Содержание
Введение. 3
1. Общие положения о менталитете народов Европы.. 5
2. Английский менталитет с точки зрения историко-психологического развития 8
3. Исторически сложившаяся социальная и культурная среда для развития английской ментальности. 16
Заключение. 25
Список литературы.. 27
Введение
Характер формирования ноопсихологических и ноосоциологических свойств народа связан с развитием законов эволюции, исторической последовательности, законами индивидуального и коллективного развития.
Ментальность - образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы.
Глубоки корни современного британского общества, государственности, английской нации и других народов, населяющих Британские острова.
Любая страна и нация, любое государство и общество тесно связаны с историческими корнями в своем развитии, а Великобритания и англичане всегда являли миру свою особенность, свою обособленность и почтение к собственной истории. Несмотря на модернистские планы современных молодых реформаторов изменить и заменить традиционные стереотипы "старой доброй Англии", исторические корни не только определяют современные традиции и английский менталитет, они вошли в плоть и кровь английской культуры, вплелись во все слои и структуры Великого английского языка.
Менталитет может рассматриваться как способ и метод изучения общественных и цивилизационных структур исторического процесса в целом, т.е. изучение менталитета выступает как метод исторического познания. Гораздо большее прикладное значение имеет изучение менталитета конкретной эпохи, конкретной социальной группы или класса. В этом случае часто употребляют не термин “менталитет”, а термин “ментальность”. Отличие этих терминов состоит в том, что менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое значение, а ментальность может относиться к самым различным социальным стратам и историческим временам[1].
Цель работы рассмотреть развитие Английский менталитета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 . Рассмотреть основные понятия «ментальность» и «менталитет» относительно английского народа;
2. Обратить внимание на то, какие факторы оказали значительное влияние на формирования английского менталитета;
3. Изучить социальную и культурную среду сформированную английский менталитет.
1. Общие положения о менталитете народов Европы
В данной работе термин "ментальность" используется как понятие, производное от другого ныне термина "менталитет". Менталитет - то же, что и традиционное сознание, то есть - система мировоззрения, основанная на этнической картине мира, передающаяся в процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах.
Таким образом, ментальность - это некое свойство традиционного этнического сознания особым образом отражать (и выражать своим поведением) определенную этническую картину мира.
Этническая картина мира, в свою очередь, - это представления человека о мире, сформировавшиеся на основании определенных культурно-ценностных доминант. Представления эти отчасти осознаваемые, отчасти бессознательные. В целом этническая картина мира есть проявление защитной функции в ее психологическом аспекте.
Ментальность, таким образом, выступает как совокупность бессознательных комплексов, складывающихся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Эти бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Последний специфичен для каждой этнической культуры. Ментальность - это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир[2].
Таким образом, ментальность - это некое свойство традиционного этнического сознания особым образом отражать (и выражать своим поведением) определенную этническую картину мира.
Этническая картина мира, в свою очередь, - это представления человека о мире, сформировавшиеся на основании определенных культурно-ценностных доминант. Представления эти отчасти осознаваемые, отчасти бессознательные. В целом этническая картина мира есть проявление защитной функции в ее психологическом аспекте.
Ментальность, таким образом, выступает как совокупность бессознательных комплексов, складывающихся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Эти бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Последний специфичен для каждой этнической культуры. Ментальность - это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир.
Модель характерного для своей эпохи восприятия и осмысления действительности состоит из большого количества элементов, зачастую противоречащих друг другу и не сводится только к отражению внешней реальности. Во многом она формируется уже существующими на ментальном уровне обычаями, “предрассудками” и суевериями, символами и нормами поведения, надеждами и фобиями наряду с материальными интересами, соотношение с которыми в каждом конкретном случае различно. Ментальность отражает тот пласт общественного и индивидуального сознания, в котором фактически отсутствуют систематизация, рефлексия и саморефлексия, а отдельные идеи являются не результатом деятельности индивидуального сознания, а представляют собой неосознанно и автоматически воспринятые установки, общие в целом для той или иной эпохи и социальной группы, обусловленные коллективными детерминантами представления и верования, традиции, имплицитно содержащиеся в сознании ценности, установки, мотивы и модели поведения, лежащие в основе рационально построенных и логически осмысленных концепций, теорий, идеологических систем.
