Содержание

Введение.. 3

Глава I. Теоретические основы разработки плана внешнего управления. 4

1.1 Понятие внешнего управления. 4

1.2 Меры по восстановлению платежеспособности должника. 6

1.3 Права и обязанности внешнего управляющего. 11

1.4 Сроки и завершение внешнего управления. 13

1.5 Последовательность действий внешнего управляющего. 15

Глава II. Разработка плана внешнего управления компании РОСИНТЕР. 19

2.1  План внешнего управления компании РОСИНТЕР. 19

2.2. Рекомендация для построения плана внешнего управления. 22

Заключение.. 24

Список литературы... 25


Введение

В настоящее время для российских компаний харак­терны проблемы неплатежеспособности; отсутствие зака­зов на производство продукции; недостаточное целевое финансирование программ поддержки предприниматель­ства; чрезмерное налоговое бремя. Это побуждает менед­жеров более глубоко изучать финансовое положение фир­мы и финансовое состояние своих контрагентов, выявлять истинные причины возникновения кризисной ситуации. При этом возникает много вопросов, в частности:

— Какой Должна быть стратегия и тактика современ­ного предприятия в условиях перехода к рынку?

— Каким образом рационально организовать финан­совую деятельность предприятия для его дальнейшего развития?

— Как повысить эффективность управления финан­совыми ресурсами? На эти и многие другие вопросы спо­собен дать правильный  ответ объективный финансовый анализ, который позволяет найти пути наиболее рационального распределения имеющихся материальных, тру­довых и финансовых ресурсов. Поскольку ресурсы обыч­но очень ограничены, то добиться максимального эффекта можно путем выявления и сочетания использования раз­ных ресурсов. Из всех видов ресурсов финансовые — единственный вид ресурсов компании, который может быть трансформирован в любой другой их вид. Отсюда именно финансовый анализ необходимо использовать при разработке методики антикризисного управления для не­допущения банкротства предприятия.

Цель курсовой работы - закрепить теоретические знания, полученные в ходе освоения рабочей программы дисциплины, выработать навык самостоя­тельного систематизированного учебно-научного поиска при работе с источ­никами информации, применить основные теоретические положения дисци­плины при анализе конкретной практической ситуации.

Задача курсовой работы в соответствии с целью работы включает:

1. Написание работы в соответствии с требованиями;

2. Изучить теоретическую часть;

3. Полученные знания применить при разработки плана внешнего управления для компании РОСИНТЕР


Глава I. Теоретические основы разработки плана внешнего управления.

1.1 Понятие внешнего управления.

Внешнее управление (су­дебная санация) — проце­дура, применяемая к дол­жнику с целью восстанов­ления его платежеспо­собности, с передачей полномочий по управле­нию должником внешнему управляющему. Внешнее управление не является универсальной процедурой.

Так, внешнее управление не применяется:

• к кредитным организациям (ст. 143 Закона), по крайней мере до вступления в силу специального закона и банкротстве кре­дитных организаций;,

к гражданам, в том числе индивидуаль­ным предпринимателям (§1, 2 гл. IX Закона);

к ликвидируемому должнику (ст. 175 Закона);

к отсутствующему должнику (ст. 178 Закона);

при добровольном объявлении должни­ка о своем банкротстве (гл. XI Закона).

Эти ограничения на применение процедуры обусловлены ее целью и особенностями проведения: спасать нужно те предприя­тия-должники, которые можно спасти.[1]

Правовой режим внешнего управления определен статьями 69—70 Закона. Он включает меры по ограничению полномочий органов управления должника и кредито­ров.

•руководитель должника отстраняется от должности, его полно­мочия передаются внешнему управляющему;

•прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника—унитарного предприятия, их полномочия переходят в основном к внешнему управля­ющему (а частично — к собранию или комитету кредито­ров).

Отстранение руководителя от должности не равнозначно уволь­нению. Необходимость отстранения от должности не препятствует и возможности его перевода не другую работу в рамках предпри­ятия (например, заместителем руководителя).

Ограничение полномочий органов уп­равления должника означает, что: и перевод на другую работу должны соответствовать нормам тру­дового законодательства.

В отношении коллегиальных, органов управления должника важно отметить, что прекращение их полномочий не означает прекращения их деятельности. Такие органы, как совет директо­ров или наблюдательный совет, могут функционировать и прини­мать решения, однако эти решения не имеют силы в отношении предприятия, на котором введено внешнее управление. Кроме того, сопоставление разных законодательных актов позволяет сделать вывод о том, что существуют такие категории решений, принять которые внешний управляющий и собрание кредиторов все-таки не вправе. К ним относится, например, решение о дополнитель­ной эмиссии акций или об увеличении (уменьшении) уставного капитала предприятия. Для их осуществления необходимо реше­ние как собрания кредиторов, так и общего Собрания акционе­ров.

• Ограничение полномочий кредиторов включает:

•отмену ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов;

•мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам.

