Содержание


Введение. 2

1 Законодательное регулирование бухгалтерского учета оборотных активов. 5

2 Бухгалтерский учет оборотных активов на предприятиях оптовой торговли. 11

3 Анализ оборотных активов на предприятиях оптовой торговли. 19

Заключение. 26

Список литературы.. 28























Введение

Торговля - огромная отрасль народного хозяйства. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Под торговлей мы понимаем хозяйственную деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей.

Поскольку вести бухгалтерский учет обязаны юридические лица, то в данной книге речь пойдет именно о них. В дальнейшем мы их будем называть торговыми организациями.

По общему определению, бухгалтерский учет - это система сбора, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в денежном выражении о хозяйственных операциях юридического лица, его имуществе, источниках формирования этого имущества, возникновении и движении обязательств организации. Первоначально бухгалтерский учет с его балансом, двойной записью и инвентаризацией возник именно в торговле.

Ежедневно в деятельности торговой организации происходит множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом товаров: приобретение, транспортировка до места продажи, приемка, выбраковка, погрузка и разгрузка, хранение, продажа, доставка покупателям, уценка, списание и др. Процесс приобретения и продажи товаров непосредственно связан с движением денежных потоков в организации, образованием и погашением задолженностей продавцов и покупателей. Все это относится к хозяйственным операциям.

Кроме того, для обеспечения нормальной деятельности торговая организация должна иметь торговое оборудование, холодильники, склады, помещения для торговли, транспортные средства и пр. Чтобы обзавестись таким имуществом, необходимы средства - источники формирования имущества. К ним относятся вклады собственников, займы, кредиты, прибыль организации, целевое финансирование, безвозмездные поступления, задолженность поставщикам и покупателям. За счет этих источников формируется не только основной, но и оборотный капитал организации.

И наконец, основным фактором торгового процесса является труд, то есть вклад людей в производство в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий.

Задачами бухгалтерского учета в торговой организации являются:

а) учет всего имущества организации в количественно-суммовом выражении, то есть по количеству в натуральных единицах и стоимости в денежных единицах. Правильно налаженный учет имущества обеспечивает его сохранность и рациональное использование;

б) учет источников формирования имущества организации (обязательств организации);

в) описание всех хозяйственных процессов, происходящих в торговой организации. Это описание производится с помощью бухгалтерских проводок: каждому хозяйственному явлению соответствует одна или несколько бухгалтерских проводок;

г) учет количества и качества затраченного в торговой и управленческой деятельности труда. Количество труда измеряется в часах, днях, месяцах. Качество труда оценивается в денежном выражении;

д) формирование полной и достоверной информации о результатах деятельности торговой организации. Эта информация необходима для оперативного руководства и управления организацией. Руководитель, который своевременно получает такую информацию, может проанализировать текущую деятельность торговой организации и принять правильное управленческое решение. Это необходимо для получения удовлетворительных финансовых результатов, предотвращения негативных явлений в коммерческой деятельности, выявления внутрипроизводственных резервов и их эффективного использования, обеспечения финансовой устойчивости организации.

Кроме руководителя и менеджеров организации пользователями указанной информации являются инвесторы, банки, налоговые органы, поставщики, покупатели, кредиторы, иные заинтересованные лица.

Законодательство о бухгалтерском учете выдвигает следующие требования:

- бухгалтерский учет должен быть сплошным. Это означает, что необходимо учитывать все имущество и все хозяйственные операции организации, не допуская выборочности;

- бухгалтерский учет должен быть непрерывным во времени, то есть отражать хозяйственные операции непрерывно в хронологическом порядке изо дня в день;

- бухгалтерский учет должен быть строго документальным: хозяйственные операции можно отражать только на основании первичных документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства[1].


















1 Законодательное регулирование бухгалтерского учета оборотных активов

 

Организация бухгалтерского учета - это система построения учетного процесса. Учетный процесс слагается из следующих основных элементов:

1) первичный учет;

2) регистры бухгалтерского учета;

3) документооборот;

4) инвентаризация;

5) отчетность.