В
Европе живет 62 народа, поэтому их этноноопсихогенез отличается
большим разнообразием и сложностью. На основании критериев
оценки этноноопсихогенеза народов можно констатировать, что
развитие ментальности таких процессов и этнопериодов как
этнобиогенетический, этнопсихический, этноповеденческий и
этнообщенческий отличается большей устойчивостью (например, по сравнению
с этнопсихогенезом народов Азии, Африки, Америки и Австралии) и
выражается высокой этнопсихологической модальностью. Это объясняется тем, что
процессы национальной консолидации у народов Европы начались
в большинстве случаев раньше, чем в других частях света.
Уже в середине XIX в.
многие народы сложились в нации, причем консолидация, как правило,
происходила в рамках своих национальных государств[3].
Что касается ментальности других этнопериодов (этносознательного, этнодеятельностного, этносовместно-деятельностного, этносоциального), которые характеризуют более осознанный уровень этноноопсихогенеза, то следует отметить их высокий динамический характер, интеграционный процесс анализа и синтеза социальной деятельности народами Европы, выражающийся в этносоциофилогенетическом и этносоциоэтническом этнопериодах, что отражается в развитости этноноопсихо-генезов отдельных народов Европы (этноноопсихогенез народов Германии, Франции, Англии и т. д.). В целом, следует подчеркнуть, что парные сочетания показателей этноноопсихогенеза народов Европы имеют более менее устойчивый ментальный характер, что свидетельствует о некоторой уравновешенности вопросов этнобессознательных и этносознательных параметров этноноопсихогенеза народов Европы, хотя отмечаются периоды преобладания этнобессознательного над уровнем этносознательного, проявившееся, например, в войне 1941—1945 годах.
2. Английский менталитет с точки зрения историко-психологического развития
В самом главном англичан, по меткому выражению Гегеля, можно назвать народом интеллектуального созерцания. Их биогенетические характеристики отражают сложный ментальный внутренний мир, связанный с развитием активности и интенсивности внутренних психических процессов и состояний во внешние действия, сопряженных с биологической формой движения индивида. Это так называемый вытесняемый этнотип психогенеза, один из видов «психологической защиты», представляющий собой этническое психическое состояние, в результате которого неприятные для субъектов мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного. Вторая характеристика этого процесса связана с развитием конструктивного этнотипа человеческой автогенетичности, которая обусловлена высокими способностями к внешней конструктивной деятельности, интеллектуальному этническому поведению, Этот этнотип указывает на активность перестройки внешней этнобиогенетической деятельности в результате влияния значимых внешних объектов на биологический тип людей. По-видимому, это можно объяснить тем, что начиная с III тысячелетия до н. э. и до XIV в. происходил процесс развития и сложения английской нации. Столь долгий период сложных видоизменений способствовали развитию вышеописанных изменений.
Биогенетическая основа психогенеза английской нации состоит в развитии биоидентифицированного этнотипа, характеризующегося проявлением биологической направленности на опознания, уподобление и отождествления значимых социально-психологических факторов организма. Для него характерно проявление процесса сопоставления, сличения одного биологического акта с другим, готовность чувствовать, переживать, действовать в отношении других значимых объектов. В самом общем виде биоидентифицированный этнотип (генотипический уровень) характеризует эмоционально-познавательную внешнюю интенсивность несознаваемого процесса отождествления себя с другими субъектами, группой, образами. Для выработки данного этнотипа большую роль сыграла эмиграцион-ность, внешняя миграционность, которая по своим масштабам и интенсивности превосходила данные процессы в других странах. И наконец, для англичан характерен биопсихотепический этнотип развития — изменение активности социально-психологических типов людей, принадлежащих к английской наций вследствие воздействия генетических факторов и факторов окружающей среды (территория, географические условия, экология, эволюционные процессы и т. д.) на биологическую систему и некоторые морфологические, физиологические и психические свойства англичан. Это проявляется в первую очередь в активности внешней интенсивности, обеспечивающей развитие психических состояний и организацию психической деятельности в интенсивности эмоциональных, познавательных и поведенческих актов[4].
