Содержание
Задание 1. 3
Задание 2. 4
Задание 3. 5
Задание 4. 10
Задание 5. 11
Список литературы.. 14
Задание 1
Перечислите несколько информационных систем управления и экономики, взяв за основу использующуюся в Вашей организации. Опишите сферу их применения и основные задачи. Предложите способы повышения эффективности работы Вашей организации по управлению производством и финансами в виде структуры программного и технического обеспечения с применением современных решений мировой практики.
РЕШЕНИЕ
В таблице 1 представлены 6 главных типов информационных систем управления на предприятии
Таблица 1
Главные типы информационных систем управления на предприятии, сфера их применения и основные задачи
Типы систем |
Сфера применения и задачи систем |
||||
Исполнительные системы |
Системы стратегического уровня |
||||
5 – летние предсказание продаж |
5- летние оперативное планирование |
5 – летнее предсказание бюджета |
Планирование прибыли |
Планирование личного состава |
|
Системы управленческого уровня |
|||||
Управляющие Информационные системы |
Управление процессами |
контроль |
Ежегодный бюджет |
Анализ капиталовложения |
Анализ перемещений |
Системы поддержки принятия решения |
Анализ региона |
Планирование производства |
Анализ затрат |
Анализ рентабельности |
Анализ стоимостей контрактов |
Системы уровня знания |
|||||
Системы работы знания |
АРМы проектировщика |
Графические рабочие станции |
Управленческие рабочие станции |
||
Системы автоматизации делопроизводства |
Текстовые редакторы |
Создание изображений |
Электронные календари |
||
Системы эксплуатационного уровня |
|||||
Системы диалоговой обработки Запросов |
|
Машинная обработка |
Торговля ценными бумагами |
платежные ведомости |
Вознаграждения |
Отслеживание приказов |
Планирование деятельности предприятий |
|
Платежи |
Обучение и развитие |
|
Отслеживание процессов |
Перемещение ресурсов |
Регулирование денежных операций |
Дебиторская задолженность |
Хранение отчетов служащих |
|
маркетинг |
Производство |
финансы |
бухгалтерия |
Людские ресурсы |
На рисунке 1 в виде блок – схемы отражены предлагаемые пути повышения эффективности работы рассматриваемой организации по управлению производством и финансами
Рис.1 . Мероприятия по повышению эффективности работы организации по управлению производством и финансами
Задание 2
Перечислите программно- технические решения обеспечения управленческой деятельности на примере Вашей организации; укажите уровень их применения (персональное место, руководитель, групповая работа) и укажите кА каким типам они принадлежать
Таблица 2
Программно- технические решения обеспечения управленческой деятельности
Программно- технические решения |
Уровень их применения |
тип |
Краткая характеристика |
Текстовый процессор WORD 2000 |
Персональное место и руководство |
Технологи подготовки текстовых документов |
Для подготовки как простых , так и сложных документов большого объема с применением таблиц, формул, графиков |
Табличный процессор EXELL 2000 |
Персональное место и руководство |
Технологии обработки информации |
Для упорядочивания и обработки различных типов данных |
Средства речевого управления OPEN SPEECH |
Руководство |
Программные продукты распознавания речи |
Распознавание компьютером человеческих слов и выполнение определенных действий |
Задание 3
Составьте перечень программно- технических решений автоматизации идеального Вашего рабочего места (или работы Вашего отдела), относящиеся к классам программ управления электронными документами и поддержки решений. Напишите подробное обоснование их применения в свете современных корпоративных решений.
Ниже представим описание автоматизированного рабочего места коммерческого работника в ОАО «Береза»
АРМ - программно-технический комплекс автоматизированной системы, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида.
АРМ управления платежами - автоматизированное рабочее место, предназначенное для автоматизации процессов управления и контроля расчетов банка и его учреждений, проводимых через автоматизированную систему межбанковских расчетов.
Программно-аппаратная среда функционирования АРM
АРМ управления платежами представляет собой одно или несколько рабочих мест (рабочих станций) в ЛВС автоматизированной системы головного банка или отдельно выделенный персональный компьютер в головном банке для управления платежами и очередью платежных сообщений банка и его учреждений мониторинга платежей в клиринговой системе. В состав АРМ управления платежами входят следующие технические средства: - рабочие станции АРМ на базе персональных компьютеров (для реализации АРМ); - технические средства ЛВС автоматизированной системы банка.
Характеристики технических средств АРМ управления платежами должны соответствовать характеристикам, указанным в проектной документации на АРМ.
В качестве операционной системы (далее - ОС) должна использоваться ОС, позволяющая в полном объеме реализовать функции АРМ управления платежами.
Основные функции, выполняемые АРМ
АРМ управления платежами должно обеспечить выполнение всех функций, предусмотренных проектной документацией на АРМ, и в объеме, согласующемся с реализацией этих функций в клиринговой системе.
