Реферат
на тему
“И.М. Сеченов – основатель науки о поведении”
2005
Оглавление
Введение. 3
1. Разработки в области психических процессов. 4
2. Изучение мышления. 6
3. Мышца как орган познания. 9
Заключение. 13
Список использованной литературы.. 14
Введение
Среди славных имен, которыми по праву гордится русский народ, почетное место занимает имя Ивана Михайловича Сеченова – основоположника русской физиологической науки. Иван Михайлович Сеченов родился 13 августа 1829 года в селе Теплый Стан Симбирской губернии в семье отставного офицера. И. М. Сеченову удалось сделать научное открытие, которое обессмертило его имя в мировой науке. Производя опыты на лягушках, он открыл в их головном мозге наличие особых механизмов, подавляющих или угнетающих рефлексы.
В 1863 году в журнале “Медицинский вестник” была напечатана работа Сеченова под названием “Рефлексы головного мозга”. В “Рефлексах головного мозга” И. М. Сеченов впервые приоткрыл завесу над темной до тех пор областью психических явлений. Ученый дал физиологическое объяснение психическим явлениям и выражениям чувств. Работа Сеченова по-новому осветила деятельность головного мозга и центральной нервной системы и положила начало крупнейшим открытиям в биологии и медицине. Сеченов показал, что великую тайну сознания можно раскрыть методами естественных наук, материалистическими методами. Более тридцати лет своей научной деятельности Сеченов посвятил изучению психических явлений.
В 1876 году И. М. Сеченов был избран профессором Петербургского университета. Двенадцать лет работы в петербургском университете дали исключительный результат для развития русской физиологии. Среди учеников Сеченова были такие выдающиеся ученые как Н. Е. Введенский, Б.Ф. Вериг Н. П. Кравцов. Проделанная за эти годы работа в области физиологии нервной системы выдвинула русскую физиологию на первое место в мировой науке.
1. Разработки в области психических процессов
Психическая деятельность человека была нераскрытой тайной на протяжении многих столетий. И. М. Сеченов был первый, кто осознанно и смело вторгся в таинственный и непознанный мир человеческой психики – вторгся для того, чтобы объяснить его, показать его физиологические механизмы, доказать материалистическую сущность психической деятельности.
Как представлял себе ученый психическую жизнь человека? Для Сеченого здесь не было ничего таинственного. Он считал, что “Психическая жизнь должна быть подчинена столь же непреложным законам, как явления материального мира”[1]. Принятие этого постулата позволяло приступить к действительно научной разработке психических явлений.
Разумеется, осуществление такой научной разработки на практике было делом непростым. Прежде всего, психология должна была “найти себя“ как наука, выработать общие принципы исследования – научиться расчленять, анализировать психические явления.
С чем же можно сравнивать психические проявления человека, которые наука будет расчленять и анализировать? Для Сеченова было абсолютно ясно: исходным материалом для разработки “психических факторов” у человека должны служить простейшие психические проявления у меньших братьев – животных. Правда, сознавая неполноту знаний современной ему науки, Сеченов не торопится – не формулирует здесь конкретных задач, а лишь рисует перспективу исследований.
Прежде всего – сравнительное изучение психических явлений, т.е. изучение их у различных животных и у человека. Подобное исследование особенно важно для классификации, потому что позволило бы свести многие сложные формы к более простым. Иными словами, психология должна была изучать психические явления по принципу “от простого к сложному”.
Какие же уже известные процессы в жизнедеятельности организма могут быть приравнены к психическим явлениям? Ответить на этот вопрос Сеченову помогли данные физиологии, его собственные исследования, прежде всего его открытие процесса торможения в центральной нервной системе: это гораздо более простые телесные нервные процессы.
Таким образом, психические явления и телесные нервные процессы, говоря словами Сеченова, “родственны между собой по природе”. Нет нужды доказывать, насколько это утверждение было важно: опровергались широко распространенные в то время так называемые дуалистические представления об обособленности психического от телесного, еще раз подчеркивалась материальность человеческой психики.
Основными задачами новой науки Сеченов считал исследование возникновения, развития, воспроизведения и сочетания взятых в целом психических актов. Кроме того, Сеченов впервые в мировой науке указал на необходимость исторического подхода к изучению психических явлений. Целесообразность такого подхода он отлично продемонстрировал в своем онтогенетическом анализе развития психической деятельности ребенка.