Учетный процесс организует главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю организации. При формировании учетной политики главный бухгалтер определяет структуру бухгалтерской службы и уровни подчиненности.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и обязательств организации. Поэтому именно главный бухгалтер разрабатывает систему первичного учета. Он определяет, какими первичными документами должны оформляться все хозяйственные операции, которые осуществляются в данной организации. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Главному бухгалтеру организации запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству или нарушают договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю организации. Если руководитель издает распоряжение о принятии указанных документов к учету, то главный бухгалтер исполняет это распоряжение. При этом всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель.

Каждая хозяйственная операция должна оформляться первичным документом, только в таком случае она принимается к бухгалтерскому учету. Первичный документ составляется в момент совершения операции или сразу после ее окончания. Учесть операцию значит сделать бухгалтерскую проводку, то есть отразить операцию на счетах бухгалтерского учета. Причем эти счета берутся из рабочего плана счетов, который разрабатывается главным бухгалтером в учетной политике организации.

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Главный бухгалтер решает, по какой форме и на каких носителях (бумажных или машинных) будет вестись бухгалтерский учет в организации.

Порядок документооборота в организации также определяется главным бухгалтером в учетной политике. Документооборот - это путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указывается порядок, место и время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

Инвентаризация имущества и обязательств организации - это проверка и документальное подтверждение их наличия, состояния и оценки. Инвентаризация обеспечивает достоверность бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер разрабатывает, а руководитель утверждает план проведения инвентаризаций в торговой организации. В плане определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций.

Формы бухгалтерской отчетности, как внешней, так и внутренней, также разрабатываются главным бухгалтером и утверждаются в приказе по учетной политике. Кроме того, главный бухгалтер определяет:

- отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета;

- объем и сроки представления отчетности внутренним и внешним пользователям;

- круг должностных лиц (внутренних пользователей), которым представляются определенные формы отчета;

- наименования и адреса учреждений (внешних пользователей), которым представляется бухгалтерская отчетность;

- способ представления отчетности (почтой, курьером, телекоммуникационными каналами связи и пр.);

- фамилии работников бухгалтерии, ответственных за составление конкретных форм отчетности.

Согласно Закону "О бухгалтерском учете", ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Организация может не иметь в своем штате главного бухгалтера и специалистов бухгалтерской службы. Она может поручить ведение бухгалтерского учета и составление отчетности сторонним предприятиям или лицам, на которых при этом возлагаются та же ответственность и те же обязанности в области бухгалтерского учета, что и на штатного главного бухгалтера.

Ведение бухгалтерского учета в торговой организации должно быть строго регламентировано, то есть подчинено определенным правилам. Можно сказать, что существует целый свод правил, по которым ведется бухгалтерский учет. И отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской и налоговой отчетности, в определении финансовых результатов деятельности организации, приводит к злоупотреблениям со стороны материально-ответственных лиц и т.п.

Свод правил бухгалтерского учета - это система нормативных документов, которые в зависимости от назначения и статуса можно разделить по следующим уровням:




1-й уровень

Закон "О бухгалтерском учете"                       Гражданский кодекс РФ                               Другие законы по бухгалтерскому учету               Указы Президента РФ                                 Постановления Правительства РФ                     

2-й уровень

Положения по бухгалтерскому учету (стандарты)      

3-й уровень

Нормативные документы Минфина России:               - приказы                                            - методические рекомендации (указания)              - инструкции                                        - комментарии                                       - письма                                           

4-й уровень

Нормативные документы других министерств и ведомств

5-й уровень

Приказ по учетной политике организации              Другие рабочие документы организации               


Закон "О бухгалтерском учете" определяет:

- состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность;

- правовые основы бухгалтерского учета;

- содержание, принципы и организацию бухгалтерского учета;

- порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают порядок учета и оценки определенного объекта или совокупности объектов. ПБУ конкретизируют Закон о бухгалтерском учете. В настоящее время разработаны и утверждены следующие ПБУ:

