План прохождения практики

1. Знакомство с организацией. Учетная политика ООО «Крузарус». 14 -15 февраля 2005 г. 3

1.1 Краткая характеристика ООО «Крузарус»_ 3

1.2 Оценка учетной политики  ООО «Крузарус»_ 4

1.3 Практические рекомендации по формированию учетной политики ООО «Крузарус»_ 6

2. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций. 7

16 февраля 2005 г. 7

2.1 Учет кассовых операций_ 8

2.2 Учет операций по расчетному счету_ 12

3. Учет материально-производственных запасов. 17 февраля 2005 г. 13

4. Учет основных средств и нематериальных активов. 16

18 февраля 2005 г. 16

5. Учет труда и заработной платы. 21-22 февраля 2005 г. 22

6. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. 24-25 февраля 2005 г. 26

7. Учет готовой продукции и ее реализация. 1 марта 2005 г. 29

8. Учет финансовых вложений. 2 марта 2005 г. 31

9. Учет валютных операций. 2 марта 2005 г. 33

10. Учет внешнеэкономической деятельности. 2 марта 2005 г. 35

11. Учет фондов и финансовых результатов хозяйственной деятельности. 3-4 марта 2005 г. 37

12. Бухгалтерская отчетность организации. 9 марта 2005 г. 39

Список изученной литературы_ 40

1. Знакомство с организацией. Учетная политика ООО «Крузарус». 14 -15 февраля 2005 г.


1.1 Краткая характеристика ООО «Крузарус»

ООО «Крузарус» учреждено физическими лицами в 2001 году для осуществления торговой деятельности электротехническими товарами с целью извлечения прибыли. Основной товар – светоосветительные приборы: люстры, лампы, бра, сопутствующий товар (лампочки, патроны, плафоны и т.п.)

Организационная структура общества представлена на рисунке 1.

 













Рис 1. Организационная структура ООО  «Крузарус»

 Списочная численность персонала 43 человека.

Общее собрание учредителей разрабатывает стратегические цели и осуществляет координацию работы исполнительного органа – генерального директора.

Текущее руководство финансово-производственной деятельностью общества осуществляет генеральный директор в соответствии с действующим законодательством, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений.

Коммерческий директор координирует работу отделов снабжения, маркетинга и сбыта. В функции маркетингового отдела входит анализ рыночной ситуации, разработка рекламных компаний, поиск новых поставщиков и потребителей, разработка различных инноваций в деятельности общества. Организация своевременной поставки необходимых для производства материальных ресурсов входит в функции отдела снабжения, реализация произведенной продукции – отдел сбыта.

Главный бухгалтер - организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов.

 Торговля осуществляется оптом и в розницу.


1.2 Оценка учетной политики  ООО «Крузарус»

При оценке соответствия учетной политики ООО «Крузарус» мною проводилось сравнение содержания учетной политики (Приложение 1) с требованиями законодательства РФ.

1) Принцип имущественной обособленности. Абзац 1 п. 1.3 Приложения 1 «активы и обязательства Общества существуют обособленно от активов и обязательств собственников Общества и других организаций (допущение имущественной обособленности)».

2) Непрерывность деятельности. Абзац 2 п. 1.3 «организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерение и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности).

3) Последовательность применения учетной политики. Абзац 3 п.1.3 «принятая Обществом учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики)».

4) Временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Абзац 4 п.1.3 «факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности)».

Таким образом, учетная политика ООО «Крузарус» соответствует основным принципам формирования учетной политики, установленные п. 6 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Далее посмотрим, насколько полно отражены в учетной политике способы  амортизации  основных средств,  нематериальных  и  иных  активов,  оценки  производственных запасов, товаров,  незавершенного производства  и готовой  продукции, признания  прибыли  от  продажи  продукции,  товаров,  работ, услуг.

-    способ амортизации основных средств – п. 4.3.2 Приложения 1 «Амортизация объектов основных средств Общества начисляется линейным способом»;

-    способ амортизации нематериальных активов – п.4.5.5 Приложения 1 «Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации линейным способом».

К учетной политике приложен рабочий    план    счетов    бухгалтерского    учета,  содержащий синтетические  и   аналитические  счета,   необходимые  для   ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности (Приложение 2).

-    порядок   проведения   инвентаризации   активов   и  обязательств организации прописан в разделе 5 учетной политики организации и предполагает следующее:

-    методы оценки активов и обязательств;                           

-    правила   документооборота   и   технология   обработки   учетной информации отображены в разделе 3 «Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме с одновременной автоматизацией отдельных участков учета» и в разделе 6 «Регистры налогового учета ведутся предприятием в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях»;                                                          

-    порядок контроля за хозяйственными операциями в учетной политике не отображен, это является серьезным нарушением.

 

1.3 Практические рекомендации по формированию учетной политики ООО «Крузарус»

Недостатком учетной политики ООО «Крузарус» является то, что нет приложений к данному приказу с элементами, требующими подробной разработки и занимающими сравнительно большой объем. В число таких приложений помимо рабочего плана счетов должны входить:

- формы первичной учетной документации, не предусмотренные унифицированными формами;

- структура   и   состав  структурного  подразделения,  занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью,  а  также  основные  функции,  выполняемые этим подразделением;

- график документооборота.

К недостатку содержания учетной политики следует отнести отсутствие классификации доходов и расходов организации.

По моему мнению учетная политика организации должна содержать схему бухгалтерских проводок по основным хозяйственным операциям организации. Объясняется такая необходимость тем, что в бухгалтерии работают специалисты разной квалификации, поэтому для единого отображения операций в регистрах бухгалтерского учета требуется схема бухгалтерских проводок, утвержденная главным бухгалтером. Это повысит качество бухгалтерского учета.

2. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций.

16 февраля 2005 г.

Расчеты по продаже товаров производятся как по безналичному перечислению, так и наличными денежными средствами. Для осуществления наличных расчетов в организации имеется кассовый аппарат, зарегистрированный в соответствии с действующим законодательством в Федеральной налоговой службе по Новосибирской области.

Визуальный осмотр помещения кассы показал следующее:

-         помещение кассы изолированно от других служебных и подсобных помещений, имеет капитальные стены;

-         оборудовано сигнализацией, решетками и противопожарными средствами;

-         закрывается на  две  двери:  внешнюю,  открывающуюся  наружу   и  внутреннюю,  изготовленную  в  виде стальной решетки открывающейся в  сторону внутреннего расположения кассы;

-         оборудована специальным окошком для выдачи и приема денег;

-         есть сейф для хранения денег  и ценностей, прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами.