АРМ управления платежами должно обеспечить выполнение следующих основных функций:
- мониторинг состояния средств в расчетах банка; - мониторинг режимов функционирования корреспондентского счета; - мониторинг размера крупного платежа; - мониторинг очереди ожидания средств; - мониторинг оборотов по проведенным платежам банка; - мониторинг оборотов по учреждениям банка; - получение отчетности по межбанковским расчетам за текущий операционный день; - управление расчетами банка (установка приоритетов сообщениям в очереди ожидания средств и т. д.); - мониторинг режимов работы/состояний учреждений банка; - остановка/продолжение расчетов учреждений банка; - отправка основному участнику (головному банку или его филиалу) и прием от основного участника сообщения.
АРМ управления платежами может обеспечить выполнение дополнительных функций: - мониторинг отложенных платежей в клиринговой системе; - мониторинг ожидаемых платежей и поступлений в клиринговой системе в разрезе банков плательщика и учреждений получателя.
АРМ управления платежами должно обеспечить свою работу в соответствии с текущим графиком приема и обработки электронных расчетных документов и системных сообщений клиринговой системы, утвержденным Национальным банком.
Общие требования к программным и техническим средствам АРМ
ПТК должен быть разработан в соответствии с требованиями, определенными в Техническом задании или любом другом документе, определяющем требования к комплексу и порядок его создания.
Оформление Технического задания на АРМ управления платежами, состав его разделов и требования к их содержанию должны соответствовать требованиям Единой системы программной документации (далее - ЕСПД).
Документация на ПТК должна определяться Техническим заданием или любым другим проектным документом на АРМ управления платежами, содержащим требования к документации, и в ее состав рекомендуется включить следующие документы: - общее описание комплекса; - функциональную схему комплекса; - руководство пользователя
Общие требования к программному обеспечению АРМ
ПО АРМ управления платежами допускает функционирование в многопользовательском режиме.
ПО АРМ управления платежами должно настраиваться путем изменения параметров.
ПО АРМ управления платежами должно обладать возможностью протоколирования процесса обработки и отправки информации.
ПО АРМ управления платежами может включать в себя систему контекстно-зависимой лингвистической помощи с детальным описанием предоставляемых возможностей.
ПО АРМ управления платежами должно обеспечить: - возможность функционального расширения и модификации; - надежность функционирования АРМ управления платежами.
Требования к информационному обеспечению АРМ
Состав, структура и способы организации данных в АРМ управления платежами должны соответствовать проектной документации на АРМ.
Порядок информационного обмена между АРМ управления платежами должен соответствовать порядку, определенному в проектной документации
Должна быть обеспечена совместимость по форматам электронных сообщений и их регистрационно-учетным реквизитам.
Требования к лингвистическому обеспечению АРМ
ПО АРМ управления платежами должно обеспечивать: - интерфейс взаимодействия с пользователем на русском языке; - представление отчетов пользователю на русском языке. Пользовательский интерфейс должен обеспечивать единство представления данных с учетом ограничений, налагаемых операционными средами.
Доступ к информации АРМ управления платежами должен быть организован через набор меню и опций, которые обеспечивают простые и легкие для использования методы выбора операций для ввода данных, выполнения запросов и формирования отчетов.
Обоснование применения
Казалось бы, получать необходимую информацию коммерсант может от своих заместителей, которые, в свою очередь, собирают ее от своих помощников и т.д. до рабочих мест специалистов склада, кассы, отдела сбыта. Причем на каждом этапе информация обрабатывается и поступает к руководителям разного уровня во все более укрупненном виде. Здесь сразу видны два недостатка: на прохождение и обработку информации через несколько рук требуется время, да и полного доверия к данным при ручной обработке быть не может. Если же информация непосредственно с мест своего возникновения поступает в интегрированную базу данных, то коммерсант может запросить оперативные сводки в любой момент и получить их в приемлемое время без посредников[8, с. 155].
Многие возразят, что, даже имея автоматизированные системы в подразделениях (бухгалтерия, склад, сбыт и т.д.), коммерсанты не получают нужной информации. К сожалению, эта ситуация достаточно типична. Проблема здесь в том, что большинство разработчиков информационных систем начинает автоматизацию снизу, с рабочих мест специалистов, так и не доходя до руководителя. При этом система решает главным образом проблемы исполнителей. Если же в первую очередь автоматизируется рабочее место коммерсанта, затем - его заместителей, и только после этого создаются (подключаются) автоматизированные подсистемы служб сбыта, снабжения, складов и т.д., то система будет прежде всего решать проблемы руководства. Кроме того, при проектировании "от руководителя -коммерсанта" может выясниться, что автоматизация некоторых подразделений предприятия вообще нецелесообразна. При такой технологии руководитель -коммерсант предприятия становится не только главным потребителем информационной системы, но и ее соавтором. Директор будет одним из самых заинтересованных лиц в создании системы, поэтому успех проекта практически гарантирован.
