Всероссийский заочный финансово-экономический институт
кафедра Финансы и кредит
Курсовая работа
по дисциплине «Финансы»
на тему «Государственный бюджет»
Исполнитель:
специальность
группа
№ зачетной книжки
Руководитель:
Владимир 2008
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
Характеристика состава доходов Федерального бюджета. 4
Налоговые доходы.. 7
Неналоговые доходы.. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…11
Тестовые задания……………………………………………………………......12
Практическое задание…………………………………………………………...15
Вывод…………………………………………………………………………….16
Введение
Актуальность темы о государственных доходах – очевидна, так как государство является основной политической организацией общества, которая осуществляет его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Рыночный механизм несовершенен и не всегда удовлетворяет потребностям всего общества. В некоторых случаях он оказывается бессильным, например, в случае препятствия монополии оптимальному распределению финансовых ресурсов. Также в кризисных ситуациях рынок не способен самостоятельно стабилизировать экономику. В таких случаях происходит государственное вмешательство.
Необходимость такого вмешательства обусловлена решением ряда задач, направленных на развитие общества: обеспечение крупных структурных сдвигов, поддержка приоритетных направлений развития экономики, расширение и совершенствование объектов социальной и производственной инфраструктуры, экономическая и природоохранная защита страны, внешнеэкономическая деятельность, обеспечение национальной безопасности страны и др. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой прибегают к государственному регулированию. Для выполнения государством своих функций ему требуются доходы.
Бюджет – это документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов. Он определяет взаимоотношения государства с разными его звеньями, субъектами хозяйствования и населением. Необходимость разработки бюджета вызвана потребностью в определении источников и объема денежных ресурсов государства и их рационального использования.
В этой работе я рассмотрю доходы федерального бюджета, потому что федеральный бюджет – это основной бюджет Российской Федерации. В нем собирается основная доля доходов страны, а затем их часть передается в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы.
Характеристика состава доходов Федерального бюджета
Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных. Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Деление государственных доходов на централизованные и децентрализованные призвано показать соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных интересов.
Все источники государственных доходов можно разделить на две группы:
· Внутренние. К ним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.
· Внешние. К ним относится национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны.
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
По методу взимания доходы бюджета делятся на:
· налоговые доходы. К ним относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ налоги разного уровня бюджетной системы, а также пени и штрафы;
· неналоговые доходы.
Также все доходы бюджетов делятся на собственные и регулирующие.
· собственные доходы - это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К собственным доходам бюджетов относятся:
v налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
v неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
v безвозмездные перечисления.
· регулирующие доходы - налоги и другие платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты другого уровня на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее трех лет) по разным видам таких доходов.
В Налоговом кодексе сформулированы принципы налоговой системы РФ, которые должны регулировать налогообложение на всей территории России.
Классификация налоговой системы РФ.
1. В зависимости от объекта обложения, взаимоотношения плательщика и государства различаются:
· Прямые налоги, взимаемые непосредственно с дохода и имущества, - это налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на имущество предприятий и др.
· Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет казне. Покупатель товара или услуг становится действительным плательщиком налога. К косвенным относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.
2. По их использованию налоги подразделяются на:
· Общие налоги. Они обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий.
· Специальные налоги, которые имеют строго определенное назначение, например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.
3. Основное деление налогов - в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает:
· Федеральные налоги;
· Региональные налоги - налоги субъектов РФ;
· Местные налоги.
Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. Обособленно в составе доходов федерального бюджета учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
Федеральные налоги (размер их ставок, объекты обложения, плательщики и льготы, а также порядок зачисления их в бюджет) - это налоги, устанавливаемые налоговым законодательством и обязательные к уплате на всей территории РФ.
К налоговым доходам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) налог на доходы физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
Такие налоги, как акцизы на импортные товары, таможенные пошлины, государственная пошлина, федеральные регистрационные и лицензионные сборы полностью поступают в федеральный бюджет и являются собственными его доходами.
К регулирующим доходам относятся НДС, налог на прибыль предприятий, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов и др., которые направляются в бюджеты других уровней в виде определенной, установленной при утверждении федерального бюджета норме.
Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории, их ставки определяются Федеральным Собранием РФ либо Правительством РФ, льготы по ним могут устанавливаться только федеральными законами.
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
Неналоговые доходы являются составной частью доходов Федерального бюджета РФ. Большинство неналоговых доходов не имеют постоянного фискального характера, твердо установленной ставки. В отличие от других доходов неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется, исходя из физических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
· доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности,
· доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - в полном объеме;
· доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, - в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
· части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
К неналоговым доходам федерального бюджета кроме общего перечня неналоговых доходов также относятся:
· прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами;
· доходы от внешнеэкономической деятельности;
· доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Неналоговые доходы устанавливаются для физических и юридических лиц. Они могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. В нормативно-правовых актах указывается также на возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых доходов характерно большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в соответствующих правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.
Заключение
Итак, доходы государства важная часть современного общества. За счет них обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Они дают возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения.
Основное место в доходах федерального бюджета занимают налоговые доходы. Федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, их ставки определяются Федеральным Собранием РФ либо Правительством РФ. Они составляют примерно 90% всех доходов, а остальное приходится на неналоговые доходы. Доходы федерального бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.
Тестовые задания
1. Каков основной признак отличия внутренних государственных займов РФ от внешних?
А. Кредиторы
Б. Валюта займа
В. Место размещения
Г. Доходность
Д. Инвесторы
Ответ А и В: основной признак отличия внутренних государственных займов РФ от внешних – это кредиторы и место размещения.
2. Основными источниками доходов федерального бюджета являются…
А. Кредиты и займы
Б. НДС, налог на прибыль
В. Налог с продаж, земельный налог, налог на имущество физических лиц
Г. Государственные и таможенные пошлины
Ответ Б: основными источниками доходов федерального бюджета являются НДС и налог на прибыль.
3. Какие расходы бюджета классифицируются как текущие?
А. Оплата государственных служащих
Б. оплата товаров, работ и услуг
В. Финансирование капитальных вложений
Г. Взносы в государственные внебюджетные фонды
Ответ Б и В: расходы бюджета на оплату товаров, работ и услуг, финансирование капитальных вложений классифицируются как текущие.
4. Как классифицируется финансовый контроль по времени проведения?
А. Бюджетный, налоговый, валютный
Б. Обязательный и инициативный
В. Предварительный, текущий и последующий
Г. государственный и негосударственный
Ответ В: финансовый контроль классифицируется по времени проведения как предварительный, текущий и последующий.
5. Территориальные налоги и сборы вводятся в действие…
А. Указом президента РФ
Б. Налоговым кодексом РФ
В. Законодательными актами территориальных органов власти в соответствии с Налоговым кодексом
Г. Конституцией РФ
Ответ В: территориальные налоги и сборы вводятся в действие законодательными актами территориальных органов власти в соответствии с Налоговым кодексом.
6. Какая из классификаций расходов федерального бюджета отражает предоставление средств по целевым направлениям?
А. Функциональная
Б. Воспроизводственная
В. Экономическая
Г. Ведомственная
Ответ Г: ведомственная классификация расходов федерального бюджета отражает предоставление средств по целевым направлениям.