Содержание


Введение. 3

1. Понятие, причины и факторы концентрационных процессов в отрасли. Показатели концентрации производства. 4

1..1 Понятие концентрации. 4

1.2. Причины и факторы концентрации отрасли. 4

1.3. Показатели концентрации. 6

2. Трудовые ресурсы РФ: современное  состояние, структура, проблемы формирования и управления. 11

2.1. Общая характеристика рынка труда в торговле. 11

2.2. Основные проблемы рынка труда в торговле. 15

2.3. Проблемы регулирования рынка труда в торговле. 15

3. Практическое задание. 17

Заключение. 18

Список использованной литературы.. 19















Введение

Коммерческая деятельность  является одной  из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения  руда. Она заключается в выполнении обширного комплекса  взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли- продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли [1, с. 25].

В процессе коммерческой деятельности торговые организации  и предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно- информационной деятельностью. Кроме того,  проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны меду собой и выполняются в определенной последовательности.

Рыночные условия хозяйствования способствовали появлению нового типа коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров, открыли широкий простор инициативе и самостоятельности торговых работников. Без этих качеств в современных условиях нельзя осуществлять коммерческую работу.

         Целью данной работы является исследование  понятий концентрационных процессов и трудовых ресурсов   торговли.

         Поставленная  цель конкретизируется рядом задач:

1)    рассмотреть  понятие, причины и факторы концентрационных процессов в отрасли, а также показатели концентрации отрасли

2)     рассмотреть трудовые ресурсы торговли: современное состояние,  структуру, проблемы формирования и управления.

1. Понятие, причины и факторы концентрационных процессов в отрасли. Показатели концентрации производства

1..1 Понятие концентрации

Концентрация продавцов отражает относительную величину и число фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке чем сильнее отличаются фирмы друг от друга по размеру, тем выше уровень концентрации [4,с . 178].

Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость и тем скорее пойдут они на сотрудничество. Поэтому можно предположить, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.

Для использования показателей концентрации необходимо предварительно ответить на два существенных вопроса:

- каковы границы рынка, который мы анализируем?

- что служит показателем размера фирмы на анализируемом нами рынке?

1.2. Причины и факторы концентрации отрасли

Рынок - базовое понятие микроэкономического анализа. Именно на рынке взаимодействуют фирмы. Параметры рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для исследователя. Однако на практике определить границы рынка непросто. Рынком товара Х является совокупность продавцов и покупателей товара Х. Говоря о "товаре Х", мы можем иметь в виду как единственный продукт, так и группу товаров-заменителей.

Идентификация рынка, очевидно, будет зависеть от широты или узости задания его границ. Выделяют несколько видов границ рынка: товарные (продуктовые) границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении; временные границы, связанные с существенным изменением условий спроса и предложения во времени; географические границы. Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависит, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа. Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определенны, чем для товара текущего потребления. Для потребительских товаров к одному рынку будет относиться большее число наименований продукции, чем для товаров производственно-технического назначения. Определение географических границ рынка зависит от фактической остроты конкуренции продавцов на общенациональном или мировом рынке,  и от высоты барьеров проникновения на региональный рынок "внешних" продавцов  [3, с. 189].

Один из непростых вопросов - вопрос о соотношении рынка и отрасли. В курсе микроэкономики мы привыкли отождествлять понятия "рынок" и "отрасль". Однако в рамках теории организации промышленности эти понятия различаются. Отраслью является совокупность предприятий, производящих близкие продукты, с использованием близких ресурсов и близких технологий. Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль - характером используемых технологий. Отождествление отрасли и рынка, как правило, неприемлемо - товары, реализуемые предприятиями отрасли, могут быть более или менее близкими заменителями, но могут быть и совершенно независимыми товарами. В свою очередь рынок и подотрасль, выделяемая в рамках конкретной отрасли на основании производства близких товаров-заменителей, иногда могут рассматриваться в качестве взаимозаменяемых между собой понятий. Такое упрощение тем более допустимо, чем более специализированы предприятия подотрасли. Когда мы говорим далее об отрасли (рынке), мы будем подразумевать именно предприятия подотрасли, объединенные выпуском заменяемых продуктов и одновременно конкурирующие друг с другом в сфере реализации этих продуктов.

