Содержание
Задание 1. 3
Задание 2. 4
Задание 3. 4
Задание 4. 10
Задание 5. 12
Задание 6. 13
Задание 7. 17
Задание 8. 20
Список литературы... 22
Задание 1
Используя типологию П.Штомпке, опишите следующие процессы:
- выборы в Государственную Думу РФ;
- выделение частной собственности на землю;
- дифференциация доходов населения России.
I. Существует 7 типов процессов и процесс проведения выборов в Государственную Думу РФ, в соответствии с каждым типом, будет следующим:
- Выделение с учетом формы или очертания процесса – линейный, циклический;
- Определение по конечным результатам процесса – простое репродуцирование;
- Определение через отражение процессов в социальном сознании – процесс-бумеранг;
- Определение на основе причин и движущих сил процесса – эндогенный;
- Определение на основе причин и движущих сил процесса – спланированный;
- По уровням социальных процессов – мезопроцесс;
- По временному диапазону процессов – быстротекущий.
II. Выделение частной собственности на землю:
- Выделение с учетом формы или очертания процесса – нелинейный, ступенчатый;
- Определение по конечным результатам процесса – морфогенезис;
- Определение через отражение процессов в социальном сознании – явный;
- Определение на основе причин и движущих сил процесса – эндогенный;
- Определение на основе причин и движущих сил процесса – спланированный;
- По уровням социальных процессов – макропроцесс;
- По временному диапазону процессов – долговременный.
III. Дифференциация доходов населения России.
- Выделение с учетом формы или очертания процесса – линейный, восходящий;
- Определение по конечным результатам процесса – расширенный репродуцированный;
- Определение через отражение процессов в социальном сознании –латентный;
- Определение на основе причин и движущих сил процесса – экзогенный;
- Определение на основе причин и движущих сил процесса – спонтанный;
- По уровням социальных процессов – макропроцесс;
- По временному диапазону процессов – долговременный.
Задание 2
Приведите примеры использования различных методологий системного анализа в изучении социально-экономических и политических процессов
Системы |
Унитаризм |
Плюрализм |
Принуждение |
Простые |
1.Исследование операций. 2.Организация производственных процессов. 3.Система техника. |
1.Методология стратегических предложений |
1.Методология критических систем |
Сложные |
1.Методология жизнеспособных систем |
1.Методология интерактивного планирования; 2.Методология мягких систем |
|
Задание 3
В соответствии с алгоритмом, предложенным в УМК, разработайте примерную программу социологического исследования на тему: «Социальное самочувствие населения» Вашего города.
Программа социологического исследования «Отношение молодежи к гражданскому браку».
1. Актуальность работы.
В настоящее время, несмотря на все усилия экономистов, социологов, психологов, медиков, педагогов, семья, как социальный институт, переживает тяжелый кризис. В свете проблем современного общества, смены системы ценностей большое распространение получило такое явление как гражданский брак. Свободные половые отношения стали характерной чертой нашего времени. Но они не могут способствовать созданию красивых и надежных отношений между мужчиной и женщиной, не позволяют чувству взаимной симпатии, перерасти в любовь, потому что нет периода долгих ухаживаний, когда могут просмотреться все положительные и отрицательные качества избранника. От этой нерегулируемой связи, на свет появляются дети, которые обречены на страдания, потому что они никому не нужны, в том числе и самим родителям Статистические данные очень красноречиво говорят об этом.
«С 1992 года по 2002 число умерших, или так называемая естественная убыль населения, составила 3,5 мил. человек или 2,5% - цифра ошеломляющая в мирное время.
В 2001 году число умерших человек на 960 тыс.чел. больше, чем появилось на свет.
Впервые для характеристики этого явления пришлось вводить новый термин – сверхсмертность.
Сегодня на 1,3 работающих человек приходится 1 неработающий, показатель уникальный для развитой страны. По прогнозам демографов к 2005 году, этот показатель станет 1:1, т.е. каждый работоспособный будет трудится «за себя и за того парня».
Особую остроту приобрела проблема низкой рождаемости.
В 1970 на 1000 человек населения, рождалось 14,6 малышей. В 1992 – 10,6. В 2002 – 6,3
На одну женщину приходится 1,2 рождений, при уровне необходимом для воспроизводства в 2,5. Современные параметры рождаемости в 2 раза меньше, чем требуются для замещения поколений.