Развитие генезиса менталитета англичан
характеризуется высокими показателями, связанными с формированием
раздражимого, чувствительного, субъектного и мыслительного видов
этноноопсихогенеза. Обращает внимание высокая развитость экзокринного
уровня, характерными особенностями которого является высокая внешняя
интенсивность, связанная с образованием межклеточных связей, высокий уровень
филогенетического развития, систем создания, накопления и выделения веществ,
обладающих полезными для организма способами
воздействия на другие живые системы. Экзокринный уровень обладает специальной регулятивной системой стабилизации к факторам внешней среды,
направленной на устранение или
сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
Развитие экзокринного уровня обусловлено
функцией психологической защиты,
которая позволяет «ограждать» сферу сознания от негативных, травмирующих
личность переживаний. Благодаря развитию этого уровня субъектам легче влиять на поведение других людей, на их установки,
намерения, представления. Это связано, по-видимому, с тем, что формирование
национального характера англичан прошло
долгий и трудный путь, связанный с системой образования, культуры, языка и т. д.
В
области чувствительного этнотипа английского народа следует
обратить внимание на развитие кондуктивного уровня, который
определяется высокой активностью в организации и преобразовании внутренней
интенсивности во внешнюю. Кондуктивный
уровень обладает повышенной
чувствительностью при организации полезных для организма способов воздействия на другие объекты и выражается
в развитости процессов внушения, убеждения
и т. п. Благодаря высокой и целенаправленной внешней активности кондуктивный уровень способен
влиять и изменять ход других людей, их установок, намерений, представлений, оценок и т. д., что связано,
по-видимому, с активной
экстравертивной деятельностью английской нации на протяжении всего времени ее развития.
Высокая развитость субъективного этнотипа у представителей английского народа связано в первую очередь с упорядоченностью событий прошлого, настоящего, и возможно, будущего. Это проявляется в относительной развитости анимационного уровня, главной особенностью которого является устойчивая передача качеств, признаков, составляющих отличительную особенность первичных образов внешнего мира, в виде вторичных образов, воодушевляющих или расслабляющих собственный организм. Все новые образы, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и последовательность событий во времени воспринимаются представителями английской нации с большим энтузиазмом. Этот уровень напоминает описанный К.Г. Юнгом экстравертивный интуитивный тип, для которого характерно умение использовать все социальные возможности, завязывать общественные связи и отношения, которые дают возможность укрепить свои позиции, свой престиж, что вызывает гордость, честь и свободу нации в целом[5].
Для английской нации в целом характерен
высокий уровень развитости мыслительного этнотипа, который определяется спецификой
произвольного создания вторичных образов за
счет обобщенного и опосредованного отражения
действительности. Особенно это заметно в развитии когитарного уровня, целью которого является отражение произвольных представлений
(воображений) в виде образов в специальных кодах (звуковых, зрительных и т. д.), адресованных собственному организму
(«размышление», «думание» словами,
математической символикой,
музыкальными фразами, драматургическими актами, поэтическими формами изложения и т. д.). Этот уровень человеческого мышления характеризуется использованием понятий, логических конструкций. Он
развивается и функционирует на базе
языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и
онтологического развития мышления. Высокое развитие данного уровня у отдельных представителей английской нации (например, У. Шекспира) отразил
системные способности английского
драматурга и поэта представлять
процесс, свойства или состояния предмета не отдельными блоками, а в виде определенной системы, которая в целом соотнесена с объектом восприятия.
Глубокий лиризм и поэтическая
образность присущи как поэмам и «Сонетам»
Развитие менталитета английской нации включает анализ видов этнического сознания. Чтобы понять природу и сущность сознания англичан, нужно обратиться к синтезу всего того, что содержится в разных подходах его изучения. Развитие сознания английского народа прошло ряд периодов, которые характеризуются активностью, направленной на предмет, способностью к рефлексии, самонаблюдению. Наиболее существенными этнотипами развития сознания английского народа являются переживаемый, идентифицированный, самоосознанный и уникальный периоды.
Характерной особенностью переживаемого этнотипа развития сознания англичан является побуждаемый уровень, который связан с развитием национальных стремлений, желаний и хотений, подчеркивающих первичные этнические побуждения, национально чувственное переживание потребностей, тяготение к общностному интересу, идейному единству и сплоченности:
Наиболее характерной чертой идентифицированного этнотипа этионоопсихогенеза сознания англичан выступает поленезависимый уровень, важной особенностью которого является ориентация английского народа в своей национальной среде с опорой преимущественно на внутренние эталоны национального восприятия и представления. Развитие данного уровня связано с широким кругом национально-психологических и социально-психологических явлений: от системы устойчивости адекватности национального восприятия предметного мира в обстоятельствах, затрудняющих такое восприятие, до проявления автономии личностей и в ситуациях суггестивного влияния национальной группы, толпы, что неоднократно проявлялось в борьбе английского народа за свою независимость[6].
