Содержание



Тема 8. Организация плановой работы на предприятии.. 3

8.1. Какова роль государства в планировании на предприятии? Приведите примеры........................................................................................................... 3

8.2. Какие факторы учитываются при составлении плана финансового оздоровления?.................................................................................................. 4

8.3. Приведите примеры прибыльных и неприбыльных инвестиционных проектов.......................................................................................................................... 4

Тема 10. Прогнозирования уровня жизни, доходов и занятости населения..................................................................................................... 5

10.1. Какова роль социальных гарантий и социальных стандартов в государственном и муниципальном управлении?........................................... 5

10.2.Перечислите показатели, входящие в состав обобщающего индикатора уровня жизни населения.................................................................................. 6

10.3.На чем основываются прогнозные расчеты реальных доходов населения?.......................................................................................................................... 7

10.4. Приведите факторы влияния на спрос и предложение рабочей силы в Вашем регионе............................................................................................................. 7

Список литературы................................................................................ 8


Тема 8. Организация плановой работы на предприятии

8.1. Какова роль государства в планировании на предприятии?

Приведите примеры

Роль государства в планировании на предприятии проявляется в экономическом принуждении к деятельности по установленным правилам, в том числе с применением жестких мер (лишение лицензии, угроза банкротства, внешнее управление и др.), которые не применялись в прежней экономике.[1]

Кроме того, по регулированным видам деятельности государство устанавливает объекты контроля, которые, как правило, становятся объектами и планирования.

Так, например, Постановлением Правительства от 6 июня 1998 года № 700 для энергоснабжающих организаций независимо от организационно-правовой формы установлен раздельный учет продукции в натурально-стоимостном выражении и состава затрат по следующим видам деятельности:

-       Производство электрической энергии (мощности);

-       Производство тепловой энергии;

-       Услуги по передаче электрической энергии (мощности);

-       Услуги по передаче тепловой энергии.

Для федеральных государственных унитарных предприятий Правительство РФ утверждает предельные цены на продукцию, работы, услуги, сметы расходов, штатное расписание, перечень банков, в которых они могут открывать счета. Контрактные цены на продукцию предприятие определяет самостоятельно. Образуется наблюдательная комиссия по обеспечению контроля деятельности предприятия и его финансового состояния. Ее состав утверждается Правительством РФ. Однако такое предприятие остается коммерческой организацией, действует на принципах хозяйственного расчета.


8.2. Какие факторы учитываются при составлении плана

 финансового оздоровления?

Финансовое оздоровление предполагает восстановление собственного капитала до величины, при которой гарантируется выполнение обязательств, возврат к нормальной устойчивой работе.

В плане финансового оздоровления учитываются следующие факторы:

-       Сокращение расходов за счет отказа от нерентабельных направлений бизнеса, уменьшения хозяйственных затрат и численности персонала, изменения структуры управления, закрытия филиалов.

-       Увеличение доходов путем привлечения ресурсов под конкретные рентабельные мероприятия и высоколиквидные активы, проведение безрисковых и не требующих больших затрат  операций, продажи активов, не приносящих доходов, сдачи имущества в аренду.

-       Помощь учредителей и третьих лиц, в  том числе принятие солидарной ответственности перед кредиторами, предоставление заемных средств, отказ от получения дивидендов и др.

Среди прочих факторов следует предусмотреть предоставление льгот (отсрочки платежей и др.), обеспечение возврата ссуд (взаимозачеты, переуступка прав требований, инициирование банкротства дебиторов и др.), реорганизационные процедуры (слияние, разделение и др.), создание надежного внутреннего контроля.


8.3. Приведите примеры прибыльных и неприбыльных инвестиционных проектов

В качестве прибыльного инвестиционного проекта можно привести реальный пример - строительство НОВАТЭКом Пуровского завода по стабилизации газового конденсата и сжижению природного газа. Здесь ожидаемая ежегодная бюджетная прибыль – до 360 миллионов рублей. Общий же объем прямых налоговых поступлений в бюджеты различных уровней благодаря стабильной работе этого завода за 10 лет должен составить около 2 миллиардов рублей.