Мораторий — приоста­новление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.[2]

Мораторий (ст. 70" Закона) распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых

наступил до введения внешнего управле­ния. На обязательства, срок исполнения которых наступает в период внешнего уп­равления, мораторий не распространяется. Мораторий означает невозможность взыскания платежей как по исполнительным документам, так и в бесспорном (безакцептном) порядке, морато­рий, однако, не препятствует добровольной выплате должником всех или части долгов. Как правило, для успешного завершения внешне­го управления целесообразно начинать такие выплаты, не дожидаясь его окончания. Обычно график выплат включается в план внешнего управления и контролируется собранием кредиторов.

Важной составной частью моратория является отмена начисле­ния неустойки (штрафов, пеней) и иных финансовых (экономичес­ких) санкций за неуплату долга. Не начисляются также и проценты в том размере, в каком они предусмотрены договорами. Вместо этого на всю сумму замороженного долга начисляются проценты в размере, установленном статьей 395 Гражданского кодекса РФ, т.е. в размере учетной ставки рефинансирования» устанавливаемой Центральным банком РФ. Данная мера была задумана законодателем как облегчение долгового бремени должника, способствующее восстановлению его платежеспособности. Она исходит из предпо­сылки, что пеня (штрафные санкции) по своему размеру выше, чем ставка рефинансирования. К сожалению, в кризисные периоды (например, в 1998 г.) бывает обратное; в этом случае бремя долж­ника не облегчается, а отягощается.

Мораторий не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.

1.2 Меры по восстановлению платежеспособности дол­жника.

Закон специально предусматривает меры по восстановлению платежеспособно­сти должника. Такими мерами в Законе (ст. 85) названы следующие.:

•перепрофилирование производства;

•закрытие нерентабельных производств;

•ликвидация дебиторской задолженности;

•продажа части имущества должника;

•уступка прав требования должника;

•исполнение обязательств должника собственником имущества должника—унитарного предприятия или иными лицами;

•продажа предприятия (бизнеса) должника.

По существу, к мерам по восстановлению платежеспособности должника следует отнести и предусмотренный статьями 77 и 78 Закона пересмотр договорных обязательств и сделок должника.

Приведенный перечень мер не является исчерпывающим; вне­шний управляющий правомочен применять любые иные меры, не вступающие в противоречие с законодательством. Все меры, кро­ме пересмотра договорных обязательств и сделок должника, дол­жны предусматриваться утвержденным планом внешнего управле­ния-Некоторые из перечисленных мер (перепрофилирование про­изводства, закрытие нерентабельных производств, ликвидация де­биторской задолженности) не являются специфическими для про­цедуры внешнего управления и поэтому не нуждаются в регулиро­вании в рамках правового института несостоятельности. Их право­вое рассмотрение в связи с этим опущено.

Продажа части имущества должника (ст. 87 Закона) допуска­ется только после инвентаризации и оценки продаваемого имуще­ства. Имущество продается на открытых торгах, если иное не ус­тановлено законом или планом внешнего управления. В частности, планом внешнего управления может предусматриваться продажа тех или иных объектов на закрытых торгах (т.е. с ограниченным кругом участников) или даже конкретному покупателю. Начальная цена продаваемого имущества определяется внешним управляю­щим, если иное не предусмотрено планом внешнего управления (например, план может предусматривать конкретные цены по кон­кретным объектам либо отнести установление цены к компетенции собрания или комитета кредиторов).[3]

Отдельные виды имущества (например, этиловый спирт, ору­жие и боеприпасы и др.) законодательство позволяет продавать лишь на закрытых торгах с допуском к участию в них лишь тех покупателей, которые наделены правом владеть данным имуще­ством.

Внешний управляющий либо приводит торги самостоятельно, либо поручает их проведение специализированной организации. Такая организация не может входить в круг «заинтересованных лиц» в отношении как должника, так и самого внешнего управля­ющего.

Заинтересованными лицами (ст. 18 Закона) в отношении юри­дического лица являются:

•материнское или дочернее юридическое лицо;

•руководитель должника, члены совета директоров (наблюда­тельного совета) или коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер (в период исполнения своих обязанностей и в течение года после этого).

Заинтересованными лицами в отношении гражданина являются:

•супруг (супруга);

•родственники по прямой восходящей и нисходящей линии;

•сестры, братья и их родственники по нисходящей линии;

•сестры и братья супруга (супруги).

Процедура торгов в форме аукциона регулируется статьями 447—449 Гражданского кодекса РФ. Статьи, применяемые при про­даже части имущества должника, как правило, используются и при распродаже имущества в ходе конкурсного производства.

Уступка прав требования должника является формой ликвида­ции дебиторской задолженности наряду с взысканием задолженно­сти. Закон подразумевает, что магистральным путем ликвидации дебиторской задолженности является ее взыскание с дебиторов, их поручителей и иных лиц, с которых закон позволяет ее взыскивать. В тех же случаях, когда такое взыскание безуспешно или ведет к громоздкой процедуре (например, к необходимости возбудить дело о банкротстве дебитора), целесообразнее уступить право требова­ния, т.е. по существу продать задолженность того или иного деби­тора. Задолженность продается на открытых торгах, если иное не предусмотрено планом внешнего управления. Уступка оформляется гражданско-правовым договором цессии.

