Содержание
Введение. 3
1. Концепция экономического районирования. 4
2.Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района. 5
3. Нанести на контурную карту месторождения цветных металлов и центры цветной металлургии. 13
Заключение. 14
Список литературы.. 15
Введение
Понятие “Дальний Восток” обозначает всю восточную территорию материка Евразия. Но я в своей работе хотела бы затронуть конкретно ту территорию, которая принадлежит Российской Федерации. Территория эта обширна и многообразна на всём её протяжении. Только по климатическим поясам Дальневосточный регион располагается от субарктического до субтропического. Это обуславливает различный уровень как экономического, так и социального уровня развития областей, которые находятся на его территориях.
Регион имеет огромное экономическое значение в экономике страны. Обладая огромными природными и ископаемыми ресурсами, он является одной из важнейших сырьевых баз России. Важнейшей особенностью экономико-географического положения Дальневосточного экономического района является большая удалённость от основного экономического потенциала России. Район расположен на восточной окраине страны, его отделяют не только от Москвы, но даже от индустриальных центров Сибири расстояния, измеряемые многими тысячами километров. И по-прежнему единственным сухопутным путём остаётся Транссибирская магистраль, по которой расстояние от Москвы до Владивостока более 9300 километров, что составляет примерно неделю езды на скором поезде. Широкий выход к Тихому и Ледовитому океану, пересечение морских путей в страны Тихоокеанского бассейна позволяют интенсифицировать внешнюю торговлю и участвовать в международном разделении труда. В межрайонном разделении труда Дальний Восток выделяется слюды, добычей рыбы и морепродуктов, лесной и целлюлозо-бумажной промышленностью, судоремонтом и пушным промыслом, производством руд цветных металлов, алмазов, слюды, добычей рыбы и морепродуктов, лесной и целлюлозо-бумажной промышленностью, судоремонтом и пушным промыслом. Цель и задачи работы рассмотреть концепцию экономического районирования, экономико-географическую характеристику Дальневосточного района.
1. Концепция экономического районирования
Районирование — важнейший метод географической науки. Применение этого метода позволяет характеризовать крупные районы страны по специализации, участию в территориальном разделении труда. Именно участие в территориальном разделении труда определяет лицо района.
Территориальное разделение труда— пространственная дифференциация территории, связанная с закреплением отдельных отраслей за определенными районами в рамках единого хозяйственного комплекса страны, с выделением специализации этих районов на выпуске какого-либо продукта. ТРТ обусловливают следующие факторы: географическое положение территории; национально-исторические особенности страны или регионов; экономическое состояние и социально-демографическое положение страны или регионов.
Развитие транспорта, его техническое совершенствование, эффективность работы способствуют углублению ТРТ. Иногда в качестве синонима территориального разделения труда применяют понятие географическое разделение труда. В результате географического разделения труда формируются экономические районы, отличающиеся не только специализацией, но по всем факторам ТРТ. Часто экономические районы объединяются в более крупные экономические зоны, характеризующиеся общностью исторического развития, сходными социально-экономическими проблемами. В настоящее время в России выделяют две экономические макрозоны — Западную и Восточную, граница между которыми проходит по границе Европы и Азии, но, в отличие от физико-географических рубежей, соответствует границам политико-административного деления России. Западная макрозона значительно меньше по площади, но превосходит соседку по численности населения и экономическому потенциалу. В Восточной экономической зоне огромный природно-ресурсный потенциал, гораздо больше полезных ископаемых, которые еще не вовлечены в промышленное производство. Данная схема районирования является официально признанной.
2. Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района
Состав: Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский и Корякский автономные округа. Кроме материковой территории и состав района входят острова: Новосибирский, Врангеля, Сахалин, Курилы и Командорские.
