Всероссийский заочный финансово-экономический институт

кафедра Финансы и кредит

Курсовая работа

                               по дисциплине «Финансы»

                на тему «Государственный бюджет»









                                                        Исполнитель:

                                                      

                                                      специальность                                       

                                                      группа                                                       

                                                      № зачетной книжки                            


                                                       Руководитель:

                                                                   Владимир 2008

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

Характеристика состава доходов Федерального бюджета. 4

 Налоговые доходы.. 7

       Неналоговые доходы.. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…11

 Тестовые задания……………………………………………………………......12

Практическое задание…………………………………………………………...15

Вывод…………………………………………………………………………….16















Введение

Актуальность темы о государственных доходах – очевидна, так как государство является основной политической организацией общества, которая осуществляет его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Рыночный механизм несовершенен и не всегда удовлетворяет потребностям всего общества. В некоторых случаях он оказывается бессильным, например, в случае препятствия монополии оптимальному распределению финансовых ресурсов. Также в кризисных ситуациях рынок не способен самостоятельно стабилизировать экономику. В таких случаях происходит государственное вмешательство.

 Необходимость такого вмешательства обусловлена решением ряда задач, направленных на развитие общества: обеспечение крупных структурных сдвигов, поддержка приоритетных направлений развития экономики, расширение и совершенствование объектов социальной и производственной инфраструктуры, экономическая и природоохранная защита страны, внешнеэкономическая деятельность, обеспечение национальной безопасности страны и др. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой прибегают к государственному регулированию. Для выполнения государством своих функций ему требуются доходы.

Бюджет – это документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов. Он определяет взаимоотношения государства с разными его звеньями, субъектами хозяйствования и населением. Необходимость разработки бюджета вызвана потребностью в определении источников и объема денежных ресурсов государства и их рационального использования.

В этой работе я рассмотрю доходы федерального бюджета, потому что федеральный бюджет – это основной бюджет Российской Федерации. В нем собирается основная доля доходов страны, а затем их часть передается в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы.

Характеристика состава доходов Федерального бюджета

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизован­ных, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных. Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Деление государственных доходов на централизованные и децентрализованные призвано показать соотно­шение источников удовлетворения общегосударственных и коллек­тивных интересов.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы:

·                    Внутренние. К ним относятся нацио­нальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функ­ций.

·                    Внешние. К ним относится национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

По методу взимания доходы бюджета делятся на:

·        налоговые доходы. К ним относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ налоги разного уровня бюджетной систе­мы, а также пени и штрафы;

·        неналоговые доходы.

Также все доходы бюджетов делятся на собственные и регулирующие.

·       собственные доходы - это доходы, закрепленные на посто­янной  основе  полностью или  частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К собственным доходам бюджетов от­носятся:

v налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджета­ми, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;

v неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной соб­ственности;

v безвозмездные перечисления.

·        регулирующие доходы - налоги и другие платежи, по кото­рым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты другого уровня на очередной финансовый год, а также на долговремен­ной основе (не менее трех лет) по разным видам таких доходов.

В Налоговом кодексе сформулированы принципы налоговой системы РФ, которые должны регулиро­вать налогообложение на всей территории России.

Классификация налоговой системы РФ.

1.     В зависимости от объекта обложения, взаимоотношения плательщика и государства различаются:

·        Прямые налоги, взимаемые непосредственно с дохода и иму­щества, - это налог на прибыль предприятий, на­лог на доходы физических лиц, налог на имущество предприятий и др.

·        Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги, опла­чиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец то­вара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет казне. Покупатель товара или услуг стано­вится действительным плательщиком налога. К косвенным от­носятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.

2.     По их использованию налоги подразделяются на:

·        Общие налоги. Они обезличиваются и поступают в бюджет для фи­нансирования различных мероприятий.

·        Специальные налоги, которые имеют строго определенное назначение, например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорож­ные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

3.     Основное деление налогов - в зависимости от органа, кото­рый взимает налог и в распоряжение которого он поступает:

·        Федеральные налоги;

·        Региональные налоги - налоги субъектов РФ;

·        Местные налоги.

Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. Обособленно в составе доходов федерального бюджета учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

 

 

 

 

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

Федеральные налоги (размер их ставок, объекты обложения, плательщики и льготы, а также порядок зачисления их в бюд­жет) - это налоги, устанавливаемые налоговым законодательст­вом и обязательные к уплате на всей территории РФ.

К налоговым доходам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) налог на доходы физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Такие налоги, как акцизы на импортные товары, таможен­ные пошлины, государственная пошлина, федеральные регист­рационные и лицензионные сборы полностью поступают в фе­деральный бюджет и являются собственными его доходами.

К регулирующим доходам относятся НДС, налог на прибыль предприятий, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов и др., которые направляются в бюджеты других уровней в виде определенной, установленной при утверждении федерального бюджета норме.

Федеральные нало­ги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории, их ставки определяются Федеральным Собранием РФ либо Правительством РФ, льготы по ним могут устанавливаться толь­ко федеральными законами.

 

 

 

 

 

 

 

 






НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

Неналоговые доходы являются составной частью доходов Федерального бюджета РФ. Большинство неналоговых доходов не имеют постоянного фискального характера, твердо установленной ставки. В отличие от других доходов неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется, исходя из физических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

·        доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности,

·        доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - в полном объеме;

·        доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, - в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

·        части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

К неналоговым доходам федерального бюджета кроме общего переч­ня неналоговых доходов также относятся:

·      прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами;

·      доходы от внешнеэкономической деятельности;

·      доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Неналоговые доходы устанавливаются для физических и юридических лиц. Они могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. В нормативно-правовых актах указывается также на возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых доходов характерно большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в соответствующих правовых актах по порядку исчисления  и взимания каждого конкретного платежа.
















Заключение


Итак, доходы государства важная часть современного общества. За счет них обеспечивает­ся решение экономических и социальных задач развития обще­ства. Они дают возможность проводить единую фи­нансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения.

Основное место в доходах федерального бюджета занимают налоговые доходы. Федеральные нало­ги обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, их ставки определяются Федеральным Собранием РФ либо Правительством РФ. Они составляют примерно 90% всех доходов, а остальное приходится на неналоговые доходы. Доходы федерального бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.










Тестовые задания

1.     Каков основной признак отличия внутренних государственных займов РФ от внешних?

А. Кредиторы

Б. Валюта займа

В. Место размещения

Г. Доходность

Д. Инвесторы

Ответ А и В: основной признак отличия внутренних государственных займов РФ от внешних – это кредиторы и место размещения.

2.     Основными источниками доходов федерального бюджета являются…

А. Кредиты и займы

             Б. НДС, налог на прибыль

 В. Налог с продаж, земельный налог, налог на имущество физических                                       лиц

Г. Государственные и таможенные пошлины

Ответ Б: основными источниками доходов федерального бюджета являются НДС и налог на прибыль.

3.     Какие расходы бюджета классифицируются как текущие?

А. Оплата государственных служащих

Б. оплата товаров, работ и услуг

В. Финансирование капитальных вложений

Г. Взносы в государственные внебюджетные фонды

Ответ Б и В: расходы бюджета на оплату товаров, работ и услуг, финансирование капитальных вложений классифицируются как текущие.

4.     Как классифицируется финансовый контроль по времени проведения?

А. Бюджетный, налоговый, валютный

Б. Обязательный и инициативный

В. Предварительный, текущий и последующий

Г. государственный и негосударственный

Ответ В: финансовый контроль классифицируется по времени проведения как предварительный, текущий и последующий.

5.     Территориальные налоги и сборы вводятся в действие…

А. Указом президента РФ

Б. Налоговым кодексом РФ

В. Законодательными актами территориальных органов власти в соответствии с Налоговым кодексом

Г. Конституцией РФ

Ответ В: территориальные налоги и сборы вводятся в действие законодательными актами территориальных органов власти в соответствии с Налоговым кодексом.

6.     Какая из классификаций расходов федерального бюджета отражает предоставление средств по целевым направлениям?

А. Функциональная

Б. Воспроизводственная

В. Экономическая

Г. Ведомственная

Ответ Г: ведомственная  классификация расходов федерального бюджета отражает предоставление средств по целевым направлениям.