Содержание
Введение. 3
1. Действие права. 5
2. Действие нормативных правовых актов. 8
2. 1. Предметное действие. 8
2.2. Действие во времени. 9
2.3. Действие нормативных актов в пространстве. 14
2.4. Действие но кругу лиц. 15
3. Действие нормативно-правовых актов в чрезвычайных ситуациях. 16
Заключение. 26
Список использованной литературы.. 28
Введение
Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория "источники права".
Исследование проблем источников права велось, как правило, в рамках проблематики советского права. При этом, хотя применительно к остальному миру признавалась множественность источников права, сложившаяся в ходе исторического развития, однако в условиях советской правовой системы, по существу, единственным источником права признавался нормативный акт. Поэтому понятие "система источников права" обычно заменялось понятием "система законодательства". Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системы законодательства. Сама терминология "нормативный акт", "законодательство в широком смысле" как бы стирала грань между законом и актами подзаконной силы. В условиях командно-административной системы такой подход вел к тому, что верховенство закона на практике превращалось в своеобразную ширму, призванную скрыть реальную подчиненность закона актам нормотворчества правящей партии и бюрократического аппарата.
С.Ф. Кечекьян отмечал, что понятие “источник права” "принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором употребляются слова "источник права". Ведь "источник права" это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением. Источник права имеет свои границы действия, четко отведенные законодателем.
Целью работы является изучение действия правовых актов.
Задачами работы является :
- изучение вопросов связанных с действием нормативных актов в пространстве, во времени, по кругу лиц,
- изучение проблем связанных с действием нормативных актов в чрезвычайных ситуациях.
1. Действие права
Всякое понимание права основывается на том, что признается способность права быть регулятором общественных отношений. Исходное ценностное начало права — способность оказывать воздействие на волю и сознание людей. Отсюда и проистекает значение вопросов действия права.
Действие права — это его информационное, ценностно-мотивационное и непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах определенного пространства, времени и круга лиц[1].
Право потеряло бы всякий смысл, если бы не проявляло себя как активное творческое начало, если бы не формировало и не изменяло общественную среду, не определяло направление и формы поведения участников общественных отношений. Право действует и в сфере законотворчества, и в области активной реализации установленных законоположений, и в сфере пассивной охраны действующих нормативных, актов.
Действие права указывает на функционирование отдельных норм и всей правовой системы. Оно подчеркивает динамизм права, хотя и статическая функция права немыслима вне его действия.
Действие права означает переход (перевод) социальных моделей и абстрактных ценностей в реальную практику. Действие права материализует (пытается материализовать) присущую праву по определению справедливость в поведение отдельной личности, поведение социальных общностей, образ жизни общества. Право как серьезная социальная сила реализует свой потенциал в ходе воздействия на общественные отношения[2].
Действие права имеет свою внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона связана с восприятием права его адресатами. Внешняя — с формами и методами, которыми заявляет о себе право, а также формами и методами правомерного поведения унравомоченных и обязанных субъектов.
Было бы неверно отрывать действие права от потребностей и интересов людей. Социально-экономическая, политическая, культурная и собственно правовая обусловленность действия права составляет его системообразующий стержень. В книге III.Л. Монтескьё «О духе законов» наиболее полно, на наш взгляд, была прослежена в свое время зависимость содержания права, его направленность и его результативность от многообразных условий жизни разных народов. По условиям современности мы имеем разве лишь более цивилизованное в целом проявление многочисленных факторов, но время не изменило их направленности на механизм действия права.
Было бы неправильно отрывать действие права от деятельности государства. Этот момент освещается в темах о соотношении права и государства, о понятрш права и государства, их воздействии на развитие общества. Но один момент следует подчеркнуть особо, тем более, что о нем предпочитают умалчивать в связи с ленинским положением о том, что право ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению права. Да, к сожалению, даже самая бесспорная справедливость не обеспечивается сама собой во всем ее объеме. Ни одно общество пока не может заявить о себе как общество самообеспечения справедливости. Государство всюду обеспечивает действие права. Оно вырабатывает средства правовой регуляции. Оно пускает эти средства в ход для достижения конечных целей права[3].
