Содержание:


1.   Логическая схема базы знаний по курсу «Мировая экономика». 3

2.   Параметры, определяющие развитие внешней торговли на современном этапе (по М. Портеру) 4

3.   Краткая характеристика теорий международных отношений. 4

4.   Формы кооперирования. 7

5.   Задача 1. 8

6.   Задача 2. 9

7.   Основные понятия. 9

8.   Задача 3. 10

9.   Задача 4. 13

10.     Задача 5. 15

Список используемой литературы.. 17





1.  Логическая схема базы знаний по курсу «Мировая экономика»


2.  Параметры, определяющие развитие внешней торговли на современном этапе (по М. Портеру)

М. Портер признает значимость первого параметра – факторных условий, численность которых увеличивается путем введения новых. Второй параметр – условия спроса – представляет собой требования внутреннего рынка, определяющие развитие фирмы, взаимосвязь с потенциальным развитием мирового рынка. Третий параметр – близкие и обслуживающие отрасли – характеризуют наличие эффективного производственного окружения, непосредственно влияющего на деятельность фирмы. Четвертый параметр – стратегия фирмы и конкуренция связан с фирменной стратегией и организационной структурой.[1]

3.  Краткая характеристика теорий международных отношений


Теория международных отношений

Характеристика теории

Теория сравнительных преимуществ

Анализ абсолютных преимуществ был дополнен теорией сравнительных преимуществ, в основе которой лежит принцип сравнительных преимуществ: совокупный выпуск продукции будет наибольшим тогда, когда каждая страна будет производить тот товар, по которому она имеет меньшие сравнительные издержки. Эта теория показывает, что любая страна может участвовать в международной торговле, и при этом все участники торговли получают выигрыш по сравнению с ситуацией самообеспечения.

Теория факторов производства Хекшер-Олина

Основой современных представлений о причинах специализации отдельных стран является теория соотношения факторов производства (теория Хекшера-Олина). Эта теория доказывает, что страна должна экспортировать те товары, в производстве которых интенсивно используются избыточные для данной страны факторы. В целом справедливость этой теории доказывается структурой современной мировой торговли при сравнении ее с распределением факторов производства между отдельными странами. Однако многие направления современной специализации нельзя объяснить с помощью теории Хекшера-Олина, в частности быстрое развитие внутриотраслевой торговли, что порождает в современной теории значительный негативизм в отношении теории соотношения факторов.

Парадокс Леонтьева

Известный американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев, исследуя в 1956 г. структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что вопреки теории Хекшера – Олина в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – Капиталоемкие. Этот результат стал известен как парадокс Леонтьева.

Дальнейшие исследования показали, что противоречие, обнаруженное В. Леонтьевым, может быть устранено, если при анализе структуры торговли учитывать более двух факторов производства.

Какое объяснение дал своему парадоксу В. Леонтьев? Он выдвинул гипотезу, что в любой комбинации с данным количеством капитала один человеко-год американского труда эквивалентен трем человеко-годам иностранного труда. А это означает, что США и в самом деле трудоизбыточная страна, так что никакого парадокса нет.

В. Леонтьев также предположил, что большая производительность американского труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Он провел статистическую проверку, которая показала, что США экспортируют товары, требующие более квалифицированного труда, чем труд на производство «конкурирующего импорта». Для этого В. Леонтьев разбил все виды труда на пять уровней квалификации и вычислил, сколько человеко-лет труда каждой квалификационной группы нужно на производство 1 млн. долл. американского экспорта и «конкурирующего импорта». Оказалось, что экспортные товары потребовали значительно более квалифицированного труда, чем импортные.

Теория «цикла жизни продукта»

Связываемая с именами американских ученых Ч. Киндельбергера, Р. Вернона, Л. Уэлса теория «цикла жизни продукта» отразила реальность 60-х годов, когда разработанные для американского рынка и потребляемые в США товары стали постепенно распространяться в другие развитые страны.

США от других стран, подчеркивают сторонники теории, отличаются тем, что они имеют многочисленный круг потребителей с высокими уровнями образования, квалификации, доходов. На таких потребителей ориентируются фирмы, изготавливающие новые и новейшие продукты. Новые товары появляются в США не потому, что там наиболее квалифицированные разработчики. Здесь значительно выше спрос на новейшие товары. За границей обеспеченные группы населения «тянутся» за американцами, покупая дорогие импортные товары. В этом случае фирмы США, разработавшие новейшие товары, начинают экспорт за границу—первый этап экспорта.

