Содержание



Введение. 3

1. Общие положения о менталитете народов Европы.. 5

2. Английский менталитет с точки зрения историко-психологического развития  8

3. Исторически сложившаяся социальная и  культурная среда  для развития английской ментальности. 16

Заключение. 25

Список литературы.. 27

Введение


Характер формирования ноопсихологических и ноосоциологических свойств народа связан с развитием законов эволюции, исторической последовательности, законами индивидуального и коллективного развития.

Ментальность - образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы.

Глубоки корни современного британского общества, государственности, английской нации и других народов, населяющих Британские острова.

Любая страна и нация, любое государство и общество тесно связаны с историческими корнями в своем развитии, а Великобритания и англичане всегда являли миру свою особенность, свою обособленность и почтение к собственной истории. Несмотря на модернистские планы современных молодых реформаторов изменить и заменить традиционные стереотипы "старой доброй Англии", исторические корни не только определяют современные традиции и английский менталитет, они вошли в плоть и кровь английской культуры, вплелись во все слои и структуры Великого английского языка.

Менталитет может рассматриваться как способ и метод изучения общественных и цивилизационных структур исторического процесса в целом, т.е. изучение менталитета выступает как метод исторического познания. Гораздо большее прикладное значение имеет изучение менталитета конкретной эпохи, конкретной социальной группы или класса. В этом случае часто употребляют не термин “менталитет”, а термин “ментальность”. Отличие этих терминов состоит в том, что менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое значение, а ментальность может относиться к самым различным социальным стратам и историческим временам[1].

Цель работы рассмотреть развитие  Английский менталитета.



Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1 . Рассмотреть основные понятия «ментальность» и «менталитет» относительно английского народа;

2. Обратить внимание на то, какие факторы оказали  значительное влияние на формирования английского менталитета;

3. Изучить социальную и культурную среду сформированную английский менталитет.














1. Общие положения о менталитете народов Европы

В данной работе термин "ментальность" используется как понятие, производное от другого ныне термина "менталитет". Менталитет - то же, что и традиционное сознание, то есть - система мировоззрения, основанная на этнической картине мира, передающаяся в процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах.

Таким образом, ментальность - это некое свойство традиционного этнического сознания особым образом отражать (и выражать своим поведением) определенную этническую картину мира.

Этническая картина мира, в свою очередь, - это представления человека о мире, сформировавшиеся на основании определенных культурно-ценностных доминант. Представления эти отчасти осознаваемые, отчасти бессознательные. В целом этническая картина мира есть проявление защитной функции в ее психологическом аспекте.

Ментальность, таким образом, выступает как совокупность бессознательных комплексов, складывающихся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Эти бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Последний специфичен для каждой этнической культуры. Ментальность - это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир[2].

Таким образом, ментальность - это некое свойство традиционного этнического сознания особым образом отражать (и выражать своим поведением) определенную этническую картину мира.

Этническая картина мира, в свою очередь, - это представления человека о мире, сформировавшиеся на основании определенных культурно-ценностных доминант. Представления эти отчасти осознаваемые, отчасти бессознательные. В целом этническая картина мира есть проявление защитной функции в ее психологическом аспекте.

Ментальность, таким образом, выступает как совокупность бессознательных комплексов, складывающихся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Эти бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Последний специфичен для каждой этнической культуры. Ментальность - это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир.

Модель характерного для своей эпохи восприятия и осмысления действительности состоит из большого количества элементов, зачастую противоречащих друг другу и не сводится только к отражению внешней реальности. Во многом она формируется уже существующими на ментальном уровне обычаями, “предрассудками” и суевериями, символами и нормами поведения, надеждами и фобиями наряду с материальными интересами, соотношение с которыми в каждом конкретном случае различно. Ментальность отражает тот пласт общественного и индивидуального сознания, в котором фактически отсутствуют систематизация, рефлексия и саморефлексия, а отдельные идеи являются не результатом деятельности индивидуального сознания, а представляют собой неосознанно и автоматически воспринятые установки, общие в целом для той или иной эпохи и социальной группы, обусловленные коллективными детерминантами представления и верования, традиции, имплицитно содержащиеся в сознании ценности, установки, мотивы и модели поведения, лежащие в основе рационально построенных и логически осмысленных концепций, теорий, идеологических систем.

В Европе живет 62 народа, поэтому их этноноопсихогенез отличается большим разнообразием и сложностью. На основании критериев оценки этноноопсихогенеза на­родов можно констатировать, что развитие ментальности таких процессов и этнопериодов как этнобиогенетический, этнопсихический, этноповеденческий и этнообщенческий отличается большей устойчивостью (например, по сравнению с этнопсихогенезом народов Азии, Африки, Америки и Австралии) и выражается высокой этнопсихо­логической модальностью. Это объясняется тем, что про­цессы национальной консолидации у народов Европы на­чались в большинстве случаев раньше, чем в других частях света. Уже в середине XIX в. многие народы сложились в нации, причем консолидация, как правило, происходила в рамках своих национальных государств[3].