Как следует из приведенного определения, действие права заключает в себе прежде всего информационное начало. Право содержит многообразную информацию. И не просто правовую информацию, а знание о самых разных сторонах жизни общества. Неслучайно по историческим памятникам права мы многое узнаем о наших предках. А знание, как известно, учит и призывает соответствующим образом действовать. Очень важно поэтому, чтобы закладываемая в право информация не была ложной, дезориентирующей, так как в противном случае через определенное время право перестанет действовать именно по этой причине. Законодатель рискует, например, декларируя демократизм и общенародный характер системы, в то время как в реальности господствуют другие ценности[4].
С информативным действием тесно связано и действие ценностно-мотивационное. Следует, однако, заметить, что помимо действия определенных знаний на мотивацию адресатов права напрямую, законодателю приходится вводить специальные нормы и положения, закрепляемые, в частности, в преамбулах, дабы вызвать мотивы правомерного поведения. Информационное и ценностно-мотивационное действие права в первую очередь призвано реализовать охранительную функцию права. Но особой содержательной стороной действия права является собственно правовое регулирование, отражающее сугубо динамическую роль права. Здесь право организует поведение участников общественных отношений, заставляя их действовать активно в соответствии с возлагаемыми на них обязанностями. Здесь право стимулирует соответствующее поведение, фиксируя у своих адресатов субъективные права[5].
Действие права охватывает собой предметное действие; действие во времени; действие в пространстве; действие по кругу лиц. Все эти аспекты более подробно рассматриваться в теме, посвященной действию нормативно-правовых актов. Разного уровня и разной юридической силы акты действуют по-разному. Но есть и нечто общее, что характеризует действие права в целом.
В предмет правового регулирования входят волевые отношения, что исключает распространение действия права на события или состояния, в которых не участвует человеческая воля. Повлиять на их ход право не может. Здесь оно бессильно. Цивилизованный законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыслей, считая такую практику реакционной, объявляя соответствующие нормативные акты неправовыми.
Во времени действие права начинается еще до появления государственного веления. Напротив, именно право побуждает к действию законодателя. Именно право требует своего закрепления в законе. И лишь затем актуализируется проблема действия актов, изданных в установленном, порядке компетентными государственными органами.
Действие права в пространстве не ограничено какими-либо территориальными пределами. Неслучайно имеет место примат международного права. Неслучайно намечается формирование мирового права. Однако действие законов и других нормативных актов, исходящих от государства, ограничивается пределами государственной территории.
Право в принципе адресовано человеку. Но, воплощаясь в нормативно-правовых актах государства, оно ограничивается в своем действии, как правило, кругом лиц, проживающих на территории данного государства.
2. Действие нормативных правовых актов
Для практики имеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативных актов. Она включает в себя четыре вопроса:
1) на какие общественные отношения данный акт распространяется (предметное действие);
2) с какого времени и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);
3) на какую территорию он распространяет свое регулирующее влияние (действие в пространстве);
4) каковы его адресаты (действие по кругу лиц).
2. 1. Предметное действие.
Нормативные акты регулируют разные по своему характеру отношения. При этом, например, акты, рассчитанные на регулирование имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, не имеют силы в отношениях между государственными органами, и наоборот. Другими словами, только в качестве исключения (в ситуации так называемого субсидиарного применения права) нормы одной отрасли могут распространить свое действие на отношения, регулируемые нормативными актами другой отрасли права.
В предмет правового регулирования входят волевые общественные отношения, что исключает действие актов в отношении событий или других состояний, в которых не может участвовать воля человека. Такого рода обстоятельства могут выступать только в качестве юридических фактов, т.е. закон может связать с ними наступление юридических последствий, но повлиять на их ход нормы права бессильны.
Законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыслей, считая такую практику реакционной. Он исходит из формулы: «Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом».
2.2. Действие во времени
Действие во времени связано с вступлением нормативного акта в силу
и моментом утраты им юридической силы. В каждом государстве действуют нормы о
порядке опубликования и вступления в силу законов и других актов. В России —
это Закон от 24 октября
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации:
Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.
Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».[6]
Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.[7]
Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не .установлен другой порядок вступления их в силу.
«Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов[8].
«Собрание законодательства Российской Федерации» состоит из пяти .разделов:
в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;
во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;
в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.[9]
При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.
Часто принимаются специальные постановления о введении акта в действие, которые имеют серьезное, хотя и вспомогательное значение. В них; могут содержаться поручения правительству о разработке подзаконных актов, конкретизирующих закон, о приведении в соответствие с законом всех других актов; приводиться перечни актов, которые утрачивают силу; даваться указания о судьбе отношений, сложившихся до вступления вновь принятого акта в силу; определяться круг субъектов, уполномоченных (временно или постоянно) совершать сделки на основе принятого акта. Постановления могут также обязать определенные органы и должностных лиц содействовать развитию новых правоотношений, дать иные поручения.
Акты, не имеющие общего значения, могут быть не опубликованы, а направлены соответствующим органам и организациям для доведения сведения всех учреждений и лиц, на которых распространяется их действие. Эти акты вступают в силу с момента получения их государственными органами и общественными организациями, если не установлен иной срок введения их в действие.
Для практических работников иногда очень важно ознакомиться не только с самим нормативным актом, но и с материалами по его обсуждению. Чтобы правильно истолковать закон, приходится, например, обращаться к альтернативным проектам и предложениям по отдельным статьям, высказанным депутатами. Поэтом' надо смотреть стенографические отчеты открытых заседаний законодательных органов.
Постановления и распоряжения правительства, носящие нормативный характер, приобретают силу с того срока, который в них указан. Если же такое указание отсутствует, то с момента их принятия. Такой порядок установлен в большинстве государств, хотя могут быть и иные правила.
Нормативные акты центральных ведомств вводятся в действие с момента их принятия или по получении адресатами.
Не урегулирован должным образом порядок вступления в силу решений представительных органов на местах, а также решений и распоряжений местной администрации, приказов руководителей отделов и управлений, нормативных актов руководителей предприятий, учреждений, организаций. Практически они вступают в силу с момента их принятия. Решения по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями вступают в силу с момента их опубликования или оповещения населения по радио, телевидению.
Существует три способа прекращения действия нормативных актов во времени:
a) указать срок, в течение которого акт будет действовать, и не продлевать его;
б) отменить данный акт:
в) заменить данный акт другим, регулирующим фактически те же вопросы[10].
К сожалению, последний способ получил значительное распространение. Поскольку при этом перечни актов, утративших силу, не составляются или составляются с опозданием, практика поставлена в затруднительное положение. Из общих правил действия нормативных актов во времени есть два исключения. Иногда (скорее, в сфере гражданского права) отмененные акты продолжают как бы регулировать существующие отношения, так как необходим определенный срок для их приведения в соответствие с новым законодательством. Это так называемое переживание нормативного акта. И, наоборот, иногда вновь принятый нормативный акт (в виде исключения) распространяет свое действие на отношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. Это обратная сторона закона. Обратная сила закона придается только законодателем. Произвол в этом деле недопустим. По общему правилу обратную силу приобретает закон, устраняющий наказуемость деяния или смягчающий наказание.
2.3. Действие нормативных актов в пространстве
Действие нормативных актов в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. К ней относятся земная территория, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства. Территориальные пределы действия нормативных актов проявляют суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств). В федеративных государствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловлены внутриполитическими отношениями. В качестве общего правила нормативные акты членов федерации действуют на собственной территории, акты местных органов власти и управления — на управляемой ими территории. Однако распространено и другое юридические акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц, признаются в качестве таковых на территории других. Столкновения нормативных актов равноправных (однопорядювых) органов решаются на основе коллизионных норм, установленных федеральными властями. Коллизионные нормы существуют также на случай столкновения актов, изданных в разное время, в разном объеме, разными органами.
