Содержание
1. Конституционно-правовая регламентация деятельности органов исполнительной власти и статус Президента РФ…………………………...3
2. Понятие, содержание и виды гражданских договоров……………………..7
3. Понятие цели и виды уголовного наказания……………………………….10
4. Устав городского округа (город Хабаровск)……………………………….13
5. Задача № 9…………………………………………………………………….16
6. Список литературы…………………………………………………………...18
1. Конституционно-правовая регламентация деятельности органов исполнительной власти и статус Президента РФ.
Исполнительная власть - В соответствии с теорией "разделения властей" власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения принимаемых парламентом, т.е. законодательной властью, законов. Исполнительная власть независима от законодательной власти, которая тем не менее, считается главенствующей, первой властью. Исполнительная власть в президентской республике, которой является наше государство, принадлежит президенту и правительству.
Конституция РФ в главе 6 "Правительство Российской Федерации" определяет Правительство как орган, осуществляющий исполнительную власть в РФ. Если судить по основным указанным в Конституции РФ направлениям деятельности, Правительство отвечает за все - за бюджет, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, социально-культурной политики; осуществление управления федеральной собственностью, а также мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Более четко проявляется роль Правительства как органа в осуществлении стратегии в экономической и социальной сферах. [1]
В соответствии с Конституцией России Правительство Российской Федерации состоит из председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства представляет Президенту России предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Председатель Правительства предлагает Президенту России кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Конституционные полномочия Правительства перечислены в ст. 114 Конституции России. Порядок деятельности Правительства определяется федеральным конституционным законом. На основании и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных актов Президента России Правительство издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации, и обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции России, федеральным законам и указам Президента России могут быть отменены Президентом России. Перед вновь избранным Президентом России Правительство слагает свои полномочия. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом России. Президент России может принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, приняв по этому вопросу постановление, за которое должно проголосовать более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент России вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент России объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента России продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.
Статья 11 Конституции Российской Федерации уточняет положение Правительства как органа государственной власти, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации. Тем самым Конституция вверяет Правительству реализацию полномочий исполнительной власти как одной из самостоятельных и независимых ветвей государственной власти. Из положений данной статьи вытекает вывод о том, что Правительство несет ответственность за осуществление исполнительной власти в государстве в целом. Кроме того, из содержания ч. 2 ст. 77 Конституции можно сделать еще один важный вывод: Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти, поскольку Конституция установила, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения с субъектами Федерации органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти. [2]
Правомерно поэтому обозначить статус Правительства как высшего органа исполнительной власти Российской Федерации, действующего в пределах и рамках конституционных полномочий. Правительство является органом общей компетенции, поскольку обеспечивает общее руководство отраслями хозяйства, социально-культурной и административной деятельностью. Таким образом, Правительство осуществляет государственное управление в непосредственном смысле этого слова. В современных условиях фактическое значение исполнительной власти далеко выходит за рамки, установленные и теоретически, и самой конституцией.
Статус Правительства Российской Федерации, осуществляющего исполнительную власть, более четко можно определить, рассматривая его взаимодействие с Президентом РФ.
Согласно ст. 80 Конституции Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, что обусловливает обязанность Правительства обеспечивать реализацию этой политики. Президент Российской Федерации, не являясь главой Правительства, тем не менее оказывает решающее влияние на его деятельность, так как от него в конечном счете зависит назначение Председателя Правительства, формирование состава Правительства и всей системы федеральных органов исполнительной власти. Президент вправе контролировать деятельность Правительства и в установленных Конституцией случаях отменять принятые им правовые акты.