Дальний Восток занимает особое, уникальное геополитическое положение. Протяженность района с севера на юг — 4800 км, с запада на восток — 3000 км. Территория района выходит к морям Северного Ледовитого и Тихого океанов и находится на сухопутных и морских путях страны. Тихоокеанского и Индийского бассейнов, имеет 2000-километровую границу с Китаем, на 60 км простирается граница с КНДР; в 35 км от Чукотки через Берингов пролив начинается Америка (Аляска); 43-километровый пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от Японии.[1]
Дальний Восток - понятие, в которое входят все регионы в восточной части Евразии. Но я хотела бы затронуть лишь территорию, принадлежащую России. Она располагается в зоне контрастных процессов и явлений, здесь взаимодействуют разнородные блоки земной коры, различные воздушные массы, холодные и тёплые морские течения, рядом соседствуют представители северной и южной флоры и фауны. Всё это определяет большую пестроту природных условий, реки богаты гидроэнергией, самая полноводная из них - Амур. Большинство городов расположены в Хабаровском крае.[2]
Приморский и Хабаровский края по территории сопоставимы со штатами Орегон и Калифорния (954 тыс. и 662 тыс. кв. км), но по численности населения уступают впятеро. По природным ресурсам российский Дальний Восток не уступает Дальнему Западу США. Здесь повсеместно расположены месторождения каменного и бурого угля, нефти, природного газа, руд цветных металлов (полиметаллических, оловянных, вольфрама, ртути, золота, серебра), графита, алмазов, железных и марганцевых руд, химического сырья, а по лесным и пушным богатствам их даже нельзя сопоставлять. Соответственно благодаря этому сильно развита добыча указанных полезных ископаемых. Кроме того, здесь же находятся важнейшие порты востока России.
Располагая огромной территорией, богатейшими природными ресурсами и полезными ископаемыми, Дальний Восток находится на такой стадии своего экономического развития, когда природный и экономический его потенциал исследован и освоен лишь частично и очень незначительно. Прогнозные же запасы сырья и природных ресурсов в регионе в несколько раз превышают их разведанные размеры. Также богатые возможности района представляют своеобразные его преимущества в условиях рыночной трансформации экономики всей страны.
По ряду основных характеристик (экономико-географическому положению, природным ресурсам, условиям их освоения, специализации хозяйства) на Дальнем Востоке выделяют два подрайона: Север (Якутия-Саха и Магаданская область) и Юг (Хабаровский и Приморский края, Амурская, Сахалинская и Камчатская области). Дальневосточный Юг гораздо более благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории, составляющей около 30% площади всего региона, проживает 80% его жителей. Север, напротив, отличается суровой природой и малонаселенностью. Различны занятия населения: оленеводство, охота (рыболовство); здесь живут: Русские, Эвенки, Эвены, Чукчи, Коряки, Якуты;
Главная особенность Дальневосточного экономического района в природном отношении - соседство с Тихим океаном и неразрывная связь с ним во всех отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна - Берингово, Охотское, Японское, образуя большой морской бассейн России. Все эти моря глубоководны, дно их очень неровное. Впадины часто сменяются подводными поднятиями и хребтами, берега обрывисты, слабо изрезаны, естественных защищённых бухт для стоянок судов мало.
От Тихого океана моря отделены цепью островов: Алеутских, Курильских, Японских. К востоку от них лежит одна из самых глубоких океанских впадин - Курило-Камчатская. Огромная протяжённость морей по восточной окраине России обуславливает огромные различия в их климатических условиях. Если северная часть Берингова моря находится в субарктическом, то южная часть Японского лежит в области субтропического.
