Содержание
Введение. 3
1. Понятие и содержание прокурорского надзора. 4
2. Задачи и основные направления деятельности прокурора в суде. 5
3. Особенности участия прокурора в суде присяжных. 8
Заключение. 14
Список использованной литературы.. 16
Введение
Прокурор способствует осуществлению цели правосудия и задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинении их только закону. Осуществляя надзор, прокурор содействует всестороннему, полному, объективному и своевременному исследованию обстоятельств преступления, вынесению судом единственно правильного, законного и обоснованного решения, его своевременному обращению к исполнению. Для осуществления возложенных на него задач прокурор наделен соответствующими полномочиями.
Он участвует в судебном разбирательстве дел во всех инстанциях, дает заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, поддерживает перед судом государственное обвинение по уголовным делам, а при наличии оснований отказывается от обвинения, опротестовывает незаконные, необоснованные решения, приговоры, определения и постановления суда, проверяет законность обращения к исполнению решений, приговоров, определений и постановлений суда, опротестовывает незаконные действия судебного исполнителя. Прокурор вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решения, приговор, определение или постановление вступили в законную силу.
Таким образом, целью моей работы является изучение участия прокурора в суде присяжных заседателей.
Задачами моей работы являются:
- определение задача и основных направлений деятельности прокурора в суде,
- изучение особенностей участия прокурора в суде присяжных.
1. Понятие и содержание прокурорского надзора
Прокурорский надзор — это специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на ее территории. Ее содержанием является:
- выявление фактов несоблюдения Конституции РФ и на рушения требований законов;
- установление виновных в правонарушениях;
- принятие мер к устранению правонарушений и их предупреждению;
- наказание виновных.
Прокурорский надзор — это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, которую кроме прокуратуры не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения или должностные лица.
Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. Важность этого положения в том, что прокурор, осуществляя надзор, выявляет правонарушения, принимает меры к их устранению и наказанию виновных не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности от всех их, объединяемых системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.
Прокурорский надзор — самостоятельный вид государственной деятельности. Его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется спецификой содержания этой деятельности, состоящей в проверке точности соблюдения Конституции РФ, исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и принятии мер к устранению выявленных правонарушений с помощью средств, представленных законом только прокуратуре.
Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит и в том, что он не относится полностью ни к одной из ветвей власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет функциональные признаки каждой из них. Органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Функционально связанные с каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они тем не менее не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве позволяет уравновешивать деятельность ветвей власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает специфичность прокурорского надзора как самостоятельного вида государственной деятельности. «Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и установлений выявленных правонарушений». Основным направлением деятельности прокурора является участие в суде.
2. Задачи и основные направления деятельности прокурора в суде.
В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции. Во-первых, он принимает непосредственное участие в рассмотрении судом конкретных уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел. С учетом положений судебной реформы и принятого на ее основе нового процессуального законодательства о состязательности судебного процесса в этих случаях прокурор выступает в качестве равноправного участника, стороны уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства.
Во-вторых, функция прокурора в судопроизводстве состоит в прокурорском надзоре за законностью решений, приговоров, определений или постановлений суда. Реализация этой, закрепленной в п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре, функции предполагает право и обязанность прокурора опротестовать в установленном законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности.
Осуществление указанных функций прокурором преследует решение нескольких задач. Наиболее важные из них:
• защита прав и свобод человека и гражданина;
• защита охраняемых законом интересов общества и государства; • обеспечение верховенства закона;
• обеспечение единства и укрепления законности. Решение поставленных задач в процессе участия прокурора в рассмотрении конкретных дел или осуществлении надзора за законностью издаваемых судом правовых актов осуществляется путем применения предоставленных прокурору законом полномочий. В п. 4 ст. 35 Закона о прокуратуре сказано, что полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ[1].
В Законе о прокуратуре перечислены лишь основные полномочия прокурора, реализуемые в процессе участия в рассмотрении судом дел и осуществлением надзора за законностью судебных решений, приговоров, определений и постановлений. Участвуя в судопроизводстве по конкретным делам, прокурор реализует ряд организационных полномочий, полномочий по ведению судебного следствия, участию в кассационной, апелляционной и надзорной инстанции и ряд других.
Участие прокурора в рассмотрении судом уголовных дел, как уже отмечалось, регулируется прежде всего ст. 35 Закона о прокуратуре. Однако эта норма имеет отсылочный характер, так как в п. 1 этой статьи указано, что прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным (в данном случае уголовно-процессуальным) законодательством РФ и другими федеральными законами. Из этого следует, что основной нормативной базой данного направления деятельности прокурора является УПК РФ[2].
Общие задачи деятельности прокурора в суде конкретизируются в процессе их реализации. Среди конкретных можно выделить две основные задачи. Ими являются: во-первых, обеспечение оптимального участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом; во-вторых, обеспечение законности приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных в связи с рассмотрением уголовных дел.
