Содержание
Глава 1 «Теоретические аспекты учета торговых операций на оптовых предприятиях» 2
1.1. Понятие и сущность бухгалтерского учета и аудита торговых операций в оптовой торговле. 2
1.2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и аудита торговых операций на оптовых предприятиях. 4
1.3. Документальное оформление торговых операций. 13
Список используемой литературы.. 22
Глава 1 «Теоретические аспекты учета торговых операций на оптовых предприятиях»
1.1. Понятие и сущность бухгалтерского учета и аудита торговых операций в оптовой торговле
Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета. В зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки хозяйственный учет делится на три вида: оперативный, статистический и бухгалтерский.
Оперативный учет организуется на местах совершения хозяйственных операций (филиал, склад). Соответствующая информация может поступать непосредственно во время совершения хозяйственной операции, как по телефону, так и в устной форме, на дисплее без документального оформления. Полученные данные используются для повседневного, текущего руководства и управления деятельностью предприятия (выполнение договоров, прием и отгрузка товара, реализация).
Для статистического учета используется информация о структуре основных средств, доходах и численности работающих и другие сведения с целью анализа и прогнозирования. Статистика применяет выборочный метод наблюдения и регистрации, использует результаты оперативного и бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров. Поэтому основными целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
Для достижения этих целей решается целый комплекс бухгалтерских задач:
§ проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
§ контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
§ выявление возможности для снижения издержек обращения и повышения рентабельности производства (издержки обращения покрываются за счет торговых наценок, включаемых в цену товара, но за счет наценки образуется и прибыль; поэтому, чем ниже уровень издержек обращения, тем большая часть торговой наценки идет на образование прибыли);
§ контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств. Для правильного и своевременного учета должны быть установлены четкие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные им ценности, а также своевременно и качественно необходимо проводить инвентаризации и ревизии.
Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом в торговом предприятии, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание представления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий. Недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищения материальных ценностей и других злоупотреблений, увеличению расходов на содержание учетного персонала.
На предприятиях оптовой торговли бухгалтерский учет осуществляется особым подразделением – бухгалтерией. Если предприятия небольшие, то бухгалтерский учет в них ведут работники, на которых возложены соответствующие обязанности.
В организации, не имеющей бухгалтерской службы или бухгалтера, бухгалтерский учет может осуществляться специализированной организацией или специалистом на договорных началах. Кроме того, руководитель при небольшом объеме учетной работы может вести учет лично.
Торговые операции в сфере торговли представляют собой операции связанные с поступлением и реализацией товара, а также связанные с этим расчетные операции.
Торговые операции являются достаточно сложным аспектом в области бухгалтерского учета. Именно этим объясняется необходимость проведения аудита в области осуществления туровых операций.
На первой стадии аудит торговых операций заключается:
- в проверке документации, которая подтверждает зафиксированные операции;
- в проверке и подтверждении правильной группировки этих операций в финансовых отчетах.
Подтверждающий аудит торговых операций – проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов.
При эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок и искажений в учете незначительна и отпадает необходимость более детальной проверке. При наличии неэффективной ССК клиенту даются рекомендации по ее улучшению.
Инициативный (добровольный) аудит торговых операций проводится по инициативе проверяемого экономического субъекта. Объем проверки определяется экономическим субъектом.
Первоначальный аудит торговых операций – аудит торговых операций, который проводится впервые данной аудиторской организацией для данного экономического субъекта.
Согласованный (повторяющийся) аудит торговых операций – аудит торговых операций, который проводится повторно для данного экономического субъекта данной аудит торговых операций организацией.
Общий аудит торговых операций – аудит торговых операций предприятий и организаций, независимо от организационно – правовой формы и вида собственности (промышленность, строительство, транспорт, торговля, сельское хозяйство).
В аудите торговых операций необходимо различать:
1. Собственно аудит торговых операций (проведение проверок).
2. Аудиторская деятельность, которая предполагает оказание сопутствующих аудит торговых операцийу услуг.
В процессе аудита торговых операций аудитор должен определить:
- правильность ее составления и соответствие установленным правилам ведения бухгалтерского учета и формами отчетности;
- полноту и точность показателей отчетности.
