Содержание

 

Биография А.С. Грибоедова. 3

Введение. 5

1. Две эпохи в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». 6

2. Фамусов – представитель «века минувшего». 10

3. Чацкий – человек «века нынешнего». 14

Список литературы.. 17

Биография А.С. Грибоедова


Трудно восстановить духовный облик Грибоедова. «Чужая душа – потемки», это применимо и к простым людям, тем более к сложным и могучим индивидуальностям.

Александр Сергеевич Грибоедов объединил в себе два рода, носивших одну и ту же фамилию. Корни этих родов уходят вглубь ХVII, даже в ХVI века[1].

Родился 4 января (15 н.с.) в Москве в семье офицера русской гвардии, дворянина. Получил разностороннее домашнее образование. Семи лет отдан в Московский университетский пансион. Одиннадцати лет Грибоедов - студент Московского университета. Окончив словесное отделение философского факультета, он поступил на юридическое отделение и получил второй диплом - кандидата прав. В 1810 учится на естественно-математическом факультете, что было делом необычайным для дворянской молодежи. С детства, зная французский, английский, немецкий и итальянский языки, за время учебы в университете изучал греческий и латинский, позднее - персидский, арабский и турецкий. Он был и музыкально одарен: играл на фортепьяно, флейте, сам сочинял музыку.

Одаренность этого человека была поистине феноменальной. Его знания были огромны и многосторонни, он выучил множество языков, был хорошим офицером, способным музыкантом, выдающимся дипломатом с задатками крупного политика. Но при всем том его мало кто помнил бы, если бы не комедия «Горе от ума», которая поставила Грибоедова в один ряд с величайшими русскими писателями. Пасынок здравого рассудка. В биографии Грибоедова много загадок и пробелов, особенно в детстве и юности.

В 1806 году он поступил на словесный факультет, а в 1808 году окончил его. Если Грибоедов действительно родился в 1795 году, как полагают большинство биографов, ему было тогда 13 лет. В первые годы 19 века такое редко, но случалось. Более достоверны сведения о жизни Грибоедова начиная с 1812 года. При нашествии Наполеона Александр Сергеевич записался, как и очень многие московские дворяне, офицером в ополчение. Но участвовать в боях ему так и не привелось: полк стоял в тылу. После войны будущий писатель прослужил адъютантом в Белоруссии.

В 1818 был направлен секретарем русской миссии в Персию, где провел свыше двух лет, много путешествуя по стране и ведя путевые заметки и дневник.

В 1826 году Грибоедов находился под следствием по делу декабристов, но его причастность к декабрьскому восстанию не была доказана. В 1827 году как талантливому дипломату ему поручили важную миссию - заключить мирный договор с Персией. Он блестяще выполнил это поручение и в 1828 году был назначен послом в Персию, где с большим успехом нес дипломатическую службу.

30 января 1829 года в Тегеране в результате подстрекательства враждебно настроенных к России властей, подогреваемого английскими дипломатами, рассвирепевшая толпа разгромила русское посольство и зверски убила А.С. Грибоедова[2].

Для погребения прах Грибоедова отвезли в монастырь св. Давида – по завещанию поэта, который любил местоположение монастыря и говаривал шутя Нине Александровне: «Не оставляй костей моих в Персии: если умру там, то похорони меня в Тифлисе, в монастыре св. Давида». Весь город вышел прощаться с прахом Грибоедова. Впоследствии Нина Александровна поставила на могиле скульптурный памятник и начертала на нем слова, нежные и глубокие: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?»[3]


Введение


Созданное в конце первой четверти ХIХ века «Горе от ума» представляет собой диалектическое единство нескольких элементов сил. В нем ощутимы начала классицизма, мольеризма, сказавшегося в изобилии монологов, в традиционных чертах образа Лизы, в стремительном развитии действия.