Исполнение обязательств должника собственником имущества должника—унитарного предприятия или иными лицами допускает­ся лишь при условии одновременного удовлетворения требований всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов. Мотивами такого действия могут быть те же мотивы, что и при досудебной санации. Не следует считать, что требование одновременно погасить долги лишь конкурсным кредиторам ставит в худшее положение остальных кредиторов (например, бюджет). Поскольку дело о банкротстве не подлежит прекращению (а имен­но такую цель преследует финансовый донор должника) без рас­чета со всеми кредиторами, предполагается, что расчет с этими кредиторами будет произведен не позднее, а ранее расчета с кон­курсными кредиторами.[4]

Продажа предприятия (бизнеса) должника является наиболее специфической формой восстановления его платежеспособности. В общем виде такая сделка предусмотрена статьей 132 Гражданского кодекса РФ, но подробное ее регулирование впервые проведено Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

«Предприятие» здесь понимается не как субъект, а как объект права, комплекс имущества и неимущественных прав, предназна­ченный для определенной коммерческой деятельности, в совре­менной литературе часто называемой «бизнесом». Одно предприя­тие — субъект права может вести одновременно несколько таких видов бизнеса, технологически почти не связанных между собой. В качестве отдельного «бизнеса» может рассматриваться, к примеру, производство товаров народного потребления на оборонном пред­приятии.

Мисцевское торговое предприятие помимо перспективного основного вида деятельности —.добычи торфа обзавелось двумя подсобными цехами: це­хом по производству шиферных гвоздей и цехом металлоизделий. Эти цехи, технологически не связанные с торфоразработками, при банкротстве пред­приятия рассматривались как отдельный «бизнес» и вызывали наибольший интерес у покупателей имущества.

Помимо имущества для определенного «бизнеса», включаемо­го в состав предприятия'— объекта прав, у должника обычно имеется и другое имущество, которое целесообразно продать от­дельно. Закон определяет, что подлежат обязательному включе­нию в состав продаваемого предприятия земельные участки, зда­ния, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на обозначение, индивидуализи­рующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие ис­ключительные права, принадлежащие должнику (за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам). В отношении работников права и обязанности работода­теля переходят к покупателю (с учетом трудового законодатель­ства). Однако денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия судом заявления о признании банк­ротом не включаются в продаваемое предприятие; предполагает­ся, что вырученных от продажи средств достаточно для удовлет­ворения кредиторов в полном объеме. В этом случае производство по делу о банкротстве подлежит прекращению. Если вырученных средств недостаточно, внешний управляющий должен предложить кредиторам заключить мировое соглашение; при недостижении мирового соглашения арбитражный суд по заявлению внешнего управляющего принимает решение о признании должника банк­ротом и об открытии конкурсного производства.

Такое признание банкротом, однако, уже не коснется продан­ного «бизнеса» должника и задействованных в нем работников. Ценой банкротства предприятия—юридического лица, субъекта права, можно спасти предприятие—объект прав, «бизнес», обще­ственно полезный вид деятельности.

Подробные нормы, регулирующие описанную продажу пред­приятия, содержатся в статье 86 Закона.

Пересмотр договорных обязательств и сделок должника подра­зумевает:

•отказ от исполнения договоров должника (ст. 77 Закона);

•признание недействительными сделок должника (ст. 78 Закона).

Основаниями для отказа от исполнения договоров должника являются следующие обстоятельства:

•если исполнение договора повлечет убытки «по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых об­стоятельствах»;

•если договор заключен на срок более одного года либо рассчи­тан на получение положительных результатов для должника лишь в долгосрочной перспективе;

•если имеются иные обстоятельства, препятствующие восста­новлению платежеспособности должника.

Помимо названных оснований необходимо, чтобы данный договор не был исполнен сторонами полностью или хотя бы час­тично.

Отказ от исполнения договоров является односторонним ак­том. Естественно, что другая сторона в договоре может понести от ' этого убытки и вправе рассчитывать на компенсацию. Закон «О несостоятельности (банкротстве)» ограничивает размер такой ком­пенсации возмещением «реального ущерба, вызванного отказом от исполнения договора должника». Таким образом, партнер по рас­торгнутому договору не вправе требовать, например, возмещения упущенной выгоды.[5]

Признание недействительными отдельных сделок должника производится арбитражным судом по заявлениям внешнего управ­ляющего. Основаниями для такого признания являются следующие обстоятельства:

•если сделка влечет предпочтительное удовлетворение требова­ний одних кредиторов перед другими;

•если в результате исполнения сделки кредиторам были или могут быть причинены убытки, а сделка совершена должником с заинтересованным лицом;

•если сделка связана с выплатой (выделением) доли (пая) в имуществе должника участнику должника в связи с его выхо­дом из состава участника должника;

•по иным основаниям, предусмотренным гражданским, законо­дательством Российской Федерации.

По первому и третьему основаниям сделки, которые можно признать недействительными, ограничены по времени их соверше­ния: не ранее чем за шесть месяцев до подачи заявления о при­знании должника банкротом. По другим основаниям действуют общие сроки исковой давности.

