Содержание:

Введение. 3

1.   Задачи, цели и функции МБРР. 5

2.   Операции, проводимые МБРР. 10

3.   Россия и МБРР. 13

Заключение. 15

Список используемой литературы.. 17

Введение

Большую роль в мировой экономике и международных валютно-кредитных отношениях играют специализированные учреждения.

Специализированные учреждения ООН – это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН. Черты специализированных учреждений ООН:

·        межправительственный характер соглашений о создании таких организаций

·        широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов

·        осуществление сотрудничества в специальных областях

·        связь с ООН (соглашение, заключаемое ЭКОСОСом с Организацией и утверждаемый Г.А).

В настоящее время существует 17 специализированных учреждений. Россия – член всех организаций, кроме ФАО и ИФАД:

1)      организации социального характера: МОТ (Международная организация труда); ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).

2)      организации культурного и гуманитарного характера

ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры).

ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности

3)      экономические организации

ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию).

4)      финансовые организации

МБРР (Международный банк реконструкции и развития).

МВФ (Международный Валютный Фонд)..

MAP (Международная ассоциация развития).

МФК (Международная финансовая корпорация).

МАГИ (Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций), как филиал МБРР.

5)      организации в области сельского хозяйства

ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных наций).

ИФАД (Международный фонд сельскохозяйственного развития).

6)      организации в области транспорта и связи

ИКАО (Международная организация гражданской авиации).

ИМО (Международная морская организация).

ВПС (Всемирная почтовая служба).

МСЭ (Международный союз электросвязи).

7)      организация в области метеорологии

ВМО (Всемирная метеорологическая организация).

8)      МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетике).[1]

В данной работе будет более конкретно описан МБРР. Это и будет являться главной целью работы.

Задачи, которые необходимо в связи с этим решить, следующие:

– определить задачи, цели и функции МБРР,

– описать операции, проводимые МБРР,

– охарактеризовать отношения России и МБРР.

1.  Задачи, цели и функции МБРР

МБРР (Международный банк реконструкции и развития). Основан в 1944 году, начал свою работу в 1946.

Входит в состав около 170 государств.

Штаб-квартира: Вашингтон.

МБРР также называют Всемирным банком.

Функции МБРР: предоставление кредитов правительствам главным образом развивающихся стран или частным организациям под контролем правительства. Получатели кредитов обязаны использовать его по целевому назначению, предоставлять Банку информацию.[2]

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) является международным кредитно-финансовым институтом, который в начальный период своей деятельности был призван уделять основное внимание восстановлению экономики западно-европейских стран, а с 60-х годов в центре внимания банка оказались развивающиеся страны. Радикальные изменения в мировом хозяйстве в конце 80-х – первой половине 90-х годов сделали объектом деятельности банка бывшие социалистические страны.

Всемирный банк как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

Членами МБРР могут стать только государства, являющиеся членами МВФ.

Капитал МБРР образован путем подписки в соответствии с квотой, определенной для каждого государства в соответствии с его относительным экономическим потенциалом. Наибольшей квотой (около 17,5 %) и числом голосов (примерно 17 %) обладают США.

МБРР предоставляет кредиты только платежеспособным заемщикам.

Особенностью банка является то, что он не переносит сроки платежей по предоставленным кредитам. Потому МБРР никогда не имел убытков. Банк накопил значительный опыт в проектном финансировании (кредитовании на основе тщательного изучения экономической и финансовой целесообразности отдельных проектов). На группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается 30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов — около 17 млрд. долл., а вместе со своими филиалами — около 26 млрд. долл.

Финансовые ресурсы МБРР складываются из собственного капитала (176,5 млрд. долл. по состоянию на 30 июня 1995г.), получаемой прибыли от операций, а также из средне- и долгосрочных займов на международных рынках капиталов. Часть заемных средств банк получает от центральных банков отдельных стран.

МБРР - международная финансовая организация в структуре ООН, основными задачами которой являются: стимулирование экономического развития стран-членов, содействие развитию международной торговли, поддержание платежных балансов. Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов на его акции, заемных средств, ссудных капиталов. Основная деятельность МБРР - предоставление долгосрочных кредитов как государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств.

Взносы стран, вступающих в члены Банка, составляют менее 5 процентов бюджета МБРР. Правительства стран-членов покупают акции, количество которых определяется относительным уровнем экономического развития той или иной страны, но оплачивают лишь незначительную часть их стоимости. Неоплаченная часть - это "деньги до востребования" на тот случай, если Банк понесет настолько большие убытки, что окажется не в состоянии платить своим кредиторам, хотя такого еще ни разу не происходило. Этот гарантийный капитал может использоваться только для выплат держателям облигаций и не может быть направлен на покрытие административных расходов или предоставление займов.

Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда.

