сети. Да и сами сети технически пока не развиты. В этом смысле дифференциация и диверсифика­ция телевизионного вещания только начинается.

В России практически действует одна система спутниковых ка­налов с самостоятельными программами — НТВ+, но и она, раз­виваясь весьма успешно, в основном распространяет зарубежные передачи и, не создавая своих особых программ для российской аудитории, ретранслирует национальные эфирные программы — Российское телевидение, «Культуру», подключается к Интернету.

Изменения типо­логических характеристик нашей прессы в целом позволяют сфор­мулировать некоторые общие положения. Исчезла партийная пресса, появились независимые коммерческие издания, газеты мнений, элитарные газеты и массовые издания бульварного типа, которые часто относят к «желтой» журналистике, а также электронные га­зеты и электронные версии газет в Интернете, способствующие международному обмену информации.

Эти перемены связаны с изменениями социальной структуры нашего общества, с отказом от командно-административной сис­темы управления, с переходом нашей прессы к горизонтальной структуре и с развитием новых информационных технологий.

Сейчас в прессе практически нет вертикальных структур, и новые типологические характеристики теперь связаны с ее гори­зонтальным разделением.

Важным фактором, определяющим специфику информацион­ной структуры, является экономическая ситуация в стране. По-прежнему рыночная экономика недостаточно развивается в сфере средств массовой информации. Практически не действуют анти­монопольные законы; нет того, что называется добросовестной конкуренцией. Монополизм, в разной форме сохранившийся и в распространении прессы, и в полиграфической сфере, и в бумаж­ном производстве, снижает возможность, а практически делает нереальным издание рентабельной серьезной газеты. Большинство изданий живет за счет дополнительных спонсорских денег, полу­чаемых от их владельцев, поэтому тираж и популярность газет на информационном рынке не так важны, как успех в контактах с владельцами. Эта искаженная экономическая ситуация не способ­ствует развитию журналистики и облегчает ее использование в интересах экономических группировок, основными из которых являются крупные корпорации, банки, с одной стороны, и госу­дарство — с другой. При этом государство действует на общефеде­ральном уровне как регулятор деятельности и владелец средств массовой информации, а на местном уровне его влияние осуще­ствляется через местные власти — губернаторов, мэров городов и т.д. Все это препятствует выработке той объективности, которая необходима прессе, чтобы пользоваться доверием своих читате­лей, слушателей, зрителей.

Отставания в использовании новых технологий телевидения и радиовещания существенным образом влияют на СМИ. Техничес­кие средства позволяют 98,8% населения России принимать теле­визионную информацию, однако современные технологии (к при­меру, кабельное и спутниковое телевидение) используются насе­лением пока недостаточно активно. Согласно опросу, в Центре России (Брянск, Владимир, Иваново, Калуга, Кострома, Орел, Рязань, Смоленск, Тверь, Тула, Ярославль) кабельное телевиде­ние имеется у 8% опрошенных, а спутниковое — лишь у 0,8%. Правда, видеотехникой располагают 35,9% участников опроса. В Москве эти показатели выше: кабельное телевидение смотрят 36,6%, спутниковое — 11,4% и видео — 59,8% опрошенных. По количеству телевизоров на 1000 жителей — 379 телеприемников— мы занимаем 20-е место в мире. Все это создает значительные ог­раничения для аудитории в выборе и потреблении информации.

Развитие новых информационных и коммуникационных тех­нологий — важная мировая тенденция. Интернет как средство мас­совой информации используется во многих странах. Число под­ключений к Интернету в России составляет всего лишь 0,13% на 1000 жителей. Это 35-е место в мире. Для сравнения: в США — 21,82%, в Великобритании — 8,3%, в Германии — 5,85]. Следует отметить, что у многих СМИ России имеются свои электронные версии, в Интернете появляется множество самостоятельных из­даний, однако массовой аудитории они пока не обрели.

Существенное влияние на информационную сферу в международном обмене, как правило, оказывают процессы концентрации СМИ в руках узкого круга промышленно-финансовых групп. Тематика публикаций, выбор освещаемых событий и явлений, их оценка нередко делаются в угоду интере­сам этих групп. Кроме того, крупная полиграфическая и телеради­отехника, а также широкий круг издающих и телерадиоорганизаций сконцентрированы сейчас в руках государства, что явно про­тиворечит прогрессивным мировым тенденциям и ограничивает возможности СМИ как демократического института.

Ведущие международные средства массовой информации объединены в следу­ющие группы:

* На государственном бюджетном финансировании находятся ВГТРК с ее 99 региональными телерадиоорганизациями, ИТАР-ТАСС, РИА «Вести», «Российская газета», многие местные изда­ния. Государству принадлежит 51% акций ОРТ. Большую группу СМИ финансирует правительство Москвы: ТВ-Центр, городской кабельный канал ТВ-Центр-Столица, газеты «Тверская, 13», «Ве­черняя Москва», «Деловая Москва сегодня», «Москвичка» и др.