Выявив границы рынка,  необходимо определить фирмы, производящие товар на этом рынке. Насколько верно определен круг предприятий, действующих на нашем рынке, можно проверить с помощью двух показателей: показателя специализации и показателя охвата.

- Показатель специализации - отношение объема продаж данного товара к объему продаж всех товаров фирмами, отнесенными нами к данной отрасли. Аналогичный показатель можно рассчитать и для отдельного предприятия.

- Показатель охвата - отношение объема продаж данного товара предприятиями, отнесенными нами к данной отрасли, к общему объему продаж данного товара всеми отраслями.

Исследование концентрации продавцов на рынке приведет к качественным результатам в том случае, если показатель специализации и показатель охвата достаточно велики.

1.3. Показатели концентрации

Показатели уровня концентрации строятся на основе сопоставления размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке.

Существуют четыре основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка [5, с. 133]:

- доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;

- доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данного продукта;

- доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;

- доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.

1) Индекс концентрации

Индекс концентрации (concentration ratio) измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

где Yi - рыночная доля i-той фирмы; k - число фирм, для которых высчитывается этот показатель.

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм в отрасли (при этом k<N< i>, n - число фирм в отрасли). Рыночная доля измеряется в относительных долях (0<YIk=n очевидно Yk=1. Для одного и того же числа крупнейших фирм чем больше степень концентрации, тем менее конкурентной является отрасль. Индекс концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Он характеризует только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным.

С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании.

Недостаточность индекса концентрации для характеристики потенциала рыночной власти фирм объясняется тем, что он не отражает распределения долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами - между фирмами-аутсайдерами.

2) Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman index) определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

Индекс принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке [2,с .166].

Начиная с 1982 г. индекс Херфиндаля-Хиршмана служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США. Его основное преимущество - способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. Табл. 3 показывает, как меняется значение индекса Херфиндаля-Хиршмана при увеличении доли крупнейшей фирмы на рынке. Если доли всех фирм одинаковы, то HHI=1/n

Рост доли крупнейшей фирмы на рынке, например с 40 до 70%, вызывает повышение значения индекса Херфиндаля-Хиршмана гораздо более существенное, нежели с 1 до 30% (0.16-0.49 против 0.0001-0.09, на 33%-ных пункта против 8.99). Этот рост адекватно отражает усиление монопольной власти, когда крупная фирма захватывает все большую долю рынка. Индекс Херфиндаля-Хиршмана предоставляет информацию о сравнительных возможностях фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур. Рыночная власть доминирующей фирмы в конкурентном окружении, контролирующей 50% рынка, сопоставима с рыночной властью каждого из четырех продавцов-олигополистов. Точно так же в среднем каждый из дуополистов, контролирующих рынок, будет обладать приблизительно теми же возможностями влиять на рыночную цену, что и доминирующая фирма, контролирующая 70% рынка.

Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке, так что:

где n - число фирм на рынке; s2 - показатель дисперсии долей фирмы на рынке, равный ; причем Y - средняя доля фирмы на рынке, равная 1/n.

Приведенная формула позволяет  разграничить влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю и значение индекса Херфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана благодаря чувствительности к изменению рыночной доли фирмы приобретает способность косвенно свидетельствовать о величине экономической прибыли, полученной в результате осуществления монопольной власти. Ниже мы покажем связь значения индекса с показателем монопольной власти Лернера.

3) Индекс энтропии

Индекс энтропии показывает среднее значение логарифма величины, обратной рыночной доле, взвешенное по рыночным долям фирм:

Коэффициент энтропии представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке.

4) Разброс логарифмов рыночных долей

Для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке, используется показатель разброса логарифмов рыночных долей фирм, показатель дисперсии:

где Yi - доля фирмы на рынке; Y - средняя доля фирмы на рынке, равная 1/n; n - число фирм на рынке.

Чем больше разброс, тем выше концентрация продавцов на рынке. Однако разброс логарифмов не дает характеристику относительного размера фирм; для рынка с двумя фирмами одинакового размера и для рынка с 100 фирмами одинакового размера разброс логарифмов в обоих случаях будет одинаков и равен нулю, но уровень концентрации будет, очевидно, различным. Поэтому разброс логарифмов можно применять только в качестве вспомогательного средства, скорее для оценки неравенства в размерах фирм, чем для оценки уровня концентрации.