Решение каждой из названных задач, в свою очередь, определяет необходимость постановки и последующего решения ряда частных, более узких задач. В их числе можно назвать в первом случае организацию участия прокурора в суде, обеспечение участия наиболее квалифицированного государственного обвинителя, обеспечение тщательной подготовки к судебному рассмотрению уголовного дела и т.д. Для решения второй задачи прокурору необходимо обеспечить своевременность проверки законности правовых актов, принятых судом по уголовному делу; обеспечение квалифицированного составления протестов, участие в рассмотрении дел в кассационной и надзорной инстанции и ряд других.
Действующее законодательство — Закон о прокуратуре и УПК РФ предусматривают два основных вида деятельности прокурора в рассматриваемом направлении:
1. Собственно участие в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции.
2. Надзор за законностью и обоснованностью приговоров, определений и постановлений суда по уголовному делу. Каждый из этих видов деятельности прокурора осуществляется в суде первой инстанции, в кассационной, апелляционной и надзорной инстанции. Ввиду довольно существенного различия функций и полномочий прокурора в названных стадиях судопроизводства, рассмотрим каждую из них по отдельности.
3. Особенности участия прокурора в суде присяжных
Особенности участия прокурора — государственного обвинителя в суде присяжных определяются своеобразием процессуального порядка, установленного УПК для назначения судебного заседания и разбирательства дел в этом суде. Вступление прокурора в дело происходит на стадии предварительного слушания дела судьей и является обязательным. На государственного обвинителя ложится обязанность огласить резолютивную часть обвинительного заключения.[3] Процедура предварительного слушания предусматривает возможность заявления ходатайств государственным обвинителем, потерпевшим, обвиняемым и его защитником. Ходатайства разрешаются судьей. Причем ходатайства могут касаться признания доказательств недопустимыми; в случае признания их таковы-, ми они не предъявляются при разбирательстве дела судом присяжных, а государственный обвинитель лишается права ссылаться на них при поддержке обвинения. Поэтому обсуждение вопроса об удовлетворении заявленного, как правило, стороной защиты ходатайства об исключении того или иного доказательства, полученного с нарушением закона, во многом предопределяет ход и результаты судебного следствия, что требует активного участия прокурора и обстоятельной аргументации его мнения по этому вопросу.
Государственный обвинитель вправе отказаться от обвинения на любом этапе предварительного слушания полностью или в соответствующей части. Он может также изменить обвинение в сторону смягчения путем:
1) исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих ответственность;
2) исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму УК РФ, если действия подсудимого полностью охватываются другой нормой УК РФ, нарушение которой также вменялось в обвинительном заключении;
3) переквалификации деяния по норме УК РФ, предусматривающей более мягкое наказание.
Государственный обвинитель, изменяя обвинение в сторону смягчения на предварительном слушании, должен представить суду новое обвинительное заключение, утвержденное прокурором в пределах его компетенции
При необходимости изменения обвинения государственный обвинитель по этим мотивам заявляет ходатайство судье о возвращении дела для производства дополнительного расследования[4].
Такое же ходатайство государственный обвинитель заявляет, если усматривает в материалах дела существенные противоречия в доказательствах; нарушения закона, которые можно устранить при дополнительном расследовании по делу. Если этого не сделано на стадии предварительного слушания, то указанные обстоятельства могут быть использованы стороной защиты для обоснования ходатайства о прекращении дела, а при судебном разбирательстве — о вынесении оправдательного вердикта. Ходатайствовать о возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования по результатам судебного следствия в суде присяжных государственный обвинитель не вправе.
Поскольку при предварительном слушании обязательно ведение протокола, государственный обвинитель знакомится с ним и, если возникнет необходимость, может сделать замечания по его содержанию
Закон предоставляет государственному обвинителю определенные возможности (хотя и небольшие) повлиять на отбор присяжных. Активная и решающая роль в этом отношении отводится председательствующему судье. Государственный обвинитель в качестве стороны может заявить каждому из явившихся присяжных заседателей отвод по основаниям. Ему предоставлено также право сформулировать и передать судье в письменном виде вопросы, ответы на которые могут быть им учтены при принятии решения о наличии оснований для освобождения конкретного присяжного заседателя от участия в рассмотрении дела: Кроме того, государственный обвинитель имеет право отвести (не более двух) присяжных заседателей, не мотивируя отвод. Для этого достаточно на билетах с указанием фамилий присяжных написать «отведен» и подписаться.
И наконец, государственный обвинитель может воспользоваться предоставленным ему законом правом до приведения присяжных заседателей к присяге заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого дела этот состав коллегии присяжных заседателей в целом может оказаться неспособным вынести объективный вердикт . Такое заявление должно быть мотивированным. Если после выслушивания мнения сторон оно будет признано председательствующим обоснованным, коллегия присяжных заседателей распускается.
