Содержание


Введение. 3

1. Понятие и виды агрессии. 8

1.1.Теория влечения. 16

1.2.Экологический подход. 16

1.3. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель) 17

2. Причины агрессивного поведения и управления им. 23

2.1. Агрессивность. Особенности проявления агрессивности. 24

2.2. Жестокость как одно из проявлений агрессии. 25

Заключение. 31

Список литературы.. 32

Введение

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой.

Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Агрессия "доброкачественная" (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции), агрессия "злокачественная" (насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло) и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии (по Фромму). Проблема агрессии очень актуальна в настоящее время. На улице почти каждый день мы сталкиваемся с агрессивным поведением граждан.

Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась с таким философско-нравственным понятием как зло. Дискуссии о том, является ли зло имманентным для человека, или он по природе своей добр, продолжались в течение многовековой истории человечества. Уже в древнейшей философии присутствуют полярные точки зрения по этому вопросу. Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет "злую природу". Другой китайский философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или, по меньшей мере, нравственно нейтральными, а затем воздействие порочных общественных факторов может привести к тому что человек станет злым. Философ был убежден, что раз человек по своей природе добр, то, следовательно, принуждать его к совершению зла значит принуждать к совершению противоестественного.

Подобную идею высказал и продолжил 19 столетий спустя Жан-Жак Руссо.  По мнению Lewis DO, в отличие от некоторых биологических видов, таких, как специально выведенные агрессивные грызуны, ни одна из этнических, расовых или религиозных групп не показала себя врожденно более агрессивной, чем другие (хотя на протяжении истории, народ той или иной страны периодически проявлял себя в этом отношении отличным от прочих. Социальные и биологические науки пришли к тому, что; возможно наиболее важное влияние на формирование и развитие агрессивного поведения оказывают средовые факторы. К таковым можно отнести порочное воспитание, включающее физически наказания, моральное унижение, социальную и сенсорную изоляцию, табу на эмоциональные проявления, а также такие мега-факторы как скученность. Природа человеческой агрессии с трудом поддается анализу. Поведение и Джека Потрошителя, и Джона Д. Рокфеллера можно считать агрессивным, однако, разница между ними огромна.

К. Лоренц считает, что между различными человеческими популяциями все же имеются различия в их изначальной, степени агрессивности, что сложилось в результате естественного отбора. В качестве примера чрезвычайно агрессивного народа он приводит племя индейцев Юта. По мнению Лоренца, человек агрессивен, т.к. произошел от приматов. Поскольку последние являются травоядными животными, то у них совершенно отсутствует присущий хищникам "инстинкт убийцы". У хищников для сохранения вида должен был в результате эволюции возникнуть механизм тормозящий внутривидовую агрессию, т.к. "инстинкт убийцы", направленный на себе подобных привел бы к полному вымиранию вида. У гоминидов же необходимости в таком механизме не было. К. Лоренц в своей работе, посвященной агрессии, трактует ее как движущую силу борьбы за выживание, причем эта борьба в основном происходит внутри одного вида.

Р. Докинз рассматривал индивидуума, как эгоистичную машину, запрограммированную на то, чтобы как можно лучше обеспечивать свои гены в целом, т.е. как машину выживания. Таким образом, машины выживания одного вида более непосредственно покушаются на жизнь другой. Одна из причин этого состоит в том, что представители одного вида, будучи очень сходными между собой, вынуждены конкурировать за все необходимые им ресурсы. Одним из важных ресурсов являются брачные партнеры. Конкуренция обычно происходит между самцами за самок. Это означает, что самец может обеспечить сохранение своих генов, если он нанесет какой-то ущерб другому самцу, с которым он конкурирует. Логичный образ действия состоит в том, чтобы убивать своих соперников, а затем съедать их. Но каннибализм и убийство в природе встречаются крайне редко. И в самом деле, самая примечательная особенность схваток между животными состоит в том, что это — формальные состязания, происходящие подобно боксу или фехтованию строго по правилам. Если противник своим поведением признает поражение, то победитель воздерживается от нанесения смертельного удара или укуса. В таком случае получается, что только HOMO SAPIENS — единственный вид, убивающий себе подобных, как единственный наследник каиновой печати.

По мнению Г. Маркузе, цивилизация перманентно нуждается в сублимации и десексуализации, чем ослабляет создающий ее Эрос, высвобождая его разрушительный двойник, т.е. агрессию. Это угрожает культуре распадом инстинктов, причем влечение к смерти (разрушению, деструкции, по большей части иррациональной) стремится взять верх над инстинктами жизни.