По мере роста спроса за границей на ввозимый товар на него начинают реагировать местные производители, а следовательно, начинает развиваться национальное производство. Местные фирмы имеют преимущество перед американскими, так как лучше знают свой рынок, у них меньше расходы на рабочую силу.[2]

4.  Формы кооперирования



5.  Задача 1


В 2001 г. величина ВВП США составляла 4227,9 млрд. дол. Объем экспорта составлял 448,16 млрд. долл. Рассчитайте экспортную квоту США в 2001 г.

В 2001 г. величины ВВП Великобритании составил 808,5 млрд. долл., объем экспорта страны 190 млрд. долл. Рассчитайте экспортную квоту и определите степень открытости экономики.

Величина ВВП Японии в 2001 г. составил 3332,1 млрд. долл., а объем экспорта 339,88 млрд. долл. Рассчитайте экспортную квоту и определите степень открытости экономики.

Решение:

Квота – доля показателя в общем объеме исследуемого процесса или явления, количественно определенная или относительная величина.[3] Таким образом, для данной задачи таким показателем будет являться экспорт. Отсюда формула для решения выглядит следующим образом:

, где ЭК – экспортная квота в %, ОЭ – объем экспорта в млрд. дол, ВВП – объем ВВП в млрд. дол.

Степень открытости экономики государства – объем экспорта в расчете на душу населения, т.е.

, где СОЭ – степень открытости экономики в тыс. дол/чел. ОЭ – объем экспорта в млрд. дол, ЧН – численность населения, чел.

Таким образом, для США

Для Великобритании

тыс. дол./чел.

Для Японии

тыс. дол./чел.

6.  Задача 2


Объем экспорта Канады в 2001 г. составил 134,06 млрд. долл., при объеме мирового экспорта 264,3 млрд. долл. Рассчитайте долю Канады в общем объеме мирового экспорта в 2001 г.

Рассчитайте долю Италии в общем объеме мирового экспорта в 2001 г., если объем национального экспорта в 2001 г. составил 178,16 млрд. долл., а объем мирового экспорта в 2001 г. был 3643,6 млрд., долл.

Рассчитайте долю Германии в общем объеме мирового экспорта в 2001 г., если объем национального экспорта составил 422.27 млрд. долл., а объем мирового экспорта в 2001 г. был 3643,6 млрд. долл.

Решение:

Доля Канады =

Доля Италии =

Доля Германии =

7.  Основные понятия


Условие торговли – соотношение экспортных цен, рассматриваемой страны к ее импортным ценам, которое показывает относительную выгоду страны по отношению к торговому партнеру.[4]

Выигрыш от торговли – превышение стоимости экспортной продукции над стоимостью импортной продукции.

Демпинг – продажа товаров на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем рынке, обычно ниже издержек производства.

Протекционизм - это система ограничений импорта, которая включает введение высоких таможенных пошлин, запретов на ввоз определенных продуктов и других мер, препятствующих конкуренции импортных товаров с местным производством.[5]

8.  Задача 3


Предположим, что США могут производить 3 компьютера или 3000 бочек вина, используя при этом 1 единицу ресурсов; Франция может производить 1 компьютер или 500 бочек вина, используя при этом также 1 единицу ресурсов. Ответьте:

а)      приведет ли специализация каждой страны к увеличению суммарного производства?

б)      данный пример иллюстрирует абсолютное или сравнительное преимущество?

в)      Как будет выглядеть на рисунке линия производственных возможностей США, если максимальное количество компьютеров, которое может быть произведено в этой стране, составляет 1000 штук.

г)       Начертите линию торговых возможностей США, предполагая, что страна производит только компьютеры и продает их во Францию в обмен на вино (цена 1 американского компьютера равна цене 2000 бочек французского вина).

д)      Как будет выглядеть линия производственных возможностей (ЛПВ) Франции, если максимальное количество бочек вина, которое может быть произведено в этой стране, составляет 2 млн.?

е) Начертите линию производственных возможностей Франции, предполагая, что страна произведет только вино и продает его в США в обмен на компьютеры (цена 1 американского компьютера равна цене 2000 бочек французского вина).

Решение:

А) нет так как существует только одна точка специализации, показывающая оптимальное сочетание производственных возможностей двух стран.

Б)


США

Франция

Компьютеры

3

1*

Вино

3000

500*


По абсолютному преимуществу получается, что Франции выгодно производить и компьютеры и вино. Это нереально.

А по сравнительному преимуществу следующая ситуация:

США:         1 ед. компьютера = 1000 бочек вина.

                   1бочка вина = 0,001 ед. компьютера.