5) Индекс Джини

Индекс Джини представляет собой статистический показатель вида

где Yi - объем производства i-той фирмы; Yj - объем производства j-той фирмы; n - общее число фирм.

Индекс Джини удобно проиллюстрировать с помощью кривой Лоренца. Кривая Лоренца, отражающая неравномерность распределения какого-либо признака, для случая концентрации продавцов на рынке показывает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом, от мельчайших до крупнейших фирм.

Рис. 1. Кривая Лоренца и коэффициент Джини для рынка А.

1 - кривая Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей; 2 - фактическая кривая Лоренца.

Индекс Джини можно выразить следующим образом:

2. Трудовые ресурсы РФ: современное  состояние, структура, проблемы формирования и управления

2.1. Общая характеристика рынка труда в торговле

Еще совсем недавно в экономике нашей страны рабочая сила не рассматривалась в качестве товара, главным образом в связи с ее плановым распределением и отсутствием свободной системы найма, обусловленной наличием административных, правовых и экономических ограничений. Переход экономики России на рыночные условия хозяйствования и проводимые в ходе этого процесса реформы сильно отразились на состоянии рынка труда в отрасли торговли. Его ухудшение характеризуется быстрым ростом уровня безработицы и тяжелым положением в социальном секторе. Поэтому одной из главных проблем в становлении и налаживании рыночного хозяйствования является задача эффективного использования трудового потенциала отрасли торговли. Для выполнения этой задачи видится абсолютно необходимым создание развитого рынка рабочей силы торговли, его государственное регулирование и целая система социальных гарантий торговым работникам, способствующих уверенному положению человека на этом рынке [6, с. 154].

Рынок рабочей силы  в отрасли торговли – это важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества. Тема рынка труда торговли  связана с рассмотрением таких вопросов, как: ресурсы для труда торговли  и их воспроизводство, занятость населения и эффективность государственных служб занятости, условия найма и стоимость рабочей силы, безработица, ее виды и методы регулирования, социальная защита и статус безработного и, в целом, рынок труда отрасли, его характеристики, типы и формы.

Под определение трудовые ресурсы торговли  необходимо относить часть населения, потенциально обладающую той степенью физического и умственного развития, которая делает возможным ее участие в осуществлении полезной  торговой деятельности.

В соответствии с рекомендациями Международной организации труда и международных конференций статистиков труда, в России действует система классификации, на основании которой население делится на экономически активное и экономически неактивное.

Так, руководствуясь данной методологией, экономически активной частью населения принято считать группу населения, обеспечивающую предложение своего труда для производства товаров и оказания услуг. Эта часть населения количественно состоит из численности занятых и безработных, под определение которых так же следует относить группы людей, имеющих четкие общественно-социальные характеристики. Особенности подхода к такой классификации отражены на рис. 1.


Экономически активное население

(часть населения, обеспечивающая     предложение рабочей силы)


Экономически неактивное население (население, которое не входит в состав рабочей силы)


Занятые


Безработ-ные

 

а) выполняют работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени;

б) временно отсутствуют на работе из-за болезни, отпуска, работы по специальному графику, отпуска по беременности, обучения, забастовки, по другим причинам;

в) самостоятельно обеспечивают себя работой.


а) не имеют работу (доходного занятия);

б) занимаются поиском работы (обращались в службы занятости, использовали объявления, обращались к работодателю и т.п.);

в) готовы приступить к работе.


а) учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заведения;

б) лица, получающие пенсии по старости, по инвалидности;

в) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми;

г) отчаявшиеся найти работу и прекратившие её поиск;

д) другие лица, у которых нет необходимости работать.



Рис. 1. Структура   трудовых ресурсов торговли России  [8, с. 190]


При анализе структуры трудовых ресурсов торговли используются различные качественные характеристики, к которым относятся: уровень образования и профессионально-квалификационная структура, культурный уровень, показатели здоровья населения, половозрастная структура, средняя продолжительность жизни, соотношение занятых умственным и физическим трудом, показатели миграции, национально-этническая структура и др.

