Содержание


Введение. 3

1. Сущность финансового планирования как пути достижения успеха. 5

2. Планирование финансовых вложений. 10

3. Проблемы и пути совершенствования финансового планирования на предприятиях. 17

Заключение. 24

Список литературы.. 27


Введение

 Актуальность рассмотрения вопросов, связанных с финансовым планированием, очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это прежде всего с переходом от командной модели экономики при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Можно сказать даже больше – финансовой планирование есть необходимый элемент достижения успехов в бизнесе.

Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются [2, с. 41]:

·        увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;

·        высокая нестабильность внешних условий и факторов;

·        новый стиль руководства персоналом;

·        усиление центробежных сил в экономической организации;

Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:

·        неопределенность внешней  (рыночной) среды;

·        возможность слияния или поглощения другой фирмой;

·        возможность монопольного установления цены реализации продукции;

·        контрактные отношения;

Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом составления, выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь идет о бизнес-планах, с которыми во всем мире принято начинать любое коммерческой предприятие. В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потребителям-инвесторам, сотрудникам фирм, желающим оценить свои перспективы и задачи, и, прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идей, проверить их реалистичность. Собственно говоря, без бизнес-плана, вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, т.к. возможность неудачи будет слишком велика.

В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Цель данной курсовой работы – ближе познакомиться с методикой финансового планирования.

Задача работы – рассмотреть процесс финансового планирования и выявить проблемы связанные с ним.

1. Сущность финансового планирования как пути достижения успеха


Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта.

Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. На протяжении очень многих лет у нас в стране составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Так в натуральных показателях планировался объем производства тканей, холодильников, продукции пищевой промышленности – в метрах, тоннах, штуках, а финансы выполняли лишь функцию учета посредством приведения к единому стоимостному показателю. Что-либо купить, развернуть деятельность без разрешения вышестоящей организации предприятия фактически не могли, все «фондировалось», распределялось «сверху».

 В условиях административно-командной экономики пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданиями отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями. Утверждаемые самим предприятием годовые финансовые планы, тем не менее, были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям: объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изделий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. Планы получались громоздкие, трудноприменимые для управления. В этих условиях предприятию, его финансовой службе отводилась роль простых исполнителей, а потребность в финансовом планировании на низовом уровне при директивном управлении утрачивалась [7, с. 104].

И только в условиях развития рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание, как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.

Рыночная экономика как более сложная и организованная социально-экономическая система требует качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов, ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.

Изменение содержания сводного финансового планирования вызвано прежде всего тем, что расширение самостоятельности в использовании собственных средств предприятиями, увеличение ответственности за результаты хозяйственной деятельности, введение налоговых принципов распределения прибыли выводит из-под контроля центральных органов значительную часть ресурсов, снижает объем информации.

Финансовое планирование тесно связано с планированием производ­ственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в фи­нансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались «сверху». Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным ви­дом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.

Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения. Финансовое планирование – это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно [3, с. 14]:

- воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

- обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

- предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

- служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития, она должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем и общей стратегии развития хозяйствующего субъекта.

Другими словами, в рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. В ходе стратегического планирования ведется активный поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего из них и построение на этой основе стратегии развития предприятия.

Финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения.

Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.

Важным моментом при разработке финансовой стратегии является определение периода ее реализации. Он зависит от ряда факторов, к основным из них следует отнести  [1, с. 77]:

- динамику макроэкономических процессов;

- тенденции   развития  отечественного   финансового   рынка   (с  учетом зависимости от мировых финансовых рынков);                         -   отраслевую        принадлежность         предприятия       и        специфику производственной деятельности.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой – с уменьшением числа неиспользованных возможностей.

Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Период времени, в пределах которого можно дать с приемлемой точностью оценку финансовых показателей стратегии развития экономического субъекта с учетом влияния основных факторов внешней среды называется горизонтом финансового планирования.

В пределах горизонта планирования финансовые планы делятся на:

-                     перспективные (стратегические);

-                     текущие;

-                     оперативные.

