Содержание:
Введение. 3
1. Сущность понятия аудит и аудиторская провека. 4
1.1. Понятие, виды и задачи аудита. 4
1.2. Принципы аудита. 5
1.3. Правила проведения аудиторской проверки. 6
2. Анализ результатов аудиторской проверки. 8
2.1.Обобщение результатов аудиторской проверки. 8
2.2. Оформление и обобщение результатов аудиторской проверки 9
3. Совершенствование аудиторских проверок при переходе России на международные стандарты финансовой отчётности. 10
Заключение: 13
Задание 2. 14
Задание 3. 15
Список литературы.. 16
Введение
Переход России к рыночной экономике, развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организаций и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы финансового контроля в стране. В результате проведенной реорганизации контролирующих органов в РФ сложилась следующая их структура:
— государственные контрольно-бюджетные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств из бюджетов всех уровней;
— ведомственные контрольно-ревизионные службы, контролирующие финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и организаций;
— внутрихозяйственные контрольные службы, организуемые непосредственно на предприятиях (ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита, инвентаризационные комиссии и др.);
— аудиторские фирмы и аудиторы, осуществляющие проверки и оказывающие другие аудиторские услуги на договорных условиях с экономическими субъектами.
Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются прежде всего предприятия и организации негосударственного сектора экономики которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. В отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдений ими законодательства необходимо также государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. В ряде случаев в объективной экспертизе нуждаются следственные органы, суды, прокуратура для подтверждения интересующей их финансовой отчетности экономических субъектов.
Таким образом, в достоверной информации о финансовом состоянии предприятия непосредственно заинтересованы администрация и сотрудники, учредители, инвесторы, поставщики, покупатели, кредиторы, страхователи, государственные органы (налоговые, статистики, внебюджетные фонды и др.); косвенно — биржи, юристы, консультанты и эксперты, средства массовой информации, общественные организации (профсоюзы, политические партии, общества потребителей и др.), научные учреждения, широкая публика.[3, 56]
Цель данной работы состоит в изучении результатов аудиторской проверки, их оценку, оформление и обобщение.
Для этого решим следующие задачи:
· Выяснить сущность понятия аудит;
· Изучить закон «Об аудиторской деятельности» и другие нормативные документы;
· В ходе изучения выявить этапы аудиторской проверки;
· изучим оценку результатов проверку;
· изучим оформление результатов.
1. Сущность понятия аудит и аудиторская провека.
1.1. Понятие, виды и задачи аудита.
В соответствии с Указом Президента № 2263 от 22.12.93.г. «Об аудиторской деятельности в РФ» (далее - Указ Президента) и утверждёнными им Временными правилами осуществления аудиторской деятельности в РФ ( далее - Временные правила), -- «Аудиторская деятельность – аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой отчётности), платёжно - расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг».
Аудиторская проверка устанавливает достоверность бухгалтерской (финансовой) отчётности экономических субъектов и соответствия совершённых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. Осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, который проводится специально уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством РФ. [2, 125]
Проводится специально аттестованными специалистами - аудиторами, работающими:
--- в составе аудиторских фирм (Аудиторские фирмы – юридические лица ( в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными лицами), имеющие любую организационно - правовую форму, предусмотренную законодательством (кроме ОАО). Осуществляют аудиторскую деятельность при условии, что доля в уставном капитале аттестованных аудиторов и (или) получивших лицензию аудиторских фирм составляет не менее 51%);
--- самостоятельно ( Аудиторы - физические лица, имеющие квалификационный аттестат и зарегистрированные как предприниматели).
Деятельности как самостоятельных аудиторов , так и аудиторских фирм, должно сопутствовать включение их в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Обязательным условием осуществления аудиторской деятельности является наличие лицензии, выданной в установленном законодательством порядке на проведение определённого вида аудита.
Виды лицензий: -- банковский аудит;
· аудит бирж;
· аудит внебюджетных фондов;
· аудит инвестиционных институтов;
· аудит страховых организаций;
· общий аудит (аудит иных экономических объектов).
Основными целями аудиторской деятельности являются:
А)- установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Достоверность -- форма обнаружения истины, обоснованная каким - либо способом. А основой достоверности бухгалтерской отчётности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является условием признания достоверности. В этом случае аудитор действует как в публичных интересах, так и в частных интересах самого субъекта, заинтересованного в истинности своих представлений о соответствии действительного состояния дел на предприятии изложенному в формах отчётности.