Задача МБРР состоит в том, чтобы, содействуя устойчивому развитию, снизить уровень бедности в странах со средним уровнем дохода, а также в более бедных платежеспособных странах, посредством предоставления займов, гарантий и некредитных услуг, в том числе аналитических и консультационных. МБРР не стремится к извлечению максимальной прибыли, однако, начиная с 1948 года, ежегодно получает чистый доход. За счет прибыли финансируются некоторые виды деятельности в области развития и поддерживается финансовая стабильность, что позволяет привлекать дешевые средства на рынках капитала и предоставлять такие средства заемщикам на выгодных для них условиях.

Цели МБРР:

·        содействие развитию стран-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

·        поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов на производственные цели;

·        содействие долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных капиталовложений для развития производственных ресурсов стран - членов Банка.

Основные направления деятельности МБРР:

·        предоставление развивающимся странам долгосрочных займов и кредитов для производственных целей: развития сельского хозяйства и сельских районов, энергетики;

·        предоставление займов развивающимся странам на создание в них инфраструктуры: шоссейных и железных дорог, электросвязи, городских портов, энергетических установок, а также на развитие образования, здравоохранения, подготовку кадров;

·        предоставление займов тем развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным;

·        оказание технической помощи развивающимся странам;

·        подготовка и реализация финансируемых проектов;

·        проведение исследований по экономической и научно-технической проблематике; по вопросам разработки и осуществления конкретных программ; по вопросам кредитной политики, политики инвестирования и оказания технической помощи;

·        оказание содействия политическому диалогу между Банком и странами-членами.

Высшим органом Банка является Совет управляющих, в функции которого входит определение общей политики Банка, прием новых членов, принятие решений о размерах уставного капитала, распределение чистого дохода.

Исполнительным органом Банка является Директорат. Директорат избирает президента Банка, который осуществляет оперативное руководство деятельностью Банка и отвечает за штат служащих. Директорат в своей работе опирается на 5 комитетов: совместный аудиторский комитет; комитет по вопросам кадровой политики; комитет по выработке регламента; комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике; комитет по административным вопросам.

Координация деятельности МБРР и МВФ осуществляется в рамках комитета по развитию, представляющему собой совместный министерский комитет Советов управляющих. Комитет рассматривает такие вопросы, как взаимодействие политики промышленно развитых стран на развивающиеся страны; сокращение задолженности развивающихся стран; развитие частного сектора; борьба с нищетой, а также дает консультации и готовит доклады для советов управляющих МБРР и МВФ.[3]

2.  Операции, проводимые МБРР

Кредитная политика МБРР отвечает интересам частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует развернутую информацию об экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в основном из представителей промышленно развитых стран, проводят обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение национальных программ их экономического развития. В рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Деятельность этих миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ и к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР не только координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для более эффективного использования своей двухсторонней официальной помощи развитию.

Общая сумма кредитов, представленных Банком за 47 лет его активной деятельности, достигла 235 млрд. долл., причем более 1/3 этих ассигнований (80 млрд. долл.) приходится на 1989—1993 гг. Тем самым МБРР осуществляет воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем регламентации инвестиционной политики стран-заемщиц, поскольку кредиты Банка покрывают в среднем лишь около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних источников.

Основная задача МБРР — кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных — транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора. С середины 70-х годов в кредитах Банка все большую роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью.

Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образование, планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется охране окружающей среды и приватизации.

Основными направления деятельности МБРР в настоящее время являются:

·        среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

·        подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

·        финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и постсоциалистических странах.

Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15—20 лет (льготный период — 5 лет), причем наименьшие сроки характерны для кредитования промышленности.

Зависимость МБРР от мирового финансового рынка негативно отражается на стоимости его кредитов. Получая заемные средства под высокий процент, Банк кредитует страны-члены по ставке, которая в среднем на 0,5%  превышает стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям,  начиная с 1982 г., когда кредитная ставка МБРР достигла рекордного уровня в 11,6% годовых. К середине 1993 г. основная кредитная ставка  МБРР равнялась 7.43%  годовых.

Поэтому кредитами МБРР могут пользоваться далеко не все развивающиеся страны, а лишь самые крупные или наиболее развитые из них: Мексика, Индия, Бразилия, Индонезия, Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея, Колумбия.

Чтобы содействовать реализации программы урегулирования валютно-финансовых проблем крупнейших стран-должников, выдвинутой бывшим министром финансов США Дж. Бейкером и включавшей предложение наращивать кредиты МБРР для структурной перестройки, Банк увеличил к началу 90-х годов долю таких кредитов до 25% и более, тогда как в начале 80-х годов их доля в годовом объеме кредитов MБРР составляла 10-12%. Таким образом, за короткий период удельный вес приоритетного кредитования проектов, связанных со структурной перестройкой экономики стран-заемщиков, увеличился более чем вдвое.[4]

3.  Россия и МБРР

Россия через 5-6 лет должна отказаться от привлечения займов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и прибегать лишь к его консультационным услугам. Такая точка зрения приводится в материалах, подготовленных Минэкономразвития к заседанию Правительства 21 февраля 2002 года, на котором рассматривалась программа сотрудничества России со Всемирным банком в 2002-2006 годах.