Эти нормы Закона направлены на поиск и возвращение пред­приятию-должнику тех активов, которые отстраненное от работы руководство пыталось скрыть, вывести с предприятия, заключая заведомо невыгодные для него договоры. Такие действия руковод­ства могут при известных условиях стать предметом и уголовного преследования в, соответствии со статьей 195 Уголовного кодекса РФ. Но применение этих норм требует от управляющего немалого опыта и знаний для корректного доказательства наличия конкрет­ного основания отказа от исполнения договора или признания сделки недействительной.

1.3 Права и обязанности внешнего управляющего.

Внешний управляющий может быть освобожден судом от ис­полнения своих обязанностей:

•по собственному заявлению;

•на основании решения собрания кредиторов в случае неиспол­нения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей;

•в случае выявления обстоятельств, препятствующих назначе­нию арбитражным управляющим;

•в случае отзыва лицензии арбитражного управляющего. Назначение и освобождение внешнего управляющего оформ­ляются определениями суда. Такие определения вступают в силу немедленно, но подлежат обжалованию.

Закон установил следующие права внешнего управляющего:

•самостоятельно распоряжаться имуществом должника;

•заключать от имени должника мировое соглашение;

•заявлять отказ от исполнения договоров должника.

Иные меры по восстановлению платежеспособности должника внешний управляющий вправе применять постольку, поскольку они предусмотрены законом или планом внешнего управления.[6]

Право внешнего управляющего самостоятельно распоряжаться имуществом должника ограничено статьей 76 Закона. Выделены две категории сделок, для заключения которых необходима прямая санкция плана внешнего управления либо согласие собрания или комитета кредиторов. Это сделки:

1)крупные, т.е. влекущие распоряжение недвижимым имуществом или иным имуществом должника, балансовая стоимость которого превышает 20% балансовой стоимости активов должника на момент заключения сделки;

2) с фактором заинтересованности, т.е. стороной в которых выг-ступают лица, входящие в категорию «заинтересованных лиц» в отношении внешнего управляющего или любого конкурсного кредитора.

Обязанности внешнего управляющего определены Законом значительно подробнее прав. В обязанности внешнего управляю­щего входит:

• принятие в свое ведение имущества должника и проведение его инвентаризации;

• открытие специального счета для проведения внешнего управ­ления и расчетов с кредиторами;

• разработка и представление на утверждение собранию кредито­ров плана внешнего управления;

• заявление возражений по' предъявленным к должнику требова­ниям кредиторов;

• принятие мер по взысканию дебиторской задолженности;

• рассмотрение требований кредиторов и ведение их реестра;

• представление отчета по итогам реализации плана внешнего управления.

Помимо этих специфических обязанностей на внешнем управ­ляющем лежат и все обязанности руководителя предприятия. Закон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает особо на одну из них: ведение бухгалтерского, финансового и статистического учета и отчетности.

1.4 Сроки и завершение внешнего управления.

Срок внешнего управления определен в 12 месяцев и может быть продлен не более чем на 6 месяцев. Для отдельных категорий должников Закон устанавливает более про­должительный срок. Так, для градообразу­ющего предприятия срок внешнего управ­ления может быть продлен:

1) по ходатайству органа местного самоуправления — до 2,5 года;

2) под поручительство органа местного самоуправления или орга­на исполнительной власти и при условии начала расчета с кредиторами — до 10 лет.

Для сельскохозяйственных организаций срок внешнего управ­ления устанавливается с учетом окончания сельскохозяйственного года и может быть продлен до 21 месяца, а в случае стихийных бедствий и других «крайне неблагоприятных условий» — до 33 месяцев.[7]

Завершение внешнего управления состоит из нескольких эта­пов.

1. Представление собранию кредиторов отчета внешнего уп­равляющего. Такой отчет должен быть представлен не позднее чем за 15 дней до окончания срока внешнего управления и со­держат:

• баланс должника на последнюю отчетную дату;

• счет прибылей и убытков;

• сведения о наличии свободных денежных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным пла­тежам должника;

• расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должни­ка и сведения о нереализованных правах требования должни­ка;

• иные сведения о возможности погашения оставшейся креди­торской задолженности;

• реестр требований должника (как приложение к отчету).

2. Одновременно с представлением отчета внешний управляю­щий вносит на рассмотрение собрания кредиторов одно из следу­ющих решений:

• о прекращении внешнего управления в связи с восстановлени­ем, платежеспособности;

• о заключении мирового соглашения;

• о продлении срока внешнего управления;

• о прекращении внешнего управления и целесообразности при­знания должника банкротом и открытия конкурсного произ­водства.

3. Рассмотрение собранием кредиторов отчета внешнего уп­равляющего и принятие им решения производятся не позднее 10 дней после окончания срока внешнего управления. Участники такого собрания и порядок голосования те же, что и на собра­нии, созываемом для утверждения плана внешнего управления. Собрание кредиторов не связано мнением внешнего управляюще­го, но может принять решение только из числа перечисленных выше. В случае если собрание не принимает никакого решения, суд признаёт должника банкротом и открывает конкурсное про­изводство.

