Содержание
Введение. 3
2. Экспериментальная часть. 4
2.1 Использование средств невербального общения в деятельности социального педагога с различными категориями населения. 9
3. Рекомендации по овладению средствами невербального общения. 14
Заключение. 20
Список литературы.. 21
Введение
Как известно, наша речь – это только малая часть того, что включается в понятие «языка». Существует множество языков, например, таких как язык глухонемых, нотная грамота, запись математических формул, жесты спортивного судьи и т.д.
В последнее время, на фоне опосредованного обмена информацией (телефон, пейджер, Интернет и т.д.) все большее значение приобретает непосредственное общение между людьми. При этом, от деловых контактов до семейных отношений, мы, как правило, пользуемся небольшим набором привычных слов. Все же многообразие нюансов общения проявляется в мимике, жесте, позе, т.е. во внеречевом компоненте взаимодействия людей. То, благодаря чему мы при непосредственном общении понимаем друг друга без слов, называют языком невербального (т.е. бессловесного, внеречевого) общения. Выяснилось, что он содержит значительно больше информации по сравнению с вербальным.
Целью данной работы является: исследовать использование невербальных средств общения в деятельности социального педагога. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: рассмотреть использование средств невербального общения в деятельности социального педагога с различными категориями населения; проанализировать средства невербального общения конкретного социального педагога; разработать рекомендации по овладению средствами невербального общения для социального педагога.
2. Экспериментальная часть
Свои исследования я проводила в Областном реабилитационном детском доме, который находится по адресу: г. Новосибирск, ул. Рассветная, д. 10/2. Я беседовала с социальным педагогом Лазаревой Вероникой Андреевной, присутствовала на ее занятиях с детьми.
В начале работы каждый социальный педагог формирует базу данных детей и подростков. Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.
Создание целостного банка данных осуществляется социальным педагогом совместно с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.
В целостный банк данных включаются сведения о находящихся в реабилитационном детском доме детях и подростках, которые:
были безнадзорными или беспризорными;
занимались бродяжничеством или попрошайничеством;
содержались в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
употребляли наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества;
совершили правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
совершили правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
освобождены от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
не подлежат уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
состоят на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних;
состоят на внутреннем учете детского дома;
состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Присутствуя на занятиях по теме «Межличностные отношения воспитанников в группе и в детском доме в целом», я отметила следующие особенности невербального общения социального педагога с воспитанниками.
Пространственное положение социального педагога по отношению к подростку. Та пространственная позиция, которую он занимает по отношению к подростку, является важным невербальным аспектом коммуникации. Чем меньше расстояние, тем большее впечатление производят его слова.
Оптимально близким является расстояние в метр или полтора. Если человек переступает эту границу, он, или имеет интимные отношения с другим, или его действия будут при этом тем другим восприниматься как помеха. У детей эта граница находится чуть ближе. При инцидентах и кризисных ситуациях для разговора необходимо расстояние увеличить по сравнению с обычным.
Звуки голоса и визуальный контакт. Кроме того, что голос может звучать громко или тихо, существенную роль при разговоре играет еще и разница в тоне и скорости речи. Предложения и слова, в конце которых тон повышается, содержат в себе вопрос, или указывают на то, что говорящий хочет что-то завершить и перейти к другому вопросу. Когда голос понижается, коммуникация становится более категоричной. Социальный педагог, заканчивая свое предложение "весомой точкой", дает понять, что он считает исполнение своего распоряжения само собой разумеющимся.
Движения. Движения социального педагога должны быть хорошо предсказуемыми. Это повышает чувство безопасности у подростков. Многие из них прошли через жестокое обращение и пугаются неожиданных движений. Особенно это актуально во время инцидентов и кризисов. Медлительные, чуть заторможенные движения несут в себе покой. При инцидентах и кризисах у социального педагога возникает потребность быстрее передвигаться, но спокойствие можно увеличить именно замедлением движений.
Существуют определенные движения, легко вызывающие беспокойство и обратную реакцию. К примеру, поднятый кверху или вытянутый вперед палец. Само по себе такое движение может иметь место, но проблема заключается в том, что многие поднимают палец кверху, или вытягивают его вперед, не отдавая себе в том отчета, и вызывают этим обратную желаемому реакцию. Движение, вызывающее обратную реакцию, - поднятая или вытянутая вверх рука. Во время инцидентов и кризисов это может легко привести к тому, что подросток ударит по руке, или схватит ее.