Все условия соответствуют Единым требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, утвержденной Инструкцией ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. №18 «Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в Российской  Федерации" (ред. от 26.02.96)

В организации ведется кассовая книга по установленной форме.

По договору с банком лимит наличных денег в кассе составляет 10 тыс. руб. Суммы сверх лимита ежедневно сдаются инкассаторам для их сдачи в банк.

2.1 Учет кассовых операций

Учет кассовых операций ведет согласно перечню типовых форм, приведенных в таблице 1

Таблица 1

Перечень типовых регистров единой журнально-ордерной формы по учету кассовых операций

п/п

Номер

Регистр

Учетный период,

на кото­рый откры­вается регистр




жур­нала-ордера

ведо­мости

Наименование и назначение

1

2

3

4

5

1

1

По кредиту счета 50

месяц

2


1

Ведомость к счету 50 (помещена на обороте журнала- ордер а №. 1)

месяц


Денежные средства, хранящиеся в кассе учитывают на активном синтетическом счете 50 «Касса». В дебет этого счета бухгалтер записывает поступление, а в кредит – выбытие наличности из кассы. Основные корреспондентские связи счета 50, применяемые в ООО «Крузарус» приведены в таблице 2.


Таблица 2

Основные корреспондентские связи счета 50 «Касса» ООО «Крузарус»»

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

В кассу поступила выручка от проданного товара за наличный расчет

50

90-1

С расчетного счета по чеку получены денежные средства

50

51

Возврат аванса подотчетными лицами

50

71

Поступила оплата за товар от покупателей

50

62

Возмещен недостаток товара виновным лицом

50

73-2

Выдано из кассы в подотчет

71

50

Выдана из кассы заработная плата

70

50

Отражены излишки денежных средств, выявленные в результате инвентаризации

50

91

Отражена недостача денежных средств

50

94


ООО «Крузарус», осуществляет бухгалтерский учет по еди­ной журнально-ордерной форме счетоводства. Фрагменты учета приведены в таблицах 3-5

Таблица 3

Фрагмент заполнения журнала-ордера № 1 по кредиту сче­та 50 «Касса»

за февраль 2005 г.

№ п/п

Дата

Содержание операции

По кредиту счета 50 в дебет счетов:



Итого




70

51

71


1

02.02

Сдано в банк по объявлению


65 890


65 890

2

10.02

Сдано в банк по объявлению


195 620


195 620

3

10.02

Выдана сумма в подотчет Яценко И.Л.



25 000

25 000

26

11.02

Выплачена заработ­ная плата по ведо­мости №12

955 138



955 138

27

14.02

Сдано в банк по объявлению


320 550


320 550

….



Итого:


Таблица 4

Фрагмент заполнения ведомости №1

Ведомость № 1 за февраль 2005 года

Сальдо на 01.02.05  15 000 руб.

п/п

Дата

Содержание операции

По дебету счета 50 с кредита счетов:

Итого




51

73

71


5

11.02

Получено по чеку № 533421 в банке

960 000



960 000

6

14.02

Поступили наличные деньги от за проданный товар по приход­ному ордеру № 44


320 550


320 550

7

15.02

В кассу сдан остаток неиспользованной подотчетной суммы Яценко И.Л. по приходному ордеру № 5



1000

1000



Итого:

                                                                            

Сальдо на 15.02.2005 г. 10 000 руб.


Таблица 5

Фрагмент оформления записей в книге «Журнал-Главная»


№ мем. ордера

Дата ордера

№ опе­ра­ции

Содер­жание операции

Сумма

оборота

50 «Касса»

51 «Расчетные

счета»

И

т.д.






Дебет

Кредит

Дебет

Кредит


1

11.02

1

Получено в банке по чеку

960 000

960 000



960 000










           


Поступление и выдачу денег из кассы внутри организации оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. В них суммы записывают числами и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер, а расходные – помимо главного бухгалтера директор. Документальное оформление выдачи наличных денежных средств в подотчет приведен в приложениях 3-5.

Заработную плату, пособия по временной нетрудоспособности выдают из кассы по платежным ведомостям, подписанным директором и главным бухгалтером, в которых работники организации расписываются при получении денег. Если деньги выдаются по доверенности, то в тексте расходного кассового ордера после фамилии, имени и отчества получателя указывают фамилию, имя, отчество лица, которому доверено получение денег. Когда деньги выдаются по ведомости, то перед распиской в их получении кассир делает запись: «По доверенности». Доверенность остается у кассира, и ее прикрепляют к расходному кассовому ордеру или платежной ведомости.

Выдача  денег  лицам,  не  состоящим  в  списочном   составе предприятия,    производится    по   расходным   кассовым   ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо,  или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.

Разовые выдачи   денег   на   оплату   труда   отдельным   лицам производятся по расходным кассовым ордерам.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир ООО «Крузарус» записывает в кассовую книгу. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток на следующий день. Один лист книги отрывной, он сдается главному бухгалтеру в конце рабочего дня вместе со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям.

Денежные средства, хранящиеся в кассе, учитывают на активном синтетическом счете 50 «Касса». В дебет этого счета записывают поступление, а в кредит – выбытие наличности из кассы.

Один раз в квартал в ООО «Крузарус» проводится ревизия денежных средств в кассе. Инвентаризация денежных средств проводится один раз в год на 31 декабря перед составлением годового бухгалтерского отчета.

При ревизии проводится полный пересчет денег и ценностей в кассе. Результаты ревизий денежных средств и бланков строгой отчетности оформляются актом инвентаризации наличия денежных средств и инвентаризационной описью ценностей и бланков документов строгой отчетности. Излишки денежных средств, обнаруженных в кассе, приходуются с последующим перечислением их в доход организации, а недостача денежных средств подлежит возмещению кассиром. Ущерб, причиненный недостачей бланков строгой отчетности, исчисляется исходя из их номинальной стоимости.


2.2 Учет операций по расчетному счету

ООО «Крузарус» имеет расчетный счет в КБ «Акцепт». С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных требований).

Банк выдает выписки из расчетного счета ООО «Крузарус» с приложением оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.

Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на синтетическом счете 51 "Расчетные счета". В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит - уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.