Особенности физико-географического положения определили разнообразие природно-климатических условий - от резко континентального до муссонного климата юго-востока района, что вызвало неравномерность заселения и освоения района. Дальний Восток - форпост России на Тихом океане в восточной части Северного Ледовитого океана. Уязвимые места региона — огромная его протяженность, суровость климата и вечная мерзлота на большей части территории, удаленность и слабая транспортная связь, с остальной территорией России. Практически действует лишь воздушный транспорт и сильно перегружена железная дорога - Транссиб. Почти отсутствует автомобильное сообщение. Внутренние связи между регионами весьма слабы, в летнюю навигацию выручают реки. Фактическое отсутствие сухопутной дорожной сети обусловливает слабое участие района в территориальном разделении труда. На Дальний Восток приходится 6% совокупного валового продукта регионов России, 5,3% промышленной и 4,1% сельскохозяйственной продукции. При этом в регионе генерируется всего 3% межрегиональных грузопотоков. Главной задачей в развитии хозяйства Дальнего Востока в советское время была организация обороны государственных границ от угрозы с Востока и рационального размещения здесь предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК), обеспечивающих потребности вооруженных сил этих удаленных восточных территорий страны, Тихоокеанского флота и неуязвимость их для внезапных ударов противника с западного направления. Поэтому в сложившейся за советский период экономике страны был предопределен высокий уровень милитаризации этого малонаселенного региона, где предприятия ВПК составляли высокую долю. Именно они до настоящего времени являются центрами сосредоточения наиболее квалифицированной рабочей силы и передовых высоких технологий, представленными, прежде всего на машиностроительных заводах ВПК и в других отраслях тяжелой промышленности.[3]
После развала СССР затянувшийся глубокий экономический и политический кризис в России, беспорядочное проведение беспрограммной конверсии, отсутствие цельной комплексной программы “перестройки” и “реформирования” всей экономики, отсутствие финансирования и тяжелая демографическая ситуация настоятельно диктуют необходимость не только сохранения высокотехнологичных производств на Дальнем Востоке, но и дальнейшего их развития наряду с сохранением производственной инфраструктуры региона, создаваемой в свое время для нужд ВПК и вооруженных сил и характеризующейся до сих пор лучшими инфраструктурными объектами во всей России.[4]
Существуют два наиболее важных фактора, которые определяют положение Дальнего Востока в системе российских регионов. Прежде всего – особое экономико-географическое положение региона. Для него характерны отдаленность от основных, наиболее обжитых и развитых районов страны, а так же окраинность и ограниченность контактов с единственным соседом – Восточной Сибирью. Второй фактор – мощный ресурсный потенциал. Дальний Восток относится к числу наиболее богатых регионов России. Это дает ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций. Так регион производит: 98% алмазов, олова – 80%, борного сырья – 90%, золота – 50%, вольфрама – 15%, рыбы и морепродуктов – более 40%, древесины – 13%, целлюлозы – 7%. Эти факторы и обусловили роль Дальнего Востока в составе РФ. Развитие районов Дальнего Востока на протяжении многих лет жестко регулировалось из центра в целях обеспечения оборонной безопасности государства, большинство районов региона были закрытыми зонами, поскольку здесь в течение многих лет создавался значительный потенциал для нужд ВПК. В результате длительное время указанные регионы в экономическом отношении были в значительной степени оторваны от стран АТР, от своих ближайших соседей. За последние годы на фоне динамично развивающейся экономики многих стран АТР дальневосточный регион России в силу ряда причин оказался в положении отстающего. Сейчас ситуация на Дальнем Востоке довольно тяжелая. В топливно-энергетическом комплексе сложилась критическая ситуация. Предприятия Приморского края задолжали энергетикам более 180 млрд. руб., что приводит к остановке большинства производств и их финансовому параличу. Останавливаться вынуждены даже крупнейшие предприятия Типа АО "Дальзавод" (Владивосток). Между районами Дальнего Востока идет настоящая необъявленная война за энергоресурсы. Так, нефтепродукты, идущие из Сибири на Камчатку, изымаются в портах Владивосток и Находка. В 2003 г. было конфисковано 76 тыс. т. топлива, оплаченного Камчаткой. Подобные истории в регионе не редкость. Так, уголь на Сахалин доставляется под охраной, иначе составы с топливом конфискует Хабаровский Край.
В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером на Дальнем Востоке является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочных соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству, расширению портового хозяйства.
Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось создать новые экспортные базы в этом удаленном от основных развитых районов и центров регионе, усилить его транспортную оснащенность. При помощи японских кредитов, например, освоены угольные месторождения Южной Якутии, построена железная дорога БАМ — Тында — Беркакит, в порту Ванино сооружены специальные причалы по перегрузке угля, леса, контейнеров. В погашение предоставленных кредитов Япония получает лес, технологическую щепу, якутские у г ли. Рассматриваются вопросы разработки шельфовых залежей нефти и газа Сахалина с участием иностранных фирм. Одна из таких японских фирм "Содэко" в соответствии с соглашением с бывшим Минвнешторгом СССР уже с 1975 г. ведет геолого-поисковые работы на нефть и газ на шельфе Сахалина. Технико-экономическое обоснование разработки некоторых разведанных месторождений этой фирмой в настоящее вр е мя прорабатывается с учетом экологических проблем, интересов жителей острова и всей России. Есть проекты освоения на такой же основе других ресурсов региона. Так, например, для разработки комплексного рудного месторождения Хаканджа в Хабаровском крае, содержащего золото, серебро, марганец, должно быть создано совместное предприятие с равными российскими и иностранными долями в уставном капитале. В тендере на право освоения Хаканджинского золоторудного месторождения, несомненно, примут участие японские фирмы.[5]
Освоение Сахалинского шельфа является наиболее крупным проектом межрегионального значения для всего Дальнего Востока. С вводом в эксплуатацию новых месторожде ний предполагается довести к 2005 году объем добычи нефти до 20 млн. т., газа — до 18,9 млрд. куб. м. Реализация проекта связана не только с развитием нефтегазодобычи, но и предполагает ши рокий комплекс работ по развитию социальной и промышленной инфраструктуры, что потребует привлечения дополнительных финансовых средств, строительных ресурсов и т.д. Средств не только зарубежных, но и российских, прежде всего дальневосточных, фирм и компаний. Уже сейчас просматривается возможность сотрудничества с Хабаровским краем, в частности по обеспечению данного проекта продукцией машиностроения, что позволит оживить машиностроительную базу края, находящуюся в критическом состоянии из-за потери рынков сбыта внутри страны. На Дальнем Востоке развита чёрная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, судостроение и судоремонт, нефтепереработка. Также достаточно развиты лесная и деревообрабатывающая, текстильная, пищевая и рыбная промышленность. Важнейшей особенностью экономико-географического положения Дальневосточного экономического района является большая удалённость от основного экономического потенциала России. Район расположен на восточной окраине страны, его отделяют не только от Москвы, но даже от индустриальных центров Сибири расстояния, измеряемые многими тысячами километров. И по-прежнему единственным сухопутным путём остаётся Транссибирская магистраль, по которой расстояние от Москвы до Владивостока более 9300 километров, что составляет примерно неделю езды на скором поезде.[6]
Широкий выход к Тихому и Ледовитому океану, пересечение морских путей в страны Тихоокеанского бассейна позволяют интенсифицировать внешнюю торговлю и участвовать в международном разделении труда. В межрайонном разделении труда Дальний Восток выделяется слюды, добычей рыбы и морепродуктов, лесной и целлюлозо-бумажной промышленностью, судоремонтом и пушным промыслом, производством руд цветных металлов, алмазов, слюды, добычей рыбы и морепродуктов, лесной и целлюлозо-бумажной промышленностью, судоремонтом и пушным промыслом. В сельскохозяйственном производстве Дальневосточный район специализируется на выращивании сои и оленеводстве. Все отрасли рыночной специализации основаны на использовании местных природных богатств. Дальний Восток играет важную роль в морских и внешнеторговых связях России. На экспорт Дальний Восток поставляет каменный уголь, лес, пушнину, рыбу. Очень большое значение для экономики района имеют моря Тихого океана: Берингово, Охотское и Японское. Замерзая на сравнительно короткий период, они имеют рыбохозяйственное, зверопромысловое и транспортное значение. Здесь сконцентрированы крупнейшие в мире запасы лососевых рыб: кета, нерпа, чавыча, обитают тюлени, моржи, котики. Леса на Дальнем Востоке покрывают около 260 млн. га территории района. В лесах произрастают лиственница, ель, пихта, кедр, широколиственные породы: дуб, ясень, клён и т. д. Огромную территорию Дальневосточного района по уровню экономического развития можно разделить на три зоны: южную, среднюю и северную. В южную зону интенсивного развития входят Приморский край, южные части Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть Дальнего Востока. Основу хозяйства южной зоны составляют море-, лесо- и горнопромышленные комплексы. В настоящее время идёт развитие по пути сочетания ведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельским хозяйством. В состав средней зоны входят северные районы Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, южная часть Республики Саха. Для этой зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Главная специализация - добывающая промышленность, а обслуживающие отрасли развиты слабо. Её экономической осью является Байкало-Амурская магистраль, которая внесла большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны: идёт формирование промышленного пояса района. Основными задачами хозяйственного освоения зоны, кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являются разработка новых месторождений полезных ископаемых и создание в районе БАМа потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и Комсомольского ТПК.
