Содержание:

Введение. 3

1.Необходимость международной стандартизации бухгалтерского учета. 4

2. Состав и структура отчетности в соответствии с международными стандартами. 5

2.1. Сущность, цели и задачи международного стандарта по финансовой отчетности. 5

2.2. Содержание финансовой отчетности в соответствии с международным стандартом бухгалтерского учета №1. 7

3. Переход России на международные стандарты финансовой отчётности. 11

Заключение: 16

Список использованной литературы: 17

Введение.

Переход экономики России к рыночным отношениям поставил перед бухгалтерским учетом совершенно новые цели. Существовавшая ранее в условиях планируемой командной экономики система бухгалтерского учета, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения хозяйствующих субъектов. Финансовое положение и финансовые результаты деятельности рассматривались во вторую очередь или не рассматривались вообще.

Появившиеся в результате экономических преобразований “изменения системы общественных отношений, а так же гражданско-правовой среды” привели к “необходимости адекватной трансформации бухгалтерского учета” в России, “в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)”, для обеспечения прозрачности, понятности и достоверности финансовой отчетности компаний квалифицированным пользователям.

Цель данной работы состоит в изучение структуры и содержания бухгалтерской отчетности в соответствии с МСБУ 1

Для этого решим следующие задачи:

·        исследуем необходимость стандартизации бухгалтерского учета

·        изучим понятие бухгалтерская (финансовая) отчетность

·        изучим структуру составления отчетности

·        изучим состав отчетности

·        исследуем переход на международные стандарты бухгалтерского учета в России.

1.   Необходимость международной стандартизации бухгалтерского учета.


Использование МСФО необходимо по следующим причинам:

Во-первых, это обусловлено развитием мировой экономики, требующей единой информационной бухгалтер­ской системы, адекватного языка общения между компаниями, дей­ствующими на международных рынках. Многие западные инвесторы и банкиры отказываются принимать бухгалтерскую отчетность, составленную по российским стандартам, поскольку та не отвечает международным нормам и не отражает реального имущественного и финансового положения организаций. Поэтому российским предприятиям, планирующим привлечение заемного или акционерного капитала, придется составлять финансовую отчетность по МСФО (или аналогичным стандартам, например, по GAAP США). Таким образом, российские предприятия, заинтересованные в привлечении недорогого заемного или акционерного капитала, сталкиваются с двойной нагрузкой и затратами, связанными с составлением двойного комплекта отчетности (согласно РСБУ и МСФО) и проведением двойного аудита. Такая двойная нагрузка сохраняется и после привлечения капитала, поскольку новым инвесторам также требуется отчетность в формате МСФО и, вероятнее всего, ее аудит. В тех редких случаях, когда инвесторы соглашаются принимать российскую отчетность, стоимость капитала резко возрастает. Стоимость акций, реализуемых на основании данных российской финансовой отчетности, оказывается ниже, чем при наличии финансовой отчетности в формате МСФО, прошедшей аудит согласно Международным стандартам аудита (МСА) или другим эквивалентным стандартам.[2, стр.25]

Во-вторых, международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей. С самого начала стандарты разрабатываются исходя из потребностей конкретных пользователей. При выборе того или иного методического подхода основным критерием служит полезность информации для принятия экономических решений.

В-третьих, МСФО закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Эти стандарты представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. МСФО не являются догмой, нормативными документами, регламентирующими конкретные способы ведения бухгалтерского учета и нормы составления отчетности. Они носят лишь рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. На их основе со значительной экономией времени  и ресурсов можно разработать национальные стандарты ведения бухгалтерского учета.

2. Состав и структура отчетности в соответствии с международными стандартами.

2.1. Сущность, цели и задачи международного стандарта по финансовой отчетности.