 

3. Учет материально-производственных запасов. 17 февраля 2005 г.

Учет материально-производственных запасов осуществляется на синтетическом счете 10 «Материалы», к которому открыты следующие субсчета:

10-3 «Топливо»;

10-5 «Запасные части»;

10-6 «Прочие материалы»;

10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

Материально - производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью материально - производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств.

При учете материалов по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 "Материалы" и кредитуют следующие счета:

- 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно - заготовительными расходами;

- 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям;

- 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;

Материальные ценности, полученные от разборки списанных основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по рыночной стоимости и приходуют по дебету счета 10 с кредита счета 91 "Прочие доходы и расходы".

При списании материалов вследствие непригодности их фактическая себестоимость списывается со счета 10 "Материалы" в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Поступление материалов от поставщиков и связанные с этим расчеты отражаются в учете следующими проводками:

Дебет

Кредит

Наименование операции

10

60

Отражается стоимость полученных от поставщика материалов

19

60

Отражается НДС, причитающийся к уплате поставщику

60

51

Перечисление средств поставщику в счет оплаты счета

68

19

Списывается НДС по оприходованным оплаченным материалам


Фактический расход материалов отражается по Кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами:

44 «Расходы на продажу» - учет затрат на продажу;

26 «Общехозяйственные расходы» - учет затрат по общехозяйственным расходам.

Для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи применяется счет 41 «Товары». К счету 41 «Товары» открыты следующие субсчета:

41-1 "Товары на складах";

41-2 "Товары в розничной торговле";

41-3 "Тара под товаром и порожняя";

На субсчете 41-1 "Товары на складах" учитывается наличие и движение товарных запасов, находящихся на оптовых  складах.

На субсчете 41-2 "Товары в розничной торговле" учитывается наличие и движение товаров, находящихся в организациях, занятых розничной торговлей.

На субсчете 41-3 "Тара под товаром и порожняя" учитываются наличие и движение тары под товарами и тары порожней

К товарам относится часть МП3 Общества, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для дальнейшей продажи.

Товары, приобретенные для перепродажи в системе розничной торговли, оцениваются по продажным ценам, то есть по стоимости их приобретения с добавлением торговой наценки, НДС и налога с продаж.

Для учета торговой наценки применяется счет 42 «Торговая наценка».

При реализации товаров суммы наценки в части, относящейся к реализованным товарам, сторнируются по дебету счета учета реали­зации товаров (работ, услуг) и кредиту счета 42  «Торговая наценка».

Величина наценки, приходящаяся на реализованные товары, рассчитывается как разница между общей суммой торговой наценки на конец отчетного месяца (по данным бухгалтерского учета) и суммой наценки на остаток нереализованных товаров, определяемой расчетным путем.

Сумма наценки на остаток нереализованных товаров определяется по проценту, исчисленному исходя из отношения величины наценки на остаток товаров на начало месяца и оборота по кредиту счета 42 «Торговая наценка», уменьшенной на сумму оборота по дебету счета 42 «Торговая наценка» (в части прочих списаний товаров), к сумме реализованных за месяц товаров и остатка товаров на конец месяца.

При реализации товаров оптом, начисленные на покупную стоимость этих товаров торговая наценка, НДС сторнируются в целях приведения продажной цены товаров, по которой они были приняты к учету в организации, к фактической себестоимости для определения финансового результата от реализации товаров оптом.


4. Учет основных средств и нематериальных активов.

18 февраля 2005 г.


Единицей  бухгалтерского  учета  основных средств является  инвентарный   объект.   Инвентарным   объектом   основных  средств  признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или  отдельный конструктивно обособленный предмет,  предназначенный для  выполнения   определенных   самостоятельных   функций.                                                                       

Основные  средства  принимаются  к бухгалтерскому учету по  первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств,  приобретенных  за  плату,  признается  сумма  фактических  затрат  организации на  приобретение,  сооружение и изготовление, за исключением налога на  добавленную  стоимость  и иных возмещаемых налогов.

В  первоначальную  стоимость  объектов  основных средств, включаются  также  фактические  затраты организации на  доставку  объектов  и приведение  их  в состояние,  пригодное  для  использования.                                             

Стоимость объектов основных средств погашается посредством  начисления   амортизации.   Начисление   амортизации   объектов   основных   средств в ООО «Крузарус» производится линейным способом. При этом годовая сумма амортизационных отчислений определяется   исходя из первоначальной стоимости и нормы  амортизации,  исчисленной исходя из срока полезного использования объекта.

В   течение   отчетного  года  амортизационные  отчисления  по  объектам  основных  средств  начисляются  ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.     

Срок  полезного  использования  объекта  основных средств  определен  организацией  при  принятии объекта к бухгалтерскому  учету:

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных  средств  начинается с первого числа месяца,  следующего за месяцем  принятия  этого объекта к бухгалтерскому учету,  и производится до  полного  погашения  стоимости  этого  объекта  либо списания этого  объекта с бухгалтерского учета.                                   

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных  средств   производится   независимо  от  результатов  деятельности  организации  в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете  отчетного периода, к которому оно относится. Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств  отражаются  в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих  сумм на счете 02 «Амортизация основных средств».                                          

Для учета основных средств используют следующие формы:

·        Форма №ОС-1 – Акт (накладная) приемки-передачи основных средств. Применяется для оформления поступления, выбытия и внутреннего перемещения основных средств. Акт составляется на каждый объект, передается в бухгалтерию и служит основанием для записей в инвентарные карточки учета основных средств;

·        Форма №ОС-2 – накладная на внутреннее перемещение основных средств. Применяется для оформления внутреннего перемещения основных средств, выписывается в двух экземплярах и служит основанием для соответствующих записей в инвентарной карточке;

·        Форма №ОС-3 – акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. Применяется для оформления приема-сдачи объектов основных средств из капитального ремонта, реконструкции и модернизации;

·        Форма №ОС-4 – Акт о ликвидации основных средств. Применяется для оформления выбытия отдельных объектов основных средств в случаях полной или частичной их ликвидации (кроме автотранспорта). В Акте отражаются затраты по ликвидации основных средств и стоимость материальных ценностей, полученных в результате выбытия;

Для  организации  учета  и  обеспечения контроля за сохранностью основных  средств каждому объекту основных средств (инвентарному объекту) присваивается при принятии их к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер.

