Содержание


Задание 1. 3

Задание 2. 4

Задание 3. 5

Задание 4. 10

Задание 5. 11

Список литературы.. 14























Задание 1

Перечислите несколько информационных систем управления и  экономики, взяв за основу использующуюся в Вашей организации. Опишите  сферу их применения и основные задачи. Предложите способы  повышения эффективности работы Вашей организации по управлению  производством и финансами в виде структуры программного и технического  обеспечения с применением современных решений мировой практики.

РЕШЕНИЕ

         В таблице 1 представлены 6 главных типов информационных систем управления на предприятии

Таблица 1

Главные типы информационных систем управления на предприятии, сфера их применения и основные задачи

Типы систем

Сфера применения и задачи систем

Исполнительные системы

Системы стратегического уровня

5 – летние предсказание продаж

5- летние оперативное планирование

5 – летнее предсказание бюджета

Планирование прибыли

Планирование личного состава

Системы управленческого уровня

Управляющие  Информационные системы

Управление процессами

контроль

Ежегодный бюджет

Анализ капиталовложения

Анализ перемещений

Системы поддержки принятия решения

Анализ региона

Планирование производства

Анализ затрат

Анализ рентабельности

Анализ стоимостей контрактов

Системы уровня знания

Системы работы знания

АРМы проектировщика

Графические рабочие станции

Управленческие рабочие станции

Системы автоматизации делопроизводства

Текстовые редакторы

Создание изображений

Электронные календари

Системы эксплуатационного уровня

Системы диалоговой обработки Запросов


Машинная обработка

Торговля ценными бумагами

платежные ведомости

Вознаграждения

Отслеживание приказов

Планирование деятельности  предприятий


Платежи

Обучение и развитие

Отслеживание процессов

Перемещение ресурсов

Регулирование денежных операций

Дебиторская задолженность

Хранение отчетов служащих

маркетинг

Производство

финансы

бухгалтерия

Людские ресурсы


         На рисунке 1 в виде блок – схемы отражены   предлагаемые пути  повышения эффективности работы  рассматриваемой организации по управлению производством и финансами

 














Рис.1 . Мероприятия по повышению эффективности  работы организации по управлению  производством и финансами

Задание 2

Перечислите  программно- технические решения обеспечения управленческой деятельности на примере Вашей  организации; укажите уровень их применения (персональное место, руководитель, групповая работа) и укажите кА каким типам они принадлежать

Таблица 2

Программно-  технические решения обеспечения управленческой деятельности

Программно- технические решения

Уровень их применения

тип

Краткая характеристика

Текстовый процессор WORD 2000

Персональное место и руководство

Технологи подготовки  текстовых документов

Для подготовки как простых , так и сложных документов большого объема с применением таблиц, формул, графиков

Табличный процессор EXELL 2000

Персональное место и руководство

Технологии обработки информации

Для упорядочивания и обработки различных типов данных

Средства речевого управления OPEN SPEECH

Руководство

Программные продукты распознавания речи

Распознавание компьютером человеческих слов  и выполнение определенных действий


Задание 3

Составьте перечень программно- технических решений автоматизации  идеального Вашего рабочего места (или работы  Вашего отдела), относящиеся к классам программ управления электронными документами и поддержки решений. Напишите подробное обоснование  их применения в свете  современных корпоративных решений.

         Ниже представим  описание автоматизированного рабочего места коммерческого работника в ОАО «Береза»

АРМ - программно-технический комплекс автоматизированной системы, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида.

АРМ управления платежами - автоматизированное рабочее место, предназначенное для автоматизации процессов управления и контроля расчетов банка и его учреждений, проводимых через автоматизированную систему межбанковских расчетов.



Программно-аппаратная среда функционирования АРM

АРМ управления платежами представляет собой одно или несколько рабочих мест (рабочих станций) в ЛВС автоматизированной системы головного банка или отдельно выделенный персональный компьютер в головном банке для управления платежами и очередью платежных сообщений банка и его учреждений мониторинга платежей в клиринговой системе. В состав АРМ управления платежами входят следующие технические средства: - рабочие станции АРМ на базе персональных компьютеров (для реализации АРМ); - технические средства ЛВС автоматизированной системы банка.

Характеристики технических средств АРМ управления платежами должны соответствовать характеристикам, указанным в проектной документации на АРМ.

В качестве операционной системы (далее - ОС) должна использоваться ОС, позволяющая в полном объеме реализовать функции АРМ управления платежами.

Основные функции, выполняемые АРМ

АРМ управления платежами должно обеспечить выполнение всех функций, предусмотренных проектной документацией на АРМ, и в объеме, согласующемся с реализацией этих функций в  клиринговой системе.