Основатель психоанализа З. Фрейд впервые сформулировал свое понимание агрессии в работе "По ту сторону принципа удовольствия" (1912) . В ней он рассматривал агрессию как соединение Эроса, с преобладанием последнего, т.е. как слияние сексуального инстинкта и инстинкта смерти при доминировании последнего. Фрейд считал, что агрессия в человеке — это проявление и доказательство биологического инстинкта смерти. Он утверждал (1933) , что Танатос противостоит Эросу, и его целью является возвращение к неорганическому состоянию. Но каким образом, в таком случае, человек живет достаточно долго, имея врожденный инстинкт смерти? Фрейд считал, что есть механизм нейтрализации внутренней агрессии, который является главной функцией Эго. Но Эго не появляется вместе с рождением, а формируется в процессе его развития. Вместе с его формированием начинает развиваться и механизм нейтрализации агрессии. Доктор H. Parens, посвятивший свою научную деятельность изучению агрессии у детей, считает безусловным то, что дети уже рождаются с разным уровнем агрессии. Правда, он практически идентифицирует агрессию с активностью, считая, что при нормальном развитии личности агрессия трансформируется в активность. Фрейд, как известно, тоже вначале использовал термины "агрессивный" и "активный" как синонимы (1909) , хотя в дальнейшем, в работе "Новые вводные лекции" (1933) , он использовал слово "активный" не как синоним агрессивности, а как наиболее важную характеристику этого инстинкта. H. Parens также отмечает, что агрессия может проявляться в разных формах, однако, все эти формы имеют одну общую черту — они представляют собой попытку субъектов контролировать, воздействовать и справляться с самими собой и окружающим миром.

Достижение любой цели требует взятия под контроль каких-либо факторов, встречающихся на пути к цели. Цель, выражаясь языком информационной термодинамики есть стремление к борьбе с хаосом (энтропией) к структурированному состоянию. Для этого необходима энергия. Назовем ее в данном случае активностью. Тогда агрессия есть модулированная энергия, направленная на устранения препятствий, ведущих к цели. Вместе с тем Фрейд придавал не столь большое значение феномену агрессии, считая либидо и инстинкт самосохранения доминирующими силами в человеке. Его ученик Адлер в 1908 г. в качестве принципа, объединяющего психологические и биологические явления, ввел понятие агрессивного стимула в качестве всеобщего ("основного") инстинкта. Отсюда все примитивные влечения, каким бы образом они ни проявлялись, оказываются подчиненными этому главному (агрессивному) стимулу. Агрессивный инстинкт становился эквивалентом психической энергии, служащей для компенсаторного преодоления (агрессивным путем) органических недостатков, свойственных тому или иному индивиду; "... неустойчивое психологическое равновесие восстанавливается посредством удовлетворения примитивного влечения через возбуждение и проявление агрессивного импульса". В случае одномоментного проявления, сексуального, и агрессивного инстинктов, последний всегда доминирует. В последующем Адлер пришел к выводу, что агрессивный инстинкт есть способ преодоления и, следовательно, адаптации. (2) Г. Маркузе, пользуясь учением Фрейда, утверждает, что цивилизация начинается с введения запретов на первичные инстинкты. Можно вычленить два главных способа организации инстинктов: а) сдерживание сексуальности, формирующейся в длительных и расширяющихся групповых отношениях, б) сдерживание инстинктов разрушения, ведущее к господству мужчины и природы, а также индивидуальной и социальной морали.

По мере того как союз этих двух сил все более и более успешно способствует сохранению жизни укрупняющихся групп, Эрос берет верх над Танатосом: социальное использование вынуждает инстинкт смерти служить инстинктам жизни. Однако сам процесс цивилизации и увеличивает объем сублимации и контролируемой агрессии; и в том и в другом случае происходит ослабление Эроса, высвобождающее деструктивность. Это заставляет предположить, что прогресс связан с регрессивной тенденцией в структуре инстинктов, и что рост цивилизации наталкивается на постоянное  побуждение к окончательному удовлетворению потребностей и достижению покоя. Макс Шеллер указал, что "сознательный или бессознательный порыв или воля к власти над природой является главным мотивом в отношении современного человека к бытию, который в структурном плане предшествует современной науке и технологии как "до и алогическое" начало научной мысли и интуиции. Организм "a priori" переживает природу как стремящуюся к господству и потому подлежащую овладению и контролю. А, следовательно, труд превращается в силу и провокацию, направленную на борьбу с природой, на преодоление сопротивления. При установке на такое отношение к труду образы объективного мира предстают как "символы направленности агрессии"; действие предстает как осуществление господства, а реальность как сопротивление. Цель данной работы рассмотреть условия, стимулирующие агрессивное поведение. Задачи работы рассмотреть такое явление как агрессия со всех сторон.

1. Понятие и виды агрессии

Слово “агрессия” происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Этот термин издавна бытует в европейских языках, однако, значение его далеко не всегда было одинаковым. До начала XIX века это понятие было очень широким: агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.[1]

Для того чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем дошкольном возрасте необходимо сначала пояснить, каково общее понятие агрессии, ее структуру и природу.

