Содержание

1. Языческие  верования в Китае и Индии. 3

2. Древнеегипетские  языческие верования. 5

3. Древнегреческие языческие верования. 7

Список литературы.. 12

1. Языческие  верования в Китае и Индии


Китайский пантеон богов весьма обилен и сложен. Главным  богом  в древности считался Шан-ди, а затем его заменил Тянь (в переводе "Небо"). Из второстепенных богов видное место занимали бог богатства - Цай-шен и покровители  профессий  для  ремесленников. Купцы почитали помимо бога богатства также местных богов-покровителей. Для крестьян главную роль играли земледельческие божества. Видное  место в верованиях китайцев занимает дракон: многочисленные духи-драконы управляют дождем и водными источниками.

Необычны и оригинальны языческие верования  Индии. В ранний период за основу берутся религиозные тексты - Веды. В них  записаны  гимны  и предания,  посвященные  различным  богам. Одним из ранних образов богов можно считать Индру - бога-воителя и бога  грома  и  молнии (двойственная натура), также мы встречаем здесь других богов: Варуна - олицетворение ночного неба, небесных и земных вод, Дьяус - бог дневного неба. В виде олицетворения  солнца  выступает  целая вереница божеств - Сурья - значит просто солнце, Савитри - "восстановитель",  "оживитель", Пушан - божество солнечного жара, Ушас - богиня зори. Довольно расплывчато представление об  Адити:  это олицетворение  беспредельного пространства. Помимо представленных богов в Ведах встречается немалое количество других богов.  Ведические  боги группировались в две противостоящие категории: асуры и дэвы. К первым принадлежат Дьяус, Варуна, Митра, Савитар,  Адити;  ко  вторым  - большинство остальных. Наряду с богами индийцы почитали предков-питрис. Питрис упоминаются в Ведах очень  часто, но не занимают в них видного места.[1]

В  более поздний брахманский период религия Индии меняется с изменением общественного строя. Теперь общество делится на четыре касты: брахманы - наследственное жречество, кшатрии - каста  воинов, вайшьи - каста земледельцев, скотоводов и торговцев, и шудры - каста рабов. Первые три считались благородными. Кастовый строй был закреплен в памятнике законодательства и религии  Индии  -  в Законах  Ману. На первое место в эту эпоху выдвинулся новый бог - Брама или Брахма, которому и стали приписывать кастовое устройство. По мифу сами касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст его - брахманы, из рук кшатрии, из бедер - вайшьи, из ног - шудры.  Усложняется и сам пантеон богов - теперь боги принадлежат кастам: Брахма - брахманам, Индра (сохранивший свое  значение) - бог кшатриев, Рудра - бог земледельцев. Шудры вообще были отстранены от официального культа.

Была широко распространена идея перевоплощения: душа человека  после его смерти не погибает, а переселяется в другое материальное тело. Во что именно она воплотится, это зависит от поведения человека в теперешней жизни, и прежде всего от соблюдения  им кастовых  правил. Теоретическое обоснование учения о перевоплощении - идея кармы. Карма в переводе на русский - это причинность и судьба. Своим поведением человек сам создает свою судьбу в  будущем воплощении. В этом и заключается закон кармы.

В  дальнейшем верование становится более демократичной. Возникает своеобразное учение об аватарах:  каждое  небесное  божество может  иметь  свою земную аватару. Некоторые из аватар становятся популярными народными божествами. Теперь боги-спасители -  земные боги.  Наиболее  популярным  делается Кришна - спаситель, одна из аватар Вишну. В Южной Индии таким же  богом-спасителем  выступает Рама - легендарный предводитель арийцев при завоевании ими Цейлона, герой древнеиндийского эпоса Рамаяна.

На почве почитания божеств-спасителей складываются многочисленные секты. Во главе их стоят святые мужи-учителя, так называемые  гуру.  Культ гуру выдвигается на первый план. Гуру не только посредник между человеком и богами, он сам почти  воплощение  божества. Каждое слово гуру - священный закон для всех его последователей.  Большинство сект можно соединить в две основные группы, в зависимости от того, какое главное божество они признают. Главных божеств два: Вишну и Шива, сообразно чему секты делятся  вишнуистские  и  шиваистские. Между этими сектами нет борьбы. Брахму признают верховным богом, но его культа нет. Сохраняется в сектах учение о перерождении.