В документе определены три базовых варианта развития отношений между Россией и Всемирным банком. Согласно первому варианту, ежегодный объем заимствований России у МБРР должен составлять около $1 млрд. 80% этих средств должно расходоваться на инвестиции, а оставшиеся 20% - на техническую помощь. По мнению экспертов Минэкономразвития, сейчас Россия уже фактически отошла от данного сценария сотрудничества с ВБ.

Второй вариант предусматривает ежегодное привлечение около $500 млн. кредитов МБРР на реализацию 4-5 пилотных проектов. Данная схема сотрудничества применяется в настоящее время.

Третий вариант развития отношений предусматривает оказание Всемирным банком консультационных и исследовательских услуг по заказу российского правительства.

По мнению экспертов ведомства Германа Грефа, анализ сотрудничества России с МБРР показывает, что привлечение бюджетозамещающих займов неэффективно (всего за годы сотрудничества России и МБРР подобных займов было привлечено на сумму $5.09 млрд.). В Минэкономразвития также считают неэффективным привлечение займов Всемирного банка для прямого кредитования частного сектора под государственные гарантии. Поэтому, по мнению Минэкономразвития, кредиты МБРР целесообразно привлекать только в тех случаях, когда это более выгодно, чем бюджетное финансирование.

Россия сотрудничает с МБРР с 1992 года. За эти годы общий объем кредитов, предоставленных РФ банком, составил $8.93 млрд., из них израсходовано - $7.95 млрд. Основными сферами привлечения кредитов МБРР является:

·        электроэнергетика (31%),

·        транспорт (19%),

·        финансовый сектор (12%),

·        проекты по развитию городской инфраструктуры (11%),

·        здравоохранение и социальная защита (10%),

·        сельское хозяйство (5%),

·        образование (3%) и

·        охрана окружающей среды (3%).[5]

Заключение

В работе были рассмотрены все вопросы, заданные в начале всей работы в введении. Таким образом, в заключении можно кратко напомнить, о чем велась речь в контрольной работе.

МБРР (Международный банк реконструкции и развития). Основан в 1944 году, начал свою работу в 1946.Входит в состав около 170 государств. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.

МБРР также называют Всемирным банком.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) является международным кредитно-финансовым институтом, который в начальный период своей деятельности был призван уделять основное внимание восстановлению экономики западно-европейских стран, а с 60-х годов в центре внимания банка оказались развивающиеся страны.

Задача МБРР состоит в том, чтобы, содействуя устойчивому развитию, снизить уровень бедности в странах со средним уровнем дохода, а также в более бедных платежеспособных странах, посредством предоставления займов, гарантий и некредитных услуг, в том числе аналитических и консультационных.

Цели МБРР:

·        содействие развитию стран-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

·        поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов на производственные цели;

·        содействие долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных капиталовложений для развития производственных ресурсов стран - членов Банка.

Функции МБРР: предоставление кредитов правительствам главным образом развивающихся стран или частным организациям под контролем правительства. Получатели кредитов обязаны использовать его по целевому назначению, предоставлять Банку информацию.

Основными направления деятельности МБРР в настоящее время являются:

·        среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

·        подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

·        финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и постсоциалистических странах.

Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15—20 лет (льготный период — 5 лет), причем наименьшие сроки характерны для кредитования промышленности.

Россия через 5-6 лет должна отказаться от привлечения займов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и прибегать лишь к его консультационным услугам. Такая точка зрения приводится в материалах, подготовленных Минэкономразвития к заседанию Правительства 21 февраля 2002 года, на котором рассматривалась программа сотрудничества России со Всемирным банком в 2002-2004 годах.

Список используемой литературы

1.     Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 512 с.

2.     Буглай В.Б., Ливенцев М.М. Международные экономические отношения. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 160 с.

3.     Сурен Л. Валютные операции. Основы теории и практики. Пер. с нем. – М.: Дело, 2000. – 176 с.

  1. Шмырева А.И. Международные валютно-кредитные отношения. – Новосибирск, 1994.
  2. http://www.neweco.ru/org/WorldBank.htm

[1] Шмырева А.И. Международные валютно-кредитные отношения. – Новосибирск, 1994.

[2] Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 512 с.

[3] Буглай В.Б., Ливенцев М.М. Международные экономические отношения. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 160 с.

[4] Сурен Л. Валютные операции. Основы теории и практики. Пер. с нем. – М.: Дело, 2000. – 176 с.

[5] http://www.neweco.ru/org/WorldBank.htm