Существует множество точек зрения на возникновение агрессии, ее природу и факторы, влияющих на ее проявление. Но все эти теоретические обоснования подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:

·        Врожденным побуждениям и задаткам;

·        Потребностям, активизируемым внешними стимулами;

·        Познавательным и эмоциональным процессам;

Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Фромм различает два вида агрессии. Первый вид является общим как для человека, так и для животных — это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в зависимости от ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная, "доброкачественная" агрессия служит для выживания индивида или рода; она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность. [2] Другой вид представлен "злокачественной" агрессией — деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и практически отсутствующими у других млекопитающих; она не имеет филогенетической программы, не служит биологическому приспособлению и не имеет, таким образом, никакой конкретной цели. Фромм понимает отношение доброкачественно-оборонительной агрессии к злокачественно-деструктивной как инстинкта к характеру, т.е. предполагается необходимость разграничение между естественными влечениями, коренящимися в физиологических потребностях, и специфическими человеческими страстями, имеющими свой источник в человеческом характере. Инстинкт — это ответ на физиологические потребности человека, а страсти — это ответ на экзистенциальные потребности, и потому последние являются исключительно человеческими.[3]

Приверженцы бихевиористических теорий считают, что человек чувствует, думает и поступает так, как он считает правильным для достижения ближайшей желанной цели. Таким образом, агрессивность, как и другие формы поведения, является благоприобретенной (т.е. наиболее выгодной и эффективной стратегией целедостижения) и определяется тем, что человек (агрессивным путем) добивается максимального преимущества.

Одной из теорий претендующих на объяснение феномена агрессии является фрустрационнная теория Джона Долларда, которая утверждает, что агрессивное поведение возникает как реакция на фрустрацию, и, следовательно, фрустрация всегда сопровождается агрессивностью.[4]

Фромм выделяет ряд действий, которые именует псевдоагрессией, относя к ним такие ее виды как непреднамеренную, игровую, а также не имеющей никакой деструктивной цели и отрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Фехтование, стрельба из лука, различные виды борьбы развились из потребности поразить врага, но затем полностью утратили свою первоначальную функцию и превратились в виды спорта. Концепция агрессии как самоутверждения находит свое подкрепление, свидетельствующее о наличии связи в наблюдениях между воздействием мужских половых гормонов и агрессивным поведением.

Оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. Мозг животного запрограммирован таким образом, чтобы мобилизовать все наступательные и оборонительные импульсы, если возникнет угроза витальным интересам животного, например, в случаях, когда животное лишают жизненного пространства или ограничивают ему доступ к пище, сексу или когда возникает угроза для его потомства. Очевидно, что цель оборонительной агрессии состоит в сохранении жизни, а не в разрушении. Также филогенетически запрограммирован и человек: на угрозу его витальным интересам он реагирует либо атакой, либо бегством. Хотя эта врожденная тенденция у человека выражена менее ярко, чем у животных, все же многие факты убеждают, что у человека тоже есть тенденция к оборонительной агрессии. Она проявляется, когда возникает угроза жизни, здоровью, свободе или собственности (последнее актуально, когда субъект живет в обществе, где частная собственность является значительной ценностью). Конечно, агрессивная реакция может быть обусловлена моральными и религиозными убеждениями, воспитанием и т.д.; на практике также встречается у большинства индивидов и даже у целых групп. Вероятно, оборонительным инстинктом можно объяснить большую часть воинственных проявлений человека.[5]

Однако, несмотря на то, что нейрофизиологические паттерны и у человека, и у животных достаточно близки, становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного различны.

При этом речь идет о следующем: 1. Животное воспринимает как угрозу только явную опасность, тогда как человек, наделенный даром предвидения и фантазией, реагирует не только на сиюминутную угрозу, но и на возможную опасность в будущем, на свое представление о вероятности угрозы. Иными словами механизм оборонительной агрессии мобилизуется не только тогда, когда человек чувствует непосредственную опасность, но и тогда, когда явной угрозы еще нет. Получается, что индивидуум дает агрессивную реакцию на свой собственный прогноз.

2. Человек обладает не только способностью предвидеть реальную опасность в будущем, но и позволяет себя уговорить, допускает, чтобы им манипулировали, руководили, чтобы его убеждали. Он готов увидеть опасность там, где ее нет. Именно этим Фромм объясняет начало большинства современных войн.

3. Дополнительное усиление оборонительной агрессии у людей обусловлено спецификой человеческого существования. Человек, подобно зверю, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам. Однако сфера витальных интересов человека значительно шире, чем у зверя. Человеку для выживания нужны не только физические, но и психические условия. Он должен поддерживать некоторое психическое равновесие (психический гомеостаз) , чтобы сохранить возможность выполнять свои функции. Для человека все, что способствует психическом комфорту, столь же важно в жизненном смысле, как и то, что служит комфорту телесному. И самый важный витальный интерес заключается в сохранении своей системы координат, ценностной ориентации. От нее зависит и способность к действию и, в конечном счете, осознание себя как личности.

Фромм трактует реакцию на витальную угрозу следующим образом: страх обычно мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству. Последний вариант часто встречается, когда человек ищет выход, чтобы "сохранить свое лицо". Если же условия столь жестки, что избежать позора или краха невозможно, то тогда вероятнее всего произойдет реакция нападения. Страх, как и боль, являются в высшей степени негативно заряженными чувствами, и человек стремится любой ценой от них избавиться. Часто в бегстве от страха и боли человек прибегает к таким средствам как секс, сон или общение с другими людьми. Но наиболее действенным способом является агрессивность. Если человек находит силы из пассивного состояния страха перейти в нападение (к агрессии, деструктивному поведению) здесь же исчезает мучительное чувство страха.