Итак, общие догматы индуизма: признание священного авторитета Вед, учение о карме и переселении душ, вера  в  богоустановленность каст.


2. Древнеегипетские  языческие верования


Необходимый  вклад в историю развития религии внесли верования египтян. Египетская цивилизация оставила после  себя  монументальные  памятники, такие как египетские пирамиды - одно из чудес света. Они связаны с представлениями египтян о жизни  души  после смерти,  о  загробном  мире. Они считали, что со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются части  его  существа: имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся  в небо, и таинственный двойник человека (ка). Ка - своеобразная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба  которого таинственно  связана  с судьбой самого тела. Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при  погребении  покойник не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загробным чудовищем,  если не защитят его магические формулы. В благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего,  ка может  надолго  пережить его. Египтяне достигли больших успехов в мумификации мертвого тела, связанной с их представлениями.  Также у  египтян сложилось представление о покровителях умерших. Каждой местности соответствует свой бог-покровитель. В дальнейшем выдвинулись два божества (период Древнего царства):  солнечный бог Ра и умирающий и воскрешающий бог растительности Осирис. Будучи по мифу первым умершим, Осирис  изображается как  владыка умерших, а его ежегодное воскрешение давало верующим надежду на то, что именно с его помощью душа умершего может спастись от окончательной гибели.[2]

В эпоху Среднего царства возникла идея суда над  душами.  На этом  страшном суде взвешивается сердце покойника и в зависимости от добрых и дурных дел, совершенных им  при  жизни,  определяется судьба  его  души. Судьей душ считается Осирис. Но в добавлении к этому существовало представление о возможности обеспечить  благополучие  души  на том свете чисто магическими средствами. И магические представления преобладали над религиозно-нравственными.

Помимо покровителя умерших Осирис выполнял роль  бога-покровителя  земледельческих  работ,  растительности.  Характер образа Осириса как бы олицетворял хлебное зерно. В дальнейшем с  культом Осириса была тесно связана Исида - богиня плодородия. Затем сформировался  образ  солнечного бога Ра, который стал главной частью государственной религии Египта.

Египетское язычество выросло из почитания местных номовых  божеств-покровителей. Номы - остатки древних племен, объединенных в конце 4 тысячелетия до н.э. под общей властью царя. Культ номовых богов  сочетался с поклонением общеегипетским божествам. Остались в религии Египта и следы тотемизма, но культ  животных  в  Египте был  локальным. В почитании местных богов-покровителей происходил процесс антропоморфизации священных животных, так кошка превратилась в богиню Бастет, изображающуюся с кошачьей головой, сокол - в  бога  Гора.  Существуют изображения бога Тота с головой ибиса, Анубиса - с головой собаки, богини Сохмет с головой львицы.

Для египетской религии была характерна одна  особенность:  с изменением  места царствования династии, с изменением столицы государства менялся  и  состав  пантеона  богов.  Основной  номовый бог-покровитель  настоящей  столицы занимал главенствующую роль в пантеоне общеегипетских богов. Так  первые  объединители  Египта, вышедшие из Иераконнополя и Эдфу превратили своего племенного бога  сокола Гора в общеегипетского бога солнца (1-2 династии), затем с перенесением столицы царства в Мемфис (3-ая династия) главным официальным богом Египта становится мемфиский бог Птах и т.д. Другие местные божества со временем вошли  в  пантеон  египетских богов.  Например гермопольский бог Тот стал покровителем писцов и ученых, снутский Анубис - богом загробного царства,  лотапольская Сохмет - богиней войны, коптосский Мин - покровителем иностранцев и т.д.

Космогонических мифов у египтян было много, в каждом существовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местному божеству. Геопольские верующие приписывали создание мира своему солнечному богу Ра. Сам Ра был порожден отцом своим, первобытным  хаосом  Нун,  из  этого  хаоса Ра, совокупившись сам с собой ("упало семя в мой собственный рот") создал одно за другим высшие божества, людей и животных. Он "изрыгнул" бога Шу  (олицетворение воздуха)  и Тефнут (его женское дополнение), от этой божественной пары родилась в свою очередь Геб (земля), Нут (небо) и другие боги, составляющие "великую девятку", и "родили они потомство, многочисленное на земле этой". Людей создал Ра из своих слез, солнце - око Ра, луна - другое око.[3]

Существовали также другие космо- и  антропогонические  мифы: например, представление о мировом яйце, из которого родилось солнце, а может быть и весь мир; существовал миф о том, что бог-горшечник Хнум вылепил людей на гончарном круге.

