Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1.   Сущность и методы управления природопользования. Характеристика экономических методов управления природопользования.............................. 4

2.   Планирование и прогнозирование природопользования. Государственные природоохранные программы........................................................................... 7

3.   Экономическое стимулирование рационального природопользования. Понятие и методы............................................................................................................... 10

Заключение........................................................................................................ 13

Список использованной литературы............................................................... 14

Введение

Взаимосвязь экономики и экологии должна опираться на результаты комплексного "анализа всей совокупности показателей научно-технического прогресса в отраслях промышленности, сельского хозяйства и в непроизводственной сфере, становления рыночной экономики, цивилизованного расширения форм собственности на средства производства и природные ресурсы и других важнейших направлений реструктуризации экономики. Особую озабоченность вызывает кризисное эколого-экономическое состояние многих регионов России.

Отсутствие цивилизованных механизмов расширения форм собственности и методических разработок по комплексному анализу показателей эколого-экономической эффективности не позволяет четко определить реальные затраты на создание системы рационального природопользования и природоохранную деятельность в условиях рынка.

Цель данной работы – рассказать об экономике природопользования, а именно: о сущности, методах, задачах, понятиях и др.

Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:

Сущность и методы управления природопользования. Характеристика экономических методов управления природопользования

Планирование и прогнозирование природопользования. Государственные природоохранные программы.

Экономическое стимулирование рационального природопользования. Понятие и методы.

1.   Сущность и методы управления природопользования. Характеристика экономических методов управления природопользования.

Природопользование – один из самых сложных объектов управления, оно находится на стыке взаимодействия естественных и общественных процессов. Отсюда – чрезвычайно важная роль научного обоснования управленческих решений на всех уровнях управления природопользованием.

Эффективность системы управления природопользованием в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования природных ресурсов. Необходимо разработать комплексную систему контроля, нормирования и стимулирования природопользования.

В управлении природопользованием используют различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население страны. Среди них наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления.

Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.

Система цен, тарифов, платежей и штрафов призвана:

·     обеспечивать рациональное и комплексное использование минеральных и других ресурсов;

·     охрану и воспроизводство окружающей природной среды.[1]

При использовании экономических методов отпадает необходимость принуждения коллективов и отдельных работников предприятий к снижению потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, к восстановлению нарушенных земель, очистке сбрасываемых в водоемы вод и выбросов в атмосферу. Эти задачи решаются на основе использования системы экономического стимулирования рационального природопользования.

Конечные результаты работы предприятий должны быть тесно увязаны с эффективностью проводимых ими природоохранных мероприятий, чтобы каждый трудовой коллектив, и каждый работник были заинтересованы в соблюдении требований природоохранительного законодательства.

Все возрастающую роль в обеспечении охраны окружающей природной среды и рациональном использовании природных ресурсов играют методы оптимизации управленческих решений. Они основаны на широком использовании экономико-математических методов, сетевых моделей, автоматизированных систем управления и ЭВМ в разработке, оптимизации и принятии управленческих решений. С их помощью разрабатывают модели охраны природы в зоне действия промышленных предприятий, регионов страны и водных бассейнов. Подобные модели позволяют наблюдать будущие ситуации, анализировать влияние различных проектов и решений на состояние природной среды, вносить коррективы и предложения по предупреждению последствий.

Предприятия вносят плату за природные ресурсы согласно установленным нормативам, которые предусматривают плату за право пользования, за воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы загрязняющих веществ и т.п. При превышении предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, платежи взимают в кратном размере, исходя из затрат на ликвидацию загрязнения.

Средства, взимаемые с предприятий и организаций за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов, направляются на выполнение природоохранных мероприятий.

Органической частью системы государственного контроля за рациональным природопользованием является ведение постоянного статистического учета в области ресурсосберегающей и природоохранной деятельности предприятий.

Надзор и контроль за состоянием природных ресурсов осуществляется также через систему кадастрового учета. Государственные кадастры природных ресурсов представляют собой свод достоверных и необходимых сведений о количественном и качественном состоянии соответствующих ресурсов, их правовом статусе и народнохозяйственном использовании. Согласно действующему законодательству в РК ведутся кадастры природных ресурсов – земельный, водный, лесной и месторождений полезных ископаемых[2].

2.   Планирование и прогнозирование природопользования. Государственные природоохранные программы.

 

Программно-целевая оптимизация при современных методах исследования очень часто представляет собой математическую задачу минимизации или максимизации целевой функции или функции с одной или несколькими переменными при наличии ограничений, наложенных на эти переменные.

Общей целевой функцией для общегосударственной системы охраны окружающей среды являются максимум ее эффективности при минимуме общих затрат, минимум потерь в народном хозяйстве и в обществе, а для региональной системы критерием оптимальности может быть выбран максимум уровня рентабельности природоохранных мероприятий.