Для выполнения этих задач аудитор должен выразить уверенность относительно соответствия проверяемой отчетности следующим критериям:
- полнота представленных данных (все ли факты хозяйственной деятельности включены в отчетность);
- точность записей (все ли учтенные операции верны в математическом отношении, все ли суммы правильно отнесены на соответствующие счета);
- существование (все активы и пассивы существовали на дату составления баланса);
- ограничение учетного периода (все факты хозяйственной деятельности зарегистрированы в пределах соответствующего отчетного периода);
- оценка (правильно выбраны и применены учетные измерители для того или иного объекта учета);
- принадлежность (на все учтенные средства предприятие имеет права, а вся кредиторская задолженность относится к задолженности предприятия на момент составления баланса);
- представление и раскрытие (все факты хозяйственной деятельности правильно классифицированы и раскрыты необходимые детали).
1.2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и аудита торговых операций на оптовых предприятиях
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
1 уровень - законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2 уровень - стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
3 уровень – план счетов бухгалтерского учета
4 уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;
5 уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.
Основным актом первого уровня является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ.
Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.
К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и ряд федеральных законов.
В системе нормативного регулирования положения по бухгалтерскому учету являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете по каждому объекту учета.
В отношении регулирования торговых операций действуют следующие положения, представленные в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Перечень положений по бухгалтерскому учету
Краткое обозначение |
Название положения |
Утверждающий документ |
|
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации |
Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н |
|
Положение о документах и документообороте в Российской Федерации |
Приказ Минфина СССР от 29.07.1983 №105 |
ПБУ 1/98 |
Учетная политика организации |
Приказ Минфина РФ от 30.12.1999 №107н |
ПБУ 5/01 |
Учет материально-производственных запасов |
Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 №44н |
ПБУ 9/99 |
Доходы организации |
Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 №33 |
ПБУ 10/99 |
Расходы организации |
Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 №33 |
ПБУ 18/02 |
Учет расчетов по налогу на прибыль |
Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 №114н |
Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.
Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:
- название и номер ПБУ;
- общие положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);
- определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);
- оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);
- порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета);
- раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащей раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).
Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.
На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Министерство финансов РФ.
В системе нормативного регулирования План счетов является третьем уровнем и в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.
Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе "О бухгалтерском учете" и положениях по бухгалтерскому учету.
Нормативные документы четвертого уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами. Ниже приведен перечень некоторых нормативных документов третьего уровня:
- Методические указания по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов;
- Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;
Учетной политикой организации должен быть определен порядок документооборота, включая применяемые формы первичных учетных документов, систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.
Создание первичных учетных документов, порядок и сроки их передачи для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным предприятием графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, их передачу в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы (п. 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).
5) порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно по окончании операции.
При формировании учетной политики предприятия по конкретному направления ведения и организации бухгалтерского учета производится выбор одного из нескольких допускаемых законодательством и нормативным актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики предприятие осуществляет разработку соответствующего способа исходя из ПБУ 1/98 и иных Положений по бухгалтерскому учету.
При разработке учетной политики предприятию необходимо учесть следующее:
1. учетная политика оформляется организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением и т. п.);
2. способы ведения бухгалтерского учета, которые избраны организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января и до конца года;
3. учетная политика, принятая предприятием, применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации независимо от места их нахождения и выделения на отдельный баланс;
4. принятая вновь созданной организацией политика считается приемлемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);
5. изменение учетной политики должно быть обосновано. Изменения вводятся с 1 января финансового года и могут производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, а также разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета, предполагающих более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности предприятия или снижение трудоемкости учетного процесса без снижения степени достоверности информации.
Изменения учетной политики, которые оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение предприятия, движение денежных средств, или финансовые результаты деятельности, должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.
Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации. Как правило, это документы, не содержащиеся в Альбоме новых унифицированных форм первичной учетной документации.
В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив.
Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.
Правовую основу аудита в РФ составляют документы четырех уровней:
Первый уровень - нормативные документы, которые отражают обязательные требования для каждого аудитора. Основной документ, регулирующий аудиторскую деятельность в РФ - это "Федеральный закон об аудиторской деятельности" принят 07.08.2001 года.
Второй уровень - Правила (Стандарты) аудиторской деятельности, которые определяют единые требования к порядку проведения аудита.
Третий уровень – договоры, т.е. соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Эти соглашения не могут нарушать требований нормативных документов и не должны противоречить Правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
Четвертый уровень - профессиональные этические нормы, которые содержатся в специальном Этическом кодексе профессионального поведения аудиторов.
Регулирование аудиторской деятельности осуществляет специально созданная система, в которую входят следующие органы:
1. Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования, который определяется Правительством РФ, действует на основе Положения о федеральном органе, утвержденном Правительством РФ.