2.4. Действие но кругу лиц
Действие но кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Но из данного правила есть три исключения Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), и, следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.
Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами, в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах внутренних дел.
В-третьих, некоторые нормативные акты, например, предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.
Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.
3. Действие нормативно-правовых актов в чрезвычайных ситуациях
Предназначение права — оказать воздействие на личность, общность людей, чтобы обеспечить в конечном итоге их правомерное поведение. Одним из способов этого обеспечения является ограничение определенных прав и свобод участников общественных отношении и возложение на них дополнительных обязанностей. Такие ограничения необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека нельзя рассматривать как абсолютные — человек живет в обществе и действует в системе социальных взаимосвязей. Упорядочение общественных взаимоотношений невозможно без выполнения всеми членами общества обязанностей перед государством, на территории которого они проживают или временно находятся, и перед другими людьми. Ограничение прав и свобод граждан имеет место когда:
1) лица признаны в судебном порядке недееспособными, так как они не могут по своему умственном} психическому состоянию осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности;
2) лица совершают определенные правонарушения и преступления, т. е.
их поведение является противоправным и в отношении их вступил в законную силу приговор суда;
3) в некоторых случаях при возникновении различного рода чрезвычайных ситуаций определенные ограничения, исчерпывающий перечень которых устанавливается законом, накладываются не только на конкретную личность, но и на общности людей, проживающие на данной территории.
В законодательстве практически всех стран мира содержатся специальные положения, ограничивающие определенные права и свободы человека. Конституция Российской Федерации предусматривает, что такие ограничения возможны «на основе федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст. 55).[11]
К числу таких случаев относится использование государством чрезвычайных мер для восстановления общественного порядка на своей территории. Любое государство на каком-то этапе своего развития может столкнуться с такими чрезвычайными обстоятельствами, когда для обеспечения правопорядка по всей территории страны или ее части требуется принятие особых организационно-правовых мер защиты прав и свобод граждан и ликвидации последствий возникающих ситуаций как криминогенного характера, связанных с социальными конфликтами, межнациональными вом чрезвычайных мер, вступают в юридическую силу с момента их опубликования, так как непосредственно затрагивают права и свободы граждан и действуют бессрочно в связи с тем, что регулируют общественные отношения, которые могут возникнуть и в будущем.
Несмотря на бессрочность, действие указанных нормативно-правовых актов не является непрерывным, поскольку чрезвычайные ситуации не могут длиться бесконечно долго. Чрезвычайные меры, принимаемые соответствующими органами государственной власти, также носят временный характер. По мере ликвидации обстоятельств, послуживших основанием применения чрезвычайных мер, особый правовой режим их использования подлежит отмене. Бессрочное введение чрезвычайных мер охраны правопорядка свидетельствует об отсутствии у государства четкой программы нормализации обстановки, а многократно продлеваемые сроки использования таких мер — о неспособности выполнить эту программу.
Правовой режим использования чрезвычайных мер, а также действие во времени нормативно-правовых актов, его регулирующих, определяются особым порядком введения этого режима. В большинстве стран полномочия по его введению возложены на главу государства. Решение о введении особого правового режима вступает в действие с момента принятия и незамедлительно обнародуется.
Существует два способа определения сроков действия решений соответствующих органов государственной власти об использовании государством чрезвычайных мер охраны общественного порядка.
Во-первых, в конституциях многих государств установлены конкретные сроки введения данного правового режима. Например, в соответствии со ст.48 Конституции Греции действие президентского декрета о применении чрезвычайных мер прекращается в течение 30 дней после его опубликования.