Одним из видов биологического приспособления является инструментальная агрессия, которая преследует определенную цель — обеспечить то, что необходимо или желательно. Разрушение (деструкция) само по себе не является целью, оно служит лишь вспомогательным средством для достижения подлинной цели. В таком смысле данный вид агрессии подобен оборонительной, однако, отличается от последней по ряду других аспектов. Среди млекопитающих только у хищников, для которых агрессия служит способом пропитания, существуют врожденные нейронные связи, мотивирующие нападение на добычу. В случае гоминидов и человека агрессивность основана на обучении и не имеет филогенетической программы. При анализе этого феномена Фромм пользуется понятиями "необходимое" и "желательное". Необходимое есть безусловная физиологическая потребность, например, в утолении голода (или сексуальной потребности) . Когда человек совершает кражу из-за того, что у него нет элементарного минимума средств, чтобы прокормить себя и свою семью, такую агрессию можно квалифицировать как действие, имеющее под собой физиологическую мотивацию. Под желательным можно подразумевать желаемое. Люди (в отличие от животных) хотят иметь не только то, что им необходимо для выживания, и не только то, что составляет материальную основу достойной человека жизни, большинство людей отличается алчностью: накопительством, неумеренностью в пище и питье и сексе, жаждой власти, славы. При этом какая-либо из перечисленных сфер становится чьей-то страстью.

Биологически адаптивная агрессия служит делу жизни. Однако только человек подвержен влечению мучить и убивать и при этом испытывать удовольствие. Это единственное живое существо, способное уничтожить себе подобных безо всякой для себя пользы или выгоды.

Одним из основополагающих факторов для формирования злокачественной агрессии Фромм считает хроническую невротическую депрессию и как ее следствия скуку (тоску).

В результате эволюции человек приобрел такие свойства психики, которые встречаются только у него и не имеют аналогов у других видов. К ним можно отнести сознание, разум и воображение. Последние не могут существовать в вакууме и требуют для своего существования и функционирования описание мира, своего рода структуры, карты мира. Описание мира может быть примитивным, как это бывает в диких племенах, или чрезвычайно сложным, как в цивилизованном обществе. Внутри этой структуры задается своего рода система координат, пользуясь которой человек может регулировать свое поведение и получать ценностные ориентиры, а именно; к чему следует стремиться и чего следует избегать. Человеку жизненно необходимы цель, а также объект почитания. Объектом почитания может служить все что угодно — от простейших идолов в диких племенах до Бога в сложнейших монотеистических религиях.

Человеческий мозг нуждается не только в минимальном отдыхе, но и в некотором количестве возбуждения. Г. Селье описывает это состояние как состояние эустресса. Известно, что дефицит эмоционально значимых стимулов, особенно в раннем возрасте (сенсорная депривация) особенно часто приводит к формированию личности агрессора, причем значимость этого фактора в формировании агрессивности на порядок выше чем физические наказания и другие вредные в воспитательном отношении факторы. Известно, что в условиях сенсорной изоляции человек начинает испытывать нарастающий страх вплоть до паники и галлюцинации (чему свидетельство экспериментальные исследования) . Фромм в качестве одного из важнейших условий созревания индивида приводит наличие чувства единения. Э. Эриксон, тщательно разработавший эту тему, и являющийся ее основоположником сообщает о необходимости для человека в идентификации себя с другими людьми (референтной группой), нацией и т.п., то есть когда он может сказать "Я, такой как они, они такие же, как я". Для человека предпочтительней идентифицировать себя с такими субкультурами, как хиппи или наркоманы, чем не идентифицировать себя вовсе.

Фромм различает три категории лиц по отношению к проблеме скуки и возбуждения:

1) Люди, способные продуктивно реагировать на стимулирующее раздражение; они не знают скуки.

2) Люди, постоянно нуждающиеся в дополнительном стимулировании, а также в постоянной смене раздражителей; эти люди обречены на хроническую скуку, но поскольку они ее компенсируют, то практически и не осознают.

3) Люди, которых невозможно ввести в состояние возбуждения нормальным (для большинства людей) раздражителем. Эти люди больны и часто вполне могут осознавать эту свою ущербность. [6]

Влечения эти, обусловленные характером, бывают настолько сильными, что кажутся обладателю такого характера абсолютно естественными. Человек с садистически-эксплуататорским характером может вести себя как сверхальтруист, но за этим всегда просматривается неискренность.

Фромм вводит такие понятия как "биофилия" и "некрофилия", понимая под первым стремление ко всему живому, растущему, а под вторым ко всему мертвому и механическому. Некрофилия в характерологическом смысле определяется Фроммом как страстное влечение ко всему мертвому, больному, гнилостному, разлагающемуся; страстное желание превратить все живое в неживое, страсть к разрушению ради разрушения, интерес ко всему чисто механическому (небиологическому), а, кроме того, страсть к насильственному разрыву естественных биологических связей. Влечение к мертвому наиболее часто прослеживается в снах некрофилов. Некрофильский характер может проявиться также в убежденности в том, что существует единственный путь разрешения проблем — насилие. Для некрофила характерно убеждение, что насилие — это "способность превратить человека в труп". Такие люди реагируют на проблемы жизни в основном деструктивно и никогда не пытаются помочь другим людям найти конструктивный способ решения их проблем. Менее явное представительство некрофилия находит в особом интересе к болезни во всех ее формах (ипохондрия), а также к теме смерти.