Присвоенный  инвентарному  объекту  номер нанесен краской. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в организации.      Инвентарные   номера   списанных  с  бухгалтерского  учета  объектов основных  средств  не присваиваются вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года списания.

Пообъектный учет осуществляется в инвентарной книге с  указанием  необходимых  сведений  об  основных средствах по их видам и местам нахождения, что допускается стандартом для организации имеющей  небольшое  количество  объектов  основных средств. 

 Заполнение инвентарных карточек (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов  и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание  объектов основных средств. В инвентарных карточках приведены основные данные по объекту основных средств:

·        срок полезного использования;

·        способ начисления амортизации;

·        индивидуальные особенности объекта.

Инвентарные   карточки  составляются  в  одном экземпляре и находятся в бухгалтерии.

Для учета информации о наличии и движении основных средств применяется счет 01 «Основные средства». Принятие к бухгалтерскому учету основных средств отражается по Дебету счета 01 «Основные средства» и Кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Аналитический учет ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств.

На балансе ООО «Крузарус» числятся следующие основные средства (табл.6):


Таблица 6

Основные средства ООО «Крузарус»

Основное средство

Первоначальная стоимость, руб.

Срок полезного использования

Амортизация, руб.

Остаточная стоимость, руб.

Легковой автомобиль марки ГАЗ-2210

190 000

10 лет

57 000

133 000

Автомобиль марки «ГАЗель»

220 000

10 лет

66 000

154 000

Персональный компьютер

17 500

5 лет

3 500

14 000

Персональный компьютер

14 800

5 лет

8 880

5 920

Стеллажи

32 950

10 лет

9 885

23 065

Торговый прилавок

24 500

10 лет

7 350

17 150

Складское оборудование

26 200

10 лет

7 860

18 340

Итого

525 950


160 475

365 475

Учет поступления основных средств отображается следующими проводками

Дебет

Кредит

Содержание операции

Приобретение и введение в эксплуатацию основных средств

08 «Вложения во внеоборотные активы»

60 (75-1 ,76 , 98-2, …)

Оприходован объект основных средств

После того как объект основных средств будет введен в эксплуатацию, следует сделать проводку:

01 «Основные средства»

08 «Вложения во внеоборотные активы»

Введен в эксплуатацию объект основных средств

Покупка основных средств

08 «Вложения во внеоборотные активы»

60 (76, …)

Учтены затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств (без НДС)

На основании счетов-фактур отражается сумма налога на добавленную стоимость

19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

60 (76, …)

Учтен НДС по затратам, непосредственно связанным с приобретением объекта основных средств

После того как объект основных средств будет введен в эксплуатацию, следует сделать проводку:

01 «Основные средства»

08 «Вложения во внеоборотные активы»

Введен в эксплуатацию объект основных средств

После оплаты объекта основных средств  нужно отразить вычет по НДС:

68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС»

19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Произведен налоговый вычет

Приобретение основных средств, цена которых выражена в условных единицах

08 «Вложения во внеоборотные активы»

60 (76, …)

Учтены затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств (без НДС)

На основании счетов-фактур отражается сумма налога на добавленную стоимость

19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

60 (76, …)

Учтен НДС по затратам, непосредственно связанным с приобретением объекта основных средств

Если курс валюты на дату оплаты основных средств выше, чем на дату их оприходования, то возникает отрицательная суммовая разница. На эту сумму необходимо увеличить затраты на приобретение основных средств.

08 «Вложения во внеоборотные активы»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

 Увеличена задолженность перед поставщиком по оплате объекта основных средств

Одновременно увеличивается и сумма НДС, подлежащая уплате поставщику:

19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Увеличена сумма НДС, подлежащая уплате поставщику

Если курс валюты на дату оплаты основных средств будет ниже, чем на дату их оприходования, то возникает положительная суммовая разница. На эту сумму необходимо уменьшить затраты на приобретение основных средств. Уменьшение затрат отражается сторнировочной проводкой:

08 «Вложения во внеоборотные активы»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

 Уменьшена задолженность перед поставщиком по оплате объекта основных средств

Одновременно уменьшается и сумма НДС, подлежащая уплате поставщику:

19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Уменьшена сумма НДС, подлежащая уплате поставщику

Порядок отражения операций по возмездному выбытию объектов основных средств следующий:


Дебет

Кредит

Содержание операции

Продажа

01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»

01 «Основные средства»

Списание стоимости выбывающего объекта

02 «Амортизация основных средств»

01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»

Списание накопленной амортизации

91 «Прочие доходы и расходы»

01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»

Списание остаточной стоимости объекта

91 «Прочие доходы и расходы»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Списание расходов по оплате сторонним организациям за содействие по реализации объекта основных средств (демонтаж, упаковка, погрузка, транспортировка)

 19 «НДС по приобретенным ценностям»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Выделение НДС на основании счетов – фактур сторонних организаций по работам (услугам) по реализации объекта основных средств

91 «Прочие доходы и расходы»

26 «Общехозяйственные расходы» (23,29,44 и т.п.)

Списание собственных расходов организации по выбытию объекта основных средств

91 «Прочие доходы и расходы»

68 «Расчеты по налогам и сборам»

Начисление НДС с операции реализации основного средства (при методе определения выручки «по отгрузке»)

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

91 «Прочие доходы и расходы»

Формирование задолженности покупателя по продажной цене (включая НДС)

91 «Прочие доходы и расходы»

99 «Прибыли и убытки»

Формирование финансового результата от операции (прибыль)


Таким образом, учет основных средств в ООО «Крузарус» ведется в соответствии с действующим законодательством РФ по учету основных средств.


 

5. Учет труда и заработной платы. 21-22 февраля 2005 г.


В ООО «Крузарус» применяется повременно-премиальная оплата труда. Первичным документом для начисления заработной платы является табель учета рабочего времени, в котором фиксируются неявки на работу и все отклонения от нормальной продолжительности рабочего времени. Неявки на работу подтверждаются документально: приказом на предоставление отпуска, приказом на командировку, листками нетрудоспособности и т.д.

Табель учета использования рабочего времени (форма Т-13)  применяется для:

·        учета использования рабочего времени работников организации;

·        контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени;

·        получения данных об отработанном времени;

·        расчета заработной платы;

·        составления статистической отчетности по труду.