Международный стандарт бухгалтерского учета №1 является основополагающим в определении принципов составления и представления финансовой отчетности. Целью настоящего стандарта является обеспечение базы для представления финансовой отчетности общего назначения с тем, чтобы достичь сопоставимости как с финансовой отчетностью компании за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других компаний. Для достижения этой цели в настоящем стандарте устанавливается ряд соображений для представления финансовой отчетности, рекомендаций по ее структуре и минимальных требований к содержанию. Целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании. Для достижения этой цели финансовая отчетность обеспечивает информацию о следующих показателях компании:

·        Активы;

·        Обязательства;

·        Капитал;

·        Доходы и расходы, включая прибыли и убытки;

·        Движение денежных средств.

Полный комплект финансовой отчетности включает следующие компоненты:

·        Бухгалтерский баланс;

·        Отчет о прибылях и убытках;

·        Отчет, показывающий все изменения в капитале;

·        Отчет о движении денежных средств;

·        Учетная политика и пояснительные примечания.

Руководство компании должно выбирать и применять учетную политику компании таким образом, чтобы вся финансовая отчетность соответствовала всем требованиям каждого применяемого международного стандарта финансовой отчетности. При отсутствии конкретного требования руководство должно вырабатывать политику, обеспечивающую предоставление в финансовой отчетности информации, которая:

·        Уместна для потребностей пользователей при принятии решений;

·        Надежна в том, что она: достоверно представляет результаты и финансовое положение компании; отражает экономическое содержание событий и операций, а не только их юридическую форму; нейтральна, то есть, свободна от предвзятости; осмотрительна; полная во всех существенных отношениях.[5,97]

Представление и классификация статей в финансовой отчетности   должны сохраняться от одного периода к следующему за исключением следующих случаев:

·        Значительное изменения в характере операций компании или когда  анализ представления ею финансовой отчетности демонстрирует, что изменение приведет к более надлежащему представлению событий или операций;

·        Изменение в представлении требуется международным стандартам финансовой отчетности.

Сравнительная информация должна раскрываться в отношении предшествующего периода для всей числовой отчетности, если только обратное не требуется международным стандартом отчетности. Сравнительная информация включается в повествовательную и описательную информацию, когда это уместно для понимания финансовой отчетности.


2.2. Содержание финансовой отчетности в соответствии с международным стандартом бухгалтерского учета №1.


Финансовая отчетность представляется как минимум ежегодно. Когда в исключительных обстоятельствах отчетная дата компании изменяется и годовая финансовая отчетность представляется за период продолжительнее или короче, чем один год, компания должна раскрыть в   дополнение к периоду, охваченному финансовой отчетностью:

·        Причину использования периода отличающегося от одного года;

·        Факт того, что сравнительные суммы для отчетов о прибылях и убытках, о движении денежных средств и соответствующих примечаний не сопоставимы.

Каждая компания, основываясь на характере ее операций, должна определить, представлять ли краткосрочные и долгосрочные активы и обязательства как отдельную классификацию в самом бухгалтерском балансе. Независимо от того, какой метод представления принят, компания должна раскрывать суммы, погашение или возмещение которых ожидается после более чем двенадцати месяцев, по каждой статье активов и обязательств, по которым суммируются статьи, погашение или возмещение которых ожидается до или после двенадцати месяцев от отчетной даты. [3,197]

Актив должен классифицироваться как краткосрочный, когда:

·        Его предполагается реализовать или держать для продажи или использования в нормальных условиях операционного цикли компании;

·        Он содержится главным образом в коммерческих целях или в течение короткого срока, и его предполагается реализовать в течение двенадцати месяцев с отчетной даты;

·        Он является активом в виде денежных средств или их эквивалентов, не имеющих ограничений на их использование.

Все прочие активы должны классифицироваться как долгосрочные.

Краткосрочные обязательства. Обязательства должны классифицироваться как краткосрочные, когда:

·        Их предполагается погасить в нормальных условиях операционного цикла компании;

·        Они подлежат погашению в течение двенадцати месяцев с отчетной даты.

Все прочие обязательства должны классифицироваться как долгосрочные. Компания должна продолжать классифицировать свои долгосрочные обязательства, включающие выплату процентов как долгосрочные даже если они подлежат погашению в течение двенадцати месяцев с отчетной даты, если:

·        Первоначальный срок составлял период, превышающий двенадцать месяцев;

·        Компания предполагает рефинансировать обязательство на долгосрочной основе;

·        Это намерение подкрепляется договором на рефинансирование, изменением графика платежей, который заключается до утверждения финансовой отчетности.