Браков в 1970 г. было заключено 10,1 на 1000 человек населения в 1992 – 7.1 в 2002 – 4,9.
Как видим, все меньше молодых людей готовы взять на себя ответственность по созданию семьи. Мы умирающая нация и дело не в высокой смертности и низкой рождаемости, но и в качестве молодого населения, в его моральных и нравственных принципах. Причин сложившейся ситуации много, но одна из них, и пожалуй, самая главная – это неправильное семейное воспитание.
В силу сложившейся ситуации правительство разработало «Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2015г.» Вот основные ее выводы: «В кратчайшие сроки разработать региональные аспекты обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями, в случае рождения ребенка, предусматривать выделение безвозмездных, субсидий и кредитование молодых семей с понижающейся кредитной ставкой, в зависимости от числа детей в семье.
Для поддержки молодых семей и их ориентации на рождение детей необходимо обеспечить дальнейшее развитие центров и клубов молодой семьи, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи, осуществляющих работу в направлении воспитания ответственного родительства и сохранения репродуктивного здоровья. Требует укрепления система учреждений социального обслуживания семьи и детей, в рамках которых семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается поддержка и социальный патронаж. Необходимо развивать учреждения, специализирующиеся на работе с детьми и подростками, занимающиеся их социализацией, семейным обустройством».
Как вы видите, проблема создания семьи, проблема красивых и гармоничных отношений между мужчиной и женщиной из разряда личной проблемы, перешла в разряд общегосударственной. Из всего сказанного можно сделать такой вывод – необходимо пересмотреть свои взгляды на функции семьи.
2. Проблема исследования.
Проблема - это сложный вопрос, требующий изучения, исследования и решения. Проблема данного социологического исследования заключается в том, чтобы исследовать отношения молодежи к гражданскому браку. Данная проблема в нашем городе приобрела актуальность еще в середине 90-х годов прошлого века, но она остается актуальной и в данный момент. Можно сказать, что проблема даже обострилась. Существование подобной формы отношений между мужчиной и женщиной вызывает противоречивые взгляды и мнения, что говорит об актуальности проблемы. Вследствие чего, хотелось бы более подробно изучить данную проблему.
3. Предмет исследования.
Отношения молодежи к гражданскому браку.
4. Объект исследования.
Объектом социологического исследования являются молодые люди в возрасте от 17 до 25 лет.
5. Цель работы.
Путем объективного исследования выяснить насколько серьезной оказалась данная проблема. Цель социологического опроса состоит в том, чтобы исследовать отношение молодых людей к гражданскому браку, узнать какие чувства и мнения данное явление вызывает в обществе.
6. Гипотеза.
Каждый человек впервые встречается с любовью – новым, не всегда понятным и объяснимым чувством. В молодости всё находится в становлении, развитии, формировании, и важнейшие жизненные вопросы нужно решать одновременно. А молодая семья? Необходимо приспособиться к привычкам своего партнёра, но возникает желание его « переделать», «перевоспитать», заставить поступать в угоду нашим желаниям и влечениям. Молодости свойственен максимализм, и так хочется, чтобы милый ( милая ) был ( была ) идеальным человеком. Мы, как правило, непримиримы к чужим недостаткам, хотя часто прощаем их самим себе. Правильные и гибкие взаимоотношения с другими людьми вырабатываются после того, как мы наделаем немало ошибок и нам в конце концов придётся признать, что поступали опрометчиво, нетактично. Такое осознание приходит, но иногда слишком поздно – брак разрушен. Современные молодые пары нашли, как кажется, выход из возникающих трудностей совместного проживания. Они не оформляют своих отношений официально. Такие незарегистрированные совместные отношения называются гражданским браком. Гражданский брак закаляет будущие семейные отношения, заставляет партнёров присматриваться друг к другу, узнавать отрицательные и положительные стороны своих характеров, учит правильным и гибким взаимоотношениям. И после того, как период гражданского брака пройден, молодые люди создают семью. Получается, что гражданский брак – это репетиция семейной жизни. Таким образом, можно предположить, что гражданский брак является необходимым этапом создания семейных отношений в современном обществе. Так ли это на самом деле? Наше дальнейшее исследование призвано проверить данную гипотезу.