Перспективный финансовый план корректируется в виде текущих финансовых планов, составляемых на год. Основной документ текущего финансового планирования – баланс доходов и расходов. При разработке текущего финансового плана экономический субъект исходит из целей финансового планирования на предстоящий год и решает задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов, так и оптимизацией размера и состава заемных средств. Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости экономического субъекта.

Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или на месяц текущий финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность экономического субъекта, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств.

Принимая решение о вложении средств, фирма должна ответить на два вопроса. Во-первых, стоит ли вкладывать средства в тот или иной долгосрочный проект. Фирма должна быть уверена, что ее вложения окупятся и принесут дополнительный доход. И, во-вторых, если стоит вкладывать средства, то каким образом следует привлекать искомые средства. [2, с. 104-105].

После того как фирма приняла положительное решение о целесообразности вложения средств в увеличение долгосрочных активов, ей необходимо решить другую важнейшую задачу: выбрать соответствующие источники финансирования. Фирма может осуществить финансирование либо за счет собственных средств (дополнительная эмиссия акций или реинвестирование прибыли), либо долгосрочных заемных (долгосрочный кредит, выпуск долгосрочных облигаций и т.п.).

В практике финансового планирования применяют следующие методы:

·        экономического анализа,

·        нормативный,

·        балансовых расчетов,

·        денежных потоков,

·        метод многовариантности,

·        экономико-математическое моделирование.

 

Метод экономического анализа используется для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъёкта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами есть ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и другие нормативы, устанавливающиеся либо самим субъёктом либо для субъёкта государством в виде специальной нормативной или законодательной базы. Нормативы самого хозяйствующего субъёкта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Существуют современные методы калькулирования затрат: стандарт-кост и стандарт маржинал-костинг. Они основаны на использовании внутрихозяйственных норм.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.

Метод денежных потоков является универсальным при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает на много больше полезной информации, чем метод балансовой сметы.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными. Например, в одном  варианте может быть учтен продолжающийся спад производства, инфляция национальной валюты, а в другом - рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.

Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

Разработку финансового плана целесообразно начинать с прогноза прибыли и убытков, так как, имея данные по прогнозу объема продаж, можно рассчитать необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, определить материальные и трудовые затраты, другие составные затраты на производство.

Далее разрабатывается прогноз движения потока денежных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения наличных средств учитывает приток наличных (поступления и платежи), отток наличных (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит), начальное и конечное сальдо банковского счета.

Необходима разработка прогноза баланса активов и пассивов (по форме балансового отчета), который является хорошей проверкой прогноза прибылей, убытков и движения наличных средств. При составлении прогноза баланса учитываются приобретения основных средств, изменение стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые займы, выпуск акций и других ценных бумаг и т.д.

Современные системы управления финансами основаны на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия. Бюджет- это план, который может быть выражен в натуральных или денежных единицах. Он служит инструментом для управления доходами, расходами и ликвидностью предприятия.

Фирма всегда стремиться увеличить рентабельность собственного капитала и тем самым повысить интерес владельцев обыкновенных акций. Рост рентабельности собственного капитала увеличивает прибыль в размере на одну обыкновенную акцию и дает возможность фирме выплачивать больше дивидендов на акцию при той же норме выплаты дивидендов.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой – с уменьшением числа использованных возможностей.

Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определённые подходы к планированию развития определённого предприятия в интересах её владельцев и с учётом реальной обстановки на рынке.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

-         обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности

-         определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования

-         выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счёт экономического использования денежных средств

-         установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами

-         соблюдение интересов акционеров и других инвесторов

-         контроль за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия  [10, с. 173].

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта по средствам выбора объекта финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.


2. Планирование финансовых вложений 

Финансовое планирование развития предприятий предусмат­ривает обоснование необходимых капитальных вложений, или инвес­тиций, на осуществление предстоящих проектов. В состав капитало­вложений входят денежные ресурсы, или инвестиционные средства, связанные с приобретением, содержанием и расширением основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств и других видов собственности предприятий и фирм.