В главе 4 Конституции РФ "Президент Российской Федерации" отражены следующие важнейшие элементы правового статуса Президента: он является главой государства; избирается народом путем прямых выборов; является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; стоит как бы над другими государственными органами, поскольку обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; руководит их осуществлением; назначает с согласия Государственной думы Председателя Правительства РФ и самостоятельно (хотя формально по предложению Председателя) - остальных членов Правительства; фактически направляет работу Правительства, а согласно Конституции РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, может отправить Правительство в отставку; представляет кандидатуры на ряд высших государственных должностей - членов Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора РФ, Председателя Центробанка РФ; отвечает за обеспечение безопасности государства, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; отвечает за руководство обороной страны, утверждает военную доктрину РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и смещает высшее командование Вооруженных Сил РФ, объявляет военное или чрезвычайное положение; назначает выборы Государственной думы, распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, вносит законопроекты в Государственную думу, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом вето; назначает референдумы РФ; регулирует своими указами (а порой и распоряжениями) общественные отношения, в том числе по вопросам, составляющим предмет федеральных законов - в случае их отсутствия и на период до принятия соответствующих законов; обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, основных направлениях внутренней и внешней политики России. [3]
2. Понятие, содержание и виды гражданских договоров.
Имущественный оборот как юридическое выражение товарно-денежных, рыночных связей складывается из многочисленных конкретных актов отчуждения и присвоения имущества (товаров), совершаемых собственниками или иными законными владельцами. Важнейшим правовым актом, отражающим взаимные интересы равноправных товаровладельцев и их свободное и согласованное волеизъявление, является гражданско-правовой договор. В рыночном хозяйстве гражданско-правовой договор становится основным способом регулирования экономических отношений. С помощью гражданско-правового договора экономические отношения подвергаются саморегулированию их участников, как наиболее эффективному способу организации хозяйственной деятельности.
Гражданско-правовой договор, будучи необходимой формой товарообмена, развивался и усложнялся по мере развития самого обмена. В классическом римском праве различали «соглашение» - conventio (как согласованное волеизъявление сторон) и «договор» contractus (как основа возникающих между сторонами обязательств). Стороны в договоре стали называться контрагентами. В современном гражданском праве понятие гражданско-правового договора стало многозначным: а) сделка, как совпадающее волеизъявление участников (соглашение), направленное на установление, изменение или прекращение определенных прав и обязанностей; б) правоотношения, возникающие в результате заключения сделки – договорные обязательства; в) форма соглашения (сделки) – документ, фиксирующий права и обязанности сторон.
Действующий закон признает договором соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст.420 ГК РФ). В таком смысле договор представляет собой разновидность сделки и характеризуется двумя основными чертами: а) наличие согласованных действий участников, выражающих их взаимное волеизъявление; б) направленность действий на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В этом и состоит основной гражданско-правовой эффект договора, обеспечивающий связанность его контрагентов соответствующим обязательственным правоотношением. [4]
Вместе с тем необходимо различать понятия «договор» и «сделка». Права и обязанности контрагентов по договору являются обязательствами сторон и составляют содержание гражданско-правового договора, а сделка лишь определяет их и делает юридически действительными.
Принцип свободы гражданско-правового договора: а) свобода заключения договора и запрет на понуждение к вступлению в договорные обязательства; б) свобода определения характера заключаемого договора (в т.ч. смешанного ГПД – элементы разных видов ГПД); в) свобода определения его условий (содержания), ограничения устанавливаются только в целях защиты публичных интересов.
Содержание гражданско-правового договора - это совокупность согласованных его сторонами условий, закрепляющих права и обязанности контрагентов и составляющие содержание договорного обязательства. Условия в гражданско-правовом договоре излагаются в виде отдельных пунктов. Приложения и дополнения – в качестве частей гражданско-правового договора. Существенными условиями договора признаются все условия, которые требуют согласования, ибо при отсутствии соглашения сторон хотя бы по одному из них договор признается незаключенным, т.е. несуществующим (ст.432). Это: условия о предмете договора; условия прямо названные в законе или иных нормативно-правовых актах, как существенные; условия обязательные для данного вида договора; условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Иные условия договора: конкретизирующие срок исполнения; оговаривающие дополнительные вопросы качества, комплектности и т.д.; условия об ответственности и другие.