7. Задачи исследования.
1. Собрать как можно больше объективной информации по данной проблеме с помощью социологического опроса.
3. Определить отношение женщин к данной проблеме;
4. Определить отношение мужчин к данной проблеме;
2. Опубликовать результаты в СМИ.
8. Метод исследования.
Методом социологического исследования было выбрано анкетирование.
9.Научная новизна.
Данное исследование является первым исследованием подобного типа из всех исследований, которые когда-либо проводились в нашем городе, так как оно должно охватить важную область человеческих отношений – способность современных мужчин и женщин брать на себя ответственность за жизнь другого человека, создавать семьи и красивые гармоничные отношения.
10. Ожидаемый результат.
На основе полученных результатов формировать общественное мнение на необходимость разработки и внедрения программы, формирующей устойчивую мотивацию к построению гармоничных брачно-семейных отношений. Реализация данной программы в общеобразовательных и средне-специальных учебных заведениях в целях профилактики искажений в развитии общества-семьи-человека.
11. Логические схемы обработки информации
Анкетирование.
Объектом исследования являются студенты филиала Хакасского Государственного Университета, факультет иностранных языков.
Выборка: исследуемая совокупность будет определяться следующим образом:
Курс |
Количество человек |
выборка |
|
% |
человек |
||
Всего: 5 курсов |
145 |
100 |
100 |
1курс |
40 |
27.58 |
27 |
2 курс |
30 |
20.68 |
21 |
3 курс |
30 |
20.68 |
21 |
4 курс |
25 |
17.24 |
17 |
5 курс |
20 |
13.79 |
14 |
Логические схемы показывают глубину анализа первичной информации. Например, на вопрос №3: «Считаете ли Вы приемлемым на сегодняшний день гражданский брак как тип семейных отношений? студенты ответили следующим образом: а. Да; б.Нет».
Вопрос среди женщин не вызвал недоумения. Анализ гистограммы показывает, что больше половины участниц (76,9%) считают гражданский брак типом семейных отношений и всего лишь 23 % ответили отрицательно. Мнение мужчин противоположно мнению женщин - 53,84% не признают роли гражданского брака в семейной жизни. Остальные (46,15 %) участники настроены более позитивно.
На вопрос №9: «Рассматриваете ли вы гражданский брак как приемлемую форму брака только на определенный период времени? а) да; б) нет. Женщины ответили а – 84,6% б – 15,4%. Мужчины ответили: а - 69,2%; б – 30,8%.
Безусловно, в данном вопросе все участники социологического исследования пришли к единогласию. И женщины и мужчины считают, что гражданский брак в наше время вполне приемлемая форма семейных отношений, но только на определённый срок.
Задание 4
Используя «пятимерный план» Дж.Гэллапа, разработайте примерный опросник к исследованию «Социальное самочувствие населения» Вашего города.
Опросник к социологическому исследованию: «Отношение молодежи к гражданскому браку»
Уважаемые участники опроса!
Вашему вниманию предлагается анкета. Прочитайте, пожалуйста, предложенные вопросы, и пометьте каким- либо знаком выбранные варианты ответов. Большое спасибо за проделанную работу и искренность!
1. Слышали ли Вы о таком широко распространенном явлении как гражданский брак:
а) да;
б) нет.
2. Ваше семейное положение:
а) замужем;
б) незамужем;
в) женат;
г) неженат.
3. Находились ли Вы когда-нибудь в гражданском браке?
а) да;
б) нет.
4. Считаете ли Вы приемлемым на сегодняшний день гражданский брак как тип семейных отношений?
а) да;
б) нет.
5. Как, по Вашему мнению, должно относиться общество к подобному явлению?
а) это новая форма организации отношений между полами;
б) семья, как социальный институт, изжила себя;
в) кризис семейных отношений;
г) отрицательно;
д) положительно.
6. Видите ли вы преимущества официального брака перед гражданским?
а) да, без сомнения они есть;
б) нет;
в) считаю гражданский брак более преимущественным.
7. В чем Вы видите преимущества официального брака перед гражданским?
а) Стабильность;
б) Взаимопомощь партнеров;
в) Упорядоченный секс;
г) Не надо усыновлять своих детей;
д) Легче решать имущественные проблемы ;
е) Ответственность
ж) Уверенность.