Физический контакт. Как и все подростки, воспитанники детдома испытывают потребность в физическом контакте. Но подростки отличаются друг от друга в том, что хотят контактов в разные моменты жизни и по-разному. В один момент подросток ластится, а в другой - отказывается от физического контакта. У подростков, прошедших через физическое насилие, реакция на физический контакт еще менее предсказуема. Социальному педагогу в каждом индивидуальном случае придется изучить, какие формы физического контакта приемлемы, а какие - нет.
Большинство опытных социальных педагогов часто планируют (продумывают) использование отдельных жестов на занятиях. Предварительному осознанию и планированию подлежат менее всего употребляемые на занятиях жесты-информаторы, тогда как распространенные жесты-регуляторы и жесты-симптомы больше обусловлены ситуативно и поэтому менее предсказуемы.
Социальный педагог лучше осознает особенности своего невербального поведения на занятии. Например, указывает свои типичные жесты, отмечают ситуации экспромта, не испытывают затруднений при выборе жеста.
На занятиях были зафиксированы жесты привлечения внимания, запрещающие, утвердительный и отрицательный кивки головой, указательные, одобрения, просьбы, неуверенности, подчеркивающие и другие. Ситуации, в которых использовался жест на занятиях, были самыми разными. Частота употребления жестов по основным видам воздействия на учащихся отражена в таблице 1. Социальный педагог чаще употреблял жесты в организующих и дисциплинирующих воздействиях и меньше - в оценивающих.
Таблица 1. Частота употребления жестов в основных видах воздействия социального педагога на воспитанников (среднее в %)
Виды жестов в зависимости от формы воздействия |
||
Организующие |
Оценивающие |
Дисциплинирующие |
58 |
14 |
28 |
Жесты употреблялись социальными педагогами в разнообразных формах взаимодействия по Фландерсовской системе категорий взаимодействия: 1) принятие настроя, 2) похвала или одобрение, 3) принятие или использование представлений подростка (включая ответы на вопросы подростков), 4) задавание вопросов, 5) рассказ, 6) распоряжение, 7) критическое отношение (замечание, запрет), подтверждение своих полномочий, 8) ответ ребенка, 9) разговор ребенка по собственной инициативе, 10) молчание.
Анализ соотношения речи и жестикуляции представлен в таблице 2.
Таблица 2. Соотношение жестикуляции и речи (среднее в %)
Жесты как самостоятельный канал коммуникации |
Совместное употребление речи и жестикуляции |
|||||
автономные |
параллельные |
смешанные |
поисковые |
дублирующие |
дополняющие |
акцентирующие |
8 |
12 |
4 |
6 |
16 |
34 |
20 |
Социальный педагог активно применял параллельное использование жестикуляции и речи. Например, социальный педагог, не прерывая речи, мог сделать замечание или дать распоряжение одному или даже нескольким воспитанникам (употреблялись в основном запрещающие жесты, жесты привлечения внимания, и т. д.).
Как видно из приведенной таблицы, в ситуациях совместного употребления жестов и речи социального педагога чаще использовались жесты для дополняющие мысли. В то же время употреблялись дублирующие речь и акцентирующие жесты.
Наблюдения над частотой употребления различных групп жестов показывают, что жесты социального педагога реализуют на занятиях преимущественно регуляторно-коммуникативную функцию и в меньшей степени – аффективно- и информационно-коммуникативную.
Исследование функций жестикуляции социального педагога на занятии позволило описать их соотношение. Чаще всего жесты употреблялись для обеспечения обратной связи и контроля, для организации внимания воспитанников.
В своей работе социальный педагог использовал также и другие средства невербального общения с воспитанниками. Например, социальный педагог использовал собственные разработки – сюжетно-ролевые и деловые сюжетно-ролевые игры. Цель – исследовать, как игра способствует эффективной социализации подростка и усвоению им социальных ролей.
Организация взаимодействия в игре предполагает алгоритм определенных действий социального педагога.