Табель учета рабочего времени составляется в одном экземпляре уполномоченным лицом, подписывается руководителем структурного подразделения, работником кадровой службы, передается в бухгалтерию. Отметки в табеле о причинах неявок на работу или о работе в режиме неполного рабочего дня, о работе в сверхурочное время и других отступлениях от нормальных условий работы делаются только на основании документов, оформленных надлежащим образом (листок нетрудоспособности, справка о выполнении государственных обязанностей и т.п.).

Для отражения использования рабочего времени за каждый день в графе 4 табеля формы № Т-13  отведено две строки: одна строка - для отметок условных обозначений видов затрат рабочего времени, а другая строка - для записи количества часов по ним. Учет использования рабочего времени осуществляется в табеле методом сплошной регистрации явок и неявок на работу.

Начисление заработной платы осуществляется на основе первичных учетных документов в программном комплексе «1С: Бухгалтерия»:

·        штатного расписания;

·        табеля использованного рабочего времени;

·        листков временной нетрудоспособности;

·        приказа  руководителя организации (на выплату премий, доплат, материальной помощи, о предоставлении отпуска и т.д.).

Бухгалтерия организации на основании первичных документов открывает на каждого работника лицевой счет, который содержит следующие данные:

·        стаж работы;

·        количество необлагаемых минимумов, подтвержденных соответствующими документами;

·        минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством РФ (в период написания работы МРОТ составляет 450 руб.);

·        оклад

·        количество дней

·        заработная плата

Каждому работнику установлен должностной оклад, который выплачивается ему полностью, если он отработал все рабочие дни в данном месяце, а если не все рабочие дни, то за фактически отработанное время.

Начисленная заработная плата =Оклад/количество дней в периоде*количество отработанных дней

·        Премии

·        Пособие по временной нетрудоспособности

Выдача заработной платы производится 11 числа каждого месяца по платежным ведомостям, сформированным программой «1С» Накануне выдачи заработной платной всем работникам выдаются расчетные листки на выплату заработной платы, в которых отображены начисления по заработной плате и удержания из нее, в конце расчета проставлена сумма к выдаче.

Кассир выписывает чек на получение денег для выплаты заработной платы согласно произведенному расчету (Кредит счета 70), который подписывает руководитель организации и главный бухгалтер, получает их в банке и выдает заработную плату в кассе организации под роспись работников в ведомости.

Заработная плата выдается в течение трех дней, считая день получения денег в банке. По истечении трех дней кассир построчно проверяет и суммирует выданную заработную плату, а против фамилий лиц, не получивших ее, в графе "Расписка в получении" пишет от руки "Депонировано". Своевременно не полученная заработная плата хранится в организации в течение 3-х лет и учитывается в составе счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Депонированная заработная плата".

Заработная плата в ООО «Крузарус» выдается исключительно в денежной форме. Данные по расчету заработной платы, полученные на бумажных носителях, вкладываются ежемесячно в лицевой счет работника организации.

При начислении заработной платы в бухгалтерском учете делается запись:

Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – начислена заработная плата  рабочему персоналу.

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – начислена заработная плата управленческому персоналу.

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»  Кредит 50-1 «Касса/касса организации» – выдана заработная плата.

Из начисленной работникам организации оплаты труда производят различные удержания, которые можно разделить на две группы: обязательные удержания и удержания по инициативе организации.

Обязательными удержаниями являются налог на доходы физических лиц, по исполнительным листам.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговая ставка на доходы физических лиц установлена в размере 13%.

Удержания из начисленной заработной платы отражают по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и кредиту счетов:

- 68 "Расчеты по налогам и сборам" - на сумму налога на доходы физических лиц;

- - 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" - на суммы за товары, проданные в кредит, по ссудам банков, по предоставленным займам, на суммы, взысканные в возмещение недостач, уплаченных штрафов;

- 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на суммы по исполнительным документам и других счетов.

Погашение задолженности перед бюджетом по удержаниям отражают по дебету счета 68 с кредита счета 51 "Расчетные счета", а по алиментам - по дебету счета 76 с кредита счетов 50 "Касса" (при выдаче удержанных сумм из кассы), 51 "Расчетные счета" (при переводе по почте или зачислении на счет получателя в Сберегательном банке).

Учет расчетов по возмещению материального ущерба осуществляют на счете 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".

В дебет счета 73 относят суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, с кредита счетов 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" (на балансовую стоимость недостающих и испорченных ценностей), 98 "Доходы будущих периодов" (на разницу между балансовой стоимостью указанных ценностей и суммой, взыскиваемой с виновных лиц по рыночной стоимости).

 По кредиту счета 73, субсчет 2, отражают погашение сумм материального ущерба в корреспонденции со счетами:

- 50, 51 - на сумму внесенных платежей;

- 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму удержаний из заработной платы;

Таким Образом, принципы организации учета труда в ООО «Крузарус» построены в соответствие с нормативной базой по оплате труда и ведению бухгалтерского учета. В организации ведется учет численности работников, отработанного времени и выработки. Порядок расчета оплаты труда, доплат, оплаты отпусков, надбавок, гарантий и компенсаций, а также удержаний из заработной платы, осуществляется в порядке, установленным законодательством РФ.


6. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. 24-25 февраля 2005 г.

 

Синтетический учет расходов ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». По дебету этого счету собираются все произведенные расходы, а по кредиту отражается их списание. Дебетовое сальдо показывает остаток издержек обращения на остаток товаров на конец отчетного периода.

В конце отчетного периода издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары, списываются на счет 90 «Продажи». Учетной политикой организации предусматривается включение транспортных расходов в покупную цену товаров, поэтому издержки обращения на остаток товаров не начисляется и списываются по окончании отчетного периода в дебет счета 90 «Продажи» (Табл.7):





Таблица 7.

Синтетический счет 44. Расходы на продажу за период 01.01.2004-31.12.2004

по счетам

Дебет

Кредит

Сальдо на начало

 

Сальдо на начало

 

С кредита счетов

 

В дебет счетов

 

02

343 001,00

90

227 707 002,91

10

642 375,00

 

 

60

116 761 209,50

 

 

69

11 736 054,41

 

 

70

32 874 102,00

 

 

71

350 261,00



96

65 000 000,00



Оборот по дебету

227 707 002,91

Оборот по кредиту

227 707 002,91

Сальдо на конец

 

Сальдо на конец

 


Собранные на счете 44 «Расходы на продажу» в части реализованных товаров списываются в конце отчетного периода на счет учета продажи товаров и в бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:

Дебет 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения». По кредиту этого счета отражается выручка от продажи товаров, а по дебету – себестоимость продажи.