8. В чем Вы видите преимущества гражданского брака перед официальным?
а) Независимость;
б) Проверка чувств, узнавание друг друга;
в) Нет раздела имущества;
г) Беспрепятственное расставание;
д) Подготовка к семейным отношениям.
9. Рассматриваете ли вы гражданский брак как приемлемую форму брака только на определенный период времени?
а) да
б) нет
10. Согласны ли Вы с мнением психологов, что страстная любовь не только не гарантирует гармонии семейных отношений, но, напротив, несет в себе зародыш неминуемого разрыва, поэтому не стоит спешить с заключением официального брака?
а) да, без сомнения это так;
б) нет;
в) нет мнения.
11.Согласны ли вы с тем, что к гражданскому браку в наибольшей степени склонны мужчины?
а) согласны;
б) не согласны;
в) нет мнения.
12.Как долго, по вашему мнению, стоит жить в гражданском браке?
а) 1-2 года;
б) 5-7 лет;
в) всю жизнь;
г) свои предположения.
13.. Стоит ли, по вашему мнению, заканчивать гражданский брак свадьбой?
а) да, обязательно;
б) нет.
14.Насколько глубоко Вы убеждены в этом?
а) очень глубоко;
б) довольно глубоко;
в) неглубоко;
г) совсем неглубоко.
15.Если возможно напишите, пожалуйста:
ФИО _________________________________________;
Вашу группу __________________________________;
Ваш пол ______________________________________.
Задание 5
Каким методам и почему отдается предпочтение при исследовании политических процессов и событий?
В исследовании политических процессов нет единой универсальной методологии. Политологическая методология содержится в каждой политической теории. Сколько мировоззренческих парадигм, столько и групп способов исследования.
Тем не менее, набор наиболее распространенных методов сбора, обработки, интерпретации информации устойчив. Есть общенаучные методы: использование аппарата логики, в том числе индукции и дедукции, моделирования и эмпирического сбора документального и статистического материала, наблюдения и т.д.
В исследовании политических процессов применяются методы конкретного социологического исследования и компьютеризация всех процессов сбора и обработки информации. Широко используется исторический метод, то есть изучение политики в целом, политических явлений в частности, в процессе их становления и связи с прошлым, в ходе развития. К тому же сближение культур, развитие общих интересов, идеалов дают основание сопоставлять политические процессы, институты разных стран, относящиеся к разным историческим периодам. На основе использования сравнительного метода развивается целое направление - сравнительная политология.
В политической науке, особенно прикладной политологии, применяется ситуативный метод. Суть его состоит в учете всех (устойчивых и временных, объективных и субъективных) условий и обстоятельств, создающих конкретный процесс, положение.
Профессор Р. Хайнеман обозначил 5 методов: Case study; Этнографические исследования; Обзорные исследования; Моделирование; Историко-описательный.
Историко-описательному методу придается чрезвычайно важное значение, ибо он является основой истории внутренней и внешней политики отдельных государств, многочисленных работ по анализу явлений и процессов текущей общественной жизни. Один из его разновидностей, является политико-описательный метод. Специфические методы анализа качественных данных бывают, эффективны в исследовательских целях. Наиболее распространенными являются общенаучные методы, такие как: наблюдение, изучение документов, системный подход, моделирование.
Задание 6
Какую последовательность действий предусматривает методика экономических исследований и на основе чего осуществляется выбор конкретных методов проведения исследований?
Последовательность действий вытекает из самого определения понятия, что есть методика исследования экономических процессов, это:
1. Формулирование конкретной проблемы;
2. Постановка целей и задач исследования;
3. Определение объекта и предмета исследований;
4. Выбор методов и последовательность их применения;
5. Оценка полученных результатов.
Метод экономического сравнения.
Сравнение – это сопоставление показателей. Чтобы познать результативность хозяйственной деятельности субъекта экономики во времени, необходимо сопоставить ее с предыдущими периодами деятельности, с результативностью других субъектов, с нормативной, среднеотраслевой и т.д. результативностью.
Метод средних величин
Применяется для обобщения массы типичных, однородных показателей, явлений, процессов и выявления закономерностей на основе наблюдений. Позволяет переходить от единичного - к общему, от случайного - к закономерному.