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н);

- 1/98 "Учетная политика организации" (Приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н);

- 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (Приказ Минфина России от 10 января 2000 г. N 2н);

- 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (Приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н);

- 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (Приказ Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н);

- 9/99 "Доходы организации" (Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н);

- 10/99 "Расходы организации" (Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н);

Методические рекомендации и указания Минфина России конкретизируют статьи законов и отдельные ПБУ. К таким рекомендациям относятся:

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49);

- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н);

Важнейшим документом 3-го уровня является Приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, утвердивший План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению (далее - План счетов и Инструкция). В соответствии с Планом счетов бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи.





2 Бухгалтерский учет оборотных активов на предприятиях оптовой торговли


В торговой деятельности товары приобретаются у поставщиков для последующей оптовой реализации либо для реализации через розничную торговую сеть.

Заключая договор на поставку товаров, покупатель предполагает, что товар будет ему передан со всеми необходимыми принадлежностями, документами, в согласованном количестве, ассортименте, установленного качества, в надлежащей упаковке и (или) таре и будет свободным от прав на него третьих лиц.

При заключении договоров организации необходимо учитывать требования, предусмотренные ГК РФ.

Взаимоотношения сторон по договору поставки регулируются параграфом 3 гл.30 Гражданского кодекса РФ.

Договор поставки представляет собой разновидность договора купли-продажи. В случаях, когда непосредственно в гл.30 ГК РФ отсутствуют нормы, регулирующие отношения по договору поставки, применяются общие положения ГК РФ о договоре.

Основным отличием договора поставки от других видов договоров является то, что поставщик (продавец) обязуется передать в определенный договором срок (сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст.506 ГК РФ).

Таким образом, договор поставки регулирует взаимоотношения между хозяйствующими субъектами, например между двумя организациями или между организацией и предпринимателем, по поставкам материальных ценностей, предназначенных для дальнейшей реализации.

К существенным условиям договора поставки ГК РФ относит условия о предмете договора: наименование товаров, их количество, срок поставки (ст.506 ГК РФ). Однако не менее важным элементом договора следует считать и цену, по которой будет поставляться товар.

Порядок бухгалтерского учета при приобретении товаров по договору поставки будет зависеть, в частности, от таких важных условий, как момент перехода права собственности на поставляемые товары, условия расчетов, порядок установления цены по договору[2].

Рассмотрим порядок отражения операций по приобретению товаров в бухгалтерском учете покупателя.

Документальное оформление поступления товаров производится согласно требованиям, изложенным в Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (см. Письмо Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5).

Для документального отражения операций по поступлению товаров применяются Унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 (подробно о документальном оформлении поступления товаров см. с. 40).

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов), организация-покупатель ведет учет расчетов с поставщиками на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

По кредиту счета 60 отражается стоимость фактически поступивших товаров согласно расчетным документам поставщика в корреспонденции со счетом 41 "Товары".

По дебету счета 60 отражаются суммы, оплаченные поставщикам в погашение обязательств, в корреспонденции со счетами учета денежных средств (51 "Расчетные счета", 50 "Касса").

Если условиями договора предусмотрена предварительная оплата (полная или частичная), то эти суммы также отражаются на счете 60, но учитываются обособленно. Для учета авансовых платежей к счету 60 может быть открыт отдельный субсчет, например "Авансы выданные".

По счету 60 необходимо организовать ведение аналитического учета по каждому расчетному документу, предъявленному поставщиком. Структура аналитического учета должна позволять получать данные о состоянии расчетов по каждому поставщику, о не оплаченных в срок расчетных документах, об авансах выданных и сроках возникновения задолженности.

Сальдо по кредиту счета 60 показывает, что покупатель имеет задолженность перед поставщиком за поставленные ему, но не оплаченные товары.

В свою очередь, сальдо по дебету счета 60 свидетельствует о суммах выданных покупателем авансов (предварительных оплатах) и задолженности поставщиков за непоставленные товары.