Окончательный финансовый результат от продаж в виде прибыли или убытка списывается со счета 90 «Продажи» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Аналитический учет в рамках счета 44 «Расходы на продажу» ведется по статьям издержек обращения (Табл.8 ):

- 02.1 «Амортизация собственных основных средств»;

- 10.3 «Топливо»;

- 10.5 «Запасные части»;

- 10.9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;

- 60.2 «Расчеты с поставщиками за услуги»;

- 69.1 «Расчеты по социальному страхованию»;

- 69.2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;

- 69.3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию;

- 69.4 «Расчеты по страхованию от несчастных случаев на производстве;

- 70.1 «Расчеты с основным персоналом»;

- 70.2 «Расчеты с совместителями»;

- 70.3 «Расчеты по договорам гражданско-правового характера»;

- 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

- 90.2 «Себестоимость продаж»;

- 96 «Резервы предстоящих расходов».

Таблица 8

Журнал – ордер по счету 44. Расходы на продажу за период 01.01.2004-31.12.2004

по счетам

Дебет

Кредит

Сальдо на начало

 

Сальдо на начало

 

С кредита счетов

 

В дебет счетов

 

02.1

343 001,00

90.2

227 707 002,91

10.3

491 342,00

 

 

10.5

63 122,00

 

 

10.9

87 911,00

 

 

60.2

116 761 209,50

 

 

69.1

1 314 964,08

 

 

69.2

9 204 748,56

 

 

69.3

1 183 467,67

 

 

69.4

32 874,10

 

 

70.1

29 960 331,00

 

 

70.2

1 950 230,00

 

 

70.3

963 541,00

 

 

71

350 261,00



96

65 000 000,00



Оборот по дебету

227 707 002,91

Оборот по кредиту

227 707 002,91

Сальдо на конец

 

Сальдо на конец

 


В организации применяется журнально-ор­дерная форма бухгалтерского учета, при которой учетные данные систематизиру­ются в специальных регистрах — журналах-ордерах. Журна­лы-ордера ведутся по кредиту бухгалтерских счетов; по неко­торым счетам к ним открываются вспомогательные ведомости, которые ведутся по дебету счетов.

Записи в регистрах производятся по мере поступления до­кументов. Итоговые данные всех журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу, в результате в ней фиксируют­ся данные по дебету каждого счета. Таким образом, в Главной книге показываются вступительное сальдо, текущие обороты и исходящее сальдо по каждому синтетическому счету. Текущие обороты в Главной книге пред­ставляют собой перенесенные учетные данные из журналов-ор­деров.

По данным Главной книги составляется саль­довый баланс, при этом в необходимых случаях используются отдельные показатели из учетных регистров.

Просмотрено:

- 10 документов формы № ТОГ-1 «Акт о приемке товаров;

- 10 документов формы №ТОРГ-12 «Товарная накладная»;

- 6 документов формы № ТОРГ –8 «Заявка -отборочный лист»;

- 6 документов формы №ТОРГ-10 «Спецификация;

-  2 документа формы №16 «Акт о списании товара»;

- форма №ТОРГ-18 «Журнал учета товаров на складе»;

- Журнал Главная книга


7. Учет готовой продукции и ее реализация. 1 марта 2005 г.

Данный раздел практики представлен теорией, т.к. в ООО «Крузарус» продукция не производится.

Учет наличия и движения готовой продукции осуществляют на активном счете 43 "Готовая продукция". Этот счет используется организациями отраслей материального производства. Готовые изделия, приобретенные для комплектации или в качестве товаров для продажи, учитывают на счете 41 "Товары". Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону также отражают на счете 43 "Готовая продукция". Фактические затраты по ним списывают со счетов затрат на производство в дебет счета 90 "Продажи". Продукция, не подлежащая сдаче на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и на счете 43 "Готовая продукция" не учитывается.

Синтетический учет готовой продукции может осуществляться в двух вариантах: без использования счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" и с использованием счета 40.

При первом варианте, являющемся традиционным для нашей учетной практики, готовую продукцию учитывают на синтетическом счете 43 "Готовая продукция" по фактической производственной себестоимости. Однако аналитический учет отдельных видов готовой продукции осуществляют, как правило, по учетным ценам (нормативной себестоимости, договорным ценам и др.) с выделением отклонений фактической себестоимости готовой продукции от стоимости по учетным ценам отдельных изделий и учитываемых на отдельном аналитическом счете.

Оприходование готовой продукции по учетным ценам оформляют бухгалтерской записью по дебету счета 43 "Готовая продукция" и кредиту счета 20 "Основное производство".

По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают это отклонение с кредита счета 20 "Основное производство" в дебет счета 43 "Готовая продукция" способом дополнительной бухгалтерской проводки или способом "красное сторно".

Если готовая продукция полностью используется в самой организации, то ее можно приходовать по дебету счета 10 "Материалы" и других аналогичных счетов с кредита счета 20 "Основное производство".

Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию в зависимости от условий поставки, оговоренных в договоре на поставку продукции, списывают по учетным ценам с кредита счета 43 "Готовая продукция" в дебет счета 45 "Товары отгруженные" или 90 "Продажи". По окончании месяца определяют отклонение фактической себестоимости отгруженной (реализованной) продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают с кредита счета 43 дополнительной проводкой или способом "красное сторно" в дебет счета 45 или 90.

Готовую продукцию, переданную другим организациям для продажи на комиссионных началах, списывают с кредита счета 43 в дебет счета 45 "Товары отгруженные".

 

8. Учет финансовых вложений. 2 марта 2005 г.

Финансовые вложения ООО «Крузарус» не осуществляет.

К финансовым вложениям относят инвестиции организаций в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Ценная бумага - денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа к лицу, выпустившему такой документ.

Финансовые вложения классифицируют по различным признакам: в связи с уставным капиталом, по формам собственности, срокам, на которые они произведены, и др.

В зависимости от связи с уставным капиталом различают финансовые вложения с целью образования уставного капитала и долговые.

К вложениям с целью образования уставного капитала относят акции, вклады в уставные капиталы других организаций и инвестиционные сертификаты, подтверждающие долю участия в инвестиционном фонде и дающие право на получение дохода от ценных бумаг, составляющих инвестиционный фонд.