4. Утверждение отчета внешнего управляющего арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве (ст, 92 Закона). При этом по ходатайству собрания кредиторов прекращение может быть отложено на период расчета с кредиторами сроком не более 6 месяцев. Неутверждение отчета (а также его непредставление в установленный срок) служит осно­ванием признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.

Период расчетов с кредиторами устанавливается с целью про­ведения внешним управляющим (который таким образом сохраня­ет свои полномочия на этот период) полных расчетов с кредито­рами. Очередность удовлетворения кредиторов аналогична очеред­ности при конкурсном производстве (ст. 107—111 Закона); имеющаяся разница обусловлена тем, что при успешном завершении

- внешнего управления предприятие не подлежит ликвидации. Следовательно, нет необходимости ни в капитализации повременных платежей гражданам, перед которыми предприятие несет ответственность за причинение ущерба жизни или здоровью, ни в выплате выходных пособий работникам.

Если расчеты с кредиторами в установленный для этого период не произведены, суд принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. В случае успешного завершения расчетов дело о банкротстве прекращается, а управляющий продолжает исполнять обязанности руководителя должника до назначения (избрания) нового руководителя в порядке, предусмотренном учредительными документами должника (таким образом, закон препятствует автоматическому возвращению к должности ранее отстраненного от нее руководителя).

1.5 Последовательность действий внешнего управляющего.

Внешний управляющий в ходе своей работы взаимодействует со всеми сторонами, заинтересованными в деле. Ему постоянно приходится принимать решения, ущемляющие или отстаивающие чьи-либо интересы. Внешний управляющий:

1) .с первого же момента начинает рабо­тать с кредиторами организации-долж­ника, он представляет соответствующие документы о его работе и состоянии и участвует в собрании кредиторов.

2) издает приказ об отстранении от вы­полнения функций по управлению и распоряжению имуществом 'должника генерального директора, главного бух­галтера и иных органов управления предприятия-должника; о прекращении полномочий собственника имущества предприятия-должника;

3) принимает бухгалтерскую и иную до­кументацию, печати, штампы, матери­альные и иные ценности, составляет со­ответствующие акты;. 4) направляет уведомления всем кредито­рам о последствиях введения внешнего управления должником;

5) направляет банку, судебному приставу и другим заинтересованным субъектам уведомления о снятии ранее принятых к должнику мер по обеспечению тре­бований кредиторов;

6) издает приказ о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обяза­тельным платежам должника;

7) издает приказ о проведении инвента­ризации и оценки имущества и о при­нятии имущества организации-должни­ка в свое ведение (п. 2 ст. 74 Закона);

8) для обеспечения правильного ведения учета имущества должника, бухгалтерс­кого, финансового и статистического учета и отчетности привлекает бухгал­теров, аудиторов, оценщиков и иных необходимых специалистов, заключив с ними соответствующие договоры;[8]

9) проводит кадровый анализ специалис­тов, работающих на предприятии-дол­жнике, в соответствии с его результа­тами издает приказы об отстранении от должности или назначении на дол­жность работников организации-долж­ника;

10) лично знакомится с расположением предприятия, подразделений и служб, технологическим циклом, определяет свое рабочее место, производит налад­ку коммуникаций, проводит при необ­ходимости собрание акционеров или общее собрание коллектива должника;

11) открывает специальный счет для про­ведения внешнего управления и расче­тов с кредиторами;

12) организует ведение бухгалтерского, финансового и статистического учета и отчетности (п. 2 ст. 74 Закона);

13) проводит анализ финансово-хозяйствен­ной, инвестиционной и маркетинговой деятельности предприятия-должника, юридический анализ сделок и решений должника с привлечением необходимых специалистов, определяет сроки прове­дения анализа и предоставления выво­дов по ним, заключив соответствующие договоры;

14) разрабатывает для утверждения собра­нием кредиторов план внешнего управления предприятием-должником;

15) созывает собрание кредиторов для рассмотрения плана внешнего управления, письменно уведомив всех признанных кредиторов о дате и месте проведения собрания;

16) обеспечивает кредиторам возможность ознакомления с планом внешнего управления, разослав проект плана кредиторам;

17) проводит собрание кредиторов для рас­смотрения и утверждения плана внеш­него управления;

18) представляет в суд утвержденный со­бранием кредиторов план внешнего уп­равления и протокол собрания;

19) может не предоставить в арбитражный суд плана внешнего управления в тече­ние шести месяцев с момента введения внешнего управления;

20) предоставляет кредиторам отчет о ходе внешнего управления;

21) устанавливает размер требований кре­диторов, рассматривает заявленные в ходе внешнего управления требования кредиторов, заявляет в установленном порядке возражения по предъявленным кредиторами к должнику требованиям;

22) ведет реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения требований вносит соответствующую запись в реестр кредиторов не позднее чем через две недели после получения соответ­ствующих требований;

23) направляет уведомления соответствую­щим кредиторам о результатах рассмот­рения требований;