Самоосознанный
этнотип развития сознания английского народа включает интенцйональный
уровень, определяющий направленность национального сознания
на какой-либо предмет или социальное явление с целью его познания и
национального отражения основных его свойств и процессов. Этот уровень
подчеркивает высокую внешнюю интенсивность выделения из внешней
социальной среды объекта, на который направлено национальное сознание, и широкий набор
направленных социальных мотивов,
ориентирующих этническую деятельность английской нации. В главном смысле данный
уровень подчеркивает первичное национальное побуждение, национальное чувственное переживание потребности наций, тяготение к другим этническим объектам, к их национально и социально значимым
особенностям. В зависимости от меры националького осознания интенцйональный уровень выражается в виде национальных влечений или национальных желаний. Этот
преходящий уровень, поскольку представленная в нем национальная потребность либо угасает, либо осознается нацией, превращаясь в конкретное национальное желание, национальную установку, национальную мечту, перешедшую в действительную этническую мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. При этом осознаются не только национальные объекты желаний, но и возможные пути их
удовлетворения. Одним из примеров
проявления данного этнического уровня
является англо-американская война (1812—1814), которая началась в
результате стремления Великобритании к
подрыву экономики и торговли США и
экспансионистской политики определенных кругов США, рассчитывавших захватить территорию Канады. Американские войска одержали победы на
озере Эри (1813, сентябрь), озере
Шамплейн (1814, сентябрь) и др.
Однако английский десант захватил и сжег большую часть Вашингтона (1814, август). В
Характерной чертой этнобиостимулярного периода выступает этноустановочный уровень, который указывает на готовность к научаемости, выражающейся в прогнозировании возможных форм национального поведения за счет развития внешней интенсивности. Последнее связано с распознанием определенных ситуаций, которые способствуют выработке определенной национальной установки, т. е. готовности, предрасположенности англичан по отношению к особенностям развития данной ситуации. Этот уровень указывает на гибкость национальной ориентировки, направленной на активную поведенческую деятельность во внешней ситуации, ее исследование и планирование этнического поведения, а также служит критерием установления оптимальных отношений англичан между собой, поведения англичан с другими представителями национальных общностей. Развитие форм национального содержания установочного уровня зависит от временно пространственных особенностей объективных факторов (наследственность, культ предков, традиции ит. д.) и содержательности ответов на активность внешних стимулов, вызывающих развитие установочного уровня в структуре биостимулярного этнотипа (терпимость, импульсивность, оригинальность и т. д.)[7].
Этнопоисковый тип поведенческих актов англичан включает антиципационный уровень, характерной особенностью которого является выработка национально интуиционных возможностей поиска наиболее адекватных форм национального поведения в различных ситуациях за счет этнопсихологического предвосхищения актов внешнего поведения, хорошей готовности к поведенческому акту до его осуществления, что предопределило многие победы английского народа при отстаивании своей независимости.
3. Исторически сложившаяся социальная и культурная среда для развития английской ментальности
Характерной чертой английского народа является высокая ориентировочная деятельность, что связано, по-видимому, с развитием исторически сложившихся форм обучения, и особенно университетского образования: Университетское образование в Великобритании имеет многовековую историю: Оксфордский университет основан в 1167, Кембриджский — в 1209 году. Крупнейшие университеты Великобритании: Лондонский университет, университеты в Манчестере, Глазго, Лидсе, Эдинбурге, Бирмингеме и Ливерпуле. Исторически сложившаяся система образования оказала действенное влияние на развитие субъектно-выраженного этнотипа, который характеризуется представлением о внешних воздействиях на процесс обучения и предполагает ответную реакцию на влияние факторов, способствующих или тормозящих развитию поведенческих актов представителей английской нации. Основная задача развития данного уровня — установление оптимального поведения нации при взаимодействии с другими нациями или этническими общностями, развития поведенческих актов англичан вследствие активизации внешней интенсивности поведения. Как и всякое приобретение опыта, субъектно-выражаемый уровень включает неосознаваемо протекающее уяснение содержания материала и его закрепление (непроизвольное запоминание). Динамика субъектно-выражаемого уровня человеческой субъектно-переменности изменяется в процессе онтогенеза. В дошкольном возрасте развитие данного уровня является основным способом приобретения опыта, затем научение отодвигается на второй план, уступая место учению. Если учесть, что образование у англичан обязательное для детей от 5 до 16 лет, то естественно происходит планомерное развитие представителей английской нации. Кроме того, на развитие данного уровня оказывает большое влияние разнообразие форм и методов обучения. В Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии функционируют отличающиеся одна от другой в деталях системы образования, состоящего из трех ступеней: начальной, средней и так называемого последующего образования. Преобладающей формой среднего образования являются так называемые объединенные школы. В числе средних есть также незначительное число современных школ (срок обучения 4—5 лет), готовящих к поступлению в высшие учебные заведения. Наряду с государственным (свыше 90% учащихся) существует большая сеть частных средних школ, из которых наиболее привилегированные— Итон, Харроу, Уинчестер и др. Ступень так называемого последующего образования включает разнообразные типы учебных заведений: профессиональные колледжи, различные формы заведений для обучения взрослых. Все это способствует формированию довольно высокого этноноопсихогеноза представителей английского народа.