В отличие от обычного судопроизводства по уголовным делам в суде присяжных судебное следствие начинается оглашением государственным обвинителем лишь резолютивной части обвинительного заключения. При этом закон запрещает упоминать о наличии у подсудимого (подсудимых) судимости[5].
Дальнейшие действия государственного обвинителя определяются следующими обстоятельствами. Если все подсудимые полностью признают свою вину, их признания сторонами не оспариваются и не вызывают у судьи сомнений, с согласия всех участников процесса судебное следствие на этом заканчивается или ограничивается исследованием тех доказательств, на которые укажут стороны[6]. В случаях, когда хотя бы один из подсудимых не признал себя полностью виновным или государственный обвинитель считает необходимым провести судебное следствие в полном объеме, он приступает к допросам и исследованию других доказательств. Государственный обвинитель может ходатайствовать об исследовании тех доказательств, которые были ранее исключены судьей из разбирательства, не излагая при этом их существа.
Обвинительная речь в суде присяжных имеет только одну особенность. В ней не должны упоминаться имеющиеся у подсудимых судимости. Сведения такого рода, несомненно, имеют значение при решении вопроса присяжными заседателями о том, заслуживают ли признанные ими виновными подсудимые снисхождения или особого снисхождения. Но прокурор не может пускаться на всякого рода ухищрения (например, «случайно» обмолвиться о судимости) для того, чтобы обойти закон.
До удаления присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта государственный обвинитель может изменить обвинение в сторону смягчения, если результаты судебного следствия приведут его к выводу о необходимости это сделать.
Так, Убийца с оружием в руках застигнут очевидцами в момент преступления. Следователь собрал неоспоримые доказательства. Прокурор, внимательно изучив дело, утвердил обвинительное заключение, а затем принял участие в судебном разбирательстве с участием присяжных заседателей. Убедившись в несомненной виновности подсудимого, он выступил с обвинительной речью. Адвокат оспаривает вины подзащитного и просит лишь о смягчении наказания. Подсудимый в последнем слове подтверждает, что совершил убийство и кается в этом. Наконец, суд присяжных , исследовав обстоятельств дела, выслушав прения сторон и последнее слово подсудимого, обсудив в совещательной комнате все за и против, постановляет оправдательный вердикт. В 2001 году по подозрению в совершении убийства Шляк З.был задержан Милюков А. в постановлении следователя изначально было указано, что именно этот человек совершил убийство, однако по окончании предварительного следствия было установлено, что данное преступление было совершено иным лицом, которое было установлено после окончания предварительного следствия[7]
Одна из существенных особенностей участия прокурора в разбирательстве дел судом присяжных состоит в том, что его деятельность не заканчивается произнесением обвинительной речи (или репликой). Государственный обвинитель может предложить поправки к сформулированным председательствующим вопросам, подлежащим разрешению коллегией присяжных заседателей, просить о постановке других вопросов. Признав, что содержание напутственного слова председательствующего нарушает принцип объективности, государственный обвинитель должен воспользоваться своим правом заявить в судебном заседании свои возражения. Иначе впоследствии он лишится возможности сослаться на необъективность напутственного слова как на основание пересмотра дела вышестоящим судом.
Так, по ч. 1 ст. 105 УК РФ была осуждена Шкробко Татьяна Августовна. В период нахождения на даче потерпевший Котляров находился в состоянии сильного алкогольного опьянения, учинил ссору в ходе которой Шкробко Т.А. нанес побои и причинил легкий вред здоровью. В процессе данной ссоры у Шкробко возник умысел на причинение смерти Котлярова. После того как Котляров лег спать, Шкробко Т.А. взяла топор, подошла к лежащему на кровати Котлярову и действуя умышленно с целью убить последнего нанесла удар обухом топора в левую заднюю часть головы, в результате которой наступила смерть. Суд присяжных вынес обвинительный вердикт. Однако прокурор сыграл значительную роль в вынесении данного вердикта, он внес определенные поправки в вопросы сформулированные присяжным, которые значительно смягчали вину Шкробко.[8]
УПК допускает возобновление судебного следствия по просьбе присяжных заседателей в целях дополнительного исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для ответа на поставленные перед ними вопросы. Государственный обвинитель принимает участие в этом дополнительном судебном следствии, произносит речь, использует право на реплику, но только касаясь вновь исследуемых обстоятельств.
После вынесения вердикта присяжных заседателей государственный обвинитель участвует в исследовании доказательств, не подлежащих исследованию с участием присяжных заседателей, выступает по вопросам, связанным с юридическими последствиями вынесенного вердикта (не ставя под сомнение его правильность), включая вопросы квалификации преступления, назначения наказания подсудимому (подсудимым) и разрешения гражданского иска.