24) принимает меры по взысканию деби­торской задолженности организации-должника, ведет реестр дебиторов дол­жника (п. 2 ст. 74 Закона);

25) принимает меры по защите и сохране­нию имущества должника:

• обжалует принятые арбитражным судом определения, затрагивающие интересы участвующих в деле о банкротстве лиц;

• по результатам анализа заявляет отказ от исполнения договоров;

• предъявляет иски о признании недей­ствительными сделок, совершенных должником, об истребовании имуще­ства должника у третьих лиц, о растор­жении договоров, заключенных долж­ником, в исполнение решений суда;

26) вносит заявления в суд о признании сделок, заключенных должником после принятия судом заявления о призна­нии должника банкротом или заклю­ченных в течение шести месяцев, пред­шествующих подаче заявления о банкротстве, недействительными. Ис­полняет решения суда;

27) обращается в комитет (собрание) кре­диторов с просьбой о назначении за­местителя внешнего управляющего;

28) проводит мероприятия, предусмот­ренные в плане внешнего управления, принимая меры по восстановлению пла­тежеспособности должника (перепрофи­лирование производства, закрытие не­рентабельных производств, ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования должника, исполнение обязательств должника собственником имущества должника или третьими ли­цами, продажа предприятия (бизнеса) должника и др.);

29) заключает договоры о проведении тор­гов по продаже предприятия (бизнеса) должника со специализированной орга­низацией или организует торги само­стоятельно;

30) обращается с заявлением в арбитраж­ный суд о прекращении дела о банк­ротстве в случае, когда за счет выру­ченной от продажи предприятия суммы должник имеет возможность удовлет­ворить все требования кредиторов;

31) в случае недостаточности суммы, вы­рученной от продажи предприятия, предлагает кредиторам заключить ми­ровое соглашение для удовлетворения их требований в полном объеме;

32) обращается в арбитражный суд с заяв­лением о признании должника банкротом и об открытии конкурсного произ­водства;

33) самостоятельно распоряжается имуще­ством должника (п. 1 ст. 76 Закона);

34) до совершения крупных сделок и сде­лок, в которых участвуют заинтересо­ванные лица или происходит увеличе­ние расходов должника на потребление, письменно обращается в комитет кре­диторов для получения согласия на совершение таких сделок, совершает их только с согласия собрания или коми­тета кредиторов;

35) совершает сделки, влекущие новые де­нежные обязательства должника, за ис­ключением предусмотренных планом внешнего управления, только с согла­сия собрания (комитета) кредиторов (ст. 79);

36) предлагает кредиторам заключить ми­ровое соглашение и заключает его от имени должника.[9]

Глава II. Разработка плана внешнего управления компании РОСИНТЕР.

2.1  План внешнего управления компании РОСИНТЕР.

Структура внешнего управления для компании РОСИНТЕР включал в себя внешнего управляющего и специалисты внешнего управления входящие в команду внешнего управляющего, схематично структура внешнего управления была следующей:

Рис. 1. Структура внешнего управления компании РОСИНТЕР.

Меры по восстановлению платежеспособности должны быть отражены в плане внешнего управления. Он должен быть разработан внешним управляющим в месячный срок с момента его назначения и представ­лен на утверждение собрания кредиторов. Внешний управляющий назначается арбитражным судом одно­временно с введением внешнего управления, а при отсутствии возможности сделать это одновременно — в месячный срок с момента введения внеш­него управления. Кандидатура внешнего управляющего предварительно рассматривается и утверждается на собрании кредиторов. Если собрание кредиторов не представило суду ни одной кандидатуры, суд назначает внешнего управляющего по предложению иных участвующих в деле лиц либо выбирает его из числа зарегистрированных в данном суде управляющих.

Для компании РОСИНТЕР план был составлен Николаевым Михаилом Ефимовичом, который является утвержденным арбитражным судом внешним управляющим. Срок выработки плана составил 25 дней с момента, как суд назначил Николаева М.Е. внешним управляющим для компании РОСИНТЕР. Собрание кредиторов утвердил план внешнего управления с некоторыми доработками и дополнениями от собрание кредиторов. Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управле­ния и протокол собрания кредиторов представилась внешним управляющим в суд в течение пяти дней с даты проведения со­брания кредиторов.

Для составления плана внешнего управления Николаев М.Е. изучил все необходимые данные по финансовому отчету компании за период от 25.12.2004г. – до 31.01.2005 года, также ознакомился со штатным расписанием персонала, провел несколько встреч с работниками занимающими руководящие должности.

План внешнего управления для компании РОСИНТЕР включает следующие мероприятия по восстановлению платежеспособности:

1. Ознакомление с внутренней средой компании РОСИНТЕР.

·         педварительное ознакомление специалистов команды Николаева М.Е. с структурой компании РОСИНТЕР;

·         анализ организационной структуры компании;

·         тестирование основного персонала на компетентность и профессионализм (тестирование для персонала разрабатывалась для компании РОСИНТЕР специалистами команды Николаева М.Е.)

·         диагноз условия труда.

2. Анализ финансово-экономических показателей компании РОСИНТЕР.