АРМ управления платежами должно обеспечить выполнение следующих основных функций:

- мониторинг состояния средств в расчетах банка; - мониторинг режимов функционирования корреспондентского счета; - мониторинг размера крупного платежа; - мониторинг очереди ожидания средств; - мониторинг оборотов по проведенным платежам банка; - мониторинг оборотов по учреждениям банка; - получение отчетности по межбанковским расчетам за текущий операционный день; - управление расчетами банка (установка приоритетов сообщениям в очереди ожидания средств и т. д.); - мониторинг режимов работы/состояний учреждений банка; - остановка/продолжение расчетов учреждений банка; - отправка основному участнику (головному банку или его филиалу) и прием от основного участника сообщения.

АРМ управления платежами может обеспечить выполнение дополнительных функций: - мониторинг отложенных платежей в клиринговой системе; - мониторинг ожидаемых платежей и поступлений в клиринговой системе в разрезе банков плательщика и учреждений получателя.

АРМ управления платежами должно обеспечить свою работу в соответствии с текущим графиком приема и обработки электронных расчетных документов и системных сообщений  клиринговой системы, утвержденным Национальным банком.

Общие требования к программным и техническим средствам АРМ

ПТК должен быть разработан в соответствии с требованиями, определенными в Техническом задании или любом другом документе, определяющем требования к комплексу и порядок его создания.

Оформление Технического задания на АРМ управления платежами, состав его разделов и требования к их содержанию должны соответствовать требованиям Единой системы программной документации (далее - ЕСПД).

Документация на ПТК должна определяться Техническим заданием или любым другим проектным документом на АРМ управления платежами, содержащим требования к документации, и в ее состав рекомендуется включить следующие документы: - общее описание комплекса; - функциональную схему комплекса; - руководство пользователя

Общие требования к программному обеспечению АРМ

ПО АРМ управления платежами допускает функционирование в многопользовательском режиме.

ПО АРМ управления платежами должно настраиваться путем изменения параметров.

ПО АРМ управления платежами должно обладать возможностью протоколирования процесса обработки и отправки информации.

ПО АРМ управления платежами может включать в себя систему контекстно-зависимой лингвистической помощи с детальным описанием предоставляемых возможностей.

ПО АРМ управления платежами должно обеспечить: - возможность функционального расширения и модификации; - надежность функционирования АРМ управления платежами.

Требования к информационному обеспечению АРМ

Состав, структура и способы организации данных в АРМ управления платежами должны соответствовать проектной документации на АРМ.

Порядок информационного обмена между АРМ управления платежами  должен соответствовать порядку, определенному в проектной документации

Должна быть обеспечена совместимость по форматам электронных сообщений и их регистрационно-учетным реквизитам.

Требования к лингвистическому обеспечению АРМ

ПО АРМ управления платежами должно обеспечивать: - интерфейс взаимодействия с пользователем на русском языке; - представление отчетов пользователю на русском языке. Пользовательский интерфейс должен обеспечивать единство представления данных с учетом ограничений, налагаемых операционными средами.

Доступ к информации АРМ управления платежами должен быть организован через набор меню и опций, которые обеспечивают простые и легкие для использования методы выбора операций для ввода данных, выполнения запросов и формирования отчетов.

Обоснование применения

Казалось бы, получать необходимую информацию коммерсант может от своих заместителей, которые, в свою очередь, собирают ее от своих помощников и т.д. до рабочих мест специалистов склада, кассы, отдела сбыта. Причем на каждом этапе информация обрабатывается и поступает к руководителям разного уровня во все более укрупненном виде. Здесь сразу видны два недостатка: на прохождение и обработку информации через несколько рук требуется время, да и полного доверия к данным при ручной обработке быть не может.          Если же информация непосредственно с мест своего возникновения поступает в интегрированную базу данных, то коммерсант может запросить оперативные сводки в любой момент и получить их в приемлемое время без посредников[8, с. 155].

 Многие возразят, что, даже имея автоматизированные системы в подразделениях (бухгалтерия, склад, сбыт и т.д.), коммерсанты не получают нужной информации. К сожалению, эта ситуация достаточно типична. Проблема здесь в том, что большинство разработчиков информационных систем начинает автоматизацию снизу, с рабочих мест специалистов, так и не доходя до руководителя. При этом система решает главным образом проблемы исполнителей.          Если же в первую очередь автоматизируется рабочее место коммерсанта, затем - его заместителей, и только после этого создаются (подключаются) автоматизированные подсистемы служб сбыта, снабжения, складов и т.д., то система будет прежде всего решать проблемы руководства. Кроме того, при проектировании "от руководителя -коммерсанта" может выясниться, что автоматизация некоторых подразделений предприятия вообще нецелесообразна.          При такой технологии руководитель -коммерсант предприятия становится не только главным потребителем информационной системы, но и ее соавтором. Директор будет одним из самых заинтересованных лиц в создании системы, поэтому успех проекта практически гарантирован.