Задание 4
Дайте характеристику использующейся в Вашей организации баз данных (локальных, сетевых), опишите их применение в Вашей конкретной деятельности. Какую из СУБД, описанных в УМК Вы хотели бы использовать у себя в организации? Обоснуйте решение. Если Вас устраивает существующая СУБД- напишите обоснование.
В организации ОАО «Береза» используется централизованная база данных, при которой вся информация храниться в памяти одного компьютера, который м и является самой вычислительной системой. В организации используется локальная сеть. Причем если классифицировать базу данных по способу доступа к данным, то в ОАО «Береза» используется файл- сервер, при котором архитектура систем БД с сетевым доступом предполагает наличие одной из машин сети в качестве центральной (сервер файлов) (рис. 2.)
Рис. 2. Принцип «Файл- сервер» в ОАО «Береза»
Используемая в организации ОАО «Береза» СУБД является на сегодня вполне оптимальной, так как предприятия является малым и не требует хранения огромнейшего количества информации.
Задание 5
Выберите два современных программных пакета, функционально относящихся к одному и тому же классу (СУБД, документооборот, управление персоналом), и составьте сравнительную таблицу их возможностей и сфер применения применительно к решаемым задачам.
Таблица 3
Сравнение подсистем автоматизации делопроизводства в организации
Критерии сравнения |
Система «StaffWare» |
Система «Крон» |
Сущность |
Система управления документооборотом “StaffWare” относится к системам класса WorkFlow и ориентирована на автоматизацию работы коллектива сотрудников, участвующих в решении множества задач в рамках связанных бизнес-процессов. |
содержит систему управления документами, включающую в себя электронную подпись; совместное использование (Group Sharing) и контроль версий; почтовую систему, предусматривающую интеграцию с Lotus cc:Mail, Microsoft Mail, SMTP Mail (UNIX), VAX-11 Mail (OpenVMS), Microsoft Exchange и Alta Vista Mail, а также с телексом (факсом и системой Х.400); систему регистрации и исполнения документов. |
Внешний вид |
Система StaffWare имеет архитектуру клиент-сервер, которая позволяет сочетать достоинства персонального доступа к данным (дружественный интерфейс, диалоговая поддержка, невысокая стоимость) и преимущества крупных компьютерных систем на базе серверов (поддержка целостности баз данных, защита информации, многозадачность). |
Внешний вид системы похож на рабочий стол Windows. Все объекты представлены в виде пиктограмм. Объекты делятся на две основные категории: составные и простые. “Внутри” составного могут находиться другие объекты. Например, это может быть “ящик”, содержащий множество документов одного или разных классов, таких, как текст, видео, графика, звук и т. д. При этом система допускает проведение с этим “ящиком” точно таких же операций, как и с отдельным документом. |
Функции системы |
Построение процедур выполнения работ По технологии StaffWare каждый бизнес-процесс представляется в виде процедуры, состоящей из отдельных шагов, для каждого из которых задаются цель, исходные данные и порядок действий пользователя. Шаги бывают нормальными, автоматическими и событиями. Нормальные шаги определяют организацию взаимодействия с пользователем - экранные формы. Автоматические шаги применяются для автоматизации некоторых видов деятельности, например, вызова нужного приложения, изменения базы данных. Событие управляет ходом выполнения (ветвлением) бизнес-процесса. С помощью механизмов ожидания и напоминания обеспечивается синхронизация нормальных шагов. Алгоритм процедуры составляют последовательность выполнения шагов и условия перехода от одного шага к другому. Графический построитель процедур Staffware предназначен для специалистов в конкретной прикладной области и не требует глубоких знаний аппаратной и программной платформ. Описание экранных форм В StaffWare информация передается от пользователя к пользователю в виде множества полей данных. На каждом шаге используется подмножество этих данных, состав которого, а также способ представления данных задаются соответствующей экранной формой. Создание форм является прерогативой разработчика процедур. Главной особенностью экранных форм, циркулирующих в системе, является возможность динамически изменять состав, содержание и вид полей данных. Выполнение вариантов процедур Любой конкретный случай выполнения процедуры называется вариантом. Выполнение варианта состоит в рассылке пользователям заданий и управлении процессом работы с ними в соответствии с алгоритмом, предусмотренным процедурой. При этом StaffWare обеспечивает одновременно выполнение множества вариантов каждой процедуры; передачу информации между шагами процедуры; обмен произвольными сообщениями между пользователями системы; взаимодействие с внешними программами на сервере и клиенте. Управление очередью заданий В процессе эксплуатации StaffWare накапливает задания, ожидающие обработки, и формирует очереди различных типов, как для каждого пользователя, так и для группы. StaffWare автоматически производит периодическое