3. Нанести на контурную карту месторождения цветных металлов и центры цветной металлургии
Заключение
В заключение своей работы я бы хотела сделать краткие выводы о состоянии индустрии благородных металлов и алмазной промышленности дальневосточного экономического района на сегодняшний день, а так же указать в общих чертах возможные перспективы развития этих отраслей на ближайшее время. Главные цели перспективного развития промышленности - это приведение мощностей производства в соответствие с требованиями мирового и внутреннего рынка как в количественном, так и в качественном отношении, а также повышение конкурентоспособности производства благородных металлов за счёт использования современных технологий, что увеличивает спрос на российский металл в первую очередь на внутреннем рынке. Комитетом Российской Федерации по металлургии разработаны предложения по развитию сырьевой базы цветной металлургии, в частности касательно благородных металлов, на период 1993-2003 гг. и Федеральная программа “Развитие рудной базы цветной металлургии”. В них предусматриваются техническое перевооружение действующих добывающих предприятий, строительство объектов по вскрытию и подготовке новых участков для поддержания мощности действующих предприятий, завершение строительства ранее начатых объектов исходя из возможностей их реального осуществления. В настоящее время металлургический комплекс находится в тяжёлом техническом состоянии: производственные фонды изношены на 40-50%, а в отдельных случаях и на 70%. В настоящее время отрасли металлургического комплекса обеспечивают народное хозяйство конструкционными материалами на 92 %. Из всего вышеизложенного можно сделать выводы, что металлургическая и алмазная отрасли на Дальнем Востоке имеют огромный потенциал. При надлежащем финансировании государством их можно будет поднять на высокий уровень, увеличить темпы добычи, и, соответственно, принести огромные дополнительные доходы региону и России в целом. Несомненно, рассмотренные нами отрасли имеют огромное значение для экономики страны и Дальневосточного экономического района.
Список литературы
1. Бутов В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. – М., Ростов-на-Дону, 2002. – 576 с.
2. Вавилова Е. В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2002.- 160 с.
3. Региональная экономика: Учебное пособие/ Под ред. М. В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2003.- 467 с. - (Серия “Высшее образование”).
4. Савченко И. Ф., Рачук В. В., Савченко М.Н. Экология амурского золота. – М.,. Экология и промышленность России, 1997, № 5.
5. Экономическая география России: Учебник /Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д. э. н., проф. М. В. Степанова. – М.: Инфра-М, Российская экономическая академия, 2000. –533 с. – (Высшее образование).
6. Экономическая география России: учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2003.- 533 с. – (Высшее образование).
[1] Региональная экономика: Учебное пособие/ Под ред. М. В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2003.-158с.
[2] Экономическая география России: учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2003.-239с.
[3] Экономическая география России: Учебник /Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д. э. н., проф. М. В. Степанова. – М.: Инфра-М, Российская экономическая академия, 2000. –358с.
[4] Вавилова Е. В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2002.-65с.
[5] Савченко И. Ф., Рачук В. В., Савченко М.Н. Экология амурского золота. – М.,. Экология и промышленность России, 1997, № 5.
[6] Бутов В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. – М., Ростов-на-Дону, 2002. –233с.