Основными функциями федерального уполномоченного органа являются :
- издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
- организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных Правил (Стандартов) аудиторской деятельности;
- организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензирования аудиторской деятельности;
- организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
- контроль за соблюдением аудиторскими организациями Правил (Стандартов) аудиторской деятельности;
- определение объема и порядка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и финансовой отчетности;
- ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и профессиональных аудиторских объединений, учебно-методических центров;
- аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
2. Совет по аудиторской деятельности при Уполномоченном федеральном органе. Создается в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности. Совет действует на основании Положения, которое утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.
Совет по аудиторской деятельности:
- принимает участие в подготовке основных документов аудиторской деятельности и решений Уполномоченного федерального органа;
- разрабатывает Федеральные Правила (Стандарты) и выносит их на рассмотрение уполномоченным федеральным органом.
- рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
- осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.
Состав совета утверждается руководителем уполномоченного федерального органа. Представители аккредитованных профессиональных аудиторских объединений должны составлять в совете не менее 51% общего состава совета. В состав совета входят представители государственных органов, Центрального банка, пользователей аудиторских услуг.
3. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения - это объединения аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданные в целях защиты своих профессиональных интересов, и координации своей деятельности. Аккредитацию осуществляет уполномоченный федеральный орган. Аккредитация - это официальное признание и регистрация федеральным уполномоченным органом профессионального объединения аудиторов. Это некоммерческие организации, которые имеют право:
- участвовать в аттестации аудиторов, проводимой уполномоченным федеральным органом;
- в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные программы для обучения аудиторов и осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
- самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, которые являются членами этой аккредитованной организации;
- по итогам проверок применять меры воздействия к виновным лицам и обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на виновных лиц;
- ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о приостановление действия и аннулирования аттестата и лицензии в отношении своих членов;
- разрабатывать и издавать литературу по аудиту и сопутствующим слугам;
- осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом.
1.3. Документальное оформление торговых операций
Документальное оформление торговых операций осуществляется в соответствии со следующими законодательными актами Российской Федерации:
· Гражданский кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 21.10.94 г.);
· Инструкция «О порядке начисления и уплаты НДС» (утверждена Госналогслужбой РФ от 11.10.1995 №39)
· Инструкция «О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности» (утверждена Минфином СССР от 14.01.1967 №17)
· Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утверждена постановлением Госарбитража СССР от 5.06.65 г. № П-6) (с изменениями от 29.12,73 г. и от 14.11.74 г.);
· Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утверждена постановлением Госарбитража СССР от 5.04.66 г. № П-7) (с изменениями от 29.1273 г № 81 и от 14.11.74г. №98);
· Инструкция о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов (утверждена Госарбитражем СССР 15.10.90 г.);
· «Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях оптовой торговли» (утверждены письмом Роскомторга от 10.07.96 г. № 1-794/32-5) (см. приложение 18).
Первичные документы по поступлению товаров являются основой организации материального учета, так как непосредственно по ним осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и их рациональным использованием.
В розничную торговлю товары для продажи поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, от фирм, ведущих внешнюю торговлю, со складов и т. д.
Товары, поступающие на предприятия розничной оптовой торговли, должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и др.), предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозки грузов. Если товар поступил на предприятие розничной оптовой торговли без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется приемным актом. Основание для расчетов за поступившие ТМЦ или авансовых платежей является счет (ф 868).
В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со стороны материально ответственных лиц.
Доверенность оформляется по типовым формам. Учет доверенностей как бланков строгой отчетности (ф № М-2, М-2а) производится либо по корешку доверенности, который хранится в бухгалтерии с отметкой о ее получении и использовании, либо в книге доверенностей, либо в журнале регистрации.
Доверенность содержит следующие реквизиты:
§ номер и дату выдачи;
§ срок действия (возможный срок получения и вывоза товара);
§ наименования и адреса плательщика и потребителя (получателя доверенности), а также банковские реквизиты плательщика; кроме того, указывается наименование поставщика (должность, фамилия, имя, отчество, сведения о паспорте материально ответственного лица, на имя которого выдается доверенность);
§ номер и дату документа, являющегося основанием для отпуска товаров.
Указывается также наименование и краткое описание товаров, подлежащих получению, с указанием единиц измерения и количества.
Подпись получателя в доверенности должна быть удостоверена руководителем торгового предприятия и главным бухгалтером, а также заверена круглой печатью предприятия. После получения товара в бухгалтерию предприятия представляются документы, подтверждающие совершение торговой операции, и в книге (журнале) учета доверенностей проставляются номер и дата сопроводительных документов.