·         ознакомление с бухгалтерией и финансовыми отделами компании;

·         проверка на правильности введения бухгалтерской и финансовой отчетности компании;

·         выявление кредиторской и дебиторской задолженности и их сравнительный анализ;

·         анализ оборотных средств;

·         анализ наличия имущества предприятия;

·         анализ структуры задолженности бюджету;

·         анализ задолженности перед персоналом;

3. Расчет показателей восстановления платежеспособности компании РОСИНТЕР.

·         коэффициент маневренности собственных средств;

·         индекс постоянного актива;

·         коэффициент износа;

·         коэффициент реальной стоимости имущества;

·         коэффициент соотношения заемных и собственных средств;

·         рентабельность капитала;

·         коэффициент текущей ликвидности;

·         коэффициент обеспеченности собственными средства­ми;

·         коэффициент восстановления платежеспособности (Кзвосст);

·         коэффициент утраты платежеспособности;

·         общая платежеспособность;

После всех подсчетов и расчетов по плану необходимо выявить резервы для самофинансирования. Для этих целей необходимо освободится от имущества, которые не приносят прибыли и не участвуют в процессе производства.

Анализ кредиторской задолженности позволит нам узнать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности предприятия, если кредиторская задолженность превышает дебиторскую то необходимо провести реструктуризацию долга.

Реструктуризация долга будет включать:

·         изменения сроков оплаты по обязательствам;

·         изменение порядка погашения долга;

·         сумма долга должна быть распределена на соответствующие периоды.

Помимо мер по восстановлению платежеспособности закон обязы­вает предусмотреть в плане срок восстановления платежеспособно­сти. Если этот срок превышает установленный арбитражным судом срок внешнего управления, необходимо ходатайствовать перед су­дом о его продлении (разумеется, в рамках максимально возмож­ного по закону срока). Суд на основании статьи 84 Закона продле­вает в этом случае внешнее управление.

Процедура утверждения плана внешнего управления определе­на статьей 83 Закона. Органом, утверждающим план, является собрание кредиторов, которое специально созывается не позднее чем через два месяца с момента введения внешнего управления.

Участниками такого собрания кредиторов с правом голоса являются только конкурсные кредиторы, а без права голоса — также внешний управляющий и представитель работников должни­ка.

Решения собранием кредиторов принимаются большинством от числа голосов присутствующих на собрании кредиторов (число голосов каждого кредитора пропорционально сумме его требова­ний). Однако для принятия решения о целесообразности отстране­ния внешнего управляющего, продления внешнего управления либо признания должника банкротом и открытии конкурсного произ­водства (п. 2 ст. 14 Закона) необходимо большинство голосов от общего числа конкурсных кредиторов.

Собрание кредиторов может по основному вопросу принять одно из следующих решений:

•решение об утверждении плана внешнего управления (с одно­временным ходатайством, при необходимости, о продлении срока внешнего управления);

•решение об отклонении плана внешнего управления и обраще­нии в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;

•решение об отклонении плана внешнего управления с ходатай­ством об отстранении внешнего управляющего и одновремен­ным предложением суду новой кандидатуры.

Таким образом, Закон закрывает прямую возможность приня­тия какого-либо «промежуточного» решения: отправить план на доработку, утвердить с учетом замечаний и т.п. Однако если это необходимо, собрание может, не принимая окончательного реше­ния, объявить в своей работе перерыв (например, до устранения управляющим высказанных кредиторами замечаний) и собраться для принятия решения через месяц или два. Закон косвенно допус­кает такую возможность, отводя для всей, процедуры утверждения плана внешнего управления не два, а шесть месяцев (п. 6 ст. 83; Закона).

2.2. Рекомендация для построения плана внешнего управления.

Для компании РОСИТНЕР план внешнего управления состояло из трех взаимосвязанных этапов проведения внешнего управления:

1. анализ состояние предприятия, специалистами Николаева была проведена предварительный анализ состояния компании должника;

2. выявления не ликвидного имущества, анализ состояния предприятия внешнему управляющему дало достоверную информацию о структуре долга, о слабых местах в компании, выявлено имущество, которое не использовалось в производстве;

3. реализация выявленного не ликвидного имущества и расчет с кредиторами организации, имущество, которое не использовалось в производстве были проданы, а полученная выручка направилась на покрытие долгов перед кредиторами.

Оставшийся долг был реструктуризирован, что позволило компании РОСИНТЕР выжить от кризиса не платежеспособности.

Составление плана внешнего управления должна основываться на определенных данных, то есть при составлении плана внешний управляющий должен ознакомится с финансами организации, где будет работать, как это сделал внешний управляющий компании РОСИНТЕР.

От корректности плана внешнего управления зависит будущее неплатежеспособной организации. Для того чтобы узнать уместность банкрота предприятия, внешнее управление утверждает после проведенного анализа всех составляющих деятельности организации, стоит ли начать процедуру банкротства предприятия.

На практике мы видим, что план внешнего управления включает несколько взаимозависимых мероприятий по восстановлению платежеспособности, все этапы проведения внешнего управления имеют цель выявления резервов для самофинансирования и ищет причину неплатежеспособности организации.

