Содержание
Введение. 3
Глава 1. Возникновение малого бизнеса в зарубежных странах. 4
1.1 Предпосылки развития малого бизнеса. 4
1.2 Роль и место малого бизнеса в зарубежных странах. 6
Глава 2. Практическое применение знаний на примере организации малого бизнеса в зарубежных странах. 9
2.1 Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни зарубежных стран 9
2.2 Деятельность фирм малого бизнеса на примере зарубежного опыта. 12
Заключение. 16
Список литературы.. 17
Введение
Малый бизнес зародился более чем 40 веков назад в восточной части средиземноморья. Хотя малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, его история никогда не занимала общественное сознание.
Малый бизнес находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Творчество малых предприятий будет способствовать распространению новых продукции и услуг для потребителей. Вопреки общераспространенному мнению малый бизнес процветает в тени крупного бизнеса. Целю работы является изучение организации малого бизнеса зарубежных стран с учетом некоторых особенностей этих государств. Задачами являются определение малого бизнеса как составной части экономики, описание некоторых процессов сопутствующих созданию бизнеса. Актуальность данной работы очевидна – малый бизнес зарубежных стран нередко становится ориентиром деятельности и малых предприятий России. Сегодня бизнес любого ранга иностранного развитого государства составляет и долю экономики нашей страны. Особенности формирования и организации малого бизнеса за рубежом важны для рыночной системы.
Глава 1. Возникновение малого бизнеса в зарубежных странах
1.1 Предпосылки развития малого бизнеса
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов. Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что не выгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д.
Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.[1]
Эксперты определяют глобализацию мировой экономики, в процессе которой ширится разрыв между теми нациями, которые достигли промышленной критической массы, необходимой для обеспечения глобальной конкурентоспособности, и отставшими. В этих условиях, на первый взгляд, кажется парадоксальным неизменный интерес правительств большинства государств и международных организаций к возможностям дальнейшего роста малых предприятий. Было бы упрощением видеть в этом простое продолжение тенденций, типичных для последних десятилетий, когда в рамка промышленных стратегий разных по уровню социально-экономического развития стран неизменно признавалась необходимость поддержки малой экономики.[2]
Пестрота мировой хозяйственной структуры сохраняется, хотя очевидно, что глобализация ориентирована на унификацию технологического уровня производства. Этот процесс неизбежно включает такую важную составляющую, как глобализация предпринимательства. В 90-е годы типичным стало возрастающее использование транс национальных компаний малых форм предпринимательства в развивающихся странах для расширения своих производственных и сбытовых сетей. Втягивание малого бизнеса превысило 53 млн., в том числе в Европе 17 млн., в США примерно 20 млн., в России 1 млн. Основная их масса приходится на развивающиеся страны, однако из-за неполного статистического учета показатели по этой группе выглядят существенно заниженными.
Но если принять во внимание, что становление малого бизнеса напрямую связано с урбанизацией, а этот социально-экономический феномен продолжает набирать силу в странах Третьего мира (в 1980-1994 гг. 4%-процентный ежегодный рост населения в городах стран с низким подушевым доходом, причем быстрее всего растут города-миллионники, 2,8% в странах со средним подушевым доходом по сравнению с 0.7% в странах с высоким доходом), то очевидно, что существует объективная база для увеличения численности малых предприятий, прежде всего в традиционно отсталых формах.
Понятие малого предприятия, несмотря на его широкую распространенность в социально-экономических исследованиях, до сих пор не имеет устойчивой дефиниции. Единственно, с чем согласны все исследователи, так это в неустойчивости, неполноте качественных и количественных характеристик мелких предприятий, особенно в развивающихся странах.
Как считают эксперты, активизация малого бизнеса в 80-е годы в зарубежных странах, связанные со структурной перестройкой производства и бурным развитием отраслей, связанных с применением современных технологий возникла по многим причинам. Оной из них стала координация в ряде государств деятельности малых и крупных ТНК. Т.к. известно, что государство и крупные предприятия в экономическом плане прокладывают путь мелким, поскольку последние не способны самостоятельно создать современное экономическое пространство, вынуждены существовать в традиционных отсталых формах, что и происходит в большинстве развивающихся стран. Такое положение определяется еще и тем, что в этой группе стран подавляющее большинство малого бизнеса ориентировано на спрос беднейших слоев населения, статичный и слабо дифференцированный, ограниченный в основном предметами первой необходимости.