Этноноопсихогенез поведенческих актов исторически целенаправлен в Англии. Об этом свидетельствует развитие взаимо-научаемого этнотипа и в частности субъектно-объектного уровня, который характеризует развитие цели, на которую направлена активность взаимодействующих с ней субъектов в плане национального, социального или другого вида обучения. Субъектный уровень связан с процессом целенаправленной передачи национального и общественно-исторического опыта, активностью включения англичан в субъектно-объектные отношения, стремлением системного взаимодействия с изменчивой деятельностью. Развитие данного уровня создает англичанам внешнюю зону ближайшего развития, способствующую выработке средств и способов ориентации в реальной действительности, приобретению необходимого опыта действий в стрессовых ситуациях, с возникновением и разрешением конфликтных ситуаций. Можно выделить ряд признаков развития этносубъектно-объектного уровня: непосредственный перевод внутреннего процесса во внешний, активность социального и национального восприятия, наличие социальных и национальных представлений, системы социальных и этнопсихологических связей и отношений, взаимодействие системы предметной, национальной и социальной деятельности,
Национальные особенности этноноопсихогенеза видов деятельности англичан имеют свою специфику. Эта специфика связана с воздействием особенностей территориального развития хозяйства аспектами трудовой деятельности, социально-психологическими особенностями управленческой сферы и т. д. Можно выделить ряд этнотипов и этноуровней развития этноноопсихогенеза английской нации: развитие национально потребностного, мотивационного, целеустремленного и действенного этнотипов, а также некоторых уровней.
Развитие потребностного этнотипа этноноопсихогенеза англичан связано с особенностями уровня, который характеризует внешнюю национальную потребность переживания, перешедшую в действительную мысль о возможности чем-либо обладать или что-то осуществить. Имея побуждающую силу, национальная устремленность обостряет сознание и активизирует имеющиеся потребности, что сопряжено с развитием внешних психических состояний национальной и социальной активности. Интенсивность развития устремленного уровня связано по-видимому с тем, что подавляющее большинство англичан (свыше 90%) — горожане, заняты в промышленности, торговле, сфере обслуживания. Около половины горожан сосредоточено в семи конурбациях, из которых крупнейшая — Большой Лондон (свыше 6,7 млн. человек). Много рабочих поселков, возникших в 19 - 20 вв. возле крупных промышленных предприятий, способствовали развитию этноустремленного уровня, который проявляется в выражении национальных и социальных чувств (настроение, аффекты, тревога; фрустрация), напряженности внимания (сосредоточенность, рассеянность), выражении воли (решительность, растерянность, собранность), работе мышления (сомнения, догадки), воображения (грезы) и т. д. Этот уровень характеризуется интересом к внешним объектам (предприятию, профессии, трудовой деятельности, группе, в которой человек работает, и т. д.), отзывчивостью и готовностью к принятию внешних событий и ситуаций, желанием влиять на них и находиться под их влиянием, потребностью во что бы то ни стало выполнить поставленную цель.