Получение товара оформляется по-разному в зависимости от близости офиса к месту нахождения склада. Если склад фирмы-поставщика расположен в одном помещении с местом оформления документов на отпуск товара, то оформление документов и выдача товара происходит фактически одновременно. Документом на отпуск в данном случае является накладная.
Если склад фирмы-поставщика расположен на значительном расстоянии от офиса, то материально ответственному лицу в представительстве фирмы выдается документ на получение товара, по которому ему на складе могут быть выданы данные ценности. В случае отсутствия затребованного товара на складе в необходимом количестве выписывается новый документ - расходная накладная (ф №М-15, утв. Госкомстатом РФ 71а), в которой указывается фактически отпущенное количество товара. Кроме того, также возможно в накладной, оформленной покупателю в офисе, наряду с количеством товара предназначенного для отпуска, на складе отражать также фактически выданное количество товара.
В накладной указывается:
§ номер и дата выписки;
§ наименование поставщика и покупателя;
§ наименование и краткое описание товара;
§ количество товара (в единицах);
§ цена и общая стоимость отпускаемого товара (с учетом налога на добавленную стоимость), при этом НДС выделяется отдельной строкой.
Накладная выписывается в четырех экземплярах, первый и второй из которых остаются у предприятия-поставщика (в бухгалтерии предприятия и на складе), а третий и четвертый передаются вместе с товаром покупателю (в бухгалтерию предприятия-покупателя и лицу, отвечающему за хранение товара). Данный документ подписывается материально ответственными лицами, один из которых отпустил товар, а другой - принял, и заверяется печатями поставщика и получателя.
Представитель предприятия-покупателя проверяет товар, наличие полной документации к нему, сертификатов качества и т. п., комплектацию в соответствии с данными сопроводительных документов и расписывается в получении ценностей на накладной. Если товар принимается в закрытой таре, то необходимо сделать запись: «Товар принят по массе нетто (количеству мест) без фактической проверки". После этого материально ответственное лицо доставляет товар на территорию склада своей организации и передает его кладовщику.
Товар от организаций железной дороги, водного и воздушного транспорта должно получать специально подготовленное материально ответственное лицо. Предъявив доверенность и паспорт, этот работник получает товаросопроводительные документы, к которым относятся железнодорожная накладная (ф. Гу-27, утв. ПС №2ц) , счет-фактура и др.
Железнодорожная накладная содержит следующие реквизиты:
§ номер и дату оформления накладной;
§ полное наименование, адрес, банковские реквизиты поставщика, плательщика;
§ наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
§ основание отпуска товара (номер, дату договора, наряда, заказа).
Товарный раздел накладной заполняется грузоотправителем, в нем указывается наименование товара, артикул, количество, цена, сумма, сумма оптовой надбавки, общая сумма к оплате (с выделением суммы НДС). Транспортный раздел данного документа заполняется при перевозке и осуществление погрузочно-разгрузочных работ.
К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем обязательно делается соответствующая отметка в накладной.
Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то может быть оформлена "Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере".
Поставщик может оформить сопровождение товаров счетом-фактурой, а не накладной, при этом в счете-фактуре, так же как и в накладной, отдельной строкой выделяется сумма НДС.
Счет-фактура имеет следующие реквизиты:
§ номер и дату выписки счета-фактуры;
§ наименование и банковские реквизиты грузоотправителя и плательщика;
§ наименование грузополучателя;
§ наименование и краткое описание товара, его количество, цену и сумму;
§ стоимость доставки;
§ сумму к оплате получателем;
§ фамилии, инициалы и подписи лиц, отпустивших и принявших товар.
Счет-фактура выписывается, как правило, в трех экземплярах. Первый остается у поставщика товара, два других направляются покупателю вместе с товаром.
Кроме того, следует помнить, что с 1997 года все плательщики НДС в соответствии с Указом Президента РФ от 08.05.96 № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" (а теперь и в с соответствии с Налоговым кодексом) обязаны составлять счета-фактуры на реализацию продукции (работ, услуг), формы которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.07.1996 № 914 (с изменениями и дополнениями). На основании данных документов получатели товаров имеют право на зачет уплаченных по ним сумм НДС при расчетах с бюджетом.
Каждая отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуг) оформляется составлением счета-фактуры, который должен содержать следующие обязательные реквизиты:
§ порядковый номер и дату выписки счета-фактуры;
§ наименование, адрес и идентификационный номер продавца и покупателя товаров (работ, услуг);
§ наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя товаров (работ, услуг);
§ наименование и краткое описание товара, его количество, цену и сумму (без НДС, с НДС), а также сумму акциза (при его наличии);
§ страна происхождения товара;
§ номер грузовой таможенной декларации.