Что касается ментальности других этнопериодов (этносознательного, этнодеятельностного, этносовместно-деятельностного, этносоциального), которые характери­зуют более осознанный уровень этноноопсихогенеза, то следует отметить их высокий динамический характер, интеграционный процесс анализа и синтеза социаль­ной деятельности народами Европы, выражающийся в этносоциофилогенетическом и этносоциоэтническом этнопериодах, что отражается в развитости этноноопсихо-генезов отдельных народов Европы (этноноопсихогенез народов Германии, Франции, Англии и т. д.). В целом, следует подчеркнуть, что парные сочетания показателей этноноопсихогенеза народов Европы имеют более менее устойчивый ментальный характер, что свидетельствует о некоторой уравновешенности вопросов этнобессознательных и этносознательных парамет­ров этноноопсихогенеза народов Европы, хотя отмечаются  периоды преобладания этнобессознательного над уровнем этносознательного, проявившееся, например, в войне 1941—1945 годах.

2. Английский менталитет с точки зрения историко-психологического развития

В самом главном англичан, по меткому выражению Гегеля, можно назвать народом интеллектуального созер­цания. Их биогенетические характеристики отражают сложный ментальный внутренний мир, связанный с раз­витием активности и интенсивности внутренних пси­хических процессов и состояний во внешние действия, сопряженных с биологической формой движения инди­вида. Это так называемый вытесняемый этнотип психо­генеза, один из видов «психологической защиты», пред­ставляющий собой этническое психическое состояние, в результате которого неприятные для субъектов мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного. Вторая характе­ристика этого процесса связана с развитием конструк­тивного этнотипа человеческой автогенетичности, которая обусловлена высокими способностями к внешней конструктивной деятельности, интеллектуальному этни­ческому поведению, Этот этнотип указывает на актив­ность перестройки внешней этнобиогенетической деятельности в результате влияния значимых внешних объектов на биологический тип людей. По-видимому, это можно объяснить тем, что начиная с III тысячелетия до н. э. и до XIV в. происходил процесс развития и сложения английской нации. Столь долгий период сложных видо­изменений способствовали развитию вышеописанных изменений.

Биогенетическая основа психогенеза английской нации состоит в развитии биоидентифицированного этнотипа, характеризующегося проявлением биологичес­кой направленности на опознания, уподобление и отож­дествления значимых социально-психологических фак­торов организма. Для него характерно проявление процесса сопоставления, сличения одного биологичес­кого акта с другим, готовность чувствовать, пережи­вать, действовать в отношении других значимых объек­тов. В самом общем виде биоидентифицированный этнотип (генотипический уровень) характеризует эмо­ционально-познавательную внешнюю интенсивность несознаваемого процесса отождествления себя с дру­гими субъектами, группой, образами. Для выработки данного этнотипа большую роль сыграла эмиграцион-ность, внешняя миграционность, которая по своим мас­штабам и интенсивности превосходила данные про­цессы в других странах. И наконец, для англичан характерен биопсихотепический этнотип развития — изменение активности социально-психологических ти­пов людей, принадлежащих к английской наций вслед­ствие воздействия генетических факторов и факторов окружающей среды (территория, географические усло­вия, экология, эволюционные процессы и т. д.) на био­логическую систему и некоторые морфологические, фи­зиологические и психические свойства англичан. Это проявляется в первую очередь в активности внешней интенсивности, обеспечивающей развитие психических состояний и организацию психической деятельности в интенсивности эмоциональных, познавательных и по­веденческих актов[4].

 Развитие генезиса менталитета англичан характери­зуется высокими показателями, связанными с формиро­ванием раздражимого, чувствительного, субъектного и мыслительного видов этноноопсихогенеза. Обращает внимание высокая развитость экзокринного уровня, ха­рактерными особенностями которого является высокая внешняя интенсивность, связанная с образованием меж­клеточных связей, высокий уровень филогенетического развития, систем создания, накопления и выделения ве­ществ, обладающих полезными для организма способа­ми воздействия на другие живые системы. Экзокринный уровень обладает специальной регулятивной системой стабилизации к факторам внешней среды, направленной на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Развитие экзокринного уровня обусловлено функцией психологической защиты, которая позволяет «ограждать» сферу сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Благодаря развитию этого уровня субъектам легче вли­ять на поведение других людей, на их установки, намере­ния, представления. Это связано, по-видимому, с тем, что формирование национального характера англичан про­шло долгий и трудный путь, связанный с системой обра­зования, культуры, языка и т. д.