Во-вторых, конституция государства предусматривает возможность использования государством чрезвычайных мер на основании закона страны с обязательным указанием предельных сроков их действия. В Российской Федерации режим чрезвычайного положения вводится указом Президента Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, сроком на 30 дней при введении на всей территории страны и 60 дней в случае его введения в отдельных местностях. Законодательство большинства государств предусматривает возможность продления действия правового режима использования чрезвычайных мер, если не устранены обстоятельства, послужившие основой для его введения. Вместе с тем такое решение может быть отменено ранее указанного срока в случае успешного выполнения поставленных задач.
Детальная регламентация сроков использования государством чрезвычайных мер охраны общественного порядка определяется следующими причинами:
1) данный правовой институт затрагивает многие конституционные права и свободы граждан, предусматривая существенное изъятие из них;
2) за счет ограничения прав и свобод граждан происходит расширение полномочий органов государственной власти и их должностных лиц;
3) в этих условиях происходит приостановление или прекращение полномочий местных органов власти;
4) применение чрезвычайных мер является крайней формой обеспечения общественного порядка, используемой в тех случаях, когда все обычные меры исчерпаны, но общественный порядок восстановить не удалось;
5) растягивание применения чрезвычайных мер по времени в конечном итоге ведет к снижению их эффективности.
Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется их распространением на государственную территорию, в пределах которой государство осуществляет территориальное верховенство, являющееся составной частью его суверенитета, а также в соответствии с законом может применять властное принуждение по отношению к своим гражданам, организациям, иностранцам, лицам без гражданства.
Действие нормативно-правовых актов в пространстве в силу территориального верховенства предполагает возможность их действия за пределами государства, т.е. экстерриториальное действие в отношении собственных граждан и организаций, находящихся на территории других государств. Действие же нормативно-правовых актов, регулирующих введение чрезвычайных мер, ограничивается лишь собственной территорией. Государство не вправе применять меры властного принуждения на территории другого государства, если иное не установлено соответствующим международным договором.
В зависимости от характера чрезвычайной ситуации (массовые беспорядки, межнациональные столкновения, сепаратистские выступления, аварии, эпидемии, эпизоотии, катастрофы) особый правовой режим может устанавливаться на территории страны, ее части или в отдельных местностях. Установление в соответствующем нормативно-правовом акте, регулирующем порядок применения чрезвычайных мер, конкретных границ действия этого режима служит дополнительной гарантией защиты прав граждан, проживающих или находящихся на данной территории и защиты прав сотрудников и должностных лиц органов государственной власти, принимающих участие в восстановлении общественного порядка, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций[12].
Территориальное действие нормативных актов в чрезвычайных ситуациях имеет ряд особенностей.
Во-первых, на территории использования указанного правового режима вводятся особые формы управления. Государственные органы, осуществляющие управление в чрезвычайных ситуациях, наделяются особыми полномочиями и вправе отменить или приостановить действие нормативно-правовых актов нижестоящих органов, действующих на этой территории. Сроки и способы прекращения территориального действия нормативных актов зависят:
1) от характера чрезвычайной ситуации (криминальный или природ-; но-техногенный);
2) содержания нормативного акта;
3) достижения целей применения чрезвычайных мер.
Во-вторых, на действие нормативно-правовых актов в чрезвычайных условиях влияет государственно-территориальное устройство страны. В федеративных государствах пределы действия этих актов обусловлены внутриполитическими отношениями и разграничением предметов ведения и полномочий между федеральным центром и его субъектами. Использование государством чрезвычайных мер на всей территории или ее части сопровождается перераспределением властных полномочий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов федерации: происходит расширение полномочий первых по отношению ко вторым, предусматривается возможность приостановления территориального действия нормативно-правовых актов субъектов федерации, в основном органов исполнительной власти.