В бухгалтерском балансе сальдо по счетам учета расчетов, в том числе и по счету 60, приводятся в развернутом виде. Остатки по счетам, по которым имеется дебетовое сальдо, показываются в активе, а по счетам, по которым имеется кредитовое сальдо, - в пассиве. Это следует из п.34 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).

Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" утвержден перечень форм, включаемых в состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности. В рекомендованной форме Бухгалтерского баланса суммы дебиторской задолженности в зависимости от сроков ее погашения отражаются по строкам 230 и 240 актива баланса.

Принимая к бухгалтерскому учету приобретаемые по договору поставки товары, необходимо учитывать, в какой именно момент право собственности на них переходит к покупателю.

По общему правилу, предусмотренному ГК РФ, право собственности переходит в момент передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.223 ГК РФ). Вещь признается переданной приобретателю с момента ее вручения. Переданной считается также вещь, сданная перевозчику для отправки приобретателю или в организацию связи для пересылки приобретенных вещей (ст.224 ГК РФ).

Стороны договора поставки могут предусмотреть любой иной приемлемый для них момент перехода права собственности.

Если товары будут поставлены до момента оплаты, то в договорах может быть предусмотрен переход права собственности к покупателю:

- после полной оплаты;

- в момент поступления на склад покупателя;

- при оплате определенной части договорной цены.

В случаях, когда в договоре поставки момент перехода права собственности к покупателю специально не определен, это право, согласно ГК РФ, переходит в момент передачи товаров.

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определяет, что имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации (ст.8).

Следовательно, поступление товаров по дебету счета 41 и кредиту счета 60 в бухгалтерском учете отражается именно в момент возникновения права собственности на полученные товары[3].

Если же право собственности к покупателю еще не перешло, но товары уже поступили на его склад, то они должны учитываться на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

Такой порядок учета поступивших к покупателю товаров должен применяться по договорам поставки, которые предусматривают, например, переход права собственности на них к покупателю после полной оплаты.

Статьей 491 ГК РФ предусмотрено, что в таких случаях покупатель до перехода к нему права собственности не имеет права продавать (передавать) товары другим лицам или распоряжаться ими иным образом. Если в срок, предусмотренный договором, переданные ценности не будут оплачены или не наступят другие обстоятельства, при которых право собственности переходит к покупателю, продавец вправе потребовать от покупателя возвратить ему товар.

Товары, уже принадлежащие организации, но находящиеся в пути, принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости, предусмотренной в договоре.

Для учета материальных ценностей, находящихся в пути, Планом счетов предусмотрен балансовый счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

Получив от поставщика извещение и расчетные документы, покупатель отражает отгруженные ему товары по ценам, предусмотренным договором, по дебету счета 15 в корреспонденции со счетом 60.

После того как материальные ценности фактически поступят на склад покупателя и будут оприходованы, делается проводка по кредиту счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в корреспонденции со счетом 41. Остаток по счету 15 на конец месяца показывает наличие товаров в пути.

Учет товаров в пути может быть организован и без применения счета 15. Для учета товаров в пути организация может просто открыть отдельный субсчет к счету 41.

После поступления товаров и товаросопроводительных документов поставщика уточняется их фактическая себестоимость. Такой механизм учета предусмотрен п.26 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

В соответствии с ПБУ 5/01 товары признаются частью материально-производственных запасов. Следовательно, к бухгалтерскому учету товаров применимы правила их оценки, изложенные в разд.II ПБУ 5/01.

По общему правилу товары принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактической стоимостью товаров, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации)[4].

В фактические затраты на приобретение товаров включаются:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) товаров;

- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, с помощью которой приобретены товары;

- суммы процентов по кредитам и займам, начисленные до момента принятия товаров к бухгалтерскому учету. Это правило применяется в случаях, когда заемные средства были получены именно для приобретения товаров;

- затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.