Содержание деятельности социального педагога на этапах развития |
Результат деятельности социального педагога |
1. Разработка стратегии игры, определение целей игры и способов их достижения; характеристика ожидаемого результата |
Игровой проект и план создания творческих групп по разработке правил и условий игры |
2. Организация работы творческих групп, состоящих из социальных педагогов и подростков, по определению правил и условий игры; создание оргкомитета игры |
Правила и условия игры, механизм запуска игры, распределение обязанностей членов оргкомитета |
3. Запуск игрового проекта на основе альтернативного включения в игру подростков |
Определение своей роли каждым участником игры, формирование групп |
4. Координация действий участников согласно правилам и условиям развития игры |
Принятие своей роли участниками игры; осознание правил и условий игры; их выполнение, реализация потребностей и интересов детей |
5. Подведение итогов игры, организация рефлексии |
Определение перспектив дальнейших совместных действий, новых форм, способов взаимодействия подростков |
6. Последействие социального педагога |
Закрепление и развитие позитивных тенденций взаимодействия подростков в игре, использование достижений в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива |
После проведения игры воспитанникам предлагалось заняться рисованием на свободную тему. По их рисункам социальный педагог отмечал, как изменилось их эмоциональное настроение после участия в игре. У 78% детей настроение повышалось. При выявлении спада в настроении, с подростком велась работа, направленная на его включение в активную игровую деятельность, что позволяло значительно изменить эмоциональное состояние.
2.1 Использование средств невербального общения в деятельности социального педагога с различными категориями населения
Мимика.
Для социального педагога в равной степени важно умение выразить свое состояние и способность правильно понять выражение лица воспитанника или клиента. Возможности управления мимикой связаны с социальной природой выразительных движений человека. Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний дает возможность социальному педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному человеку, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т. д. Голос, мимика, жест – необходимые инструменты овладения профессиональной техникой. Чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица как и безжизненная их статичность - серьезная помеха в общении с людьми.
Человек прекрасно улавливает различие между лицом серьезным (от серьезности происходящего) и нарочито строгим. То же можно сказать и о «специально - возмущенном» выражении лица - оно не вызывает ожидаемой реакции.
Один из путей совершенствования мастерства социального педагога состоит в преодолении разрыва между эмоциональным состоянием педагога и физическими действиями, которыми он выражает свои чувства.
Другим важным моментом является живость мимики социального педагога. Многим легче работать с социальным педагогам, по лицу которого можно «читать», и труднее - с тем, чье лицо неподвижно: нет обратной связи, непонятно, что он при этом думает и чувствует.[1]
Визуальное взаимодействие (контакт глаз).
Отмечаются следующие функции взглядов в общении:
информационный поиск (в ходе взаимодействия говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах внутри реплики, а слушающий - на говорящего, для получения информации обратной связи);
оповещение об освобождении канала связи;
стремление скрывать или выставлять свое «я» (одни любят, чтобы на них смотрели, другие нет);
установление и поддержание социального взаимодействия (например, быстрые, короткие взгляды, позволяющие поддерживать контакт);
поддержание стабильного уровня психологической близости.
Взгляд выполняет роль управляющего воздействия, обеспечивая обратную связь в поведении партнера и степени его вовлеченности в коммуникацию. Взгляд выполняет сигнальную функцию в обмене репликами и принимает участие в выражении интимности и регулировании дистанции.
Взглядом социальный педагог может выразить свое отношение к человеку, его поведению, задать вопрос, дать ответ и т.д.
Очень важен обмен взглядами для управления контактом. Взгляд обязателен в одни моменты диалога и не нужен в другие.
Воздействие взгляда социального педагога зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз позволяет ему увидеть сразу всех, но не дает возможности вглядеться в каждого. Особенно велико влияние пристального взгляда, который может быть и неприятным. Скользящий, безразличный взгляд тоже довольно неприятен: непонятно, видит тебя социальный педагог или смотрит «сквозь тебя». Это ощущение мешает поддержанию контакта. Существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всех присутствующих, что создает рабочий круг внимания.[2]
Дистанция (пространственная организация) общения.
Размещение рядом способствует совместной работе, сотрудничеству; по диагонали через угол стола - непринужденности в беседе; позиция лицом к лицу через стол может усиливать напряженность, контроль партнеров друг за другом, и т.д.
Дистанция между общающимися зависит от отношений между ними. Существует 4 категории пространственной коммуникации: интимная (15-45 см расстояния), личная (75 см), социальная (до 2 м) и публичная (3-7 м). Указанные в скобках цифры являются средними, которые имеют свои вариации для различных культур.
Социальному педагогу особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве.
Переход от одной категории к другой (уменьшение или увеличение дистанции) должен быть мотивирован для общающихся. Социальный педагог может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений, но очень осторожно, ибо чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.[3]
Временная организация.