Территориальное верховенство государства и отсутствие суверенитета у субъектов федерации позволяет федеральному центру осуществлять, принуждение (в той или иной форме) по отношению к этим субъектам в случае нарушения или угрозы нарушения территориальной целостности государства, отказа субъекта от выполнения решений федеральных органов. Одним из наиболее характерных способов принуждения является конституционный институт федерального вмешательства в дела субъекта федерации, известный как институт федеральной интервенции (во многих американских федерациях), институт президентского правления в штатах (Индия), в провинциях (Пакистан)[13]. В России также предусматривается возможность введения особого управления территорией с назначением полномочного представителя Президента РФ на данной территории в рамках правового режима чрезвычайного положения. В данном случае полностью прекращаются полномочия органов государственной власти субъектов федерации и территориальное действие соответствующих; нормативно-правовых актов.
В- третьих, практика применения чрезвычайных мер, в том числе
историческая, свидетельствует о возможности распространения действия:'
чрезвычайных мер охраны правопорядка на отдельные отрасли хозяйственной
деятельности, предприятия, фабрики и т.д. Например, в Советском Союзе Положение
о чрезвычайных мерах охраны общественного порядка (
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц определяется их действием в отношении всех лиц, находящихся на территории государства, а также в отношении граждан, находящихся за его пределами, если иное не установлено межгосударственными соглашениями, и в чрезвычайных ситуациях имеет свои особенности.
Во-первых, оно не распространяется на граждан, организации, находящиеся за пределами государственной территории, так как государства не вправе использовать там меры чрезвычайного характера, если иное не установлено международным договором.
Во-вторых, адресатами действия данных нормативно-правовых актов могут быть только определенные категории граждан, включая иностранцу и лиц без гражданства:
1) гражданское население: постоянно проживающее в данной местности! до использования там чрезвычайных мер; лица, прибывшие для временного пребывания, но в чрезвычайных условиях не сумели покинуть данную местность по разным причинам; лица, прибывшие как беженцы, вынужденные переселенцы или по иным причинам, приводящим к невозможности проживания в той местности, откуда они прибыли;
2) лица, осуществляющие чрезвычайные меры в составе военизированных формирований: военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, медицинских учреждений, подразделений гражданской обороны;
3) должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность на данной территории;
4) лица, совершающие различного рода противоправные деяния в зоне действия чрезвычайных мер[14].
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц в условиях чрезвычайных ситуаций предполагает детальную и полную регламентацию правового статуса всех участвующих субъектов. Это объясняется следующими факторами:
во-первых, при использовании государством чрезвычайных мер
охраны общественного порядка происходит ограничение или приостановление
действия определённых прав и свобод граждан и возложение на них дополнительных
обязанностей. Это означает временный отказ от гарантий личной неприкосновенности
граждан и неприкосновенности их жилищ, усиление уголовной и административной
ответственности, ограничение части политических и социально-экономических прав.
Однако ограничение правового статуса граждан допускается лишь в определенных
рамках, не противоречащих как внутреннему законодательству, так и
соответствующим международно-правовым актам, вытекающих из сущности и
назначения Данного правового режима. В соответствии с Международным пактом о
гражданских и политических правах (ООН,
во-вторых, за счет ограничения некоторых прав граждан происходит расширение полномочий чрезвычайных органов государственной власти, их должностных лиц. На практике использование органами государственной власти своих полномочий не всегда сочетается с такими принципами их деятельности, как законность, обоснованность, соразмерность, что нередко приводит к нарушениям прав граждан. Только детальная регламентация правового статуса должностных лиц органов государственной власти, предполагающая определение круга органов и должностных лиц, участвующих в обеспечении этого режима, их права, обязанности, конкретную юридическую ответственность, позволяет обеспечить такой правовой порядок, при котором указанное расширение полномочий не нарушало бы действующее законодательство и правопорядок. В данном случае речь идет: а) о соблюдении конституции и международных обязательств государства; б) выполнении обязательств власти перед гражданами; в) поддержании легитимности использования государством чрезвычайных мер; г) создании необходимого политического и психологического климата согласия на данной территории;
в-третьих, особенностью действия нормативно-правовых актов в чрезвычайных условиях по кругу лиц является формирование специальных праву отдельных субъектов данного правового режима. Наделение субъектов (население, сотрудники и должностные лица органов государственной власти, принимающие участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций криминогенного, природного и техногенного характера) специальным правовым статусом объясняется спецификой условий жизнедеятельности, сложностью задач, которые решаются соответствующими орга4 нами государственной власти, в том числе с риском для жизни. Наделение указанных субъектов таким статусом предполагает право на льготы, компенсации, различные виды помощи и одновременно определяет условия его реализации. В данном случае специальный статус субъекта понимается как средство обеспечения его правосубъектности, позволяющее приобретать, реализовывать и защищать различными способами эти права и обязанности, требовать их соблюдения и обеспечения от органов государственной власти и других субъектов действия права[15].