Основные фонды — это часть средств производства, которые много­кратно используются в хозяйственной деятельности, не изменяя свою первоначальную вещественно-натуральную форму. Стоимость основных производственных фондов переносится на готовый продукт (услуги) частями по мере износа и возвращается предприятию после реализа­ции продукции или услуг. Процесс переноса стоимости основных фондов принято называть амортизацией. К основным фондам отно­сятся: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие маши НЬ1 и оборудование, измерительные и регулирующие приборы,, вы­числительная техника, транспортные средства, технологическая ос­настка, хозяйственный инвентарь и т.д  [3, с. 87].

Нематериальные активы включают стоимость объектов промышлен­ной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав. К нематериальным активам, используемым в течение длительного пе­риода хозяйственной деятельности и приносящим доход, относятся: права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, компьютерные программы, изобретения, аренда земельных участков и др. Такие активы по своему экономическому назначению напоминают основные средства. Они также используются в течение длительного времени, приносят прибыль их владельцу, не теряют со временем свою первичную стоимость. На нематериальные активы тоже начисляется амортизация. Особенностью данных активов явля­ется отсутствие материально-вещественной формы, сложность опре­деления их стоимости и расчета прибыли от их применения.

Оборотные средства состоят из оборотных фондов и фондов обра­щения. Оборотные фонды по своему вещественному содержанию пред­ставляют различные материальные запасы, ресурсы. Они однократно участвуют в производственном процессе, изменяют свою натураль­но-вещественную форму и полностью переносят стоимость на созда­ние товара или услуги. Фонды обращения связаны с продажей готовой продукции. Они включают изготовленные товары, запасы ресурсов, денежные средства на расчетных счетах и в кассе предприятия. По характеру участия в процессе производства и реализации продукции оборотные фонды и фонды обращения тесно связаны между собой, переходят из сферы производства в сферу обращения, и поэтому они учитываются в денежной форме как единые оборотные средства.

Капитальные вложения, или инвестиции, на предприятиях планиру­ются на осуществление следующих инновационных проектов:

- выполнение научно-исследовательских, экспериментальных, конструкторских, технологических и организационных работ;

- приобретение, демонтаж, доставка, монтаж, наладка и освоение технологического оборудования и оснащение производственного про­цесса;

- освоение производства продукции и доработка опытных образ­цов изделия, изготовление макетов и моделей, проектирование пред­метов и средств труда;

- строительство и реконструкция зданий и сооружений, создание или аренда производственных площадей и рабочих мест, а также других элементов основных фондов, непосредственно связанных с осуществлением проекта производства новых товаров;

- пополнение норматива оборотных средств, вызванное внедрением проектируемых процессов или производством продукции;

- предотвращение отрицательных социальных, экологически и других последствий, вызванных внедрением предлагаемых проектов.

Общая величина планируемых капитальных вложений включав все суммарные затраты на выполнение предусмотренных в стратегическом плане проектных работ. Используя основные показатели стратегического планирования, можно составить план капитальных вложений по отдельным производственным подразделениям или предприятие в целом на требуемый плановый период.

В общем виде, например, суммарную величину требуемых капитальных вложений в технологическое оборудование можно определить по следующей формуле

Коб = Це х Ке + Тр + Ссмр + Апл + Знир + Зпкр,

где Коб — общая сумма капитальных вложений; Це — рыночная цена единицы оборудования; Ке — количество требуемых единиц оборудования; Т — транспортные расходы; Се — стоимость строительно - монтажных работ; Апл — аренда (стоимость) производственной площади; Знир — затраты на научно-исследовательские работы; 3пкр -  затраты на проектно-конструкторские работы.

Подобные расчетные зависимости или модели могут быть составлены по каждому подразделению предприятия, виду производствен­ных ресурсов, типу поставщика или сегменту рынка и т.п. Они мог быть использованы на всех предприятиях для расчета требуемых капитальных вложений и оценки инвестиционных последствий разнообразных плановых решений. Эти последствия можно оценивать дли ряда соответствующих допущений относительно будущих условий хозяйственной деятельности. 