К затратам, связанным с приобретением товаров, относятся и затраты на доставку, если стоимость доставки товаров не включается в цену товара, а оплачивается покупателем отдельно.

Транспортные расходы могут складываться из следующих затрат:

- оплаты услуг сторонних организаций за перевозку товаров, в том числе за подачу вагонов, взвешивание, погрузку в транспортные средства и выгрузку и т.п.;

- платы за временное хранение товаров на железнодорожных станциях, пристанях, в портах, аэропортах в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;

- платы за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.

Организации, приобретающие товары у иностранных поставщиков, при формировании их себестоимости в бухгалтерском учете включают в нее суммы уплаченных таможенных пошлин и прочие расходы по закупке и транспортировке.

Для организаций торговли п.13 ПБУ 5/01 предусмотрена возможность иной оценки товаров в бухгалтерском учете.

Затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, организация, осуществляющая торговую деятельность, может включать в состав расходов на продажу (списывать непосредственно в дебет счета 44 "Расходы на продажу")[5].

Вопросы применения скидок на цену реализуемого товара весьма спорны и не имеют в настоящее время четкого законодательного регулирования. Фактически применение ценовой скидки является уменьшением цены реализации товара. В законодательных и нормативных актах РФ нет определения понятия "скидка", но в соответствии с обычаями делового оборота под скидкой принято понимать уменьшение продавцом ранее заявленной стоимости продукции или товара.

В соответствии с нормами гражданского законодательства РФ продавец товара свободен при определении цены на него, за исключением случаев, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (п.4 ст.421, ст.424 ГК РФ).

При установлении цены на товар продавец может предусмотреть скидки к изначальной продажной стоимости товара. Следует отметить, что в зависимости от условий предоставления скидки покупателю она может рассматриваться как согласование новой цены договора или как изменение цены, произошедшее после заключения договора. Напомним, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке (ст.424 ГК РФ).

Как показывает практика, наиболее распространены скидки, предоставляемые торговыми организациями при приобретении товара в определенном количестве или на установленную сумму, и скидки за скорейшую оплату приобретенных товаров. Установленные организацией цены, размеры и период применения скидок с цены должны быть закреплены в специальных внутренних документах, составляемых при оформлении маркетинговой политики как составной части учетной политики. К ним могут относиться такие распорядительные документы организации, как приказы или распоряжения руководителя организации, совета директоров и др.

Предоставляемые скидки со стоимости купленных товаров - это не расходы, а уменьшение ранее заявленной продавцом цены продажи товара. Величина поступления от продажи товаров (выручка) определяется с учетом всех скидок (накидок), предоставленных организацией согласно договору, в соответствии с п.6.5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н.

В оптовой торговле товары учитываются по покупным ценам. Если продавец предоставляет покупателю скидку одновременно с отгрузкой товара, то в учете такая скидка специально не отражается. Выручка у продавца определяется на основании фактической цены продажи. У покупателя скидка также не учитывается.


3 Анализ оборотных активов на предприятиях оптовой торговли


Оборотные активы - это часть имущества организации, предметы которого участвуют в одном цикле производства и обращения товара, последовательно переносят свою стоимость из одной стадии кругооборота в другую и возмещают ее из выручки текущего периода.

Состав и структуру оборотных активов можно проанализировать по данным разд.2 баланса. Цель анализа - проследить изменения в динамике (горизонтальный анализ) и выявить наиболее значимые составляющие (вертикальный анализ). Динамику оборотных активов характеризуют взаимозаменяемые показатели - индекс, темп роста или темп прироста, абсолютный прирост; а структуру - удельный вес (в %) или доля каждой составляющей разд.2 баланса в итоговой сумме по стр. 290.

Источники формирования оборотных активов подразделяются на собственные и заемные (привлеченные). Собственные оборотные средства - это часть оборотных активов, которая покрыта собственным капиталом[6].

 Для оценки достаточности собственных средств, необходимых для обеспечения финансовой устойчивости, определяется коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами kо :

kо = (СК - ВНА) / ОбА,

где СК - стоимость собственного капитала,

ВНА - стоимость внеоборотных активов,

ОбА - стоимость оборотных активов.