Скрупулезно, шаг за шагом прослеживает ученый процесс развития поведения маленького человека – как ребенок учится управлять своими движениями, как постепенно поднимается на более высокие ступени развития, “вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром”. Внешний мир действует на него прежними путями, т.е. через органы чувств. Но теперь уже у ребенка появляется возможность анализировать впечатления, из ощущений начинают развиваться представления о предметах, правда, эти представления еще не расчленены до степени понятий.
Дальнейший, существеннейший этап в психическом развитии человека составляют первые проблески ума, или мыслительной способности, и зачатки свободной воли. Ребенок начинает по-иному, на более высоком уровне сознавать предметы внешнего мира; его пониманию открываются “пружины материального бытия”.
Мало-помалу из элементарных размышлений ребенка вырастает грандиозная цепь знаний. С другой стороны, человек постепенно освобождается от непосредственных влияний внешней среды, в основу его действий кладутся уже не только чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; вследствие этого действие получает определенный смысл и становится поступком, у человека появляется возможность выбора поступков.
Сеченов преподал психологам предметный урок научного подхода к изучению “непознаваемых” явлений; он помог преодолеть казавшуюся ранее безграничной пропасть между психическим и физиологическим, между идеальным и материальным – это-то и поставило психологию на подлинно научный путь развития.
“Кому и как разрабатывать психологию” – эту задачу ученый решал и как физиолог-экспериментатор, и как смелый реформатор науки о поведении. Фактически Сеченов сделал то, что не смогли сделать физиологи и психологи других стран, - приоткрыл завесу над тогда еще во многом таинственной областью психической жизни. В основу построения новой психологии он положил физиологические законы деятельности мозга – законы образования и торможения рефлексов.
2. Изучение мышления
“Мыслю – значит существую”, - сказал философ. Но что такое мышление?
Человек ощущает какие-то отдельные качества объектов, воспринимает предметы и явления окружающего мира, запоминает эти восприятия: в каждом из этих предметов и явлений он выделяет то общее, что им присуще, находит отличия, устанавливает между ними связи и отношения. Происходит процесс познания он начинается с простого ощущения и продолжается более сложными актами – восприятием, представлением. Затем уже, восприняв и сохранив воспринятое, человек сознательно “оживляет” прошедшие впечатления в виде представлений. Вот тут и наступает черед мышления – с его помощью, отбросив конкретные особенности реальных предметов и явлений и выйдя за пределы отдельных восприятий, человек словно бы поднимается над ними. За основу берутся их общие свойства, вскрываются связи и отношения между ними.
Человек мыслит – он отражает и познает окружающий мир, устанавливает внутренние связи между отдельными предметами и явлениями. Возникают ассоциации – связи между отдельными представлениями и понятиями, при которых одно из них вызывает другое; на основе таких ассоциаций появляются новые суждения и умозаключения. Человек мыслит – границы его познания необозримо расширяются, он проникает в тот мир, который находится за пределами его непосредственного восприятия, например, в тайны атомного ядра, в секреты хромосом и генов, в загадки дальних галактик.
Но о том, как протекают процессы мышления, наука во времена Сеченова, по сути дела, не знала почти ничего. А ведь изучение этих процессов – одна из основных проблем психологии и психофизиологии.
Ещё в статье “Кому и как разрабатывать психологию” Сеченов коснулся мышления – сложной функции психики. Уже тогда он отмечал, что в основе актов мышления, содержанием которых является сравнение, исследователь не открывает ничего, кроме частого возбуждения “чувствующих снарядов” и связанного с ним воспроизведения предшествовавших сходных впечатлений с их длительными последствиями. Процесс мышления, писал Сеченов, не изменяется и для случаев отвлеченного математического мышления – в нём, как известно. Объектами мысли часто являются такие абстракции, которые представляют собой продукты “дробления”, выходящие за пределы аналитической способности органов чувств. Процесс мышления, считал он, остается неизменным даже для случаев ошибочного философского мышления (метафизического), когда объектами мысли являются не реальности, а чистейшие фикции.
Сеченов всегда был последовательным дарвинистом. Вот и здесь, приступив к исследованию мышления, он прежде всего обращал внимание на необходимость исторического, эволюционного подхода к анализу сложных психических процессов.
Сеченов пришел к логически простому выводу: индивидуальное умственное развитие человека начинается с развития сравнительно небольшого числа исходных слитных форм. А дальше это развитие приводит ко все большему расчленению исходных форм и наряду с этим – к группированию их в разнообразных направлениях. Определяет такое развитие взаимодействие двух изменчивых факторов – прирожденной организации и внешних влияний.
В дальнейшем изучение “Эволюции психических деятельностей”, применение эволюционного метода в психологии оказались весьма плодотворными. В результате ученые – сначала Сеченов, а затем и другие исследователи – нашли новые аргументы в пользу материалистической трактовки разнообразных психических явлений.