обновление очередей и уведомляет пользователя о наличии в очереди новых (необработанных) заданий, а также заданий с установленным предельным сроком выполнения. Административный контроль и управление Регистрационный журнал представляет собой внутренний отчет системы StaffWare, в котором для каждого варианта процедуры фиксируются дата и время каждой транзакции, выполненное действие и исполнитель. Отчет о состоянии - это внутренний отчет системы StaffWare, в котором отражается текущее состояние каждого шага каждой процедуры. Функция пересмотра данных отличается от отчета о состоянии лишь тем, что позволяет модифицировать значения полей и таким образом управлять выполнением варианта. Административные отчеты используются для сбора и обобщения информации, относящейся к нескольким (всем, текущим, завершенным) вариантам данной процедуры. Типичными примерами административных отчетов являются отчеты об объеме продаж в регионе, о суммарном объеме всех принятых заказов или о количестве просроченных договоров. Авторизация доступа В системе StaffWare имеются следующие классы пользователей: администратор системы, который отвечает за поддержку и сохранение целостности всех данных, не относящихся к процедурам (например, данных о пользователях); разработчик процедуры, отвечающий за разработку, тестирование и поддержку конкретной процедуры; владелец процедуры, имеющий право редактировать конкретную процедуру; менеджер, который контролирует исполнение вариантов процедуры посредством регистрационных отчетов и сервисных программ; пользователь, имеющий доступ к StaffWare через очередь заданий, возможность запуска варианта конкретной процедуры и справочную подсистему. Каждый пользователь имеет уникальное имя, пароль, а также параметры, указывающие подразделения, к которым он относится. |
1. Использование внешних приложений для редактирования объектов системы. Щелкнув по пиктограмме документа, можно запустить внешнюю прикладную программу, с помощью которой он и был создан. При этом входные данные поступят с сервера, а после сеанса редактирования или чтения будут там же сохранены. Это свойство позволяет встроить разработанную систему в уже имеющееся программное окружение. При вызове внешнего приложения в командную строку могут передаваться различные ключи, имена файлов и т.д. 2. Электронная подпись - своеобразный пароль для входа в систему. Причем подпись может быть как “ознакомительная”, так и “окончательная”, после которой объект уже не может редактироваться. 3. Регистрация документа. При регистрации документа заполняется карточка с реквизитами: автор, адресат, кем подписан и др. Регистрация возможна как сразу после создания (поступления) документа, так и после его рассмотрения руководством. Зарегистрированные документы появляются у пользователя в соответствующей папке. Они могут быть переданы по почтовой системе другому пользователю или на исполнение. 4. Контроль исполнения документа. Передача документа на исполнение позволяет передать сам документ и дать поручение с назначением ответственного за его исполнение. Исполнитель может либо сам исполнить конкретный документ, либо передать его на исполнение другому пользователю. При этом в системе хранится вся история прохождения документа, которая может быть доступна исполняющим его пользователям. 5. Маршрутизация документооборота: указывается путь прохождения того или иного объекта через систему. Этот маршрут может содержать проверку выполнения различных условий. Так, например, счет на оплату, в зависимости от суммы, может пойти по разным маршрутам и прийти в бухгалтерию только при наличии всех разрешающих резолюций. 6. Управление доступом. Система позволяет свободно манипулировать уровнями доступа к различной информации с соблюдением норм безопасности. Отдельные пользователи могут получать доступ к объекту только на чтение, поддерживается сохранение всех версий документа в процессе работы над ним. Также можно создавать специфические типы доступа. В дополнение ко всему вход в систему с незарегистрированной рабочей станции невозможен. |
Список литературы
1) Информатика: Учебник. – 3 изд., переаб./ под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2000
2) Экономическая информатика: Учебник для вузов/ Под ред. В.В. Евдокимова. _ Спб: Питер, 1997
3) Матвеев Л.А. Компьютерная поддержка решений: Учебник. – Спб.: Специальная литература, 1998
4) Коуров Л.В. Информационные технологи. – Минск: Амалфея, 2000
5) Компьютерные технологии обработки информации/ Под ред. С.В. Назарова. _ М.: Финансы и статистика, 1995
6) Введение в информационный бизнес; Учеб. пособ. / Под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова. – М.: Финансы и статистика, 1997
7) Муртазин Э.В. Интернет: Учебник. – М.: ДМК, 1999
8) Основы современных компьютерных технологий: Учеб. пособ./ Под ред. А.Д. Хомоненко. – Спб.: Корона принт, 1998
9) Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах. – Спб.: Питер, 1997
10) Компьютерные сети. Принципы, технологи, протоколы/ В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. – Спб.: Питер, 1999