1.2 Роль и место малого бизнеса в зарубежных странах
Как показывает опыт экономически развитых стран, с развитием малого предпринимательства растет доля экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп. При помощи малого бизнеса мобилизуются материальные, финансовые и природные ресурсы и повышается эффективность их использования.[3]
Предпосылками для бурного развития малых предприятий являются: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет малым предприятиям свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить те ниши, которые по различным причинам невыгодны крупным фирмам; и, наконец, ценовая политика крупных фирм, которые диктуют рынку довольно высокие цены.[4]
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества, в Соединенных штатах Америки, в Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% в общей численности занятых. Их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) превышает 50% (таблица 1).
Таблица 1. Масштабы развития малого предпринимательства в зарубежных странах
Страны |
Количество малых и средних фирм |
Число занятых, млн. чел. |
Доля малых и средних фирм, % |
||
Тыс. ед. |
В расчете на одну тыс. жителей |
В общей численности |
ВВП |
||
Великобритания |
2930 |
46 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
37 |
18,5 |
46 |
50-54 |
Италия |
3920 |
68 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
35 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15777 |
45 |
68 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
74,2 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6450 |
49,6 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Россия |
836,6 |
5,65 |
8,1 |
9,6 |
10-11 |
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы роста малого предпринимательства.
Теперь давайте рассмотрим некоторые негативы малого предпринимательства в развивающихся странах. Трудности МСП в развивающихся странах усугубляются тем, что здесь слабы навыки взаимопомощи, что они плохо скоординированы в отличие от такого типа предприятий в развитых государствах, имеющих собственные организации, банки, сложившиеся системы кооперирования. Государство в этих странах выполнило в 60-70-е годы огромную созидательную функцию, обеспечив современную инфраструктуру. В третьем мире эти задачи решены далеко не во всех странах, скорее, они только намечены. Вместе с тем негативные последствия политики, когда государство выступало как основной агент развития, сказались здесь в полной мере. Хроническая убыточность государственного сектора, разбухший коррумпированный госаппарат привели к тому, что, несмотря на бусчисленные корпорации, комиссии, агентства для помощи мелким предприятиям, вся эта иерархическая система, не знающая местных нужд, растрачивает ресурсы, в том числе и поступающие от международных организаций.
Приходится признать, что многие меры защиты мелного производителя в развивающихся странах, в частности, резервирование за ним исключительного права на выпуск ряда товаров (Индия), носят искусственный неэкономический характер и диктуются прежде всего социальными императивами, необходимостью сохранения занятости. Такого типа государственных протекционизм местного мелкого производства дает тот же результат, что и импортзамещение – консервацию отсталых производств. Что же касается инноваций в малом бизнесе, то фронтальное продвижение инноваций невозможно для большинства развивающихся стран вследствие нехватки финансовых ресурсов. Собственно малый бизнес повторяет, точнее, воспроизводит развитие экономики в целом, но раздробленность, высокая доля отсталых производств делает продвижение особенно трудным, непоследовательным, частичным.
Глава 2. Практическое применение знаний на примере организации малого бизнеса в зарубежных странах
2.1 Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни зарубежных стран
Для сравнительной оценки степени влияния малого предпринимательства (далее МП) на развитие экономики в разных странах следует учитывать, что в мировой практике существуют различные критерии и подходы к классификации и определению малых предприятий. В основу классификации может быть положена численность работников, объем производства товаров и услуг, годовой оборот, размер уставного капитала или общая сумма активов и т. д.
Наиболее часто в качестве критерия используются данные о количестве работников, при этом различия между странами и отдельными отраслями внутри страны в предельных показателях могут быть весьма существенными. Подходы к определению основных параметров малого бизнеса зависят от сложившейся в стране практики, структурных особенностей производства, а также целей государственной политики в отношении МП.
Необходимо отметить, что при теоретическом анализе зарубежные специалисты обычно увязывают сферу малого бизнеса со сферой среднего бизнеса, поскольку основы их формирования, развития имеют значительное сходство. Обычно практикуется выделение «микрофирм» (до 10-15 занятых), малых предприятий (15-100 занятых) и средних предприятий (100-300 занятых). В российской экономике средний бизнес является достаточно массовым и представительным, однако в отличие от других стран он вообще не составляет объекта отдельного изучения и анализа. В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия (далее-МСП) обеспечивают занятость до 50% трудоспособного населения, при этом объем производства в сфере МСП в различных странах колеблется в пределах от 33% до 66% национального продукта.