Комедия «Горе от ума» произвело фурор. Задумана она была ещё в Персии, начата в Тифлисе, а закончена в деревне у Бегичевых. Автор читал пьесу во многих литературных салонах. Но ни напечатать, ни поставить «Горе от ума» ему не удалось. Едва ли комедию не пропускали из-за политической остроты. Сомнительных в этом отношении мест в «Горе от ума» не так много; их нетрудно было бы снять или смягчить. Но пьеса имела привкус скандала: многие москвичи в её персонажах узнавал себя (как правило, ошибочно). Скандал - то и желала предотвратить цензура. Власти запретили даже спектакль, который студенты театральной школы хотели представить в узком кругу. В альманахе «Русская Талия на 1825 год» напечатали лишь вторую половину первого акта и весь третий. Полный текст распространялся в тысячах рукописных копий.

В основном методе творчества Грибоедов не классик, не романтик, а реалист, великий единомышленник и соратник основоположника русской литературы – Пушкина. Художественная форма «Горя от ума» обнаруживает резкий отход Грибоедова и от традиций классицизма, и от «легкой комедии», и от распространенной тогда романтической манеры.

Реализм «Горя от ума» - это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный[4].

Целью представленной работы является изучение проблемы двух веков в пьесе «Горе от ума».

1. Две эпохи в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»


В доме Фамусова столкнулись две эпохи: «век нынешний и век минувший». Грибоедов показывает, что старое русское барство живет по своим, давно устоявшимся обычаям. Здесь заботы о карьере, хлопоты о выгодных браках, о том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить». Самым ярким представителем старой барской Москвы является Павел Афанасьевич Фамусов, который занимает высокий пост. На то, что это «человек известный», указывает фамилия. Фамусов управляющий в казенном доме, но к службе относится формально. Служит же он для того, чтобы «чины добыть», ордена и иные блага. Фамусов с благоговением вспоминает своего дядю Максима Петровича, который, по его мнению, является образцом для подражания. Вельможа при дворе Екатерины, Максим Петрович был человеком гордым и надменным, но, «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Фамусов восторгается тем, как покойный дядя сумел использовать себе во благо даже конфуз, случившийся с ним при дворе, на приеме у императрицы. Разыграв шута, он приобрел благосклонность Екатерины и стал самым уважаемым человеком при дворе. И Фамусов поучает молодежь: «Учились бы, на старших глядя». Сам же Фамусов, достигнув «степеней известных», службой практически не занимается, он только подписывает бумаги, не вникая в их смысл и даже не читая их. Больше всего он боится скопления бумаг, поэтому и заявляет:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай тот такой:

Подписано, так с плеч долой.

Неделя этого государственного чиновника заполнена посещениями приемов, обедов, ужинов, именин и крестин. На службе Фамусов окружает себя родственниками, чтобы «порадеть родному человечку» и помочь ему сделать карьеру.

При мне служащие чужие очень редки,

Все больше сестрины, свояченицы детки,

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку.

Фамусов ценит в людях чины и богатство, поэтому он ищет для своей дочери соответствующую пару. «Кто беден, тот тебе не пара», - внушает он Софье, разъясняя ей, какой человек может быть принят в семью:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

Вот почему Павел Афанасьевич обращает свое внимание на полковника Скалозуба. Ведь полковник «не нынче - завтра генерал». Фамусова совершенно не волнует, что полковник глуп, что он «слова умного не выговорил сроду», что может рассуждать только о «петличках», командах, маршах, а когда речь заходит об общей знакомой, Скалозуб тупо заявляет:

Не знаю-с, виноват;

Мы с нею вместе не служили.

Все окружающие дают ему иронические характеристики. По определению остроумной Лизы, служанки Софьи, Скалозуб – «и золотой мешок, и метит в генералы». Чацкий же считает его «созвездием маневров и мазурки». Мечта Скалозуба - стать генералом, что очень возможно, так как «вакансии как раз открыты»:

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Но Софья отдает предпочтение скромному, безродному Молчалину. Молчалин не родственник Фамусову, но оказался у него на службе потому, что обладает теми достоинствами, которые особенно почитаются в фамусовском обществе. К числу своих достоинств Молчалин относит «умеренность и аккуратность», умение промолчать, когда тебя бранят. Он мастер в искусстве поднять платок, вовремя погладить моськувлиятельной старухи. За все это Молчалин уже имеет три награжденья и чин асессора. Он четко выполняет наказ отца: «Угождать всем людям без изъятия». Естественно, тем, кто выше по положению.

