Содержание:


Введение. 3

1.   Основная дилемма финансового менеджмента. 5

2.   Интерференция краткосрочных и долгосрочных аспектов деятельности предприятия – два направления. 8

3.   Матрица финансовой стратегии и прогноз финансово-хозяйственного состояния предприятия. 12

Заключение. 15

Список используемой литературы.. 16



Введение


Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующие три ключевые вопроса:

- Какова должна быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?

- Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

- Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием.

Методы и задачи организации финансов предприятия многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг.

Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и т.д. основой информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера: бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, фондовых и валютных бирж, прочая информация.

В последнее время в русский экономический лексикон все настойчивее входит термин “финансовый менеджмент”, и, как следствие, его трактуют по - разному: управление активами и пассивами; составление бизнес - плана; анализ финансовой отчетности; разработка ценовой политики и т. д. Термин “финансовый менеджмент” в переводе означает “управление финансами. Финансовый менеджмент - наука и искусство принимать инвестиционные решения и находить для этого финансовые источники.

Долгое время в нашей стране менеджмент не изучался и не рассматривался как серьезный экономический инструмент. В настоящее время с вхождением в рыночную экономику появилась надежда, что финансовый менеджмент привнесет в экономику предприятия новую систему ценностей, изменит приоритеты в развитии предпринимательства.

Для оптимального функционирования финансового менеджмента необходимы определенные условия хозяйствования. Ими являются: частная собственность на средства производства и землю, самофинансирование предпринимательской деятельности, свобода ценообразования, рынок труда, капитала, товаров, четкое финансовое и хозяйственное законодательство.

Исходя из этого, в учебниках, публикациях экономистов сформировалось российское понимание финансового менеджмента - это управление движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями субъектов рынка. [1]

Целью данной работы является рассмотрение сочетания стратегии и тактики финансового менеджмента. Задачи следующие:

– основная дилемма финансового менеджмента,

– интерференция краткосрочных и долгосрочных аспектов деятельности предприятия – два направления.

– матрица финансовой стратегии и прогноз финансово-хозяйственного состояния предприятия.

1.  Основная дилемма финансового менеджмента


В финансовом менеджменте существует дилемма между сохранением ликвидности и достижением высокой рентабельности.

Ликвидность любого предприятия, фирмы, хозяйствующего субъекта — это «способность быстро погашать свою задолженность».

Ликвидность определяется соотношением величины задолженности и ликвидных средств, находящихся в распоряжении предприятия. Ликвидными называются такие средства, которые могут быть использованы для погашения долгов (наличные деньги в кассе, депозитные вклады, размещенные на счетах банках, ценные бумаги, реализуемые элементы оборотных средств, такие как: топливо, сырье и т.п.).

Ликвидность хозяйствующего субъекта можно узнать по его балансу. Значит, по существу, ликвидность баланса изучаемого предприятия будет означать ликвидность всего предприятия в целом.

Ликвидность баланса выражается, в свою очередь, в степени покрытия обязательств хозяйствующего субъекта, предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

Ликвидность означает безусловную платежеспособность предприятия и предполагает постоянное равенство между активами и обязательствами как по общей сумме, так и по срокам наступления.

Способность предприятия оплатить текущие обязательства (в первую очередь долги) текущими средствами — вот что такое ликвидность (или краткосрочная платежеспособность). Самая простая формула расчета ликвидности — соотношение величины задолженности с суммой ликвидных средств, имеющихся у предприятия в данный момент. Ликвидные активы — это те активы, которые компания в состоянии быстро мобилизовать, чтобы произвести соответствующие платежи. Например, наличные деньги, остатки на текущих счетах, свободно продаваемые ценные бумаги, дебиторская задолженность, товарно-материальные ценности. Эта часть активов самому предприятию дохода фактически не приносит. Неликвидные активы — это те средства, которые невозможно быстро направить на покрытие тех или иных обязательств. Например, дорогое и специфическое оборудование, ценные бумаги других предприятий, большие помещения и другие составляющие основных фондов. Обычно именно неликвидные активы приносят компании прибыль. Один из вариантов оценки ликвидности предприятия — подсчет рабочего капитала, то есть суммы чистых текущих активов без долгов и внешних средств. Он демонстрирует, какой суммой будет располагать предприятие в случае полного погашения своих текущих обязательств.

Рабочий капитал = текущие активы — текущие обязательства.