Одно из важных мест при изучении использования ресурсов для трудовой деятельности в торговле отводится половозрастной структуре и уровню образования, отражающему интеллектуальный потенциал общества. Необходимо отметить, что возраст индивида оказывает достаточно сильное влияние на интенсивность движения. Так с возрастом отчетливо проявляется тенденция к снижению вероятности оказаться в числе безработных. Однако при относительно стабильной занятости представителям старшей возрастной группы присущи довольно длительные периоды безработицы. В случае потери работы шансы найти ее вновь у этих лиц значительно ниже, чем у представителей более молодого поколения. Как показали исследования, только 16% безработных в возрасте старше 55 лет находят работу в течение года, тогда как среди безработных  в возрасте от 25 до 39 лет на работу за этот же период устраиваются 43,5%. Объяснение такому положению возможно дать, приняв во внимание крайне низкую степень адаптации старших поколений к новым условиям жизни, так же как и стремление большинства кадровых служб частных компаний отдавать предпочтение при найме на работу более молодой и быстро обучаемой рабочей силе. Следует заметить, что подобный подход следует рассматривать не только как безнравственный, но и экономически не эффективный. Так, например, труд пенсионеров позволяет получать прибавку чистого продукта – добавленной стоимости, и оплачивать его жизнеобеспечение (в противном случае это приходится осуществлять целиком за счет других лиц).

В то же время отмечается достаточно высокая текучесть занятости  в  торговле среди молодой категории рабочей силы в возрасте от 16 до 24 лет. В данном случае следует отметить, что у молодых людей высока вероятность быть уволенными, однако, учитывая гибкость рынка и существование вторичного рынка труда, характеризующегося достаточно высоким спросом на предложение этой категории, возможность найти работу для этой возрастной группы вновь достаточно велика.

Вероятность сохранения прежнего статуса у женщин выше, чем у мужчин. В случае потери работы мужчины гораздо более активны на рынке труда  в торговле и не прекращают ее поиск. В то же время женщины в случае потери работы, часто прекращают ее поиск, переходя тем самым в состав экономически неактивного населения. Однако  при условии равной степени активности женщин и мужчин в поиске работы, вероятность трудоустройства мужчин гораздо более высока. Что объясняется устойчивым предпочтением работодателей относительно найма мужской рабочей силы. Данное явление достаточно ясно указывает на наличие проявлений дискриминации на российском рынке труда.

Еще одним важным фактором на рынке труда в торговле является уровень образования индивида. Россия отличается достаточно высоким уровнем образования населения, и в настоящее время, несмотря на сложные условия перехода к рынку, этот уровень продолжает возрастать. Вместе с тем следует отметить неоднозначность воздействия уровня образования индивида на его положение на рынке труда в торговле.

Так с повышением уровня образования риск потери работы снижается, в то же время в случае ее потери, образование может как помочь индивиду найти работу, так и препятствовать скорому трудоустройству. С повышением уровня образования возрастают его требования к условиям труда и уровню оплаты, поэтому период поиска работы становится более продолжительным. Заметно, что лица со средним общим образованием скорее находят работу, чем безработные со средним специальным образованием. У лиц же с высшим образованием высока вероятность как получить работу, так и остаться через год в категории безработных.

Большое значение в структуризации рынка труда  в торговле имеет профессионально-отраслевая характеристика занятого населения, которая находит отражение в соответствующей сегментации рынка труда в торговле.

2.2. Основные проблемы рынка труда в торговле

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в  торговле . Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. По определению Международной организации труда, безработными признаются лица, не имеющие на данный момент работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка и зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, готовые приступить к ней [2,с . 234].

В современной  торговле  умеренная безработица (до 5% занятых) считается естественным и неотъемлемым спутником развития рыночной экономики. К основным видам безработицы относят: фрикционную, структурную и циклическую.

2.3. Проблемы регулирования рынка труда в торговле

Спад производства, переживаемый экономикой России в период формирования рыночной системы хозяйствования, неизбежно должен сопровождаться обострением использования трудовых ресурсов в торговле  и увеличением роста безработицы.  Торговые предприятия, находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать, сохраняя свой коллектив путем длительных административных отпусков и использования частичной занятости. Однако тем самым они только формируют скрытую безработицу, масштабы которой возрастают по мере свертывания производства. Для России все более настоятельной необходимостью является целенаправленное и эффективное государственное регулирование рынка труда в торговле.

Государственное регулирование – это комплекс мер, направленный на то, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложение трудоспособного населения в торговле.

Совокупность рынка рабочих мест и рынка рабочей силы  торговой отрасли образует в стране национальный рынок труда торговли, который нуждается в  действенной системе регулирования. Создание такой системы – одна из основных социальных задач проводимых в России реформ. Методы по проведению повышения занятости можно разделить на две группы.