Гости, съехавшиеся в дом Фамусова на бал, представляют собой групповой портрет этого общества. Здесь, на балу, раскрываются все те принципы, по которым живет барская Москва.

В гостиной Фамусова Чацкий кажется человеком из другого мира. Образованный, умный, Чацкий не принимает законов жизни старой Москвы. На поучительный рассказ Фамусова о покойном дяде Максиме Петровиче Чацкий отвечает презрительной репликой, характеризующей век Екатерины как «век покорности и страха». У него свое представление о служении отечеству, а прислуживаться он не может и не хочет. Прогресс общества Чацкий связывает с расцветом личности, с развитием наук и просвещения, что не только чуждо фамусовскому обществу, но и пугает его. Именно в просвещении барская Москва видит причину того, что много «безумных развелось людей, и дел, и мнений».

От лица прогрессивной России Чацкий обличает основу российской государственности - крепостное право. Он выступает против самого страшного проявления крепостничества - торговли людьми. С возмущением рассказывает о том, как один помещик распродал за долги крепостной балет, а другой обменял своих верных слуг на борзых собак. Гнев Чацкого также вызывает низкопоклонство дворян перед Западом. Двери дворянских домов раскрыты перед иностранными гостями, которых с восторгом принимают в России. Так, французик из Бордо, который собирался в страну варваров, встретил в России самый теплый прием и не обнаружил здесь «ни звука русского, ни русского лица». Чацкий считает, что преклонению перед иностранным способствует вся система воспитания в дворянских семьях, куда приглашают иностранцев-гувернеров «числом поболее, ценою подешевле», которые воспитывают подрастающее поколение в сознании, «что нам без немцев нет спасенья». В дворянских семьях до такой степени все на иностранный лад, что даже речь московского барства представляет собой нелепое «смешенье языков французского с нижегородским». И от имени молодого поколения Чацкий выступает за возрождение национального лица России, «что умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев».

Чацкий, отвергающий все нормы жизни фамусовской Москвы, вызывает гнев этого общества тем более, что он не один. Таких людей появляется все больше. Таков, например, брат Скалозуба, которому полагалось повышение по службе, а он «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать». Таков племянник княгини Тугоуховской, - князь Федор, химик, ботаник, который «чинов не хочет знать». Гости Фамусова с ужасом говорят о том, что в Петербурге открылся целый педагогический институт, где студенты и профессора упражняются в вольнодумстве. Фамусовское общество изгоняет Чацкого, но, как замечает Гончаров, «Чацкий сломлен количеством старой силы», нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. «Чацкий начинает новый век - ив этом все его значение и весь ум», - так характеризует писатель смысл произведения А. С. Грибоедова[5].


2. Фамусов – представитель «века минувшего»


Все образы, созданные Грибоедовым в комедии, глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлёстова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое. «Век минувший» в комедии представлен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин. Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, «на старших глядя», уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное - быть богатым. Идеалом этого общества являются в монологах Фамусова дядя Максим Петрович и Кузьма Петрович: … вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! - Что за тузы в Москве живут и умирают!..

Во главе всего фамусовского общества стоит фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Но это лишь внешняя сторона.

Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это не только радушный хозяин, но и убежденный крепостник, яростный противник просвещения. «Забрать все книги бы да сжечь», - говорит он. Чацкий же, представитель «века нынешнего», мечтает «в науку впереть ум, алчуший познаний». Его возмущают порядки, заведенные в фамусовском обществе, так как оно расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара». А далее он добавляет: «Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених». В отличие от представителей фамусовского общества, Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой мир целый - прах и суета». Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются и высмеиваются взгляды «века минувшего» на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. Иначе говоря, Чацкий презирает их. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонность. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На это Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически («подписано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа». О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их». Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Таким образом, к службе представители фамусовского общества относятся как к источнику личных выгод, службе лицам, а не делу. Чацкий же стремится служить отечеству, «делу, а не лицам». Он презирает Молчалина, привыкшего «угождать всем людям без изъятья - хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». Все в Молчалине: и поведение, и слова - подчеркивают молодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположение Фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: «умеренностью и аккуратностью». Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Другим ярким представителем фамусовского общества является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб – «и золотой мешок, и метит в генералы». Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», - говорит Скалозуб. Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского общества заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества. Так, Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали «отцов». И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который «любит ее по должности».

В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, «она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха».

Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей «химерами» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех. «Так! отрезвился я сполна», - говорит Чацкий в конце комедии. Что же это - поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». И я полностью согласен с Гончаровым, считающим, что роль всех Чацких – «страдательная», но в то же время всегда «победительная». Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?..» он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки; И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг; На них он выменил борзые три собаки!!! Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого общества. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии «Гоу», направляя на это весь свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни.

«Век минувший», то есть фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «покорности и страха». Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба («Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать".), племянник княжны Тугоуховской.

Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, таким образом, не только от своего лица. Так А.С. Грибоедов хотел намекнуть читателю, что время «века минувшего» проходит, ему на смену приходит «век нынешний», сильный, умный, образованный[6].


3. Чацкий – человек «века нынешнего»


Один из главных вопросов российского общественного сознания можно сформулировать так: глуп или умен Чацкий?

«Мы в России слишком много болтаем, господа», - цедили поколения мыслящих русских людей. В этой сенстенции предполагается ответ на множество вопросов, настолько было ясно, что слово и дело – понятия не просто разные, но и антологонистические.

Если Чацкий глуп – все в порядке. Так и должно быть: человеку, исполненному подлинной глубины и силы, не пристало то и дело психопатически разражаться длинными речами, беспрестанно каламбурить и потешаться над достойными внимания объектами.

Человек, противопоставивший себя обществу, - а сюжет «Горя от ума» на этом построен - обязан осознать свою нелегкую, но честную миссию. Пустозвонство же Чацкого – раздражает. Он ошарашивает с первых же реплик своего появления, до всех ему есть дело: «Тот черномазенький, на ножках журавлиных… А трое из бульварных лиц, которые с полвека молятся?.. А тетушка? Все девушкой, Минервой?.. А Гильоме, француз, подбитый ветерком?»… И так далее – Чацкий тароторит, не останавливаясь, так что Софья вынуждена резонно вставить: «Вот вас бы с тетушкой свесть, чтоб всех знакомых перечесть».

И точно: Чацкий, знаменитый остряк, пробавляется досужими толками, перемыванием косточек, сплетнями. Если он декабрист, борец, революционер, диссидент – зачем ему все это? Чацкий ничуть не похож на современных ему лучших людей России: в нем нет вдохновенной пылкости Рылеева, угрюмой сосредоиоченности Пестеля, лихорадочной готовности на все Каховского[7].

Как к пустослову и относились к герою Грибоедова критические умы. Белинский: «Чацкий… хочет исправить общество от глупостей: и мем же? Своими собственными глупостями, рассуждая с глупцами и невеждами «о высоком и прекрасном»… Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит».

В самых последних словах, пожалуй, и есть разгадка такого неприятия Чацкого: он профанирует святое.

Сознание сверхзадачи («хочет исправить общество») обязано сообщать человеку черты сверхсущества. По сути, он  лишен права иметь недостатки, естественные надобности, причуды. И уж, во всяком случае, наделенный святыми намерениями человек не может понапрасну расплескивать свой праведный гнев.

В основе такого представления о борце, выступающем против общества, - вера в серьезность. Все, что весело, - признается легкомысленным и поверхностным. Все, что серьезно, - обязано быть мрачным и скучным, Так ведется в России от Ломоносова до наших дней. Европа уже столетиями хохотала над своими Дон-Кихотами, Пантагрюэлями, Симплициссимусами, Гулливерами, а в Россиилитераторов ценили не столько за юмор и веселье, сколько вопреки им. Даже Пушкина! Даже Гоголя!