Этот показатель, в преломлении анализа ликвидности компании, довольно грубый. Сама по себе абсолютная сумма денег, имеющихся в наличии, мало что говорит о платежеспособности, поскольку последняя сильно зависима от внешних факторов, главное, чтобы сумма была положительной. Тем не менее, показатель рабочего капитала нужен той компании, которая стремится к прозрачности в отношениях с клиентами, банками и потенциальными капиталовкладчиками. [2]

При рыночной экономике результаты деятельности торгового предприятия оцениваются системой показателей, главным из которых является рентабельность. Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При вычислении рентабельности используется различные показатели прибыли. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы торгового предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности.

Достижение высокой рентабельности возможно через систему показателей рентабельности. Главным является показатель общей экономической рентабельности торгового предприятия. Он вычисляется по формуле:

Р = П / Т * 100, где Р - общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности торгового предприятия; П - сумма прибыли (валовой или чистой); Т - объем товарооборота ( без НДС).

Следующим показателем является показатель, характеризующий эффективность использования собственного капитала. Он называется показателем рентабельности собственного капитала, который вычисляется по формуле:

Р = П / К *100, где П - сумма прибыли торгового предприятия, К - средняя величина собственного капитала.

Этот показатель имеет важное значение для акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже. Этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. Также существует показатель рентабельности всего капитала, который находится путём деления суммы прибыли на величину всего капитала.

Показатель рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия рассчитывается по следующей формуле:

Р = П / ОФ *100, где П - сумма прибыли; ОФ - средняя стоимость основных фондов.

Аналогично высчитывается показатель рентабельности материальных оборотных средств, только вместо показателя средней стоимости основных фондов применяется показатель средней стоимости материальных оборотных средств. Эти два показателя часто объединяют и вычисляют один показатель рентабельности основных фондов:

Р = (П / (ОФ + МС) * 100), где МС - средняя стоимость материальных оборотных средств.

Если предприятие арендует помещения или сдаёт помещения в аренду, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учётом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путём вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.

Наряду с основными показателями рентабельности используется большое количество частных показателей, таких как: рентабельность эффективности текущих затрат (отношение прибыли к издержкам обращения), рентабельность затрат живого труда (отношение прибыли к заработной плате), рентабельность оборотных средств (отношение прибыли к средней величине оборотных средств), рентабельность эффективности использования рабочей силы (отношение прибыли к численности занятых на предприятии рабочих), рентабельность эффективности использования торговых площадей, рентабельность эффективности использования основного капитала и т.д.. Частные показатели рентабельности характеризуют эффективность использования отдельных видов ресурсов торговыми предприятиями.

Рентабельность является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия, поэтому при анализе наряду с показателями рентабельности используется их динамика.[3]

2.  Интерференция краткосрочных и долгосрочных аспектов деятельности предприятия – два направления


Интерференция краткосрочных и долгосрочных аспектов деятельности предприятия состоит из двух направлений. Первым из них является взаимосвязь инвестирования и повышения финансово-эксплуатационных потребностей предприятия. Второе направление – влияние балансовых пропорций на финансовую устойчивость предприятия.

Инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любой динамично развивающейся коммерческой организации, руководство которой отдает приоритет рентабельности с позиции долгосрочной, а не краткой перспективы. Инвестиции способствуют решению организациями ряда серьезнейших задач, среди которых можно выделить следующие:

·        расширение существующей предпринимательской деятельности;

·        приобретение новых производств;

·        диверсификация бизнеса за счет освоения новых областей и направлений.

В процессе своей деятельности практически все коммерческие организации в той или иной степени сталкиваются с необходимостью инвестиций. Даже предприятия, которые по каким-либо причинам не стремятся к расширению своего бизнеса, рано или поздно вынуждены обновлять основные фонды что также предполагает инвестирование. Во всех случаях, осуществляя инвестирование, организация стремится прибыльно разместить капитал.

В то же время целью, которую ставит перед собой организация, планируя инвестиции, не обязательно является извлечение прибыли в буквальном значении этого слова. Инвестиционные проекты могут быть сами по себе убыточными в эко­номическом смысле, но приносящими косвенный доход за счет обретения стабильности в обеспечении сырьем и полуфабрикатами, выхода на новые рынки сырья и сбыта продукции, достижения некоторого социального эффекта, снижения затрат по другим проектам и производствам, улучшения потребительских свойств продукции, решения вопросов охраны окружающей среды и др.