Б)- установление соответствия совершённых экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.
Всё, что делает аудитор в процессе проверки, направлено в первую очередь на достижение главной цели --- сформировать мнение о проверенных фактах. По существу аудит состоит в том, чтобы найти и оценить доказательства, подтверждающие мнение аудитора о соответствии фактов установленным критериям. «Типы полученных доказательств и критерии, используемые при их оценке, могут меняться, но во всех случаях основой процесса аудита является их получение и оценка» («Положение об основных концепциях аудита», с.2). Например, при финансовом аудите доказательствами, показывающими степень соответствия содержащихся в финансовом отчёте утверждений общепринятым принципам учёта, служат лежащие в его основе учётные данные (такие документы, как журналы, главные книги и др. и подтверждающая их информация из счетов- фактур, материалов проверки, а также полученная путём опросов, наблюдений, фактического осмотра имущества и изучения переписки с заказчиками). Прежде чем сделать вывод о том, что факты соответствуют объективным критериям, аудитор должен не только собрать, но и оценить полученные свидетельства.
1.2. Принципы аудита.
Принципы аудита можно разделить на две группы:
1. Основной принципы, регулирующие аудит, — этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента. Эти принципы должны соблюдаться аудиторами и аудиторскими фирмами при оказании всех аудиторских услуг и учитываться при разработке нормативных документов, регулирующих аудит.
2. Основные принципы проведения аудита, т.е. правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки.
Принципы, регулирующие аудит определены в п. 3 Федерального стандарта аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться: нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является, профессиональными стандартами, а также следующими этическими принципами:
— независимость;
— честность;
— объективность;
— профессиональная компетентность и добросовестность;
— конфиденциальность;
— профессиональное поведение;
— профессиональный скептицизм.
Основополагающие принципы аудита
Таблица1
Принцип |
Характеристика |
1 |
2 |
Независимость аудитора |
Предполагает свободу аудитора от влияния, давления, контроля, как со стороны проверяемого субъекта, так и со стороны любых третьих лиц. Независимость аудитора - отсутствие какой-либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме: аудитор не может проверять фирму, одним из собственников которой он является: не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами клиента его связывают родственные отношения |
Честность аудитора |
Предполагает приверженность аудитора профессиональному долгу |
Объективность аудитора |
Беспристрастность аудитора при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений |
Компетентность профессиональная аудитора |
аудитор должен обладать необходимым объемом знаний и умением квалифицированно применять эти знания при рассмотрении конкретных ситуаций |
Добросовестность аудитора |
Оказание аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей |
Конфиденциальность информации |
Аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия проверяемого субъекта |
Профессиональное поведение аудитора |
Принцип аудита, заключающийся о том, что аудитор поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии |
Профессиональный скептицизм |
Означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений |
1.3. Правила проведения аудиторской проверки.
Аудиторская проверка на предприятии состоит из следующих этапов:
1. Подготовка к проведению аудита.
2. Оценка учетных систем и систем внутреннего контроля;
3. Планирование аудиторской проверки
4. Проведение собственной проверки;
5. Составление аудиторского заключения.
Определение объема аудита. Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах. Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, применяемых в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых он является, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности аудитора. Аудитор при определении объема аудита обязан принимать во внимание федеральные законы, другие нормативные правовые акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения. [2, 91]
Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки, организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии, чтобы адекватно спланировать проверку и получить данные, достаточные для составления объективного аудиторского заключения.
Планирование аудита. В соответствии с Федеральным стандартом аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита» аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.
Планировать проведение аудита следует на основе предварительного анализа проверяемой организации, оценки масштаба предстоящих работ и применяемого внутреннего контроля. Необходимо определить процедуры, которые следует использовать в процессе проверки, а также установить, нужно ли привлекать к работе других аудиторов, экспертов и вспомогательный персонал, спланировать их деятельность, получив согласие клиента. Использование работы других специалистов не снимает с аудитора ответственности за аудиторское заключение.
Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Аудитору необходимо дать оценку системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, принятыми в проверяемой организации, чтобы определить вероятность возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.
Аудиторские доказательства (данные аудита). Согласно требованиям Федерального стандарта аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства» в ходе проверки аудитору необходимо собрать доказательства того, что финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательством и нормативами бухгалтерского учета и являются достоверными.
Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).