      Планы капиталовложений обычно разрабатываются на годовые инвестиционные проекты, но могут быть составлены и для более, длительного срока, например на 5 или 10 лет. Инвестиционные про­екты можно использовать для оценки разнообразных финансовых последствий альтернативных средств, ресурсов, а также условий внутренней или внешней среды. Они могут быть применены в долгосрочном планировании таких показателей деятельности фирмы, как доход на инвестиционный капитал, дивиденды на акцию, прибыль единицу проданной продукции, общий доход на акцию, доля продаж на рынке и т.д. В зарубежной инвестиционной деятельности плановые расчеты и модели широко используются при разработке рыночной стратегии фирмы, политики привлечения денежных средств, программы технического развития, модификации технологии и т.д. Стратегическое планирование капиталовложений позволяет каждому предприятию выбирать такие варианты размещения дефицитных ресурсов, которые могут обеспечить получение наилучших ряда возможных социально-экономических результатов. Оно служи не только основой оценки экономической эффективности инвестиционных проектов, но и является аналитическим инструментарием, помощью которого можно найти правильные ответы на следующие вопросы [5, с. 98].                                                        

1. Какой общий объем капиталовложений может или должна сделать фирма в плановом периоде?

2. Какие конкретные инвестиционные проекты должна принят фирма в будущем времени?

3. Из каких источников будет финансироваться инвестиционный! портфель фирмы?                                                      

Выбор и обоснование плановых решений по всем этим вопросам тесно связаны между собой. Они не должны сводиться к нахождении простых ответов о том, какое направление капиталовложений следует финансировать из данного объема средств, поскольку сейчас и объем заимствования, и размер эмиссии акций являются переменными значениями, которые постоянно находятся под контролем высшего руководства фирмы. Поэтому все решения о выборе инвестиционного проекта и получении фондов в идеальном случае должны принимать­ся одновременно. В свою очередь отбор проекта не может быть сде­лан предприятием без учета его стоимости, на величину которой оказывают большое влияние возможности получения необходимых ин­вестиций.

Анализ эффективности инвестиций дает ответы на все поставленные вопросы. В конечном счете он создает предприятию возможность свободного выбора такого варианта распределения расходов в прост­ранстве и времени, который в будущем может дать максимальную прибыль или доход на вложенный капитал. С учетом выработанных в теории инвестиционных решений и методологических положений максимизация дохода или приращение капитала могут быть достигнуты по правилу либо чистой дисконтированной стоимости, либо вну­трифирменной нормы прибыли.

В том и другом случае требуется правильное определение стоимо­сти капитала. Она представляет собой стоимость используемых для финансирования проектов ресурсов. Величина капитала может быть определена на рынке или рассчитана как альтернативная стоимость. При оценке инвестиционного проекта стоимость капитала должна выполнять роль минимального норматива окупаемости затрат, кото­рый перекрывается приемлемыми результатами. Идеальным будет та­кой вариант проекта, когда стоимость капитала автоматически уста­навливает величину общего инвестиционного бюджета фирмы, так как должны выбираться решения, обеспечивающие возможность по­лучения доходов, равных или превосходящих стоимость капитала. Такая инвестиционная политика ведет к максимизации прибыли и благосостояния акционеров, поскольку в стратегические планы пред­приятия включаются только те проекты, которые увеличивают об­щую сумму его чистого дисконтированного дохода.

В процессе планирования капиталовложений на стратегические или долгосрочные проекты стоимость капитала и совокупные доходы будут неопределенными. В связи с этим при расчетах обычно предпо­лагается, что общая стоимость фондов на рынке отражает не только существующую цену денежных средств с учетом доходов будущего периода, но также и степень риска, связанного с их использованием в любой конкретной фирме или на предприятии. Кроме того, необ­ходимо учитывать предполагаемый период осуществления инвести­ционного проекта, привлечение собственных или заемных денежных средств, планируемые ставки рефинансирования и кредитования про­ектов и многие другие факторы неопределенности, как внутренней среды, так и внешнего окружения предприятия  [4, с. 276].