Франция:   1 ед. компьютера = 500 бочек вина.

                   1бочка вина = 0,002 ед. компьютера.

Получается, что США выгоднее производить компьютеры, а Франции – вино.

Данная ситуация иллюстрирует сравнительное преимущество.

Надпись: Бочки вина, тыс. шт.В) для США

Г)

Надпись: Бочки вина, тыс. шт.
 









Д)

Надпись: Бочки вина, тыс. шт.
 









Е)

Надпись: Бочки вина, тыс. шт.
 









9.  Задача 4


Имеются данные, характеризующие отношения между количеством часов рабочего времени, затраченного в сталелитейной промышленности и объемом выплавки стали в индустриально развитой стране:

Рабочее время, млн. ч.

Объем производства, млн. т

1

2

2

4

3

7

4

9

5

10

6

9

а)      При каком уровне затрат рабочего времени предельный продукт труда уменьшается?

б)      Предположим, что использование новой технологии позволило в 2 раза увеличить производительность труда в сталелитейной промышленности. Определите величины предельного продукта труда при увеличении объема рабочего времени с 4 до 5 млн. часов. Определите величину среднего продукта труда при использовании 6 млн. часов рабочего времени.

 в)     Если до использования новой технологии производилось 4 млн. тонн стали, а после ее введения стало производиться 8 млн. тонн, то во сколько раз выросла производительность труда?

г)       Изобразите на рисунке кривую среднего продукта труда до использования новой технологии.

Решение:

А)

Рабочее время, млн. ч.

Объем производства, млн. т

Предельный продукт труда

1

2

2

4

2

3

7

3

4

9

2

5

10

1

6

9

-1

Предельный продукт труда уменьшается уже при увеличении объема рабочего времени с 3 до 4 млн. ч.

Б) при использовании новой технологии производительность труда возрастает в два раза, значит объемы производства тоже возрастут в два раза. Составим таблицу, показывающую это изменение.

Рабочее время, млн. ч.

Объем производства, млн. т

1

4

2

8

3

14

4

18

5

20

6

18

Предельный продукт труда определяется соотношением:

.

Средний продукт определяется по формуле:

.

В) производительность труда прямо пропорциональна объему производства, поэтому при увеличении объема производства с 4 млн. тонн стали до 8 млн. тонн стали, производительность увеличивается в два раза.

Г)

Рабочее время, млн. ч.

Объем производства, млн. т

Средний продукт труда

1

2

2

2

4

2

3

7

2,3

4

9

2,25

5

10

2

6

9

1,5





10.              Задача 5


Дан график, иллюстрирующий внутренний спрос (DD) и предложение (SS) на рынке одежды в стране X; ОА - мировая цена на одежду.

Надпись: Цена, ден. ед.Установление импортной квоты


а) каков был бы импорт одежды в страну при отсутствии торговых ограничений?

б)      Правительство устанавливает импортную квоту, ограничивая ввоз одежды в страну до уровня FJ. Какая цена на одежду установится на внутреннем рынке после введения импортной квоты?

в)      Как изменится внутреннее производство и потребление одежды?

г)       Что показывает площадь прямоугольника FGKJ?

д)      Каковы чистые потери общества от установления импортной квоты.

Решение:

А) при отсутствии торговых ограничений импорт будет соответствовать отрезку Dm.

Б) при введении импортной квоты цена установится на уровне OB.

В) При введении квоты производство будет соответствовать отрезку прямой х ОЕ, а потребление составит ОН.

Г) площадь прямоугольника FGKJ показывает выигрыш от введения импортной квоты.

Д) чистые потери общества от установления импортной квоты составят:

Dm – FJ = DF + Jm.




Список используемой литературы


1.     Булатов А.С. Экономика. М., 1997.

2.     Василевский А.И. Экономика. Современная наука в понятиях и терминах. Школьный справочник. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 256 с., ил

3.     http://www.bolshe.ru/unit/105/books/3462/s/2

4.     http://www.anriintern.com/econom/osnov17.htm

5.     http://www.library.by/shpargalka/belarus/006/532.htm


[1] http://www.bolshe.ru/unit/105/books/3462/s/2

[2] http://www.library.by/shpargalka/belarus/006/532.htm

[3] Василевский А.И. Экономика. Современная наука в понятиях и терминах. Школьный справочник. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 256 с., ил.

[4] Василевский А.И. Экономика. Современная наука в понятиях и терминах. Школьный справочник. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 256 с., ил

[5] http://www.anriintern.com/econom/osnov17.htm