Задание 4

Дайте характеристику использующейся в Вашей организации баз данных (локальных, сетевых), опишите их применение в Вашей конкретной деятельности. Какую из СУБД, описанных в УМК Вы хотели бы использовать у себя в организации? Обоснуйте решение. Если Вас устраивает  существующая СУБД- напишите обоснование.

         В организации ОАО «Береза» используется  централизованная база данных, при которой  вся информация храниться в памяти одного компьютера, который м и является самой вычислительной системой. В организации используется локальная сеть. Причем если классифицировать  базу данных по  способу доступа к данным, то  в ОАО «Береза» используется  файл- сервер, при котором архитектура систем БД  с сетевым доступом предполагает наличие одной из машин  сети в качестве центральной (сервер файлов) (рис. 2.)

 









Рис. 2. Принцип «Файл- сервер» в ОАО «Береза»

         Используемая в организации ОАО «Береза»  СУБД  является на сегодня вполне оптимальной, так как предприятия является малым и  не требует хранения огромнейшего количества информации.        

Задание 5

Выберите два  современных программных пакета, функционально относящихся к одному и тому же классу (СУБД, документооборот, управление персоналом), и  составьте сравнительную таблицу их возможностей и сфер применения применительно  к решаемым задачам.

         Таблица  3

Сравнение подсистем автоматизации делопроизводства в организации

Критерии сравнения

Система «StaffWare»

Система «Крон»

Сущность

Система управления документооборотом “StaffWare” относится к системам класса WorkFlow и ориентирована на автоматизацию работы коллектива сотрудников, участвующих в решении множества задач в рамках связанных бизнес-процессов.

содержит систему управления документами, включающую в себя электронную подпись; совместное использование (Group Sharing) и контроль версий; почтовую систему, предусматривающую интеграцию с Lotus cc:Mail, Microsoft Mail, SMTP Mail (UNIX), VAX-11 Mail (OpenVMS), Microsoft Exchange и Alta Vista Mail, а также с телексом (факсом и системой Х.400); систему регистрации и исполнения документов.

Внешний вид

Система StaffWare имеет архитектуру клиент-сервер, которая позволяет сочетать достоинства персонального доступа к данным (дружественный интерфейс, диалоговая поддержка, невысокая стоимость) и преимущества крупных компьютерных систем на базе серверов (поддержка целостности баз данных, защита информации, многозадачность).

Внешний вид системы похож на рабочий стол Windows. Все объекты представлены в виде пиктограмм. Объекты делятся на две основные категории: составные и простые. “Внутри” составного могут находиться другие объекты. Например, это может быть “ящик”, содержащий множество документов одного или разных классов, таких, как текст, видео, графика, звук и т. д. При этом система допускает проведение с этим “ящиком” точно таких же операций, как и с отдельным документом.

Функции системы

Построение процедур выполнения работ

По технологии StaffWare каждый бизнес-процесс представляется в виде процедуры, состоящей из отдельных шагов, для каждого из которых задаются цель, исходные данные и порядок действий пользователя. Шаги бывают нормальными, автоматическими и событиями. Нормальные шаги определяют организацию взаимодействия с пользователем - экранные формы. Автоматические шаги применяются для автоматизации некоторых видов деятельности, например, вызова нужного приложения, изменения базы данных. Событие управляет ходом выполнения (ветвлением) бизнес-процесса. С помощью механизмов ожидания и напоминания обеспечивается синхронизация нормальных шагов.

Алгоритм процедуры составляют последовательность выполнения шагов и условия перехода от одного шага к другому. Графический построитель процедур Staffware предназначен для специалистов в конкретной прикладной области и не требует глубоких знаний аппаратной и программной платформ.

Описание экранных форм

В StaffWare информация передается от пользователя к пользователю в виде множества полей данных. На каждом шаге используется подмножество этих данных, состав которого, а также способ представления данных задаются соответствующей экранной формой. Создание форм является прерогативой разработчика процедур. Главной особенностью экранных форм, циркулирующих в системе, является возможность динамически изменять состав, содержание и вид полей данных.

Выполнение вариантов процедур

Любой конкретный случай выполнения процедуры называется вариантом. Выполнение варианта состоит в рассылке пользователям заданий и управлении процессом работы с ними в соответствии с алгоритмом, предусмотренным процедурой. При этом StaffWare обеспечивает одновременно выполнение множества вариантов каждой процедуры; передачу информации между шагами процедуры; обмен произвольными сообщениями между пользователями системы; взаимодействие с внешними программами на сервере и клиенте.