В области чувствительного этнотипа английского на­рода следует обратить внимание на развитие кондуктивного уровня, который определяется высокой активностью в организации и преобразовании внутренней интенсив­ности во внешнюю. Кондуктивный уровень обладает по­вышенной чувствительностью при организации полезных для организма способов воздействия на другие объекты и выражается в развитости процессов внушения, убежде­ния и т. п. Благодаря высокой и целенаправленной внеш­ней активности кондуктивный уровень способен влиять и изменять ход других людей, их установок, намерений, пред­ставлений, оценок и т. д., что связано, по-видимому, с ак­тивной экстравертивной деятельностью английской на­ции на протяжении всего времени ее развития.

Высокая развитость субъективного этнотипа у представителей английского народа связано в первую очередь с упорядоченностью событий прошлого, насто­ящего, и возможно, будущего. Это проявляется в отно­сительной развитости анимационного уровня, главной особенностью которого является устойчивая передача качеств, признаков, составляющих отличительную осо­бенность первичных образов внешнего мира, в виде вто­ричных образов, воодушевляющих или расслабляющих собственный организм. Все новые образы, включая са­мого субъекта, других людей, пространственное окруже­ние и последовательность событий во времени воспри­нимаются представителями английской нации с большим энтузиазмом. Этот уровень напоминает описанный К.Г. Юнгом экстравертивный интуитивный тип, для ко­торого характерно умение использовать все социальные возможности, завязывать общественные связи и отноше­ния, которые дают возможность укрепить свои позиции, свой престиж, что вызывает гордость, честь и свободу нации в целом[5].

Для английской нации в целом характерен высокий уровень развитости мыслительного этнотипа, который определяется спецификой произвольного создания вто­ричных образов за счет обобщенного и опосредованного отражения действительности. Особенно это заметно в развитии когитарного уровня, целью которого является отражение произвольных представлений (воображений) в виде образов в специальных кодах (звуковых, зритель­ных и т. д.), адресованных собственному организму («раз­мышление», «думание» словами, математической симво­ликой, музыкальными фразами, драматургическими актами, поэтическими формами изложения и т. д.). Этот уровень человеческого мышления характеризуется ис­пользованием понятий, логических конструкций. Он раз­вивается и функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап историчес­кого и онтологического развития мышления. Высокое развитие данного уровня у отдельных представителей английской нации (например, У. Шекспира) отразил си­стемные способности английского драматурга и поэта представлять процесс, свойства или состояния предмета не отдельными блоками, а в виде определенной системы, которая в целом соотнесена с объектом восприятия. Глу­бокий лиризм и поэтическая образность присущи как поэмам и «Сонетам» 1609 г., так и драмам, написанным преимущественно белым стихом отличающимся проник­новенным знанием психологии характеров и страстей. Масштаб событий у Шекспира делает личные драмы ге­роев явлениями государственного и социального значе­ния. Изображение характеров во всей их многограннос­ти и движении — важнейший вклад Шекспира в развитие человеческой культуры.

Развитие менталитета английской нации включает анализ видов этнического сознания. Чтобы понять при­роду и сущность сознания англичан, нужно обратиться к синтезу всего того, что содержится в разных подходах его изучения. Развитие сознания английского народа прошло ряд периодов, которые характеризуются актив­ностью, направленной на предмет, способностью к реф­лексии, самонаблюдению. Наиболее существенными этнотипами развития сознания английского народа являются переживаемый, идентифицированный, самоосознанный и уникальный периоды.

Характерной особенностью переживаемого этнотипа развития сознания англичан является побуждаемый уровень, который связан с развитием национальных стремлений, желаний и хотений, подчеркивающих первичные этнические побуждения, национально чувствен­ное переживание потребностей, тяготение к общностному интересу, идейному единству и сплоченности:

Наиболее характерной чертой идентифицированно­го этнотипа этионоопсихогенеза сознания англичан вы­ступает поленезависимый уровень, важной особеннос­тью которого является ориентация английского народа в своей национальной среде с опорой преимущественно на внутренние эталоны национального восприятия и представления. Развитие данного уровня связано с ши­роким кругом национально-психологических и социаль­но-психологических явлений: от системы устойчивости адекватности национального восприятия предметного мира в обстоятельствах, затрудняющих такое восприя­тие, до проявления автономии личностей и в ситуациях суггестивного влияния национальной группы, толпы, что неоднократно проявлялось в борьбе английского народа за свою независимость[6].