Определенные временные особенности невербального взаимодействия выступают механизмом развития диалогичного общения. Одновременное появление у партнеров одинаковых поз, мимики, взглядов глаза в глаза повышает взаимопонимание и углубляют диалогичность общения. Общение протекает более успешно, если у партнеров одинаковая частота невербальных элементов. Продуктивность диалога в общении обеспечивается увеличением длительности «зеркальной позы» (повторение позы партнера) при одновременном уменьшении частоты и длительности взаимных взглядов и «зеркальной мимики».
Прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация.
Использование прикосновения очень важно при работе с детьми. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение социального педагога по кабинету облегчает использование этого приема.
У многих людей прикосновение может вызвать настороженность. Чаще всего это те, для кого всякое сокращение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень знакомства.
Особенно внимательно следует отнестись к оттенкам всевозможных реакций на прикосновения социального педагога. Прикосновения, способствующие контакту, - мягкие, спокойные, как бы случайные, необязательные.[4]
Не менее важны в общении пантомимика: позы и движения тела, внешние вегетативные изменения (например, покраснение лица), облик и манеры человека (одежда, прическа, косметика, парфюмерия и т.д.), жесты.
Жесты.
Жесты могут рассказать: о национальности, характере, о темпераменте, об отношении к партнеру, об эмоциональном состоянии человека. Они, как правило, показывают его внутреннее состояние, характер его высшей нервной деятельности, склонность к логическому или художественному типу восприятия и многое другое.
При увеличении силы эмоциональных переживаний наблюдается: увеличение количества жестов, возникает ощущение жестовой чрезмерности и общей суетливости, изменяется динамика привычных жестов: они как бы ускоряются, увеличивается их амплитуда, возникают отклонения от типичной манеры жестикулирования. Интенсивность и амплитуда жестов увеличиваются при переходе от официального общения к неофициальному. При официальном общении идет приближение к национально-культурному нормативу, при неформальном общении более проявляется индивидуальность жестового языка.[5]
Трудно представить себе социального педагога, который общается с людьми только при помощи слов, не употребляя различные невербальные средства. Информацию в общении несет не только речь. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются даже более выразительными и действенными, чем слова. А неадекватное употребление невербального языка может дать эффект прямо противоположный ожидаемому. Выбор основного коммуникативного компонента обусловлен, в первую очередь задачей общения. В одном случае важна мимика, в другом - жест. Социальному педагогу следует овладеть всеми средствами воздействия, всеми невербальными компонентами коммуникативной техники.
3. Рекомендации по овладению средствами невербального общения
В начале работы каждого социального педагога по овладению средствами невербального общения с людьми стоит изучение специальной литературы, посвященной невербальным коммуникациям. Существует множество работ с описанием и интерпретацией разнообразных жестов, поз, движений человека и.д.
Одним из наиболее часто встречаемых средств невербальной коммуникации является мимика. Управление мимикой – одна из наиболее сложных задач социального педагога, так как она происходит рефлекторно, выражая различные эмоции человека, и подчас не замечается, не осознается человеком. Одним из способов овладения управлением мимикой является использование зеркала. Социальный педагог может потренироваться с использованием зеркала, рассказывая перед ним наиболее значимые эмоциональные ситуации, и проследить при этом как выражаются его эмоции на лице, на его поведении в целом. При изучении мимики также можно использовать видеокамеру: например, записать свой непринужденный разговор с приятелем. При просмотре видеокассеты можно увидеть большое количество средств невербального общения – это и мимика, и жесты, и звучание голоса (интонация, тембр), и расположение собеседников и т.д. Для управления мышцами лица существует множество видов гимнастики. Все это способствует приобретению социальным педагогом навыков управления своими мимическими движениями.[6]
При овладении жестами следует поставить себе задачу хотя бы пятнадцать минут в день заниматься изучением и толкованием жестов других людей, а также анализом своих собственных жестов. Экспериментальным пространством может стать любое место, где встречаются и взаимодействуют люди. В частности, аэропорт является отличным местом наблюдения всего спектра человеческих жестов: и страстного желания, и гнева, и ужаса, и горя, и счастья, и нетерпения, и многого другого. Отличной точкой наблюдения являются также официальные и приемы, деловые встречи и вечера, вечеринки. Изучив искусство языка телодвижений, социальный педагог может отправиться на вечер, просидеть потихонечку в уголке весь вечер и получить огромное удовольствие наблюдения за ритуалом языка телодвижении обществе. Телевидение также предоставляет восхитительную возможность для изучения особенностей невербальной коммуникации. Выключите звук и попытайтесь догадаться о том, что происходит на экране только по изображению. Включая звук через каждые 5 минут, вы сможете проверить правильность вашего понимания невербалики, и вскоре вы сможете смотреть всю программу без звукового сопровождения и понимать все, что происходит на экране, как это делают глухие.[7]
Требуется определенное время и определенный уровень наблюдательных навыков для того, чтобы выработать у себя способности при определенных обстоятельствах правильно истолковывать жесты. Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить новички в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств. Искусство правильной интерпретации заключается в том, что лучше анализировать совокупность жестов, т.е. совместно с предшествующими.