К долговым ценным бумагам относят облигации, закладные, депозитные и сберегательные сертификаты, казначейские обязательства, векселя.

По формам собственности различают государственные и негосударственные ценные бумаги.

В зависимости от срока, на который произведены финансовые вложения, они подразделяются на долгосрочные (когда установленный срок их погашения превышает 1 год или вложения осуществлены с намерением получать доходы по ним более 1 года) и краткосрочные (когда установленный срок их погашения не превышает 1 года или вложения осуществлены без намерения получать доходы по ним более 1 года). Долго - и краткосрочные финансовые вложения учитывают на активном счете 58 "Финансовые вложения", к которому могут быть открыты следующие субсчета:

58-1 "Паи и акции";

58-2 "Долговые ценные бумаги";

58-3 "Предоставленные займы";

58-4 "Вклады по договору простого товарищества" и др.

По дебету счета 58 отражают финансовые вложения организации с кредита соответствующих счетов (51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 10 "Материалы" и пр.). С кредита счета 58 списывают финансовые вложения на счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Оценка ценных бумаг. Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат для инвестора.

Фактическими затратами на приобретение ценных бумаг могут быть: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу; суммы, уплачиваемые специализированным организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг; вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги; расходы по уплате процентов по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг.

По долговым ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на их приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно (ежемесячно) относить на финансовые результаты организации.

Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется, при составлении годового бухгалтерского баланса отражаются на конец года по рыночной стоимости, если последняя ниже стоимости, принятой к бухгалтерскому учету. Указанная корректировка производится на сумму резерва под обесценение вложений в ценные бумаги, созданного за счет финансовых результатов организации в конце отчетного года.


9. Учет валютных операций. 2 марта 2005 г.

Валютные счета в ООО «Крузарус» отсутствуют.

Организации имеют право открывать валютные счета на территории Российской Федерации в любом банке, уполномоченном Центральным банком на проведение операций с иностранными валютами.

Для обобщения информации о наличии и движении средств в иностранной валюте используют счет 52 "Валютные счета". По дебету этого счета отражают поступление денежных средств на валютные счета организации, а по кредиту - списание денежных средств с валютных счетов. Операции по валютным счетам отражаются на основании выписок банка и приложенных к ним денежно - расчетных документов. Суммы, ошибочно отнесенные в дебет или кредит валютных счетов и обнаруженные при проверке выписок банка, отражают на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 2 "Расчеты по претензиям".

Аналитический учет по счету 52 ведут по каждому счету, открытому в учреждениях банка для хранения денежных средств в иностранных валютах.

К счету 52 "Валютные счета" открывают следующие субсчета:

52-1 "Транзитные валютные счета";

52-2 "Текущие валютные счета";

52-3 "Валютные счета за рубежом".

Субсчет 52-1 "Транзитные валютные счета" открывается для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащих обязательной продаже. Исключение составляют следующие поступления иностранной валюты, зачисляемые сразу в дебет счета 52-2 "Текущие валютные счета":

1) перевод посреднической организацией после обязательной продажи ею части валютной выручки с отметкой в платежном поручении о произведенной продаже части валютной выручки;

2) иностранная валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке за российские рубли и за иностранную валюту другого вида.

С кредита счета 52-1 "Транзитные валютные счета" иностранная валюта списывается в дебет счета 52-2 "Текущие валютные счета" и в ряде других случаев (при возвращении средств в иностранной валюте той организации, от которой они поступили, при перечислении экспортной валютной выручки посредническими внешнеэкономическими организациями организациям, не являющимся резидентами Российской Федерации, за вычетом комиссионного вознаграждения, и др.).

Субсчет 52-2 "Текущие валютные счета" открывается организациями для учета средств, оставшихся в распоряжении организации после обязательной продажи экспортной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством. По дебету счета 52-2 "Текущие валютные счета" отражаются суммы в иностранной валюте, перечисленные с кредита счета 52, субсчет 1 "Транзитные валютные счета", а также суммы, которые зачисляются сразу на текущий валютный счет, минуя транзитный счет. С кредита счета 52, субсчет 2 "Текущие валютные счета", валюта списывается в безналичном и наличном порядке.

Снятие наличной иностранной валюты со счета 52, субсчет 2 "Текущие валютные счета", разрешается на оплату расходов, связанных с командированием работников организаций в иностранные государства, а также по специальному разрешению Банка России.

Валютные счета за рубежом открываются организациям, получившим разрешение Центрального банка Российской Федерации на открытие счетов в иностранных банках.

На субсчете 52-3 "Валютные счета за рубежом" отражается движение средств в иностранной валюте на валютных счетах за рубежом.


10. Учет внешнеэкономической деятельности. 2 марта 2005 г.

Под внешнеэкономической деятельностью следует понимать экономические связи между организациями разных стран, основанные на взаимовыгодных интересах, предусмотренных контрактами (договорами), по осуществлению товарных, финансовых, инвестиционных, информационных и других налогов через границу с использованием в расчетах иностранной валюты по международным правилам. ООО «Крузарус» такую деятельность не осуществляет.

Организация бухгалтерского учета экспортно-импортных операций строится в соответствии с законами, правилами регулирования и ведения отдельных внешнеторговых, разработанных как внутри государства, так и на международном уровне.

Предметом бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности являются финансово-хозяйственные сделки экономических субъектов при выполни контрактов (договоров) с резидентами и нерезидентами, а сами операции представляются объектами бухгалтерского учета.

Для открытия валютного счета в Российской Федерации представляют в банк следующие документы:

·        заявление об открытии валютного счета;

·        нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации организации;

·        карточку с образцами подписей руководителя (первая подпись), главного бухгалтера (вторая подпись) и оттиском печати (два экземпляра, один из которых должен быть заверен нотариально);

·        справку о постановке организации на учет в налоговой инспекции;

·        копию справки о присвоении организации статистических кодов;

·        справка банка, в котором открыт счет.

 Открытие валютного счета предполагает открытие 3 счетов для операций с иностранной валютой. Банк открывает:

·        текущий валютный счет;

·        транзитный валютный счет – для учета поступления экспортной выручки до обязательной продажи части выручки;

·        специальный транзитный валютный счет – для учета валюты, купленной; на внутреннем валютном рынке.