Самоосознанный этнотип развития сознания анг­лийского народа включает интенцйональный уровень, определяющий направленность национального созна­ния на какой-либо предмет или социальное явление с целью его познания и национального отражения основ­ных его свойств и процессов. Этот уровень подчеркива­ет высокую внешнюю интенсивность выделения из внешней социальной среды объекта, на который направ­лено национальное сознание, и широкий набор направ­ленных социальных мотивов, ориентирующих этничес­кую деятельность английской нации. В главном смысле данный уровень подчеркивает первичное национальное побуждение, национальное чувственное переживание потребности наций, тяготение к другим этническим объектам, к их национально и социально значимым осо­бенностям. В зависимости от меры националького осоз­нания интенцйональный уровень выражается в виде национальных влечений или национальных желаний. Этот преходящий уровень, поскольку представленная в нем национальная потребность либо угасает, либо осоз­нается нацией, превращаясь в конкретное националь­ное желание, национальную установку, национальную мечту, перешедшую в действительную этническую мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. При этом осознаются не только нацио­нальные объекты желаний, но и возможные пути их удов­летворения. Одним из примеров проявления данного этнического уровня является англо-американская вой­на (1812—1814), которая началась в результате стрем­ления Великобритании к подрыву экономики и торгов­ли США и экспансионистской политики определенных кругов США, рассчитывавших захватить территорию Канады. Американские войска одержали победы на озе­ре Эри (1813, сентябрь), озере Шамплейн (1814, сен­тябрь) и др. Однако английский десант захватил и сжег большую часть Вашингтона (1814, август). В 1814 г. в го­роде Гент был подписан договор, восстановивший до­военное положение. Развитие уникального этнотипа английского народа характеризуется его социоодаренностью. Развитие социального уровня у представителей английской нации свидетельствует о системе качествен­но своеобразного сочетания социальных и нацио­нальных способностей; умственного потенциала, сово­купности национально-природных особенностей, национальной талантливости, обеспечивающих успеш­ность деятельности в обеспечении эффективного дина­мического состояния этносоциальной и этнопсихологи­ческой системы. Национально-психологическими механизмами формирования и развития социоодаренного уровня английской нации выступают сочетания этнодемографических,  расовых, языковых, религиозных и других особенностей, которые обеспечивают успешность выполнения национальной деятельности при создании высокой культуры, искусства, архитектуры и т. д.  Развитием английского народа выступает этноноопсихогенез этнотипов поведенческих актов, которые проявля­ются в жизнедеятельности английской нации, групповых нормах, ценностных ориентации, ролевых предписаний и т. д. Можно выделить ряд этнотипов и уровней, в кото­рых проявляются национальные особенности поведен­ческих актов. Наиболее типичными этнотипами выступают этнопоисковый, этносубъектно-переменный  и этновзаимонаучаемый.  

Характерной чертой этнобиостимулярного периода выступает этноустановочный уровень, который указыва­ет на готовность к научаемости, выражающейся в прог­нозировании возможных форм национального поведения за счет  развития внешней интенсивности. Последнее свя­зано с распознанием определенных ситуаций, которые способствуют выработке определенной национальной установки, т. е. готовности, предрасположенности анг­личан по отношению к особенностям развития данной ситуации. Этот уровень указывает на гибкость нацио­нальной ориентировки, направленной на активную по­веденческую деятельность во внешней ситуации, ее ис­следование и планирование этнического поведения, а также служит критерием установления оптимальных от­ношений англичан между собой, поведения англичан с другими представителями национальных общностей. Развитие форм национального содержания установочно­го уровня зависит от временно пространственных осо­бенностей объективных факторов (наследственность, культ предков, традиции ит. д.) и содержательности от­ветов на активность внешних стимулов, вызывающих развитие установочного уровня в структуре биостимулярного этнотипа (терпимость, импульсивность, ориги­нальность и т. д.)[7].   

Этнопоисковый тип поведенческих актов англичан включает антиципационный уровень, характерной осо­бенностью которого является выработка национально интуиционных возможностей поиска наиболее адекватных форм национального поведения в различных ситуациях за счет этнопсихологического предвосхищения актов внешнего поведения, хорошей готовности к поведенчес­кому акту до его осуществления, что предопределило мно­гие победы английского народа при отстаивании своей независимости.

3. Исторически сложившаяся социальная и  культурная среда  для развития английской ментальности