Заключение
В заключение можно сказать, что в связи с появлением новых отличных от прошедшего времени условий, задачи прокуратуры также стали изменять свой характер, исчезают старый принципы (политизированность, партийный контроль), появляются новые (демократические принципы в сфере охраны прав человека). И основная цель органов прокуратуры кроме осуществления надзора, еще и способствование осуществлению верховенства закона во всех сферах нашей жизни.
Концептуальное и конституционное (ст. ст. 47, 123 Конституции РФ) закрепление суда присяжных в судебной системе Российской Федерации повлекло соответствующие изменения уголовно-процессуального законодательства, регулирующего, в частности, деятельность прокурора в суде. Создание и функционирование суда присяжных в ряде регионов РФ обусловили необходимость отдельного освещения некоторых особенностей участия прокурора в рассмотрении дел судом этого вида.
Прежде всего следует отметить, что в соответствии с определенной ст. 36 УПК подсудностью, суды присяжных могут рассматривать дела только о преступлениях, перечисленных в этой статье, причем только при наличии об этом ходатайства обвиняемого. Последнее заявляется обвиняемым при объявлении ему об окончании предварительного следствия и предъявлении для ознакомления всех материалов дела. Так как в последующем ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела в суде присяжных, как и отказ от ранее заявленного ходатайства, не принимаются, то прокурор уже на этом этапе знает, что данное дело будет рассматриваться в суде присяжных и может тщательно готовиться к участию в его рассмотрении.
Определенные сложности в подготовке прокурора к участию в рассмотрении уголовного дела в суде присяжных возникают уже с момента заявления соответствующего ходатайства обвиняемым. Такая сложность возникает, когда по делу проходит несколько обвиняемых. В соответствии со ст. 425 УПК дело с несколькими обвиняемыми может быть рассмотрено в суде присяжных только в тех случаях, когда все обвиняемые заявили такого рода ходатайства либо когда отсутствуют возражения других обвиняемых по поводу ходатайства, заявленного одним или другими обвиняемыми. При наличии такого возражения прокурор должен выделить дело относительно возражающих, если это не отражается на всесторонности, полноте и объективности его исследования и разрешения. Удовлетворить это требование бывает нередко крайне сложно и даже невозможно в условиях стабильного роста групповых и особенно организованных преступлений.
Прокурор должен следить за тем, чтобы обвиняемый, не заявивший ходатайства о рассмотрении дела в суде присяжных, был уведомлен, что такое ходатайство о рассмотрении дела в суде присяжных было заявлено другим обвиняемым и чтобы следователь разъяснил ему его право на возражение против рассмотрения дела в суде присяжных. Прокурору также следует иметь в виду, что обвиняемый, не заявивший ходатайства о рассмотрении дела в суде присяжных, тем не менее пользуется правами, предусмотренными порядком рассмотрения дел в суде присяжных, если его дело там рассматривается.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты.
1. Уголовно процессуальный кодекс РФ. – М.. 2004
2. Закон РФ «О прокуратуре РФ» от 18.11.1995.
Научная литература.
1. Божьев В.П. Уголовный процесс. – М.: Спарк, 2002. – 704с.
2. Данилов Е. Уголовно процессуальный кодекс РФ: постатейный комментарий. – М., 2003. – 766с.
3. Лупинская П. Уголовно процессуальное право РФ. – М., 2003. – 564 с.
4. Мозякова В. Комментарий к Уголовно процессуальному кодексу РФ. – М., 2002. – 863с.
5. Петрухин И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть. – М., Проспект, 2001.
6. Рыжаков А.П. Надзорное производство. – М., 1996. – 152с.
7. Смирнова Н. Уголовный процесс. – СПб., 2000. – 383с.
8. Томин В. Уголовный процесс. – М., 2003 – 768с.
9. Чувилеева А. Прокурорский надзор. – М., 2001. – 440.
Материалы судебной практики
1. Бюллетень Верховного Суда. – 2001 – № 6 – С. 18.
2. Бюллетень Верховного Суда. – 2002 – № 3 – С. 14.
[1] Петрухин И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть. – М., Проспект – С. 74
[2] Чувилеева А. Прокурорский надзор. – М., 2001. – С. 253
[3] Томин В. Уголовный процесс. – М., 2003 – С. 614
[4] Божьев В.П. Уголовный процесс. – М.: Спарк, 2002. – С. 563
[5] Томин В. Уголовный процесс. – М., 2003 – С. 616
[6] Божьев В.П. Уголовный процесс. – М.: Спарк, 2002. – С. 568.
[7] Бюллетень Верховного Суда. – 2001 – № 6 – С. 18.
[8] Бюллетень Верховного Суда. – 2002 – № 3 – С. 14.