Заключение
Все нормативно-правовые акты действуют в рамках, очерченных во времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц. Установление этих границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.
Определяя границы действия нормативных актов во времени, Г. Ф. Шершеневич был прав, когда писал, что «закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении».
Можно выделить несколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие.
Во – первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта является истечение определенного срока после его официального опубликования. Так федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а каты Президента РФ, имеющие нормативный характер по истечении семи дней после их первого официального опубликования.
Во – вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования если иное не определено самим актом.
В – третьих, время вступления нормативного акта может быть указано в нем самом.
В – четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылающие в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения соответствующими ведомствами и учреждениям, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.
Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами:
1. истечение срока действия, на который был принят тот или иной нормативный акт
2. в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом
3. в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.
Вновь принятый нормативный правовой акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключение:
- когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;
- когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;
- когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.
Действие нормативных правовых актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципа.
Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.
Список использованной литературы
1. Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. – Свердловск, 1973. Т.2
2. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социального прогнозирования. – М., 1993.
3. Зивс С.Л. Источники права. – М., 1981.
4. Источники права. – М., 1985.
5. Калинин А.Ю., Комаров С.А. Форма (источники) права как категория в теории государства и права // Известия вузов. Серия право. 2000. №6 – С.4
6. Копейчикова В.В. Общая теория государства и права. - К.: Юринком,2001.-320 с
7. Конституция. Закон. Подзаконные акты. – М., 2000
8. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.: Юристъ,2002
9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2002 – С. 329
10. Марченко М.Н. Форма права: проблемы понятия и значение. // Вестник МГУ. Серия право. 2002. №1
11. Муромцев Т.И. Источники права (Теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. 1992. №2
12. Общая теория права. Курс лекций. – Н. Новгород, 1993
13. Общая теория права./ Под ред. Пиголкина А. С. М., 2003
14. Российское законодательство: проблемы и перспективы. – М., 2000
15. Спенсер Г. Грехи законодателей. // Социологические исследования. 1992. №2.
[1] Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. – Свердловск, 1973. Т.2 – С. 34
[2] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2002 – С. 213
[3] Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социального прогнозирования. – М., 1993. – С. 42
[4] Копейчикова В.В. Общая теория государства и права. - К.: Юринком,2001.-С. 382
[5] Общая теория права./ Под ред. Пиголкина А. С. М., 2003 – С. 525
[6] Общая теория права./ Под ред. Пиголкина А. С. М., 2003 – С. 525
[7] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2002 – С. 219
[8] Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.: Юристъ,2002 – С. 260
[9] Общая теория права./ Под ред. Пиголкина А. С. М., 2003 – С. 529
[10] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2002 – С. 222
[11] Копейчикова В.В. Общая теория государства и права. - К.: Юринком,2001.-С. 388
[12] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2002 – С. 231
[13] Общая теория права./ Под ред. Пиголкина А. С. М., 2003 – С. 530
[14] Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.: Юристъ,2002 – С. 264
[15] Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социального прогнозирования. – М., 1993. – С. 48