Характерной чертой английского народа является высокая ориентировочная деятельность, что связано, по-видимому, с развитием исторически сложившихся форм обучения, и особенно университетского образования: Университетское образование в Великобритании имеет  многовековую историю: Оксфордский университет основан в 1167, Кембриджский — в 1209 году. Крупнейшие университеты Великобритании: Лондонский уни­верситет, университеты в Манчестере, Глазго, Лидсе, Эдинбурге, Бирмингеме и Ливерпуле. Исторически сло­жившаяся система образования оказала действенное влияние на развитие субъектно-выраженного этнотипа, который характеризуется представлением о внешних воз­действиях на процесс обучения и предполагает ответную реакцию на влияние факторов, способствующих или тормозящих развитию поведенческих актов представи­телей английской нации. Основная задача развития дан­ного уровня — установление оптимального поведения нации при взаимодействии с другими нациями или эт­ническими общностями, развития поведенческих актов англичан вследствие активизации внешней интенсив­ности поведения. Как и всякое приобретение опыта, субъектно-выражаемый уровень включает неосознава­емо протекающее уяснение содержания материала и его закрепление (непроизвольное запоминание). Динамика субъектно-выражаемого уровня человеческой субъектно-переменности изменяется в процессе онтогенеза. В дошкольном возрасте развитие данного уровня явля­ется основным способом приобретения опыта, затем научение отодвигается на второй план, уступая место учению. Если учесть, что образование у англичан обяза­тельное для детей от 5 до 16 лет, то естественно происхо­дит планомерное развитие представителей английской нации. Кроме того, на развитие данного уровня оказы­вает большое влияние разнообразие форм и методов обу­чения. В Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирлан­дии функционируют отличающиеся одна от другой в деталях системы образования, состоящего из трех сту­пеней: начальной, средней и так называемого последу­ющего образования. Преобладающей формой среднего образования являются так называемые объединенные школы. В числе средних есть также незначительное число современных школ (срок обучения 4—5 лет), го­товящих к поступлению в высшие учебные заведения. Наряду с государственным (свыше 90% учащихся) су­ществует большая сеть частных средних школ, из кото­рых наиболее привилегированные— Итон, Харроу, Уинчестер и др. Ступень так называемого последующе­го образования включает разнообразные типы учебных заведений: профессиональные колледжи, различные формы заведений для обучения взрослых. Все это спо­собствует формированию довольно высокого этноноопсихогеноза представителей английского народа.

Этноноопсихогенез поведенческих актов историчес­ки целенаправлен в Англии. Об этом свидетельствует развитие взаимо-научаемого этнотипа и в частности субъектно-объектного уровня, который характеризует развитие цели, на которую направлена активность взаи­модействующих с ней субъектов в плане национального, социального или другого вида обучения. Субъектный уро­вень связан с процессом целенаправленной передачи национального и общественно-исторического опыта, ак­тивностью включения англичан в субъектно-объектные отношения, стремлением системного взаимодействия с изменчивой деятельностью. Развитие данного уровня создает англичанам внешнюю зону ближайшего разви­тия, способствующую выработке средств и способов ори­ентации в реальной действительности, приобретению необходимого опыта действий в стрессовых ситуациях, с возникновением и разрешением конфликтных ситуаций. Можно выделить ряд признаков развития этносубъектно-объектного уровня: непосредственный перевод внут­реннего процесса во внешний, активность социального и национального восприятия, наличие социальных и на­циональных представлений, системы социальных и эт­нопсихологических связей и отношений, взаимодействие системы предметной, национальной и социальной дея­тельности,       

Национальные особенности этноноопсихогенеза видов деятельности англичан имеют свою специфику. Эта специфика связана с воздействием особенностей территориального развития хозяйства аспектами трудо­вой деятельности, социально-психологическими особен­ностями управленческой сферы и т. д. Можно выделить ряд этнотипов и этноуровней развития этноноопсихоге­неза английской нации: развитие национально потребностного, мотивационного, целеустремленного и дей­ственного этнотипов, а также некоторых уровней.

Развитие потребностного этнотипа этноноопсихоге­неза англичан связано с особенностями уровня, который характеризует внешнюю национальную потребность   переживания, перешедшую в действительную мысль о возможности чем-либо обладать или что-то осуществить. Имея побуждающую силу, национальная устремленность обостряет сознание и активизирует имеющиеся потреб­ности, что сопряжено с развитием внешних психических состояний национальной и социальной активности. Ин­тенсивность развития устремленного уровня связано по-видимому с тем, что подавляющее большинство англи­чан (свыше 90%) — горожане, заняты в промышленности, торговле, сфере обслуживания. Около половины горожан сосредоточено в семи конурбациях, из которых крупней­шая — Большой Лондон (свыше 6,7 млн. человек). Много рабочих поселков, возникших в 19 - 20 вв. возле крупных промышленных предприятий, способствовали развитию этноустремленного уровня, который проявляется в вы­ражении национальных и социальных чувств (настрое­ние, аффекты, тревога; фрустрация), напряженности вни­мания (сосредоточенность, рассеянность), выражении воли (решительность, растерянность, собранность), ра­боте мышления (сомнения, догадки), воображения (гре­зы) и т. д. Этот уровень характеризуется интересом к вне­шним объектам (предприятию, профессии, трудовой деятельности, группе, в которой человек работает, и т. д.), отзывчивостью и готовностью к принятию внешних со­бытий и ситуаций, желанием влиять на них и находиться под их влиянием, потребностью во что бы то ни стало вы­полнить поставленную цель.