В рыночных отношениях промышленных предприятий, банковских структур и финансовых организаций основными источниками инвести­ций являются собственные доходы фирм и организаций, привлеченные капиталы акционеров и учредителей, целевое финансирование из фе­деральных или региональных фондов, кредиты коммерческих банков, выпуск ценных бумаг или эмиссия акций корпораций, спонсорские и другие виды взносов и т.п. В каждом из перечисленных источников финансирования капиталовложений существует много общих правил и особенностей максимизации результатов и минимизации затрат.

В современной зарубежной экономической теории и хозяйствен­ной практике, — писал М; Бромвич, — нет разногласий относительно роли стоимости капитала, однако нет согласия относительно этого понятия, а следовательно, и его измерения  [цит. по 6, с. 165]. В мире современных рынков и финансово-экономической стабильности такой проблемы не существует. Результаты эффективной финансовой дея­тельности многих зарубежных фирм и корпораций давно уже доказа­ли, что в условиях определенности ставка процента играет роль сто­имости капитала и представляет собой рыночную ставку обмена меж­ду сегодняшними и будущими деньгами. Поскольку риск в этом слу­чае отсутствует, то здесь нет разницы между стоимостью долга и ак­ции. Доходность любого инвестиционного проекта зависит от усло­вий рынка капитала, определяющих ставку процента, которая регу­лирует спрос и предложение средств. Приемлемость проекта зависит главным образом от величины рыночной ставки процента. Иными словами, он может быть принят при одних ставках и не рекомендо­ван при других. Следовательно, ставка процента, впрочем, как и любая другая рыночная цена, выполняет свою распределяющую роль. Она также выполняет эту функцию и в условиях неопределенности, когда одна ставка процента заменяется рядом других, каждая из ко­торых связана с различной степенью неопределенности в планирова­нии затрат и результатов.

Снижение учетной ставки будет способствовать широкому исполь­зованию банковских кредитов для подъема производства на отечест­венных предприятиях. Кредитование всех предприятий и организа­ций производится на основе принципов срочности, возвратности, плат­ности, целевого назначения, залога имущества и гарантии возврата в соответствии с условиями договора. Кроме кредитов коммерческих банков, предприятия имеют сейчас возможность использовать для своего долгосрочного развития также другие источники финансиро­вания.

Расширение существующих источников финансирования долго­срочных планов предприятий будет способствовать их дальнейшему экономическому развитию и повышению эффективности использо­вания имеющихся основных производственных фондов, оборотных средств и других ресурсов.

 

 

3. Проблемы и пути совершенствования финансового планирования на предприятиях

         

Наряду с осознанной необходимостью широкого применения совершенного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях. Основные из них  [10, с. 374]:

-         высокая степень неопределённости на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);

-         незначительная доля предприятий, располагающая финансовыми возможностями для осуществления серьёзных финансовых разработок;

-         отсутствие нормативно- правовой базы отечественного бизнеса.

Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.

На небольших предприятиях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных. Малые фирмы чаще нуждаются в привлечении заёмных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, в то время, как внешняя среда у таких предприятий менее поддаётся контролю и более агрессивна. И как следствие - будущее небольшого предприятия более неопределённо и непредсказуемо.

Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в  применении планирования:

1)Вновь созданные частные фирмы.

Бурный процесс накопления капитала привел к  увеличению и осложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству. Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, - недоверие к формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес ¾ это  умение «крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее, многие из крупных фирм начали создавать подразделения планирования, или, по крайней мере, ввели должность финансиста-плановика.

2)Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия.

Для них функция планирования является традиционной. Однако их  опыт  планирования относится в основном к периоду централизованной экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, и, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть собственные цели развития.

Поэтому, как организациям первого типа, так и государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.