Сумма любого обязательства, которое было исключено из краткосрочных обязательств в соответствии с этим требованием, должна раскрываться в примечаниях к бухгалтерскому балансу, вместе с информацией, обосновывающей такое представление. [2,56]

Как минимум баланс должен включать линейные статьи, которые представляют:

·        Основные средства и нематериальные активы;

·        Финансовые активы и инвестиции, учтенные по методу участия;

·        Торговые и другие дебиторские задолженности;

·        Денежные средства и их эквиваленты;

·        Задолженность покупателей и заказчиков и другая дебиторская задолженность;

·        Налоговые обязательства и резервы;

·        Долгосрочные обязательства, включающие выплату процентов;

·        Доля меньшинства и выпущенный капитал.

Дополнительные линейные статьи, заголовки и промежуточные суммы должны представляться в балансе тогда, когда это требуется международным стандартом финансовой отчетности, или когда представление необходимо для достоверного представления финансового положения компании.

Компания должна раскрывать в балансе или в примечаниях следующую информацию:

1. Для каждого класса акционерного капитала:

– количество акций, разрешенных к выпуску;

– количество выпущенных и полностью оплаченных акций, а также выпущенных, но оплаченных не полностью;

– номинальную стоимость акции, или указание на то, что не имеет номинальной стоимости;

– сверку количества акций в обращении в начале и в конце года;

– права, привилегии и ограничения, связанные с соответствующим классом, в том числе ограничения на распределение дивидендов;

– акции компании, принадлежащие самой компании, а также дочерним или ассоциированным компаниям;

– акции, зарезервированные для выпуска по договорам опциона или продажи, включая условия и суммы;

2. Описание характера и цели каждого резерва в рамках капитала владельцев;

3. Когда дивиденды были предложены, но не были официально утверждены к выплате, то показывается сумма, включенная или не включенная в обязательства;

4. Сумма любых не признанных дивидендов по привилегированным акциям.

Компания, не имеющая акционерного капитала, такая, как товарищество, должна раскрывать информацию, эквивалентную требуемой выше, показывая изменения в течение периода по каждой категории доли в капитале и права, привилегии и ограничения, связанные с каждой категорией доли в капитале.

Отчет о прибылях и убытках, как минимум, должен включать линейные статьи, которые представляют:

·        Выручку;

·        Результаты операционной деятельности;

·        Затраты по финансированию;

·        Долю прибылей и убытков ассоциированных компаний в совместной деятельности, учитываемых по методу участия;

·        Расходы по налогу;

·        Прибыль или убыток от обычной деятельности;

·        Результаты чрезвычайных обстоятельств;

·        Долю меньшинства;

·        Чистую прибыль или убыток за период.

Компания должна раскрывать в отчете о прибылях и убытках или примечаниях к нему анализ доходов и расходов, используя классификацию, основанную на характере доходов и расходов, или их функции в рамках компании.

Компания должна раскрывать в отчете о прибылях и убытках или примечаниях сумму дивидендов на акцию, объявленных или предложенных за период, охваченный финансовой отчетностью.

Компания должна представлять, в качестве отдельной формы своей финансовой отчетности, отчет, показывающий:

·        Чистую прибыль или убыток за период;

·        Каждую статью доходов и расходов, прибыли и убытков, которая согласно требованиям других стандартов, признается в капитале, и сумму таких статей;

·        Кумулятивный эффект изменений в учетной политике и корректировку фундаментальных ошибок, рассматриваемую в МСФО 8.

Кроме того, компания должна представлять либо в этом отчете, либо в примечаниях к нему:

·        Операции капитального характера с владельцами и распределения их;

·        Сальдо накопленной прибыли или убытка на начало периода и на отчетную дату, и изменение за период;

·        Сверку между балансовой стоимостью каждого класса акционерного капитала, эмиссионного дохода и каждого резерва на начало и конец периода, с отдельным раскрытием каждого изменения.