Характерной национальной особенностью мотива­ционного этнотипа англичан является высокое развитие выбранного уровня, связанного с осознанием причины, побуждающей к деятельности, выбор направленности деятельности, целей и задач, интереса, значение успеха для индивидуального развития. Выбранный этноуровень формируется на основе внешней интенсивности, опре­деляющей характер направленности деятельности (ма­териальной или идеальной), ради которой она осуще­ствляется. Источник развития выбранного уровня у человека — процесс общественно-профессионального производства материальных и духовных ценностей, не имеющих границ. В качестве таких потенциальных мо­ментов развития выбранного уровня англичан выступа­ют объективная опосредованная активность действий и условия выполнения операций (в широком смысле этого слова), объективные ценности, интересы и идеалы, кото­рые в случае их интериоризации личностью могут приобрести, генетически фиксированных сигналов (позы, телодвижения, звуки ит. д.), выполняемых подчер­кнуто демонстративно  с выражением национального ак­цента (иногда и форме диалога) в определенной последо­вательности в виде ритуалов и церемоний с четким информационным содержанием и проявлением. Это, на­пример, проявляется у англичан в одежде. Хотя народ­ная одежда у англичан не сохранилась, однако в 19 веке сложился так называемый английский костюм, для кото­рого характерны строгость и простота линий покроя, мяг­кие и спокойные тона тканей. Английский костюм повли­ял на становление общеевропейского мужского костюма. Популярна спортивная одежда. Сохраняются некото­рые элементы средневековой одежды — в форме коро­левской гвардии, у официальных лиц парламента, суда в университетах. Наиболее типичным для английской нации (в коммуникативном этнотипе) выступает атт­рактивный уровень (направленность англичанина на объект общения), который раскрывает устойчивость от­ношений при восприятии человека человеком, привле­кательности одного из них для другого. Формирование аттрактивного уровня характеризуется внутренней ма­лоосознанной оценкой англичанином специфического эмоционального отношения к объекту общения. Содержательные аспекты данного уровня отражают явления и ситуации, имеющие значимость для англичан. Содер­жательность связана со стержневыми особенностями англичан, их нравственным потенциалом, направлен­ностью мртивационной сферы, мировоззрением, цен­ностными ориентациями. На формирование аттрактив­ного этнического уровня оказывают влияние такие формально-динамические характеристики, как близость партнеров по общению, частота их встреч, расстояние между ними и т. д.; влияние условий взаимодействия: со­вместная деятельность, развитие, социальных процес­сов и т. д. Хотя особенности данного уровня характер­ны для общения людей других национальностей, для англичан данный уровень проявляется в большой ус­тойчивости, в расширении сферы своего общения и влияния.

Наиболее характерной чертой намеренного этнотипа общения представителей английской нации является потребность произвести впечатление на окружающих (самопредъявляемый уровень), умение показать специ­фические манеры общения, соответствующую социаль­но-психологическую стратегию и тактику. Психологичес­кие механизмы развития самопредъявляемого уровня связаны с различием межличностного мировосприятия, само­восприятия и группового восприятия. По-видимому у англичан хорошо сформированы нормативы и эталоны, по которым идет оценка субъекта общения, имеется индивидуальная стратегия и тактика представить себя в наи­более выгодном свете в ситуациях общения и в изменен­ных отношениях к субъектам общения.

Особую роль в общении англичан играет развитие интерактивного этнотипа, который раскрывает соци­альную активность британцев точки зрения не только обмена знаниями, вербальными знаками образными представлениями, но и совместными действиями (роле­значимый уровень). Это проявляется и осознании роле­вой функции английского национального характера, старательности, молчаливости, равнодушии к окружа­ющим, о чем писал еще Н. М. Карамзин  1790 году. Выступая в качестве проявления внешней интенсивно­сти ролезначимый уровень представляет собой сферу социальных образов, желаний, хотений подчиняться или не подчиняться приказам других. Отражая в целом со­циальную функцию англичанина, уровень имеет опре­деленную личностную окраску, зависящую, прежде все­го, от знаний и умения находиться в выбранной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать представлениям и ожиданиям окружающих. В целом ролезначимый уро­вень обозначает своеобразие личности англичанина, ее активное начало и национальную целостность, прояв­ляющуюся в мотивации достижений, психологическом риске и т. д.

Иностранцев в Англии всегда поражает английская страсть к садоводству. Стоит только пройтись по пригородам Лондона или по деревням южной Англии и узнаешь, что всю свою эстетику, свой внутренний мир англичанин (и еще чаще англичанка) черпает из сада. Английская литература вышла не из шинели, а из сада: романтический дикий сад предшествовал разнузданной романтической поэзии Шелли и Китса.

Садоводство - это самое скрытое, властолюбивое и чувственное из искусств: им можно наслаждаться в одиночестве, критики или публика не мешают. Садовник - бессловесный художник, который полностью сливается с природой. Здесь приживаются деревья и кустарники почти со всего мира.