Поиск оптимума целевой функции есть формальный аспект программно-целевой оптимизации, по которому поставленная задача решается обычно с помощью математических методов, а содержательные аспекты программно-целевой оптимизации — это выбор критерия оптимальности, который является неотъемлемой частью всей работы, связанной с особенностями исследуемого объекта и его свойствами, требующими некоторых изменений в существующих математических моделях и алгоритмах поиска и расчета плановых показателей.[3]

При экономико-математическом моделировании сложных и многомерных эколого-экономических систем в целях прогнозирования благоприятных исходов и создания организационных систем управления важным этапом является выбор оптимального алгоритма исследования.

Программные решения должны следовать основному требованию: намечаемая хозяйственная и иная деятельность не должна приводить к ухудшению экологической ситуации в регионах, она обязана соответствовать федеральным и региональным природоохранным нормам и правилам.

Сведения, представляемые в федеральных и региональных программах, должны быть достаточными для того, чтобы: определить экологические риски намечаемой деятельности в конкретном регионе или административно-территориальном подразделении; оценить рациональность использования федеральных ресурсов и бюджета для финансирования программы и использования внебюджетных фондов, в том числе для природоохранных мероприятий.

При обосновании основных природоохранных мероприятий в федеральных и региональных программах следует руководствоваться законодательными актами по охране природы и природопользованию, международными документами в области охраны природы, необходимо учитывать экологическую ситуацию и социальные условия в различных регионах.

Все программные мероприятия и очередность их выполнения должны быть увязаны с финансовым обеспечением программы. На отдельные виды деятельности в сфере науки, техники и производства указываются источники финансирования, отдельным пунктом определяется финансирование системы слежения (наблюдений) за экологическим состоянием территории в зонах воздействия намечаемых к строительству производственных объектов системы локального производственного мониторинга. Необходимо также представить перечень возможных исполнителей программы в части экологического обеспечения программных решений.

Приведенные в федеральных программах показатели предлагаемых природоохранных мероприятий следует четко соотнести с программой мер по хозяйственному, техническому, социально-экономическому и иному освоению территории (региона). Темпы развития природоохранной деятельности должны соответствовать темпам социально-хозяйственного развития регионов или опережать их, чтобы не допустить критического снижения экологической емкости территории, ее ресурсного потенциала и не создавать кризисной экологической ситуации.

Региональные программы, так же как и федеральные, должны содержать экологическое обоснование намечаемой деятельности по всем вариантам программных решений и включать: анализ состояния природной среды в регионе и достигнутого уровня развития экономики применяемых технологий и методов; выявление неиспользованных возможностей, резервов, включая вторичные ресурсы; определение сроков ввода в эксплуатацию планируемых объектов, в том числе природоохранных мероприятий; прогнозную оценку экологического риска, с учетом экологической опасности возможных аварий; определение позитивных и негативных последствий планируемой деятельности; комплекс природоохранных мероприятий, очередность выполнения и план финансирования.

При разработке региональных экологических программ необходимо провести оценку существующего экологического состояния территории, выявить источники загрязнения и ухудшения экологической ситуации в регионе, а также оценить роль глобального загрязнения среды в экологическом состоянии региона, определить комплекс мер по реабилитации территории, включая экологические, социальные, организационные и экономические меры.

Региональные программы, так же как и федеральные, должны содержать экологическое обоснование намечаемой деятельности по всем вариантам программных решений и включать: анализ состояния природной среды в регионе и достигнутого уровня развития экономики применяемых технологий и методов; выявление неиспользованных возможностей, резервов, включая вторичные ресурсы; определение сроков ввода в эксплуатацию планируемых объектов, в том числе природоохранных мероприятий; прогнозную оценку экологического риска, с учетом экологической опасности возможных аварий; определение позитивных и негативных последствий планируемой деятельности; комплекс природоохранных мероприятий, очередность выполнения и план финансирования.[4]

3.   Экономическое стимулирование рационального природопользования. Понятие и методы.

Рациональное природопользование – эффективное, целевое использование природных ресурсов, осуществляемое с соблюдением публичных интересов, с учетом экологических связей в окружающей природной среде и в сочетании с охраной природы как основы жизни и деятельности человека. Понятие не получило закрепления в федеральном экологическом законодательстве. Рамки содержания понятия установлены в ст. 285 ГК РФ. В региональном законодательстве о регулировании земельных отношений предприняты попытки закрепить определение понятия, однако его критерием избирается не экономико-экологическая, а лишь экологическая оценка производственной деятельности природопользователя, что не соответствует российской экологической доктрине.

Существующее природно-ресурсное и экологическое законодательство не обеспечивает полную регламентацию экономического механизма природопользования. Это существенно влияет на финансовые интересы региона и снижает экономический эффект природопользования.

Нормативно-правовая база финансово-экономического механизма должна стимулировать рациональное природопользование и обеспечивать повышение налоговых поступлений (прежде всего рентных) в региональный бюджет.