Управление очередью заданий

В процессе эксплуатации StaffWare накапливает задания, ожидающие обработки, и формирует очереди различных типов, как для каждого пользователя, так и для группы. StaffWare автоматически производит периодическое обновление очередей и уведомляет пользователя о наличии в очереди новых (необработанных) заданий, а также заданий с установленным предельным сроком выполнения.

Административный контроль и управление

Регистрационный журнал представляет собой внутренний отчет системы StaffWare, в котором для каждого варианта процедуры фиксируются дата и время каждой транзакции, выполненное действие и исполнитель.

Отчет о состоянии - это внутренний отчет системы StaffWare, в котором отражается текущее состояние каждого шага каждой процедуры.

Функция пересмотра данных отличается от отчета о состоянии лишь тем, что позволяет модифицировать значения полей и таким образом управлять выполнением варианта.

Административные отчеты используются для сбора и обобщения информации, относящейся к нескольким (всем, текущим, завершенным) вариантам данной процедуры. Типичными примерами административных отчетов являются отчеты об объеме продаж в регионе, о суммарном объеме всех принятых заказов или о количестве просроченных договоров.

Авторизация доступа

В системе StaffWare имеются следующие классы пользователей:

администратор системы, который отвечает за поддержку и сохранение целостности всех данных, не относящихся к процедурам (например, данных о пользователях);

разработчик процедуры, отвечающий за разработку, тестирование и поддержку конкретной процедуры;

владелец процедуры, имеющий право редактировать конкретную процедуру;

менеджер, который контролирует исполнение вариантов процедуры посредством регистрационных отчетов и сервисных программ;

пользователь, имеющий доступ к StaffWare через очередь заданий, возможность запуска варианта конкретной процедуры и справочную подсистему. Каждый пользователь имеет уникальное имя, пароль, а также параметры, указывающие подразделения, к которым он относится.


1. Использование внешних приложений для редактирования объектов системы. Щелкнув по пиктограмме документа, можно запустить внешнюю прикладную программу, с помощью которой он и был создан. При этом входные данные поступят с сервера, а после сеанса редактирования или чтения будут там же сохранены. Это свойство позволяет встроить разработанную систему в уже имеющееся программное окружение. При вызове внешнего приложения в командную строку могут передаваться различные ключи, имена файлов и т.д.

2. Электронная подпись - своеобразный пароль для входа в систему. Причем подпись может быть как “ознакомительная”, так и “окончательная”, после которой объект уже не может редактироваться.

3. Регистрация документа. При регистрации документа заполняется карточка с реквизитами: автор, адресат, кем подписан и др. Регистрация возможна как сразу после создания (поступления) документа, так и после его рассмотрения руководством. Зарегистрированные документы появляются у пользователя в соответствующей папке. Они могут быть переданы по почтовой системе другому пользователю или на исполнение.

4. Контроль исполнения документа. Передача документа на исполнение позволяет передать сам документ и дать поручение с назначением ответственного за его исполнение. Исполнитель может либо сам исполнить конкретный документ, либо передать его на исполнение другому пользователю. При этом в системе хранится вся история прохождения документа, которая может быть доступна исполняющим его пользователям.

5. Маршрутизация документооборота: указывается путь прохождения того или иного объекта через систему. Этот маршрут может содержать проверку выполнения различных условий. Так, например, счет на оплату, в зависимости от суммы, может пойти по разным маршрутам и прийти в бухгалтерию только при наличии всех разрешающих резолюций.

6. Управление доступом. Система позволяет свободно манипулировать уровнями доступа к различной информации с соблюдением норм безопасности. Отдельные пользователи могут получать доступ к объекту только на чтение, поддерживается сохранение всех версий документа в процессе работы над ним. Также можно создавать специфические типы доступа. В дополнение ко всему вход в систему с незарегистрированной рабочей станции невозможен.
















Список литературы

1)    Информатика: Учебник. – 3 изд., переаб./ под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2000

2)    Экономическая информатика: Учебник для вузов/ Под ред. В.В. Евдокимова. _ Спб: Питер, 1997

3)    Матвеев Л.А. Компьютерная поддержка решений: Учебник. – Спб.: Специальная литература, 1998

4)    Коуров Л.В. Информационные технологи. – Минск:  Амалфея, 2000

5)    Компьютерные технологии обработки информации/ Под ред.  С.В. Назарова. _ М.: Финансы и статистика, 1995

6)    Введение в информационный бизнес; Учеб. пособ. / Под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова. – М.: Финансы и статистика, 1997

7)    Муртазин Э.В. Интернет: Учебник. – М.: ДМК, 1999

8)    Основы современных компьютерных технологий: Учеб. пособ./ Под ред. А.Д. Хомоненко. – Спб.: Корона принт, 1998

9)    Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах. – Спб.: Питер, 1997

10)                      Компьютерные сети. Принципы, технологи, протоколы/ В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. – Спб.: Питер, 1999