На текущий валютный счет зачисляют:

1.     экспортную выручку после обязательной продажи;

2.     поступление с валютных счетов других организаций по письму ЦБ РФ;

3.     другие поступления с разрешения ЦБ РФ.

С текущего валютного счета списывают:

1.     переводы за границу по экспортно-импортным операциям;

2.     в оплату по кредитам и займам в иностранной валюте;

3.     в оплату командировочных расходов;

4.     для добровольной продажи на внутреннем валютном рынке.

Об открытии валютного счета организация обязана в соответствии со ст.118 НК РФ в течении 10 дней сообщить в налоговую инспекцию.

Обязательная продажа валютной выручки осуществляется по поручению организации в течение 7 дней, включая день зачисления выручки. Размер обязательной устанавливает ЦБ РФ, но не свыше 30% выручки.

Организации могут покупать иностранную валюту для:

1.     текущих валютных операций;

2.     валютных операций по движению капитала в пределах сумм лицензий;

3.     погашения валютных кредитов с процентам;

4.     оплаты командировочных расходов;

5.     оплаты обязательных платежей по законодательству РФ.

Порядок совершения операций по валютным счетам регулирует ЦБ РФ. Учет валютных операций ведется на счете 52. К данному счету, как правило, открывают следующие субсчета:

52.1 – транзитный валютный счет;

52.2 – текущий валютный счет;

52.3 – специальный транзитный валютный счет.

По действующему законодательству на территории РФ могут быть открыты валютные счета как резидентов, так и нерезидентов в любом банке, имеющем право на проведение операций с иностранной валютой. При этом количество открываемых валютных счетов юридическими лицами в настоящее время неограниченно.


11. Учет фондов и финансовых результатов хозяйственной деятельности. 3-4 марта 2005 г.


Финансовым результатом деятельности организации является прибыль или убыток. Конечный финансовый результат слагается из финансового результата от продажи товаров и прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов.

Финансовый результат от продажи товаров формируется на счете 90 «Продажи» в разрезе отдельных видов деятельности. При этом по Кредиту субсчета 1 «Выручка» отражается выручка, а по дебету субсчета 2 «Себестоимость продаж» и субсчета 5 «Расходы на продажу» отражаются расходы на покупку и реализацию товаров. В конце отчетного периода рассчитывается сальдо счета 90 сопоставлением кредитового оборота субсчета 1 и дебетовых оборотов субсчетов 2, 3, 4, 5. Затем сальдо счета 90 переносится бухгалтерской проводкой с субсчета 9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Прибыль (убыток) от продажи товаров определяется как разница между выручкой от из реализации в действующих ценах без НДС, акцизов и их покупной стоимостью и затратами на реализацию, включаемыми в себестоимость.

Метод определения выручки от продажи товаров в ООО «Крузарус» - по отгрузке. По классификации ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка от продажи товаров относится к доходам от обычных видов деятельности. Доходы от продажи товаров уменьшаются на сумму расходов, связанных с приобретением товаров и их продажей.

Прочие доходы (расходы) отражаются в учете непосредственно на счете 91. При этом доходы и расходы отражаются на отдельных субсчетах: доходы – по кредиту субсчета «Прочие доходы», расходы – по дебету субсчета «Прочие расходы».

По кредиту субсчета 91-1 «Прочие доходы» нарастающим итогом в течение года отражаются операционные и внереализационные доходы, а по дебету субсчета 91-2 «Прочие расходы» отражаются операционные и внереализационные расходы. Ежемесячно сопоставлением кредитового оборота субсчета 91-1 и дебетового оборота субсчета 91-2 определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц, которое заключительными оборотами списывается с субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91 «Прочие доходы и расходы», закрываются внутренними проводками. Конечный финансовый результат отражается по счету 99 «Прибыли и убытки» и слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, выявленного на счете 90 «Продажи», сальдо прочих доходов и расходов, выявленных на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки, а по кредиту – прибыль организации. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов за отчетный период получают конечный финансовый результат.


12. Бухгалтерская отчетность организации. 9 марта 2005 г.

ООО «Крузарус» относится к малому предприятию, поэтому согласно Указаниям об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. №67н его отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (форма №1) и Отчета о прибылях и убытках (форма №2).

Бухгалтерский баланс (форма №1) характеризует финансовое положение ООО «Крузарус» по состоянию на отчетную дату. Активы и обязательства представляются в бухгалтерском балансе с подразделением в зависимости от срока обращения: краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

Бухгалтерский баланс отражает на отчетную дату состав имущества организации (в активе) и источники его формирования (в пассиве). Баланс подписывается руководителем организации и главным бухгалтером.

Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности ООО «Крузарус» за отчетный период. При этом данные в отчете приводятся нарастающим итогом. В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы показываются с подразделением на доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы, что соответствует приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности».    



Список изученной литературы

1.     Налоговый кодекс РФ (в ред. от 2.11.2004 г.)

2.     Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 23.07.1998 №123-ФЗ, от 28.03.2002 №32-ФЗ, от 31.12 2002 №187-ФЗ, от 31.12.2002 №191-ФЗ, от 10.01.2003 №8-ФЗ, от 28.05.2003 №61-ФЗ, от 30.06.2003 №86-ФЗ)

3.     Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской  Федерации» (ред. от 21.03.2002)

4.     Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»  (ред. от 24.03.2000)

5.     Приказ Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. №67н.

6.     Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика  организации" ПБУ 1/98

7.     Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изм. от 07.05.2003 №38н).

8.     Приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. №64н «Об утверждении типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для  субъектов малого предпринимательства».

9.     Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации» ПБУ 10/99» (в редакции от 30.03.2001 г.)

10.                       Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ9/99» (в ред. от 30.03.2001 г.)

11.                       Агафонова М. И. Бухучет в оптовой и розничной торговле. М.: Бератор – Пресс, 2003.

12.                       Бородина В.В. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле. – М.: Книжный мир, 2003

13.                       Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.

14.                       Кожинов В. Я. Бухучет в торговле. Типовые операции. – М.: Экзамен, 2002.

15.                       Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. – М: ОМЕГА-Л, 2004.

16.                       Никандрова Л.К. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. – М.: РИОР, 2004.

17.                       Пошерстник Н. В., Мейксин М. С. Бухгалтер торгового предприятия (6-е изд.) – Спб.: Герда, 2003.

18.                       Чеборюкова В.В. Бухгалтерский учет: Практическое пособие. -  М.: Проспект, 2004