* Мост-медиа включает НТВ, региональную телевизионную сеть ТНТ, радио «Эхо Москвы», газеты «Семь дней», «Сегодня», журнал «Итоги» и др.

* Проф-медиа контролирует «Известия», «Комсомольскую правду», журналы «Закон», «Эксперт», радио «Европа плюс», ин­формационное агентство «Прайм» и др.

* В сфере влияния группы Березовского находятся ОРТ, ТВ-6, «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Новые Известия», «Ого­нек» и др.

* «Аргументы и факты» (еженедельник и ряд специализиро­ванных изданий).

* «Московский комсомолец» (газета, ее региональные прило­жения, «МК-бульвар» и др.).[9]

В условиях экономического кризиса резко снижается доля под­писки, розничной продажи тиражей изданий в обеспечении фи­нансирования СМИ и многократно возрастает роль рекламы зару­бежных и отечественных товаропроизводителей. Это ведет к суще­ственным переменам в типологической структуре СМИ. Возникают и активно развиваются рекламные и рекламно-справочные изда­ния, эфир заполняют многочисленные блоки рекламной инфор­мации. Создается множество деловых газет и журналов, растет число СМИ для категорий населения, имеющих более высокий уровень Доходов. Реклама вносит заметный вклад в развитие «желтой», буль­варной прессы.

Художественные фильмы, музыкальные и развлекательные передачи забирают более 60% эфирного времени и благодаря вклю­чению в них рекламных блоков обеспечивают солидные финансо­вые поступления. И наоборот, сокращается выпуск изданий, про­грамм, которые недоходны с точки зрения рекламы, — для детей, пенсионеров, небольших этнических, региональных и других групп населения, а также образовательных, научных, культурно-просве­тительских.

Однако в связи со стремительным сокращением разовых и го­довых тиражей газет и журналов общероссийской аудиторной на­правленности многие из них перестали носить представительный по отношению ко всему населению страны характер. Только теле­видение и радио сохранили в переходный период широкую обще­российскую аудиторию.

Опрос, проведенный в областных городах Центра России, по­казал, что 99,7% опрошенных смотрят телевизор. Причем в своем домашнем хозяйстве один телевизор имеют 58,9%, два — 32,9%, три и более — 7,6% населения. Телевидение в будние дни смотрят 2 часа 48 минут, в выходные — 3 часа 50 минут. Что касается ра­диовещания, то его слушают 89% опрошенных. В будние дни они заняты этим 2 часа 42 минуты, а в выходные — 2 часа 30 минут. При этом радио дома слушают 92,4% опрошенных, в автомаши­не — 13,8%, на работе — 15,2%, на даче — 8%, в других местах — 7,1 %. Один радиоприемник имеют дома 58,8% опрошенных, два — 28,1%, два, три и более — 12,2%.

У периодической печати, как отмечалось выше, показатели значительно скромнее. Так, ежедневные общероссийские газеты, насчитывающие 17 наименований, имеют разовый тираж всего 5 млн. экз. Сравнительно небольшим разовым тиражом (19,5 млн. экз.) располагают 580 массовых журналов.

Вместе с тем позитивное влияние международного обмена неуклонно возрастает. Развитие прессы как отрасли бизнеса спо­собствует созданию моделей качественных международных СМИ.


Список литературы


1.                 Блумер Г. Коллективное поведение. Пер. с англ.// Американская социологическая мысль: Тексты. М., 2001.

2.                 Дзялошинский И. Журналист и информация.  - М.: МГУ, 2001.

3.                 Дугин Е. Я. СМИ как институт прямой демократии:   социологический   анализ.   Автореферат  док. диссертации.  - М.: АОН. 2002..

4.                 Егоров В.В. Телевидение и зритель.  - М.: Дело, 2003.

5.                 Тард Г. Общественное мнение и толпа. Пер. с франц. – М., 2002

6.                 Чичановский А.А. Средства массовой информации и власть // Диалог, 2002 - №№ 5-6. - с.124-128.





[1] Чичановский А.А. Средства массовой информации и власть // Диалог, 2002 - №№ 5-6. -с.124.


[2] Блумер Г. Коллективное поведение. Пер. с англ.// Американская социологическая мысль: Тексты. М., 2001 - .с.173.

[3] Тард Г. Общественное мнение и толпа. Пер. с франц. М., 2002. - с.62-63.


[4] Егоров В.В. Телевидение и зритель.  - М.: дело, 2003 – с 34.

[5] Дзялошинский И. Журналист и информация.  - М.: МГУ, 2001 – с 78

[6]

[7] Егоров В.В. Телевидение и зритель.  - М.: Дело, 2003 – с 54.

[8] Дугин Е. Я. СМИ как институт прямой демократии:   социологический   анализ.   Автореферат  док. диссертации.  - М.: АОН. 2002 – с 89.

[9] Дугин Е. Я. СМИ как институт прямой демократии в условиях перестройки:   социологический   анализ.   Автореферат  док. диссертации.  - М.: АОН. 2002 – с 101