Характерной национальной особенностью мотивационного этнотипа англичан является высокое развитие выбранного уровня, связанного с осознанием причины, побуждающей к деятельности, выбор направленности деятельности, целей и задач, интереса, значение успеха для индивидуального развития. Выбранный этноуровень формируется на основе внешней интенсивности, определяющей характер направленности деятельности (материальной или идеальной), ради которой она осуществляется. Источник развития выбранного уровня у человека — процесс общественно-профессионального производства материальных и духовных ценностей, не имеющих границ. В качестве таких потенциальных моментов развития выбранного уровня англичан выступают объективная опосредованная активность действий и условия выполнения операций (в широком смысле этого слова), объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести, генетически фиксированных сигналов (позы, телодвижения, звуки ит. д.), выполняемых подчеркнуто демонстративно с выражением национального акцента (иногда и форме диалога) в определенной последовательности в виде ритуалов и церемоний с четким информационным содержанием и проявлением. Это, например, проявляется у англичан в одежде. Хотя народная одежда у англичан не сохранилась, однако в 19 веке сложился так называемый английский костюм, для которого характерны строгость и простота линий покроя, мягкие и спокойные тона тканей. Английский костюм повлиял на становление общеевропейского мужского костюма. Популярна спортивная одежда. Сохраняются некоторые элементы средневековой одежды — в форме королевской гвардии, у официальных лиц парламента, суда в университетах. Наиболее типичным для английской нации (в коммуникативном этнотипе) выступает аттрактивный уровень (направленность англичанина на объект общения), который раскрывает устойчивость отношений при восприятии человека человеком, привлекательности одного из них для другого. Формирование аттрактивного уровня характеризуется внутренней малоосознанной оценкой англичанином специфического эмоционального отношения к объекту общения. Содержательные аспекты данного уровня отражают явления и ситуации, имеющие значимость для англичан. Содержательность связана со стержневыми особенностями англичан, их нравственным потенциалом, направленностью мртивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями. На формирование аттрактивного этнического уровня оказывают влияние такие формально-динамические характеристики, как близость партнеров по общению, частота их встреч, расстояние между ними и т. д.; влияние условий взаимодействия: совместная деятельность, развитие, социальных процессов и т. д. Хотя особенности данного уровня характерны для общения людей других национальностей, для англичан данный уровень проявляется в большой устойчивости, в расширении сферы своего общения и влияния.
Наиболее характерной чертой намеренного этнотипа общения представителей английской нации является потребность произвести впечатление на окружающих (самопредъявляемый уровень), умение показать специфические манеры общения, соответствующую социально-психологическую стратегию и тактику. Психологические механизмы развития самопредъявляемого уровня связаны с различием межличностного мировосприятия, самовосприятия и группового восприятия. По-видимому у англичан хорошо сформированы нормативы и эталоны, по которым идет оценка субъекта общения, имеется индивидуальная стратегия и тактика представить себя в наиболее выгодном свете в ситуациях общения и в измененных отношениях к субъектам общения.
Особую роль в общении англичан играет развитие интерактивного этнотипа, который раскрывает социальную активность британцев точки зрения не только обмена знаниями, вербальными знаками образными представлениями, но и совместными действиями (ролезначимый уровень). Это проявляется и осознании ролевой функции английского национального характера, старательности, молчаливости, равнодушии к окружающим, о чем писал еще Н. М. Карамзин 1790 году. Выступая в качестве проявления внешней интенсивности ролезначимый уровень представляет собой сферу социальных образов, желаний, хотений подчиняться или не подчиняться приказам других. Отражая в целом социальную функцию англичанина, уровень имеет определенную личностную окраску, зависящую, прежде всего, от знаний и умения находиться в выбранной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать представлениям и ожиданиям окружающих. В целом ролезначимый уровень обозначает своеобразие личности англичанина, ее активное начало и национальную целостность, проявляющуюся в мотивации достижений, психологическом риске и т. д.
Иностранцев в Англии всегда поражает английская страсть к садоводству. Стоит только пройтись по пригородам Лондона или по деревням южной Англии и узнаешь, что всю свою эстетику, свой внутренний мир англичанин (и еще чаще англичанка) черпает из сада. Английская литература вышла не из шинели, а из сада: романтический дикий сад предшествовал разнузданной романтической поэзии Шелли и Китса.
Садоводство - это самое скрытое, властолюбивое и чувственное из искусств: им можно наслаждаться в одиночестве, критики или публика не мешают. Садовник - бессловесный художник, который полностью сливается с природой. Здесь приживаются деревья и кустарники почти со всего мира.
Наследством утраченной империи являются сотни импортных растений, которые одичали в Великобритании. Бывшие конкистадоры, вернувшиеся на родину, тоскуют по Гималайским горам или австралийской пустыне, утоляя эту тоску, они засадили целые графства рододендронами из Непала, эвкалиптами из Тасмании, кедрами с Аляски, фейхоа из Бразилии. Около городов юго-западной Англии из магнолий и камелий выращены настоящие джунгли.