Для целей выживания, человек должен получать удовлетворение своих физических потребностей и его инстинкты заставляют его действовать в том направлении, которое требуется для выживания. Однако удовлетворение одних лишь физиологических потребностей не делает человека счастливым и не гарантирует его благополучного состояния.

Согласно фрейдовскому взгляду на садизм, даже те садистические желания, которые внешне не связаны с сексуальностью, все равно имеют сексуальную мотивацию.

Жажда власти, жадность или нарциссизм — все эти страсти определенным образом проявляются в сексуальном поведении. Нет такой сферы деятельности, в которой характер человека проявлялся бы точнее, чем в половом акте: именно потому, что здесь менее всего можно говорить о "заученном поведении", о стереотипе или подражании.[7]

Существенный признак, отличающий человека от животных, самоуглубление. Животное знакомится с внешним миром, но не может стать само для себя объектом познания.

Как считает Г. Маркузе, на всем протяжении существования общества культурному подавлению подвергались не только его общественное, но и биологическое состояние, не только отдельные стороны бытия человека, но сама структура его инстинктов. Однако именно в этом принуждении и заключалась основная предпосылка прогресса.

Рассмотрим подробнее наиболее известные теоретические подходы.

1.1.Теория влечения

Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

Эту теорию можно отобразить следующей схемой:

Разрушение Сохранение

Танатос---------------------- а Я Я ------------------------- Эрос

| Изменение направления энергии

\/

Агрессия, направленная на других

Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию.

1.2.Экологический подход

Новое звучание эта тема получила благодаря работам К.Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же , как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:

Количества накопленной агрессивной энергии.

Наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент. Тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.

Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида.

Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

1.3. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель)

Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

2. Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

2. Сила препятствия на пути достижения цели;

3. Количества последовательных фрустраций.

Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит “смещение”, в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок, направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий

Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии. Теория социального научения.

В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Эта теория была предложена Балдурой.

Теория социального научения Балдуры.

Агрессия, приобретаемая посредством:

1. Биологических факторов (например, гормоны, нервная система)

2. Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)

Агрессия провоцируется:

1. Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)

2. Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)

3. Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение)

4. Инструкциями (например, приказы)

5. Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями)

Агрессия регулируется:

1. Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)

2. Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других)

3. Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)

С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

1. Способов усвоения подобных действий;

2. Факторов, провоцирующих их появление;

3. Условий, при которых они закрепляются.

Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт , т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам. Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две причины:

1. Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения. Отсюда может быть ослаблена с помощью процедур.

2. Социальное учение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях.

В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, можно сделать следующие выводы:

1. Проявление агрессии объясняют социальные и биологические факторы;

2. Агрессивность не обязательно должна быть жестокой, она является также нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;

3. Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

Рассмотрев основные теории объясняющие природу агрессивности, определим основные понятия. Р.Бэрон и Д.Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой. Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту. Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

“Психологический словарь” под редакцией Зинченко предлагает следующее определение: Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Проявление агрессии весьма разнообразно.

Различают два основных типа агрессивных проявлений:

Целевая агрессия

Инструментальная агрессия

Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Заградова, Осинский А.К., Левитов Н.Д.:

1.     По направленности:

·  Агрессия, направленная вовне;

·  Аутоагрессия - направленная на себя.

2.     По цели:

·  Интеллектуальная агрессия;

·  Враждебная агрессия.

1.     По методу выражения:

·        Физическая агрессия;

·        Вербальная агрессия.

2.     По степени выраженности:

·  Прямая агрессия;

·  Косвенная агрессия.

1.     По наличию инициативы:

·  Инициативная агрессия;

·  Оборонительная агрессия.

Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивны действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.

Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

В.Клайн  считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам. Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости.

Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.

2. Причины агрессивного поведения и управления им

Так какой акт поведения можно считать агрессивным?

Румянцева Т.Р. считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный подход. Согласно этой точке зрения, в определении поведения как агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Отсюда, поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий:

·        Когда имеют место губительные для жертвы последствия;

·        Когда нарушены нормы поведения.

Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Р.Кратчфилд и Н.Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии. И здесь важную роль играет ранний опыт воспитания в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку.

 По мнению Й. Заграфовой податливость к агрессивным действиям формируется по мере накопления недостатков в процессе социализации. Она выделяет две степени социализации:

1. Усвоение социального опыта, ценностей, норм культурного поведения;

2. Усвоение субкультурного опыта меньшего объема, но содержащего нормы поведения, допускающие агрессивность.

Таким образом, податливость к агрессивным действиям формируется при недостаточно сбалансированной социализации.

2.1. Агрессивность. Особенности проявления агрессивности

Агрессивные действия можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Расшифруем эти понятия.