В рамках законодательства о банкротстве коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами (менее 0,1) наряду с коэффициентом текущей ликвидности (менее 2) служит основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а организации - неплатежеспособной в соответствии с Распоряжением ФСНД от 12.08.1994 N 31-р.

Оборотные активы обеспечивают непрерывность операционных процессов - ликвидность, их величина должна быть минимально необходимой, но достаточной. Излишние запасы снижают эффективность (рентабельность, оборачиваемость), а недостаток может привести к срывам ликвидности. Поэтому важным элементом управления оборотными активами служит расчет потребности в оборотных средствах или определение необходимого оборотного капитала. Так, при создании новой организации величина оборотного капитала наряду с основным определяет стоимость проекта и объем необходимых инвестиций, а для коммерческой организации оборотный капитал может многократно превышать основной.

Для оценки необходимого оборотного капитала используются данные из плановой сметы продаж и текущих затрат - выручка (В), себестоимость готовой продукции (Сгп), материальные затраты (Смз). Величина оборотного капитала зависит от управленческих решений в сфере обеспечения, производства и сбыта (операционная деятельность), от условий платежей и системы расчетов (финансовая деятельность), а именно от обоснованных норм запасов и задолженностей в днях. Эти нормы определяют стоимость каждой составляющей оборотных активов организации и формируют длительность финансового цикла - периода обращения денежной наличности.

Так, оборотный капитал, связанный в запасах сырья и материалов (ЗС), зависит от среднего интервала поставки Тп:

ЗС = Смз х Тп / 360;

стоимость незавершенного производства (НЗП) - от длительности производственного цикла Тпц:

НЗП = 0,5 (Смз + Сгп) х Тпц / 360;

запасы готовой продукции на складе (ГП) и стоимость отгруженной продукции (ОП) - от среднего времени складирования Тск и периода отгрузки Тот:

ГП = Сгп х Тск / 360;

ОП = Сгп х Тот / 360;

дебиторская задолженность (ДЗ) - от отсрочки платежей клиентам, т.е. от периода дебиторской задолженности Тдз:

ДЗ = В х Тдз / 360.

Общая величина необходимого оборотного капитала складывается из перечисленных составляющих: ОбК = ЗС + НЗП + ГП + ОП + ДЗ.

Его частично покрывает кредиторская задолженность (КЗ), кратная отсрочке платежей Ткз, предоставляемой поставщиками:

КЗ = Смз х Ткз / 360.

Чистую потребность в финансировании оборотных активов характеризует чистый оборотный капитал (ЧобК), это оборотный капитал за вычетом кредиторской задолженности:

ЧобК = ОбК - КЗ.

По установленным нормам запасов (задолженностей) можно определить плановую длительность финансового цикла организации Тфц - отрезка времени, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, т.е. среднего интервала между моментом текущих вложений (отток) и моментом поступлений (приток):

Тфц = Тп + Тпц + Тск + Тот + Тдз - Ткз.

Чем меньше чистый оборотный капитал, тем короче финансовый цикл организации.

Укрупненный метод расчета оборотного капитала базируется на нормативе "оборотный капитал в расчете на 100 долл. с оборота", или по аналогии "оборотный капитал на 100 руб. выручки":


                 Годовой оборот

                    Оборотный   (выручка) / 360

    капитал   = ------------------------------ х Норматив оборотного капитала

                                               100

Эффективность использования оборотных активов характеризуют следующие показатели оборачиваемости, значения которых определяются по каждой позиции разд.2 баланса и по итоговой стр. 290:

коэффициент оборачиваемости kоб (отношение выручки к среднегодовым остаткам оборотных средств) показывает, сколько оборотов совершают оборотные средства за период,

период, или длительность оборота Тоб (частное от деления длительности отчетного периода - 360, 270, 180, 90 дней - на коэффициент оборачиваемости), характеризует длительность одного оборота в днях (Тоб = 360 / kоб).