Вообще в российском планировании всегда присутствовал элемент неоправданного обобщения частного опыта. Присутствует он и сейчас: единые принципы и форматы планирования, включая критерии эффективности, методы контроля, использовались практически без изменений во всех регионах, отраслях, для всех предприятий холдингов и групп, почти без учета особенностей организационных структур, систем управления, систем распределения, делегирования полномочий, взаимосвязей между текущими и стратегическими задачами, региональными и отраслевыми особенностями предприятий. Другая характерная особенность — неумение выделять приоритеты.

Анализ причин недостаточной эффективности функционирования целого ряда предприятий позволил выявить основные проблемы и сформулировать следующие принципы постановки системы планирования:

·        процесс изменения системы планирования должен успевать за процессами слияния, поглощения, соответствующими изменениями в структурах, системах управления предприятий и холдингов;

·        планирование (корректировка и уточнение) должно осуществляться «сверху вниз» по принципу «дерева целей» то есть системно, тогда планы будут комплексными и самодостаточными;

·        должно осуществляться сценарное планирование с учетом изменений внешней среды, внешних и внутренних рисков;

·        нужно планировать защитные действия и контрдействия для компенсации реальных угроз конкурентов, их лоббистских действий и т.д.;

·        следует оптимизировать планы и производственные программы с учетом стратегических интересов собственника, по экономическим и инвестиционным критериям;

·        система планирования должна быть привязана к имеющейся на предприятии системе центров ответственности, полномочий, системе контроллинга, иначе реализация даже самых лучших планов будет неэффективной;

·        обязательное требование — система планирования должна включать в себя систему мотивации для топ-менеджеров, «ключевых» руководителей и специалистов.

Реализация этих принципов построения системы планирования позволяет (разумеется, в комплексе с другими компонентами менеджмента) выстроить и реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь  [9, с. 317].

В российской практике сложился алгоритм принятия финансовых решений. Проиллюстрируем его.

Разработку  финансового  плана  целесообразно  начинать с прогноза  прибыли  и убытков,  так  как,  имея  данные по прогнозу  объема    продаж,    можно   рассчитать   необходимое   количество материальных   и трудовых  ресурсов,   определить  материальные  и трудовые  затраты.   Аналогично  определяются  и другие  составные затраты  на  производство. 

Далее разрабатывается прогноз движения (потока)   наличных   средств.   Необходимость   его   составления  определяется   тем,   что  многие  из  затрат,   показываемых  при  расшифровке прогноза прибылей и убытков,  не отражаются на порядке осуществления   платежей.  Прогноз  движения наличных  средств  учитывает приток наличных (поступления и платежи),  отток наличных   (затраты и расходы),  чистый денежный поток (избыток или дефицит),  начальное и конечное сальдо банковского счета.

Необходима разработка прогноза баланса активов и пассивов (по форме балансового  отчета),  который  и является хорошей проверкой  прогноза прибылей,  убытков  и  движения  наличных  средств.

При составлении прогноза  баланса  учитываются  приобретения  основных фондов, изменение  стоимости  материальных запасов,   отмечаются   планируемые займы,  выпуск  акций  и  других  ценных  бумаг и т.д. 

Следует учесть в данных расчетах обеспечение инвестиционной   привлекательности предприятия.

На основе  принятого финансового плана,  сформированного с учетом  анализа финансово   -   экономического   состояния    предприятия,  вырабатываются и  принимаются  решения  в  системе  управления его  финансовыми ресурсами [9, с. 217].

       Примерная схема   принятия   финансовых решений   в   системе планирования и   управления  финансами показана на рис. 1.

Разработка долгосрочной стратегии (бизнес - плана):

Прогнозирование рыночного спроса и конкуренции;

Определение товарных приоритетов производства и  маркетинговой стратегии;

Состояние ОПФ и технологий. Задачи повышения качества продукции;

Прогноз продаж в зависимости от конкурентоспособности;

Финансовая стратегия; целевые показатели себестоимости и рентабельности.