Виды гражданско-правового договора:
1) Соглашения (сделки) – а) реальные (помимо соглашения, либо предается вещь, либо совершаются определенные действия) и консенсуальные (порождающие гражданские права и обязанности сразу по заключению соглашения) сделки; б) возмездные (содержит встречные обязательства сторон по предоставлению материального или иного блага) и безвозмездные (отсутствует встречное удовлетворение другой стороны) сделки; в) каузальные (четко определена правовая цель, которая преследуется: договор купли-продажи – конкретный товар) и абстрактные (оторвана от своего основания, ее действительность не зависит от цели сделки: выдача векселя) сделки, г) фидуциарные (основанные на особых, лично-доверительных отношениях - поручение) сделки. Возмездные сделки бывают: меновые и рисковые или алеаторные (пари и сделки по проведению игр).
2) Договорные обязательства: а) по направленности на определенный результат, различают договора направленные на передачу имущества: в собственность, в пользование, на производство работ, на оказание услуг; б) односторонние и двусторонние; в) договоры в ползу 3 лица; г) дополнительные или акцессорные (обеспечивающие исполнение основных: залог, поручительство); д) по субъектному составу: предпринимательские и с участием граждан-потребителей; е) поименованные (названные в гражданском законодательстве) и непоименованные (законом не названные, но не противоречащие общим началам и смыслу гражданского законодательства); ж) имущественные (оформляющие акт товарообмена: обязательственные и вещные (дарение – момент заключения договра совпадает с моментом исполнения) и организационные (не обмен, а его организация: предварительный договор, генеральный договор); з) публичный договор; и) договор присоединения.
3. Понятие, цели и виды уголовного наказания.
Наказание – это предусмотренная уголовным законом мера государственного принуждения в виде ограничения прав и свобод наказываемого лица, применяемого по обвинительному приговору суда, к лицу, совершившему преступление. Законодатель ограничивает уголовное наказание от иных мер воздействия, предусмотренных УК РФ – принудительных мер медицинского характера к душевнобольным (гл. 15 УК РФ) и принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним (ст. 90 УК РФ).[5]
Уголовное наказание отличается от иных видов государственного принуждения рядом особенностей. Различия проходят по: а) основаниям установления и вынесения правовых санкций; б) суровости таковых; в) системе; г) правовым последствиям; д) органам, устанавливающим наказание и его применяющим; е) процедуре вынесения наказания и иных мер воздействия.
Основанием установления и применения наказания является только преступление.
Применение к гражданину квазинаказаний, то есть наказаний не предусмотренных Уголовным кодексом, противоречит Конституции РФ.
Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений.
Причем наказание – вспомогательное, а не главное средство борьбы с преступностью, рассматривается как последний довод государства и применяется соразмерно преступному деянию в рамках, строго регламентированных законом.
Уголовное наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижения достоинства (ст. 7 УК РФ). Данная норма уголовного закона основывается на международных актах о правах человека и об обращении с осужденными (ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.).
Различают наказания: а) основные; б) дополнительные; в) те, которые могут выполнять функции и основного, и дополнительного наказания.
Дополнительные наказания, в свою очередь, классифицируют по ряду признаков, выделяя среди них обязательные и факультативные, ограничивающие трудовые, имущественные права, свободы, оказывающие морально-психологическое воздействие на осужденного.
Различают также дополнительные наказания, которые могут быть назначены лишь тогда, когда они фигурируют в санкции статьи Особенной части УК РФ; те, которые суд вправе избрать как в вышеупомянутой ситуации, так и по своему усмотрению; и те, которые в Особенной части вообще не значатся и применяются по усмотрению суда.