1. Методы регулирования, направленные на снижение естественного уровня безработицы, который оказывает негативное воздействие на социально-экономическую ситуацию в стране. Следует заметить, что эти методы не должны препятствовать прогрессивным структурным изменениям и ограничивать свободу личности. К таким методам относятся:

- создание гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, способной быстро приспособиться к структурным изменениям в спросе на рабочую силу;

-  создание качественной и доступной общенациональной системы информации о наличии свободных рабочих мест;

- создание системы материальной поддержки лиц, проходящих профессиональную подготовку, вынужденных менять место жительства в связи с получением новой работы и пр.;

2. Методы, направленные на снижение уровня циклической безработицы в торговле.











3. Практическое задание

          В городе Н рынок кофе представляет собой  дуополию. Оптовая цена  100- граммовой  баночки кофее  (разных марок) в среднем составляет 203 руб. у фирмы А и 156 руб.  у фирмы Б. Качество кофе,  продаваемого  разными фирмами, является приблизительно одинаковым.

         Каким образом, фирма Б может использовать в стратегических целях информацию о сбоях в поставке кофе и отсутствии запасов у фирмы А?. Предположим, что фирме Б удалось вытеснить с рынка фирму А. В каком случае фирма Б вынуждена будет все- таки проводить  такую же политику ценовой дискриминации, как если бы фирма А все еще присутствовала на рынке?

РЕШЕНИЕ

         Информация о сбоях в поставках и отсутствии запасов кофе у фирмы А может оказаться стратегически важной и необходимой для использования фирмой Б?.  Поясним на конкретном примере. Предположим , что у фирмы А кончились запасы и произошли сбои в поставках. При этом фирма А будет предлагать на рынке  меньшее количество кофе ( в связи с его нехваткой и отсутствием запасов). Доля рынка, занимаемого фирмой А резко упадет. Таким образом, остается незанятой определенная доля рынка  кофе, ко оря немедленно может быть занята только  фирмой Б ( так как на рынке наблюдается дуополия).  Происходит рост спроса на кофе у фирмы Б. Рост спроса в последующем влечет за собой возможность повышения цен на кофе до 200 рублей.

         Предположим, что фирма Б вытеснила фирму А  рынке. При этом она осталась монополистом на рынке кофе.  Однако фирма Б будет вынуждена проводить такую же политику ценовой дискриминации, как если бы  фирма А все еще присутствовала на рынке в случае падения спроса на кофе в целом на рынке.



Заключение

          В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.

         Концентрация продавцов отражает относительную величину и число фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке чем сильнее отличаются фирмы друг от друга по размеру, тем выше уровень концентрации.

Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость и тем скорее пойдут они на сотрудничество. Поэтому можно предположить, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.

Рынок рабочей силы  в отрасли торговли – это важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества. Тема рынка труда торговли  связана с рассмотрением таких вопросов, как: ресурсы для труда торговли  и их воспроизводство, занятость населения и эффективность государственных служб занятости, условия найма и стоимость рабочей силы, безработица, ее виды и методы регулирования, социальная защита и статус безработного и, в целом, рынок труда отрасли, его характеристики, типы и формы.

Под определение трудовые ресурсы торговли  необходимо относить часть населения, потенциально обладающую той степенью физического и умственного развития, которая делает возможным ее участие в осуществлении полезной  торговой деятельности.


Список использованной литературы

1)    Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. пособ. – М.: ДиС, 2001. – 512 с

2)    Вебер М. Коммерческие расчеты от А до Я. – М.: ДиС, 2000. – 320 с

3)    Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учеб. – М.: Маркетинг, 2003. – 328 с.

4)    Российская торговая энциклопедия. В 5 т. – М.: РООИ и П за соц. защиту и справедливое налогообложение, 2000

5)    Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учеб. – 2 изд, переаб., доп. – М.: Юристъ,2002. – 659 с.

6)    Теплов В.И. и др. Коммерческое товароведение: Учеб. – М.: Дашков и К, 2001. – 620 с.

7)    Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля. – 2 изд., переаб., доп. – М.: Дело и сервис, 2000. – 704 с.

8)    Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Оптовая  торговля. – 2 изд., переаб., доп. – М.: Дело и сервис, 2000. – 544 с.