Составленный документ должен быть подписан руководителем, главным бухгалтером поставщика, лицом, ответственным за отпуск товара, и скреплен печатью организации. Разрешено визирование счета-фактуры иным ответственным лицом, уполномоченным в соответствии с приказом по организации.
Получаемые покупателем товаров счета-фактуры относятся к первичным бухгалтерским документам. При этом учет их поступления будет лишь дублировать книгу покупок. Покупатель заинтересован в полной сохранности счетов-фактур, их своевременном и достоверном отражении. Счета-фактуры, принятые к исполнению, должны быть пронумерованы и подшиты в журналы учета счетов-фактур, причем хранение получаемых и выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Составленные и полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книгах покупок и продаж.
Книга покупок ведется получателями товаров, она предназначена для регистрации счетов-фактур, предоставляемых поставщиками, в целях определения сумм налога, подлежащих зачету.
Следует отметить, что после получения сопроводительных документов материально ответственное лицо должно проверить исправность вагона, контейнера или упаковки, в которой был доставлен товар. Затем в присутствии представителей станции (пристани, аэропорта) он должен принять товар по количеству мест, а в необходимых случаях – по массе. Станция (пристань, аэропорт) назначения делает отметку об исправности вагона (контейнера, упаковочной тары) в соответствующей накладной.
При обнаружении при перевозках недостачи в пределах норм естественной убыли сотрудники станции назначения (пристани, аэропорта) должны произвести необходимую запись на обороте накладной.
В случае обнаружения неисправности вагона, контейнера или повреждения упаковочной тары, отсутствия или повреждения пломбы, неясности оттиска на ней (или наличия пломбы промежуточной станции), а также во всех случаях повреждения, недостачи груза по количеству или массе материально ответственное лицо обязано потребовать от станции (пристани, аэропорта) назначения составления коммерческого акта и получить его копию. При отказе станции назначения составить коммерческий акт покупатель должен принять груз с участием представителя отдела оптовой торговли органа местной исполнительной власти или железнодорожной милиции и составить акт о результатах приемки. Отказ сотрудников станции назначения составить акт следует обжаловать в установленном порядке. Коммерческий акт при этом является юридическим основанием для предъявления претензий к транспортным компаниям или поставщику.
При поставке товаров автотранспортом сопроводительным документом служит товарно-транспортная накладная (ф. Т-1, утв. Госкомстатом №78).
Товарно-транспортная накладная составляется поставщиком и является первичным приходным документом при поступлении товаров на торговое предприятие. Она состоит из двух разделов - товарного и транспортного.
Товарный раздел товарно-транспортной накладной заполняется поставщиком товара и содержит сведения о поставщике и плательщике (наименования, адреса и банковские реквизиты), сведения о товаре и таре (артикул), наименование и краткое описание товара, количество мест, масса брутто. Здесь же указываются суммы налога на добавленную стоимость (18 или 10% от суммы поставки), а так же фиксируются подписи лиц, разрешивших отпуск товара, и подписи лиц отпустивших и принявших товар.
Транспортный раздел данного документа заполняется в ходе доставки товара и содержит следующие данные:
§ дату:
§ номер автомобиля и путевого листа;
§ наименования и адреса заказчика (плательщика) товара, грузоотправителя и грузополучателя;
§ пункт погрузки и разгрузки (при необходимости);
§ сведения о грузе (краткое наименование товара; количество мест; вид упаковки; масса).
Кроме того, указываются сопровождающие груз документы, вид упаковки, количество мест.
Один экземпляр этих документов материально ответственное лицо со стороны поставщика должно передать кладовщику, который является материально ответственным лицом покупателя.
Кладовщик, принявший товар, передает в бухгалтерию копию приходной накладной и сопроводительные документы, выданные ему представителем поставщика. В случае несоответствия сумм между представленными документами и фактически принятым количеством товара на склад должен быть составлен соответствующий акт за подписями обеих сторон
При рыночных отношениях резко повышается роль договоров купли-продажи, поставки товаров, реализации и бартера. Это обусловлено тем, что при равноправных хозяйственных связей поставщиков и покупателей товаров, их полной хозяйственной самостоятельности договор является основным документом, определяющим права и обязанности сторон по организации купли-продажи и поставок товаров и продукции материально-технического назначения.