Кроме учета совокупности жестов и соответствия между словами и телодвижениями, для правильной интерпретации жестов необходимо учитывать контекст, в котором эти жесты проявляются. Если вы, например, в холодный зимний день увидите на автобусной остановке человека, сидящего со скрещенными ногами, крепко скрещенными на груди руками и опущенной вниз головой, то это скорее всего будет означать, что он замерз, а вовсе не его критическое отношение к чему-либо. Однако если человек в точно таком же положении будет сидеть напротив вас за столом переговоров о заключении сделки, то его жесты совершенно определенно следует трактовать как имеющие негативное или оборонительное отношение к сложившейся ситуации.
Влияние взгляда на поведение человека.
С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо.
При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека от положительного к отрицательному и наоборот. Когда человек возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сокращаться.
Основа для настоящего общения может быть установлена только тогда, когда общение происходит с человеком с глазу на глаз. При общении с одними людьми социальный педагог чувствует себя уютно, а с другими – неуютно и держится недоверчиво. Это главным образом связано с тем, как они смотрят, от длительности их взгляда и от того, как они могут выдерживать взгляд социального педагога.
Если человек нечестен или скрывает что-то, его глаза встречаются с глазами социального педагога менее чем 1/3 всего времени общения. Если взгляд человека встречается более 2/3 времени – это может означать одно из двух: он или она считают социального педагога интересным и привлекательным – в этом случае зрачки глаз будут расширены; он или она настроены враждебно и невербально посылают вызов – в этом случае зрачки будут сужены. Иными словами, чтобы построить хорошие отношения с другим человеком, взгляд социального педагога должен встречаться с его взглядом около 60 – 70% всего времени общения. При переговорах никогда не следует надевать темные очки, потому что у других появится ощущение, что их разглядывают в упор.
Но важны не только долгота и частота взгляда, но и та географическая площадь лица и тела, на которую направлен взгляд, так как это тоже влияет на исход разговора. Эти сигналы передаются и поглощаются с помощью невербалики и обычно совершенно точно истолковываются собеседниками.
Требуется около 30 дней постоянной усиленной практики, чтобы научиться следующей «технологии взгляда» и эффективно применять ее для улучшения характера общения с другими людьми.
Деловой взгляд.
Ведя деловые переговоры, нужно представить, что на лбу собеседника находится треугольник. Направив свой взгляд на этот треугольник, социальный педагог создает серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что социальный педагог настроен к нему по-деловому. При условии, что взгляд не опускается ниже глаз другого человека, социальный педагог сможет контролировать ход переговоров с помощью взгляда.
Социальный взгляд.
Если взгляд социального педагога опускается ниже уровня глаз другого человека, создается атмосфера социального общения. Эксперименты по исследованию особенностей взгляда показали, что во время социального общения глаза тоже смотрят на символический треугольник на лице человека, в данном случае расположенный на линии глаз и области рта.
Интимный взгляд проходит через линию глаз и опускается ниже подбородка на другие части тела собеседника.
Взгляд искоса.
Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, то означает заинтересованность. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, то означает подозрительное, враждебное или критическое отношение.[8]
Отзеркаливание.
Находясь на каком-нибудь официальном приеме или вечеринке, можно увидеть, что некоторые общающиеся между собой люди сидят или стоят в одинаковой позе и повторяют жесты друг друга. Это «отзеркаливание» является средством, с помощью которого один человек сообщает другому, что он думает также как он, поэтому и копирует его позу и жесты.
Отзеркаливание имеет огромное значение, поскольку это один из способов показать собеседнику, что вы с ним согласны и он вам нравится. Сделать это можно простым копированием его жестов. Точно также по отзеркаливанию можно определить, что нравится собеседнику и с чем он согласен.