Принятие решений инвестиционного характера осложняется рядом факторов: вид инвестиции; стоимость инвестиционного проекта; множественность доступных проектов; ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования; риск, связанный с принятием того или иного решения, и т.д. Кроме того, в нашей стране сложность принятия инвестиционных решений усугубляется неопределенностью ситуации и наличием инфляции.

Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов и критериев. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применяемым в том или ином конкретном случае. В отечественной и зарубежной практике известен ряд формализованных методов принятия решений в области инвестиционной политики. Какого-либо универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует. Вероятно, управление все же в большей степени является искусством, чем наукой. Тем не менее, имея некоторые оценки, полученные формализованными методами, пусть даже в известной степени условные, легче принимать окончательные решения.[4]

Финансовое состояние предприятия — это сложная экономическая категория, отражающая на определенный момент состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию.

В процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капита­ла, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие — финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Если текущая платежеспособность — это внешнее проявление финансового состояния предприятия, то финансовая устойчивость — внутренняя его сторона, обеспечивающая стабильную платежеспособность в длительной перспективе, в основе которой лежит сбалансированность активов и пассивов, доходов и расходов, положительных и отрицательных денежных потоков (рис. 1). Финансовая устойчивость предприятия — это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его платежеспособность и инвестиционную привлекательность в долгосрочной перспективе в границах допустимого уровня риска.

Устойчивое финансовое состояние достигается при достаточности собственного капитала, хорошем качестве активов, достаточном уровне рентабельности с учетом операционного и финансового риска, достаточности ликвидности, стабильных доходах и широких возможностях привлечения заемных средств.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и созда­ния условий для самофинансирования.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада объемов производства и продаж происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является счастливой случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Устойчивое финансовое положение, в свою очередь, оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.[5]

3.  Матрица финансовой стратегии и прогноз финансово-хозяйственного состояния предприятия


12. Матрица финансовых стратегий фирмы

В данной части работы будет рассмотрена матрица финансовых стратегий фирмы ОАО «Матрица», занимающихся производством компьютеров и их комплектующих.

Под финансовой стратегией фирмы мы будем понимать комплексное управление всеми активами и пассивами фирмы.

Все возможные виды финансовой стратегии фирмы могут быть представлены в виде матрицы финансовых стратегий фирмы. Манипулируя в рамках данной матрицы, мы можем рассматривать проблему в динамике, давая возможность не только формулировать финансовую стратегию, но и модифицировать (менять) ее в результате изменения каких-то очень важных параметров функционирования предприятия как такового.

Таблица 1.

Матрица финансовой стратегии фирмы

РФД

РХД

< 0

= 0

> 0

> 0

РФХД = 0

1

РФХД > 0

4

РФХД >>0

5

= 0

РФХД < 0

7

РФХД = 0

2

РФХД > 0

6

< 0

РФХД << 0

8

РФХД < 0

9

РФХД = 0

3


Так выглядит в общих чертах матрица финансовой стратегии. Применительно к данному предприятию.

Результат хозяйственной деятельности – это стоимость произведенной продукции за вычетом средств труда, услуг сторонних организаций, расходов по оплате труда и всех связанных с ней обязательных платежей. Для расчета нужна следующая таблица 2:

Таблица 2.

Данные для расчета РХД иРФД

Наименование показателя

%

Тыс. руб.

1. Объем реализации в январе, тыс. шт.

200

290

4. основная зарплата рабочих-сдельщиков

30

605,15

5. основная зарплата рабочих-повременщиков

10

121,23

6. эксплуатация машин и механизмов,

45

1488

7.           в том числе оплата труда

4

44,17

9. Общехозяйственные расходы, в % от прямых затрат:

30

1970,08

10. в том числе административно-хозяйственные расходы

30

573,33

11.         в том числе заработная плата

20

107,08


РХД = 290*23 – 605,15 – 121,23 – 44,17 – 107,08 = 5792,37 > 0.

РХД говорит о ликвидности предприятия после финансирования всех расходов, связанных с его развитием. Положительное значение данного показателя дает основания готовиться к реализации масштабных инвестиционных проектов (предприятие стоит перед скачком постоянных затрат, который в значительной мере может быть компенсирован именно положительным значением РХД).

РФД – сумма примененных заемных средств за вычетом процентов, налога на прибыль, выплаченных дивидендов, долгосрочных финансовых вложений с учетом эмиссионного дохода и полученных доходов от финансовых инвестиций.