Наследством утраченной империи являются сотни импортных растений, которые одичали в Великобритании. Бывшие конкистадоры, вернувшиеся на родину, тоскуют по Гималайским горам или австралийской пустыне, утоляя эту тоску, они засадили целые графства рододендронами из Непала, эвкалиптами из Тасмании, кедрами с Аляски, фейхоа из Бразилии. Около городов юго-западной Англии из магнолий и камелий выращены настоящие джунгли.

Как во всех искусствах, в садоводстве есть свои большие мастера, и мало-помалу мы понимаем, что их надо сравнивать с великими поэтами и художниками. Такие женщины, как Гертруда Джекил или Вита Сэквил-Уэст, или мужчины, как Кристофер Тэннард или американец майор Мортон, создали сады, потрясающие своим оригинальным планом и своей изменчивостью. Но главное - в отличие от других искусств, - эти сады в прямом смысле вдохновляли тысячи посетителей, и каждый посетитель создает собственные зеленые вариации, которые распространяются по всей стране.

Выдающиеся садоводы были недюжинными личностями. Они были не только удивительно трудоспособны - некоторые трудились полвека от зари до зари, как каторжники, - они были визионерами, которые решили создать вечный рукотворный памятник и таким образом заштриховать ненавистный им мир. Садоводство часто являлось убежищем от других искусств: Вита Сэквил-Уэст писала романы, а Воан-Уильямс сочинял симфонии. Но садоводство часто становилось коллективным подвигом; разбивая сады, люди спасались от семейных дрязг и даже трагедий. Раз дети выросли и уехали, единственные узы, связывающие английскую чету, - это сад, где еще можно трудиться в дружном безмолвии[8].

В 1848 году, когда во всех столицах Европы молодежь мечтала о политической власти, в Лондоне встретились несколько молодых художников и учредили группу "Братство прерафаэлитов". Они - Даете Габриэл Россетти, Уильям Холман Хант, Джон Эверет Милле - решили восстановить чистоту, присущую ранним итальянцам, как Фра Анджелико, не только в искусстве, но и в жизни. Они были талантливы - может быть, гениальны - и для своих целей тщательно изучали мастерство старинных голландцев и вырабатывали такую технику, что, кажется, было бы незачем изобретать цветную фотографию[9].

В свое время прерафаэлиты были обруганы за новаторство и превознесены за душевную чистоту и поучительную нравственность сюжетов. Даже когда Королевская академия отказалась принимать их картины, сама королева Виктория приказала принести их к ней во дворец. Но к концу века прерафаэлитов забыли; увлекаясь французскими импрессионистами, англичане вовремя спохватились, что после Тёрнера они отделились от европейского модернизма, для которого прерафаэлитское наивное воспроизведение действительности и нравоучительные темы просто смешны.

Теперь, когда импрессионисты давно под замком в музеях, а богатые коллекционеры .ищут, на что потратить свои миллионы, вновь выкладывают огромные суммы за прерафаэлитов.

На развитии ролезначимого уровня оказывают вли­яние многие национальные и социально-психологичес­кие факторы, в том числе, обусловленные местом лично­сти в системе объективных социальных отношений(профессиональные, социально-демографические и дру­гие роли), межличностными факторами, так и определя­емым местом индивида в системе межличностных отно­шений (лидер, отверженный). Из других особенностей менталитета английской нации следует выделить субъек­тивно проявляемый этнотип, который выражает устой­чивость с его целями и задачами, установками и ценнос­тями субъектов общения. Наиболее характерной чертой англичан в данном периоде развития можно выделить субъектно отражаемый уровень, главной особенностью которого является формирование устойчивого качества идеальных представлений, составляющих отличительную особенность и характеристику объекта общения. Психо­логический механизм формирования субъектно-отражаемого уровня заключается в национальных способнос­тях англичан воспроизводить с различной степенью адекватностью признаки, структурные характеристики и отношения других субъектов, что связано с развитием определенного уровня национальной культуры, религии и т. д.

Среди наиболее характерных черт этноноопсихогенеза совместной деятельности англичан следует вы­делить совместимый, предвосхищающий, межличност­ный и совместно-действенный этнотипы. Их развитие характеризуется организованной системой активности англичан в их совместной деятельности, социальной ак­тивности в национальных группах и общностях, кото­рая формировалась на основании динамических усло­вий развития совместной активности, проблемных ситуаций, возникающих при формировании нацио­нальных взаимоотношений, договоров, совместимости совместных действий и операций при формировании английской нации.