Одна из причин успешного функционирования малого и среднего бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В этих странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, в первую очередь в сфере производства, причем крупные предприятия на подавляют мелкий бизнес, а организуют взаимодополняющее сотрудничество, особенно путем специализации, а также в интересах реализации инновационных процессов. В США девять из каждых десяти инновационных технологических идей впервые появляются в малых фирмах.
Крупное производство ориентировано в первую очередь на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартных изделий. Малые предприятия успешно функционируют в небольших рыночных сегментах. Если крупные фирмы способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах производства, то малые предприятия придаю хозяйству гибкость, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.
Несмотря на различия в национальных методиках систематизации малых и средних предприятий, особенностях структуры экономики отдельных стран, значение МСП в социально-экономической жизни каждой из них достаточно очевидно из данных, приведенных в Таблице 1. Более того, вполне обоснованным представляется вывод, что место и роль МСП предопределены объективными экономическими закономерностями, действующими независимо от особенностей политических предпосылок, исторической динамики и других факторов, поскольку общие показатели, характеризующие МСП в отдельных странах достаточно близки.
Таблица 1 Показатели, характеризующие значение малых и средних предприятий в экономике отдельных стран
Страны |
Количество МСП (в тыс.) |
Количество МСП на тыс./жителей |
Доля работающих в общей численности занятых, % |
Доля МСП в ВВП страны, % |
Великобритания |
2630 |
46,00 |
49,0 |
50-53 |
Германия |
2290 |
37,00 |
46,0 |
50-54 |
Италия |
3920 |
68,00 |
73,0 |
57-60 |
Франция |
1980 |
35,00 |
54,0 |
55-62 |
Страны ЕС |
15770 |
45,00 |
72,0 |
63-67 |
США |
19300 |
74,20 |
54.0 |
50-52 |
Япония |
6450 |
49,60 |
78,0 |
52-55 |
Россия |
836,2 |
5,65 |
9,6 |
10-11 |
Удельный вес МП в таких странах как США, Япония, Германия в общей численности предприятий превышает 95%.Из 880 тыс. промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих, и только 700 предприятий насчитывают свыше 1000 человек персонала.
Естественно, что при сравнительно близких общих показателях данные об отраслевом распределении МСП внутри отдельных стран имеют более заметные различия. В промышленном производстве доля МСП составляет в Индии – 40%, в Японии – 51%. Среди экспортеров МСП составляют: в Финляндии – 20%, во Франции - 29%, в Италии – 40%, в Индии – 50%.
Большая часть занятых на предприятиях малого бизнеса работает в сфере услуг (свыше 2/3). В Югославии 80% всех малых предприятий заняты в этой сфере. Во Франции и Великобритании четверть всех малых предприятий относятся к категории промышленных.
По данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования среди действующих остается примерно 50%, через 3 года – 7-8% и, наконец, через 5 лет остается не более 3%.
Сказанное выше позволяет отметить еще одну тенденцию. Высокий динамизм образования и выбытия МП служит своеобразным компенсаторным механизмом, амортизатором, смягчающим резкие колебания конъюнктуры для страны в целом, предупреждающим более разрушительные последствия таких колебаний.
2.2 Деятельность фирм малого бизнеса на примере зарубежного опыта
Для более наглядного представления о деятельности фирм малого бизнеса в США можно привести пример предприятий общественного питания. На первый взгляд из приведенных ниже двух неудачных проектов зародилось мощные предприятия с оборотом в миллионы долларов в год. Всего несколько работников в штате и небольшой начальный капитал позволили фирмам развиться и встать на ступень выше, чем ступень малого предприятия.
Один из бизнесов зародился совсем недавно и помогло ему как ни странно кино. Голливудский фильм “Бар “Гадкий койот” (Coyote Ugly) мог бы испариться из памяти зрителей сразу после своей премьеры в 2000 г. Большинство зрителей, посмотревших картину компании Walt Disney об одном из баров Нью-Йорка, и не догадывались, что такой бар существует на самом деле. Фильм был разгромлен критиками. Потом случилось чудо: картина стала культовой, и толпы поклонников хлынули в бары “Гадкий койот”.