Результат финансовой деятельности фактически равен сумме заемных средств.

Так как предприятие не имеет заемных средств, то и РФД = 0

Итого: РФХД > 0. Данная позиция – позиция “рантье”. Это означает, что организация относительно успешна, есть опасность игнорирования возможных неблагоприятных изменений, недостаточной готовности к ним. В этой позиции предприятию грозит изменение знака эффекта финансового рычага.

Политика предприятия ОАО «Матрица» связана с созданием ликвидных средств фирмы (некоторый избыток оборотных средств).

У фирмы достаточно ресурсов для реализации инвестиционного проекта при нулевом значении РФД. Существует некоторый избыток ликвидных средств. Возможные сценарии развития — перемещение в квадранты 1, 2, 7.

В квадранты 2 и 7 предприятие переместится в случае реализации инвестиционного проекта. Если темпы роста будут достаточно высокими, то фирма перейдет в квадрант 2. При невысоких темпах роста оборота — в квадрант 7. В этом случае заимствования, связанные с реализацией инвестиционного проекта, негативно отразятся на величине РФД, хотя достижение равновесного состояния — не такая уж маленькая удача! Правда, за этим неизбежно последует необходимость принимать очень ответственные решения, так как из данного положения можно перейти как к положениям с еще большими возможностями для фирмы, так и к положениям, когда финансовая ситуация, связанная с предприятием, может и ухудшится.

В случае сокращения использования заемных средств фирма может переместиться в положение 1. Здесь ослабевает сила воздействия финансового рычага, несколько снижается и рентабельность собственных средств.



Заключение


В работе была показана взаимосвязь стратегии и тактики финансового менеджмента. В частности была рассмотрена дилемма между сохранением ликвидности и достижением высокой рентабельности.

Также были изучены два направления интерференции краткосрочных и долгосрочных аспектов деятельности фирмы: взаимосвязь между инвестированием и повышением финансово-эксплуатационных потребностей, а также влияние балансовых пропорций на финансовую устойчивость предприятия.

Были показаны основы прогнозирования финансово-хозяйственного состояния предприятия на основе матрицы финансовой стратегии. Исходя из этого были получены следующие результаты.

В работе была рассмотрена матрица финансовых стратегий фирмы ОАО «Матрица», занимающихся производством компьютеров и их комплектующих.

Оказалось, что фирма находится в позиции “рантье”. Это означает, что организация относительно успешна, есть опасность игнорирования возможных неблагоприятных изменений, недостаточной готовности к ним. В этой позиции предприятию грозит изменение знака эффекта финансового рычага.

Политика предприятия ОАО «Матрица» связана с созданием ликвидных средств фирмы (некоторый избыток оборотных средств).

У фирмы достаточно ресурсов для реализации инвестиционного проекта при нулевом значении РФД. Существует некоторый избыток ликвидных средств.


Список используемой литературы


1.     Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

2.     Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. Киев: Ника-Центр; Эльга, 2001.

3.     Дворецкая А.Е. Организация управления финансами на предприятии (финансовый менеджмент)// Менеджмент в России и за рубежом. – 2002, – № 4.

4.     Смелова Т.А. Анализ финансов предприятия// «Финансовая газета», 2000. – № 12.

5.     Смелова Т.А. Стратегия финансового оздоровления несостоятельных предприятий. Сборник научных трудов Волгоградского ГТУ. – Волгоград, – 2002.

6.     Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб./ Г.В.Савицкая. – 8-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2003.

7.     Финансовый менеджмент: учебник для Вузов по экон. спец./ Н.Ф. Самсонов, А.П. Баранникова, А.А. Володин и др. /Под редакцией Н.Ф. Самсонова. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 1999.

8.     Финансовый менеджмент: теория и практика /под ред. Стояновой.-М.: Перспектива, 2000.



[1] Финансовый менеджмент: теория и практика /под ред. Стояновой.-М.: Перспектива, 2000.

[2] Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

[3] Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб./ Г.В.Савицкая. – 8-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2003.

[4] Финансовый менеджмент: учебник для Вузов по экон. спец./ Н.Ф. Самсонов, А.П. Баранникова, А.А. Володин и др. /Под редакцией Н.Ф. Самсонова. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 1999.

[5] Дворецкая А.Е. Организация управления финансами на предприятии (финансовый менеджмент)// Менеджмент в России и за рубежом. – 2002, – № 4.