Аудиторская документация. Федеральный стандарт аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита» определяет, что важнейшие аудиторские доказательства {данные аудита) должны быть документированы. Под термином «документация» понимаются раб: чие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для зуд, тора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведение™ аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, а электронном виде или в другой форме.
Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также , выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудиторе всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение,- вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию. [3, 83]
Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. Аудиторская документация является собственностью аудитора, а информация, содержащаяся в ней, конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.
Аудиторское заключение. В соответствии с Федеральным аудиторским стандартом N5 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с настоящим правилом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и в соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству РФ аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Существенность в аудите».
2. Анализ результатов аудиторской проверки
2.1.Обобщение результатов аудиторской проверки
После проведения всех необходимых процедур аудитор должен оценить полноту и качество всех пунктов плана и программы аудита. Далее аудитор должен оценить общую величину ошибки отчетности, осуществить просмотр документов, проконтролировать работу выполненную ассистентами аудитора, установить соответствие аудиторским стандартам. На заключительном этапе аудитору необходимо оценить события и факты хозяйственной деятельности, произошедшие до даты подписания аудиторского заключения, а также после отчетной даты, но до даты представления отчетности пользователя. Эти вопросы раскрыты в правиле (стандарте).
Дата подписания аудиторского заключения и отражения в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности. Данным стандартом определены неопределенные обязательства, потенциальные будущие обязательства экономического субъекта на неточно известную сумму, являющуюся результатом его предшествующей деятельности и существенно изменяющей его финансовое положение по сравнению с тем которое отражено в бухгалтерской отчетности.
К числу неопределенных обязательств относятся:
1. Незаконченный судебный процесс.
2. Разбирательства с налоговыми органами.
3. гарантии качества продукции.
4. Гарантии по обязательствам 3-х лиц.
Для оценки существенных событий аудитор применяет следующие процедуры:
1. Опрос руководства.
2. Изучение информации о претензиях налоговых органов.
3. Анализ юридических услуг оказывающих предприятию.
В данных обстоятельствах источниками информации могут служить учетные регистры и другие документы, отчеты руководства, протоколы собраний акционеров, заседания совета директоров, материалы работы внутренних аудиторов. Если аудитором стало известно о событиях, произошедших за период после даты подписания аудиторского заключения, но до даты предоставления отчетности пользователю, им следует обсудить возникшие проблемы с руководством предприятия и в случае, если такие события оказывают существенное влияние на бухгалтерскую отчетность, потребовать внести изменения в данную отчетность. Под датой представления бухгалтерской отчетности понимается наиболее ранняя из следующих 4 возможных дат:
1. Дата представления отчетности учредителям, собственникам.
2. Дата передачи отчетности территориальным органам статистики.
3. Дата опубликования отчетности.
4. Дата предоставления отчетности в другие адреса в соответствии с законодательством РФ.
Все действия аудиторских фирм в отношении событий и фактов, произошедших после даты составления и (или) представления бухгалтерской отчетности, и все решения по таким событиям и фактам должны быть отражены в рабочих документах аудитора. После проведения процедур аудитор может составить отчет (если это предусмотрено договором). Данный отчет составляется в виде письменной информации руководству и включает сведения о выявлении в ходе проверки недостатках, а также рекомендации по их устранению.
2.2. Оформление и обобщение результатов аудиторской проверки
Аудиторская проверка заканчивается оформлением двух итоговых документов акта аудиторской проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности и аудиторского заключения. В акте аудиторской проверки с достаточной подробностью и доказательностью,
однако без включения малосущественных деталей, аудиторы сообщают клиенту о проделанной работе, о ее основных направлениях и о том, какие из этих направлений подвергнуты сплошной проверке, а какие выборочной. После этого указываются выявленные недостатки в последовательности, соответствующей их значимости. При этом в акте наряду с отмеченными недостатками должны быть изложены конкретные рекомендации по их исправлению и недопущению в будущем. Вместе с тем аудиторы не должны сами делать такие исправления, то есть выполнять работу персонала бухгалтерии.[3,125] Акт аудиторской проверки является строго конфиденциальным документом, с содержанием которого аудиторы не вправе без согласия на это клиента знакомить третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (выявление хищений, мошенничества и других особых случаев). В связи с этим акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, одни из которых передается аудиторами лично главному бухгалтеру предприятия или лицу, его замещающему, а второй экземпляр остается в аудиторской организации, проводившей проверку, для последующего контроля за устранением выявленных недостатков.