Негативизм - это такие проявления в поведении человека, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

Упрямство - такая реакция человека, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение.[8]

Строптивость носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для человека. Своеволие заключается в стремлении человека к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность в намерении, в зачатке. Обесценивание взрослых. [9]

Как уже было описано выше, ребенок приходит в наш мир взрослых с “проблемным” поведением, с точки зрения взрослых, что обуславливается неразвитостью аффективно эмоционально-волевой сферы, отсюда неумение управлять своими эмоциями.[10]

С одной стороны, самостоятельность ребенка во всем, а с другой - слабая саморегуляция. И от нас взрослых, особенно родителей, требуется быть еще более внимательными и сочувствующими ребенку в этот период времени, т.е. отнестись к нему с пониманием.[11]

2.2. Жестокость как одно из проявлений агрессии

Одним из видов проявления агрессивности и деструктивного поведения является жестокость. Жестокость это особо брутальные способы совершения преступлений, для обозначения определенных свойств характера преступления.[12]

Жестокость может быть преднамеренной и непроизвольной, реализующейся в определенных действиях, вербальном поведении или в воображении-фантазированиии, оперирующем образами истязаний, мучений людей или животных. Жестокость может быть сознательной и неосознанной, поэтому встает вопрос о соотнесении ее с эго и с бессознательным. [13]

Жестокость может проявляться в отношении людей и животных, причем широко известны случаи расщепления, сосуществования жестокости по отношению к людям и сентиментальности по отношению к животным. Жестокость придает определенную окраску изнасилованиям, хулиганским действиям, нанесению тяжких телесных повреждений, доведению до самоубийства, оставлению в опасности и др. Парадоксальным является сочетание распространенности и устойчивости жестокости с ее неодобрением большинством населения, также, если она проявляется в рамках формально санкционированных действий. Под жестокостью как личностной чертой следует понимать стремление к причинению страданий, мучений людям или животным, выражающееся в действиях, бездействии, словах, а также фантазировании соответствующего содержания. [14]

Влечение к жестокости распространенно настолько широко, что рассматривается почти как норма. Ницше считал его именно нормой и полагал, что оргии жестокости выступают в качестве фундаментального фактора в истории всего человеческого рода. Подобного рода извращенные влечения, связанные с сексуальной сферой, известны как садизм и мазохизм. Но сексуальная холодность также связана с влечением к причинению страданий, с жаждой власти и могущества, которая проявляется в виде удовольствия от истязаний. Морализаторство также часто бывает проявлением жажды власти и могущества, которая проявляется в виде удовольствия от истязаний. Морализаторство также часто является проявлением жажды власти и желания мучить. [15]

Злокачественная агрессия, деструктивное поведение являются составными частями асоциального или антисоциального поведения. По мнению К. Ясперса совершенно иной тип асоциальности развивается как неспособность общаться с другими и приспосабливаться к ситуациям. Субъективно эта неспособность ощущается как нечто весьма мучительное. Любой контакт становится пыткой, и потому человек стремится их избегать, предпочитая уединение. Это и является причиной страданий индивида т.к. подавляя в себе социальные инстинкты, он испытывает тоску по общению и любви. Его асоциальность становится заметна окружающим, которым досаждает им своей неловкостью. Застенчивость перемежается в нем с бесцеремонностью, все его внешние проявления неумеренны, поведение противоречит принятым нормам. Он чувствует реакцию окружающих и поэтому все больше и больше замыкается. [16] Способность к межличностным контактам требует, прежде всего, эмпатии. Эмпатия есть понятие, обозначающее способность к аналоговой, опосредованной функцией лимбической системы обработке информации исходящей извне ее расщепления и путем установления обратной связи прогноза последующих событии и выработка стратегии и тактики поведения для получения наибольшей выгоды. Эмпатия не есть что-либо застывшее, но процесс в результате которого происходят межличностные контакты, в результате которых человек способен удовлетворять В результате общения происходят изменения и в нейрохимическом статусе каждой из общающихся сторон. Если функция лимбической системы нарушена, автоматически нарушается и способность к эмпатии. Получается порочный круг. Чем более высока у человека способность к эмпатии, тем более он будет стремится к общению, и, таким образом эти способности станут еще большими, и наоборот. Человек с низкими эмпатическими способностями будет избегать общения в результате чего у него будет страдать процесс идентификации и таким образом его витальные потребности удовлетворены не будут. Такие люди склонны к интроспекции и, как правило, склонны к морализаторству болезненной саморефлексии и ощущении, как это называет ряд авторов, снижением чувства собственной достоверности, чувством внутренней пустоты, мертвенности, смерзлости и рассуждательству, а также обладают низким аффективным фоном. К чему ведет сенсорная и эмоциональная депривация известно — частенько к психозу. Такие субъекты рациональны, так как их мышление лишено эмоционального достаточного обеспечения. Порой под влиянием внешних обстоятельств стрессового характера они переходят на другой более высокий уровень экзистенции. После чего у них появляется чувство собственной ущербности. [17]