Сеченов определил мысль как процесс сопоставления двух или более воспринимаемых объектов друг с другом в каком-либо отношении или направлении. А уже исходя из этого, он различал в образовании мысли следующие составляющие общие элементы: во-первых, раздельность объектов, во-вторых, сопоставление их друг с другом и, в-третьих, направление этих сопоставлений.
А если мысль “облачена” в слова? Что ж, тогда это соответствует трехчленному предложению, которое состоит из подлежащего, сказуемого и связки. Объектам мысли – подлежащему и сказуемому – всегда соответствуют какие-либо реальные факты, которые воспринимают из внешнего мира органы чувств. Но определенное значение мысль имеет лишь при условии, что она выражает какое-либо отношение, связь между её объектами; это достигается с помощью связки, которая и выражает собой отношение, связь, зависимость между объектами и, таким образом, определяет содержание всей мысли в целом.
Сеченов поставил перед собой задачу показать зримый, телесный механизм, создающий кажущуюся бестелесной мысль.
Идей, выношенные “около самого сердца”, явившиеся итогом “неимоверных трудов” и длительных поисков, оказались на редкость плодотворными. Так, впервые в мире он обратил внимание на роль так называемого мышечного чувства и сформулировал учение о мышце как об органе познания.
3. Мышца как орган познания
Мыслительный акт отличается от ощущения; всякую мысль, какого бы порядка она ни была, можно рассматривать как сопоставление мыслимых объектов друг с другом в каком-либо отношении. Следовательно, мыслить – это сопоставлять, соотносить объекты. Но как обучается этому человек? Ответ, который дал и детально обосновал Сеченов, до чрезвычайности прост. Этому человек учится с помощью мышц (т.е. мышечной деятельности, двигательной реакции) в своеобразной школе, которую он назвал “первоначальной школой предметного мышления, имеющего корни несомненно в чувствовании”. Схемы, которые в процессе этого обучения вырабатываются, и в дальнейшем определяют мышление – отвлеченное, символическое, каким бы сложным оно не было.
Мышечные движения, подчеркивал Сеченов, чрезвычайно важны для развития впечатлений. Вот один лишь пример. Небольшие промежутки времени человек оценивает по периодическим движениям тела, преимущественно по актам ходьбы. Уже дети раннего возраста понимают, что такое медленная и быстрая ходьба. Позднее человек сознает (“путем расчленения чувственного локомотивного ряда”) моменты стояния ног на земле, которые для правой ноги всегда совпадают с перемещениями левой и наоборот. Тогда мерой продолжительности стояния правой ноги будет мышечное ощущение – тягучее мышечное чувство с движущейся левой – и наоборот. А так как каждый раз, когда нога ставится на землю, раздается звук, то ходьба с различной скоростью является для сознания периодическим рядом коротких звуков, промежутки между которыми заполнены тягучими элементами мышечного чувства. Это и есть та “школа”, в которой слух мог научиться оценивать различную продолжительность интервалов при ускорении или замедлении ходьбы.
Итак, ходьба ощущается человеком как периодический ряд звуков, когда нога ставится на пол, и равных для слуха простых промежутков. Поэтому ходьба и может иметь для сознания форму, в которой вместо элементов мышечного чувства появляются пустые, но равные промежутки. Значит из элементов ходьбы действительно могут возникнуть определенные числа. Впрочем, ходьба может ощущаться и как периодическое откладывание шагов по видимой длине пространства – отсюда ясен переход к измерению пространства. Наконец, её можно ощущать и как звуковой ряд с постоянной продолжительностью пустых промежутков, тянущийся все время, пока человек проходит известное расстояние, - это случай измерений продолжительности любого явления с определенным началом и концом во времени.
Таким образом, становятся ясными возможности мышечного чувства. Как счетчик равных периодов, оно дает при помощи определенных обозначений ряд чисел. Как счетчик периодически откладываемых равных длин, оно дает (при тех же обозначениях) определенные протяженности в пространстве. Как счетчик периодически повторяющихся равных продолжительностей, оно дает (опять же при том же обозначении) определенные протяженности во времени.
Известно, что мышечные движения служат источником перемещений “чувствующих снарядов” (т.е. органов) в пространстве. Тем самым они в громадной степени разнообразят субъективные условия восприятия, а благодаря этому способствуют “расчленению чувствования”. Движения дробят непрерывное ощущение на ряд отдельных актов косвенно служат соединительным звеном между качественно различными ощущениями, например световыми и слуховыми, световыми и осязательными. Поэтому чувствования являются регуляторами движения , зато именно движения способствуют “расчленению чувствования”, помогают дробить ощущения и уточнять показания органов чувств.