3. Переход России на международные стандарты финансовой отчётности.


Программой реформирования бухучёта в соответствии с МСФО был установлен широкий комплекс мероприятий по её практической реализации, начиная с разработки нормативной базы и мер по повышению квалификации специалистов по бухучёту и заканчивая организацией международного сотрудничества. В феврале 1998 г. был открыт Международный центр реформы бухгалтерского учёта (МЦРБУ). Это неправительственная некоммерческая организация координирует предоставление международной технической помощи для специальной Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учёта и финансовой отчётности, составленной из представителей Министерства финансов, Центрального Банка, Федеральной Комиссии по ценным бумагам, Госналогслужбы, Госкомстата и других ведомств. МЦРБУ выполняет роль связующего звена между Комитетом по международным стандартам и российскими профессиональными организациями и регулирующими органами. Создание этого центра было отмечено на высшем уровне, когда Американо-российская объединённая комиссия по экономическому и техническому сотрудничеству (Комиссия Гор-Черномырдин) приветствовала создание МЦРБУ, а Американское агентство международного развития и Американская торговая палата выделили грант размером в 1 миллион долларов для финансирования работы МЦРБУ.

Также следует выделить издание первого официального перевода МСФО на русский язык и перечень основных терминов международных стандартов. Ранее МСФО были официально переведены только на немецкий язык. 2 ноября 1998 г. состоялась презентация русского издания международных стандартов, подготовленного с участием широкого круга экспертов КМСФО и российских специалистов. Презентация была проведена в рамках практической конференции «Язык денег», посвящённой МСФО, и в которой участвовали представители органов власти на федеральном и региональном уровне, представители профессиональных ассоциаций бухгалтеров и аудиторов, финансовые аналитики, представители деловых кругов, сотрудники государственных и отраслевых регулирующих органов, а также международных структур. На конференции также выступали представители из других стран СНГ.

В области повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета разработан новый стандарт высшего образования, приняты программы обучения и переподготовки, повышения квалификации, изданы новые учебники и учебные пособия по МСФО, организовано около 400 учебно-методических центров, занимающихся обучением бухгалтерских кадров только в системе Института профессиональных бухгалтеров России.

Таким образом, в направлении кадрового обеспечения реформы достигнуты определённые успехи. В то же время следует отметить, что наблюдается значительное отставание в разработке программ обучения и переподготовки бухгалтерских кадров. Как правило, бухгалтеры-практики плохо представляют себе суть происходящих изменений. Это означает, что существует необходимость активнее вовлекать широкие круги бухгалтеров в обсуждение разрабатываемых документов, а также оказывать содействие при отстаивании своих профессиональных интересов.

Переход на международные стандарты финансовой отчётности нельзя рассматривать как единственную цель реформирования. В действительности реформа должна быть гораздо глубже и заключаться в построении эффективной надстройки над новым типом хозяйственных отношений в России. В итоге должна быть создана среда, обеспечивающая формирование полезной и объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности компаний. Невозможность перехода на МСФО «в один день» обусловлена необходимостью осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. Поэтому естественно, что в процессе реформирования будут возникать многочисленные сложности. Можно выделить ряд сложностей, препятствующих реформированию. [5,97]

·                     Постоянное обновление МСФО – в последние несколько лет МСФО претерпевают серьёзные концептуальные изменения и по существу представляют нечто вроде «движущейся мишени», попасть в которую – задача, нелёгкая даже для очень опытного стрелка. С одной стороны, необходимо своевременно адаптировать новые термины МСФО в российскую юридическую терминологию. С другой стороны, для того, чтобы избежать морального устаревания отечественных стандартов, в процессе их разработке Минфину необходимо параллельно отслеживать все текущие проекты и разработки КМСФО.