Тогда, как та крыса, нажимающая на рычаг, они стремятся вновь повысить свой низкий эмоциональный уровень путем приятия психотропных таблеток, участия в различных опасных, связанных с риском делах и. т.п. В своей работе "Заметки об отношении комплекса неполноценности к комплексу вины"  Александр разграничивает психологию чувства вины и психологию чувства неполноценности, т.е. стыда. В психоаналитической литературе той поры термины вина и стыд использовались как взаимозаменяемые; Александер показал, однако, что они имеют различное эмоциональное содержание и совершенно противоположные функциональные результаты. Чувство вины — это реакция на какое-либо неправильное действие, совершенное или замысленное по отношению к другому, что вызывает стремление получить наказание. Виновный человек, таким образом, ищет наказания; далее, его вина, тормозя дальнейшую агрессивность, имеет парализующий эффект. Такая реакция наиболее наглядным образом просматривается у депрессивных больных, заторможенных и отсталых, обвиняющих себя в греховности. Стыд, с другой стороны, — это реакция на, ощущение слабости, неумелости, униженности по отношению к другим. Психологическая реакция на стыд противоположна реакции на чувство вины: она стимулирует агрессивность. Чтобы избавиться от стыда, индивид должен доказать, что он не слаб, что он может победить того, кто его опозорил. Стыд — настолько примитивная реакция, что проявляется даже у животных; но чувство вины может возникнуть лишь тогда, когда у индивида развита совесть, то есть — иначе — когда он осознает и принимает моральные ценности своего круга. Враждебные, агрессивные, отчужденные импульсы вызывают чувство вины; оно в свою очередь подавляет возможность человека утвердится в соревновании с другими. Невозможность самоутвердиться тормозит успешное соревнование с другими, парализует агрессивность и враждебность, которыми впоследствии будут также подавлены чувством вины. Таким путем создается замкнутый круг, лежащий в основе многих невротических расстройств. [18]

Так, Япония является страной, базирующейся на культуре стыда, в то время как США — типичный представитель культуры вины. Как иллюстрирующий факт, за 1980 г. в США произошло 10728 убийств, в то время как в Японии было зарегистрировано 48 случаев.  Риск подвергнуться насильственному нападению в Нью-Йорке в 200 раз выше, чем в Токио. Можно прийти к выводу, что к формированию деструктивного агрессивного поведения могут приводить те или иные особенности тесного взаимодействия между биологическими и социально-средовыми факторами.[19]

Важность социального фактора в нашем поведении трудно переоценить. Все мы находимся под влиянием того "миниобщества", в котором живем. И моральные и социальные факторы, а именно внутренние мотивы и сигналы, которые мы получаем от других людей, могут оказаться более важными, чем поощрение и наказание. Нередко под красивыми терминами подразумеваются простые вещи. Например, термин "преступная субкультура" - это только лишь взаимодействие между членами преступного сообщества. То есть при нахождении субъекта внутри, скажем, городской банды, высота оценки личности другими членами сообщества напрямую зависит от взаимодействия субъекта с социальной средой.

Нарушение законов, издевательство над полицией, участие в преступных акциях - все это формирует уважительное отношение членов сообщества по отношению к субъекту. Нарушение законов внутри банды является нормой группы, и, соответственно, противоречит официальным нормам. Эти положения, на взгляд автора можно использовать и неприменительно к бандам: например подросток, выбирающий бунт по отношению к официальным нормам выбирает альтернативные стандарты альтернативной социальной системы. Последняя просто больше подходит для удовлетворения физиологических и других потребностей субьекта.[20]

Поэтому иногда стоило бы рассматривать преступника не только как сугубо врага общественного правопорядка, но и как человека, который для удовлетворения личностных желаний и стремлений, сформировавшимся на основе многочисленных факторов, описанных в предыдущих главах, осуществляет свой выбор между "конкурирующими законодателями". [21]

Группы, к которым мы принадлежим, и есть, в некотором смысле миниатюрные общества с крохотными "правительствами" и "законами" в каждом из них. Очень часто "правительство", которое находится ближе к человеку, выглядит более угрожающим. К примеру, во многих тюрьмах "воры в законе" и "паханы" вызывают у осужденных больший страх, нежели охранники или надзиратели. Человек, входя в преступную группировку, осуществляет свой свободный выбор. В дальнейшем выбора у него остается все меньше и меньше. Санкции преступной группы могут настигнуть субъекта быстрее, нежели официальные.

Необходимо также учитывать влияние находящихся рядом людей, хотя бы потому, что это влияние находит убедительную поддержку в результатах экспериментов проведенных несколькими учеными в США. Пересказывая коротко суть этих наблюдений, надо отметить что: люди чаще совершают незначительные правонарушения находясь в одиночестве; пешеход, смело переходящий дорогу на красный свет неизбежно увлекает за собой еще несколько человек; напротив, пешеход, строго соблюдающий правила дорожного движения, "останавливает" несколько человек из тех, кто, будучи в одиночестве, нарушил бы правила. И группы, и отдельные люди воздействуют на наше восприятие правил и законов. Равное давление может сильно изменить мышление и поведение. Недооценить роль государства в этом процессе трудно. Законодательная власть самостоятельно оказывает сильнейшее равное давление, а также создает общественное мнение, поддерживающее законность. Несколько десятков лет назад многие рестораны в Соединенных Штатах, и не только на Юге, запрещали вход чернокожим. Появление поправки в Закон о гражданских правах не превратил фанатиков-расистов в людей терпимых. Наверняка, кто был при своих взглядах, то при них и остался. Но государство создало новую ситуацию, когда реальное и воображаемое давление начало действовать на людское мировоззрение. Сегрегационные рестораны оказались вне закона, и в конце концов стали невозможны и немыслимы. Правда, если подойти к проблеме с другой стороны, то не только запретительные действия законодательной власти оказывают положительное влияние на социальную жизнь. К примеру, запреты проституции никогда ни к чему хорошему не приводили.