Оборотные активы мобильны, изменчивы, реагируют на внешние и внутренние изменения, что подчеркивает необходимость текущего (оперативного) анализа и мониторинга деловой активности. Мониторинг предполагает регулярный контроль остатков оборотных средств, отслеживание и предупреждение рисков срыва ликвидности, координирование действий в случае увеличения сроков поставок, производственных сбоев, задержек платежей и других негативных событий. При росте деловой активности капитал высвобождается, а при снижении требуются дополнительные финансовые вливания на пополнение оборотных средств:


ДЕЛЬТАОбА = В / 360 х ДЕЛЬТАТоб.


Улучшение использования оборотных активов нацелено на ускорение оборачиваемости, т.е. на увеличение числа оборотов и сокращение периода оборота. Для этого следует оптимизировать сроки поставок, выбирать дисциплинированных, надежных поставщиков, применять прогрессивные методы организации производственных процессов для сокращения их длительности, исследовать рынок и стимулировать сбыт для предупреждения затоваривания. В рамках управления задолженностями необходимо оценивать платежеспособность клиентов, контролировать своевременность платежей. Основное условие управления задолженностями - оборачиваемость дебиторской задолженности должна быть выше, чем оборачиваемость кредиторской задолженности: Ткз > Тдз[7].


Уточненной величиной собственных средств являются чистые оборотные активы. В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ N 10н и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг N 03-6/пз от 29.01.2003 "Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ" под стоимостью чистых активов понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы пассивов, принимаемых к расчету. Применительно к оборотным активам чистые оборотные активы определяются как разница между стр. 290 и суммой стр. 610, 620, 630, 650 и 660 бухгалтерского баланса[8].

Система показателей оборачиваемости оборотных средств. Для оценки оборачиваемости оборотного капитала используются следующие показатели.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов:


                    Объем продаж

    --------------------------------------------.

    Средняя величина оборотных активов за период


Коэффициент характеризует отдачу продукции на каждый 1 руб. оборотных средств или количество оборотов.

Коэффициент закрепления оборотных средств на 1 руб. продукции является противоположным коэффициенту отдачи оборотных активов.

Коэффициент закрепления всех оборотных средств является суммой коэффициентов закрепления по отдельным их элементам:

коэффициент закрепления запасов:


    Средняя величина запасов (стр. 210 и 220 баланса)

    -------------------------------------------------;

              Объем продаж (стр. 010 ф. N 2)


коэффициент закрепления дебиторской задолженности:


    Средняя величина дебиторской задолженности

           (стр. 230, 240 и 270 баланса)

    ------------------------------------------;

                   Объем продаж


коэффициент закрепления денежных средств и краткосрочных финансовых вложений:


    Денежные средства (стр. 250, 260 баланса)

    -----------------------------------------;

                  Объем продаж


Для расчета показателя "оборачиваемость в днях" средняя величина оборотных средств за период умножается на продолжительность периода в днях и делится на выручку от продаж.

Оборачиваемость оборотных средств в днях рассчитывается как по всем оборотным средствам, так и по отдельным их элементам (аналогично коэффициентам закрепления оборотных средств). Такие показатели оборачиваемости по отдельным элементам можно назвать частными слагаемыми показателями, сумма которых дает показатель оборачиваемости всех оборотных средств.

В действительности оборот каждого элемента оборотных средств особый: для производственных запасов - это поступление их в производство; для незавершенного производства - поступление на склад готовой продукции; для остатков готовых изделий на складе - отгрузка; для дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений - поступление денег на расчетные счета предприятия; для денежных средств - их расход. В отличие от частных слагаемых показателей такие показатели можно назвать частными показателями по особому обороту[9].

Показатели оценки эффективности использования оборотных активов. Оценка экономической эффективности показателей осуществляется в несколько этапов.





