Существование  различных  космогонических  мифов и изменение египетского пантеона в целом говорит о разобщенности страны и религии Египта.


3. Древнегреческие языческие верования


Несколько  иным образом сформировалась древнегреческая религия. Так же как и египетской и многим другим религиям мира ей был присущ местный характер развития.  Т.е.  в  различных  местностях Греции  чтились свои божества, часто связанные с местными рельефными особенностями или олицетворявшие  их,  от  которых  зависела жизнь  верующих:  так в Псофиде поклонялись местной реке Эриманф, которой был посвящен храм; в Орхомене - священным  камням,  будто бы  упавшим некогда с неба, на горе Анхесме почитался Зевс Анхесмий, Зевс Лафистий - олицетворение  горы  Лафистиона.  В  каждой местности  или городе был свой патрон-покровитель. Этот культ носил государственный характер. Причем культ этот был  очень  строгим: вообще к богам можно было относиться скептически, общеобязательных догматов греческая религия не знала, но нельзя было уклоняться от исполнения обязанностей обрядов в честь бога-покровителя,  нельзя  было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого закона грозило суровое наказание.

Из множества местных богов, с  течением  времени,  некоторые образы  слились  в  единые общегреческие божества, например, Зевс

Лафистий, Зевс Крокеат, культ Зевса на Крите и Фессалии, переросли в культ Зевса - как верхового бога, "отца богов и людей".  Самое  имя Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевропейскому корню (Дьяус у индийцев, Тиу у германцев). У имени Зевса существовало около 50 эпитетов, указывающих на его функции:  подземный, т.е. обеспечивает плодородие, дожденосный, всепородитель, властитель судеб и т.д.

Образ Геры, главной из богинь, супруги Зевса, вырос из образа богини-коровы, покровительницы Микен. Посейдон был древним  морским  божеством  Пелапонесса.  Культ  Посейдона, вобрав в себя ряд местных культов, стал богом моря и покровителем  коней.  Афина - древнее  божество  - покровительница городов и городских укреплений. Другое ее имя - Паллада - тоже эпитет, означающий  "Потрясательница  копья".  По классической мифологии, Афина выступает как богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении.  Богиня Артемида  - одно из наиболее чтимых греками божеств. Обычно полагают, что культ Артемиды возник в Малой Азии, где  она  считалась покровительницей  плодородия.  В  классической мифологии Артемида выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спутницей - ланью. Чрезвычайно сложный и неясный  образ  представляет собой Аполлон, которому в греческой мифологии и верованиях принадлежало  весьма  видное место. В Пелапонессе Аполлон считался пастушеским божеством. Около Фив почитали Аполлона Исмения: этот  эпитет  - название местной реки, которую когда-то обожествляли жители. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов  Греции. Его считают воплощением национального духа. Главные функции Аполлона:  прорицание  будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание, очищение от всякой скверны, божество света,  правильного,  упорядоченного миропорядка. Бог-целитель Акслепий сложился на чисто греческой почве. Аркадским по происхождению был бог пастухов Пан. Малоазиатская богиня плодородия Афродита  превратилась у греков в богиню красоты, любви, идеализированное олицетворение женственности. Арес, заимствованный у фракийцев  стал  неистовым богов  войны. Далее: Деметра - богиня плодородия, Гефест - олицетворение земного огня и кузнечного ремесла, Гестия - также олицетворение огня, только домашнего, божество семейного очага,  Гермес -  покровитель  дорог и путников, бог торговли. Некоторые из греческих богов представляют собой более или менее абстрактные образы - олицетворения отдельных отвлеченных понятий: Плутос - непосредствнное олицетворение богатства, Немезида - богиня  возмездия, Фемида  - богиня правосудия, Мойры - богини судьбы, Нике – богиня победы и это далеко не все божества греков.

Космогоническая тематика в народных  верованиях  не  занимала заметного  места.  Идея бога-творца отсутствовала в этом верованиии. По Гесиоду из Хаоса родилась Земля, Мрак,  Ночь,  а  затем  Свет, Эфир,  День,  Небо, Море и другие великие силы природы. От Неба и Земли родилось старшее поколение богов, а от них уже Зевс и  другие олимпийские боги.