Как во всех искусствах, в садоводстве есть свои большие мастера, и мало-помалу мы понимаем, что их надо сравнивать с великими поэтами и художниками. Такие женщины, как Гертруда Джекил или Вита Сэквил-Уэст, или мужчины, как Кристофер Тэннард или американец майор Мортон, создали сады, потрясающие своим оригинальным планом и своей изменчивостью. Но главное - в отличие от других искусств, - эти сады в прямом смысле вдохновляли тысячи посетителей, и каждый посетитель создает собственные зеленые вариации, которые распространяются по всей стране.
Выдающиеся садоводы были недюжинными личностями. Они были не только удивительно трудоспособны - некоторые трудились полвека от зари до зари, как каторжники, - они были визионерами, которые решили создать вечный рукотворный памятник и таким образом заштриховать ненавистный им мир. Садоводство часто являлось убежищем от других искусств: Вита Сэквил-Уэст писала романы, а Воан-Уильямс сочинял симфонии. Но садоводство часто становилось коллективным подвигом; разбивая сады, люди спасались от семейных дрязг и даже трагедий. Раз дети выросли и уехали, единственные узы, связывающие английскую чету, - это сад, где еще можно трудиться в дружном безмолвии[8].
В 1848 году, когда во всех столицах Европы молодежь мечтала о политической власти, в Лондоне встретились несколько молодых художников и учредили группу "Братство прерафаэлитов". Они - Даете Габриэл Россетти, Уильям Холман Хант, Джон Эверет Милле - решили восстановить чистоту, присущую ранним итальянцам, как Фра Анджелико, не только в искусстве, но и в жизни. Они были талантливы - может быть, гениальны - и для своих целей тщательно изучали мастерство старинных голландцев и вырабатывали такую технику, что, кажется, было бы незачем изобретать цветную фотографию[9].
В свое время прерафаэлиты были обруганы за новаторство и превознесены за душевную чистоту и поучительную нравственность сюжетов. Даже когда Королевская академия отказалась принимать их картины, сама королева Виктория приказала принести их к ней во дворец. Но к концу века прерафаэлитов забыли; увлекаясь французскими импрессионистами, англичане вовремя спохватились, что после Тёрнера они отделились от европейского модернизма, для которого прерафаэлитское наивное воспроизведение действительности и нравоучительные темы просто смешны.
Теперь, когда импрессионисты давно под замком в музеях, а богатые коллекционеры .ищут, на что потратить свои миллионы, вновь выкладывают огромные суммы за прерафаэлитов.
На развитии ролезначимого уровня оказывают влияние многие национальные и социально-психологические факторы, в том числе, обусловленные местом личности в системе объективных социальных отношений(профессиональные, социально-демографические и другие роли), межличностными факторами, так и определяемым местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный). Из других особенностей менталитета английской нации следует выделить субъективно проявляемый этнотип, который выражает устойчивость с его целями и задачами, установками и ценностями субъектов общения. Наиболее характерной чертой англичан в данном периоде развития можно выделить субъектно отражаемый уровень, главной особенностью которого является формирование устойчивого качества идеальных представлений, составляющих отличительную особенность и характеристику объекта общения. Психологический механизм формирования субъектно-отражаемого уровня заключается в национальных способностях англичан воспроизводить с различной степенью адекватностью признаки, структурные характеристики и отношения других субъектов, что связано с развитием определенного уровня национальной культуры, религии и т. д.
Среди наиболее характерных черт этноноопсихогенеза совместной деятельности англичан следует выделить совместимый, предвосхищающий, межличностный и совместно-действенный этнотипы. Их развитие характеризуется организованной системой активности англичан в их совместной деятельности, социальной активности в национальных группах и общностях, которая формировалась на основании динамических условий развития совместной активности, проблемных ситуаций, возникающих при формировании национальных взаимоотношений, договоров, совместимости совместных действий и операций при формировании английской нации.
Среди указанных выше этнотипов следует выделить ответственный этноуровень, характерная особенность которого — высокое чувство долга, ответственности, добросовестного отношения к своим обязанностям, контроль как над своими действиями, так и над действиями других субъектов по совместной деятельности. Предвосхищаемый уровень англичан обнаруживает устойчивость отношений, проявляющихся в упорядочении, налаживании взаимных связей при совместных действиях. Развитие межличностного этнотипа английского народа характеризуется довольно высоким их эмоционально-оценочным состоянием, проявляющимся в совместной деятельности и оригинальности, о которой говорил еще Гегель.