Отечественный опыт убеждает, что в нашей ситуации планирование внешнего управления должно следовать после разработки и реализации антикризисной программы. При этом заме­тим, что поиск новых возможностей упрочения жизне­способности компании может лежать и вне рамок тради­ционных экономических инструментов.

Заключение

Для поддержания платежеспособности необходимо иметь антикризисную программу. Антикризисной программы является выявление способности предприятия выйти из полосы убыточности за счет собственных возможностей. Реализа­ция программы позволит дать ответ на вопрос — способен ли менеджмент компании благодаря своим усилиям обес­печить стабильность финансов предприятия, его выжива­ние на рынке.[10]

Основные разделы антикризисной программы могут включать в себя следующие разделы:

Совершенствование структуры управления, опреде­ление центров прибыли. Здесь анализируется стоимостная структура каждого выпускаемого предприятием вида продукции. Определяется удельный вес каждого ее эле­мента в общем объеме и выделяется прибыль (сырьё, транспортные расходы, складские затраты, обработка, накладные расходы, маркетинговые затраты, налоговые платежи, прибыль).

Сравнительный анализ помогает определить центры прибыли и затрат. Центры прибыли — самые прибыль­ные виды продукции. Центры затрат представляют те стадии производства и реализации продукта, где концен­трируются наибольшие издержки. Далее определяются факторы, влияющие на уровень затрат.

В структуре управления выделяются звенья, на кото­рых лежит финансовая ответственность за конкретный центр затрат и прибыли.

Учетная политика и совершенствование учета. Система отечественной организации бухучета не способна давать полную информацию по товарной структуре из­держек. Ее следует усовершенствовать, чтобы появилась возможность точно фиксировать структуру издержек. Так, в рамках общезаводских затрат необходимо выделе­ние материальных потребляемых ресурсов (прямые пере­менные издержки), сырье, основные н вспомогательные производственные материалы; затраты на оплату трудо­вых ресурсов (прямые издержки, постоянные или пере­менные); расходы, связанные с браком или возвращенная продукция; экологические затраты очистка сточных вод, удаление отходов, защита окружающей среды).


Список литературы

1.      Иванов Ю.В. Слияние, поглощение и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. Изд-во "Рассиан", 2003. – 321 с.

2.      Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник. - М.: Высшая школа, 2003. – 258 с.

3.      Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 г. № 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управ­ляющим финансового анализа"

4.      Приказ от 28 июня 2001 г. №211/295 Минэкономразвития и ФСФО России (о типовой структуре программы финансового оздоровления компаний).

5.      Соболев В.Ф. Моделирование и оптимизация в управлении развитием крупных экономических систем (полный жизненный цикл продукции). - Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 356 с.

6.      Соболев В.Ф. Реструктуризация имущественного комплекса как основ­ное направление финансового оздоровления федерального унитарного предприятия // Экономическое управление корпорацией / Под ред. В.В. Титова, В.Д. Марковой. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2004. – 245 с.

7.      Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. /Под ред. Градова и Кузина Б.И. - СПБ: Специальная литература, 1996. – 254 с.

8.      Сухова Л.В. Практикум по разработке бизнес-планов и финансовому анализу предприятия: Учебное пособие. - Изд-во "Рассиан", 2003. – 456 с.

9.      Таль Г.К., Григорьев В.В., Юн Г.Б. Арбитражное управление предпри­ятием. Практическое пособие. - М., Дело, 2000. – 357 с.

10.  Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/ Г.З.Базаров, С.Г.Беляев, Л.П.Белых и др.; Под ред. С.Г.Беляева, В.И.Кошкина. - М.: "Закон и право", Издат. Об-ние "ЮНИТИ", 1996. -469с.

11.  Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" ФЗ-127. -2002 г.


[1] Иванов Ю.В. Слияние, поглощение и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. Изд-во "Рассиан", 2003. – 258 с.


[2] Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник. - М.: Высшая школа, 2003. – 158 с.


[3] Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник. - М.: Высшая школа, 2003. – 178 с.


[4] Соболев В.Ф. Моделирование и оптимизация в управлении развитием крупных экономических систем (полный жизненный цикл продукции). - Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 256 с.


[5] Соболев В.Ф. Моделирование и оптимизация в управлении развитием крупных экономических систем (полный жизненный цикл продукции). - Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 276 с.


[6] Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. /Под ред. Градова и Кузина Б.И. - СПБ: Специальная литература, 1996. – 154 с.


[7] Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. /Под ред. Градова и Кузина Б.И. - СПБ: Специальная литература, 1996. – 164 с.


[8] Сухова Л.В. Практикум по разработке бизнес-планов и финансовому анализу предприятия: Учебное пособие. - Изд-во "Рассиан", 2003. – 356 с.


[9] Сухова Л.В. Практикум по разработке бизнес-планов и финансовому анализу предприятия: Учебное пособие. - Изд-во "Рассиан", 2003. – 450 с.


[10] Таль Г.К., Григорьев В.В., Юн Г.Б. Арбитражное управление предпри­ятием. Практическое пособие. - М., Дело, 2000. – 257 с.