Центрального  культа В Греции не было, но на почве культурной общности, некоторые культовые центры получили  широкое,  общегреческое  значение.  Святилища Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии, Деметры в Эпидавре и др. получили широкую известность и пользовались почитанием во всей Греции. В целом же  верования  Греции  были разобщены, хотя более или менее стабильна.[4]

По  тем  языческим верованиям,  которые описывались  выше можно предположить каким образом развивался образ бога  в  человеческом сознании. На ранних этапах развития в связи со страхом, вызванным невозможностью объяснить явления природы и представить свое место в мире, человек приписывает сверхъестественное всему окружающему, и,  в  первую очередь, предметам, непосредственно связанным с его жизнью: животным, которые его окружают, на которых  он  охотится, от  которых  зависит его жизнь; явлениям природы, которые он не в состоянии предугадать и от которых зависит успех в  земледелии  и опять  же его жизнь. Человек пытается воздействовать на сверхъестественные силы, обращаясь к ним, молясь, принося жертвы. Он  пытается обеспечить себе и свой семье удачу в жизни во всех отношениях.  Но уже на этом уровне возникают морально-нравственные законы пока еще на подсознании, установление которых  приписывается  тем же силам. Они передаются из поколения в поколение.

Итак, с начала бог для человека изображается в животном  обличии  или  как  полуживотное-получеловек, и его функции в основном связаны с жизнью самого человека.

В дальнейшем мы встречаем частичное  отделение  необъяснимого от природы, т.е. существование независимых физически, но покровительствующих  природе  духов,  которых  человек не может видеть и ощущать, но считает возможным влияние на них. Сам способ  влияния не  изменился - это те же моления и жертвоприношения. Уже на этом уровне возникают вопросы о возникновении всего сущего,  возникают космогонические мифы о возникновении мира. Также появляются представления  о  сущности  смерти, о продолжении существования после смерти и т.д. Т.е. мы встречаем попытку человека осознать  мир  и свое  место  в  нем. В этот момент бог предстает перед человеком, как множество физически неоформленных сил, жизнь которого зависит от них. Теперь человек пытается общаться с ними путем сновидений, подсознательных явлений и т.д.

Далее боги формируются в четкое и определенное  понятие.  Это либо  люди  (они,  как правило, выступают в некотором множестве), либо антропоморфные существа, которым опять приписывают силы природы, жизненный успех, ремесленнические покровительства. Образ их существования схож с человеческим, т.к. приносимые жертвы  в  основном  считаются  пищей  и предметами пользования богов. На этом этапе возникают мифы о появлении богов, об  их  влиянии  друг  на друга,  часто  об их жизни и бессмертии. Человек боится смерти, и поэтому бессмертие он приписывает богам. Ранее и сейчас мы  встречаем в любой религии правила, которые должен исполнять человек на протяжении жизни. Одно из самых древних "правил" - это поклонение предкам.  История  этого  культа тянется еще со времен племенного устройства. Часто он связан  с  обожествлением  самих  предков  и представлениях  о  загробном  мире. Еще одно из основных правил это почитание богов. Также существует правило сохранения государственных устоев. Оно проявляется как обожествление императоров  и выполнение своих обязанностей перед ним.[5]

Вот  некоторые  из основных необходимых понятий для человека. Помимо них проявляются чисто нравственные понятия  более  свойственные для мировых религий.

Итак Бог из животного пройдя некий путь развития переходит в схожее  с человеком существо, до некоторого периода выступающее в множественном числе, которое является либо путем появления всего сущего, либо не являясь причиной, становится творителем и  правителем мира, он устанавливает правила, следит за их выполнением и решает судьбу человека в зависимости от их исполнения.

Список литературы


1.     Алексеев В.П. Происхождение религии. - М.: Наука, 2002

2.     Орлов А.С. История. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.

3.     Религия в истории народов мира / Под ред. С.А.Токарев.- М.: Логос, 2003

4.     Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История. - М.: Дело, 2001.

5.     Тихонравов Ю. В. Религии мира – М.: Universal, 2002



[1] Алексеев В.П. Происхождение религии. - М.: Наука, 2002 – с 23.


[2] Религия в истории народов мира / Под ред. С.А.Токарев.- М.: Логос, 2003 – с 49.


[3] Тихонравов Ю. В. Религии мира – М.: Universal, 2002 – с 44.


[4] Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История. - М.: Дело, 2001. – с 31.


[5] Орлов А.С. История. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.