Заключение
Рассмотрение ментальных особенностей сознания той или иной социальной группы позволяет проникнуть в “скрытый” слой общественного сознания, более объективно и глубоко передающий и воспроизводящий умонастроения эпохи, вскрыть глубоко укоренившийся и скрытый за идеологией срез реальности - образов, представлений, восприятий, который в большинстве случаев остается неизменным даже при смене одной идеологии другой. Это объясняется большей, по сравнению с идеологией, устойчивостью ментальных структур[10].
Образцы поведения, ценностные ориентиры обычно задаются в рамках ментальности образованной части общества, а затем, отчасти упрощаясь, постепенно проникают в ментальность народа, закрепляясь в ней на долгие годы, десятилетия и даже века.
На развитие совместно-действенного этнотипа этноноопсихогенеза англичан оказал значительное влияние социо-дифференцированный уровень, характерная особенность которого — высокая степень личностно-смысловых и внутригрупповых состояний, высокая стимуляция гармонии в отношениях, образующих совместную деятельность. В целом, на развитие этноноопсихогенеза английской нации оказало влияние развитие сознательной этнопсихологической установки, связанной с развитием объективных этнопроцессов английского народа (развитие социально-экономических и этнических процессов). Менталитет английской нации связан с формированием их социальной деятельности, социальных ситуаций, социальной активности англичан, этнических групп и общностей, норм, отношений, социального поведения, социальных установок и т. п.
Можно выделить ряд объективных факторов, повлиявших на развитие этноноопсихогенеза социального развития англичан. К наиболее существенным можно отнести систему экономических, политических, социальных и национальных отношений, складывающиеся этнические ситуации, этнодемографические факторы и т. д.
Таким образом мы видим, что в понятие “менталитет” включены как элементы обыденного сознания, так и теоретического сознания. Это делает трактовку понятия “менталитет” близкой к трактовке понятия “ общественное сознание”, которое понимается как массовое ( наличное, реальное сознание в определенном, исторически обусловленном сочетании синтезирует элементы обыденного и теоретического сознания.
Список литературы
1. Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1986.
2. Деглин В.Д., Балонов Л.Я., Долинина И.Б. Язык и функциональная асимметрия мозга// М. - 1983 - Вып. 635.-
3. Душков Б.А. Психология типов личности, народов и эпох. Спб.; 2001.-
4. История международных отношений. Учебник. М.Высшая школа, 1990.-
5. Клибанов Ф. «Религиозное сектантство
в прошлом и настоящем» М.
6. Марков Б.В. Разум и сердце история и теория менталитета, М.; - 1994
7. Маковский М.М. Английская этимология.- M.: Высшая школа, 1986.-
8. Маковский М.М. Историко-этимологический словарь английского языка. – М.: Издательский дом “Диалог”, 2000. –
9. Маковский М.М. “Картина мира” и миры образов// Вопросы языкознания. - 1992 - N6.-
10. Осипов В. Британия глазами русского. — М.: АПН, 1976.-
11. Потебня А.А. Слово и миф.- M.: Правда, 1989.
12. Поулсен Чарльз. Английские бунтари. - М.: Просвещение, 1987.-
13. Топоров В.Н. О некоторых теоретических основах этимологического анализа// Вопросы языкознания. - 1960 - N3. -
14. Тревельян Дж. М. «Социальная история Англии» М. 1959 .-
[1] Марков Б.В. Разум и сердце история и теория менталитета, М.; - 1994 с. 63
[2] Марков Б.В. Разум и сердце история и теория менталитета, М.; - 1994. с. 62
[3] Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1986. с. 186
[4] Душков Б.А. Психология типов личности, народов и эпох. Спб.; 2001.- с.482
[5] Душков Б.А. Психология типов личности, народов и эпох. Спб.; 2001.- с. 476
[6] Душков Б.А. Психология типов личности, народов и эпох. Спб.; 2001.- с. 469
[7] Душков Б.А. Психология типов личности, народов и эпох. Спб.; 2001.- с. 478
[8] Тревельян Дж. М. «Социальная история Англии» М. 1959 .- с. 236
[9] Там же с. 237
[10] Марков Б.В. Разум и сердце история и теория менталитета, М.; - 1994 с. 66