Ряды динамики
Характеризуют изменения развития социально-экономических явлений, процессов во времени. Последовательно расположенные во времени (в хронологическом прядке). Статистические данные называются уровнями статистического ряда. Бывают моментные и интервальные. Цель исследования рядов динамики состоит в определении скорости, интенсивности и тенденции развития экономического процесса.
Индексный метод
Способ исследования на основе применения различных индексов. Показывающих изменения в социально-экономических явлениях. Во времени (динамики);В пространстве (территориальные); К плану (договору).
Индекс – относительный показатель изменения сложных социально экономических явлений. Состоящих из несопоставимых, разнородных элементов. На основе индексного метода возможна количественная оценка влияния отдельных факторов в динамики изменений обобщающих показателей.
Метод группировок
Применяется при анализе и обобщении статистической информации об экономических процессах и явлениях в общественной жизни.
Группировка представляет собой расчленение общей совокупности единицу (фактов, событий) на однородные и в каком-либо существенном отношении и имеющие одинаковые или близкие признаки. (население группируется по составу, полу, возрасту)
Балансовый метод
Позволяет взаимно увязать материальные, трудовые, финансовые ресурсы и их использование, выявить пропорции и взаимосвязи между ними в процессе воспроизводства.
Балансы широко используются в бухгалтерском учете, анализе хозяйственной деятельности предприятия.
С помощью балансового метода можно установить не только экономические связи и пропорции, но вскрыть диспропорции неиспользуемые резервы, сделать выводы о состоянии средств предприятия.
Функционально-стоимостный метод
Этот метод направлен на анализ объекта – конструкции, структуры и формы организации управления, сбыта продукции на обеспечение высоких конечных результатов, повышения эффективности использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Поставленная цель достигается путем оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и минимальными затратами на его разработку, производство и использование. Потребительская стоимость и затраты на ее создание исследуются во взаимосвязи для достижения необходимого качества при минимальных затратах.
Табличный и графический методы
Важным этапом исследования является правильное представление промежуточных и конечных результатов работы
Монографический метод
Глубокое изучение и подробное описание какого-либо отдельного вопроса, одной темы или субъекта хозяйственной деятельности. Чаще всего монографический метод используется для анализа опыта передовых предприятий, организаций.
На основе систем экономических показателей дается количественная и качественная характеристика функционирования передовых и развития передовых объектов
Корреляционный метод
Применяется для изучения взаимосвязи между варьирующими признаками единицу статистических совокупностей. Различают функциональную и корреляционную связи.
При функциональной связи при изменении причин (фактора, аргумента) всегда строго изменяется следствие (результат, функция).
Например: выручка растет при постоянной цене с изменением объема продаж, заработок при почасовой оплате с изменением продолжительности работы. При повышении доз удобрений повышается средняя урожайность. При концентрации производства – его эффективность.
Регрессивный анализ
Экономические явления развиваются под влиянием многочисленных и разнообразных факторов. Некоторые из них нельзя не учесть, ни измерить. Им свойственны черты случайности.
Изучение зависимости случайной величины (функции) от нескольких других независимых переменных (аргументов).
Системный анализ
Совокупность методов, применяемых при исследовании и проектировании сложных экономических систем. Задача системного анализа состоит в соединении в единое целое большого числа компонентов, для принятия и обоснования решений по управлению экономическими системами. Экономическая система является открытой и основными ее элементами является: Вход; Процесс производства; Выход; Обратная связь.
Экономико-математическое моделирование
Математическое моделирование экономических явлений и процессов дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи. Экономико-математическое моделирование работы предприятия должно быть основано на анализе его деятельности и, в свою очередь, обогащать этот анализ результатами и выводами, полученными после решения соответствующих задач.
Экономическое прогнозирование
Научное предвидение о направлениях развития экономики или отдельных ее элементов в будущем или поиск оптимальных способов достижения поставленных целей. Экономические прогнозы могут быть классифицированы по:
- масштабности объекта прогнозирования, от макро- до микроэкономических;
- по горизонту прогнозирования, от долгосрочных до краткосрочных;
- по целям - нормативные, поисковые;
- по характеру прогнозирования – пассивные, активные и т.д.
Задание 7
На рисунке 1 и 2 приведены результаты анализа распределения заработной платы на двух предприятиях. Что вы можете сказать об этих распределениях? Какие показатели можно использовать для их описания? Какие показатели вы можете оценить, опираясь только на приведенные рисунки (абсолютные значения, знаки, в сравнении друг с другом…)?