Видами наказаний являются:
1. Штраф – денежное взыскание, назначаемое в пределах предусмотренных УК РФ, в размере, соответствующем определенному количеству МРОТ, установленных законодательством РФ на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период;
2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью;
3. Лишение специального воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград. Данный вид наказания применяется только в качестве дополнительного. При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград;
4. Обязательные работы – выполнение осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно-полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления;
5. Исправительные работы. Основной вид наказания, отбываемый осужденным только по месту работы. Не может быть назначено нетрудоспособным, военнослужащим. Несовершеннолетние могут быть приговорены к исправительным работам с 16 лет;
6. Ограничение по военной службе. Вид наказания, напоминающий исправительные работы. Назначается только осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;
7. конфискация имущества – принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного;
8. Ограничение свободы заключается в содержании лица, достигшего на момент вынесения приговора 18 лет, в специальном учреждении без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора. Содержание ограничительных мер и порядок их реализации предусматриваются в уголовно-исполнительном законодательстве;
9. Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции, при которой осужденным не предоставляется свидание с родственниками или другими лицами, за исключением адвокатов. Не разрешается получение денежных переводов, посылок, передач и др. В исключительных случаях разрешается телефонный разговор с близкими родственниками;
10. Содержание в дисциплинарной воинской части применяется только как основной вид наказания и исполняется только в предназначенных для воинских частях – дисциплинарных батальонах или отдельных подразделениях (ротах), в которых действует специальный внутренний распорядок, регламентируемый уставами Вооруженных сил РФ;
11. Лишение свободы на определенный срок является основным и наиболее строгим видом наказания и заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима, либо в тюрьму;
12. Пожизненное лишение свободы предусматривается законодательством как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь;
13. смертная казнь – исключительная мера наказания, которая может быть установлена только за особо тяжкие преступления. На сегодняшний день в нашей стране на смертную казнь введен мораторий.
4. Устав городского округа (город Хабаровск)
Предложенный для анализа устав муниципального образования имеет собственное название – Устав городского округа «город Хабаровск).
1 октября 1996 года Хабаровская краевая Дума, рассмотрев на своем заседании Устав муниципального образования города Хабаровска, зарегистрировала его и постановила выдать свидетельство о государственной регистрации № 1 .
Полный текст Устава с изменениями и дополнениями был опубликован в газете "Тихоокеанская звезда" 3 декабря 1996 года.
Существующая редакция Устава муниципального образования города Хабаровска имеет следующую структуру:
Раздел 1. Общие положения (ст. 1-3). Раздел 2 Граница и состав территории города Хабаровска (ст. 4-6). Раздел 3. Система местного самоуправления города (ст. 7-8). Раздел 4. Органы городского самоуправления (ст. 9-28). Раздел 5. Структура администрации города (ст. 29-30). Раздел 6. Экономическая основа городского самоуправления (ст.31-34). Раздел 7. Финансовая основа городского самоуправления (ст. 35-42). Раздел 8. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления (ст. 43-49). Раздел 9. Порядок принятия и изменения Устава муниципального образования города Хабаровска (ст. 50-51). Раздел 10. Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц (ст. 52). Раздел 11. Заключительные положения (ст. 53-54).
Ст. 1 определяет Устав как высший нормативный правовой акт городского округа «Город Хабаровск», обладающий наибольшей юридической силой по отношению к правовым актам органов и должностных лиц местного самоуправления, обязателен для исполнения всеми расположенными на территории города Хабаровска организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Раздел «Общие положения» также закрепляет статус города Хабаровска.
Раздел 2 Устава посвящен границам и составу территории г. Хабаровска.
Раздел 3 Устава к вопросам местного значения города Хабаровска относит:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета города Хабаровска и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов города Хабаровска;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Хабаровска;
4) организация в границах города Хабаровска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; и другие не менее важные вопросы.
Раздел 4 определяет формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, раскрывает понятие местного референдума и порядок его назначения.
Раздел 5 посвящен органам местного самоуправления. Структуру органов местного самоуправления составляют: 1) представительный орган городского округа – Хабаровская городская Дума; 2) глава городского округа – Мэр города Хабаровска; 3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган городского округа) – администрация города Хабаровска. В данном разделе регламентированы полномочия городской Думы; взаимоотношения городской Думы с органами государственной власти; полномочия Мэра города; структура администрации города; содержание функций и полномочий структурных подразделений администрации города.
Единственная статья раздела 6 «Муниципальная служба» посвящена нормативно-правовому регулированию муниципальной службы в городе Хабаровске.
Раздел 7 освящает вопросы муниципальной собственности города Хабаровска, Содержание экономической основы местного самоуправления. Права собственника от имени города Хабаровска осуществляют органы местного самоуправления.