Все это было новым словом в науке. Установленные Сеченовым факты были расценены современниками как крупное научное открытие.
Успех Сеченова был определен не только необычной идеей, оригинальностью замысла. Ученому удалось найти верные средства для воплощения этой идеи – доказательные аргументы, мастерски проведенный научный анализ, формулирование выводов. Представления Сеченова о мышечной чувствительности, считал известный советский физиолог А. Ф. Самойлов, имеют большое общенаучное значение и важны для процесса познания природы.
Сеченову принадлежит еще одна большая заслуга в изучении проблемы мышления. Он сумел проанализировать одно из наиболее сложных явлений психики – отвлеченное (абстрактное) мышление, которое развивается как процесс так называемой символизации.
Развитие отвлеченного мышления – важная фаза эволюции психики человека. Начинается она, говорил Сеченов, как будто крупным переломом. Ребенок все время думал чувственными конкретными образами. Но вдруг объектами мысли становятся у него не копии с действительности, а какие-то отголоски её. Сначала эти отголоски очень близки к реальному порядку вещей. Однако мало-помалу они настолько удаляются от своих источников, что обрывается, кажется, всякая связь между знаком или символом и его чувственным корнем, полученным с помощью органов чувств. Эта фаза начинается в раннем детстве и длится у человека всю жизнь.
Взгляды Сеченова на процессы мышления, его теория абстрактного мышления, его идей формирования мысли человека в процессе активного столкновения с предметами внешнего мира – все это вполне соответствовало исходному положению философского материализма о первичности материи и вторичности сознания, о невозможности отделить мышление от материи, о мозге как органе мысли.
Сеченов раскрыл природу обобщения и показал, как развивается абстрактное мышление.
Сеченов также отверг широко применявшийся ранее субъективный метод интроспекции (самонаблюдения) и взамен выдвинул последовательную, научно обоснованную программу построения психологии на основе используемых естествознанием объективных методов. Этой программе фактически следовали известные русские ученые В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, Н. Н. Ланге и другие, а также многие зарубежные исследователи.
Замечательные открытия Сеченова в психологии по заслугам оценили ученые всего мира. На I Международном психологическом конгрессе в Париже в 1889 году И. М. Сеченов был избран одним из почетных председателей. Благодаря своим трудам и учению Сеченов утвердил и развил в России объективную психологию и детерминистский подход к анализу поведения в тот период, когда западные психологи были заняты исследованием сознания посредством интроспекции.
Заключение
Таким образом, вклад Сеченова в становление психологии как самостоятельной науки необычайно велик. Он доказал научную несостоятельность господствовавших долгое время идеалистических представлений о психической деятельности, взглядов метафизиков-идеалистов.
Именно Сеченов заложил первые камни в фундамент научной психологии, именно он, выражаясь ленинскими словами, “отбросил философские теории о душе и прямо взялся за изучение материального субстрата психических явлений – нервных процессов”, именно ему принадлежат их “анализ и объяснение психических процессов”.
Первым в мире Сеченов установил рефлекторную природу всей психической деятельности. Он разработал такие фундаментальные понятия психологии, как ощущения и восприятия, ассоциации, память, мышление, двигательные акты, развитие психики, в частности, развитие психики у ребенка. Впервые в истории психологии он доказал, что вся познавательная деятельность человека является, по существу, аналитико-синтетической деятельностью.
Современная психология своими достижениями во многом обязана трудам Сеченова, который впервые в мире дал объяснение физиологических основ психической деятельности.
Список использованной литературы
1) Березовский В. А. Иван Михайлович Сеченов. – М.: ИНФРА-М, 2003.– 398 с.
2) Коштоянц Х. С. И. М. Сеченов. – М.: Изд-во “Мир”, 2001. – 342 с.
3) Мирский М. Б. И. М. Сеченов. Пособие для учащихся. М., “Просвещение”, 1992. – 356 с.
4) Мирский М. Б. Революционер в науке, демократ в жизни: И. М. Сеченов. – М.: Знание, 1991. – 274 с.
5) Ярошевский М. Г. Новаторство И. М. Сеченова: историческая реальность или “сталинская фикция”. // Вопросы психологии. 2001. №6.
[1] Ярошевский М.Г. Новаторство И.М. Сеченова: историческая реальность или “сталинская фикция”. //Вопросы психологии. 1994. №6. – С. 92.