После подготовки проекта акта аудиторы знакомят с его содержанием руководство предприятия, рассматривают высказанные при этом возражения и замечания, при необходимости вносят в акт соответствующие коррективы и подписывают его. Аудиторское заключение официальный документ, дающий оценку достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия, подтвержденный подписью имеющего лицензию руководителя проверяющей группы аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. В случае, если проверка осуществлялась самостоятельным независимым аудитором, имеющим лицензию, то подтверждение заключения производится его подписью и личной печатью. Возможны четыре вида аудиторских заключений:
· заключение без замечаний (безоговорочное заключение);
· заключение с замечаниями (заключение с оговорками);
· отрицательное заключение;
· заключение не дается совсем, либо дается отказное заключение.
Первый вид заключения аудиторами дается в том случае, если не было обнаружено ошибок и недостатков в отчетности, а финансовое положение устойчиво и, по мнению аудиторов, не вызывает каких-либо опасений. Однако такое положение маловероятно и, скорее всего, имеет место один из двух вариантов: ошибки аудиторами найдены, но вносить соответствующие исправления нецелесообразно, либо аудиторская проверка произведена недостаточно профессионально или недобросовестно.
Заключение с замечаниями делается при выявлении аудиторами отдельных легко устранимых недостатков, в целом не меняющих положительной оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. По всем выявленным недостаткам аудиторы обязаны дать свои рекомендации и проконтролировать их выполнение.
Отрицательное заключение дается в случае выявления серьезных нарушений и запущенности бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем бухгалтерская документация квалифицируется как недостоверная.
Четвертый вариант завершения аудиторской проверки возможен, если аудиторам не предъявляются все материалы, необходимые для оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. В результате аудиторы вынуждены прекратить проверку, официально уведомив об этом предприятие и свою вышестоящую организацию.
3. Совершенствование аудиторских проверок при переходе России на международные стандарты финансовой отчётности.
Программой
реформирования бухучёта в соответствии с МСФО был установлен широкий комплекс
мероприятий по её практической реализации, начиная с разработки нормативной
базы и мер по повышению квалификации специалистов по бухучёту и заканчивая
организацией международного сотрудничества. В феврале
Также следует
выделить издание первого официального перевода МСФО на русский язык и перечень
основных терминов международных стандартов. Ранее МСФО были официально
переведены только на немецкий язык. 2 ноября
В области повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета разработан новый стандарт высшего образования, приняты программы обучения и переподготовки, повышения квалификации, изданы новые учебники и учебные пособия по МСФО, организовано около 400 учебно-методических центров, занимающихся обучением бухгалтерских кадров только в системе Института профессиональных бухгалтеров России. [4,129]
Таким образом, в направлении кадрового обеспечения реформы достигнуты определённые успехи. В то же время следует отметить, что наблюдается значительное отставание в разработке программ обучения и переподготовки бухгалтерских кадров. Как правило, бухгалтеры-практики плохо представляют себе суть происходящих изменений. Это означает, что существует необходимость активнее вовлекать широкие круги бухгалтеров в обсуждение разрабатываемых документов, а также оказывать содействие при отстаивании своих профессиональных интересов.
Переход на международные стандарты финансовой отчётности нельзя рассматривать как единственную цель реформирования. В действительности реформа должна быть гораздо глубже и заключаться в построении эффективной надстройки над новым типом хозяйственных отношений в России. В итоге должна быть создана среда, обеспечивающая формирование полезной и объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности компаний. Невозможность перехода на МСФО «в один день» обусловлена необходимостью осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. Поэтому естественно, что в процессе реформирования будут возникать многочисленные сложности. Можно выделить ряд сложностей, препятствующих реформированию. [5,97]
· Постоянное обновление МСФО – в последние несколько лет МСФО претерпевают серьёзные концептуальные изменения и по существу представляют нечто вроде «движущейся мишени», попасть в которую – задача, нелёгкая даже для очень опытного стрелка. С одной стороны, необходимо своевременно адаптировать новые термины МСФО в российскую юридическую терминологию. С другой стороны, для того, чтобы избежать морального устаревания отечественных стандартов, в процессе их разработке Минфину необходимо параллельно отслеживать все текущие проекты и разработки КМСФО.