Экономизация законодательства позволит:

·        реструктурировать налогооблагаемую базу, снизив нагрузку на обложение труда и капитала;

·        повысить базовые нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду;

·        повысить удельный вес ресурсных и экологических платежей в общей структуре налоговых поступлений;

·        аккумулировать и целевым назначением использовать полученные средства. [5]

Новая нормативно-правовая база позволит усовершенствовать финансово-экономический механизм, снизить антропогенную нагрузку и повысить качество окружающей среды в целом.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие механизм и порядок возмещения материального ущерба гражданам от вреда здоровью, вызванного загрязнением окружающей среды, отсутствуют. Это нарушает принцип социальной справедливости и отрицательно сказывается на достижении социального согласия в условиях устойчивого экономического развития.

Необходимо иметь нормативно-правовые акты, регламентирующие механизм и порядок возмещения материального ущерба гражданам от вреда здоровью, вызванного загрязнением окружающей среды, основанные на принципах законности, межведомственного взаимодействия, преемственности.

Принятие и исполнение нормативно-правовых актов позволит реализовать возмещение материального ущерба гражданам от вреда здоровью, вызванного загрязнением окружающей среды.

Формируемый в настоящее время экономический механизм рационального природопользования своей целью имеет стимулирование природопользователя сделать природоохранные мероприятия неотъемлемой частью своей хозяйственной деятельности. Методы мотивации должны быть как негативные (разовые, регулярные, карательные, компенсационные и др. платежи), так и позитивные (льготное налогообложение прибыли, кредитование, надбавки к ценам за экологически безопасную продукцию, льготные условия амортизации природоохранных фондов и др.). Ведущим звеном в системе экономических регуляторов природопользования в условиях рыночного хозяйства должны стать платежи за использование природных ресурсов.

Основными принципами этого механизма должны стать платность всего природопользования и индивидуальный подход к природопользователям.

Система платежей за природные ресурсы и экологических налогов позволит экономически стимулировать экологичность хозяйственной деятельности предприятий и пополнять средства основных источников финансирования охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Недостаточное финансирование природоохранных мероприятий было и остается одной из основных проблем формирования экономического механизма рационального природопользования. Это несет в себе угрозу усиления антропогенной нагрузки и снижения экологической емкости территории. В этой ситуации экологический фактор становится лимитирующим для экономического роста и развития.

При переходе к рыночным механизмам в управлении качеством окружающей среды финансирование природоохранных мероприятий должно базироваться на программно-целевом подходе и материальной ответственности природопользователей.

Увеличение средств на финансирование природоохранных мероприятий произойдет за счет взимания залоговых платежей, обязательного экологического страхования, реинвестирования в них части природной ренты.[6]

Заключение

Итак, с точки зрения быстро развивающегося государства правильная оценка ресурсного дефицита может привести к некоторым конкретным выводам.

1.  Проблема истощения ресурсов существует. Воздух, вода, земная кора обеспечивают нас жизненно важными ресурсами. По расчетам ученых запасы большинства ресурсов не должны истощаться многие миллионы лет. Проблема не в наличии ресурсов, а скорее в том, какую мы желаем платить цену, чтобы добыть и использовать эти ресурсы.

2.Очевидно, что местный дефицит (как противопоставленный общему) будет наблюдаться по многим ресурсам. Для некоторых видов рыб и минералов мы, возможно, в течение следующих 50 лет столкнемся с таким ростом издержек добычи, который повлияет на нормы потребления этих ресурсов в сторону их снижения.

3.   По некоторым основным минералам и видам топлива мы уже прошли точку, где цены ресурса растут очень медленно. Пока этот вывод недостаточно очевиден, чтобы использовать его для предсказаний общей нехватки. Вероятно, мы вступаем в период относительно растущих ресурсных цен.

4.   Возможность определить ресурсный дефицит в настоящее время ограничивается отсутствием всеобъемлющих показателей, которые позволили бы заглянуть в будущее. Хотя некоторые показатели используются, они не охватывают ресурсов и рыночных ситуаций.

Одно из наиболее слабых мест в нашей системе мёр по преодолению дефицита — неспособность рыночной системы включить в цену различные издержки, связанные с охраной окружающей среды от загрязнения. Рост использования ресурсов при отсутствии мер контроля чреват потерей генетического разнообразия или ухудшением эстетики, загрязнением воздуха, которым мы дышим, загрязнением воды или изменением климата.[7]

Список использованной литературы

1.     Папенов К.В. Экономика и природопользование. М.: Изд-во МГУ, 1997. – 240 с.

2.     Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием, М.,1993.

3.       Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. М.: Аспект-Пресс, 1995

4.       Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования. Учебник для вузов / Под ред.  Гирусова Э.В.- М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998 – 455 с.

5.       Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 1997 – 272 с.


[1] Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования. Учебник для вузов / Под ред.  Гирусова Э.В.- М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998 – 455 с.

[2] Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования. Учебник для вузов / Под ред.  Гирусова Э.В.- М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998 – 455 с.

[3] Папенов К.В. Экономика и природопользование. М.: Изд-во МГУ, 1997. – 240 с.

[4] Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием, М.,1993.

[5] Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 1997 – 272 с.

[6] Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. М.: Аспект-Пресс, 1995

[7] Папенов К.В. Экономика и природопользование. М.: Изд-во МГУ, 1997. – 240 с.