Заключение


  После проведения исследования по теме «Бухгалтерский учет оборотных активов в организациях оптовой торговли» мы научились учитывать на счетах бухгалтерского учета оборотные активы, а также анализировать эффективность их использования. Достижение поставленных целей предполагает решение нескольких задач анализа.

- Оценка рациональности структуры запасов, позволяющая выявить ресурсы, объем которых избыточен, и ресурсы, приобретение которых нужно ускорить.

- Выбор и обоснование ключевых показателей для оценки эффективности использования запасов. Эти показатели могут быть использованы для оценки результатов деятельности конкретных лиц, осуществляющих на предприятии разработку и реализацию политики управления запасами. Указанные показатели являются основой для разработки финансовых и производственных планов, а также нормативов наличия и обеспеченности запасами[10].

- Определение сроков и объемов закупок материальных ценностей. Несмотря на неоднозначность принимаемых решений для конкретного предприятия, общим является подход к определению объема закупок, позволяющий учитывать:

средний объем потребления материалов в течение операционного цикла, который определяется на основании результатов анализа потребления материальных ресурсов в прошедших периодах и объема производства в условиях предполагаемого сбыта;

дополнительное количество (страховой запас) ресурсов для возмещения непредвиденных расходов материалов (например, в случае срочного заказа) или при увеличении периода, требуемого для формирования необходимых запасов.

При анализе сроков и размеров закупок весьма существенным является обоснование точки заказа, а также объема заказываемых материальных ресурсов по их видам. При этом могут быть использованы такие понятия. "Минимум запаса" представляет собой такой их уровень, ниже которого имеющийся запас материальных ценностей не должен снижаться. "Максимум запаса" характеризует тот объем, который не должен превышаться. Минимальный и максимальный уровень целесообразно определять применительно к норме их потребления в днях. Расчет должен опираться на результаты детализированного анализа состава и структуры материальных ценностей и скорости их оборота.

Обоснование значений минимума и максимума запасов имеет принципиальное значение для анализа, поскольку первый показатель позволяет обосновать недостаток, а второй - излишек оборотных средств в части производственных запасов.



















Список литературы


1.         Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета;

2.         Карлова О. Ответ на вопрос/Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», №23, 2004;

3.         Макарьева В.И. «Учет прямых и косвенных расходов в организациях торговли»/Налоговый вестник, №9, 2003;

4.         План счетов бухгалтерского учета;

5.         ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (Приказ Минфина России от 10 января 2000 г. N 2н);

6.         ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (Приказ Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н);

7.         ПБУ 9/99 "Доходы организации" (Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н);

8.         Станиславчик Е. «Анализ оборотных активов»/ "Финансовая газета", N 34, 2004;

9.         Шеремет А.Д. «Анализ активов организации»/ "Бухгалтерский учет", N 8, 2004;

10.    Чвыков И, Капкова Е. «Бухгалтерский и налоговый учет товаров»/Экономико-правовой бюллетень, №4, 2004;



[1] Карлова О. Ответ на вопрос/Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», №23, 2004

[2] Чвыков И, Капкова Е. «Бухгалтерский и налоговый учет товаров»/Экономико-правовой бюллетень, №4, 2004

[3] Карлова О. Ответ на вопрос/Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», №23, 2004

[4] Чвыков И, Капкова Е. «Бухгалтерский и налоговый учет товаров»/Экономико-правовой бюллетень, №4, 2004

[5] Чвыков И, Капкова Е. «Бухгалтерский и налоговый учет товаров»/Экономико-правовой бюллетень, №4, 2004

[6] Станиславчик Е. «Анализ оборотных активов»/ "Финансовая газета", N 34, 2004

[7] Станиславчик Е. «Анализ оборотных активов»/ "Финансовая газета", N 34, 2004

[8] Шеремет А.Д. «Анализ активов организации»/ "Бухгалтерский учет", N 8, 2004

[9] Шеремет А.Д. «Анализ активов организации»/ "Бухгалтерский учет", N 8, 2004

[10] Шеремет А.Д. «Анализ активов организации»/ "Бухгалтерский учет", N 8, 2004