Гражданский кодекс определяет понятие договора как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
По договору поставки лицо – поставщик обязуется передать в определенные сроки или срок лицу – покупателю в собственность определенную продукцию (товар), лицо – покупатель обязуется принять продукцию и оплатить ее по установленным между поставщиком и покупателем ценам.
Наилучшей формой организации хозяйственных отношений предприятий с обслуживающими торговыми предприятиями по продаже товаров являются договоры купли-продажи товаров.
По договору купли-продажи продавец обязуется передать товар в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В договоре купли-продажи следует предусматривать количество, ассортимент и сроки поставки товаров, порядок поставки, качество и комплектность товаров, имущественную ответственность сторон.
Договор реализации продавец передает посредники товар для его реализации. Оплата осуществляется после продажи указанного товара
Договор бартера представляет собой договор обмена по согласованной оценки обмениваемого имущества.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта 2002 г.).
2. Гражданский кодекс РФ части 1 и 2
3. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1 и 2.
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
5. Положение о документах и документообороте в Российской Федерации
6. Положение по бухгалтерскому учету 1/98 «Учетная политика организации»
7. Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
8. Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов»
9. Положение по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации»
10. Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации»
11. Положение по бухгалтерскому учету 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»
12. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению: Утверждено Приказом Минфина РФ №94-н от 31.10.2000 г.
13. Акимова, Комментарий к «Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» "Бизнес-класс-аудит", 2001;
14. Абашина А.М. Бухгалтерский учет в торговле. - М.: ИНФРА-М, 2001.
15. Акимова Е. Положение по ведению Бухгалтерского учета и отчетности (Комментарий) // Аудит. – 2001. - №1. – С.8-18.
16. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли, АПК. – М.: Финансы и статистика, 2002.
17. Алексеев А.В., Парфенова Л.К. Реформа российской системы Бухгалтерского учета и аудита // ЭКО. – 2002. – №12. – С.18-23.
18. Анализ финансового состояния предприятия по данным Бухгалтерского учета// Консультант Бухгалтерского учета. – 2001. - №4. – С.3-18.
19. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. – М.: ДИС, 2001.
20. Аудит / Под ред. Подольского В.И. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. – М.: Информ.-изд. дом “Филинъ”, 2001.
21. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Информ - изд. Дом “ФИЛИНЪ”, 2002.
22. Бухгалтерский учет. Учебник./Под ред. А.Д. Ларионова. - М.: “Проспект, 2003
23. Бухгалтерский учет: Учебник/ П.С. Безруких, Н.П. Кондаков, В.Ф. Палий и др.; под ред. П.С. Безруких.- М.: Бухгалтерский учет, 2002
24. Бухгалтерский учет: учебник для вузов / Под. Ред. Проф. Ю.А. Бабаева. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2002.
25. Глушков Е.П. Бухгалтерский учет на современном предприятии. –М.: Кнорус, 2001г.- 615 с.
26. Данилевский Ю.А. Аудит. Вопросы и ответы. - М.: Бухгалтерский учет, 2002. - 39 с.
27. Дрюнина Н.А. Профессия бухгалтера в условиях рыночной экономики // Экономический лабиринт. – 2002. - №4. – С.24-25.
28. Общий аудит: законодательная и нормативная база, практика, рекомендации и методика осуществления. – М.: Дело и сервис, 2001.
29. Окладников Д. Рационализация учетной политики // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №5. – С113-117.
30. Организация делопроизводства в бухгалтерии // Консультант Бухгалтерского учета. – 2002. - №2. – С.14-22.
31. Кондраков Н.П., «Бухгалтерский учет», М: «Инфра-М», 2002;
32. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000.- 635с.
33. Камышанов П. И. Практическое пособие по аудиту. – М.: Инфра – М, 2002.
34. Клейникова В.Г. Организация бухгалтерского учета: анализ финансового состояния по данным Бухгалтерского баланса // Консультант Бухгалтера. - 2001. - № 4.
35. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. – 216с.
36. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 1996.
37. Кондраков Н.П. Основы финансового анализа. – М.: Финансы и статистика, 2001.
38. Красницкий В.А. Бухгалтерский и налоговый учет // Налоговый вестник. –2001. - №1. – С.99-102.
39. Крейнина М. Н. Финансовое состояние предприятия: методы оценки. – М.: ДИС, 2001.
40. Чиркова М.Б. Учет продажи товаров в оптовой торговле // Бухгалтерский учет. 2001. № 5.
41. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 352с. – (сер. Высшее образование).