Среди указанных выше этнотипов следует выделить ответственный этноуровень, характерная особенность которого — высокое чувство долга, ответственности, доб­росовестного отношения к своим обязанностям, контроль как над своими действиями, так и над действиями других субъектов по совместной деятельности. Предвосхищае­мый уровень англичан обнаруживает устойчивость от­ношений, проявляющихся в упорядочении, налаживании взаимных связей при совместных действиях. Развитие межличностного этнотипа английского народа характеризуется довольно высоким их эмоционально-оценочным состоянием, проявляющимся в совместной деятельнос­ти и оригинальности, о которой говорил еще Гегель.

Заключение


Рассмотрение ментальных особенностей сознания той или иной социальной группы позволяет проникнуть в “скрытый” слой общественного сознания, более объективно и глубоко передающий и воспроизводящий умонастроения эпохи, вскрыть глубоко укоренившийся и скрытый за идеологией срез реальности - образов, представлений, восприятий, который в большинстве случаев остается неизменным даже при смене одной идеологии другой. Это объясняется большей, по сравнению с идеологией, устойчивостью ментальных структур[10].

Образцы поведения, ценностные ориентиры обычно задаются в рамках ментальности образованной части общества, а затем, отчасти упрощаясь, постепенно проникают в ментальность народа, закрепляясь в ней на долгие годы, десятилетия и даже века.

На развитие совместно-действенного этнотипа этноноопсихогенеза англичан оказал значительное влияние социо-дифференцированный уровень, характерная особен­ность которого — высокая степень личностно-смысловых и внутригрупповых состояний, высокая стимуляция гар­монии в отношениях, образующих совместную деятель­ность. В целом, на развитие этноноопсихогенеза англий­ской нации оказало влияние развитие сознательной этнопсихологической установки, связанной с развитием объективных этнопроцессов английского народа (разви­тие социально-экономических и этнических процессов). Менталитет английской нации связан с формированием их социальной деятельности, социальных ситуаций, со­циальной активности англичан, этнических групп и общ­ностей, норм, отношений, социального поведения, соци­альных установок и т. п.

Можно выделить ряд объективных факторов, повли­явших на развитие этноноопсихогенеза социального раз­вития англичан. К наиболее существенным можно отне­сти систему экономических, политических, социальных и национальных отношений, складывающиеся этничес­кие ситуации, этнодемографические факторы и т. д.

Таким образом мы видим, что в понятие “менталитет” включены как элементы обыденного сознания, так и теоретического сознания. Это делает трактовку понятия “менталитет” близкой к трактовке понятия “ общественное сознание”, которое понимается как массовое ( наличное, реальное сознание в определенном, исторически обусловленном сочетании синтезирует элементы обыденного и теоретического сознания.

Список литературы

1.     Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1986.

2.     Деглин В.Д., Балонов Л.Я., Долинина И.Б. Язык и функциональная асимметрия мозга// М. - 1983 - Вып. 635.-

3.     Душков Б.А. Психология типов личности, народов и эпох. Спб.; 2001.-

4.     История международных отношений. Учебник. М.Высшая школа, 1990.-

5.     Клибанов Ф. «Религиозное сектантство в прошлом и настоящем» М. 1973 г.

6.     Марков Б.В. Разум и сердце история и теория менталитета, М.; - 1994

7.     Маковский М.М. Английская этимология.- M.: Высшая школа, 1986.-

8.     Маковский М.М. Историко-этимологический словарь английского языка. – М.: Издательский дом “Диалог”, 2000. –

9.     Маковский М.М. “Картина мира” и миры образов// Вопросы языкознания. - 1992 - N6.-

10.                       Осипов В. Британия глазами русского. — М.: АПН, 1976.-

11.                       Потебня А.А. Слово и миф.- M.: Правда, 1989.

12.                       Поулсен Чарльз. Английские бунтари. -  М.: Просвещение, 1987.-

13.                       Топоров В.Н. О некоторых теоретических основах этимологического анализа// Вопросы языкознания. - 1960 - N3. -

14.                       Тревельян Дж. М. «Социальная история Англии» М. 1959 .-





[1] Марков Б.В. Разум и сердце история и теория менталитета, М.; - 1994 с. 63


[2] Марков Б.В. Разум и сердце история и теория менталитета, М.; - 1994. с. 62


[3] Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1986. с. 186

[4] Душков Б.А. Психология типов личности, народов и эпох. Спб.; 2001.- с.482


[5] Душков Б.А. Психология типов личности, народов и эпох. Спб.; 2001.- с. 476


[6] Душков Б.А. Психология типов личности, народов и эпох. Спб.; 2001.- с. 469


[7] Душков Б.А. Психология типов личности, народов и эпох. Спб.; 2001.- с. 478


[8] Тревельян Дж. М. «Социальная история Англии» М. 1959 .- с. 236

[9]  Там же с. 237

[10] Марков Б.В. Разум и сердце история и теория менталитета, М.; - 1994 с. 66