Если социальный педагог хочет установить полное взаимопонимание со своим собеседником и создать непринужденную атмосферу, единственное, что ему нужно сделать, - это скопировать его позу. Используя отзеркаливание, можно оказать влияние на результаты беседы с глазу на глаз с другим человеком. Копирование его жестов и позы поможет социальному педагогу расположить этого человека к себе, поскольку он видит, что социальный педагог понимает и разделяет его точку зрения.
Этот прием является высокоэффективным средством разоружения людей высокомерного типа, которые пытаются всегда главенствовать, брать над всеми верх. Принимая такое же положение, социальный педагог может привести их в замешательство и заставить изменить свою позу, что позволит социальному педагогу взять инициативу в свои руки.[9]
Способом повышения компетентности социального педагога в сфере невербальной коммуникации может выступать целенаправленное воздействие на содержательные и структурные характеристики его невербального опыта. Такое воздействие должно осуществляться в таких направлениях, чтобы результатом его было существенное повышение уровня перцептивных и коммуникативных возможностей. Это прежде всего:
- "насыщение", обогащение невербального опыта самыми различными видами невербального поведения;
- осмысление невербального опыта на уровне социальных значений и объективно сложившейся в конкретных условиях культуры невербального поведения;
- снятие однозначности в представлении о взаимосвязи между значением, смыслом и невербальными способами его выражения;
- совершенствование способов анализа невербального поведения в общении, умения соотносить невербальный опыт с разнообразными характеристиками межличностных ситуаций.
Конечный результат подготовки социального педагога как субъекта невербальной коммуникации может выразиться в оптимизации всей системы взаимоотношений в разных сферах общения и деятельности.[10]
Заключение
Традиционно принято отождествлять речь со словом, т.е. с вербальной знаково-символической (собственно лингвистической) функцией речи. Между тем, звуковая речь как средство общения несет слушателю, и при этом независимо от семантики слова, т.е. как бы «между слов», невербально весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, к предмету разговора, к самому себе и т.п. Таким образом, невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению к слову информационный канал в системе общения.
Вместе с тем, понятие невербальной коммуникации выходит далеко за рамки понятия речевого общения, поскольку имеет самостоятельное значение и реализуется во многих других (неречевых) системах и каналах передачи информации. Например, в сфере полисенсорного взаимодействия человека с внешним миром (с участием разных органов чувств: зрения, слуха виброрецепции, хеморецепции, кожно-тактильной рецепции и др.), в различного рода неречевых биотехнологических информационных системах сигнализации и связи, в различных видах сценического и изобразительного искусства и др.
Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике, теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент, обозначаемый термином паралингвистическая или экстралингвистическая коммуникация.
Ряд работ по невербальной коммуникации посвящен информационно-коммуникационным свойствам кинесики, т.е. выразительных движений — мимики, жестов, пантомимики.
Список литературы
1. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология: невербальная диагностика личности. – М., 1996.
2. Бирах А. Психология мимики: как читать мысли человека по выражению лица. – М., 2000.
3. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. – М., 2000.
4. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М., 2003.
5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001.
6. Вотчин И.С. Невербальное поведение. – М., 2002.
7. Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического ребенка. М., 1997.
8. Коэн Д. Язык тела во взаимоотношениях. – М., 1997.
9. Мельник А. Язык жестов. – М., 2003.
10. Методика и технология работы социального педагога/Под ред. Галагузовой М.А. – М., 2002.
11. Михайлов Л.А. Введение в психологию общения: невербальные средства общения. – М., 1999.
12. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М., 1998.
13. Петрова В.А. Жесты в педагогическом процессе. – М., 1998.
14. Пиз А. Язык жестов. – М., 1999.
15. Пронников В.А. Язык мимики и жестов. – М., 1998.
16. Теория и практика социальной педагогики. – М., 2003.
17. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». – М., 2001.
[1] Петрова В.А. Жесты в педагогическом процессе. – М., 1998.
[2] Михайлов Л.А. Введение в психологию общения: невербальные средства общения. – М., 1999.
[3] Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». – М., 2001.
[4] Вотчин И.С. Невербальное поведение. – М., 2002.
[5] Теория и практика социальной педагогики. – М., 2003.
[6] Бирах А. Психология мимики: как читать мысли человека по выражению лица. – М., 2000.
[7] Пиз А. Язык жестов. – М., 1999.
[8] Коэн Д. Язык тела во взаимоотношениях. – М., 1997
[9] Пронников В.А. Язык мимики и жестов. – М., 1998.
[10] Вотчин И.С. Невербальное поведение. – М., 2002.