·                     Необходимость понижения в отдельных случаях статуса разрабатываемого документа – например, вместо Положения по доверительному управлению Минфин выпустил Указания по отражению в бухучёте операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом и договора простого товарищества, т.е. вместо документа второго уровня был принят документ третьего уровня системы нормативного регулирования бухучёта. То же самое произошло в отношении положения «Прибыль на акцию». Пока еще не приняты поправки в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», призванные закрепить значительные изменения, произошедшие в последнее время в российском учете.

·                     «Человеческий» фактор – средний уровень знаний бухгалтеров и аудиторов, принимающих участие в подготовке и выражении мнения об отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, остается низким. По сути квалифицированные аудиторские и консалтинговые услуги в этой области могут оказывать лишь компании большой «четверки», работающие в России и несколько самых крупных российских компаний. Руководители компаний зачастую также негативно относятся к МСФО, поскольку это может потребовать значительных затрат.    

·                     Недостаточное применение на практике новых стандартов учета. В результате опроса членов Института профессиональных бухгалтеров выяснилось, что ряд принятых ПБУ до сих пор не используются для подготовки отчетности. Как правило, это ПБУ расчетного характера, требующие профессионального суждения со стороны бухгалтера - ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».  

·                     Ориентация бухучёта на требования налоговых органов остаётся одним из главных препятствий на пути реформирования. Зачастую руководители предприятий опасаются, что в результате внедрения МСФО и перехода на предельно прозрачную финансовую отчётность у них не останется резерва для ухода от налогообложения. Необходимо окончательно развести бухгалтерский учёт и налоговую отчётность. Предприятия должны делать налоговую отчётность исходя из налоговых законов, и исключительно для целей налогообложения, а бухгалтерский учёт вести исключительно в своих интересах. Тогда не возникнет дуализма учёта и появится возможность глубокого всестороннего анализа деятельности собственно предприятия.

·                     Отсутствие отраслевых указаний по применению новых правил бухгалтерского учёта – этот сложный момент связан с недостатками самих международных стандартов, к которым относят обобщённый характер МСФО и отсутствие подробных интерпретаций и конкретных примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям (например, специфика учета в нефтегазовом секторе). В ПБУ также приводится лишь общее описание методов учёта тех или иных операций, а прежняя практика, когда союзные министерства и ведомства разрабатывали на базе правил Минфина отраслевые указания, отсутствует. Данный пробел должен быть восполнен Институтом профессиональных бухгалтеров и другими объединениями бухгалтеров и аудиторов.

Таким образом, предстоит ещё много сделать для того, чтобы Россия полностью перешла на международную практику учёта. Важно, чтобы необходимость перехода была осознана как на уровне властей, так и среди бизнеса и бухгалтерского сообщества. В данном контексте можно положительно оценить слова М. Задорнова, что «в сфере структурных реформ переход на МСФО российское Правительство считает для себя приоритетным – не случайно, реформа системы бухгалтерского учёта и развитие зафиксированы в нашем плане внедрения структурных мер и в совместном заявлении с МВФ».

Заключение:


Международный стандарт бухгалтерского учета №1 является основополагающим в определении принципов составления и представления финансовой отчетности. Целью настоящего стандарта является обеспечение базы для представления финансовой отчетности общего назначения с тем, чтобы достичь сопоставимости как с финансовой отчетностью компании за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других компаний. Для достижения этой цели в настоящем стандарте устанавливается ряд соображений для представления финансовой отчетности, рекомендаций по ее структуре и минимальных требований к содержанию. Целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании. Для достижения этой цели финансовая отчетность обеспечивает информацию о следующих показателях компании.














Список использованной литературы:


1.     Пашигорева Г.И., Пилипенко В.И. Применение международных стандартов отчетности в России. – СПб.: Питер, 2003. – 176с.

2.     Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях /Е.П. Козлова, Г.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 800с.

3.     Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Бератор-Пресс, 2002. – 256с.

4.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет – М.: ИНФРА-М, 2002

5.     Богатая И.Н. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет – Ростов н/Д: Феникс, 2002 – 608с.

6.     А. Бакаев Бухгалтерский учет в России: основные направления развития // Финансовая газета 18.01.2001