· Необходимость понижения в отдельных случаях статуса разрабатываемого документа – например, вместо Положения по доверительному управлению Минфин выпустил Указания по отражению в бухучёте операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом и договора простого товарищества, т.е. вместо документа второго уровня был принят документ третьего уровня системы нормативного регулирования бухучёта. То же самое произошло в отношении положения «Прибыль на акцию». Пока еще не приняты поправки в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», призванные закрепить значительные изменения, произошедшие в последнее время в российском учете.
· «Человеческий» фактор – средний уровень знаний бухгалтеров и аудиторов, принимающих участие в подготовке и выражении мнения об отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, остается низким. По сути квалифицированные аудиторские и консалтинговые услуги в этой области могут оказывать лишь компании большой «четверки», работающие в России и несколько самых крупных российских компаний. Руководители компаний зачастую также негативно относятся к МСФО, поскольку это может потребовать значительных затрат.
· Недостаточное применение на практике новых стандартов учета. В результате опроса членов Института профессиональных бухгалтеров выяснилось, что ряд принятых ПБУ до сих пор не используются для подготовки отчетности. Как правило, это ПБУ расчетного характера, требующие профессионального суждения со стороны бухгалтера - ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».
· Ориентация бухучёта на требования налоговых органов остаётся одним из главных препятствий на пути реформирования. Зачастую руководители предприятий опасаются, что в результате внедрения МСФО и перехода на предельно прозрачную финансовую отчётность у них не останется резерва для ухода от налогообложения. Необходимо окончательно развести бухгалтерский учёт и налоговую отчётность. Предприятия должны делать налоговую отчётность исходя из налоговых законов, и исключительно для целей налогообложения, а бухгалтерский учёт вести исключительно в своих интересах. Тогда не возникнет дуализма учёта и появится возможность глубокого всестороннего анализа деятельности собственно предприятия.
· Отсутствие отраслевых указаний по применению новых правил бухгалтерского учёта – этот сложный момент связан с недостатками самих международных стандартов, к которым относят обобщённый характер МСФО и отсутствие подробных интерпретаций и конкретных примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям (например, специфика учета в нефтегазовом секторе). В ПБУ также приводится лишь общее описание методов учёта тех или иных операций, а прежняя практика, когда союзные министерства и ведомства разрабатывали на базе правил Минфина отраслевые указания, отсутствует. Данный пробел должен быть восполнен Институтом профессиональных бухгалтеров и другими объединениями бухгалтеров и аудиторов.
Таким образом, предстоит ещё много сделать для того, чтобы Россия полностью перешла на международную практику учёта. Важно, чтобы необходимость перехода была осознана как на уровне властей, так и среди бизнеса и бухгалтерского сообщества. В данном контексте можно положительно оценить слова М. Задорнова, что «в сфере структурных реформ переход на МСФО российское Правительство считает для себя приоритетным – не случайно, реформа системы бухгалтерского учёта и развитие зафиксированы в нашем плане внедрения структурных мер и в совместном заявлении с МВФ».
Заключение:
После проведения всех необходимых процедур аудитор должен оценить полноту и качество всех пунктов плана и программы аудита. Далее аудитор должен оценить общую величину ошибки отчетности, осуществить просмотр документов, проконтролировать работу выполненную ассистентами аудитора, установить соответствие аудиторским стандартам. На заключительном этапе аудитору необходимо оценить события и факты хозяйственной деятельности, произошедшие до даты подписания аудиторского заключения, а также после отчетной даты, но до даты представления отчетности пользователя. Эти вопросы раскрыты в правиле (стандарте).
Для оценки существенных событий аудитор применяет следующие процедуры:
1. Опрос руководства.
2. Изучение информации о претензиях налоговых органов.
3. Анализ юридических услуг оказывающих предприятию.
Аудиторская проверка заканчивается оформлением двух итоговых документов акта аудиторской проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности и аудиторского заключения.
Задание 2
Исходные данные:
Проверка протоколов заседаний совета директоров – неотъемлемая часть процесса получения доказательств.
Требуется:
- Объяснить почему важна проверка протоколов, и какие данные, предполагает в этом случае выявить аудитор.
- Определить действия, которые следует предпринять аудитору, если клиент ограничивает доступ к данным документам по причине конфиденциальности информацию
- Назвать шаги, которые должен предпринять аудитор, если при чтении протоколов он обнаружил, что не было решения Совета директоров по поводу продажи одного из важных подразделений предприятия.