Всем хотелось посидеть в баре и поглазеть на вульгарных, танцующих на стойке официанток. “Какой еще бизнес может рассчитывать на то, чтобы получить на $40 млн бесплатной рекламы по всей стране и за ее пределами?” — говорит владелец бара Лилиана Лавелл, которая быстро сообразила, что в ее руках оказалось сокровище. И она решила использовать эту возможность.
Большинству людей приходится сначала строить бизнес, затем создавать брэнд, и только потом они могут рассчитывать на признание. Владелица теперь уже сети баров (за 4 года она открыла 13 таких заведений) сделала все наоборот – т.е. сначала у нее существовал брэнд, а потом уже появился и бизнес. И из малого он превратился уже в средний всего за 4 года.
Фильм помог разжечь интерес потенциальных бизнес-партнеров. Многие захотели, чтобы в их городке тоже был бар “Гадкий койот”. Лавелл почуяла новые возможности, но у нее не хватало средств для расширения. Франшиза могла бы обеспечить ей больший контроль над бизнесом — вплоть до того, что она могла бы даже сама подбирать мелодии для музыкального автомата. Однако работа по франшизе требовала от нее слишком больших затрат. В конце концов она продала несколько лицензий, каждая из которых принесла ей $50 000 и небольшой процент от общего объема продаж каждого бара (до 5%).
В 2003 г. еще три лицензионные группы получили разрешение на открытие подразделений. Они открыли бары в Бостоне, Далласе, Чикаго, Филадельфии и Тампе. Но чем больше расширялась сеть, тем больше руководство сети беспокоилось за сохранность и целостность образа разгульного бара. Для этого от директрисы сети таких баров потребовались дополнительные затраты и создание системы контроля за нерушимостью образа.
Что же касается финансового состояния, то здесь можно выделить основные показатели характеризующие деятельность данной сети баров.
За первый год становления сети было открыто 5 таких баров, что принесло доход в 700 000 долларов. Затем каждый бар по подсчетам специалистов приносил еще от 90 000 до 120 000 долларов в год. Предприятие стало рентабельно, еще и потому, что в США очень хорошо защищается авторское право путем патентирования. В то время как фирма не затрачивает денег на новые какие бы то ни было разработки, а придерживается консервативным идеям (изначальному курсу), получаемая прибыль на данном этапе все равно не позволяет создавать и развивать дальше сеть таких заведений. Именно поэтому было принято решение о привлечении дополнительных средствах в действующий доходный бизнес. Как оказалось, желающих участвовать в такого рода бизнесе, немало.
Второй вид малого бизнеса о котором хотелось бы поговорить – ресторан или как мы уже привыкли называть Фаст-Фуд занимающийся приготовлением и продажей экологически чистой, низкокалорийной пищи.
Почти каждый из нас знает о вредности той пищи что принимают каждый день американские граждане. Совершенно не нужно ездить в США чтобы понять, что это действительно так. Достаточно сходить в ближайший фаст-фуд и вас накормят чем-нибудь таким от чего непременно начнутся проблемы с лишним весом, а значит и со здоровьем.
Именно решая эту проблему американский предприниматель Ален Боут открыл недавно один ресторан фаст-фуд в Америке под названием «Гринфуд», который готовит и продает пищу исключительно качественную и приготовленную из экологически чистых продуктов. И хотя кафе открылось в маленьком городке, все равно проезжая мимо можно заметить, что очередь там присутствует постоянно. А значит бизнес удался.
Что же касается годового оборота и финансовых показателей, то можно выделить две важные цифры. Первая – доход от такого ресторанчика составил порядка 340 000 долларов в год. Что несомненно послужило дальнейшему росту и открытию сети таких ресторанчиков. Штат компании «Гринфуд» уже сегодня насчитывает около 500 человек. Ален Боут не собирается останавливаться на строительстве таких объектов в пределах штата и эксперты прозвали уже данную сеть ресторанов национальной сетью полезного питания.
Итак резюмируя выше изложенное можно сказать, что с эффективной управленческой политикой на предприятии малого бизнеса США приходи и рост финансовых показателей организации. Сама рыночная стоимость мелких американских фирм стремительно растет. Частные и публичные компании небольшого размера, сильно пострадавшие во второй половине 1990-х гг., практически восстановились и теперь по совокупной капитализации сравнялись с крупными игроками на рынке США.