 
  







Краткосрочный прогноз товарных рынков и цен

 

Краткосрочный прогноз финансовых рынков

 

Учетная политика предприятия Система экономических нормативов

 

Мониторинг состояния ОПФ, технологий, системы управления качеством

 
 


































Рис. 1. Принятие финансовых решений в системе управления


На этой основе в целях обеспечения платежеспособного состояния   предприятия просчитывается  его  финансовое положение,  финансовая стабильность, устойчивость.   Результаты   анализа   относительных  показателей и коэффициентов могут вызвать необходимость разработки  нового варианта финансового плана,  который  должен  начинаться  с  выбора заданных значений.

Для определения финансового потенциала на текущий и долговременный периоды предприятия вправе разрабатывать несколько видов финансовых планов.

 

Заключение


Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, «слепое» стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Планирование дальнейшей деятельности носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность

Данная курсовая работа имела целью доказать необходимость финансового планирования деятельности фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка. Нельзя забывать о том, что мы находимся в особо жестких условиях российской экономики, в которых некоторые рыночные законы действуют с точностью до наоборот, однако, с учетом того, что до перестройки наша страна в течение многих лет являлась ярким примером авторитарной директивно-плановой экономики, то процесс планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия и основных рыночных показателей имеет под собой многолетний опыт. Разумеется, с наступлением этапа реформ в нашем государстве изменились как методы планирования, так и его задачи.

Изложенный в данной работе материал позволил сделать следующие выводы: цель применения финансового планирования на предприятии – построение эффективной системы управления финансами,  направленной на достижение стратегических и тактических задач его деятельности.

Предприятия в условиях высокой инфляции  и  существующей  налоговой политики  государства  могут  иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек   производства,   увеличения   имущества  и  объемов продаж (выручки от реализации). Для сохранения своих интересов в практической деятельности и решения возникающих проблем предприятия используют финансовое планирование.

Следует отметить тот  факт,  что  при  разработке  эффективной системы управления финансами постоянно возникает основная проблема совмещения интересов развития  предприятия,  наличия  достаточного  уровня денежных  средств  для  проведения  указанного  развития  и  сохранения высокой платежеспособности предприятия. Следовательно, финансовое планирование необходимо для разработки эффективной системы управления предприятием.

Финансовое планирование обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния компании. Оно взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.).

Финансовое планирование на предприятиях во многом зависит от качества прогнозов основных показателей их производственной деятельности, рыночной конъюнктуры, состояния денежного обращения и курса рубля. Поэтому в сложившихся условиях возможна заниженная оценка потребности в финансовых ресурсах и изменений в финансовом состоянии предприятий, в связи с чем, необходимо предусматривать финансовые резервы.

Финансовое планирование приобретает все больше прогнозный, индикативный характер. Оно должно представлять собой концептуальное проектирование перспектив развития финансов, кредита, цен, оплаты труда. Можно сказать, что изменяется сама логика финансового планирования: если раньше финансовое планирование начиналось, когда определены, жестко зафиксированы все натурально-вещественные показатели, то сейчас осуществляется переход к тому, что разработка любой производственной программы начинается с финансов, прогноза их изменения.


Список литературы



1.                 Бочаров В.В. Финансовый анализ. - СПб.: Питер, 2001. - 240 с.

2.                 Бобылева А.З. Финансовый менеджмент: Пособие по финансам для менеджеров. – М.: Издательство РОУ, 1998. – 152 с.

3.                 Гиляровская   Л.Т.,   Вехорева   А.А.   Анализ   и   оценка   финансовой устойчивости коммерческого предприятия. - СПб.: Питер, 2003. – 256 с.

4.                 Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2002. - 528 с.

5.                 Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и сервис», 1998. – 304 с.

6.                 Романовский М.Н. Финансы предприятий. -  М.: Бизнес, 2000. – 375 с.

7.                 Теплова Т.В. Финансовые решения: стратегия и практика: Учебное пособие. – М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1998. – 264 с.

8.                 Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.А. Дробозиной, г. М.: ЮНИТИ, 2002. – 439 с.

9.                 Финансовый менеджмент: Учебное пособие /Под ред. Е.И. Шохина. – М.: Издательский дом ФБК-ПРЕСС, 2002. – 408 с.

10.            Финансы предприятий: Учебник для вузов /Под ред. Н.В. Колчина и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 447 с.