1.Аудит протоколов заседаний совета директоров важная процедура, т.к.совет директоров имеет право принимать решения по всем вопросам деятельности Общества и его внутренним делам, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции собрания акционеров.
Совет директоров имеет следующие полномочия и обязан принимать соответствующие им решения:
рекомендовать акционерам величину, условия и порядок увеличения или уменьшения размера уставного капитала и в письменной форме удостоверить, что увеличение уставного капитала равно справедливой рыночной стоимости соответствующего вклада в уставный капитал Общества;
утверждать положение о Правлении Общества, предоставляемое Генеральным директором;
принимать нормативные документы, регулирующие отношения внутри Общества;
принимать правила и регламент проведения заседаний Совета;
утверждать заключение или прекращение любых сделок, в которых одной стороной выступает Общество, а другой стороной - любой акционер, владеющий пакетом акций, составляющим не менее 5% уставного капитала, член Совета директоров, член Правления или должностное лицо Общества;
давать акционерам рекомендации относительно создания филиалов, представительств, отделений или дочерних предприятий;
по согласованию с Генеральным директором назначать, увольнять должностных лиц Правления Общества;
определять порядок представления всех счетов, отчетов, заявлений, системы расчета прибылей и убытков, включая правила, относящиеся к амортизации;
определять политику и принимать решения, касающиеся получения и выдачи ссуд, займов, кредитов, гарантий;
давать рекомендации о размере выплачиваемого акционерам дивиденда;
принимать по представлению Правления решения об осуществлении Обществом капиталовложений, размер которых превышает десять процентов (10%) годового оборота Общества в предшествующем году (в течение первого года деятельности Общества исходным является оборот государственного предприятия, правопреемником которого является Общество);
утверждать заключение сделок с активами Общества, размер которых превышает 20 процентов (20%) квартального оборота Общества в предшествующем квартале, в порядке, установленном собранием акционеров (в течение первого квартала деятельности Общества исходным является оборот государственного предприятия, правопреемником.
Поэтому аудитор может по этим операциям выявить необходимые ему доказательства.
2. При проведение аудита протоколов заседаний совета директоров, аудитор осуществляет следующие действия:
1) составляет перечень общества, с которой желает ознакомиться;
2) направляет обществу требование о предоставлении ему возможности ознакомиться с указанной документацией на основании п.1 ст.8 Закона об ООО;
3) при отказе общества в ознакомлении с указанной документацией участник обращается в арбитражный суд с требованием об обязании общества предоставить участнику указанную документацию для ознакомления.
3. Если при чтении протоколов он обнаружил, что не было решения Совета директоров по поводу продажи одного из важных подразделений предприятия. То аудитор должен усомнится в этой сделке и детально проверить все проходящие по ней документы, т.к. есть вероятность того что сделка может оказаться недействительной.
Задание 3.
Составьте программу аудита по формированию уставного капитала.
Программа проверки формирования уставного капитала.
№п/п |
Перечень процедур |
Источники информации |
1 |
2 |
3 |
1 |
Проверка данных регистров по формированию уставного капитала сверка их со счетами Главной книги |
Журналы-ордера, Главная книга |
2 |
Анализ состава и обоснованности отнесения сумм и имущества к отнесению в уставный капитал |
, требованиям, табели , нормы , учетные регистры |
3 |
Оценка соблюдения выбранного метода учета затрат на производство |
Учетная политика, расчеты |
4 |
Проверка учредительных документов и правильности их заполнения |
Учетная политика , учредительные документы, образцы подписей |
6 |
Подсчет и сверка данных аналитического учета с данными учетных регистров |
, ведомости, распределения расходов, журналы- ордера |
7 |
Проверка правильности исчисления сумма уставного капитала |
разработочные таблицы, ведомость сводного учета |
Список литературы
1. Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ Об аудиторской деятельности (с изменениями на 30 декабря 2004 года)
2. АлборовР. А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК М.: Изд-во «Дело и сервис», 2004г.-250 с..
3.
Камышанов М. И. Практическое пособие по
аудиту. М.: Инфра-М.
4.
Аудит: Учебникдля вузов/
В. И- Подольский, Г. Б. Поляк, А. А. Савин, Л. В. Сотникова. Ноя ред. В И.
Подольского. М.: Аудит, ЮНИТИ,
5. Шеремет А. Д., Суйн В. П. Аудит: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2001г.-256 с.
6. Газета «Налоговый курьер» №12 , 2002г.