Согласно последнему исследованию, опубликованному вашингтонской консалтинговой фирмой Joel Popkin & Co., за минувшее десятилетие стоимость небольших компаний на рынке США сократилась почти на 17 процентных пунктов. "По преимуществу это явилось следствием непомерного роста цен на акции технологических гигантов в конце 1990-х гг. ", - говорится в исследовании, проводившемся по заказу Федерального управления по делам малого бизнеса. За тот же период стоимость крупных игроков выросла на 131%. На этом фоне был почти незаметен скромный 60%-ный рост мелких публичных корпораций.
Такие небольшие представители частного бизнеса как «Гринфуд» и «Бар гадкий койот» показали лишь 44%-ный рост, по данным Федеральной резервной системы. На долю малого бизнеса США с точки зрения стоимости в начале прошлого десятилетия приходилось 59,3%, в начале нынешнего - 42,4%. Однако уже во II квартале 2002 г. маленькие вновь догнали больших. Хотя нынешний экономический спад затронул весь деловой мир, по крупным корпорациям пришелся более болезненный удар, говорит Кэтрин Коуб, вице-президент и ведущий экономист Joel Popkin&Co. "Доверие к крупным компаниям упало катастрофически, - объясняет Коуб. - Отношение цен на акции к прибыли у таких компаний способно стремительно расти, но и столь же стремительно падать".[5]
Заключение
Рыночные преобразования в России вступили в решающую фазу. Разрушена старая централизованная система управления и распределения ресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей.
В процессе исторического развития отношение и к фигуре предпринимателя и к малому бизнесу в мире менялось. В полной мере роль последнего в формировании и развитии рыночных отношений была осознана лишь в 60-е гг. Сегодня опыт США, Японии, Южной Кореи, Италии и других стран убедительно свидетельствует: развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления). Специфика поддержки малого бизнеса и состоит в том, что поддерживать нужно конкретного человека. Создание благоприятного климата для малого бизнеса, прежде всего для развития товаропроизводящих предприятий, происходит тем успешнее, чем больше внимания уделяют именно человеческому фактору.
Ориентация на конкретного предпринимателя - важнейшее стратегическое направление эффективного становления малого бизнеса, позволяющее задействовать все имеющиеся ресурсы (отбор предпринимателей, подготовка их к деятельности на рынке, организационное содействие, предоставление льгот, преференций и т.д.).
В данной работе на примере двух удачных проектов малого бизнеса в США мы постарались показать реальное состояние этой категории бизнеса за рубежом. Ведь по сути все зависит от искусства управления бизнесом, и кто же не согласится, что самые успешные на сегодняшний день бизнесмены находятся в США.
Список литературы
1. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории.- М.: Высш.шк.,1994.- 352 с.
2. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. Учебное пособие.- М.: Финпресс.- 1997.
3. Мескон С.Х. и др. Основы менеджмента/ Пер. с англ.- М.: Дело, 1992.
4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика.- М.: “Экономика”, 1992.
5. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства.- М.: ТОО ”Вес”, 1995. 435 с.
6. Хейнс Р. и др. Динамическое производство// США: Экономика, политика, идеология».- 1992.- № 4-7.
7. Малый бизнес в России / Под ред. Винокура С.Ю., М: Финансы и статистика, 1998 . –326 с.
8. Частный бизнес: становление и развитие в регионах России. – М.: Институт стратегического анализа и развития предпринимательства, 1998. – 384 с.
9. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы : аналитический сборник – М.: Институт предпринимательства и инвестиций,1999.-324 с.
10. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги/ Под. Ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 357 с.
11. США – малый бизнес опять в цене// Ведомости.- 2004.- №46.
12. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации, Е. Брагина// Мировая экономика и международные отношения.- 1998.- №6.- стр. 126 – 132.
[1] Стр. 6 Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги/ Под. Ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
[2] Стр. 126 Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации, Е. Брагина// Мировая экономика и международные отношения.- 1998.- №6.
[3] Малый бизнес в России / Под ред. Винокура С.Ю., М: Финансы и статистика, 1998 .
[4] Стр. 6 Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги/ Под. Ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
[5] США – малый бизнес опять в цене// Ведомости.- 2004.- №46.