Заключение

Обзор взаимосвязи между отношениями родителей и ребенка, стилем семейного руководства и агрессивным поведением позволяет сделать вывод, что это факторы, предопределяющие агрессивное поведение ребенка. Особенно это сказывается на детях младшего школьного возраста, т.к. семья  является первым этапом социализации ребенка. Отсюда следует, что работу по коррекции агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями.

Влечение к жестокости распространенно настолько широко, что рассматривается почти как норма. Ницше считал его именно нормой и полагал, что оргии жестокости выступают в качестве фундаментального фактора в истории всего человеческого рода. Подобного рода извращенные влечения, связанные с сексуальной сферой, известны как садизм и мазохизм. Но сексуальная холодность также связана с влечением к причинению страданий, с жаждой власти и могущества, которая проявляется в виде удовольствия от истязаний. Морализаторство также часто бывает проявлением жажды власти и могущества, которая проявляется в виде удовольствия от истязаний. Морализаторство также часто является проявлением жажды власти и желания мучить. Злокачественная агрессия, деструктивное поведение являются составными частями асоциального или антисоциального поведения. По мнению К. Ясперса совершенно иной тип асоциальности развивается как неспособность общаться с другими и приспосабливаться к ситуациям. Субъективно эта неспособность ощущается как нечто весьма мучительное. Любой контакт становится пыткой, и потому человек стремится их избегать, предпочитая уединение. Это и является причиной страданий индивида т.к. подавляя в себе социальные инстинкты, он испытывает тоску по общению и любви. Его асоциальность становится заметна окружающим, которым досаждает им своей неловкостью. Застенчивость перемежается в нем с бесцеремонностью, все его внешние проявления неумеренны, поведение противоречит принятым нормам.

Список литературы

1.     Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. — М., 2003.-569с.

2.     Антонян Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. — М., 2001.-655с.

3.     Басов М.Я.. Методика психологического наблюдения над детьми//Избранные психологические произведения, М.: Наука, 2002.-692с.

4.     Бауэр Т.. Психическое развитие младенца. М.: ИНФРА, 2002. - 318 с.

5.     Бертин А.. Возможности развития. МНПО: Жизнь. 2002.-693с.

6.     Бляхер Л.Я.. История эмбриологии в России 19-20 вв. –М.: Дрофа, 2001.-585с.

7.     Брунер Дж. Психология познания, М.: Жизнь, 2001.-498с.

8.     Валлон А.. Психическое развитие ребенка, М., 2000.-593с.

9.     Выготский Л.С.. Избранные психологические исследования. М.-Л., 2002.-625с.

10.           Докинз Р. Эгоистичный ген. — М.: Мир.2002.-725с.

11.           Запорожец А.В.. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. - М.: Наука, 2002.-498с.

12.           Лисина М.И.Проблемы онтогенеза общения. - М, 2002.-544с.

13.           Лич П.. Младенец и ребенок. – М.: МИР, 2001.-659с.

14.           Лоренц К. Агрессия. — М., 2004.-689с.

15.            Маркузе Г. Эрос и цивилизация. — Киев, 1995 г.

16.           Немов Р.С.. Психология. - М.: Наука, 2001.- 492 с.

17.           Обухова Л.Ф.. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М. 2004.- 569 с.

18.           Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. — М., 2000.-568с.

19.           Пиаже Ж.. Избранные психологические труды. М. ИНФРА, 2002.-597с.

20.           Суботский Е.В.. Ребенок открывает мир. –М. АСТ, 2001.- 206 с.

21.           Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 2002.-397с.


[1] Лоренц К. Агрессия. — М., 2004.-12-23с.

[2] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 2002.-75-93с.

[3] Докинз Р. Эгоистичный ген. — М.: Мир.2002.-159с.

[4] Лисина М.И.Проблемы онтогенеза общения. -М, 2002.-112с.

[5] Немов Р.С.. Психология. - М.: Наука, 2001.-157с.

[6] Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. — М., 2000.-59с.

[7] Антонян Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. — М., 2001.-410с.

[8] Выготский Л.С.. Избранные психологические исследования. М.-Л., 2002.-76с.

[9] Лич П.. Младенец и ребенок. – М.: МИР, 2001.-199с.

[10] Запорожец А.В.. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. -М.: Наука, 2002.-259с.

[11] Пиаже Ж.. Избранные психологические труды. М. ИНФРА, 2002.-139с.

[12] Брунер Дж.. Психология познания, М.: Жизнь, 2001.-155с.

[13] Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. — М., 2003.-78с.

[14] Суботский Е.В.. Ребенок открывает мир. –М. АСТ, 2001.-102с.

[15] Басов М.Я.. Методика психологического наблюдения над детьми//Избранные психологические произведения, М.: Наука, 2002.-59с.

[16] Бертин А.. Возможности развития. МНПО: Жизнь. 2002.-29 с.


[17] Валлон А.. Психическое развитие ребенека, М., 2000.-102с.

[18] Бляхер Л.Я.. История эмбриологии в России 19-20 вв. –М.: Дрофа, 2001.-153с.

[19] Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. — М., 2000.-79с.

[20] Суботский Е.В.. Ребенок открывает мир. –М. АСТ, 2001.-158с.

[21] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 2002.-259с.