На основании частот и значений заработной платы можно определить средний уровень заработной платы по обоим предприятиям.
На предприятиях 1 и 2 существует одинаковый интервал распределения заработной платы. Минимальное значение заработной платы на предприятиях – 1000 руб, Максимальное – 5000 руб.
На предприятии 1 мода равна 2000, так как величина наиболее часто встречается.
На предприятии 2 распределение так же унимодальное. Значение моды, составляет – 4000 руб.
Распределение заработной платы.
Распределение заработной платы
На основании графиков можно определить так же медиану. Медиана лежит в середине расшифрованного ряда и делит его по палам.
На предприятии 1 одна медиана равна 2000, следовательно, половина работников получает заработную плату меньше 2000, а другая половина больше 2000 рублей.
На предприятии 2 одна медиана равна 4000, следовательно, половина работников получает заработную плату меньше 4000, а другая половина больше 4000 рублей.
На основании значений частот и значений заработной платы можно определить средний уровень заработной платы по обоим предприятиям, если будем считать, что 3 человека получают 1000 руб; 8 человек – 1500 руб. и т.д.
На предприятии 1:
2410,25 – средняя заработная плата на 1 предприятии
Средняя заработная плата 1-го работающего на 2-м предприятии
На предприятии 2:
3602,56 – средняя заработная плата на 2 предприятии
Н на предприятии 2 уровень заработной платы составляет выше, чем на предприятии 1, на основании приведенных рисунков можно сказать, что на предприятии 1 размер заработной платы резко возрастал от 1000 до 2000 рублей, а затем распределение заработной платы согласно рисунка скачкообразно, чем выше сумма, тем меньше случаев.
Распределение заработной платы на предприятии 1, имеет левосторонний скос, это означает, что большинство сотрудников этого предприятия получают заработную плату на среднем уровне.
Распределение заработной палаты на предприятии 2, имеет правосторонний скос, это означает, что большинство сотрудников предприятия получают заработную плату ниже среднего. А средняя, вытягивается за счет высокооплачиваемого меньшинства сотрудников. На основании этого можем сделать вывод, что – распределение заработной платы на предприятии 2 более равномерно.
Задание 8
Имеются данные о времени доставки продукции на различные расстояния. Был проведен анализ, результаты которого приведены на рисунке. Подробно объяснить, что проделал исследователь, что получилось в результате и как эти результаты можно использовать?
Дано: Получаем:
Расстояние |
Время |
|
Расстояние |
Время |
3.5 |
16 |
1 |
8 |
|
2.4 |
13 |
1.3 |
11 |
|
4.9 |
19 |
1.5 |
9 |
|
4.2 |
18 |
2.4 |
13 |
|
3 |
12 |
3 |
12 |
|
1.3 |
11 |
3 |
14 |
|
1 |
8 |
3.5 |
16 |
|
3 |
14 |
4.1 |
16 |
|
1.5 |
9 |
4.2 |
18 |
|
4.1 |
16 |
4.9 |
19 |
По данным рисунка и таблицы можно сказать, что расстояние приводит к увеличению времени на перевозки.
Для выявления наличия связи и характера связи, исследователь использует графический метод. В прямоугольной системе координат строится точечный график, который называется «поле корреляции».
Положение каждой точки на графике определяется величиной двух признаков - расстоянием и временем. Точки корреляционного поля не лежат на одной линии, они вытянуты полосой слева на право и приближаются, к прямой линии, поэтому можно предположить наличие прямолинейной зависимости.
Для установления факта наличия связи и ее направления необходимо определить линейный коэффициент корреляции:
На графике исследователь изобразил теоретическое значение в виде прямой линии. На основании проведенного анализа исследователем, можно принимать более эффективные управленческие решения.
Список литературы
1. Вавилина Н.Д., Демидов В.В., Папело В.Н. Храпов В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2004.
2. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Уч. Пособ. – М.: инфра-М, 2002.
3. Колесников Ю.С. Прикладная социология: Учеб пособ. – Ростов н/Д, 2003.
4. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. – М.: Аспект-пресс, 2004.
5. Доугерти К. Введение в эконометрику. – М.: Инфра-М, 2002.