Раздел 8 «Финансовая основа местного самоуправления» дает понятие местного бюджета. Местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Местный бюджет является самостоятельным. Самостоятельность бюджета обеспечивается наличием собственных источников дохода и правом городской Думы определять направления и порядок их использования и расходования. Местный бюджет утверждается в форме решения городской Думы о местном бюджете на очередной финансовый год. Разработка местного бюджета и его исполнение осуществляется администрацией города. Городская Дума рассматривает и утверждает отчет об исполнении местного бюджета.
Раздел 9 устанавливает процесс изменения и дополнения Устава города Хабаровска. Внесенные в него изменения и дополнения, принимаются городской Думой большинством не менее двух третей от числа избранных депутатов городской Думы, направляются на подпись Мэру города в порядке, установленном настоящим Уставом.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц закреплена в разделе 10 Устава: «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением города Хабаровска, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом».
И наконец, раздел 11 Устава «Заключительные положения» учреждает порядок вступления в силу Устава г. Хабаровска.
В целом необходимо отметить, что принятие Устава явилось важным этапом в развитии местного самоуправления не только в городе Хабаровске, но и в целом в Хабаровском крае. В отсутствие краевого законодательства о местном самоуправлении Устав закрепил статус города Хабаровска как муниципального образования, создал правовую систему для организации и деятельности органов городского самоуправления. Устав стал тем «оселком», на котором оттачивали свое правотворчество остальные муниципальные образования края.
Задача № 9
Белогубова, окончившая Дальневосточный университет путей сообщения, была принята на работу в дело Хабаровск – 2 на должность экономиста с трехмесячным испытательным сроком. Спустя три месяца, администрация комбината издала приказ о продлении срока испытания на один месяц (с согласия Белогубовой), так как у нее (администрации) не сложилось определенного представления о деловых качествах Белогубовой. Через полмесяца был издан приказ об увольнении Белогубовой, как не выдержавшей испытания.
Имела ли право администрация комбината продлевать испытательный срок?
Правомерно ли увольнение Белогубовой? Какое решение должен вынести суд по иску Белогубовой?
Ответ
В ч. 4 ст. 70 Трудового Кодекса законодатель перечисляет круг лиц, которым не может быть установлено испытание при приеме на работу. К ним, в том числе относятся молодые специалисты по окончании высших и средних специальных учебных заведений, впервые поступающие на работу по полученной специальности. Таким образом, если Белогубова окончила экономических факультет и сразу по окончании обучения устроилась в «дело Хабаровск – 2», то администрация вообще не вправе была устанавливать ей испытательный срок.
Но, если предположить, что Белогубова имела стаж работы после обучения, то администрация все равно неправомерно установила Белогубовой дополнительный испытательный срок в один месяц, так как согласно ч. 5 ст. 70 ТК РФ, предусмотренные законодательством предельные сроки испытания при приеме на работу не могут быть увеличены или продлены даже по соглашению сторон.
Следовательно, увольнение Белогубовой было неправомерным. Если Белогубова обратиться в суд за восстановлением своего нарушенного права, то суд восстановит ее на работе в прежней должности и обяжет администрацию выплатить Белогубовой заработную плату за время вынужденного простоя.
Список литературы
1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000. - 256 с.
2. Лазарев В.В. Научно – практический комментарий к Конституции РФ. – М.: Спарк, 2001. – 160 с.
3. Смирнова О.В. Трудовое право. Учебник. – М.: Юристь, 1999.- 341 с.
4. Суханов Е.А. Гражданское право. Учебник – М.: Издательство БЕК, 1999. - 675 с.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004. – 206 с.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации. Комментарии следователя. – М.: ПРИОР, 1999. – 496 с.
[1] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000. – с. 13
[2] Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Фонд Правовая культура, 1996. – С. 130
[3] Лазарев В.В. Научно – практический комментарий к Конституции РФ. – М.: Спарк, 2001. – с.6
[4]
Суханов Е.А. Гражданское право. Учебник – М.: Издательство БЕК,
[5] Уголовный кодекс Российской Федерации. Комментарии следователя. – М.: ПРИОР, 1999. – с.47