Бесприбыльный инвестиционный проект: ООО "Мориннотех" желает разработать, создать производство и обеспечить реализацию на мировом рынке экологически чистых туристических двухместных подводных аппаратов (ПА) "сухого" типа, с мускульным или с совмещенным приводом. Использование ПА предназначено для широкого круга отдыхающих в любых морских странах, которые желают самостоятельно совершить подводную и надводную прогулку в течение 1-3 часов в условиях естественного комфорта. Создание нового совместного специализированного предприятия в России по серийному изготовлению и реализации туристических подводных аппаратов с мускульным или с совмещенным приводом. Срок реализации всего проекта: 3,5-4. Требуемое финансирование: 9 522 млн. USD. Ориентировочная розничная цена - 19 000 USD.


Тема 10. Прогнозирования уровня жизни, доходов и

 занятости населения

10.1. Какова роль социальных гарантий и социальных стандартов

 в государственном и муниципальном управлении?

Инструментами социальной политики являются государственные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги.

Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством, а также партнерство, согласие между властью и населением по вопросам соотношения между потреблением и накоплением, темпами роста оплаты и производительности труда.

Минимальные социальные гарантии образуют первый уровень системы социальных стандартов и предназначаются для удовлетворения потребностей за счет бюджетов. Под системой государственных минимальных социальных стандартов понимается установленный в РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах, т.е. государственные минимальные социальные стандарты – социальные стандарты федерального уровня.

Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления вправе устанавливать региональные и местные дополняющие социальные стандарты при условии их обеспечения за счет собственных средств.

Научно обоснованные стандарты служат необходимым условием правильного прогнозирования и планирования. Условием их формирования является совершенствование государственной статистики, включая паспортизацию объектов социальной сферы с обобщением информации по субъектам РФ, экономическим районам, муниципальным образованиям.


10.2.Перечислите показатели, входящие в состав обобщающего индикатора уровня жизни населения

Уровень жизни населения – степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения.

Основными показателями уровня жизни населения являются:

-       Показатели доходов и расходов населения, состава и объема «продовольственной корзины»;

-       Показатели национального дохода страны, валового внутреннего продукта, их использования;

-       Коэффициенты рождаемости и смертности, естественного прироста;

-       Состояние здоровья и его изменения по населению в целом и отдельным группам;

-       Занятость;

-       Удовлетворение потребностей в развитии личности;

-       Состояние окружающей среды;

-       Показатели потребления населением материальных благ и услуг, в том числе обеспеченности жильем;

-       Общий объем потребляемых населением услуг;

-       Сбережения населения.


10.3.На чем основываются прогнозные расчеты реальных доходов

 населения?

Прогнозные расчеты реальных доходов населения базируются, прежде всего, на балансе денежных доходов и расходов. Баланс характеризует движение той части общественного продукта, которую население получает в форме денежных доходов, и выражает связь первого и второго подразделений общественного производства. Баланс денежных доходов и расходов разрабатывается в целом по стране, по регионам и по социальным группам населения: характеризуется объемом и источниками формирования денежных доходов, а также объемом и структурой расходов денежных средств населения и сбережений.[2]


10.4. Приведите факторы влияния на спрос и предложение рабочей

силы в Вашем регионе

В г. Саяногорске республики Хакасия к факторам, влияющим на спрос рабочей силы можно отнести следующие:

-       Отраслевая структура производства муниципального образования (цветная металлургия и энергетика);

-       Высокий технический уровень производства;

-       Непропорциональное соотношение фактических рабочих мест и численности населения.

На предложение рабочей силы в городе Саяногорске влияют следующие факторы:

-       Слабая миграция;

-       Отсутствие высших учебных заведений;

-       Невысокая заработная плата на предприятиях города.


 Список литературы

1.     Фахрутдинова А.З. Основы социального прогнозирования: УМК. - Новосибирск, СибАГС, 2003.

2.     Теория прогнозирования и принятия решений / Под ред. С.А. Саркисяна. М.: Инфра-М, 2003.

3.     Основы экономического и социального прогнозирова­ния / Под ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. М.: Лига, 2004.

4.     Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Технология про­гнозных разработок социальных процессов. М.: Поиск, 1992.

5.     Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология и перспективы современной классической прогностики 1952—1999. Редактор-составитель И.В. Бестужев-Лада. М.: Academia, 2004.



[1] Фахрутдинова А.З. Основы социального прогнозирования: УМК. - Новосибирск, СибАГС, 2003. – с. 89.

[2] Фахрутдинова А.З. Основы социального прогнозирования: УМК. - Новосибирск, СибАГС, 2003. – с. 124.