Все веселое (легкомысленное, поверхностное) в пьесе принадлежит Чацкому. Этим он и раздражает общество. Любое общество – в том числе и Пушкина с Белинским.

Критик режима и неявный революционер, Чацкий обязан был, вероятно, выглядеть и вести себя иначе. В духе времени это могло быть что-то байроническое – в плаще и бледное. Но те грандиозные годы дали русской литературе две спровоцированные Байроном фигуры большого масштаба – Онегина и Печорина. Чацкий же – персонаж другого театра: шекспировского.

Обществу не нравится стиль Фамусова: ерничанье, шпильки, неуместный смех. Человек положительный и рассудительный так себя не ведет. Это – осознанно или нет – ощущается и персонажами пьесы, и ее читателями. Ведь и сумасшедшим Чацкого объявляют всего лишь за насмешки и несерьзность.

Стилистическое различие важнее идейного, потому что затрагивает неизмеримо более широкие аспекты жизни – от манеры сморкаться до манеры мыслить. Поэтому так странен окружающим Чацкий, поэтому так соблазнительно объявить его сумасшедшим, взбалмошным, глупым, поверхностным. А он, конечно, вменяем, умен, глубок. Но – по-другому. Он – чужой[8].

«Горе от ума» все пропитано стихией смеха, в самых разных его модификациях и применениях.

Чацкий пересмеять всех умеет, по словам Софьи. Сама Софья готова высмеять Чацкого[9].


Список литературы


1.     А.С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции / Под ред. С.А. Фомичева. Л.: Лениздат, 1977.

2.     А.С. Грибоедов. Точка зрения. Серия «Классическая гимназия» / Сост., биогр. Справки и примеч. А.И. Остовской. М.: Лайда, 1994.

3.     Валчев В. Проблема человека и народа у А.С. Грибоедова. М.: Наука, 1981.

4.     Гладыш И.А., Динесман П.Г. Горе от ума. Страницы истории. М.: Литература, 1991.

5.     Сандомирская В.Б. А.С. Грибоедов: История русской поэзии. М.: Русская литература, 1998.

6.     Томашевский Б.В. Стих «Горя от ума». М.: Просвещение, 1991.

7.     Филиппов В.А. «Горе от ума» А.С. Грибоедова на русской сцене. М.: Просвещение, 1996.

8.     Шаскольская Т.П. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». СПб: Питер, 1996.

9.     Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». М.: Просвещение, 1983.

10.                       Чистяков В.Ф. Как читать «Горе от ума». М.: Просвещение, 1991.


[1] А.С. Грибоедов. Точка зрения. Серия «Классическая гимназия» / Сост., биогр. Справки и примеч. А.И. Остовской. М.: Лайда, 1994. С. 7.

[2] А.С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции / Под ред. С.А. Фомичева. Л.: Лениздат, 1977. С. 16-17.

[3] А.С. Грибоедов. Точка зрения. Серия «Классическая гимназия» / Сост., биогр. Справки и примеч. А.И. Остовской. М.: Лайда, 1994. С. 181.

[4] Чистяков В.Ф. Как читать «Горе от ума». М.: Просвещение, 1991.


[5] Филиппов В.А. «Горе от ума» А.С. Грибоедова на русской сцене. М.: Просвещение, 1996. С. 223.


[6] Сандомирская В.Б. А.С. Грибоедов: История русской поэзии. М.: Русская литература, 1998. С. 81-82.

[7] Каховский Перт Григорьевич (1797-1826) – отставной поручик, декабрист.

[8] А.С. Грибоедов. Точка зрения. Серия «Классическая гимназия» / Сост., биогр. Справки и примеч. А.И. Остовской. М.: Лайда, 1994. С. 65-67.

[9] Валчев В. Проблема человека и народа у А.С. Грибоедова. М.: Наука, 1981. С. 122.